Ульяновск. Кафедральный собор Воскресения Словущего. Свято-Воскресенско-Германовский собор Карта и ближайшие объекты Воскресенская (Германовская) церковь Воскресенская церковь построена первоначально в конце первой четверти XV III в. на месте бывшей прежде часовни, построенной в память встречи иконы Святителя Германа с частицами его мощей; церковь была трехпрестольная: два престола были в трапезных приделах. В 1877-1879 г.г. главная часть храма была перестроена, устроены были в ней два новых придела: храм стал пятипрестольным. В 1890-1894 г.г. была перестроена и трапезная часть храма с колокольнею, причем трапезные приделы были упразднены; перестройка производилась на средства церкви, прихожан и церковного старосты купца Павла Андр. Никитина. В настоящее время в храме (тепл.) три престола: главный в память обновления храма Воскресения Христова, в правом приделе во имя Святителя Германа, архиепископа Казанского, и в левом во имя Святителя и Чудотворца Николая. На ярмарочной площади есть принадлежащая храму часовня. Церк.-приход. школа существует с 1897 г., помещается в собственном здании. Источник: Н. Баженов «Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года. Приложение к Симбирским Епархиальным Ведомостям за 1903 год)». - Симбирск, Типо-литография А.Т. Токарева, 1903 г. В 1567 г. 6 ноября скончался в Москве святитель Казанский Герман. Почти 24 года его мощи покоились в Москве. При Казанском митрополите Гермогене ученики св. Германа, с благословения своего митрополита, отправились в Москву и испросили у царя Федора Иоанновича и патриарха Иова дозволение перенести нетленные мощи св. учителя и архипастыря в основанный им Свияжский монастырь. Торжественное принесение св. мощей было совершено 25 сентября 1591 г. В 1695 г., по распоряжению патриарха Адриана 6 октября Казанский митрополит Маркель переложил мощи св. Германа в новую липовую раку, обложенную с лицевой стороны серебром. Это обстоятельство послужило началом к общерусскому чествованию Казанского святителя Германа.

http://sobory.ru/article/?object=25617

  разделы   рассылка  распечатать Кира Обухова Реституция добралась до Благовещенской. Следующий Исаакий? Источник:  Фонтанка. ру Передача недвижимого имущества православной церкви начинается в нашем городе полным ходом. РПЦ уже пообещали передать Благовещенскую церковь-усыпальницу, входящую в состав комплекса Александро-Невской лавры, на очереди Сампсониевский собор и церковь Воскресения Словущего на Волковском кладбище. Судьба Исаакиевского собора пока неизвестна, но слова представителей властей (пусть и с оговоркой – " это приватное мнение " ) о том, что уместно было бы тоже передать его епархии, уже прозвучали. Куда переведут музеи и музейные коллекции, занимающие сейчас церковные помещения, пока неясно. О том, что Благовещенская церковь-усыпальница будет передана Санкт-Петербургской епархии, стало 30-го ноября известно на заседании Совета по культурному наследию. " Было бы правильным вернуть ее в состав Александро-Невской лавры, – пояснил новый глава КГИОП Александр Макаров. – Тем более, что наступает двухсотлетие начала войны 1812 года, а в этом храме покоятся останки Милорадовича и многих других героев Отечественной войны " . " Кроме того, там находятся и останки великого Александра Суворова, в музЭе, – произнес он, налегая на " э " в слове музей. – Наверное, это не совсем хорошо " . Позднее выяснилось, что не совсем все хорошо и в Исаакиевском соборе. " Я считаю, что этот храм должен находиться под омофором (архиерейское одеяние. – Прим. редакции) Церкви, – высказал Макаров свою точку зрения журналистам. – Это было бы вполне правильно. Тем более, что там сейчас находится довольно много ларьков, торгующих сувенирами и какой-то непонятной атрибутикой, и общая обстановка не такая, какой она должна быть в храме " . " Но это – мое приватное мнение " , – подчеркнул он. В комитете по управлению городским имуществом (КУГИ) " Фонтанке " пояснили, что сейчас в комитете есть три обращения от Санкт-Петербургской епархии. Город просят передать в безвозмездное использование РПЦ Сампсониевский собор, церковь Воскресения Словущего на Волковском кладбище и Благовещенскую церковь-усыпальницу в Александро-Невской лавре.

