Слова Христовы, сказанные Им тогда, повторяются на каждой Литургии: «Примите, ядите: сие есть Тело Мое, за вас ломимое во оставление грехов и пейте из нее (Чаши) все, ибо сие есть Кровь Моя, за многих изливаемая во оставление грехов».  Мы верим, что всякий раз в ответ на прошение всех нас, молящихся в храме, Святой Дух сходит на хлеб и вино, и они становятся подлинными Телом и Кровью Господа Иисуса Христа, по виду и вкусу оставаясь хлебом и вином. Вкушая их, мы веруем, что, по слову Христову, ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в Нем (Ин. 6: 56). В этом и заключается таинство Евхаристии или Причастие. Мы верим, что после смерти воскреснем вслед за Христом, и тогда смерть уже не будет иметь над нами никакой власти. Мы вечно пребудем с Господом – Жизнью и Источником жизни. Человек, отходя от Бога, постепенно черствеет сердцем. Причащаясь, мы снова и снова воссоединяемся с Церковью, называемой также Телом Христовым. Что такое Литургия? В храме совершаются разные богослужения, но центром всей церковной жизни, как и жизни каждого христианина, безусловно, является Литургия . Если бы не существовало Литургии, бессмысленно было бы вообще совершать какие-либо службы, потому что без Литургии отсутствует и Церковь как таковая . Именно во время Литургии совершается главное таинство нашей веры – Причастие, или Евхаристия, когда хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Христовы, и причащаясь, мы воссоединяемся со Христом не только духовно, но и телесно. Нужно ли готовиться к Причастию? В Ветхом Завете есть такой эпизод. Моисей попросил Бога: Покажи мне славу Твою. И сказал [Господь]: Я проведу пред тобою всю славу Мою И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых (Исх. 33: 18–22). Представим, что существуют люди, которые всю жизнь прожили в темной пещере. Что случится, если они выйдут из тьмы наружу, где светит яркое солнце? Они попросту ослепнут. А Бог и есть свет, и нет в Нем никакой тьмы (1 Ин. 1: 5).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Сняв же Евангелие с головы больного, дает ему поцеловать его. И начинает последование, положенное на случай, если доведется немедленно преподать Св. Причастие тяжелобольному. Если же нет, то: Слава: И ныне: Господи, помилуй (трижды). Благослови. И отпуст: Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере; силою Честнаго и Животворящаго Креста; святаго славнаго и всехвальнаго апостола Иакова и перваго архиерея Иерусалимскаго, брата Божия, и всех святых, спасет и помилует нас, яко Благ и Человеколюбец. 1. Богословские и библейские основания таинства Елеосвящения Согласно определению составленного святителем Филаретом Московским Катехизиса, «Елеосвящение есть таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные». По словам святителя Симеона Солунского , «елей [таинства] есть елей святой по силе священнодействия и исполнен божественной силы, и вместе с тем как умащает чувственно, он просвещает и освящает и души, укрепляет силы, как телесные, так и духовные, исцеляет раны, уничтожает болезни, очищает от нечистоты греховной и имеет силу подавать нам милость Божию и умилостивлять Его». В древности елей, то есть масло оливкового дерева, использовался очень широко. В Ветхом Завете о нем говорится и как о важнейшем продукте питания, и как о неотъемлемой принадлежности храмового богослужения (хлеб, входивший в состав жертвоприношений, изготовлялся с добавлением елея, елей горел в лампадах Храма, им помазывались священники при их поставлении, а также жертвенники и принадлежности Храма и т.д.), и, наконец, как о лекарстве (см., напр., Ис.1:6 ). Помимо того, елей наделялся символическим значением – как знак милости Божией и радости о жизни по заповедям. В культуре античности елей также занимал важное место, особенно в медицинской практике. Именно елей, а также вино, описаны как врачебное средство в притче Господа нашего Иисуса Христа о милосердном самарянине: «Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым... Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино» ( Лк.10:30, 33–34 ). Итак, с внешней стороны таинство Елеосвящения тесно связано с древней практикой врачевания ран и болезней при помощи помазания елеем. Но церковное таинство к этой практике отнюдь не сводится. Согласно Евангелию, апостолы, по повелению Христову, «многих больных мазали маслом и исцеляли» ( Мк.6:13 ). Очевидно, что эти исцеления совершались не просто благодаря медицинским свойствам елея, но благодатью Божией, так как апостолы исцеляли силой и властью, полученной от Самого Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Сопутствуя Евхаристическому таинству, проскомидия является одним из древнейших христианских священнодействий – будучи приношением и приготовлением к Св. Евхаристии. Вероятно, можно сказать, что в некотором смысле мы усматриваем проскомидийный момент уже на самой Тайной вечере: ведь кто-то принес необходимые вещества для Божественной трапезы и кто-то приготовил, в смысле – намеренно отобрал именно эти вещества и именно такого состава (почему Церковь, как мы имели возможность убедиться, уделяет столь серьезное значение тому и другому). Можно даже усмотреть повеление Господне на проскомидию, когда «послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху» ( Лк.22:8 ). На примере проскомидии мы также познаем, насколько важно и ответственно священническое и диаконское служение – в связи с прикосновением – таинственно – священнослужителей к тайне рождения Богочеловека и искупления нас Им, в связи с прикосновением к Самому Христу, к Самому Богу, – через воспоминание событий 2000-летней давности, через хлеб и вино, которые затем станут истинными Телом и Кровью Христа. Как это может быть? «Тайна сия велика» ( Еф.5:32 ), – можно ответить словами ап. Павла. Доказать кому-либо эту тайну посредством логики невозможно, ибо «истинность церковного учения подтверждается не столько логическими доказательствами, сколько внутренним опытом» 83 , ибо «все теоретические сомнения исчезают не столько от доводов разума, сколько от полноты чувствования» 84 . «Полнота чувствования» – вот что должен иметь каждый человек для понимания священнодействия проскомидии, для того, чтобы соединиться со Христом здесь и сейчас, для того, чтобы иметь возможность соединиться с Ним в обетованном Царствии Небесном, для того, чтобы на нас исполнились Его слова: « Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» ( Мф.26:29 ). Список литературы 1999 г. Примечания: 1 Скабалланович М., проф. Толковый Типикон. Вып. I. – Киев, 1910 (М., 1995). С. 18.

