Ярославский храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчково Древний город Ярославль. Выезжаешь по проспекту Толбухина на мост через реку Которосль – и сразу же справа, над деревьями, – букет дивных церковных глав, словно перед фотоаппаратом выстроившихся: маленькие – впереди пониже, побольше – за ними и повыше, а самая большая возвышается, устремляясь в небо. По мере продвижения по мосту и изменения ракурса главы распределяются как бы в ряд, изящно завершая массивное строение храма. Спускаемся с моста к храму и реке. Экономные водители тоже любят этот спуск: зачерпнули в реке ведро воды и обмыли машину – пустырь, не оштрафуют, и ругать некому. Пробираемся сквозь хаотично разросшиеся тополя, березы, ивняк. Кирпичная масса храма то исчезает, то опять появляется между зеленью. Но вот заросли позади, а перед тобой дивный огромный храм замысловатой архитектуры, с кружевной кирпичной кладкой верхней части и со сказочными пятнадцатью главками. Это знаменитый ярославский Иоанно-Предтеченский храм. «Выдающийся памятник архитектуры», «вершина ярославской школы зодчества XVII века», «самая вычурная ярославская церковь», «памятник мирового значения», «классическое создание русского архитектурного гения»… Самая красивая, самая художественная, самая высокая, самая-самая – и при этом почти забытая современными ярославцами, да и вообще россиянами. Не проявили к ней внимания даже тогда, когда ее изображение как символ «самого русского» появилось на 1000-рублевой российской купюре. Спроси кого-нибудь, знает ли он, какой храм изображен на наиболее популярном денежном знаке XXI века, ответят только редкие эрудиты и еще более редкие знающие и любящие этот храм! Эта церковь вошла во все дореволюционные руководства по русскому зодчеству, воспроизводилась в рисунках в иностранной литературе, ее макеты представлялись на заграничных выставках. Наслушавшись восторженных откликов о храме, его специально посетил цесаревич Николай Александрович († 1865), а цесаревич Александр Александрович, будущий император Александр III, увидев храм только снаружи, просил прислать его описание. Убранством церкви любовались великие князья Алексей Александрович, Сергей Максимилианович, Константин Константинович, который посещал ее дважды. Сюда приезжал великий князь Сергей Александрович со своей супругой Елизаветой Федоровной, ныне прославленной Русской Православной Церковью. А сколько архиереев и государственных деятелей! А как она была любима народом! Замечательный русский художник Верещагин сохранил ее образ в картине « Паперть церкви Иоанна Предтечи в Толчкове» (1888). И даже сейчас в заброшенном виде, с заросшими травой тропками, с примыкающими уродливыми заводскими постройками лакокрасочного комбината, храм завораживает глаз своей грандиозной возвышенностью и неповторимостью.

http://pravoslavie.ru/4446.html

поиск:   разделы   рассылка Три ранее утраченных храма будут восстановлены к 2015 году в Москве Правительство Москвы " отдает долги " Русской православной церкви, тратя десятки миллионов рублей на воссоздание хотя бы некоторых церквей из тех, что сотнями тысяч уничтожались государством при советской власти. Три ранее разрушенных храма будут восстановлены к 2015 году в Москве, сообщил депутат Госдумы РФ, советник мэра Москвы, советник по вопросам строительства патриарха Московского и всея Руси Владимир РЕСИН во вторник на пресс-конференции , прошедшей в Богородице-Смоленском Новодевичьем монастыре в Москве. " Будут восстановлены три храмаИоанна Предтечи при Новодевичьем монастыре, храм Преображения Господня на Преображенской площади и храма святого князя Владимира в здании Московского епархиального дома... Современная Москва восстанавливает историческую справедливость " , – сказал Ресин. ХРАМ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи при Новодевичьем монастыре начали восстанавливать в рамках празднования 200-летия Отечественной войны 1812 года с Наполеоном. Решение о строительстве было принято 6 мая 2012 года. Предположительное начало работ – сентябрь 2014 года, рассказал Ресин. Возведение храма планируют завершить к сентябрю 2015 года. Это была кирпичная шатровая церковь, летописи относят ее основание к 1525 году – времени строительства Новодевичьего монастыря. В сентябре 1812 года монастырь ненадолго заняли французы, которые, покидая обитель, не смогли уничтожить ее всю, но храм Усекновения главы Иоанна Предтечи взорвали. О внешнем облике церкви можно судить по гравюрам и рисункам XIX века, подробные чертежи здания отсутствуют. Известно, что храм в высоту достигал 30 метров. Из-за того, что сейчас монастырь, в котором стояла церковь, находится под охраной ЮНЕСКО, новый храм по высоте не должен превышать 18 метров, чтобы не нарушать сложившуюся градостроительную ситуацию и не превышать башни Новодевичьего монастыря. Новый шатровый храм будет рассчитан на 150 человек.