http://religare.ru/2_90941.html

Воскресенское. Церковь Воскресения Словущего. Воскресенская церковь, Подворье Алексеевского монастыря Карта и ближайшие объекты Церковь села Воскресенкого, что в Поречне (ныне сельское поселение) – каменная, одноэтажная, разделенная на теплую и летнею, с такой же колокольней. Кровля алтаря храмов и колокольни покрыты листовым железом и окрашены зеленною краскою-медянкою. Здание церкви имеет наверху кровли купол с 12-ю большими окнами: длина окна 5 1/4 аршина, высота – 2 1/4 аршина. Церковь украшена большой главкой, по бокам четыре купола средней величины. Главы куполообразной формы. На главе купола и четырех боковых главах – железные, прочно кованые вызолоченные кресты, которые поддерживаются цепями. На колокольне имеется железный скованный купол, на нем глава с вызолоченным крестом. Все главы и купол на колокольне покрыты алюминием. Вся церковь и колокольня снаружи оштукатурены и побелены. Внутри всего храма вместо потолков наладится каменный свод. Внутренность храмов оштукатурена и украшена художественной живописью масляными красками. Иконостас в главном престоле весь резной, художественной работы, вызолочен. Два малых иконостаса одинакового размера. Теплое зимнее отделение храма отапливается четырьмя изразцовыми печами. В настоящее время храм находится в плачевном состоянии. Нет окон, остатки стекол находятся в 12-и больших окнах главного купола, в теплой части храма пол прогнил и местами провалился. От центрального иконостаса остался только скелет, нет икон, местами осталась резьба и позолота, а иконостасы приделов находятся в таком же состоянии. На колокольне находится единственный колокол, который сумели отстоять местные жители. Председатель колхоза уговорил оставить колокол, как пожарный. Сейчас сей колокол созывает на службу прихожан деревень находящихся в округе. Внутри колокольни не осталось полов и перекрытий, так как в советское время дети разожгли костер, пожар от которого сжег все балки. Когда снимали колокола, пришлось разобрать часть кладки. Глядя на колокольню, это хорошо видно. На земле находится еще не зажившая рана тех времен – воронка от упавшего большого колокола.

http://sobory.ru/article/?object=04069

Закрыть itemscope itemtype="" > Со святыми упокой... Завтра в храме Воскресения Словущего на Литераторских мостках состоится отпевание иерея Николая Мочалкина 02.04.2013 2366 Вчера, на 60-м году жизни, отошел ко Господу священник Николай Мочалкин. Все, кто знал о.Николая, помнят его служение в храме Иова Многострадального на Волковском кладбище. Сегодня с батюшкой можно проститься в храме Воскресения Словущего на Литераторских мостках, а завтра, 3 апреля, после литургии Преждеосвященных Даров состоится его отпевание. Много добра батюшка делал людям, в том числе и моей семье. Когда пришло время исповедоваться и собороваться моему брату и маме, которые жили за городом, а мне все никак не удавалось договориться о машине, отец Николай удивил меня, сказав: «Ну что ж, поедем на электричке!» Меня не покидало чувство, что брат умирает, но я не смела говорить об этом, а батюшка вдруг по дороге попросил рассказать о его жизни... А потом он приехал отпевать брата на Токсовское кладбище. Все, что делал и говорил о.Николай, было наполнено каким-то огромным внутренним содержанием. Наверное, поэтому так хорошо помнится все, что сказал он даже десять лет тому назад. Жизнь самого батюшки была полна скорбей, и не только чужих. Трудно даже представить, сколько боли хранило его сердце, которое стало больным. Все чада о. Николая дорожили его окормлением, причем батюшка не мог уйти домой, пока к нему стояла на исповедь очередь. К нему ездили со всего города. Он был доступен, прост, умен, внимателен. Когда о. Николая назначили настоятелем часовни прп. Серафима Вырицкого в Купчине, огромные суммы денег проходили через его руки: люди жертвовали ему на храм, но ни одна копейка не прилипла к его рукам. Он оставался нестяжателем и бессребреником, а ведь это большая редкость в наши дни, она почти граничит с подвигом в мире, который захлестнула волна наживы. Символично, что отпевание о.Николая состоится в день памяти прп.Серафима Вырицкого, святого, на увековечивание памяти которого в нашем городе батюшка положил немало сил и молитв.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/04/02/so...

