Монастырь основан в 1782 г. как подворье Софрониевой пустыни ее настоятелем прп. Феодосием (Масловым, †1802). В 1782-1783 гг. на подворье был построен деревянный храм свт. Григория, просветителя Армении, – небесного покровителя князя Григория Потемкина (при его участии правительство России предоставило о. Феодосию убежище от турок, когда он был настоятелем Тисманского монастыря в Валахии). Вероятно, вскоре насельники создали в скале над Днепром пещерный скит с храмом св. прор. Иоанна Предтечи. Позже храм свт. Григория перенесли на более удобное место, где обитель стоит доныне. В 1803 г. подворье было обращено в самостоятельный монастырь, сюда перевели иноков упраздненной Бизюковой обители Смоленской епархии. В 1822 г. в обители был построен каменный Покровский храм, в 1810-1827 и 1860 гг. – каменная ограда, к 1862 г. – Свято-Григорьевский собор, в 1886-1893 гг. – Вознесенский храм. В XIX в. построены также Трехсвятительский храм (свтт. Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоуста ) в архиерейском доме, колокольни, 3-этажный корпус келий. В 1827-1832 гг. настоятелем обители был о. Иаков (Вечерков, †1850) – будущий известный архиеп. Нижегородский; в 1915-1919 гг. здесь жили будущий сщмч. Онуфрий (Гагалюк) (†1938) и прп. Варсонофий Херсонский (Юрченко) (†1954). С 1913 г. в монастыре действовали пастырско-миссионерские курсы, позже преобразованные в духовную семинарию: в ней преподавал сщмч. Онуфрий и учился прп. Варсонофий, принявший в 1916 г. монашеский постриг. При обители существовали богадельня, странноприимный дом, школа, больница с хирургическим отделением, винный и кирпичный заводы, мастерские и маслобойни. Во время 1-й мировой войны монастырь приютил у себя лазарет для раненых. В 1917 г. в обители прошел Всероссийский миссонерский съезд. В 1921 г. монастырь закрыли, его имущество перешло к совхозу «Красный Маяк». Со временем часть построек обители была уничтожена – сохранилась часть стен, Покровский храм, ворота, ряд служебных строений и часть пещер. В нач. 1991 г. Покровский храм возродился как приход, в конце того же года при нем открылся женский монастырь, преобразованный в 1992 г. в мужской (в 1996 г. преобразование утверждено Свящ. Синодом УПЦ).

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Григорье...

Оськино. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Храм деревянный, трёхпрестольный, пятикупольный в единой связи с колокольней. Выкрашен в бело-голубые тона и богато декорирован деревянной же орнаментацией. Архитектурной особенностью является завершение и восьмерика центрального объёма и колокольни венцом кокошников. Внутри храм ещё более богато и со вкусом декорирован. Иконостасы являют собой прекрасный образец классического русского многоярусного иконостаса периода конца Империи. Строительство храма в с. Оськино началось в 1909 году по желанию местных жителей. Строили храм 3 года. 13 июня 1912 года храм был торжественно освящен архиепископом Пензенским Владимиром. Многие, посещая оськинский храм впервые, спрашивают, не слишком ли он велик для такого села как Оськино. Храм способен вместить до 2000 человек, что много даже для городского храма. В наше время стараются строить храмы вместимостью до 500 человек. Спустя два десятилетия после освящения храм в с. Оськино был закрыт, как и многие другие вокруг. Но именно Никольскому храму Господь судил остаться неоскверненным, быть скоро открытым вновь, стать местом хранения святынь разрушенных храмов и домом молитвы для православных христиан в самые тяжелые годы. Благодаря сохранившимся архивным данным, мы имеем возможность узнать о судьбе последнего перед закрытием настоятелей храма с. Оськино о. Иоанна Янкина, который в 1937 г. был арестован как активный священнослужитель, регулярно совершавший богослужения и проповедовавший в храме. Авторитет, которым он пользовался среди местного населения, доставлял значительные идеологические неудобства местному колхозу и сельскому Совету. У НКВД не было никаких реальных оснований для ареста священника, поэтому причиной его ареста стало подозрение в контрреволюционной агитации и в антиколхозной деятельности. В вину священнику были поставлены следующие действия: организация массовых шествий по селу в Пасхальные дни 1932 г., что будто бы сорвало три дня весеннего сева, организация жарким летом 1932 г. молебна о дожде, который был расценен НКВД как организация срыва колхозных работ. По этим надуманным обвинениям отец Иоанн был арестован 18 сентября 1932 г. и 2 октября того же года «тройкой» при УНКВД по Куйбышевской области приговорен к 8 годам лишения свободы. Спустя несколько месяцев священнику было добавлено еще 2 дополнительных года лишения свободы, то есть уже 10 лет. Как сложилась судьба истинно верующего человека о. Иоанна Янкина, можно только предполагать, так как дальнейших сведений о нем нет.

