Волок. Церковь Николая Чудотворца. Никольский храм Карта и ближайшие объекты Село Волок, известное раньше как Волок Держков, расположено на правом берегу Мсты, ниже Боровичей и знаменитых мстинских порогов. Однако именно отсюда начинался сухопутный путь в верховья Увери, в обход порогов. Село являлось важным пунктом на пути «из варяг в арабы», особенно до строительства в начале XVIII века вышневолоцкой водной системы и расчистки мстинских порогов. Примерно до XVI века в селе находился Никольский мужской монастырь. Затем на месте монастырских храмов построили каменный храм Иоанна Предтечи и еще три церкви: Троицкую, Преображенскую и Никольскую. Дошедший до нас Никольский храм построен на месте одноименного деревянного в 1799 году. Помимо главного придела имел ещё два: правый - в честь Воскресения Христова, левый - в честь Вознесения Господня. Храм был закрыт в 1941 году. Сейчас не действует, реставрационные работы не ведутся. Село Волок возникло на погосте, именовавшемся как Волок — Держков. Оно находилось на правомберегу реки Мсты. Село стало значительным торговым центром ещё до времен Ганзейского Союза. Во все времена через Волок проходили значительные грузы на Юг, Восток, Север и обратно в ВеликийНовгород, и дальше на Запад. Здесь разгружали и хранили товары купцы русские и зарубежные. Стояли амбары, лабазы для грузов. Чтобы обойти Мстинские пороги, грузы на ладьях тащили волоком (перетаскиванием по бревнам) до озера Пелено, примерно 10 верст. Вот почему Волок, а не Волочек, где тащили суда на меньшие расстояния. С давних времен в селе находились скит и мужской Никольский монастырь. В Писцовой книге Бежецкой пятины 1564 г. упоминаются церкви Николая Чудотворца и Спаса Преображения на погосте, церкви Иоанна Предтечи, Святой Богородицы и Троицы Живоначальной. Когда перестал существовать монастырь — пока неизвестно, но можно предположить, что во время похода Иоанна Грозногос опричниками в 1570 г. на Новгородскую и Псковскую земли, когда был разграблен монастырь Антония Римлянина в Великом Новгороде и убит его настоятель Гелвасий. Все священные сосуды, приплывшие в бочке к Антонию, были увезены царём в Москву. А Никольский Держковский монастырь в то время был приписанк Антониеву. На месте монастырских деревянных храмов был построен каменный храм во имя Иоанна Предтечи с приделами во имя Покрова Пресвятой Богородицы и во имя Антония Римлянина, в память о том, что монастырь был приписан к Новгородскому Антониеву монастырю. Это место до сих пор называется Иоанновский погост. Позже на месте обветшавшего Иоанновского храма тщанием местных помещиков были построены два новых храма.

http://sobory.ru/article/?object=06532

Закрыть itemscope itemtype="" > Впервые за 100 лет… На Леушинском подворье состоялось первое после революции архиерейское богослужение 24.05.2016 685 Время на чтение 5 минут 21 мая, в день памяти святого Апостола Иоанна Богослова, в храме Иоанна Богослова на историческом Леушинском подворье состоялось историческое событие – первая после революции архиерейская служба. На престольный праздник храм впервые посетил глава Санкт-Петербургской епархии митрополит Варсонофий. Об этом в полной мере историческом событии корреспондент «Русской народной линии» Анна Бархатова побеседовала с настоятелем храма Апостола Иоанна Богослова, директором мемориального музея-квартиры святого праведного Иоанна Кронштадтского протоиереем Геннадием Беловоловым . Начать надо с того, что в храме Леушинского подворья я служу 16 лет, и все это время идет реставрация. Этот процесс имеет свою специфику, так как в здании долгое время располагался областной психдиспансер, под нужды которого все помещения были перестроены: келии переделаны в кабинеты врачей и процедурные, храм разделен двумя межэтажными перекрытиями. Реставрация в историческом центре города - дело дорогостоящее и хлопотное: стройматериалы складировать негде, стоимость вывоза мусора делает его золотым. Наш храм является памятником архитектуры федерального значения, но никогда ни единой копейки на его реставрацию от государства мы не получали. Восстанавливаем храм своими силами. Ремонт идет медленнее, чем хотелось бы. Снаружи храм обновлен, заново перекрыт центральный купол, установлен крест, но внутри предстоит большая работа. Самое главное - нет иконостаса, его создание требует астрономических по нашим меркам сумм. В силу этих причин, казалось мне, в нашем храме не скоро может состояться архиерейская служба. И вдруг я узнаю о желании митрополита Варсонофия послужить в нашем храме. Это известие, переданное мне за неделю до визита владыки, стало для меня полной неожиданностью. Но нас несколько успокоили, сказав, что правящий архиерей любит бывать в строящихся храмах, наблюдать, как идет реконструкция. На мои возражения, что в храме нет иконостаса, было передано благословение владыки служить по пасхальному чину, то есть с открытыми Царскими вратами, если бы они у нас были.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/05/24/vp...