http://azbyka.ru/proskomidiya-ee-chinopo...

Социальная несправедливость заставляет, подталкивает некоторых людей пользоваться услугами всемирного Вавилона, и это – форма отступничества от Христа. Общение со всемирным Вавилоном – это участие в коллективных грехах тех людей, которые составили заговор против Бога и против Помазанника Его. Как сказано в Псалтири: «Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его» ( Пс.2:2 ). Слова: «елея же и вина не повреждай» истолковываются следующим образом. «Словами же: “елея и вина не повреждай”, указывают, что из-за страха не следует отвергать Христово врачевание, оставляя без него уязвленных грехом и впавших в разбой и тем допуская смерть к похищению тех, которые имеют побороть свое грехопадение по милости долготерпеливого великого Бога». Елей – это то, чем совершается елеопомазание в Таинстве соборования перед большими праздниками. Вино – это то, что приносится в алтарь для пресуществления во время Божественной Евхаристии. Пшеница, о которой мы читали выше, – это то, что используется для изготовления хлеба, который тоже приносится в алтарь и во время пресуществления становится Телом Христовым. То есть, мы должны принимать елей, вино и хлеб на храм, на наши духовные нужды, не повреждая их. Что значит «не повреждая»? Это значит: нельзя принимать милостыню на духовные нужды от нечестивых людей. Поэтому я немножко с подозрением отношусь к тем храмам, где все сияет, все уже восстановлено, всё в самом лучшем виде. Откуда в наше время можно достать такие средства? И я спокойно отношусь к храмам, где есть какие-то материальные проблемы, это сразу показывает нам то, что эти храмы созидаются за счет верующих, а не за счет тех воров-бизнесменов, думающих отгородиться от Божьего гнева церковными стенами, которые они восстанавливают. Не отгородятся они от Божьего гнева стенами, которые они восстанавливают, потому что в Писании, в 4 Книге Царств сказано: «Серебро за жертву о преступлении и серебро за жертву о грехе не вносилось в дом Господень: священникам оно принадлежало» ( 4Цар.12:16 ). Принимать на храм такие пожертвования, которые от греховной жизни даются, нельзя.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

