Доцент МГУ священник Илия Ничипоров:«Путь, который надо было пройти» Отец Илия Ничипоров не делит свою жизнь на «до» и «после». Не «сначала выпускник, специалист, кандидат наук, etc. etc.», а «потом священник». Не ученый иерей. А специалист по истории русской литературы ХХ века, преподаватель филологического факультета МГУ, доцент, доктор филологических наук и — священник. 20 сентября, 2010 Отец Илия Ничипоров не делит свою жизнь на «до» и «после». Не «сначала выпускник, специалист, кандидат наук, etc. etc.», а «потом священник». Не ученый иерей. А специалист по истории русской литературы ХХ века, преподаватель филологического факультета МГУ, доцент, доктор филологических наук и — священник. Отец Илия Ничипоров не делит свою жизнь на «до» и «после». Не «сначала выпускник, специалист, кандидат наук, etc. etc.», а «потом священник». Не ученый иерей. А специалист по истории русской литературы ХХ века, преподаватель филологического факультета МГУ, доцент, доктор филологических наук и — священник Никольского храма г. Красногорска Московской епархии. И одно он не мыслит без другого. — Отец Илия, Вы всегда были верующим человеком? Почему Вы решили стать священником? — Господь судил мне быть в Церкви с самого раннего детства. Мой покойный отец – протоиерей Борис Ничипоров – окончил факультет психологии МГУ , защитил кандидатскую диссертацию, уже в зрелом возрасте пришел к вере, работал в Издательском отделе Московского Патриархата и позднее принял священный сан. Именно папа открыл для меня мир Православия, красоту и глубину церковной службы, которая навсегда вошла в мою душу еще с тех времен, когда он брал меня, семилетнего ребенка, в храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке, где сам служил тогда иподиаконом у митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева, +2003). В 1985 году он был рукоположен в сан священника и стал настоятелем Ильинского храма села Селихово в Тверской (на тот момент – Калининской) епархии, где прослужил более 18 лет. Я часто бывал у него, помогал в алтаре.

http://pravmir.ru/docent-mgu-svyashhenni...

митрополит Волоколамский Иларион Митрополит Волоколамский Иларион (в миру Григорий Валериевич Алфеев) родился 24 июля 1966 года в Москве. С 1973 по 1984 годы обучался в Московской средней специальной музыкальной школе им. Гнесиных по классу скрипки и композиции. В 15-летнем возрасте поступил чтецом в храм Воскресения Словущего на Успенском вражке (г. Москва). С 1983 года был иподиаконом у митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева) и работал внештатным сотрудником Издательского отдела Московского Патриархата. В 1984 году, по окончании школы, поступил на композиторский факультет Московской государственной консерватории. В 1984-86 годах служил в армии. В январе 1987 года по собственному желанию оставил обучение в Московской консерватории и поступил послушником в Виленский Свято-Духов монастырь. 19 июня 1987 года в соборе Виленского Свято-Духова монастыря архиепископом Виленским и Литовским Викторином (Беляевым, + 1990) пострижен в монашество с наречением имени Иларион в честь преподобного Илариона Нового (день памяти 6 (19) июня), а 21 июня в том же соборе тем же архиереем рукоположен во иеродиакона. 19 августа 1987 года в Пречистенском кафедральном соборе Вильнюса по благословению архиепископа Виленского и Литовского Викторина рукоположен во иеромонаха архиепископом Уфимским и Стерлитамакским Анатолием (ныне архиепископ Керченский). В 1988-1990 годах служил настоятелем храмов в городе Тельшяй и селах Колайняй и Титувенай Виленской епархии. В 1990 году назначен настоятелем Благовещенского кафедрального собора города Каунаса. В 1990 году в качестве делегата от духовенства Виленской и Литовской епархии участвовал в Поместном Соборе Русской Православной Церкви. В 1989 году заочно окончил Московскую Духовную семинарию, а в 1991 году – Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. В 1993 году окончил аспирантуру МДА. В 1991-1993 годах преподавал гомилетику, Священное Писание Нового Завета, догматическое богословие и греческий язык в МДАиС. В 1992-1993 годах преподавал Новый Завет в Православном Свято-Тихоновском богословском институте и патрологию в Российском православном университете святого апостола Иоанна Богослова.

http://e-vestnik.ru/persons/mitr_hilario...