Феодосия. Церковь Иоанна Предтечи (Иверской иконы Божией Матери). Карта и ближайшие объекты Принято считать, что храм, сложенный из дикого камня, возведен в XIV веке, но не исключено, что гораздо раньше. Он несколько раз перестраивался, к квадратному в начале зданию со стороны главного входа позднее примкнула вместительная пристройка. Внутри она разделена столбами, перекрытыми сводами с арками. Венчает храм купол на восьмигранном барабане с узкими окнами. Внутри сохранились древние изображения из камня: лик Господа под куполом, в алтаре — Спаситель, его окружают двенадцать апостолов, по шесть с каждой стороны; слева и справа от алтаря фигуры Иоанна Крестителя и Николая Чудотворца. Вход в купольный зал обрамляет арка, украшенная ажурной каменной резьбой. В прошлом стены храма были расписаны фресками, фрагменты которых еще можно было видеть в начале ХХ века. К сожалению, до наших дней они не сохранились. Существует предание, что русский купец Афанасий Никитин, возвращаясь через средневековую Кафу из далекой Индии на родину, в Тверь, служил в Иверском храме благодарственный молебен о своем возвращении. Здесь, в Кафе, знаменитый путешественник прожил зиму 1474-1475 гг., обработал свои путевые записи и дал им название: «Хожение за три моря». Иверский храм за долгую историю своего существования имел разные названия, одно из них — храм Иоанна Предтечи — встречается в литературе и сейчас. Название Иверской иконы Божией Матери появляется с 1858 года, когда священник Николай Трегубов с помощью благотворителей восстановил и заново освятил церковь. Службы здесь совершались до середины 1920-х годов, затем храм был закрыт и использовался под склад. В 1990-е гг. его здание восстановили, провели реставрационные и дренажные работы. С 1995 г. здесь проводятся регулярные богослужения, двери храма открыты каждый день для всех желающих. Среди святынь храма есть старинная Касперовская икона Божией Матери, которая обновилась в июле 2003 г. В летнее время каждый день от Иверского храма проводится экскурсия, благодаря которой каждый желающий имеет возможность услышать об истории древних православных храмов Феодосийского Карантина, посмотреть на византийские фрески храма св. Димитрия, прикоснуться к прохладным каменным стенам, хранящим в себе отзвуки давнего и славного прошлого.

