Таруса. Церковь Воскресения Христова. Карта и ближайшие объекты Храм расположен на Воскресенской горе, которая отделена от центра города глубоким Игумновым оврагом. В древности на этом месте было село Воскресенское, которое не раз подвергалось разорению от татар. В середине XVI в. разрядный дьяк Григорий Ларионов построил здесь мужской монастырь в честь святителя Петра, митрополита Московского. В начале XVII в. обитель запустела, ее деревянная церковь обветшала. Между 1628-1654 гг. вместо нее был построен ныне существующий каменный храм, который является самым старым строением г. Тарусы. В 1757 г. он подвергся перестройкам, во время которых был пристроен южный придел. В 1898-1903 гг. силами прихода храм был расширен и перестроен по новому плану, при этом фасад его был отделан в русско-византийском стиле. Стилизация под " русский стиль " скрыла подлинные детали и формы бесстолпного четверика XVII в. От прежнего храма остался только четверик, который был надстроен кирпичом и завершен новым куполом. Храм трехпрестольный: главный престол в честь Воскресения Христова, южный - в честь Боголюбской иконы Божией Матери, северный - в честь святителя Димитрия Ростовского (ныне в честь праведного Иоанна Кронштадтского). В 1934 г. храм был закрыт, а его настоятель священник Николай Успенский арестован. После разорения храма в нем располагались балетная труппа, зерносклад, пекарня, а в последние годы перед передачей - склад райпо. В 1988 г. трудами жительницы г. Тарусы Е.А. Кондрахиной, бывшей старостой Успенского храма в с. Истомино до его закрытия в 1975 г., образовалась инициативная группа По ходатайству 6 декабря 1988 г. было зарегистрирован приход и передан храм. С 10 января 1989 г. настоятелем храма является протоиерей Леонид Гвоздев. Он совершил первое богослужение в храме в Крещенский сочельник 18 января того же года. По оценке Росреставрации переданный храм был разрушен на 70%. Восстановление началось сразу, с участием профессиональных рабочих, прихожан храма и жителей города. Деньги на восстановление храма были пожертвованы народным артистом А.Баталовым, А.П.Зуевым, М.А. Кондратьевым, М.Б. Добряном. В 1990-1991 гг. была заново выстроена колокольня. К 1992 г. над храмом был возведен купол. Затем храм был отштукатурен внутри и покрыт кровлей. В 1993-1998 гг. велась роспись храма и поочередно были установлены все три иконостаса. К 1998 г. храм был полностью восстановлен. 16 июня 1996 г. архиепископ Климент освятил главный престол, 6 июля 1997 г. - южный, а 5сентября 1999 г. - северный приделы храма. В 1993 г. в приходе открылась воскресная школа для детей, а в 1996 г. - воскресная школа для взрослых. С 1989 г. приход духовно окормляет Дом престарелых в с. Игнатовское, Тарусскую районную больницу и воинскую часть в д. Петрищево.

http://sobory.ru/article/?object=04070

Москва. Новодевичий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Успенский трапезный храм был построен в 1685-1687 гг. Архитектурный облик постоянно менялся: сначала храм и трапезную окружала открытая галерея, потом в начале 19 в. ее разобрали и у входов в храм и в трапезную были сделаны крытые пристройки с лестницами. Пятиглавие тоже не сохранилось, оно было заменено в 19 в. одной главою. Трапезный храм был освящен в 1687 г. В 1812 г. были устроены два придела: северный - во имя апостола Иакова Алфеева, в память об избавлении обители от взрыва французскими войсками; южный - во имя апостола Иоанна Богослова, в напоминание о существовавшем ранее одноименном храме в монастырской колокольне. В настоящее время оба придела упразднены. Убранство южного придела передано в храм Архангела Михаила в Тропарево. После революции в монастыре был создан музей, все храмы были закрыты. Успенский храм возвращен церкви в 1945 г. С 1964 г. в храме находится кафедра митрополита Крутицкого и Коломенского. В 1988 г. в храме установлен иконостас из разрушенного храма Успения на Покровке. Главный престол храма освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы, западный придел - во имя благоверного князя Даниила Московского, приставной придел - во имя апостола Иоанна Богослова. Успенская церковь с трапезной палатой 1685-1687 гг. Это необычное по сути сооружение было построено в 1685-1687 гг. Это здание уникально для своего времени: помещение палат является бесстолпным, то есть свод не поддерживают столбы, а само здание стоит на высоком подклете. Эта церковь изначально выглядела немного не так, как сейчас. Храм был украшен величественным пятиглавием, которое погибло в пожаре 1796 года. Восстановительные работы XIX века преобразили верхнюю часть храма и заставили попрощаться с белокаменной галереей, окружавшей всё строение, – слишком уж она была ветхой. Успенский храм примечателен находящимся на втором его этаже приделом в честь Сошествия Святого Духа и хранящимся там древним иконостасом.