Новости О стратегии и задачах Русской Церкви в современном мире рассказали новые главы трех синодальных отделов 10.04.2009 22:58 Москва, 10 апреля, Благовест-инфо. Пресс-конференция на тему " Русская Церковь в современном мире: стратегия и задачи " прошла сегодня в пресс-центре агентства «Интерфакс» в Москве. В ней приняли участие главы трех синодальных учреждений РПЦ: Отдела внешних церковных связей – епископ Волоколамский Иларион, Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества – протоиерей Всеволод Чаплин и Информационного отдела – Владимир Легойда. Коснувшись решений последнего Синода РПЦ, епископ Иларион отметил, что возглавленный им ОВЦС – одно из старейших синодальных учреждений, созданное еще в 1946 году, – был «переформатирован». Патриарх Кирилл посвятил несколько недель раздумьям о том, как сделать управление Русской Церковью более эффективным, сказал епископ Иларион, и предложил Синоду создать на базе соответствующего секретариата ОВЦС Отдел по взаимоотношениям Церкви и общества. Кроме того, напомнил архиерей, все зарубежные учреждения Московского патриархата, прежде относившиеся к юрисдикции ОВЦС, теперь непосредственно подчинены Патриарху. Помогать Патриарху в руководстве этими учреждениями будет епископ Егорьевский Марк. Председатель ОВЦС особо отметил, что он сам и главы двух новых синодальных отделов связаны давним знакомством. В 1980-е годы юные Григорий Алфеев (ныне еп. Иларион) и Всеволод Чаплин посещали один приход – храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке, где они оба «возрастали под омофором митрополита Питирима». С Владимиром Легойдой епископ Иларион тоже хорошо знаком по совместному участию в подготовке материалов для журнала «Фома». Это обстоятельство внушает председателю ОВЦС надежду, что синодальные учреждения будут не конкурировать между собой, «как иногда бывало в прошлом», а плодотворно сотрудничать. Далее, отвечая на вопросы журналистов, епископ Иларион коснулся основных направлений работы ОВЦС, каковыми останутся межправославные отношения и экуменические контакты .

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

поиск:   разделы   рассылка Протоиерей Максим Козлов Острее меча обоюдоострого: Проповеди Источник:  Православие.ру В книгу настоятеля храма Святой мученицы Татианы при МГУ, заместителя председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерея Максима Козлова вошли его избранные проповеди, расположенные в хронологическом порядке по времени их произнесения. Отец Максим – известный богослов и публицист, автор целого ряда книг, множества статей и публикаций. Его слово, будучи, по выражению апостола Павла, " острее меча обоюдоострого " , всегда вызывает живую реакцию аудитории. Содержание Вход Господень в Иерусалим Слово о поклонении в духе и истине День памяти Илии Пророка. Слово о толерантности Неделя по Крестовоздвижении. О женщине-хананеянке Слово о жизненном призвании Слово о дорожном движении Притча о безумном богаче Слово о Церковном Уставе Неделя святых отец. Слово о человеческой истории Слово о поступке Неделя о мытаре и фарисее Неделя о Страшном Суде. День памяти новомучеников и исповедников Российских Слово перед началом Великого Поста Неделя Торжества Православия. Слово об анафематизмах Пассия первая. Слово о молитве Ефрема Сирина. Часть 1 Пассия вторая. Слово о молитве Ефрема Сирина. Часть 2 Пассия третья. Слово о молитве Ефрема Сирина. Часть 3 День памяти преподобного Иоанна Лествичника День памяти преподобной Марии Египетской Неделя апостола Фомы. Слово о пасхальном настроении Неделя жен-мироносиц Неделя святых отцов I Вселенского Собора. Слово о догматах Слово в праздник Всех святых Неделя Всех святых, в земле Российской просиявших Слово на Преображение Господне Слово о том, какая есть главная заповедь Воскресение словущее Воздвижение Креста Господня Слово о стяжании благодати Притча о сеятеле. Слово о культуре. День памяти апостола Луки Слово в день памяти святых бессребреников Космы и Дамиана День памяти святителя Филарета Введение во храм Пресвятой Богородицы Слово о выборах, которые мы совершаем Предпразднство Богоявления. Слово о подготовке к Таинствам