http://religare.ru/2_104692.html

Чехов. Церковь Иоанна Предтечи. Предтеченская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь Рождества Иоанна Предтечи построена в 1771 г. в усадьбе Еропкиных. Кирпичный однокупольный храм выстроен в стиле раннего " пилястрового " класссицизма. В 1839 г. на средства коллежского советника, уездного предводителя дворянства М.Н. Еропкина, трапезная расширена приделами Архистратига Михаила и Рождества Иоанна Предтечи (ранее Троицы) и надстроен верхний ярус колокольни. В 1932 г. церковь была закрыта и разорена. В 1991 г. храм возвращен верующим и восстановлен; главный престол переосвящен во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Церковь Иоанна Предтечи в усадьбе " Садки " по адресу: г.Чехов, Родниковая ул (б.с.Садки), является объектом культурного наследия регионального значения (ранее памятником истории и культуры местного значения) (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. 1327, Приложение 2). Кирилл Аминов, 17 мая 2015 г. Старинный усадебный комплекс Садки в городе Чехове – один из самых красивых и поэтичных уголков древней лопасненской земли, место, неразрывно связанное с уникальными событиями и замечательными людьми, оставившими незабываемый след в Российской истории. Именно здесь в 1689 году родился наш выдающийся соотечественник Пётр Еропкин – сподвижник Петра первого, главный архитектор Петербурга. В страшное время бироновщины вместе с другими единомышленниками Еропкин выступил против засилья иноземцев в российском правительстве и летом 1740 года после мучительных пыток был обезглавлен на лобном месте в Петербурге. В память о славном патриоте в 1771 году в Садках " тщанием госпожи Еропкиной " и была возведена церковь, освящённая во имя Крестителя Господня Иоанна, ныне называемая храмом Иоанна Предтечи. Храм, выполненный в стиле раннего классицизма с чертами барокко, украшенный филёнками и пилястрами, первоначально состоял из собственно храма и колокольни, соединённых с трапезной. Основной объём здания состоял из четверика, несущую купольную ротонду, удлинённого световым барабаном с крупным яблоком, над которым возвышалась луковичная главка. В 19 веке трапезную расширили за счёт пристроенных приделов: в честь Рождества Иоанна Предтечи и во имя Архистратига Михаила. Тогда же надстроили третий ярус колокольни.