«Теперь ваше время и власть тьмы», — говорит Христос иудейским первосвященникам, и сатана в злобной радости подтверждает это. Ему нетрудно было поднять против Христа иудейские власти, потому что они давно уже сделали выбор в пользу того, что для них важнее, чем Христова любовь. Сатане удалось внушить иудеям, что если они будут следовать этой любви, придут римляне и не дадут им поклоняться Богу, как они хотят. И они взяли Христа, осудили Его за богохульство и приговорили к распятию. Теперь очередь была за Пилатом. «Еще одна смута у этих иудеев — и римский император лишит тебя твоего прокураторства», — нашептывал ему сатана. И хотя Пилат был убежден в невиновности Христа, боясь за себя, он предал Его на распятие. Перед нами — явление всего зла, какое есть в мире, которое совершается через людей. Через людей, занимающих разное положение в церковном и светском обществе и служащих сатане. Мы знаем все подробности того, что произошло тогда в Гефсимании и на Голгофе. Место, где был распят Господь, называется Голгофа, «краниево место», «место, где черепа». Там обычно совершались казни преступников. Во всех отношениях Он с беззаконными вменился, и Его прибили гвоздями ко Кресту. Совершилось страшное зло, которое мы не можем постигнуть, и каждая подробность этого злодеяния открывает новую глубину бездн сатанинских. В обычае было давать приговоренному к смерти вино, смешанное со смирной. Оно было горьким и должно было затуманить сознание умирающего от боли. «И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял» (Мк. 15, 23). В другом Евангелии мы читаем: «Дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить» (Мф. 27, 34). Христос вкусил его, приняв и эту горечь. Но не захотел пить, показав, что Он не нуждается в облегчении такого рода боли. Перед лицом смерти Господь был в наготе, как в час Крещения, и об одежде Его воины метали жребий, кому что достанется, делая забаву из Его страданий. Над головой распятого Христа была надпись Его вины: «Царь иудейский». Пилат хотел посмеяться над Ним, как над шутовским царем, а может быть, над иудеями, которые не заслуживали лучшего царя.

http://moral.ru/vozrastaet-zlo/

У Жаклин, которая много лет назад начинала «Ковчег» вместе со мной, сейчас болезнь Паркинсона. Мы не могли ее взять в общину, и она живет в доме для престарелых. Я навещаю ее так часто, как только могу. Но то, что действительно придает ей жизнь, это когда я ей говорю: «Мне очень нужно, чтобы ты приносила то, чем ты живешь, как молитву за нас». По мере того, как мы становимся слабее и беднее, мы призваны все больше верить, что всякое моление бедного – это подлинное моление к Богу. Бог слышит моления бедных. Верит ли церковь в святость людей с ограниченными способностями? Некоторые люди считают, что Церковь должна делать добрые дела для бедных. Но верим ли мы в их святость? Я очень огорчаюсь, когда люди мне говорят: «Вы делаете хорошее дело». Мне совсем не важно, делаю ли я хорошее дело. Мне важно церковное видение общинности, мне важно жить в общине, основанной на Евангелии, вместе с людьми с ограниченными способностями. Мы – братья и сестры друг другу, и Иисус призывает нас стать из пирамидального сообщества – телом. Один из очень важных для «Ковчега» евангельских отрывков – Лк. 14:12–14, где Иисус говорит: «Когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых». Не зови тех, с кем вы, как обычно, будете восхвалять друг друга. Что делают люди, когда зовут гостей? Они приглашают родственников. И тогда один говорит другому: «Ты – супер». А другой отвечает: «Нет, это ты – супер. Ты в прошлый раз дал мне хорошее вино. А в следующий раз я тебе дам хорошее вино». Это аристотелевское представление о дружбе – взаимообмен между равными. А Иисус говорит: «Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных». Тебе воздастся в валюте Царства. Если ты становишься другом кому-то, кто отвержен, то совершаешь работу единения. Ты собираешь людей вместе. Ты делаешь Божью работу. Аристотель говорил, что для того, чтобы стать друзьями, нужно вместе съесть мешок соли. Еда и любовь близко связаны друг с другом. Первую пищу мы, человеческие существа, получаем у материнской груди. Мы получаем любовь и безопасность и – одновременно – питание. Одна из самых худших книг, которую я видел, была о том, как научить людей с ограниченными способностями вести себя во время еды. Каждая страница в ней говорила о том, как «правильно» есть. Когда я ее почитал, я сказал: «У них всех будет или запор, или понос!»

http://predanie.ru/book/219487-zhit-mirn...