http://religare.ru/2_95047.html

Протоиерей Лев Шихляров в Казанском храме ЖМП 7 июль 2016 /  22 ноября 2017 г. 14:50 Восстанавливая церковь, воссоздаешь собственную душу Казанский храм подмосковного села Хомякова , что в полутора десятках километров от Сергиева Посада, стоит прямо на так называемой второй бетонке — дороге А-108 вокруг российской столицы. После того как на МКАД перекрыли большегрузный транзит, это внешнее кольцо превратилось в весьма оживленную автомагистраль. К интенсивному движению легковых машин и рейсовых автобусов добавился мощный поток фур. Не так-то легко перейти дорогу к храму, особенно если учесть, что светофор у автобусной остановки не предусмотрен. Но четверть века назад, когда будущий настоятель протоиерей Лев Шихляров здесь оказался впервые, эти места, по его словам, выглядели совсем иначе. Тбилиси — Москва — Хомяково — Расскажите, пожалуйста, как вы здесь появились? — Чтобы вспомнить первые шаги нашего прихода, надо вернуться еще на несколько лет раньше — в середину 1980-х годов, когда я учился в Московском энергетическом институте (МЭИ). Туда я поступил, окончив в 1981 году физико-математическую спецшколу в Тбилиси. Математика мне очень помогла: ценю ее за то, что развила во мне систему абстрактного мышления. Я вырос в грузинской столице в семье армянских интеллигентов, помнивших Российскую империю и преданных русской культуре, но за советское время растерявших веру. Крестился уже в юношеском возрасте, осознав себя христианином только в студенческие годы. Мой духовник служил в тбилисском русском Иоанно-Богословском храме, и в каникулярное время, приезжая в отчий дом, я понемногу алтарничал, читал за богослужением, пел на клиросе. В Москве, конечно, тоже ходил в храмы. В ближайшую к институту церковь Петра и Павла в Лефортове студенты пробирались с опаской, ведь тогда это считалось делом весьма рискованным: вроде бы институт специально подсылал дежурных отслеживать «неблагонадежную» верующую молодежь. Поэтому чаще я посещал другие действовавшие московские храмы: Воскресения словущего на Сивцевом Вражке, Скорбященский на Ордынке, Иоанна Воина на Якиманке. Но больше всего любил кафедральный Богоявленский собор, так называемый Елоховский, где особенно ощущал Божественное величие и красоту православного богослужения. Там в те годы часто, перекрывая своим пронзительным тенором хор, пел Иван Козловский.

http://e-vestnik.ru/church/intervyu_shih...