http://sobory.ru/article/?object=18486

Кресло святителя Иоанна Шанхайского (ФОТО) (Дополнено) Святитель Иоанн Шанхайский скончался в Сиэтле, в Америке. Он умер в кресле, которое впоследствии хранилось на приходе. В прошлом году я узнал, что на родине святителя Иоанна, в селе Адамовка, строится храм, который будет освящен в его честь. И сразу же понял, где должны быть вещи святителя… 2 июля, 2012 Святитель Иоанн Шанхайский скончался в Сиэтле, в Америке. Он умер в кресле, которое впоследствии хранилось на приходе. В прошлом году я узнал, что на родине святителя Иоанна, в селе Адамовка, строится храм, который будет освящен в его честь. И сразу же понял, где должны быть вещи святителя… В октябре 2009 года  на Донбасс прибыли Сергей Георгиевич Кальфов с супругой и ключарь Сан-Францисского собора протоиерей Петр Перекрестов. Они прилетели, чтобы передать в дар Свято-Успенской Святогорской Лавре уникальную реликвию, которая тридцать лет хранилась в семье Кальфовых. «Мой отец служил чтецом при святителе Иоанне Шанхайском , – рассказал Сергей Георгиевич в интервью «Донбассу Православному» . – Когда святитель умирал, мой папа был рядом с ним. Святитель Иоанн Шанхайский скончался в Сиэтле, в Америке. Он умер в кресле, которое впоследствии хранилось на приходе. Спустя какое-то время приход стал испытывать материальные трудности – и кресло хотели продать. Мой отец забрал это кресло, потому что не хотел, чтобы такая святыня хранилась в чужом месте. С тех пор кресло и облачение святителя Иоанна Шанхайского хранились в нашей семье как особо дорогие реликвии. В прошлом году я узнал, что на родине святителя Иоанна, в селе Адамовка, строится храм, который будет освящен в его честь. И сразу же понял, где должны быть вещи святителя…» Спустя несколько дней, 11 октября, в Свято-Успенскую Святогорскую Лавру съехались тысячи паломников. Акт передачи мощей и личных вещей святителя состоялся после окончания литургии во время торжественного молебна святителю Иоанну. Все святыни, полученные монастырем, будут находиться в храме в честь святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, чудотворца, который строится в селе Адамовка на месте дома семьи Максимовичей. До окончания строительства храма они хранятся в Святогорской Лавре. P.S. по мотивам дискуссии в интернете Правда ли, что верующие Донбасса поклонялись креслу?