Илл. 1. Запрестольная композиция в алтаре. Вид после реставрации ЖМП 3 март 2019 /  5 апреля 2019 г. 13:50 Что скрывали холсты в алтаре ЗАГАДКИ И ОТКРЫТИЯ КОМПЛЕКСНОЙ РЕСТАВРАЦИИ СТЕНОПИСИ В СТОЛИЧНОМ ХРАМЕ ВОСКРЕСЕНИЯ СЛОВУЩЕГО НА УСПЕНСКОМ ВРАЖКЕ Восстановленная в прошлом году Архитектурно-реставрационным товариществом «АРТ» монументальная живопись в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке — один из лучших примеров современных реализованных проектов по воссозданию церковного убранства. Столкнувшись со сложной многослойной структурой позднейших записей и поновлений, реставраторы сумели раскрыть самые старые (из уцелевших) композиции в алтаре и сводах четверика и восстановили их в кратчайшие сроки. PDF-bepcuя Старинная столичная церковь в Брюсовом переулке прекрасно известна многим поколениям москвичей. Отнесенный к объектам культурного наследия федерального значения и никогда не закрывавшийся храм справедливо слыл «интеллигентским». Хотя, вопреки устойчивой легенде, народный артист СССР знаменитый тенор Иван Козловский никогда не пел на здешнем клиросе, — он много лет был прихожанином Воскресенского храма и даже специально прорубил окошко в стене своей квартиры, чтобы слышать колокольный звон. В алтаре хранится пожертвованная Антониной Неждановой икона Божией Матери. Прославленная оперная певица была прихожанкой этого храма, как и ее муж Николай Голованов (главный дирижер Большого театра и известный церковный композитор). Имена великих артистов, которых здесь провожали в последний путь, составляют подлинную славу российской культуры. Свыше трех десятков лет на этом приходе постоянно совершал богослужения митрополит Питирим (Нечаев). Как раз при нем и была предпринята единственная (до нынешнего момента) научная реставрация убранства. Тогда специалисты Межобластных специальных научно-реставрационных производственных мастерских раскрыли стародавние росписи на стенах алтаря и четверика — самых древних архитектурных объемов храма. К сожалению, в 1990-е и 2000-е годы они понесли определенный урон.

http://e-vestnik.ru/church/uspenskiy_vra...