Тест на любовь. Какой будет Пасха в мире пандемии Пасху Христову никто не отнимет у нас, кроме непослушания 11 апреля, 2020 Пасху Христову никто не отнимет у нас, кроме непослушания А что сказал бы отец Даниил Сысоев? Насчет Пасхи? Пишут, что он бы посоветовал прихожанам, невзирая ни на какие угрозы, явить пример веры, пробиться сквозь все кордоны и прийти в храм. Ибо что может быть важнее общения с Богом? Но так ли это — рассуждает иеромонах Димитрий (Першин).  Я хорошо знал отца Даниила. Он служил в храме Воскресения Словущего на нашем Крутицком Подворье. На Пасху от него можно было зажигать свечи. Так он сиял в радости о Воскресшем Христе. Мы много общались, обсуждали разные вопросы и в богословии, и церковной жизни. Так вот именно о. Даниил всегда очень четко пояснял, что Церковь — это не мир анархии, и что самость, она же гордыня, к спасению не ведет. Он любил припоминать слово апостола: «Начальствующего в народе твоем не злословь!» И сам следовал ему. Он был убежден в том, что Бог дал нам голову, чтобы думать. И еще он предал в наши руки Себя Самого — чтобы мы могли обрести в Нем спасение.  Поэтому, если подумать, становится очевидно, что во дни сверхзаразного мора заведомо безрассудное поведение не просто чревато самоубийством — оно обрекает и наших близких на ничем не оправданный риск.  И такое отношение к инфекционной опасности не имеет ничего общего с теми добродетелями, следовать которым благословляет нас Христос.  Именно об этом говорит епископ нашего города — Патриарх Кирилл. Именно об этом он просит каждого из нас. Не приказывает, не требует, не навязывает, но именно просит, убеждает, молит. И да, благословляет… Так вот — отец Даниил всерьез относился к тому, чтобы исполнять возложенные послушания.  Поэтому не будем забывать, что Пасху Христову ничто не отнимет у нас, кроме одного — непослушания. Ибо непослушание — проявление нелюбви. И даже если я горы переставляю и мертвых  воскрешаю, нет мне в том никакой пользы, если я не имею любви. Напротив, Христос был послушлив Отцу даже до смерти — смерти Крестной. 

http://pravmir.ru/test-na-lyubov-kakoj-b...

Москва. Церковь Воскресения Словущего в Даниловской слободе. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Храм Воскресения Словущего в Даниловской слободе расположен на первоначальном месте Данилова монастыря, перенесенного в XVI в. на новое место. Ныне существующий храм был построен в 1832–1837 г. г. на средства И. Н. Рыбникова.  Церковь, выстроенная в стиле позднего ампира, обладает симметричной осевой композицией. К крупному четырёхстолпному четверику храма, завершённому купольной световой ротондой, с востока примыкает плоская прямоугольная в плане апсида, с запада — большая трапезная (престолы: Петра и Павла, Ильи Пророка, Иоанна Златоуста и Николая Чудотворца) и высокая 3-ярусная колокольня. Укрупнённому объёму четверика храма на его боковых фасадах соответствуют монументальные шестиколонные ионические портики «в антах». Характерный для ампира мотив прямоугольного проёма, вписанного в арочную нишу, использован в оформлении окон апсиды и трапезной, а также главного входа с западного фасада колокольни. Храм закрыли в 1933 г., в здании был размещен производственный цех (фабрика зонтиков). В 1983 году в составе комплекса Данилова монастыря храм был возвращен Патриархии. К моменту передачи более половины фресок храма не подлежали восстановлению или были уничтожены. В частично отреставрированном храме, в мае 1989 г., был освящен малым чином Никольский придел. С этого времени в храме стали проводиться регулярные богослужения. К 1998 году храм был полностью восстановлен. Святыни: чтимая икона Божией Матери «Нечаянная Радость», вмч. Пантелеимона. http://www.hram-vs.narod.ru Церковь Воскресения Словущего в Даниловской слободе На месте, где сегодня стоит храм Воскресения Словущего в Даниловской слободе, раньше размещался Данилов монастырь, один из самых древних храмов Москвы, время основания которого уходит в 1270-80-е годы. В 1330 году Данилов монастырь по указу Ивана Калиты перенесли в Кремль, а на старом месте осталось лишь забытое кладбище. По преданию, на кладбище этом был похоронен первый князь Москвы - Даниил Александрович. Однажды ночью образ покойного явился Ивану Грозному, после чего тот приказал монастырь восстановить. В 1560 году Данилов монастырь отстроили заново, правда, не на старом месте, а в пятистах метрах от него. На бывшем месте монастыря, у древнего кладбища оставалась деревянная церквушка, на месте которой, позднее, в 1699 году, вырос кирпичный храм, ставший предшественником ныне существующего. В 1832 году церковь Воскресения Словущего в Даниловской слободе перестроили. Средства предоставил И.Н. Рыбников.