http://sobory.ru/article/?object=00765

Зарайск. Кремль. Собор Усекновения главы Иоанна Предтечи. Карта и ближайшие объекты Иоанно-Предтеченский собор - памятник архитектуры XIX в. Первый храм в честь Усекновения Главы Иоанна Предтечи сооружен в XIII в. на могиле зарайского князя Феодора, его супруги Евпраксии и сына их Ивана. В середине XVI в. при царе Иване Грозном возвели новый Иоанно-Предтеченский храм, «что под колоколами», который находился несколько восточнее нынешнего храма. В 1740-х гг. ветхую церковь разобрали, и воздвигли новый храм, сень-шатер над погребением князей оказались вне храма. Существующий Иоанно-Предтеченский собор выстроен из кирпича на территории Зарайского кремля в 1901-1904 гг. по проекту К. М. Быковского на средства братьев Бахрушиных, на месте разобранной ампирной церкви 1819-1821 гг. Ряд архитектурных приемов и силуэт собора близки московской церкви Троицы на Грязах, видимо, послужившей образцом. Четырехстолпный трехапсидный храм в нарядной, торжественной архитектуре которого сочетаются приемы классицизма с ренессансными мотивами убранства. Массивный световой барабан, значительно сдвинутый к востоку, покоится на квадратном постаменте с балюстрадой. Внутри собор был богато украшен и имел два придела: во имя свв. апп. Петра и Павла и равноап. кн. Владимира. Иконостас, клиросы и киоты, исполненные мастером И. М. Фроловым, на основе рисунков арх. С. У. Соловьева «в древнем стиле», до настоящего времени не сохранились. В советские годы в храме располагался кинотеатр. Колокольню взорвали, гробницу зарайских князей уничтожили. В 1992 г. храм передали верующим. В 1994 г. возведена деревянная колокольня с десятью колоколами. В 1997 г. изготовлен точный список чудотворной иконы Николы Заразского. В августе 2002 г. освящен восстановленный памятник-надгробие князьям Феодору, Евпраксии и Иоанну. Не в дальнем расстоянии от собора Никольского находится другой соборный храм Предтечинский, именуемый в летописных памятниках церковью Иоанна Предтечи, «что под колоколами», основанный первоначально на гробах князя Федора, княгини Евпраксии и сына их Иоанна, почивших в XIII ст.

http://sobory.ru/article/?object=00377

Керчь. Кафедральный собор Усекновения главы Иоанна Предтечи. Карта и ближайшие объекты Уникальный керченский храм - церковь Иоанна Предтечи - единственный из памятников архитектуры, сохранившихся с периода расцвета Тмутороканского княжества (X-XI вв). Церковь представляет собой изящный четырехстолпный крестово-купольный храм с единственным куполом на высоком барабане. Массивные стены сложены из чередующихся полос, состоящих из белокаменных блоков и красного кирпича. Сочетание различных форм придает керченской церкви оригинальность и остроту, ее не спутаешь ни с какой другой: здесь как бы соединены две архитектурные системы - базиликальная и крестово-купольная. Церковь Иоанна Предтечи - выдающееся произведение архитектуры. Некоторые свойственные ей черты прослеживаются и в древнерусских церквах. С сайта http://www.crimea.edu/crimea/sights Храм святого Иоанна Предтечи в Керчи – уникальный памятник архитектуры, древнейший из сохранившихся раннехристианских церковных зданий, православный храм, сооруженный в начале VIII века. Древняя часть храма — четырехстолпное крестово-купольное coopyжehue VIII века с гранеными апсидами и крещатыми столбами. С запада к ней примыкает более поздняя бaзuлuka XI-XIII века, имеющая в интерьере четыре колонны. В 1834 г. к храму был пристроен новый придел, в 1846 г. базилика была увеличена к западу каменной пристройкой с колокольней по проекту А. Дигби 1842 г., при этом стена древнего нартекса была разобрана. Материал стен древней части – светлый керченский известняк, каждые четыре ряда кладки которого чередуются с четырьмя слоями красноглиняной плинфы, тонкого кирпича. В конце XIX века к северному фасаду базилики по проекту А. Карапетова пристраивается помещение второго престола с разборкой части стен базилики. На северном и южном предалтарных крещатых столбах находятся два изображения святых. Более 50 лет храм не использовался как церковное здание (с 28 декабря 1937 г.). С 1990 года храм вновь стал действующим. По материалам официального сайта Феодосийской епархии