http://pravmir.ru/kreslo-svyatitelya-ioa...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Афонская келья свят. Иоанна Златоуста, Хиландар Афонская келья, свят. Иоанна Златоуст слева внизу     Келья свят. Иоанна Златоуста, Хиландар На уединённом холме близ дороги, ведущей из Руссика в Карею и Ватопед, расположена келья святителя Иоанна Златоуста. Как и многие другие афонские кельи, она была основана в глубокой древности, предположительно, при св. Савве Сербском, то есть в 12 веке. В древности эта келья была одним из 150 маленьких монастырей, наполнявших Сад Богородицы. С начала 18 века эта келья навсегда стала общежительной, так что обвинения о. Кирилла в нововведениях безосновательны. При разборке старой церкви была найдена мраморная плита, на которой был указан год построения церкви — 1702. Известны имена русских старцев, населявших в 18 веке эту келью: иеромонахи Матфей, Нектарий и Анфим, монахи Никифор и Рафаил. В келье спасались русские иноки вместе с сербами и болгарами. Когда в 1883 году келью заняло русское братство во главе с иеросхимонахом Кириллом, то пришедшая в запустение обитель могла вместить только 25 человек, и помещения скоро оказались слишком малы для умножающегося русского братства.   В начале двадцатого века в келье было два чтимых образа: Божией Матери Испанской и святителя Иоанна Златоуста. При о. Кирилле прославился своими чудесами образ «Утоли моя печали». До переселения в обитель иеросхимонаха Кирилла в ней никого не было в течение 18 лет. О Кириллу удалось устроить в этом глухом месте обитель с 90 насельниками. В обители было 9 иеромонахов и 6 иеродиаконов. Был странноприимный дом для паломников на 150 мест. С разрешения Хиландарской лавры о. Кирилл выстроил великолепный двухэтажный храм во имя свят. Иоанна Златоуста с приделами Александра Невского и Марии Магдалины, в память чудесного спасения Царской семьи в Борках. Надо отметить, что этот храм, построенный всего за три года по проекту самого настоятеля, стал украшением Святой Горы. Освящён храм был 13 января 1894 г. архиепископом Елиферопольским Агафангелом, а лично знавший о.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=1895

Елец. Церковь Спаса Преображения. Преображенская церковь Карта и ближайшие объекты Деревянный Преображенский храм был построен между 1678 и 1691 годами и заменил собою древнюю церковь св. Праскевы Пятницы. Храм был очень мал и к тому же к середине 18 века весьма обветшал. Поэтому в 1761 было принято решение о строительстве каменной церкви. К 1771 году все работы были завершены. Построена она была по образу московского храма Иоанна Воина «восьмерик на четверике». Церковь неоднократно перестраивалась, первоначально алтарь и храмовая часть были выстроены в стиле барокко. К началу 19 века храм начал разрушаться, и уже в 1808 году почитаемый ельчанами священник Иоанн Борисович Жданов по благословению епископа Досифея приступил к «исправлению ветхости». Но прихожане выразили желание не только на ремонт, но и расширение храма. В 1810 году к церкви был пристроен придел в честь Иоанна Предтечи. Новая перестройка коснулась храма более чем через 50 лет. В 1866 году церковным старостой купцом П.А. Сергеевым был составлен проект «увеличение трапезной и построение вновь колокольни». В 1871 году выстроена колокольня, и церковь приняла свой окончательный нынешний вид. В 1891 году храм постигло несчастье – молния «выбила» из кладки 400 кирпичей, поэтому ей требовался срочный ремонт, который и был произведён с 1892 по 1893 годы. Эта церковь также связана с именем епископа Воронежского и Елецкого Тихона. Именно святитель Тихон Задонский был духовным наставником о. Иоанна Жданова. После революции, в 1922 году из храма изъяли церковную утварь, а в 1930 году его закрыли для «культурно-просветительских» целей. С 1937 года помещение использовалось как склад Заготзерна. В 1943 году верующие потребовали вернуть им храм, но получили отказ. В 1960-е годы церковь сначала пустовала, а после была тиром. В 1971 году Преображенская церковь взята под охрану как памятник архитектуры, но к восстановительным работам приступили лишь в 1983 году. В 1997 году храм передан РПЦ и определён к приходу Вознесенского собора, что позволило продолжить возрождение древней церкви. В трапезной планируется разместить церковную библиотеку и читальный зал.