Разделы портала «Азбука веры» ( 41  голос:  4.3 из  5) Оглавление Автор этой книги — священник, мыслитель, философ, искусствовед, историк, священник Георгий Мицов — служит в старой, построенной еще отцом знаменитого Кутузова церкви Воскресение Словущее в деревне Теребени, расположенной в пушкинских местах, неподалеку от Михайловского. Самые разные люди — русские бизнесмены и журналистов, немецкие бюргеры, японские актрисы, городские интеллектуалы и простые сельские жители — едут к нему в псковское захолустье, чтобы узнать, как жить дальше, и получить ответ на вопрос, которым, наверное, задается каждый человек: «Зачем я живу?» И после разговора с батюшкой ответ рождается в сердце каждого. Книга «Зачем ты есть» — это честный разговор священника с прихожанами. Такие книги случайно в руки не попадают. Эта книга — для вас. Жизнь Старая большая деревенская церковь на древнем кладбище над речкой Теребенкой посвящена Воскресению Христову. С ее колокольни видны холмы, поросшие лесом и кустарником, немногие пока еще жилые дома в некогда многолюдной деревне Теребени, тонкая ниточка речки у подножия холма и небо. В широкое это неяркое небо улетают частые звоны колоколов. Они разлетаются по округе, разбуженные стараниями Юры из Болгатово. Ко времени ли, к месту ли, кто знает. Чаще все же невпопад разгоняет окрестную тишину старательный звонарь. Только кажется иногда, что неправильные эти трезвоны имеют простое оправдание — напоминают они стоящим на воскресной службе прихожанам-«приезжанам» о тех, кто спит под замшелыми и истлевшими крестами. О тех, кто воскресает в нашей памяти во время чтения длинных заупокойных поминаний, кого колокольный звон и поминовение незримо вводят в этот большой и часто полупустой кутузовский храм. Двадцать лет священник Георгий Мицов служит в церкви Воскресение Словущее. Первые крещенные им младенцы стали уже взрослыми людьми. Оставив на память свои имена и судьбы, ушли в мир иной деды и прадеды. Шестой и седьмой десяток разменяли «молодые» прихожане… Неизменным остался, как, впрочем, всегда, главный вопрос: зачем? Для чего человек рождается в «мip»? Зачем человеку земная его жизнь? Что она — «дар напрасный, дар случайный», — как некогда в пору мучительных сомнений написал Пушкин? Митрополит Московский Филарет (Дроздов) , причисленный Церковью к лику святых, отвечая поэту, назвал дар жизни «не напрасным, не случайным». Для каждой человеческой души, для каждого живого, неравнодушного, ищущего сердца, для каждого мыслящего человека главный вопрос остается неизменным: «Жизнь, зачем ты нам дана?!» Двадцать лет на этот вопрос отвечает своей пастырской жизнью священник теребенской Воскресенской церкви.

http://azbyka.ru/fiction/zachem-ty-est-s...

сост. Надежда Балабанова, Евгений Полищук В храме Воскресения словущего В одном храме с Владыкой 18 декабря 1942 года во время всенощной накануне праздника Святителя Николая в храме в честь Воскресения словущего на Успенском Вражке, где мы, дети, стояли на амвоне, меня и еще двух мальчиков по благословению настоятеля храма отца Николая Баженова ввели в алтарь и облачили в стихари. В то смутное и тяжелое время в алтаре было достаточно много алтарников и среди них Алексей Сергеевич Буевский – звали мы его дядя Леша – который был для нас примером во всех послушаниях, возложенных на алтарников. Впервые в этом храме во время служения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия (Симанского) в праздник в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» я познакомился с одним из его иподиаконов Костей Нечаевым. Впоследствии, будучи иеромонахом, он часто посещал наш храм и читал акафист Божией Матери. По прошествии многих лет, в начале 1970-х годов, при настоятеле храма протоиерее Владимире Елоховском, будучи уже в сане архиепископа, Владыка Питирим стал служить в нашем храме, придавая всей службе высокое, духовное, молитвенное торжество. У Владыки всегда было много молодых иподиаконов, многие из которых стали священнослужителями, а некоторые даже архиереями. В отсутствие по разным причинам некоторых из них меня, раба Божиего, всегда звали участвовать в выходах с дикирием, омофором, жезлом и так далее. К этому времени у меня было благословение на ношение ораря архиепископа Чебоксарского и Чувашского Илария (Ильина), бывшего ранее настоятелем храма во имя святых Космы и Дамиана, который служил у нас в 1944 году. Во время службы Владыки Питирима, видя, что у него много помощников, я порой не надевал орарь. Однажды после малого входа ко мне подошел иподиакон и сказал, чтобы я подошел к горнему месту, где находился Владыка. С поклоном я подошел к нему, а он вручил мне орарь и благословил со словами, чтобы он меня без него не видел. После этого я всегда исполнял повеление Владыки. Мне порою часто приходилось получать от него «сердитые» замечания, в том числе по случаю разговоров его же иподиаконов во время службы. Он считал меня ответственным за порядок в алтаре. Видя, что у меня после этого случалось грустное настроение, он с улыбкой говорил: «Не грусти».