http://sobory.ru/article/?object=03326

Москва. Церковь Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, (Воскресения Словущего) на Сивцевом Вражке. Карта и ближайшие объекты Деревянный храм на этом месте существовал еще в начале XVI века. Нынешнее здание построено в середине XIX века, включает части прежнего кирпичного храма, относящегося к концу XVII - началу XVIII века. Этот храм, пострадавший в 1812 г., был обновлен в 1815-1817 гг., а в 1836 г. началась его перестройка. Были выстроены новые колокольня и трапезная, а над четвериком возведен крупный классицистический барабан (ранее четверик завершался пятиглавием). Освящение перестроенной церкви произошло 19 сентября 1856 г., причем по желанию благотворителя центральный Спасский престол был переименован в Воскресенский. С этого времени главный престол посвящен в честь Воскресения Словущего, а приделы сохранили прежнее посвящение — свт. Афанасия и Кирилла и свт. Николая. В 1899 г. происходило обновление храма, причем алтари приделов были выдвинуты вперед, в одну линию с главным. Во время войны 1812 г. в храме несколько дней хранилась чудотворная Смоленская икона Божией Матери, вывезенная из осажденного Смоленска. Церковь закрыта в 1932 г. Здание занимали различные мелкие предприятия, склады, последним из них был " Электромеханический завод распределительных устройств " . В 1970-х гг. храм стал реставрироваться, в нем намечалось открыть концертный зал. Во второй половине 1970-х гг. здание поставлено на государственную охрану. В 1992 г. храм возвращен верующим. В том же году освящен придел свтт. Афанасия и Кирилла, а в 2003 г. - главный престол Воскресения Словущего. Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, святителей, на Сивцевом Вражке церковь (Филипповский переулок, дом 3 (Большой Афанасьевский переулок, дома 16–18)). Первый храм был основан здесь в XVI в., на подворье Кирилло-Белозерского монастыря. Во время разорения Москвы в Смуту храм был сильно разрушен и долго не восстанавливался. В конце XVII в. выстроили каменное здание церкви, причем с 1681 г. главным являлся престол во имя Спаса Нерукотворного Образа. В начале XVIII в. упоминается придел во имя святого Николая Чудотворца (существует и поныне). Во время Отечественной войны 1812 г. в этом храме некоторое время находилась вывезенная из Смоленска чудотворная Смоленская икона Божией Матери. Вслед за этим храм был разграблен французскими солдатами и сгорел в пожаре Москвы. В 1815–1816 гг. на средства прихожан восстановлен придел во имя святых Афанасия и Кирилла, а в 1817 г. – главный храм во имя Спаса Нерукотворного Образа. В 1837–1856 гг. церковь перестроили заново в стилистике ампира, тогда же построили новую колокольню и трапезную. Главный престол освятили в 1856 г. в честь Воскресения Словущего, однако, храм продолжали называть по приделу во имя Афанасия и Кирилла. В двухъярусном иконостасе (архитектор П.П. Зыков) сохранялось несколько старинных икон.

