К 1909 г. храм обветшал. В 1930-е гг. храм был закрыт и разорен. В 1936 г. снесли колокольню. В 1997 г. храм вернули верующим, в нем ведутся богослужения, идут восстановительные работы. Источник: http://www.mepar.ru/eparhy/temples/?temple=434 Храм святителя Николая был построен в 1792 году на месте одноименного деревянного по заказу владельца усадьбы генерала-аншефа князя Андрея Ивановича Прозоровского. Эта усадебная церковь была расположена в пейзажном парке недалеко от дороги, пересекавшей усадьбу с запада на восток. К дороге церковь была обращена южным фасадом. В клировых ведомостях за 1798 год записано, что церковь Николая Чудотворца имеет два теплых придела в честь Рождества Иоанна Предтечи и в честь преподобной Марии Египетской. Автором постройки одни исследователи считают (и не без оснований) замечательного русского зодчего Михаила Федоровича Казакова, другие – архитектора его школы. Строение, как архитектурный памятник, представляет значительный историко-культурный интерес как пример центрической культовой постройки конца XVIII века. Церковь построена в строгом классическом стиле и имеет крестово-купольную форму. От кубического центра храма отходят четыре одинаковых прямоугольных рукава - два придела, апсида и притвор. Северный и южный рукава оформлены тосканскими портиками, а восточный и западный – четырехпилястровыми. Сферический купол завершается небольшим световым барабаном и луковичной главкой. Алтарь украшен колоннами и пилястрами с лепными капителями коринфского ордера. Вблизи западного портала на одной оси с храмом находилась трехъярусная колокольня, выстроенная в классическом стиле. Ее кубический первый ярус нес еще два арочными пролетами. Углы второго яруса были украшены сдвоенными колоннами. Колокольню венчал купол со шпилем. В 1936 году она была снесена. К 1909 году храм значительно обветшал и требовал ремонта. Росписи сохранились частично, иконостас утрачен. Еще раньше храм утратил значительную часть отделки своего интерьера. Начавшаяся 1-я Мировая война не позволила приступить к капитальному ремонту, который отложили до ее окончания. По причине революции 1917 года реставрационные работы так и не состоялись. В 1936 году храм окончательно закрыли, и он быстро пришел в полное запустение. В советское время здание церкви числилось как прилегающее к бывшей усадьбе, в которой располагались общежитие, а затем дом отдыха.

http://sobory.ru/article/?object=02738

Калуга. Церковь Спаса Преображения " за верхом " . Преображенская церковь " за верхом " Карта и ближайшие объекты Этот храм в начале XVII в. стоял в городе, то есть в крепости. " Вероятно, это та самая церковь, про которую в описи 1626 года сказано: храм Преображение Спасово " пуст, строенья нет ничего " ... Однако, в описи 1685 года этого храма уже нет, но появился другой " Спаса на глубоком " . Стоит он уже на другом месте, там где и сейчас. Церковь стоит на самом въезде в Калугу. Ее построили на старой Смоленской дороге. Сам каменный храм был построен в 1700 году. Рядом с ним построена колокольня в 1776-1778 гг. Церковь имеет пять глав луковичной формы. В церкви было много старинных икон. Среди них особо выделялись иконы святого Василия и святой Параскевы Пятницы, икона святого Иоанна Воина. Современных сведений о церкви мало. Информация с сайта:нттр=zkaluga.narod.ru/churches/ Кроме церквей Успения и Георгия за Верхом, сохранилась ещё церковь Спаса за Верхом (1700 г.) – дальше, у самого спуска к Оке, в начале бывшей Смоленской дороги. Белый пятиглавый храм словно воспаряет над красивейшей панорамой окской долины, что во всю ширь распахивается за ним. Виден и мост вдали со вспыхивающими искорками машин, смешно ползущих по своим букашечным делам над синей речной лентой... и сама река в голубоватой солнечной дымке... и зелёный, курчавый противоположный берег с древним селом Ромодановым, где ещё одна церковь там, далеко, мерцает золотистым шпилем колокольни. Сам «Спас за Верхом» невысок и невелик, зато он – один из самых почтенных по возрасту в Калуге. Старше его только храм Покрова на Рву и церковь в Ромоданове. Если у Покровской церкви маленькие купола расставлены слишком широко, то у Спасской – наоборот, слишком тесно (только над центром четверика, не затрагивая его края). В обоих случаях – это результат позднейшей перестройки. В начале XIX в. была капитально переделана трапезная. В 1776-78 гг., появилась ныне стоящая маленькая колокольня. В целом, несмотря на все переделки, храм Спаса за Верхом сохранил в своём облике дух посадского храма XVII века (строили его на рубеже веков – но в стиле прошедшего века). Храм памятен тем, что закрыт он был позже многих других (в 1938 г.), и в 30-е годы, по воспоминаниям старожилов, здесь ещё служил Калужский епископ Павлин (Крошечкин), ныне прославленный в лике священномучеников († 1937).

