евангелистов можно предположить, что «пасхой» называется и день, предшествующий 15 нисана. Однако точный ответ на вопрос о дате Тайной вечери остается открытым. Ап. Павел, сообщая об установлении Е., сказал лишь то, что произошло это «в ту ночь, в которую предан был» Господь Иисус (1 Кор 11. 23). По всей видимости, основное значение имеют содержание и детали самой трапезы, а не день ее совершения. II. Рассказ об установлении Е. Повествование об установлении Е. во время Тайной вечери приведено в Евангелиях в 2 неск. различающихся версиях. Одну содержат Евангелия от Матфея и от Марка, другую - Евангелие от Луки (в Евангелии от Иоанна, где также есть рассказ о Тайной вечере, об установлении Е. не упоминается; отдельный вопрос составляет отношение к Е. обряда омовения ног и прощальной беседы Спасителя, связанных в повествовании евангелиста Иоанна с Тайной вечерей). Тайная вечеря. Икона. 1-я пол. XVI в. (ГММК) Тайная вечеря. Икона. 1-я пол. XVI в. (ГММК) В Евангелиях от Матфея (Мф 26. 26-29) и от Марка (Мк 14. 22-25) говорится о том, что Господь во время трапезы с 12 учениками преломил хлеб, благословил (ελογσας) его и подал ученикам со словами: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое». Затем Он взял чашу с вином, возблагодарил (εχαριστσας) над ней и подал ее ученикам, сказав: «Сие есть Кровь Моя нового Завета, за многих изливаемая» (в Евангелии от Матфея к речению над чашей прибавлены слова «во оставление грехов»; но и без них жертвенный и искупительный смысл евхаристической чаши очевиден; слова Христа над хлебом и чашей в церковной традиции называют установительными; см.: Jeremias. 1935). Далее Господь сказал о грядущих событиях - преподав чашу, Он прибавил: «...отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Мф 26. 29; ср.: Мк 14. 25: «Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием»). В обоих Евангелиях установительные слова над хлебом подобны словам над чашей: «Тело Мое» - «Кровь Моя», но сотериологическое толкование дается только чаше. В отношении хлеба говорится о «благословении» (ελογσας), а в отношении чаши - о «благодарении» (εχαριστσας).

http://pravenc.ru/text/348067.html

Еретики, которых называли манихеями, энкратитами, евставианами, татианитами, маркионитами, сатурнитами, прискиманитами, говорили, что мясо всех животных нечис­то. Читайте об этом в книге святого Епифания «О ересях», о ереси 1, а также у Сократа в книге 2, в главе 33. Некоторые же не только мясо, но и вино считали нечистым и отвергали его. Таковыми были манихеи, о которых пишет Августин в ереси 46. Таковы и ныне мусуль­мане и вновь появившиеся раскольники. Манихеи верили в двух богов, одного доброго, другого злого, и считали, что от доброго происходит все доброе, а от злого – злое. Таким образом, они приписывали злому богу мясо, вино, брак и так далее. Обращаясь к таковым, Апостол Павел говорит: Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением (Тим. 4. 4). Смотрите по этому поводу толкование Зла­тоуста на Первое Послание к Тимофею, на главу 4, в Беседе 12, где он говорит следующее: «Как держащиеся веры утверждаются, как бы на некотором безопасном якоре, так напро­тив те, которые отпали от веры, не могут ни на чем остановиться, но, постоянно блуждая туда и сюда, наконец, впадают в бездну погибели. И это (Апостол) уже показал, сказавши, что некоторые уже претерпели кораблекрушение в вере. И теперь говорит то же самое: Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским ( 1Тим. 4, 1 ). О манихеях, энкратитах, маркионитах и обо всех сборищах говорит он это, – что в последние времена некоторые отступят от веры». Видишь ли, что вина всех последующих зол есть отступничество от веры?» и прочее, и прочее читайте в этой Беседе вселенского учителя, которую я здесь далее не продолжаю. Наша Православная Церковь в согласии с этим вселенским учителем, а также с Апосто­лом Павлом, исповедует, что не должно отвергать никакую пищу, принимая ее с благодар­ностью. Человека, гнушающегося вина, мяса или брака, Церковь отвергает, как еретика, в соответствии с Апостольским правилом 51, которое гласит: «Если какой-либо церковный служитель или мирянин гнушается вина, мяса или брака, если только не ради воздержа­ния, и не исправляется, да будет извергнут». Смотри Кормчую книгу, лист 13, на обороте. А если пребывающие в монашеском чине воздерживаются от брака и от мясной пищи, то они делают это не потому, что почитают за скверну брак или мясную пищу, а из-за своего добровольного обещания безбрачной и постнической жизни и стремящихся к усмирению плоти. И что за безумие из-за нескольких человек возводить клевету на всю Церковь! Тот, кто говорит, что монахи удаляются от мясной пищи и от брачной жизни, потому что Вос­точная Церковь почитает за скверну мясо и брак, рассуждает, как лишившийся разума.