http://sobory.ru/article/?object=06270

Принесение десницы Иоанна Крестителя в Россию Фото Андрей Толкунов. Православие.Ru С 7 июня по 16 июля по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II из Монастыря Рождества Пресвятой Богородицы в Цетинье (Сербия и Черногория) Фондом Всехвального апостола Андрея Первозванного на каноническую территорию Русской Православной Церкви принесена великая святыня православия – десная рука Святого пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Жители России, Украины, Белоруссии смогут прикоснуться к ковчегу с кистью, которую Иоанн Креститель возложил на главу Спасителя в миг Богоявления и Крещения в водах Иорданских Сына Божия. Десница Иоанна Крестителя, с 1799 по 1918 годы хранившаяся в России (Санкт-Петербурге и Гатчине) и являвшаяся собственностью Российской Императорской семьи, из-за революционных потрясений последние полвека пребывала в Сербии и Черногории, считаясь утраченной и была обретена лишь в 1993 году. В сопровождении представителя Святейшего Патриарха Сербского, десница будет на время принесена для поклонения в Москву, Нижний Новгород, Чебоксары, Екатеринбург, Челябинск, Саратов, Владикавказ, Ростов-на Дону, Минск, Санкт-Петербург, Киев. Сохранилось описание десницы Иоанна Предтечи, принадлежащее боярину Борису Петровичу Шереметеву (1652–1719), будущему генералу-фельдмаршалу Русских войск и Андреевского кавалера. Вот как он описал ее в своих записках о девятидневном путешествии на Мальту в 1698 году, где он был посланником Петра I: " Мая 8 числа боярин в церкви Святого Иоанна Предтечи, в которой того дня был гранд магистр, и все кавалеры слушали Литургию и все причащались. По окончании Литургии выносили с процессию и пением руки святого Великаго Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, и сподобились все ее целовать... Та Святого Предтечи рука по запястья, и видом мощи весьма преудивительны являются, как будто недавно умершего человека. Показуют же оную руку всенародно годом немногажды " . На нетленной Святой кисти Пророка нет мизинца и среднего пальца. С 1200 года мизинец находился в Константинополе в храме Святого Пророка Иоанна Крестителя в известном своим строгим благочинием Студийском монастыре, расположенном на берегу Мраморного моря. При завоевании Константинополя турками храм был превращен в мечеть, а мизинец попал в собрание святынь султана и поныне пребывает в музее Стамбула в ковчеге, имеющем форму руки. Средний перст десницы Иоанна Крестителя был принесен в начале XIII века Святителем Саввой, Архиепископом Сербским Цареградскому Патриарху Герману II и основателю Никейской Империи Феодору I Ласкарису (1204–1222).

http://pravoslavie.ru/17615.html

Ковров. Церковь Иоанна Воина. Церковь. Действует.   Престолы: Иоанна Воина , Георгия Победоносца Год постройки:Между 1810 и 1827. Архитектор:А.Н. Вершинский, Е.Я. Петров Адрес: Владимирская обл., г. Ковров, ул. Першутова Координаты: 56.376008, 41.303374 Проезд:Западный въезд в г. Ковров (по дороге Р71), после моста через р. Клязьма на 1-м светофоре направо по ул. Абельмана, через 600 м направо по ул. Урицкого, через 280 м налево. Церковь через 50 м слева. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты С середины 16 века примерно на этом месте стояла деревянная Покровская кладбищенская церковь села Рождественского-Коврова. К концу 17 столетия Покровский храм не существовал. Восстановлен в начале 1780-х гг. и освящён во имя святого мученика Иоанна Воина. Каменный кладбищенский храм того же наименования построен в 1810-1827 гг. на пожертвования горожан, в особенности на средства дворянина титулярного советника Петра Борисовича Ошанина и ковровского мещанина Ивана Федоровича Апарина. До 1888 г. Иоанно-Воиновская церковь приписана к Христорождественскому собору, а с 1888 г. – кладбищенская с отдельным причтом. Закрыта в 1934 г. Вновь открыта в 1943-1945 гг. Окончательно возобновлена в 1994 г. как приходской храм и заново отремонтирована трудами настоятеля протоиерея Стефана Алексеевича Бензюка и директора Домостроительного комбината Сергея Николаевича Филиппова. Из книги Фролова Н.В. и Фроловой Э.В. «Ковров православный». …Первоначальный проект церкви разработал владимирский губернский архитектор титулярный советник Алексей Никитич Вершинский. В январе 1812 г. пост губернского архитектора во Владимире занял переведённый из Московской губернии Евграф Яковлевич Петров. Ему пришлось частично переделывать проект своего предшественника и в течение долгих лет наблюдать над воплощением своих замыслов в камне. Во Владимире Е.Я. Петров прослужил 27 лет, достиг здесь чина надворного советника и потомственного дворянства, но храм Иоанна Воина в Коврове стал одним из первых, если не самым первым его проектом, утверждённым в качестве владимирского губернского архитектора.