http://sobory.ru/article/?object=02285

Из числа пяти Кремлевских церквей, бывшая монастырская св. Иоанна Богослова – самая замечательная по красоте архитектуры и по своему видному положению; она находится рядом с западными воротами Кремля. Монастырь св. Иоанна Богослова, что в Кремле, основанный при самом начале Ростовского княжества, упоминается в XII веке. В церкви этого монастыря до 1231 года находились, во время перестройки Успенского собора, мощи св. Леонтия. Настоящий Богословский храм возобновлен в 1683 г. митрополитом Ионой Сысоевичем. В нем вместо иконостаса находится каменная стена, расписанная альфресковой живописью, прекрасно сохранившейся; замечательны также резные клиросы и голосники, находящиеся в стенах; икон всего три, из которых старинная храмовая икона св. Иоанна Богослова, во время запустения этого храма (1786–1861), была взята в Успенский собор, где находится и по сие время у гробницы св. Феодора. После почти векового запустения, храм Иоанна Богослова был возобновлен покойным ростовским гражданином И. И. Храниловым в 1862 г. Возобновление было сделано не фундаментально и провалившиеся своды паперти были покрыты обыкновенным накатом, а трещины на стенах лишь кое-где заделаны и поправлены; альфресковая же живопись, бывшая на паперти храма, забелена известью и только ныне, на средства почетного гражданина А. М. Попова, открыта, представляя собой замечательный памятник стенной живописи XVIII века. В настоящее время один благотворитель, ревнитель уцелевших памятников родной седой старины, изъявил желание восстановить этот храм в прежнем виде и исправить паперть с возведением на ней сводов по прежним образцам. Жертва эта особенно дорога тем, что храм св. Иоанна Богослова, в настоящем ветхом виде, более других нуждается в капитальных исправлениях, без которых он едва ли мог бы быть украшением Ростовского Кремля, составляющего в настоящее время почти единственный памятник славного прошлого древнего города. Вопрос о поддержке этой церкви возбуждался уже более чем за полвека до нашего времени. В архиве Ростовской Городской Думы, между прочим, есть целый наряд (1824 г., 19) «о починке на счет городских доходов, состоящей в Кремле города Ростова, церкви Иоанна Богослова». По документам этого наряда можно последовательно проследить весь ход этого дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/t...

Саров. Успенская пустынь. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Карта и ближайшие объекты Очень своеобразно расположена церковь Иоанна Предтечи: не на горе, как остальные саровские храмы и сам монастырь, а у её подошвы, к тому же на высоком арочном подклете. Эта церковь была поставлена прямо над источником, бившим когда-то из-под горы. Возведение каменной церкви Иоанна Предтечи над источником завершилось в 1752 году. Церковь была небольшая, однопрестольная, с одной главой. В 1820 году Саров посетил астраханский рыбопромышленник Федоров Кирилл Федорович, пожелавший пожертвовать деньги на расширение этого храма. В 1821 году старая церковь была разобрана и началось строительство новой. По желанию Федорова церковь была сделана трехпрестольной: помимо главного престола, сохраненного во имя Иоанна Предтечи, два дополнительных были посвящены святым дня рождения и тезоименитства Федорова – апостолу Иакову Алфееву и Кириллу Иерусалимскому. Церковь Иоанна Предтечи долгое время стояла в изуродованном виде, с нее были снесены купола с главами, а внутренний объем был разделен на этажи. Источник не сохранился. Сейчас храм восстановлен и передан монастырю. Этот храм построен за пределами монастыря. Он имел свою особенность: находился под Саровской горой и стоял над ключом, бьющим прямо из-под горы. Его так и называли " Храм над колодцем Первоначальника " . Начало строительства этой церкви относится к 1747 году. Вначале это была небольшая однопрестольная церковь, которую освятили в 1752 году. В 1821 году храм был полностью разобран, и на его месте началось возведение нового здания. Деньги на строительство пожертвовал астраханский рыбопромышленник К.Ф. Фёдоров, который посетил Саровскую пустынь в 1820 году и получил в ней излечение. По его желанию в церкви было три престола: главный, в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, и два дополнительных, посвящённых апостолам Иакову Алфееву и Кириллу Иерусалимскому. Пятиглавая церковь, украшенная лепниной и колоннами, была выполнена в стиле классицизма.