Хотя в Евангелии и не указано, но, по-видимому, на браке в Кане Галилейской вина не хватило как раз в этот ответственный момент. Возможно, что в связи с приходом Иисуса на брак, гостей явилось больше, чем ожидали. Этого не предусмотрел распорядитель пира. И Матерь Иисуса как будто чувствовала Себя отчасти ответственной за затруднение, которое произошло в семье Ее друзей. Поэтому Она и обратилась к Сыну, но Он сказал Ей: «Что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой» ( Ин.2:4 ). Однако Пресвятая Дева почувствовала, что Сын Ее не оставит без помощи бедных людей, семейная радость их не будет омрачена. Она сказала служителям: «Что скажет Он вам, то сделайте» ( Ин.2:5 ). «Было же… шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира» ( Ин.2:6–8 ). И когда они почерпнули и принесли, то вода оказалась вином. Чудо поразило распорядителя пира и самого жениха и гостей – учеников Христа. «Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его» ( Ин.2:11 ). В этом чуде проявилась милосердная любовь Спасителя и Матери Божией к людям в их затруднениях в обычной семейной жизни. Своим присутствием и чудотворением на браке Христос освятил и благословил семейную жизнь человека и в то же время укрепил веру учеников Своих в Себя. Евангелие о чуде в Кане обычно читается при церковном таинстве Венчания. После этого священник предлагает жениху и невесте испить общую чашу вина. Это означает начало их общей жизни и единства в любви Христовой. На браке в Кане Галилейской Христос претворил воду в вино и сделал всех участниками радостного и светлого земного веселия; а на Тайной вечере Он претворил вино в кровь Свою и, дав испить из общей Чаши Своим ученикам, сделал их членами Своего Пречистого Тела и участниками Небесного пира. Отсюда христианский брак свято чтится Церковью как нерасторжимое и благословенное единство во Христе мужа и жены. Исцеления больных ( Мф.8:2–4; 12, 10–13 ; Мк.1:29–34, 40–45; 2, 1–12; 3, 1–5; 10, 46–52 ; Лк.5:12–14 ; Ин.4:46–53; 5, 1–15 )

http://azbyka.ru/deti/novy-j-zavet-v-izl...