http://sobory.ru/article/?object=02128

Ликино-Дулёво. Церковь Иоанна Богослова. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Местечко Дулёво, возникшее при фарфоровом заводе (основан в 1832 г.), долго не имело православного храма. Православные ходили на богослужения в с. Гора - за 4 км, если напрямик лесом и полем. Когда в этом селе был выстроен кирпичный храм (существует и сейчас, его колокольня видна издалека), прежний деревянный стал не нужен. Рабочие-фарфористы решили перенести его в Дулёво. Они собрали на покупку 2000 рублей (стоит заметить, что квалифицированный рабочий получал в месяц не более 25 рублей, а большинство втрое-вчетверо меньше). Недостающую сумму дал вла­делец завода Матвей Сидорович Кузнецов , хотя сам был старообрядцем. Он также выделил вновь образуемому приходу 32 десятины земли: десятину под усадьбу, две были заняты дровяным лесом, остальная земля пахотная. Храм разобрали и вновь возвели на новом месте - почти напротив нынешнего храма, через дорогу. Дулёво относилось к Покровскому уезду Владимирской губернии. 8 мая 1887 г. архиепископ Владимирский Феогност (Лебедев, на Владимирской кафедре был с 1878 по 1892 г.) освятил храм (он был однопрестольным) во имя Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. В 1890 году храм расширили, он стал крестообразным в плане. В пересечении креста возвышался мощный световой восьмерик, увенчанный главой. На западном конце (дальнем от дороги) находилась колокольня. В церкви обращала на себя внимание большая икона в майоликовом киоте. Её в 1894 г. поместили здесь служащие завода в память об избавлении царской семьи от опасности 17 октября 1888 г. С середины 1890-х до 1908 г. настоятелем Иоанно-Богословского храма в Дулёво был священник Сергий Красовский (ум. 1926 г., похоронен в ограде храма с. Воинова Гора). В 1908 г. он был переведён в храм Рождества Божией Матери в с. Орехово. Последним местом служения о. Сергия Красовского был храм с. Головине (в наше время в Петушинском р-не Владимирской обл.). В 1897 г. причт Дулёвского храма состоял 2 из настоятеля - священника Сергия Красовского, диакона о. Феодора Овчининского , псаломщика Петра Успенского.

http://sobory.ru/article/?object=00423

ЦВ 19 (440) октябрь 2010 /  9 октября 2010 г. Старый храм на Новой площади Здание церкви Иоанна Богослова под Вязом хорошо известно всем москвичам. Для большинства оно ассоциируется с Музеем Москвы. Хотя храм решением столичной мэрии был возвращен Церкви еще в 1992 году, в его стенах до сих пор вместо богослужений проходят экскурсии. Недавно Святейший Патриарх Кирилл своим указом передал храм на Новой площади Российскому православному институту св. Иоанна Богослова. Община вуза намерена начать богослужебную жизнь в храме с престольного праздника 9 октября. Согласно плану мэрии музейные коллекции с Новой площади переместят в просторные Провиантские склады на Зубовском бульваре. Настоятель храма Иоанна Богослова, ректор РПИ игумен Петр (Еремеев) убежден, что переезд Музея Москвы в помещения, во много раз превышающие церковное здание на Новой площади, станет безусловным благом для культурной жизни столицы. — Отец Петр, итак, отныне 9 октября 2010 года — новый храмовый праздник не только для РПИ, но и для всей православной Москвы? У вашего вуза наконец-то есть свой храм… — Да, 9 октября с этого года приобретает в жизни нашего вуза значение не просто одного из дней памяти покровителя института — это теперь еще и престольный праздник нашего храма. Отныне для каждого студента, выпускника и преподавателя РПИ церковь Иоанна Богослова на Новой площади станет настоящей alma mater — матерью, рождающей в самостоятельную жизнь, и в первую очередь в жизнь духовную. Если мы говорим о воспитании и подготовке человека к ответственному, интересному, жизнерадостному служению по выбранной специальности, служению семье, Отечеству, народу, то конечно, отмечаем, что для православного вуза главным местом подготовки, воспитания студента является храм. Все семнадцать лет жизни Российского православного института его студенты в той или иной степени были причастны к жизни Высокопетровской обители. На какой-то период центром общей молитвы РПИ стала часовня в одном из корпусов нашего учебного заведения. Но в полной мере ощутить себя членами одной христианской семьи, объединяемой святым апостолом, мы не могли. По той причине, что у вуза не было собственного храма.

http://e-vestnik.ru/culture/440_staryj_h...