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Еще апостол Павел учит:  «Говори то, что сообразно со здравым учением, чтобы старицы не порабощались пьянству» (Тит 2,1-3). Оказывается, пьянство - это не только проблема мужчин, но и женщин, не только проблема молодых, но и пожилых. Хотя известно, что наркомания и пьянство молодеют - они втягивают свою орбиту людей самого разного возраста. И разных занятий.  Мы знаем, что есть определенный ценз, каким должен быть священнослужитель. Безусловно, священнослужителям разных ступеней запрещается пьянство. Так, например, сказано: «Епископ должен быть не пьяницей» (1 Тим.3,2-3) и еще ( Тит 1, 7) и (1 Тим  3, 8), где  сказано: «дьяконы тоже должны быть не пристрастны к вину».  Т.е. разные степени священства должны проявлять дух трезвения и не поддаваться на провокационные застолья. Известны случаи, когда уважаемые люди оказывались в тяжелом состоянии, особенно, когда выпивали не со своими, а с чужими людьми. И это кончалось крахом церковных карьер. Это, конечно, все очень печально. В Священном Писании говорится также, к чему приводит пьянство. Во-первых, к обнищанию. Например, мы читаем: «Кто любит веселье - обеднеет, а кто любит вино – не разбогатеет» (Притч.21, 17). Действительно, бесконечные застолья истощают семейный бюджет. Пьянство также приводит к ссорам и дракам: «У кого вой, у кого стон, у кого ссоры, у кого горе, у кого раны без причины, у кого багровые глаза  -  у тех, которые долго сидят за вином» (Притч. 23, 29- 30). Пьянство приводит и к распутству, сказано: «Не упивайся вином, от которого бывает распутство». Действительно -  то, что человек не позволил бы себе в трезвом состоянии, он легко совершает в состоянии опьянения.  Он может поступить вопреки  своим собственным правилам, нравственности и морали. Пьянство, и наркомания как опьянение химическим веществом делают человека лживым, он начинает держаться всяких неправд: «Не царям пить вино, и не князьям сикеру, чтобы напившись, они не забыли закона и не извратили суда всех угнетаемых» (Причт 31, 4  - 5) Когда человек пьян -  он становится лживым и он извращает нормы справедливости.

http://radonezh.ru/text/antinarkotichesk...

Здесь снова раскрывается Великая Тайна Вочеловечившегося ради нашего спасения Бога: причащаясь Его Плоти и Крови, мы тем самым соединяемся с нашим Творцом. Весь Новый Завет заключается в Жертве любящего Бога, пролившего на Кресте Свою Кровь ради спасения людей. Приобщение к усыновляющему нас Богу происходит именно на литургии, когда мы с чистым сердцем приступаем ко Святым Дарам. Хлеб и вино действием Благодати Святого Духа освящаются в Тело и Кровь Господа Иисуса Христа. Происходит это не само собой, а по молитве всей христианской общины. Предстоятель общины – епископ (или священник) перед престолом молится Богу о схождении Святого Духа на хлеб и вино, и Бог, по нашей вере, вновь и вновь совершает это самое великое Чудо, через которое нам раскрываются врата в небесные обители нашего любящего Отца. Жизнь после литургии И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха (1 Ин. 1: 5–7) Нельзя думать, что быть христианином значит быть лишь порядочным человеком, ходящим в церковь. Христианин есть человек, обращённый к Богу через Христа; человек, живущий полнотой истины Христовой; живущей во внутреннем и внешнем единстве со всеми христианами; человек, покоряющий себя смирению и любви, стремящийся существенно преобразить и свою личную и общую жизнь и готовый ради этого на всякий труд и подвиг; человек верный Христу и в церковной, и в мирской жизни С. С. Верховский Быть может, самое важное в жизни христианина начинается в тот момент, когда после литургии, после приобщения ко Христу, он возвращается к своей повседневной жизни. О чем в это время чаще всего думает человек? Что заботит его? Кто-то, ощущая приятную усталость после продолжительной службы, стремится домой, чтобы отдохнуть за праздничным столом в кругу семьи или друзей. И в этом нет ничего предосудительного: совместная трапеза в христианстве всегда занимала важное место. Нам необходимо быть ближе друг к другу, создавать в своих семьях традиции, способные наполнить наш дом атмосферой взаимной любви. Но нельзя забывать о том, что мы только что соединились с Богом, а стало быть, мысли и чувства наши не должны ограничиваться только едой и отдыхом. Господь, благословляющий наши праздничные столы и добрые беседы, ждет от нас большего.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