http://sobory.ru/article/?object=00904

Коломна. Церковь Богоявления Господня. Богоявленская церковь Карта и ближайшие объекты Первое упоминание о храме в Гончарах относится к XV в. По преданию, супруга царя Иоанна III — София Палеолог — долго молилась о чадородии во многих обителях и дала обет о том, что поставит Божии храмы. Узнав о том, что ждет младенца, царица воздвигла в Коломне деревянный Зачатьевский храм. На рубеже XVI-XVII вв. эта церковь сгорела. После пожара была найдена в пепле невредимой от огня икона Нерукотворного образа Спасителя, когда-то пожертвованная жителями из деревни Митяево. В память об этом чудесном событии, вместо сгоревшей Зачатьевской церкви, была построена другая — в честь Нерукотворного образа Господня. В XVII в. храм перестраивается и закладывается из камня, сохранив свое старое название. Внешний облик храма подвергся переделкам в духе классицизма. Бесстолпный двусветный четверик церкви был перекрыт лотковым сводом, прорезанным световым центральным барабаном пучкового пятиглавия. 7 июля 1689 г. храм освятили в честь Богоявления Господня. Иконостасы в приделах киоты, паникадила, металлическое ограждение солеи относятся к концу XIX в. Зимой службы переносились в соседний деревянный храм Пресвятой Богородицы. Память об этой церкви сохранилась в Богоявленском храме в названии одного из приделов. В 1800 г. при настоятеле отце Никите Афанасьеве были пристроены два придела — в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и во имя священномученика Харлампия — и возведена новая колокольня. В храме находятся особо почитаемые святыни: резная икона Божией Матери «Страстная» и ковчег с частицами мощей более шестидесяти святых. В Богоявленском храме служили священниками прадед и дед святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского. В советское время Богоявленский храм не закрывался. Источник: http://www.mepar.ru/eparhy/temples/?temple=316 Богоявленский храм в Гончарах расположен сейчас на границе исторического центра Коломны - это означает, что когда-то он стоял на окраине, а ещё раньше - за пределами города.