Ярославль. Церковь Иоанна Постника. Карта и ближайшие объекты К концу 19 века церковь Николая Чудотворца не могла вмещать всех прихожан, большинство которых составляли рабочие бумагопрядильной фабрики, расширившей к тому времени свое производство. Правление Товарищества Ярославской Большой мануфактуры решило построить новый храм. Завершение строительства приурочили к пятидесятилетию фабрики. Главный престол посвящен Иоанну Постнику, правый – Андрею Критскому, левый – Архангелу Гавриилу. Эти святые были небесными покровителями учредителей Товарищества, на чьи средства возводилась церковь. Большой храм с трапезной построен в стиле модерн. Он имеет одну апсиду и притвор, над которым возвышается сорокаметровая колокольня. Фасады декорированы цветной керамикой. Информация: Архитектурные шедевры Святой Руси. Ярославль. – Самара: Издательский дом «Агни», 2007. Развитие производства на Ярославской Большой мануфактуре привело к тому, что в 1890-х годах в этой части города существенно увеличилось число прихожан; Никольская церковь их уже не вмещала. Учитывая данное обстоятельство, правление Товарищества Ярославской мануфактуры приняло решение построить более вместительную церковь. Закладка нового храма состоялась летом 1904 года. Средства на его строительство выделили хозяева предприятия - Иван Андреевич и Андрей Александрович Карзинкины и Гавриил Матвеевич Игумнов. Завершить строительство удалось к 1908 году, когда отмечался 50-летний юбилей превращения мануфактуры в фабрику. Новый храм гармонично дополнил Николо-Мельницкий храмовый ансамбль. Престолы посвятили святым, являвшимся небесными покровителями строителей церкви. Главный освятили во имя преподобного Иоанна Спостника, приделы - во имя преподомномученика Андрея Критского и Архангела Гавриила. Примечательно, что в народе за храмом закрепилось " дополнительное " имя - Андрея Критского. Освящал храм архиепископ Ярославский и Ростовский, будущий Патриарх Московский и всея Руси Тихон (Беллавин). Храм Андрея Критского представляет собой церковь, в архитектуре которой сочетаются древний византийский стиль и характерный для начала ХХ века модерн. Как и в случае с Петропавловским храмом, другого образца подобной храмовой архитектуры на ярославской земле нет. Перед входом в церковь возвели шатровую колокольню, над основным четвериком поднялась большая главка на массивном барабане, над приделами - две главы меньших размеров. Внутри имелся резной дубовый иконостас. В 1929 году Андреевскую церковь закрыли, главы сняли. Некоторое время в её стенах находился склад, а в 1952 году в здание въехали Дом физкультуры и детская спортивная школа. Только в 2010 году, когда праздновался 1000-летний юбилей Ярославля, храм вернули Русской Православной Церкви. Первое богослужение в нём состоялось 30 октября 2010 года, в день памяти преподобномученика Андрея Критского.

