Но это принятие благодати «в сердце» не является для человека чем-то автономным, независимым от жизни всей церковной общины. Апостол Лука как раз подчеркивает ту мысль, что в момент Пятидесятницы ученики Христовы были вместе. Они потому и получили Дух, что единодушно пребывали «в молитве и молении» (Деян. 1: 14), «в учении апостолов», «в общении и преломлении хлеба» (Деян. 2: 42). Чтобы восполнить недостаток в общине, они даже выбрали вместо отпавшего Иуды апостолом Матфия (см.: Деян. 1: 26). Первые ученики Христовы прежде всего осознавали себя народом Божиим, собранием призванных в единство по образу Святой Троицы («Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино». – Ин. 17: 21). И поэтому и мы должны осознавать себя единой Церковью, а не группой индивидуалистов, ищущих от Бога только личного освящения. На измерение церковной общины как «общего дела» намекает и главнейшее Таинство Церкви – Евхаристия. Евхаристия – это трапеза, вкушение Пищи и Пития. Однако, как замечает современный греческий богослов Христос Яннарас, «для того, чтобы акт приема пищи стал средством приобщения к жизни [вечной], а не просто обеспечивал эфемерное выживание, необходимо действие Святого Духа, преображение тленной пищи в пищу нетленную» . Чтобы пища и питие человека стали действительно «врачевством бессмертия», во время каждого Евхаристического собрания Церковь, обращаясь к Богу Отцу, призывает Святого Духа для совершения преображения хлеба и вина в Плоть и Кровь Христовы: «Ниспошли Духа Твоего Святого на нас и на эти предлежащие дары, и сотвори этот хлеб – пречистым Телом Христа Твоего, а вино в этой чаше – пречистой Кровью Христа Твоего, преобразив их Духом Твоим Святым». Мы призываем Святого Духа «на нас и на предлежащие здесь дары» для того, чтобы свершилось преображение жизни, чтобы жизнь обрела нетленность, чтобы и сами дары, и всякий причастившийся им человек претворились в новую тварь, неподвластную смерти, – претворились в Тело Христово. Но как Тело Христово – это живой виноградник душ, у которого один Корень и много ветвей, так и благодать Святого Духа действует на человека ровно настолько, насколько он привит к Церкви. Принять Христа как корень лозы – означает принять Святого Духа как ее живительный сок, и наоборот – невозможно искать благодати Духа, отдаляя себя от Христа.