http://sobory.ru/article/?object=03248

Кропивницкий. Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы. Греко-Владимирская церковь Карта и ближайшие объекты Храм основан 1757 г. в честь Владимирской иконы Божией Матери. Учредителями храма были греки-переселенцы. Греческие купцы еще в 1-й половине XVIII века организовали на берегу Ингула чуть ниже за Елисаветинской крепостью (с разрешения властей) небольшое поселение и заложили недалеко от ярмарочной площади деревянный храм, освященный 25 сентября 1766 г. в память царя Константина. Когда храм был закрыт - неизвестно, но уже 1812 г. (в честь победы над Наполеоном) на его месте стоял новый каменный православный храм с тремя престолами: главный - Владимирской иконы Божией Матери, остальные - св. Иоанна Предтечи и св. Великомученицы Екатерины. Тогда же возведена и трехъярусная колокольня. Именно сюда, а точнее в два дома, поставленных вместе с колокольней на территории храма чуть позже, был перенесен из крепости архив Свято-Троицкого храма (сейчас в этих зданиях размещается Епархиальное управление). Храм построен в неоклассическом архитектурном стиле. Церковь каменная, прямоугольная в плане, с полукруглой апсидой, одноглавая, восьмистолпная. На южном и северном фасадах трансепт выделен четырехколонными коринфскими портиками с треугольными фронтонами. Портик западного фасада дорический, теперь остекленный. Сооружение опоясывает фриз. Плоскость стен делится на два яруса пояском, на который накладываются рустованные лопатки, вертикально расчленяющие фасады. Два ряда окон обрамлены наличниками с сандриками. Купол полусферический на высоком цилиндриче оком барабане с четким ритмом чередования больших окон и обогащенных полуколоннами простенков. В 1898 году сооружение храма существенно достроили, увеличили его площадь почти вдвое. Кафедральный собор - единственный храм в городе, который не был закрыт советским режимом, даже в годы немецко-фашистской оккупации во время Второй Мировой войны здесь проводились богослужения. По освобождении Кировограда в 1944 г., после разрушения городского Успенского храма, Собор был переведен в храм Владимирской иконы Божией Матери, а главный престол нового Собора переименован и посвящен празднику Рождества Пресвятой Богородицы.

http://sobory.ru/article/?object=31011

Москва. Церковь Климента, папы Римского. Карта и ближайшие объекты Священномученик Климент Папа Римский Православный - святой первого века, ученик святого первоверховного апостола Петра; учитель церкви, сосланный в Крым и принявший там мученичество за Христа в 102 году. В 1762 году было начато строительство современного здания храма (большой семипристольный собор); первое упоминание о храме в княжеских грамотах XIV века. С 1934 года храм закрыт под книгохранилище обменно-резервного фонда Российской Государственной библиотеки. Стиль - барокко. Крупнейший храм в Замоскворечье. Впервые упомянут в письменных источниках под этим именем в 1612 году, в связи с событиями Московской битвы между русскими ополченцами и польским-литовским войском гетмана Ходкевича. 24 августа 1612 года у «острожка (Климентьевский острог), что был у Климента Папы Римского» развернулись тяжелые бои между казаками, оборонявшими острог, и пехотой гетмана Ходкевича. Во время этих боев, когда войска гетмана захватили острог и церковь св. Климента, св. Авраамий (Палицын) совершил один из своих подвигов, остановив отступление казаков из острога. Первый каменный храм на этом месте датирован 1657 годом; в 1662 году у него было уже три придела. Храм был перестроен в 1720 году, затем в 1756—58 годах к нему добавили трапезную и колокольню с Климентовским и Неопалимовским приделами. Архитектором мог быть, предположительно, К. Бланк или А.П. Евлашов. В 1762 прихожане получили разрешение на слом главного объёма старого храма, и к 1769 на средства купца 1-й гильдии К.М. Матвеева был завершён пятиглавый барочный храм, дошедший до наших дней. Авторство постройки не установлено; предположительно, его выстроил И.Я. Яковлев по проекту Пьетро-Антонио Трезини. Свято-Климентовский храм построен в районе, издревле именуемым Заречьем, или Замосковьем. Отсюда Большая улица и Ордынская дорога вели в Золотую Орду. Здесь проживали «толмачи» — переводчики и «ордынцы» — исполнители воли великого московского князя в Орде. Сюда, преодолев моря и реки, привозили свои товары иноземные купцы — «гости». Возможно, на рубеже XV — XVI вв. они и основали у так называемого замосковского Ленивого торжка церковь в честь Климента Римского, чтобы возносить в ней молитвы священномученику — покровителю всех жаждущих света истинной веры Христовой и путешествующих по водам. С середины XVI в., во время царствования Иоанна Грозного, по линии нынешнего Климентовского переулка селились стрельцы. Видимо, в центре их зареченской слободы располагался Свято-Климентовский храм. Уже на первой карте Москвы — «Годунове чертеже» 1597 г., обозначена деревянная Климентовская церковь. Ее же мы встречаем на последующих планах — «Сигизмундове» 1610 г., Олеария 1636 г., Мериана 1643 г. и других.