http://sobory.ru/article/?object=01175

Древнейшая, ныне несуществующая, церковь св. Иоанна Предтечи у Боровицких ворот, в Московском Кремле Рисунок Виктора Дмитриевича Кокорина. В первой половине XIX века к числу дворцовых церквей в Москве была присоединена вновь устроенная в Боровицкой башне церковь во имя Рождества св. Иоанна Крестителя. Церковь эта заменила собою древнейшую из Московских церквей, носившую название «под Бором». Последнее слово, по мнению Забелина, вернее всего указывало на то, что обозначенная местность, лежавшая хотя бы и за рекою, в действительности, находилась под сению кремлевского бора. Часть этого леса, вероятно, произрастала и по замоскворецкому берегу, но главный сплошной бор все-таки простирался по Кремлевской нагорной стороне реки, почему и явилось урочище «под бором», каковое, как местность древнего поселения, должно относиться к отдаленной древности 1 . По свидетельству летописи, до построения в Кремле в 1460 г. каменной церкви Рождества св. Иоанна Предтечи, здесь была деревянная церковь «на Бору», в том лесу и срубленная, которая была «соборною» при св. митрополите Петре, а двор его был поблизости 2 . Забелин не без основания допускает то предположение, что эта церковь была здесь выстроена вскоре после крещения здешнего населения. Некоторым указанием на это служат найденные в 1847 году под кирпичным полом каменного жертвенника разрушенного храма св. Иоанна Предтечи скотские кости: лошадиная голова и две голени, из которых одна была признана за бычью, а другая за коровью 3 . Возможно, что первая деревянная церковь и была воздвигнута на самом месте древнего языческого капища. Самое наименование церкви Рождества св. Иоанна Крестителя также может служить своего рода указанием на бывшие здесь языческие празднества в честь Купалы, которые совершались именно накануне христианского праздника во имя Рождества св. Иоанна Предтечи, 24 июня. Известно также и то, что во время первого крещения русских племен повсюду поставлялись на месте прежних языческих требищ храмы 4 . Когда первоначальный деревянный храм пришел в ветхость, тогда на место его в лето 6968 (1461) был заложен каменный 5 перед двором князя Юрия Васильевича 6 , а в следующем году великий князь Василий Васильевич устроил при нем придел во имя преп. Варлаама Хутынского 7 . В 1493 г. храм выгорел 8 , и под ним погибла казна великой княгини Софии 9 . Пожар этот, по свидетельству Софийского временника, произошел от небесного огня, возгоревшегося на церкви св. Николы на Песку, и, вследствие сильной бури, перенесшегося на другую сторону Москвы реки ко Всем Святым, а оттоле за Неглинною к каменной церкви, к Егорию Святому, и в тот час начался пожар во многих местах... и за Архангелом выгорело, и митрополичий двор и у Пречистыя алтарь обгорел под немецким железом... и церковь Иоанна Предтечи у Боровицких ворот выгорела и запала. А пожар был так велик, прибавляет современник, что, по сказанию летописцев и старых людей, как Москва стала, не бывало такого пожара 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Содержание Отзыв святого праведного Иоанна Кронштадтского на книгу «Толкование Евангелия» Б. И. Гладкова Предисловие к первому изданию Введение Глава 1. Предсказание ангела о рождении Иоанна Предтечи. Благовестие Пресвятой Деве Марии. Встреча с Елисаветой. Рождение Иоанна Определение года рождения Иисуса Христа. Устройство иерусалимского храма Явление ангела священнику Захарии; об ангелах вообще Молитва Захарии Рождение Пресвятой Девы Марии и жизнь Её при храме Обручение Ее Иосифу Явление Ей ангела Путешествие Пресвятой Девы к Елисавете и встреча с ней Рождение Иоанна Пророчество Захарии Глава 2. Рождение Иисуса Христа. Поклонение пастухов. Обрезание Иисуса. Принесение Его в храм. Встреча с Симеоном. Отшествие из Иерусалима. Сомнения Иосифа и его сон Перепись и путешествие в Вифлеем Рождение Иисуса Поклонение Пастухов Определение дня Рождества Христова Обрезание Господне Принесение Младенца Иисуса в храм и встреча Его Симеоном Возвращение в Назарет Глава 3. Поклонение волхвов. Избиение младенцев. Бегство в Египет и возвращение из него. Двенадцатилетний Иисус в храме Прибытие волхвов с востока Значение виденной ими на родине звезды Беспокойство Ирода Отправление Иродом волхвов в Вифлеем Значение Вифлеемской звезды Поклонение волхвов младенцу Иисусу и возвращение их на родину Бегство святого семейства в Египет Избиение Иродом младенцев Смерть Ирода Возвращение святого семейства из Египта Жизнь Иисуса в Назарете Двенадцатилетний Иисус в иерусалимском храме Возвращение Иисуса в Назарет и жизнь его до тридцатилетнего возраста Глава 4. Иоанн Креститель и его проповедь. Состояние евреев перед выходом Иоанна из пустыни Секты фарисеев и саддукеев Четверовластник Лисаний Появление Иоанна Впечатление, производимое Иоанном на народ Обличение Иоанном Фарисеев и Саддукеев Советы Иоанна народу, мытарям и воинам Уверение Иоанна, что он не Христос Глава 5. Крещение Иисуса. Искушение Приход Иисуса к Иоанну Крещение Иисуса Сошествие святого духа и голос с неба О происхождении зла Диавол не имеет никакой власти над людьми Искушение Иисуса вообще В каком виде приступил искуситель Первое искушение Второе искушение Не искушай Господа Бога твоего Третье искушение Глава 6.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010