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

Воскресенское (Лацковский с/о). Церковь Воскресения Христова. Воскресенская церковь Карта и ближайшие объекты На живописных берегах речки Корбухи расположено село Воскресенское (бывший Мологский уезд). В XVIII в. село принадлежало старинному дворянскому роду графов Коновнициных. Один из них П.П. Коновницин - генерал, герой Бородинского сражения, его дивизия находилась на знаменитых Багратионовых флешах. Подъезжая к селу, сразу привлекает внимание храм Воскресения Христова(Воскресения Словущего), построенный в 1796 году. Когда-то храму принадлежало земли церковной 36 десятин, в приходе было 29 селений. Церковь Воскресения Христова интересна тем, что она двухэтажная - на первом этаже теплый зимний храм, на втором – летний. В церкви четыре престола: Верхний - летний 1) во имя Обновления Храма Воскресения Христова в Иерусалиме; Нижние - зимние: 2) во имя Знамения Пресвятой Богородицы; 3) во имя Святителя и Чудотворца Николая; 4) во имя Девяти Мучеников, иже в Кизице. У алтаря Воскресенского храма, с южной стороны, стоит памятник из чёрного мрамора. Под ним покоится прах священника А. Орлова, который прослужил в местной церкви 50 лет и пользовался любовью и уважением у прихожан. По его инициативе была открыта церковно-приходская школа в 1877 году. Церковь действующая, никогда не закрывалась. Здесь по воскресным и праздничным дням проводит службу о. Александр (Внучков). В селе две церкви – каменная и деревянная. Каменная церковь построена в 1796 г., имеет два этажа. В верхнем этаже помещается летний храм. Престолов в ней один - в честь Воскресения Христова, отсюда и название села - Воскресенское. В нижнем этаже - теплый храм, престолов в нем три: в честь Знамения Божией Матери, в приделе по правую сторону - во имя св. и чуд. Николая, а по левую - в честь святых Девяти Муч., иже в Кудице. Деревянная церковь построена в 1875 г. на время капитального ремонта каменного храма. Престолов в ней один - во имя св. благов. князя Александра Невского. Деревянный храм пришел в ветхость, служба в нем не совершается. В летнем храме храмовый праздник 13 сентября. Обе церкви построены тщанием прихожан. При дер. Никольском на том месте, где прежде была деревянная церковь и приходское кладбище, находится деревянная часовня.