Хотя в Евангелии и не указано, но по-видимому, на браке в Кане Галилейской вина не хватило как раз в этот ответственный момент. Возможно, что в связи с приходом Иисуса на брак, гостей явилось больше, чем ожидали. Этого не предусмотрел распорядитель пира. И Матерь Иисуса как будто чувствовала себя отчасти ответственной за затруднение, происшедшее в семье ее друзей. Поэтому Она и обратилась к Сыну, но Он сказал Ей: «что Мне и Тебе, жено? Еще не пришел час Мой». Однако Святая Дева почувствовала, что Сын Ее не оставит без помощи бедных людей, семейная радость их не будет омрачена. Матерь Его сказала служителям: «что скажет Он вам, то сделайте». «Было же здесь шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: «наполните сосуды водой». И наполнили их до верха. И говорит им: «теперь почерпните и несите к распорядителю пира...» И когда они почерпнули и принесли, то вода оказалась вином. Чудо поразило распорядителя пира и самого жениха и гостей – учеников Христовых. «Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его» ( Ин. 2:1–11 ). В этом чуде проявилась милосердная любовь Христова и Матери Божией к людям в их затруднениях в обычной семейной жизни. Своим присутствием и чудотворением на браке – Христос освятил и благословил семейную жизнь человека и в то же время укрепил веру учеников Своих в Себя. Евангелие о чуде в Кане обычно читается при церковном таинстве венчания. После этого чтения священник предлагает жениху и невесте испить общую чашу вина. Это означает начало их общей жизни и единства в любви Христовой. На браке в Кане Галилейской Христос претворил воду в вино и сделал всех участниками радостного и светлого земного веселья; а на Тайной Вечери Он претворил вино в кровь Свою и, дав испить из общей чаши Своим ученикам, сделал их членами Своего Пречистого Тела и участниками небесного пира. Отсюда христианский брак свято чтится церковью, как нерасторжимое и благословенное единство во Христе мужа и жены.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Положение второе Какие существуют виды Предания? Предание делится на многие виды, среди которых наиболее важны Божественные, Апостольские и Церковные Предания. Божественные Предания называются так потому, что они берут начало от Самого Христа, тайно учившего Своих Апостолов. Об этом учении явственно не сказано и, в частности, о нем не говорится в Священном Писании, если только не в самом общем виде в Деяниях Апостолов, где сказано: которым и явил Себя живым (Христос Апостолам), по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием ( Деян. 1, 3 ). Такова суть Предания о служении и совершении Святых Таинств, о том, как их должно совершать и освящать, о чем мало сказано в Священном Писании, и мы знаем о них только из Божественного Предания. Поэтому Апостол Павел говорит Коринфянам о Таинстве Евхаристии: Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал ( 1Кор. 11, 23 ). Предания называются Апостольскими, поскольку пришли от Апостолов, наставлявшихся Святым Духом. Таким является пост святой четыредесятницы и другие посты, о которых 69 Апостольское правило гласит: «Если кто из епископов, или пресвитеров, или диаконов, или иподиаконов, или чтецов, или певцов, в четыредесятницу, то есть в великий пост, не постится, а также в течение года, по средам и пятницам, да будет извержен, если только ему не препятствует в совершении постов телесная болезнь, ибо по немощи разрешается для укрепления сил вкушать масло и вино. Если же не постится мирской человек, да будет отлучен». Смотри Кормчую книгу, лист 19, на обороте. Апостольские предания от Божественных отделяет сам Апостол Павел, говоря: не я повелеваю, а Господь ( 1Кор. 7, 10 ), и ниже: Прочим же я говорю, а не Господь ( 1Кор. 7, 12 ). Церковные Предания представляют собой давние церковные обычаи, берущие начало от пастырей и учителей, часто же и от самого народа, и по общему согласию имеющие силу закона. Молиться к востоку, ограждать себя крестным знамением, освящать воду и тому подобное – все это относиться к Церковным Преданиям. О таковых Апостол Павел говорит: А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии ( 1Кор. 11, 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Вообще же из того достоверного факта, что как Пашков, так и его последователи никогда не приобщаются св. тайн Христовых в православной Церкви, можно заключать об отрицании пашковцами таинства причащения! Впрочем, пашковец Никанор Орехов совершал обряд причащения в своем доме, причем вино было налито в чашку, а пшеничная булка изображала тело Христово; подобным способом Орехов причащался сам и причащал своих последователей крестьян села Ладьина 63 . Что касается до учения о Церкви и о церковной иерархии, то в этом отношении Пашковцы обнаружили если не вполне отрицательные взгляды, то, по крайней мере, полуотрицательные и несогласные с православным учением. Вот как определяется понятие о Церкви в брошюре «Краткое руководство к чтению Нового Завета» (стр. 11): « Церковь есть собрание или общество верующих в одном месте; все христиане вместе тоже называются церковью». Как видим, понятие о Церкви дается самое общее без необходимых частных её понятий – о таинствах и церковной иерархии. Несколько полнее определяет ее сам Пашков в своем письме к протоиерею И. Л. Янышеву от 30 апреля: « Церковь Бога живого есть столп и утверждение истины ( 1Тим. 3:15 ), есть тело Христово ( 1Кор. 12:27 ), состоящее из живых членов, т.е. верующих во Христа, искупленных Им, принадлежащих Ему и любящих Его, из членов, уже почивших во Христе, живущих в настоящее время и всех тех, которых Господь присоединит в будущем к своему телу. Авторитета её я не могу не признавать; благодарю Господа моего и Спасителя, что могу себя почитать принадлежащим к Церкви Его, в которой Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями к совершению святых на дело служения, для созидания тела Христова, доколе все приидем в единство веры и познания Сына Божия... ( Еф. 4:11–13 ). Я не могу и не желаю отвергать, что эти особые дары Духа Святого даются избранным Его на дело Его служения» 64 . Но и это бьющее на эффект и растянутое определение Церкви не может быть признано вполне согласным с православным учением, так как в нем нет упоминания о необходимейшем признаке Церкви – об иерархии.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sekta-pa...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010