http://sobory.ru/article/?object=09282

Москва. Церковь Иоанна Богослова " под вязом " . Карта и ближайшие объекты Деревянная церковь на этом месте известна с конца XV века. Вяз, давший ей название, рос у алтаря до 1775 г. В 1658 г. церковь перестроена в кирпиче, а в 1825-37 гг. сооружен нынешний храм в стиле " ампир " . Колокольня пристроена в 1840-х гг. На втором этаже церкви помимо главного престола находились приделы Обретения главы Иоанна Предтечи и евангелиста Луки, в цокольном — Покрова Богородицы, Николая Чудотворца и Митрофания Воронежского. В 1925 г. храм был закрыт, его основной объем лишился барабана с главой, а колокольня - шпиля. С 1934 г. в нем разместился Московский коммунальный музей, позже переименованный в Музей истории и реконструкции Москвы; современное название - Музей истории города Москвы. В начале 2004 г. Градостроительный совет при мэре Москвы утвердил перемещение Музея истории города в здание на Страстном бульваре, при этом здание храма должно было быть возвращено Православной Церкви. Это решение, запланированное на 2004 г., выполнено не было. 9 октября 2011 года, в день престольного праздника церкви во имя святого Иоанна Богослова под Вязом (Новая площадь, 12) — храма Российского православного университета и Православного института святого Иоанна Богослова, будет совершена первая за 85 лет Божественная литургия. Богослужение совершит ректор РПУ игумен Петр (Еремеев) в сослужении преподавателей вуза в священном сане. На Литургии будут присутствовать представители органов власти, преподаватели и студенты РПУ и других столичных вузов, представители научной интеллигенции, православной общественности, казачества г.Москвы. «Мы счастливы, что именно нашей университетской общине Святейший Патриарх вверил этот замечательный храм, и видим особый промысел Божий в небольшом испытании, предшествовавшем возобновлению в этом храме богослужебной жизни, — отметил ректор университета игумен Петр (Еремеев). — Последний год, проведенный нашей общиной на улице, у алтаря храма, послужил ко благу, научил нас дорожить друг другом и оценить возложенную на нас ответственность за эту духовную жемчужину Китай-города. Конечно, храм должен быть храмом. Теперь здесь будет созидаться духовный центр, а Музей истории Москвы разместится в значительно более просторных и удобных помещениях».

http://sobory.ru/article/?object=02849

Москва. Церковь Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском. Карта и ближайшие объекты В 1801 году построена каменная церковь в стиле русского классицизма. Убранство храма подверглось переделке в 40-х годах XIX века. Сохранились иконостасы того времени. В 80-х годах XIX века с двух сторон колокольни были созданы пристройки. После революции 1917 года церковь продолжала действовать, сюда был перенесён престол закрытой церкви Спаса Нерукотворного Образа в Гиреево. В храме находится чтимая икона Божией Матери " Всех Скорбящих Радость " , икона Иоанна Предтечи, где находится частичка мощей. http://i-hram.ru/ Официальный сайт Рождества Иоанна Предтечи, пророка и крестителя Господня, в Ивановском церковь (улица Сталеваров, дом 6, строение 1–2). Первый храм во имя Рождества Иоанна Предтечи в селе Ивановское по-видимому существовал уже в XVI в., поскольку село с этим наименованием впервые упоминается в 1576 г. В 1665–1667 гг. здесь выстроили деревянную церковь, которую украсили образами, выполненными иконописцами Сергеем Рожковым «с товарищами». Существующий ныне храм с трапезной и колокольней возвели в 1801 г. в стиле классицизма. Он имеет сферический купол, увенчанный небольшой главкой на четырхугольном барабане, украшен пилястрами, с севера и юга – портиками тосканского ордера и треугольными фронтонами. Колокольня – трехъярусная. В храме были сохранены те же приделы, что и в прежней деревянной церкви, – святителя Василия Великого (перенесен в 1997 г. в новопостроенный крестильный храм) и великомученика Георгия Победоносца. Ограда относится к XIX в., церковь окружает небольшое кладбище, на котором сохранились надгробия XIX в. В советские годы храм не закрывался. В 1941 г. него перенесли престол из соседней церкви Спаса Нерукотворного Образа в Гиреево, ставший приставным до возобновления богослужений в храме Спаса. В 1990 г. были сделаны пристройки к колокольне. В 1990–1992 гг. была проведена реконструкция храма, расширена трапезная, устроена новая ризница. Среди святынь сохраняется чтимая икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