И пусть во дни праздников не являются ко Мне с пустыми руками. Наблюдай и праздник жатвы первых плодов труда твоего, какие ты сеял на поле, и праздник собрания плодов в конце года (в нынешнем августе месяце. – А.А.Д.), когда уберешь с поля работу твою. Три раза в году должен являться весь мужеский пол пред лице Владыки Господа твоего (в храм). Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа твоего...» ( Исх.23:14–19 ). Отделяй десятину от всего произведения семян твоих, которое приходит с поля твоего каждогодно. Приноси десятину хлеба твоего, вина твоего и елея твоего, дабы ты научился бояться Господа Бога твоего.» ( Втор.14:22–23 ). В Новозаветной Церкви всякого рода жертвы заменились одною святейшею Бескровною Жертвою, которая в существе своем есть истинное не только воспоминание, а повторение Жертвы Крестной или, вернее, существенное единство с единственною Крестною Жертвою. Но не совершенно исключено посвящение Богу в христианском мире и животных жертв. Вообще всякие начатки от земного благосостояния были приносимы первенствующими христианами и принимались в Христовой Церкви. Это видно еще из апостольских правил. Там упоминается, что в первенствующей Церкви были приносимы: хлеб разного рода и вида, вино, елей, фимиам, воск, мед, млеко и мясо и т.д. Из этих приношений к алтарю представлялись только хлеб и вино, фимиам, елей и воск, а прочие приношения поступали или в трапезу церковную, или прямо в домы церковного клира, епископов, пресвитеров и диаконов. Этот-то вот обычай и узаконяется современным уставом, но не три раза в году, по окончании собирания плодов, как это было в Ветхом Завете, ни ежедневно, как это практиковалось в первенствующей Церкви, а именно 6-го августа. Уже достаточно этого определенного времени для принесения плодов в храм для освящения, чтобы видеть, что приведенное выше правило не безусловно. В с[амом] деле, если принять во внимание климатическую разность полос нашей России, то здесь встретим то, что в одних местах плоды поспевают далеко раньше 6-го августа, а в других местах или не поспевают и после 6-го августа, следовательно, и в том и другом случае исполнение предписания современного на этот счет Типика не лишено серьезных трудностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

И сказал мне Господь: брось их в Церковное хранилище, высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял я (– слова пророка) тридцать серебренников, и бросил их в дом Господень для горшечника (– 11, 12–12, сн. Мф. 27:9–10 и срав. предшествующие стихи, начиная с 3-го; также 26:14–15). «В событии предания Иисуса Христа исполнилось то, что прообразовало это пророческое действие: Господь Иисус явился как Мессия – Пастырь добрый; иудеи оценили Его жизнь в тридцать сребренников, – цена раба, и на эти тридцать сребренников купили поле у горшечника» 659 . Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды Новый Завет… Я прощу беззакония их, и грехов их уже не воспомяну более (Иерем. 31:31,34. сн. Евр. 8:8,12; 10:17 ) 660 . Уже после соглашения Иуды с первосвященниками и книжниками касательно предания им Иисуса за 30 сребренников, устанавливая таинство тела и крови Своей, спасительных для всего мира, Господь произносит прямо: Сие есть Тело Мое, которое за вас предается, и: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается в оставление грехов (сн. Луки 22:19,20 с Мф. 26:28) 661 . И вот еще в В. 3. Сама же вечная Премудрость – Христос говорил через Соломона о Себе это же самое: Премудрость построила Себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино Свое и приготовила у Себя трапезу, провозглашая: идите, ешьте хлеб Мой, и пейте вино, Мною растворенное, и живите ( Прит. 9:1,2,5,6 сн. Иоан. 6 ) 662 . О меч! Поднимись на Пастыря Моего и на ближнего Моего, говорит Господь Саваоф, начиная Евангелие Самого предания Богочеловека на смерть за грехи рода человеческого, порази Пастыря, и рассеются овцы ( Зах. 13:7 , сн. Мф. 26:31; Мар. 14:27 ) 663 . И вот, вопреки прежде выраженному намерению самих же учеников Господа, когда Он и в Новом Завете, как в Ветхом, предсказывал им об этом рассеянии их по поражении Его – Пастыря (Мф. 26:31,33), они все, оставив Его, бежали (Мф. 26:56) по действительном взятии Его посланными от синедриона по навету Иуды.