http://pravoslavie.ru/79665.html

О наличии амвона (что буквально значит «возвышение») в христианских храмах прямо говорится в «Апостольских Постановлениях»: «Когда же окончит он (епископ) слово учительное, – говорю я, Андрей, брат Петра, – пусть все встанут, а диакон, взойдя на возвышение , пусть возглашает...» (кн. 8/5). И далее: «...дети пусть станут к амвону ...» (кн. 8/11), и говорится это в связи с причащением. Так происходит в Церкви и до сего дня: верные, начиная с детей, подходят к амвону, где их причащает священник. У протестантов, кстати, также есть, как правило, подобие амвона и солеи – их кафедра и хор располагаются впереди дома молитвы на помосте (возвышении). Правда, протестанты никогда не называют это место своих домов молитвы амвоном или солеёй, и не подходят к нему для участия в своей вечере (хотя христиане всегда причащались у амвона), а принимают хлеб и вино на своих местах. Итак, с одной стороны протестанты подражают Церкви, и в то же время всё отвергают и искажают. Притвор. В ветхозаветном храме был притвор: «Большой двор огорожен был кругом тремя рядами тесаных камней и одним рядом кедровых бревен; также и внутренний двор храма Господа и притвор храма » ( 3Цар.7:12 ). У Церкви, воссозданной и исправленной скинии Давидовой, также есть притвор, и о нём упоминается ещё в «Апостольских Постановлениях» (кн. 8/13). Выше было сказано о духовном смысле притвора. В нём полагается стоять некрещеным и тяжко согрешившим и отлученным от причастия и общения церковного. Эту меру церковного наказания – поставление согрешившего в притвор – нельзя не признать весьма мудрой: с одной стороны грешник не извергается из Церкви совсем, а с другой – стояние в притворе и запрет на молитву в храме с верными очень наглядно даёт ему прочувствовать свой грех и его неизменный плод – извержение из Царства Божия и Богообщения, что даёт грешнику повод и стимул к искреннему покаянию. Протестанты же, естественно, ничего об этом не знают. О церковных светильниках – лампадах и свечах. Необходимой частью ветхозаветного храма был семисвечник: «И сделай светильник из золота чистого; чеканный должен быть сей светильник; стебель его, ветви его, чашечки его, яблоки его и цветы его должны выходить из него; шесть ветвей должны выходить из боков его: три ветви светильника из одного бока его и три ветви светильника из другого бока его; И сделай к нему семь лампад и поставь на него лампады его, чтобы светили на переднюю сторону его» ( Исх.25:31–32,37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Суть же моего вхождения в Церковь в том, что я не свое воспринимаю как озарение, а Божие откровение становится моим, все церковное наследие начинает восприниматься как личное, не узурпированное мною, но ставшее таковым через мое приобщение к нему. Но то-то и оно, что если мое личное не вплетется во всеобщее, я не смогу к этому всеобщему приобщиться, присоединиться, ибо здесь достоинство и синергия всех и каждого при непосредственном Божием руководстве и формируют это церковное пространство 6 . Основой нашего православного Предания, наряду со Словом Божиим, Священным Писанием, является Предание Литургическое, которое разделяет нас в значительной степени с миром католическим и тем более с миром протестантским, то есть с западной традицией (не говоря уже о мире нехристианском и атеистическом). Не зная Церкви, этот мир не может понять и принять Предания. Но Церковь ощущается, как было уже сказано, изнутри и не может быть воспринята без усилия вхождения: стучите, и отворят вам (Мф 7:7). Мы опознаем Предание через выявление, прочтение Божиего замысла об истории, о мире, который мы определяем как Промысл Божий. Это — Промысл Божий, потому что это событие спасительно, и это событие спасительно, потому что это — Промысл Божий, ибо Господь хочет спасения всякого человека, всего мира. Литургия спасительна, потому что на ней хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Спасителя, а ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин 6:54–56). Она спасительна, потому что на ней собирается вся Церковь, как частички вокруг Агнца на дискосе, своей круглой формой символизирующем собрание верующих, экклесию. Эти частички во время проскомидии вынимаются из просфор как за живых, так и за усопших, то есть за всех 7 , а не за часть Церкви, несмотря на то, что наша человеческая память ограничена, и мы не можем во время помина припомнить всех. Собираясь вокруг Агнца, камня, отвергнутого строителями (см. Пс 117:22), они, формируя конус, напоминают известную картину Верещагина, но если у художника груда черепов в пустыне — это Апофеоз войны, то частички на церковном сосуде — это Апофеоз жизни и бессмертия, ибо у Бога — все живы 8 .

http://pravmir.ru/zhiznennost-predaniya/

11– Греческий подлинник, а за ним славянский и русский синодальные тексты читают: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя». Новый перевод совершенно произвольно берет настоящее время: «Нет среди рожденных женами большего, чем Иоанн Креститель». 11– Синодальный перевод: «Пришел Сын Человеческий, ест и пьет, и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам». Новый перевод вульгаризирует: «вот человек, охотник поесть и выпить» – передача, близкая к фельетонной. 12:14, 18, 20, 24, 27, 33, 41, 42, 46, 48, 49, 50. Отступая от греческого подлинника, новый перевод допускает следующие произвольные искажения: вместо «имели совещание» ( συμβουλιον) против Него» вводится: «приняли против Него решение» (14); вместо «народам суд» ( κρσιν τοις θνεσιν) предлагается: «правосудие язычникам» (18, 20); вместо «силою вельзевула» просто «вельзевулом» (24, 27); вместо «признайте ( ποισατε) дерево хорошим» дается «назовите дерево хорошим» (33); вместо «на суд» ( ν τη κρι σει) читается «в день суда» (41, 42); вместо «Матерь» вносится «Мать» (48–50). 13– Принятый церковный текст читает: «Иное упало на места каменистые ( επ τ πετρδη), где не много было земли». Новый перевод предлагает свое чтение: «другие же упали на камень, где не много было земли», что далеко от подлинника и лишено внутреннего смысла, так как на камне совсем не бывает ни земли, ни растений. 13– В греческом подлиннике, а за ним в славянском и Синодальном русаком переводе мы имеем: «Ибо огрубело ( παχνθη) сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не ( μποτε) увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их». В новом переводе этот стих гласит: «Ибо обросло жиром сердце народа этого, и ушами они едва слышат, и глаза свои они закрыли, чтобы не увидеть глазами и ушами не услышать и сердцем не уразуметь и не обратиться, и Я исцелю их». Приведенное место принадлежит к числу наиболее типичных в смысле произвольного обращения составителей нового перевода с подлинником.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