http://sobory.ru/article/?object=05363

Ивановское. Церковь Всех Святых. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В 1831 г. в Ивановском, что на р. Никажель, построена церковь во имя Иоанна Милостивого, Патриарха Александрийского, с приделами: во имя Всех Святых и свт. Николая Чудотворца. На рубеже XIX-XX вв. на этом месте фабрикантом Л. И. Медведевым возведен огромный каменный храм во имя Всех Святых. Храм освятили в честь 300-летия Дома Романовых в 1913 г. Медведевы — крупнейшие благотворители Лопасни. Они строили школы, мосты, плотины. В Ивановском на их средства построены: богадельня, церковноприходская школа, водяная мельница и многое другое. Величественный храм, сооруженный в русском стиле из красного кирпича, состоит из двухэтажного четверика, увенчанного пятиглавием, и трехъярусной колокольни. Здание богато украшено кокошниками, лопатками, наличниками и другими деталями из кирпича. Храм был закрыт до 2001 г., здесь находились библиотека и медпункт. В настоящее время начаты восстановительные работы, приходская жизнь в ближайших селениях стала возрождаться. Каменный храм строился в два этапа, на средства фабрикантов Медведевых. Сначала, в 1864-1869 гг. на средства И.П.Медведева построена трапезная. Основной объем строился по проекту 1883 г. архитектора К.В. Гриневского, на средства Л.И. Медведева. В подклете была устроена родовая усыпальница Медведевых. Церковь освящена к 300-летию Императорской семьи Романовых. Имела три престола: Иоанна Милостивого, Всех Святых, Николая Чудотворца. Храм был закрыт в 1930-х гг., использовался в хозцелях. С 2001 г. церковь возрождается. Величественный пятиглавый храм с высокой колокольней принадлежит к тоновскому направлению художественной эклектики, в декоративных элементах восходит к образцам XVII в. Церковь Иоанна Милостивого по адресу: Чеховский район, с.Ивановское, является объектом культурного наследия регионального значения (Постановление Правительства МО от 15.03.2002 г. 84/9). Современный адрес: с/п Стремиловское, с.Ивановское. Кирилл Аминов, 15 мая 2015 г.

http://sobory.ru/article/?object=09647

Карачев. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты В середине XVII столетия, во время возстановления Карачева после разорения поляками в эпоху Смутного времени, «на посаде, за древней осыпью» был сооружен новый деревянный храм во имя особо почитаемого на Святой Руси Святителя Николая, с приделом Святого Иоанна Воина. Храм этот, как сообщают исторические источники, был построен общими силами причта и прихожан. Около храма существовало приходское кладбище, церковные усадебные места. Кроме того, храму принадлежала пашня в верховьях речки Горе-Грязи. В 1806 году придел Святого мученика Иоанна Воина был заменен приделом Святого Пророка Илии. По преданию, причиной этого послужило событие, произошедшее в 1805 году. По случаю продолжительной засухи по городу был устроен Крестный ход с молебным пением о низпослании дождя. Во время молебна перед Никольским храмом светлое солнечное небо мгновенно покрылось дождливыми тучами, из которых полил обильный дождь. То лето было особо урожайным. В ознаменование этой милости Божией горожане решили соорудить придел во имя Святого Пророка Илии. Ведь до Смутного времени в городе существовал храм Пророка Илии, сожженный вместе с городом поляками. Именно на этом месте и был построен храм Святителя Николая. В 1860 году вместо деревянного Никольского храма был выстроен новый каменный пятиглавый храм при большой Орловской дороге. Его строителем был крестьянин деревни Масловка Гавриил Васильевич Болдырев. Началось строительство храма в 1855 году, а в 1860 году он был освящен по благословению Преосвященного Поликарпа. Вначале храм был устроен без трапезной части, с тремя Престолами: во имя Святителя Николая, Святого Пророка Илии и в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». В 1862-1863 годах была пристроена трапезная часть и каменная колокольня, были сооружены еще два Престола: во имя Святителя Тихона Задонского и Святого мученика Иоанна Воина. В 1871 году произошла перестройка верхней части храма: из-за непрочного грунта, на котором некогда был возведен храм, дали трещины его капитальные стены, и было решено облегчить его верхнюю часть. Вместо прежних пяти глав был устроен один купол. Это один из ранних на Брянщине образцов русско-византийского стиля середины XIX столетия.