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Как видим, вероучительные различия оказываются настолько серьезными, что апостол прямо предписывает предавать таких людей анафеме, отделять их от церковного тела. Он описывает, что само внесение разделений является следствием греха. И в другом месте апостол говорит, что предающийся ереси Царства Божия не наследует (см.: Гал.5:20–22 ). Поэтому невозможно говорить, что все равно, во что мы верим, и, мол, если мы называем себя христианами, то мы все единая Церковь . Это не так. Мы не едины тогда ни в вере, ни в нравственном учении, ни в Евхаристии. Писание говорит, что у христиан должны быть «один Господь, одна вера, одно крещение» ( Еф.4:5 ). А в существующих конфессиях и деноминациях вера как раз не одна, вера разная, почему и произошли разделения: здесь об этом учат так, а здесь иначе, а в третьей «церкви» и еще как-то по-своему. С тем, что у всех так называемых «ветвей» нет одной веры, и протестанты не будут спорить, поскольку это самоочевидный факт. А вот про единство Евхаристии нужно поговорить подробнее. Этот важный момент, к сожалению, наши протестантские собеседники совершенно не понимают, потому что не верят, что обряд, который они проводят, называя его причастием, действительно дает им подлинные Тело и Кровь Христа. Они говорят, что это просто символы. И они правы в том, что у них это не Тело и Кровь Христа, у них это действительно только хлеб и вино. В этом они правы, но они не правы, когда думают, что вообще невозможно в причастии соединиться с подлинными Телом и Кровью Христовыми. Наш Спаситель говорил об этом не просто как о возможном, но как о необходимом деле: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную… [он] пребывает во Мне, и Я в нем» ( Ин.6:53–54, 56 ). Господь сказал, что без причастия Тела и Крови Его невозможно иметь в себе жизнь вечную, то есть невозможно спастись. И позднее Он показал, как исполнить эти Его слова. Он показал это на последней Тайной вечере, когда, как повествует Евангелие, «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф.26:26–28 ). Христос не сказал: «приимите, ядите: сие есть символ Моего Тела» и «символ Моей Крови». Он сказал ясно: «сие есть Тело Мое» и «сие есть Кровь Моя». Хотя апостолы продолжали видеть те же хлеб и вино, но при этом силою Божиею они стали тем, чем их назвал Всемогущий Господь, про Которого Писание говорит: «Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось» ( Пс.32:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Когда железо разогревают в огне, оно приобретает сияние и жар огня и само становится огненным, сохраняя при этом свою природу, сущность. Нечто подобное происходит и с христианином, причащающимся Тела и Крови Христовых. Он становится единокровным Христу, «врастает во Христа», начинает жить Божественной жизнью. В силу этого апостол Павел и мог написать: Уже не я живу, но живет во мне Христос ( Гал. 2:20 ). Вот почему Церковь , следуя словам своего Главы, ежедневно призывает всех верных чад своих к Евхаристической трапезе. Регулярно причащаться для верующего так же необходимо, как есть и пить, иначе иссякнут ограниченные духовные силы человека. Эта Пища нужна и детям в начинающейся для них жизненной борьбе. Поэтому Православная Церковь допускает к Причастию и младенцев, приносимых на руках их верующих родителей и восприемников. Литургия – это момент встречи христиан, собрание детей одной семьи, детей Божиих, объединяющихся вокруг одного из них, своего пастыря, который поставлен их предстоятелем и вместе с тем, священнодействуя, являет собою Христа. Хлеб и вино сами по себе являются символом единства. Действительно, хлеб приготовляется из теста, то есть из большого числа зерен пшеницы, размолотых в муку, затем смешанную с водой и закваской, которые уже представляют собой одно целое, единство. Вино получается из множества выжатых ягод виноградной грозди. Так и все христиане соединяются в одно великое единое Тело, Глава которого – Христос. Христианин, не любящий своих братьев, – просто лицемер, ибо кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец ( 1Ин. 4:20 ). В Послании своем апостол Иоанн добавляет: любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев ( 1Ин. 3:16 ). Христиане – это одна душа в одном теле и Бог в этой душе. Поэтому один поток Божественной, благодатной жизни течет во всех христианах, образующих Тело церковное. Эта общность становится еще теснее каждый раз, когда верные совместно причащаются за Литургией. Они пьют из одного Божественного Источника и оттого умножается в них Божественная жизнь и возрастает любовь ко всем ближним.