13. А вместе и бездельныя приучаются они обходить дома, говоря также то, чего не должно. 14. Потому лучше желаю, чтобы молодыя (вдовы) вступали в брак, да не подадут никакого повода сатане для хуления. 15. Ибо многия (вдовы) уже совратились в след сатаны. 17. Хорошо умеющие управлять народом пресвитеры двойной чести пусть удостаиваются сравнительно с теми товарищами их, кои ниже их по делам своим, - особенно трудящиеся в слове и учении. 18. Ибо о них написано в законе: не заграждай рот вола молотящаго (Втор.25:4), - и в Новом (Завете) сказано: достоин (есть) работник мзды своей (Лк.10:7; Мф.10:10). 19. Против пресвитера обвинение тайно отнюдь не принимай, но не иначе, как при двух или трех свидетелях. 21. Во всем, что ты делаешь, ничего не делай по пристрастию, чтобы подчинялись тебе, - и при удовлетворении прошений не оказывай (пред)почтения ходатайству знатных лиц. 22. Рук поспешно, без испытания, ни на кого не возлагай и не приобщайся грехам тех, кого ты поставляешь. 24. Некоторых людей грехи явны суть для них самих, предшествуя пред ними к судилищу судьи, - а у тех, кои поспешают возложением рук, грехи их не только идут пред ними и вместе с ними, но и последуют за ними, то есть и после себя они оставляют беззакония тех, коих поставили на должность (церковную). 23. Отныне не одну только воду пей, не скажу и того, чтобы ты пил вино, - но немного (вина) пей, ради желудка твоего и частой твоей немощи, - слаб он сделался от многих постов, - а также ради многочисленных немощей, кои непрестанно посещают тебя по причине болезни желудка твоего. Глава VI 1-2. Сверх того поучай, чтобы все, кои под игом рабства находятся, да почитают господ своих достойными всякой чести, - особенно тех, кои вместе с ними подчинены игу Христову. 3-5. Если кто иначе, по чужому закону, чему либо учит своевольно, и не следует здравомысленным словам Господа нашего и учению о благочестии, то есть не повинуется учению, состоящему в делах праведности: тот напыщен гордынею от собственных своих измышлений и ничего истинного не знает, но болеет страстью к состязаниям и словопрениям, от коих происходят зависть и распри и другие последствия; - они развращают умы людей, порождая незаконное учение, - лишены истины и правду Божию, то есть истинную проповедь о Боге, обратили как бы в промысел. Ты же избегай их, чтобы не приразилось к тебе их корыстолюбие.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1078...

13. А вместе и бездельныя приучаются они обходить дома, говоря также то, чего не должно. 14. Потому лучше желаю, чтобы молодыя (вдовы) вступали в брак, да не подадут никакого повода сатане для хуления. 15. Ибо многия (вдовы) уже совратились в след сатаны. 17. Хорошо умеющие управлять народом пресвитеры двойной чести пусть удостоваются сравнительно с теми товарищами их, кои ниже их по делам своим, – особенно трудящиеся в слове и учении. 18. Ибо о них написано в законе: не заграждай роли вола молотящаго ( Втор 25:4 ), – и в Новом (Завете) сказано: достоин (есть) работник мзды своей ( Лк. 10:7 ; Мф 10:10). 19. Против пресвитера обвинение тайно отнюдь не принимай, но не иначе, как при двух или трех свидетелях. 21. Во всем, что ты делаешь, ничего не делай по пристрастию, чтобы подчинялись тебе, – и при удовлетворении прошений не оказывай (предпочтения ходатайству знатных лиц. 22. Рук поспешно, без испытания, ни на кого не возлагай и не приобщайся грехам тех, кого ты поставляешь. 24. Некоторых людей грехи явны суть для них самих, предшествуя пред ними к судилищу судьи, – а у тех, кои поспешают возложением рук, грехи их не только идут пред ними и вместе с ними, но и последуют за ними, то есть и после себя они оставляют беззаконния тех, коих поставили на должность (церковную). 23. Отныне не одну только воду пей, не скажу и того, чтобы ты пил вино, – но немного (вина) пей, ради желудка твоего и частой твоей немощи, – слаб он сделался от многих постов, – а также ради многочисленных немощей, кои непрестанно посещают тебя по причине болезни желудка твоего. Глава VI 1 – 2. Сверх того поучай, чтобы все, кои под игом рабства находятся, да почитают господ своих достойными всякой чести, – особенно тех, кои вместе с ними подчинены игу Христову. 3 – 5. Если кто иначе, по чужому закону, чему-либо учит своевольно и не следует здравомысленным словам Господа нашего и учению о благочестии, то есть не повинуется учению состоящему в делах праведности, – тот напыщен гордынею от собственных своих измышлений и ничего истинного не знает, но болеет страстью к состязаниям и словопрениям, от коих происходят зависть и распри и другие последствия; они развращают умы людей, порождая незаконное учение, – лишены истины и правду Божию, то есть истинную проповедь о Боге, обратили как бы в промысел. Ты же избегай их, чтобы не приразилось к тебе их корыстолобие.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