http://sobory.ru/article/?object=01382

Кувакуш. Церковь Иоанна Предтечи. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Иоанна Предтечи Год постройки:между приблизительно 1910 и 1912. Год утраты:Не установлен. Адрес: Кировская область, Афанасьевский район, с. Кувакуш, рядом с новым храмом Иоанна Предтечи Координаты: 58.878737, 53.655979 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Проезд:Автодорога Афанасьево-Пермь. приерно в 18 км от Афанасьево указатель на Кувакуш, после еще примерно 10 км до села Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Старый храм в Кувакуше был освящен предположительно в 1912 году в честь Иоанна Крестителя. В то время центральная усадьба Кувакуш была довольно большой, и к ней примыкало несколько деревень, а кроме того в храм приезжали издалека - ближайший старообрядческий храм находился более чем в 100 километрах в городе Омутнинск. Сейчас трудно себе представить праздничные толпы народу, спешащего в храм - сейчас близлежащие деревни повымерли, люди разъехались, побросали родные места. Прежний храм был красивым и богатым - в деревне были зажиточные люди, жертвовавшие крупные суммы, алтарь был полностью заказан на деньги бездетного сельчанина, и было два колокола. Староста общины - Феня Андрияновна с детства помнит, что звонили они чисто и громко - " слышно было в Савинцах " - а это 25 километров от Кувакуша. Когда уже в 50-е их сбросили с колокольни - они катились под гору до самого леса. В 30 годах арестовали священника. Через какое-то время приехал священник, и провел службу, пришел весь церковный причал, а в конце службы всех арестовали и увезли - больше ни от кого из них не было никаких вестей. Храм стоит на холме - это самой высокое здание в деревне, снять кресты оказалось довольно сложным, да и ни кто из сельчан не соглашался, тогда одного из арестованных попросили это сделать в обмен на снятие обвинения. Он согласился не сразу, но терять ему было нечего.

http://sobory.ru/article/?object=28803

Ростов. Митрополичий двор. Надвратная церковь Иоанна Богослова. Церковь. Не действует.   Престолы: Иоанна Богослова Год постройки:1683. Адрес: Ярославская область, Ростовский район, г. Ростов Великий, Кремль, митрополичий (архиерейский) двор Координаты: 57.184385, 39.415367 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь Иоанна Богослова (1683 г.) - одна из самых совершенных в Ростовском кремле. Надвратный храм Иоанна Богослова сходен с церковью Воскресения. Он также стоит на высоком подклете, также имеет по сторонам выступающие вперед круглые башни. Однако основная часть храма вытянута вверх, что придает постройке легкость, изящество. Это еще более подчеркивает удлиненные барабаны. Апсиды церкви небольшой кривизны, что вообще характерно для ростовских церквей. Западный фасад храма и вся плоскость ворот, выходящих на московскую дорогу, богато украшены. Фрески церкви изображают сцены из жизни Иоанна Богослова и Авраамия Ростовского, святого, который, по летописным источникам, был одним из первых проповедников христианства в Ростове. Особенно интересен нижний ярус росписей, где изображена встреча Авраама с Иоанном и борьба с идолопоклонниками. В этих фресках отражены представления живописца о древней Ростовской земле. В сцене встречи на западной стене изображен Ростов, огражденный крепостной стеной с башней. Рядом сцена сокрушения идола Велеса, написанная также на фоне города. Немного отступя от боковой башни, прямо на стене, как и у церкви Воскресения, поставлена небольшая шатровая звонница, схожая с царской башенкой на кремлевской стене в Москве. Церковь Иоанна Богослова в Ростовском Архиерейском доме, ныне известном как Ростовский кремль, построена в начале 1680-х годов по заказу митрополита Ионы Сысоевича - выдающегося русского церковного деятеля XVII века, одного из ближайших сподвижников патриарха Никона. Сооружение её над западными парадными воротами кремля стало завершающим этапом формирования кремлёвского ансамбля. В интерьере церкви сохранилась стенная роспись, о завершении которой в 1683 году сообщает храмозданная надпись на восточной стене. Помимо традиционных для этого времени сюжетов, стенопись включает в себя житийные циклы апостола Иоанна Богослова и святителя Авраамия Ростовского - одного из первых просветителей и крестителей Ростовской земли. В храме один престол - Иоанна Богослова. Церковь Иоанна Богослова - пятиглавый храм, с одной световой и четырьмя декоративными главами, с трехчастным алтарем; на двухярусном подклете. Церковь стоит над воротами с коленчатым проездом, с трех сторон окружена галереями, перед воротами со стороны города - две круглые башни.