http://sobory.ru/article/?object=03359

На месте нынешней Богословской церкви в старину существовала " Богословская пустынь " , или Иоанно-Богословский (Иванов) мужской монастырь. Кем, когда и по какому случаю он был основан - неизвестно; но эта обитель существовала в 16 столетии, до литовского разорения, и литвой в 1604 г. он был разорен и сожжен, что видно из грамоты, данной в 1689 г. царями Петром и Иоанном Алексеевичами Борисоглебскаго Новоторжскаго монастыря Тарасию (1682 - 1695). В этой грамоте говорится, что указом великаго государя Михаила Федоровича в 7171 (1613) майя 17-го, по челобитью Борисоглебского монастыря архимандрита Ионы (Волкова, уроженца г. Торжка) с братиею, отдан был храм Иоанна Богослова (за посадом на вспольи) с землею и угодьями, ему принадлежавшими (4 пустоши и пах. земля) Борисоглебскому монастырю. О Богословской церкви в царской грамоте Михаила Федоровича сказано: " и ныне де (1613 г.) тут храма нет, а пустоши Ернушкино, Офремово, Медведково и Барышники) лежат пусты, не владеет ими никто " ... Архимандрит Иона построил на месте прежде бывшей монастырской Богословской церкви - храм во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова " по прежнему " . Этот храм существовал до 1686 года, когда по царской грамоте за ветхостью велено было его уничтожить. На месте престола упраздненнаго храма был поставлен каменный крест со следующею, высеченной на нем, надписью: " Водружен сей святой крест на месте церкви святого апостола Иоанна Богослова, которая с сего места, ради пустоты, снесена, и построена, по благословению Преосвященнаго Корнилия, митрополита великаго Новаграда г. Великих Лук, вместо ея в Новоторжском Борисоглебском монастыре, на святых воротах, каменная в приделе, 1686 г. при архимандрите Тарасии " . Этот крест стоял на месте бывшей монастырской Иоанно-Богословской церкви до 1778 года, т.е. до постройки нынешней кладбищенской Богословской церкви, и ныне находится в восточной алтарной стене, снаружи в упомянутой (Богословской) церкви. В Борисоглебском Новоторжском монастыре на память о Богословской церкви на святых вратах, где ныне храм Нерукотвореннаго Образа Спасителя, существовала трехпрестольная церковь (Воздвижения Честнаго креста, святого Николая и Иоанна Богослова).