http://sobory.ru/article/?object=02177

Николаевский. Никольский женский монастырь. Карта и ближайшие объекты Свято-Никольский женский монастырь, открытый в 1995 году на базе бывшего пионерского лагеря и Никольского храма в селе Николаевское и включающий: 1. Храм в честь Святителя Николая (Никольский храм) 1860 года 2. Домовой храм в честь Иверской иконы Божией Матери 1995 года. 3. Храм в честь сщмч. Андроника, архиепископа Пермского и Кунгурского в г.Чернушка, открытый в 1999 году в приспособленном здании бывшего кинотеатра «Луч» (построенного в 50-е годы ХХ века); 4. Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы в д. Зверево (храм с 1945 года, часовня с 1886 по 1928 годы); 5. Храм-часовня в честь Рождества Христова в с. Рябки (с 2002 года); 6. Часовня в честь Рождества Христова в д. Атняшка (с 2005 года, построена на месте сгоревшего в 1992 году деревянной церкви); 7. Часовня в честь Рождества Иоанна Предтечи в с. Есаул; 8. Часовня в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» в с. Тюй. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Чернушинский район. http://ru.wikipedia.org/wiki/ Краткая история Свято – Никольского женского монастыря. В конце XVIII века на месте будущего Николаевского храма существовала небольшая деревня Панова, насчитывавшая до 100 душ мужского пола. Удачное местоположение, близость речки Танып (в прошлом – судоходной) привлекли внимание помещика Елисея Леонтьевича Чадина, владельца крепостных крестьян, проживавших в этих местах. Здесь он и решил устроить себе резиденцию. С целью расширения своих владений, Чадин выкупает землю в 4-х верстах вниз по течению реки Танып, близ речки Ямашки. Крестьяне переселяются на вновь приобретённые земли, а на месте бывшей деревни Панова строится винокуренный завод, помещичий дом и заводская слобода. Таким образом появился в начале XIX века Николаевский завод. В течение века менялись владельцы Николаевских земель. В 1848 году умирает помещик Ф. Д. Суворов и Николаевское имение в 1851 году было куплено у вдовы бывшего владельца Павлом Дмитриевичем Дягилевым, известным заводчиком и меценатом тех времён, дедом известного импресарио Сергея Дягилева.