http://sobory.ru/article/?object=07421

Кунгур. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Приходская Никольская церковь была построена на месте каменного Иоанно-Предтеченского храма, который до 1834 года был кладбищенским. 27 апреля 1894 года приступили к разборке старого храма, а 22 мая в воскресенье заложили новый. Председателем строительного комитета (до 1898 г.) был М.И. Холмогоров. 9 и 16 ноября 1903 года состоялось освящение боковых приделов новой Иоанно-Предтеченской (Никольской) церкви. Главный храм был освящен после выполнения настенной живописи 20 августа 1917 года во имя Иоанна Предтечи. http://www.allkungur.ru/index.php?showforum=178 Храм ведет историю с 1787 г., когда был освящен первый престол в честь Иоанна Предтечи. В последующие века храм неоднократно достраивали и перестраивали. В результате в нем стало 4 придела: Иоанно-Предтеченский, во имя Алексия Человека Божия и два — во имя святителя и Чудотворца Николая (поэтому храм больше известен как Никольский). Никольская церковь — храм-памятник, возведенный над могилой купца-чаеторговца А. С. Губкина (1816-1883) его внуком и наследником А. Г. Кузнецовым на месте старой Иоанно-Предтеченской церкви (1792). Росписи интерьеров были выполнены в 1914-1917 гг. под руководством проф. Петербургской акад. художеств П. П. Харламова. В 1931 г. храм был закрыт. Затем в православной святыне разместилась тюрьма. Церковь возвратили верующим в 1990 г. Сегодня здесь возрождается женская обитель в честь святого Иоанна Предтечи, которая была основана в начале 19 в., по благословению преподобного Серафима Саровского. Настоятель - протоиерей Олег Ширинкин. Сайт «Пермский край. Энциклопедия» Никольская церковь Первая Иоанно-Предтеченская церковь была построена на окраине Кунгура на городском кладбище на средства кунгурского купца С.В. Юхнева в 1773 году. В 1872–1878 гг. храм был перестроен по проекту городового архитектора Н.А. Воскресенского и превращен из одноглавого в пятиглавый. Большая часть материалов и денег для переустройства была получена от А.С. Губкина.

http://sobory.ru/article/?object=03015

Храм святителя Иоанна Златоуста (Кострома) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Иоанно-Златоустовская церковь (Во имя святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского церковь) — православный храм в историческом центре Костромы. В советское время не закрывался и более 30 лет служил кафедральным собором Костромской епархии. Содержание История [ править править код ] Деревянный храм — предшественник кирпичной церкви стоял в Костроме c начала XVII века. По сохранившимся документам он был построен на деньги первого русского царя из династии Романовых — Михаила Федоровича. Рядом с этой церковью стояла другая, зимняя, названная в честь раннехристианских мучеников Фрола и Лавра. Как тогда было принято, она была небольшой по размеру, чтобы в холодное время года ее было удобней отапливать. Интересно, что на Руси такое посвящение христианских церквей типично в местах, где кочевники вели торговлю лошадьми. И улица, на которой стоит храм, по сей день носит название Лавровской. Кирпичную церковь возвели здесь в 1751 году, когда в городе возобновилось каменное строительство. Это стало возможным, благодаря пожертвованиям местного богатого торговца Ивана Семеновича Аравина. Как и в старой деревянной церкви, богослужения в новом храме совершали только летом. А зимой для церковных надобностей продолжали использовать старый теплый храм. В конце XVIII века новую церковь подвергли существенным переделкам. Местные купцы братья Дурыгины выделили деньги, и у церкви появились два придела, которые посвятили мученикам Флору и Лавру, Тихвинской иконе Богоматери, а также Димитрию Солунскому. Известно, что освещение новых теплых приделов произошло в 1791 году. Братья Дурыгины были очень богаты, они владели в Костроме большой полотняной мануфактурой, а старший из них – Дмитрий в те времена являлся городским головой. На их средства с западной стороны от церкви появилась высокая колокольня. А старый деревянный зимний храм за ветхостью и ненадобностью снесли. Тогда же срыли и прихрамовое приходское кладбище.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_святителя...