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Когда мы слышим слово « церковь », мы обыкновенно думаем о здании особой архитектуры, с иконами, куполами, крестом, в котором люди собираются, чтобы молиться. Но слово « церковь » не просто название здания, храма. Церковь – это как бы семья Божья, основанная на земле Иису­сом Христом. Глава ее сам Иисус Христос, душа ее – Свя­той Дух, а христиане, живущие в Церкви, – члены ее. Почему мы так верим? Как рассказывают апостолы-евангелисты, вечером в канун еврейского праздника Пасхи, перед Своими страданиями, смертью и воскресением, Иисус Христос и Его самые близкие ученики собрались на празд­ничный ужин. Это событие часто называют Тайной Вече­рей. Разделив с учениками хлеб и вино, Иисус причастил их, сказав, что хлеб – это Его тело, а вино – Его кровь, и завещал им делать это в Его воспоминание, чтобы верую­щие знали, что они причастны к той жертве, которую Христос принес ради спасения людей. Так основал Иисус Христос Свою Церковь . Само слово «церковь» происходит от гречес­кого слова, означающего «Дом Господень». А начала Церковь существовать на земле, начала жить с того дня, когда на апостолов сошел Святой Дух, на пяти­десятый день после Воскресения Иисуса Христа. Событие это описано в книге Нового Завета, в той части ее, которая называется «Деяния апостолов». «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И ис­полнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. Когда сделался этот шум, собрался народ, и при­шел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием» ( Деян. 2:1–6 ). Апостолы начали проповедовать учение Христа и, выс­лушав их, около трех тысяч человек крестились и образова­ли первую на земле церковную общину. О том, как они жили, рассказано в той же главе Деяний: «Все же верую­щие были вместе и имели всё общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца», хваля Бога и находясь в любви у всего народа» ( Деян. 2:44–46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

На Литургии священник произносит вслух всей церкви: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы (вас) ломимое во оставление грехов». Если я, как священник, священнодействую на Литургии, то и я сам, и мои прихожане – все мы прекрасно понимаем, что не о моем теле идет речь, а о Христовом. Так же и: «Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы (вас) и за многи изливаемая во оставление грехов». Никто из здравомыслящих верующих людей, слышащих это в храме, не будет думать о крови священника, который произносит эти слова. В молитве на Литургии во время пения Херувимской песни священник произносит: «Ты бо еси Приносяй и Приносимый, и Приемляй и Раздаваемый, Христе Боже наш…» По-русски так можно сказать: «Ты, Христос Бог наш, приносишь эту Жертву и Ты Сам приносишься в Ней, Ты принимаешь эту Жертву и раздаешь её людям (то есть причащаешь)». Поэтому таинство Причащения, как и другие таинства в Православной Церкви, совершает Господь наш Иисус Христос, а священник, служитель таинств, священнодействует. В церковных богослужениях и праздниках наше земное время встречается с вечностью. Причащаясь за Литургией даже в бедном сельском храме, мы из рук Христа принимаем Его Тело и Кровь, Которые Он преподал на Тайной Вечере апостолам. Для русских протестантов это немыслимо. Они вспоминают Тайную Вечерю на своих молитвенных собраниях и с благоговением принимают хлеб и вино в воспоминание Христа, не веря, что это Тело и Кровь Христовы. И правильно делают, что не верят! Если ты не в Единой Христовой Православной Церкви и если у тебя в общине нет священства и преемства от апостолов благодатной жизни, то как же может быть иначе? Хлеб – он и останется хлебом, а вино – лишь вином. С апостольских времен Православная Церковь верила и учила, что в Евхаристии христиане причащаются не обычного хлеба и вина, но Тела и Крови Христа. Апостол Павел писал к Коринфянам: Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? ( 1Кор.10:16 ). На этом основании он предупреждает: Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает ( 1 Кор. 11, 27-30 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/na-kamne-i...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010