http://sobory.ru/article/?object=16153

Образцово. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Одно из первых упоминаний о Богородице-Рождественском храме относится к 1585 году, в то время село и храм были во владении Спасо-Преображенского Евфимиево-Суздальского монастыря, вплоть до 1702 года. Храм имел два придела: главный - в честь Рождества Пресвятой Богородицы и южный - в память преподобного Евфимия Суздальского, которые существуют и поныне. В марте 1703 года по указу Петра 1 село перешло в пользование графа И.А. Мусина-Пушкина. В последствии усадьбой владел его сын, который в 1736 году закончил постройку новой каменной церкви на месте ветхой деревянной, уже с тремя приделами. Третий, северный освящён в память преподобной Марфы, небесной покровительницы супруги храмоздателя Марфы Феодоровны. После Мусиных-Пушкиных имением и храмом владели графы Бестужевы-Рюмины, Волконские, Мещаниновы, Кисель-Загорянские и др. Внутреннее убранство церкви современно постройке. В 1989-1999 годах велась генеральная реставрация, которая проводилась под руководством заслуженного реставратора России Г.Ф. Бабича. В ходе реставрации открылся живописный первоначальный слой, относящийся к первой половине XVIII века. Золочёный иконостас и росписи были выполнены в свое время итальянскими мастерами. Храм представляет собой традиционную для XVIII века барочную церковь с колокольней. Венчает храм восьмигранный купол с главой. После 1917 года храм не закрывался. Главная святыня храма - икона Животворящего Креста Господня с частицами мощей св. Иоанна Предтечи, свт. Спиридона, свт. Николая, свмч. царицы Александры и других святых. Чтимые иконы Божией Матери - " Боголюбская " и " Акафистная " . Кирпичная церковь в стиле барокко типа " восьмерик на четверике " , с трапезной и двухъярусной колокольней была построена по заказу гр.П.И. Мусина-Пушкина между 1733-1737 гг. Приделы трапезной освящены во имя прп.Евфимия Суздальского (южный) и прав.Марфы, матери Симеона Столпника (южный, в честь небесной покровительницы супруги храмоздателя). Южный придел освящен в 1736 г., главный храм - в 1737 г., но окончательная его отделка затянулась до 1772 г. В советское время храм не закрывался и сохранил свою внутреннюю историческую отделку. Существующая роспись стен относится к 1886 г., но при реставрационных работах 1989-1999 гг., проводившейся под руководством Г.Ф. Бабича, обнаружена первоначальная роспись стен, выполненная в первой половине XVIII в. итальянскими мастерами. Им же принадлежит создание главного золоченого иконостаса (переделывался в 1887 г.). Росписи трапезной части - современные, исполненные В.Д. Степановым. Главной святыней храма является икона Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня с частицами мощей угодников Божиих. Чтимые иконы Божией Матери - Боголюбская и Акафистная.

http://sobory.ru/article/?object=08504

Писание – Книга историческая. Она начинается рассказом Моисея о сотворении неба и земли, а заканчивается словами Иоанна: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали» (Откр. 21: 1). Потерянный рай – это сад. Грядущее Царство – это город, «сходящий от Бога с неба» (Откр. 21: 2). Человек потерял сад, но должен заселиться в город, и вся история человека – это история движения от земли к небу, от ветхого к новому. Велика разница между утраченным блаженством и грядущим Царством. Первое – это невинность, а второе – святость. Первое – это неопытность и, значит, опасность. А второе – закаленность, испытанность и, как плод, безмятежие. Но есть одна общая черта у утраченного рая и грядущего Царства. Там и там нет храма. Рай не нуждался в храме, поскольку весь мир был храмом. Все звезды были лампадами, все цветы – кадильницами, а человек должен был посреди безгрешной красоты священствовать, приносить Богу хвалы и песни духовные, собирая вокруг себя все живое. Так было в начале истории. И в конце ее храма не будет. Иоанн говорит: «Храма же я не видел в нем (Иерусалиме Небесном. – прот. А.Т.), ибо Господь Бог Вседержитель – храм его и Агнец» (Откр. 21: 22). Итак, храм Божий, столь привычный и столь необходимый, возник не вместе с человеком и не перенесется с земли на небо, но на земле останется. Но было бы непростительным легкомыслием усомниться в необходимости храма сейчас, в этой продолжающейся земной реальности, на пути к Отчему Дому. Храм не строится для того, чтобы стенами обнять Бога, заключив Его внутри. Это было понятно и при строительстве первого в мире храма Истинному Богу. Соломон тогда сказал: «Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил имени Твоему». Но «да будут очи Твои отверсты на храм сей день и ночь», – сказал далее Соломон, перечисляя многие народные нужды, в которых требуется особенная помощь (см.: 3 Цар. 8: 27–53). Бог остается неохватным, и храм не вмещает Его, но «имя Божие пребывает и живет в храме», и «очи Господни открыты на это место день и ночь», и, таким образом, для связи Бога и человека устанавливается особое место, именно для этой связи посвященное. Только для нее одной.