Астрахань. Иоанно-Предтеченский мужской монастырь. Монастырь Иоанна Предтечи Карта и ближайшие объекты Основана эта обитель была при астраханском митрополите Савватии (1683-1696 гг.) благодаря его личной инициативе и на его собственные средства. Первые упоминания о монастыре восходят к 1688 году, коегда его строитель старец Александр с братией просили митрополита о дозволении выстроить им каменную церковь в честь Святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна. Строительство соборного храма закончено было при третьем настоятеле обители - старце Герасиме и при новом астраханском митрополите Сампсоне, старанием которых он и был освящён 19 октября 1697 г. Иоанно-Предтечевский монастырь, заштатный, в Астрахани. Основан в 1688 году митрополитом Астраханским Савватием; в 1723 году упразднен; в 1727 году восстановлен. В монастыре находится особо чтимая икона Иоанна Крестителя; при монастыре школа. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Основан в 1688 году при Астраханском митрополите Савватии. Первоначально располагался за городом. При монастыре имелось четыре храма: собор в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи (освящён в 1697 году); церкви в честь Сретения Господня и Рождества Иоанна Предтечи, а также церковь в честь святого мученика Иоанна Воина на колокольне (освящена в 1737 году). В 1895 году на месте деревянных Сретенской и Рождество-Иоанно-Предтеченской церквей началось строительство нового величественного храма. В 1899 году этот новый храм был освящён в честь Сретения Господня. Здесь были устроены приделы в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» и святителя Тихона Задонского. Этот храм – единственный из всех монастырских храмов, уцелевших в годину советского лихолетья. В 1929 году монастырь был закрыт. Вскоре были снесены монастырский собор и уникальная шатровая колокольня с храмом в честь святого мученика Иоанна Воина. В 1989 году началось возрождение Сретенского монастырского храма, который долгое время использовался под склад «Заготзерно». Теперь этот храм был освящён в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Боковые приделы освящены в честь Иверской иконы Божией Матери и святителя Тихона Задонского. 22 февраля 1995 годауказом Святейшего Патриарха Алексия Второго Иоанно-Предтеченский монастырь был восстановлен в своём звании.

http://sobory.ru/article/?object=01043

Обретение главы Иоанна Предтечи: нотка горечи среди общей сладости Хорошо, что главу пророка нашли, но плохо, что ее теряли. 6 июня, 2018 Хорошо, что главу пророка нашли, но плохо, что ее теряли. 7 июня Церковь отмечает третье обретение главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Великий и славный Иоанн Креститель, который совершил Крещение Господне, был жестоко обезглавлен по злому навету Иродиады, жены Ирода. Когда Иоанн был усечен, Иродиада повелела не погребать его главу вместе с телом, потому что боялась. Она считала, что пророк может воскреснуть. Его голову она закопала в затаенном месте, глубоко в земле. Глава Иоанна Предечи — почитаемая часть мощей святого. По разным причинам голову Иоанна Предтечи скрывали, защищая святыню от поругания. Именно поэтому обретение честной главы Иаонна Предтечи празднуется Церковью не единожды. 9 марта Церковь отмечает первое и второе обретение честной главы Иоанна Предтечи, а 7 июня — третье обретение. Мы собрали для вас информацию об истории праздника. Если внимательно подойти к церковным торжествам, то ощутишь не раз нотку горечи среди общей сладости. Так, например, могли радоваться евреи о восстановлении Храма, но самые старшие из них плакали, помня величие прежнего Храма в сравнении с восстановленным. Храм восстал из унижения – хорошо. Но плохо то, что Храм вообще подвергался разрушению и осквернению. Точно такая же логика уместна и в отношении Обретений главы Предтечи Иоанна . Обретение главы Иоанна Предтечи. Хорошо, что нашли, но плохо, что теряли Хорошо, что главу пророка нашли, но плохо, что ее теряли. История обретений, с изнанки есть история потерь. И некоторые потери были вызваны страхом, попытками спрятать святыню, а некоторые – халатностью, преступным небрежением и прочей грязью человеческой. То нерадивые монахи, от явления самого Предтечи получившие повеление хранить его главу, устают (!) нести ее и передают святую ношу попутчику. То еретик, храня святыню, совращает в ересь тех, кто получает исцеления от молитв перед главой Иоанна. Одним словом, в истории праздника не всему порадуешься. И подобное знание отрезвляет. Достойные хранители

http://pravmir.ru/obretenie-glavy-ioanna...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010