http://sobory.ru/article/?object=10665

Хотьково. Покровский Хотьков монастырь. Собор Николая Чудотворца. Никольский собор Покровского монастыря в Хотьково Карта и ближайшие объекты Никольский собор на 1200 человек сменил небольшую теплую церковь 1765-1768 гг. Представитель официального русско-византийского стиля, он строился по проекту А.А. Латкова с 1900 по 1904 гг.; реставрирован Малхасовым в 1980-х гг. Собор сложен из кирпича. ... Пятиглавый четырехстолпный храм без апсид принадлежит у центрическому крестовокупольному типу. Поставлен на глубоких, превышающих его площадь подвалах, из которых обращенный к Паже западный образует в береговом обрыве подпорную стенку. Внешняя архитектура отражает внутреннюю структуру здания. Плановому кресту на фасадах отвечают ризалиты с двумя ярусами окон и большой полукруглой закомарой. Собор венчает массивный, высоко поднятый на трибуне световой, внутри круглый, снаружи граненый барабан с куполом. Глухие купольные своды над пониженными закрестовьями служили опорой для малых угловых глав. В декоре фасадов ведущий мотив колончатой аркатуры сочетается с широким использованием филенок и ленточного руста....Внутри величественный благодаря обширности и высоте пространства храм имеет над западной папертью хоры с выходом на балкон... Оконные решетки заменяют узорные металлические рамы. Каталог " Памятники архитектуры Московской области " , т. 2. М., Стройиздат, 1999 г. с.79-80. Большой пятикупольный краснокирпичный храм в русско-византийском стиле, построен в 1899-1904 гг. попечением игуменьи Филареты (Меркурьевой) по проекту архитектора Троице-Сергиевой лавры А.А. Латкова. Боковые престолы- во имя первоверховных Апостолов Петра и Павла (южный), Воскресения Словущего (северный). Храм был богато украшен. Стены украшали росписи артели палехских мастеров братьев Сафоновых, исполненные в 1911 г. Стоявшие в ряд иконостасы были выполнены из итальянского белого мрамора с разноцветными колонками и украшениями из бронзы. Храм вмещал 2000 человек. Собор был закрыт в 1932 г. и разорен, уничтожено внутреннее убранство и боковые главы. Использовался под мастерские техникума, к 1980-м гг. заброшен. Реставрация 1980-х гг. была не точной, без восстановления боковых глав, отчего здание воспринималось неоднозначно. Новая реставрация, завершенная в 2012 г., возродила подлинный исторический облик этого незаурядного храма.

http://sobory.ru/article/?object=00082

Москва. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках. Карта и ближайшие объекты Престолы и приделы Верхний храм 1. Центральный алтарь. Св. Престол освящен в честь праздника Обновления (Освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме - Воскресение Словущее. 2. Правый придел. Св. Престол освящен в честь святителя и чудотворца Николая. 3. Левый придел. Св. Престол освящен в честь пророка Божия Илии 4. Центральный алтарь. Переносной Св. Престол освящен в честь св. апостола Иакова Заведеева, брата св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Нижний храм 5. Центральный алтарь. Главный Св. Престол освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. 6. Центральный алтарь. Переносной Св. Престол освящен в честь святой мученицы Татианы. 7. Левый придел в левой боковой галерее. Св. Престол освящен в честь преподобного Сергия Радонежского Успенская церковь расположена на территории старинного поместья Вешняково, впервые упоминающегося в летописях XVI века. Как и соседнее Кусково, Вешняково связано с фамилией Шереметевых. Церковь была построена Фёдором Ивановичем Шереметевым в 1644—1646 годах по обету. В эти годы Ф.И. Шереметев занимал одно из ключевых мест в российском правительстве. В 1646 году он ушёл в отставку, а в 1649 году принял иноческий чин в Кирилло-Белозерском монастыре и назван был в постриге Феодосием. Храм возвышался на высоком подклете, окружённом с трёх сторон галереей, первоначально открытой. Вместо купола здание храма завершалось шатром. Через несколько лет после окончания основного строительства было принято решение пристроить к храму симметричные приделы, также увенчанные шатрами. В 1655 году Патриарх Никон, к которому обратились за разрешением на строительство, в храмозданной грамоте отметил, что «…главы б на тех приделах были круглые, а не островерхие». В конце XVII века к храму была пристроена колокольня, в 1734 году её надстроили и увенчали шпилем. В течение более чем 300-летней истории Успенской церкви её несколько раз реставрировали изнутри и снаружи. Среди цветов, в которые был выкрашен храм, присутствуют бордовый, красный, изумрудный, темно- и светло-жёлтый. Успенскую церковь окружает старое приходское кладбище, на котором похоронены жители близлежащих сел — Кусково, Вешняково, Выхино, Вязовка, а также те, кто поселился здесь позднее, когда в связи со строительством в 1880 году Рязанского направления железной дороги село постепенно превращается в крупный пригородный посёлок Вешняки.

http://sobory.ru/article/?object=03363

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010