http://pravoslavie.ru/43218.html

Рождество Девы Марии и введение ее во храм В Назарете жили благочестивые люди Иоаким и Анна. Долгое время не имели они детей и неустанно молили Бога о даровании им ребенка. Бог услышал их горячие молитвы: у них родилась дочь, которую они назвали Марией. В порыве благодарности и любви к Богу родители решили посвятить Ему младенца. До трех лет прожила Мария в Назарете, в доме родителей. Когда же ей исполнилось три года, Иоаким и Анна решили, что настало время исполнить данный Богу обет – посвятить Ему девочку. В то время у Иудеев был обычай, по которому дитя, посвященное Богу, вводилось в Иерусалимский храм. Иоаким и Анна начали делать все необходимые приготовления к торжественному дню введения во храм. Предстояло пройти от Назарета в Иерусалим, около ста пяти верст. Родители Марии созвали своих родственников, которые должны были следовать вместе с Марией в Иерусалим. Три дня находились путники в дороге, наконец, достигли города. Началось торжественное шествие в Иерусалимский храм. Впереди шли юные девы с возжженными свечами и пели священные молитвы; за ними шли Иоаким и Анна, ведя за руки Марию, родственники и много народа окружали все шествие. Дойдя до храма, родители Марии поставили ее на первую ступень лестницы, ведшей в храм. Пятнадцать высоких ступеней вело в храм. И вот, едва родители Марии поставили ее на первую ступень, она сама, без посторонней помощи, взошла по всем ступеням храма. Все присутствовавшие дивились, видя, как Мария, несмотря на свои юные годы, всходила по ступеням. На помосте храма встретил Марию первосвященник Захария, отец Иоанна Крестителя. Дух Святый просветил Захарию, и он воскликнул: – Гряди, Чистая, гряди, Преблагословенная! Вниди в радости в церковь Господа Твоего. И, взяв Марию за руки, он ввел ее во Святилище, а оттуда в Святое Святых, куда сам имел право входить лишь однажды в год. Так совершилось введение во храм. По введении, Мария оставалась при храме двенадцать лет. Предание говорит, что Ангел Господень слетал к Марии, чтобы наставлять ее в Священном Писании .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

Точка призыва Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 1–8 декабря. - Введение во храм Богородицы. – Взрыв в Ессентуках. – Истерическая любовь к олигархам. – Выборы головой. – Призыв митрополита Лавра. – Раскольники и медиапсихоз. – Ситуация в Прибалтике. – Свобода от «проклятых вопросов». – Культура как творение духа. – Православность вместо православия. На прошлой неделе Православная Церковь отметила один из великих двунадесятых праздников - Введение во храм Пресвятой Богородицы. Накануне праздника Святейший Патриарх совершил всенощное бдение в Храме Христа Спасителя, сообщает сайт «Русская линия» . По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви поздравил паству с праздником. Как сообщает сайт «Вестей» , «утренние торжественные богослужения пройдут во всех православных храмах, в том числе и в Успенском соборе московского Кремля». А сайт «Newsru.com» в своей информации рассказывает о том, историческом событии, которое легло в основу праздника: «В основе праздника лежит церковное предание о введении Девы Марии в Иерусалимский храм. Согласно этому преданию, родители Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, до старости были бездетны, но, получив свыше обетование о рождении ребенка, они решили посвятить его Богу. … Посвящение Богу состояло во введении посвящаемого в храм, где совершался обряд, предписанный Законом. Введение Девы Марии во храм было совершено в торжественной обстановке, когда ей исполнилось три года. Встречать Деву Марию вышли священники храма и сам первосвященник, которым, по преданию, был Захария, отец Иоанна Предтечи. Поставив дочь на первую ступень храма, Анна сказала: «Иди к Тому, кто даровал мне тебя». Без всякой посторонней помощи девочка поднялась по высоким ступеням храма и была принята первосвященником, который ввел ее даже во «Святая Святых». Как отмечает сайт «НТВ» , «упоминания о праздновании Введения во храм Пресвятой Богородицы встречаются уже в первые века христианства в преданиях палестинских христиан. В них говорится о том, что святая царица Елена построила храм в честь этого великого события. Упоминания о празднике есть и в трудах святителя IV века Григория Нисского».

http://pravoslavie.ru/4866.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010