http://sobory.ru/article/?object=02442

Первые сведения о строительстве в мон-ре относятся к XVI в. и связаны с возведением каменного собора в честь Богоявления. Этот храм, созданный, согласно описи нач. XVII в., ок. 1554/55 г., может считаться одним из наиболее ранних памятников обетного строительства, предпринятого царем Иоанном Васильевичем после взятия Казани (1552). Богоявленский собор является одним из первых многопрестольных храмов сер. XVI в., в к-рых программа посвящений получает выражение в устройстве придельных церквей. К пятиглавому четырехстолпному собору, стоящему на высоком подклете, примыкают объемы приделов: у юго-вост. угла собора шатровый храм прп. Авраамия Ростовского, у юго-зап.- ц.-колокольня ап. Иоанна Богослова, у сев.-зап.- бесстолпный одноглавый храм во имя Иоанна Предтечи, небесного покровителя Иоанна Грозного. Композиционное построение памятника связано с тенденциями, присущими столичному зодчеству, однако характер декора, особенности конструкции ставят его в ряд произведений ростовской школы сер. XVI в. Высокие барабаны, горизонтальные пояса, разделяющие фасады на регистры, говорят о влиянии архитектурных черт Успенского собора в Ростове. Богоявленский собор связан также со строительством храмов над мощами «новых» чудотворцев, канонизированных на Соборах 1547-1549 гг. Мощи прп. Авраамия Ростовского находились до закрытия мон-ря на сев. стороне Авраамиевского придела, а в наст. время почивают в ростовском Спасо-Иаковлевском монастыре. Рядом с мощами хранилась др. святыня обители - крест прп. Авраамия, к-рый, как полагают, служил навершием трости, принадлежавшей преподобному. В с. Богослов на р. Ишне, на месте чудесного явления ап. Иоанна Богослова прп. Авраамию, в 1689 г. была выстроена деревянная ц. во имя ап. Иоанна Богослова, в к-рой служила монастырская братия. К 1685/86 г. в обители была построена каменная ц. Введения во храм Пресв. Богородицы и Св. врата с надвратной ц. свт. Николая Чудотворца (в 1-й трети XIX в. оба храма были перестроены); остальные постройки мон-ря долгое время оставались деревянными.

http://pravenc.ru/text/62894.html

Идея «Москва — Третий Рим» в символике Храма Христа Спасителя Храм Христа Спасителя. Современный вид. 23 (10) сентября 1839 года в Москве на Алексеевском холме был торжественно заложен храм Христа Спасителя. Закладка, совершенная святителем Филаретом, митрополитом Московским, была приурочена к празднованию 25-летней годовщины окончания Отечественной войны и взятию Парижа в марте 1814 года. Храм был воздвигнут в благодарении Богу за национальное спасение России и ее победу над Наполеоном в Отечественной войне. Созидаемый храм, как главный храм России, был символом русского патриотизма и воплощением национальной идеи, рожденной в лоне православия и неотделимой от Церкви. Это была сугубо русская традиция — ставить в честь великих побед благодарственные храмы-памятники. До наших дней уцелели московские предшественники храма Христа Спасителя: церковь Всех Святых на Кулишках, поставленная во славу победы на Куликовом поле, храм Покрова Божией Матери на Рву — в честь взятия Казани, Казанский собор на той же Красной площади — в честь победы над польско-шведской интервенцией в Смуту, церковь Иоанна Воина на Большой Якиманке — в честь Полтавской битвы… День национального освобождения России в Отечественной войне пришелся на Рождество Христово, поскольку к концу декабря 1812 года на территории России не осталось ни одного наполеоновского солдата. Оттого главный престол благодарственного храма освятили во имя этого великого праздника. И по указу императора с 1813 года после Рождественской литургии во всех русских церквях служили благодарственный молебен в память о спасении России от нашествия иноплеменных. Идею строительства храма Россия восприняла с воодушевлением. Целая плеяда архитекторов, скульпторов, художников стремилась воплотить главную идею благодарственного храма, где христианская религия и отечественная история сочетались бы в единое естественное целое. Однако первый принятый проект архитектора Карла Витберга, столь понравившийся Александру I, страдал идеей духовной абстракции. Устройство мистического «чисто христианского храма», по замыслу архитектора, следовало извлечь из самой души человека, где обитает Святой Дух. Храм, заложенный в 1817 году на Воробьевых горах, не выражал национальной идеи и был создан не в традициях русского зодчества. Его сооружение не состоялось отчасти и по этой причине. После смерти Александра I, страстно увлекавшегося мистикой, на престол вступил консервативный государь, и с подобной мистикой было покончено.

http://pravoslavie.ru/362.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010