http://sobory.ru/article/?object=02250

Москва. Покровский женский монастырь. Церковь Воскресения Словущего. Карта и ближайшие объекты В 1846 г. Всехсвятский храм Покровского монастыря решено было перестроить. Разработку проекта монастырского собора в честь Воскресения Словущего поручили М. Быковскому. Согласно задумке архитектора, старая церковь стала частью нового храма. В частности, центральная часть с четырьмя столпами и куполом и восточная стена главного алтаря стали частью нового собора. Декор пятикупольного храма со световыми барабанами выполнен в русско-византийском стиле. С запада пристроили трапезную, по бокам два придела: северный - Тихвинской Божией Матери и южный - святой мученицы Александры. Пятиярусный иконостас главного алтаря содержал как старинные иконы, так и новые, писанные «во фряжском пошибе» (более натуралистичная манера). Стены собора украшали росписи Артари, Мягкова и Фивейского, сохранившиеся до наших дней. Информация с сайта intomoscow По описи 1763 года Соборная каменная, пятиглавая, во имя Всех Святых (ныне Воскресения Словущего), об одном престоле, с папертью и двумя палатками. Кровля ея покрыта была тесом, а главы крашеною жестью. В четырехпоясном ея алтарном иконостасе образа украшены были серебряными венцами и ризами, а некоторые жемчугом и драгоценными каменьями. В 1792 году храм Всех Святых был разобран. Посреди монастыря одноглавая каменная церковь в честь Всех Святых, сооруженная иждивением Московского купца Диомида Мещанинова, освящена Московским митрополитом Платоном, а приделы ея: в память обновления храма Воскресения Христова и Тихвинской Божией Матери освящены были еще в 1772 году. В 1814 и 1815 годах освящены архиепископом Августином возстановленные храмы в память Всех Святых, что ныне Словущего Воскресения и Тихвинския Божией Матери. Соборная церковь оказалась тесною; тогда искусным архитектором М.Д. Быковским в 1853 г. сооружена обширнейшая о пяти куполах, вместившая в себе часть старой, в последствии разобранной: в средине ея, под куполом остались прежние четыре столпа, или пилоны, соединенные арками, также и восточная стена главного алтаря. К среднему большому куполу присоединены четыре осмигранные боковые с главами, покрытые белою жестью и увенчанные вызолочеными крестами. Кругом средняго трибуна под сводами храма помещена ризница, освещаемая окнами из боковых куполов.

http://sobory.ru/article/?object=05182

Балашиха. Церковь Воскресения Словущего. Карта и ближайшие объекты Михайлов день всегда был одним из любимых праздников Балашихинской земли: именно Чиноначальнику вышних сил был посвящен на ней самый первый храм, построенный еще в XVI веке в селе Архангельском. Побывать в такой день на архиерейском богослужении, да еще при освящении нового дома Божия, - значит исполниться подлинной духовной радости, которой не в силах помешать ни промозглая погода, ни отдаленность храма. В этот день 21 ноября 2005 года в г. Балашихе архиепископ Можайский Григорий совершил чин Великого освящения церкви Воскресения Словущего на городском кладбище. Храм на городском кладбище Балашихи был очень нужен: " население " этого скорбного места растет постоянно, а удобного помещения для молитвы за уходящих в путь всея земли не было; временная деревянная церковь, поставленная здесь прошлым летом приходом Преображенского храма г. Балашихи, была холодной. 20 декабря 2003 года была совершена закладка первого камня храма в честь Воскресения Словущего. Благочинный церквей Балашихинского церковного округа протоиерей Николай Погребняк отслужил молебен, а затем первый камень в основание будущего храма заложили глава Балашихинского района В.Г. Самоделов и Е.И. Крамаренко, генеральный директор авиационной корпорации " Рубин " , которая принимает самое активное участие в создании будущего храма. 27 августа 2004 года состоялось освящение и воздвижение накупольного Креста строящегося храма. Новый каменный храм, сооруженный по проекту прихожанки Преображенской церкви, архитектора Н.Г. Благовидовой, напоминает знаменитую церковь Покрова на Нерли. Посвящение в честь Воскресения Словущего - традиционное для кладбищенских храмов: словущим именуется засвидетельствованное церковным преданием чудо воскрешения умершего по благодатному действию Животворящего Креста Господня. Святая равноапостольная царица Елена, предпринявшая в 335 году путешествие в Святую Землю для поисков Честного Креста, обнаружила на Голгофе, на месте распятия Господа, три креста; определить, который из них Христов, было невозможно, так как титло с надписью " Иисус Назарянин Царь Иудейский " лежало отдельно. Мимо проходила погребальная процессия; по очереди поднесли к умершему кресты, и когда поднесли третий, совершилось чудо: умерший воскрес! Чудо стало широко известным, слывущим, а церковное воспоминание о нем совершается 13 (26) сентября, накануне великого праздника Воздвижения Креста Господня.

http://sobory.ru/article/?object=11562

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010