23). По преданию, Богородица занималась рукоделием, учила грамоте местных детей. Она по-прежнему пребывала в молитве и богомыслии. Каждый год все Семейство отправлялось - по существующему религ. обычаю - в Иерусалим на праздник Пасхи. Во время одного из подобных путешествий уже покинувшие храм Иосиф и Богородица не заметили, что отрок Иисус, Которому было тогда 12 лет, остался в Иерусалиме. Они думали, что Иисус идет в Галилею с к.-л. из их родственников или знакомых; не найдя Его среди них и будучи обеспокоены этим, Иосиф и Богородица возвратились в иерусалимский храм. Они нашли здесь Иисуса, беседующего с иудейскими учителями, поражавшимися присущей Ему не по летам мудрости. Богородица сказала Ему о той скорби, к-рая охватила Ее и Иосифа, когда они не нашли Его среди соплеменников. Господь ответил Ей: «Зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк 2. 49). Тогда они не поняли смысла сказанных Господом слов. И все же Богоматерь сохранила все Его слова в Своем сердце, смутно предугадывая то будущее, что ожидает Ее Сына и Саму Богородицу (Лк 2. 41-51). В соответствии с Церковным Преданием, через неск. лет после этого события умер Иосиф. Теперь о Христе и Его братьях (в согласии с вост. экзегетической традицией, детях Иосифа от первого брака - Euseb. Hist. eccl. II 1. 2; Theoph. Bulg. In Matth. 13. 56; см.: Мерзлюкин. С. 25-26) заботилась Богоматерь. После Крещения Господня и 40-дневного поста в пустыне Сын Божий оказался вместе со Своей Матерью на брачном пире в Кане Галилейской. Здесь Богородица попросила Его утешить испытывавших недостаток в вине пирующих и явить ради этого Свою Божественную силу. Господь сначала ответил, что Его час еще не настал, а затем, видя полное упование Богородицы на всемогущество Божественного Сына и из почтения к Ней ( Ioan. Chrysost. In Ioan. 2. 4), чудесным образом претворил воду в вино (Ин 2. 1-11). По преданию, вскоре после пребывания на браке в Кане Богородица по воле Сына переселилась в Капернаум ( Ioan.

http://ruskline.ru/analitika/2013/09/20/...

255 Опровержение возражений Сектанты (хлысты) говорят: 1) законный церковный брак ведет к погибели, так как «закон ничего не довел до совершенства» ( Евр.7:19 ). В указанном месте ( Евр.7:19 ) апостол говорит о ветхозаветном законе (Моисеевом), который, предписывая заповеди, не давал сил к исполнению их и не мог потому делать людей совершенными. О браке здесь нет речи. В том же послании апостол так вразумляет христиан: «брак у всех да будет честен, и ложе, – непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» ( Евр.13:4 ; ср. Еф.5:32 ; 1Кор.7:1–11 ). По учению апостола (ср. 1Кор.5:1, 11, 6:9, 18–20 ; Еф.5:5 ), разврат ведет к погибели, а не честный брак, Церковью освященный. «Был также зван Иисус», – поучает святой Иоанн Златоуст , – «и ученики Его на брак. Пошел ли или не пошел? Ясно, что отправился. Итак, если Он пошел, то каким же образом брак будет дурным? И ты не имеешь оправдания. Я же не только говорю, что Он пошел, но и принес дары, так как превратил воду в вино...Господь твой прибыл на брак и прославил брак, а ты бесчестишь брак и говоришь, что брак служит препятствием. Он не есть какое-либо препятствие для благочестия. Хочешь узнать, что нисколько не вредно иметь жену и детей? Не имел ли жены и детей Моисей? Не с Моисеем ли беседовал Бог ? Видишь, что и Петр (апостол) имел жену. Не клевещи же на брак... 256 Если бы, возлюбленный, брак и воспитание детей были препятствием на пути добродетели, то Создатель всяческих не ввел бы брака в жизнь нашу, дабы мы не терпели вреда в вещах нужных и самых необходимых. Но так как брак не только не препятствует нам в богоугодной жизни, если мы хотим бодрствовать, но и доставляет нам великое пособие к укрощению пылкой природы, не позволяя волноваться морю, но непрестанно побуждая ладью плыть в пристань, то поэтому Бог и даровал такое утешение человеческому роду». 257 2) «Имеющие жен должны быть, как не имеющие» ( 1Кор.7:29 ), т.е. женатые должны жить с женами, как с сестрами, а неженатые не должны жениться. Апостол, исполненный Святого Духа ( 1Кор.7:40 ), не мог говорить то «да», то «нет» ( 2Кор.1:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