http://sobory.ru/article/?object=00588

Ярославль. Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках. Карта и ближайшие объекты Церковь Св. Иоанна Златоустого, что в Кремле, построена в 1690 году ярославским купцом Иваном Амвросиевым. Престолов в ней три: Шуйской Божией Матери, ярославских чудотворцев Федора, Давида, Константина и св. Иоанна Златоустого. Приход состоит из 60 душ муж. пола и 58 жен. пола. А. Крылов «Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии» г. Ярославль. В типографии Германа Фалька, 1861 г. Церковь Иоанна Златоуста и её окружение – самый гармоничный, цельный и законченный памятник ярославского зодчества. Летнюю церковь Иоанна Златоуста построили первой. В Ярославле в XVII веке были построены два храма, посвященных Иоанну Златоусту. Церковь Иоанна Златоуста в кремле утрачена. Сохранился только этот великолепный храм. Строился он 5 лет, с 1649 по 1654 годы по заказу богатых посадских людей Федора и Ивана Неждановских. Впоследствии они были похоронены в южной галерее храма. Композиция храма Иоанна Златоуста в Коровниках стала к тому времени традиционной в ярославском посадском зодчестве. Это четырехстолпный пятиглавый храм, окруженный галереями и приделами. В эту традиционную композицию строители церкви Иоанна Златоуста в Ярославле внесли значительные новшества. Здесь колокольня и зимний (теплый) придел выделены в отдельно стоящие сооружения. Благодаря этому появилась возможность создать строго симметричную композицию. Основной четверик храма не очень высок, поскольку церковь не имеет подклета. Это компенсируется очень высоким мощным пятиглавием. Высота центральной главы (до подкрестного шара) больше высоты самого храма. С трех сторон церковь Иоанна Златоуста в Коровниках опоясана приземистой одноэтажной галереей. Первоначально галерея была открытой, и сейчас в кирпичной кладке видны массивные кувшинообразные опоры-столбы ее аркады. На востоке галерея заканчивается двумя симметрично расположенными шатровыми приделами. Вся композиция имеет пирамидальный характер. Низкая галерея зрительно воспринимается как пьедестал, на котором возвышается основной куб храма, увенчанный мощным пятиглавием с огромными пучинистыми главами на массивных барабанах. Глухие шатры приделов с миниатюрными главками подчеркивают пирамидальное построение памятника. Благодаря замечательной пропорциональности отдельных частей сооружения, зодчие создали, пожалуй, самый гармоничный, цельный и законченный памятник ярославского зодчества.

http://sobory.ru/article/?object=10886

Москва. Церковь Никиты мученика (Владимирской иконы Божией Матери) в Старой Басманной слободе. Церковь Никиты в Старой Басманной слободе Карта и ближайшие объекты Храм великомученика Никиты, что в Старой Басманной слободе, ранее именовался церковью во имя иконы Владимирской Божией Матери. В церкви придел во имя Святого Никиты великомученика. Построен в 1517 году великим князем Василием Иоанновичем. По преданию, Василий Иоаннович провожал до этого места принесенные из Владимира святые иконы. Потому с этого года и в плоть до 1683 года был сюда крестный ход. Когда старая церковь обветшала, ее перестроили в 1751 году. Архитектор Д.В. Ухтомский, который строил и церковь святителя Алексия, митрополита Московского, на Таганке. Связавшая храм и колокольню трапезная включила в себя стены находившегося на этом месте храма старой постройки. Выполнен в стиле барокко. Большие окна украшены живописными наличниками. Приписан к Богоявленскому собору в Елохове. Был закрыт в 1933 году. Использовался как общежитие. В 1994 году отреставрирован. Древнейшая московская церковь, основанная Василием III предположительно в 1518 году, первоначально была деревянной, освящена во имя иконы Владимирской Божьей Матери. Первый каменный храм, построенный на месте деревянной церкви, был возведен в 1685 году и простоял до середины XVIII века. В отстроенном храме придел освятили в честь Никиты Мученика. Строительство храма, сохранившегося до наших дней, иногда связывают с Петром I. В 1728 году на Новой Басманной улице в Капитановой слободе по чертежам самого Петра I был возведен новый храм Петра и Павла. Контраст между Петропавловским храмом на Новой Басманной и Никитской церковью на Старой оказался слишком разителен. Пострадавший во время пожара 1737 года Никитский храм жители слободы решили перестроить. Барочный храм великомученика Никиты в Старой Басманной слободе был возведен в 1745-1751 гг. на средства купцов А. Бабушкина, И. Кириллова, И. Рыбникова, В. Прохорова и др. Церковь освящена в 1751 году, главный престол - во имя иконы Владимирской Божьей Матери, придел - во имя Никиты Мученика, по которому и названа Никитской. Второй придел по просьбе купцов, на чьи пожертвования возводился храм, в честь Рождества Иоанна Предтечи. Архитектор Д.В. Ухтомский (по другим данным А. Евлашев или К. Бланк), по проекту которого был построен храм, задействовал в постройке старые стены храма, а из бывшей церкви устроил трапезную с двумя приделами, тем самым сохранив постройку XVII века. Новый храм в стиле елизаветинского барокко был возведен с восточной стороны, колокольня - с западной.