26, 26. «хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий» – слова напоминают возглас торговца, объявляющего цену на рынке. Греческое слово «χοινιξ», «хиникс», происходит от глагола «χω», «сыпать», и в античности означало меру зерна, необходимую для дневного пропитания, буквально дневной рацион. Объем хиникса составлял около одного литра. Динарий – римская монета, по своему достоинству приблизительно равная дневному заработку наемного работника. Обычно за динарий можно было купить 12 мер пшеницы или 40 мер ячменя. Здесь же сказано соответственно об одной и трех мерах, что свидетельствует о повышении цен на хлеб, а значит и на прочие продукты и товары, в 10 – 15 раз. Это, конечно, есть признак нужды, скудости и голодной жизни. «елея же и вина не повреждай» – некоторые под этим разумели таинства Церкви, указывая, что елей и вино есть вещества, используемые для церковных таинств. Если это так, то смысл слов следующий: в любой скудости и испытаниях таинства Церкви остаются неповрежденными, и источники Благодати от людей не закрываются. 7 И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри. «четвертого животного» – подобного орлу. 8 И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя " смерть " ; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли – умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными. «бледный» – главными значениями слова «χλωρς» являются «зеленый» или «зеленовато-желтый». Это цвет лица покойника. «которому имя смерть» – смерть является итогом действия четвертого всадника и, может быть, также двух предыдущих.  «и ад следовал за ним» – для не усвоенных Христу людей за смертью неизбежно следует ад. «власть над четвертою частью земли» – вероятно, это следует понимать не буквально, но символически: как власть над некоторой, довольно значительной, частью земли. «мечом» – в результате войн, социальных конфликтов и проч. «мором» – смертью от болезней.  «зверями земными» – может быть, имеется в виду пожирание человеческих трупов собаками, крысами, хищными птицами и т.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

2.2. Путешествие в Египет 2.3. Разделение с Лотом 2.4. Встреча с Мелхиседеком Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета 2.2. Путешествие в Египет Продвигаясь на юг страны, Аврам был вынужден по причине голода совсем оставить Палестину и уйти в Египет. Здесь, опасаясь быть убитым из-за красивой жены, он представляет ее как свою сестру. Это не было ложью, т.к. она действительно была его единокровной сестрой (Быт. 20:12), но и не было полной правдой. Вверяя свою судьбу и судьбу Сары в руки Божии, Аврам, предвидя неизбежность разлучения, предохраняет египтян от посягательства на убийство. 2.3. Разделение с Лотом Через некоторое время после прихода в Палестину Аврам разделился с Лотом. Когда умножились их стада, возникли трения между пастухами, тогда Аврам предложил Лоту: «да не будет раздора между мною и тобою..., отделись же от меня: если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево» (Быт. 13:8-9). Субординация нарушена, поскольку он как старший вполне имел право на этот выбор. Тем не менее, он его предоставляет Лоту, и Лот, как мы видим, скромно выбирает себе лучшую землю – нижнюю часть долины Иордана. Аврам полностью доверяет Промыслу Божьему и на этот выбор Лота соглашается. И после того, как Лот отделяется, «сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него: возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу. Ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки» (Быт. 13:14-15). После того, как Лот отошел, он отошел и от соучастия в этом обетовании. 2.4. Встреча с Мелхиседеком Дальше рассказано о том, как союз четырех царей захватывает Содом и Гоморру, уводит оттуда с собою пленников, в том числе и Лота. Аврам, взяв 318 слуг, догоняет этих царей, устраивает ночной разгром и возвращает из плена Лота и содомских царей, от которых, однако, отказывается брать какое-либо вознаграждение. Возвращаясь, Аврам встречается с Мелхиседеком – таинственной фигурой Ветхого Завета. Царь, о котором ни до, ни после этого эпизода ничего не говорится в ветхозаветной истории, вдруг появляется на пути возвращавшегося Аврама: «Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино. Он был священник Бога Всевышнего. И благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. [Аврам] дал ему десятую часть из всего» (Быт. 14:18-20).

http://sedmitza.ru/lib/text/430847/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010