http://sobory.ru/article/?object=01882

Скачать epub pdf Обретение и перенесение честных мощей Алексия, митрополита всей России и чудотворца Память 20 мая Во дни благочестивого великого князя Василия Васильевича 3334 , самодержца всероссийского, после того, как прошло около 60 лет со дня кончины святого Алексия, дивный во святых Своих и прославляющий их всеблагой Бог таким образом открыл бесценное сокровище, то есть, многоцелебные мощи сего святого великого святителя, митрополита Алексия. Так как первый храм, построенной в сей обители 3335 самим святым Алексием во имя святого архистратига Михаила, в память бывшего чуда его в Хонах , был деревянный, то случилось, что крыша этого храма, пришедшая от долгого времени в ветхость, обрушилась во время совершения Божественной литургии, причем по устроению Божию все бывшие в это время в храме остались невредимыми. Тогда великий князь повелел построить каменный храм, и когда внутри прежнего деревянного храма стали копать рвы для фундамента нового храма, то нашли мощи великого святителя святого Алексия неповрежденными и даже одежды на нем неистлевшими. Вскоре после сего был выстроен каменный храм во имя святого архистратига Михаила с приделом на южной стороне в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Храм этот имел три ступени вверх от земли, но был меньше прежнего деревянного храма, который хотя был и обширнее, но устроен был в одну ступень, и пол в нем был положен прямо на землю. Когда новоустроенный храм был подобающим образом украшен и освящен, то в него внесли многоцелебные мощи святого Алексия и положили в приделе Благовещения Пресвятой Богородицы. После сего прошло много лет, и в княжение великого князя Иоанна Васильевича 3336 при преосвященном митрополите Геронтии 3337 стараниями архимандрита этой обители Геннадия стал строиться новый храм с трапезою во имя святого митрополита Алексия, но этот храм не был тогда окончен, так как архимандрит Геннадий поставлен был архиепископом в Великий Новгород 3338 . Чрез несколько времени после сего, когда, благодаря усердию того же архиепископа Геннадия, храм и трапеза, а также и другие здания были закончены и храм был украшен и освящен, то честные мощи святого Алексия были перенесены из придела Благовещения Пресвятой Богородицы и положены у стены на южной стороне в созданном во имя его храме. В 1534 году великий князь Василий Иоаннович 3339 повелел сделать для мощей чудотворца Алексия серебряную раку, на верхней доске ее устроить из серебра образ самого святого Алексия и украсить ее золотом, камнями и бисером. Рака была окончена уже после смерти великого князя, в 1535 году, и тело святого Алексия было положено в нее при сыне его, великом князе Иоанне Васильевиче 3340 , в день кончины святителя, в 12 день февраля месяца с четверга на пятницу первой седмицы Великого поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010