«Петь с чувством предстояния перед Богом». Беседа с руководителем Московского Синодального хора Алексеем Пузаковым 12 января 2011 г. 14:00 С 9 по 23 января 2011 года в Светлановском зале Московского международного дома музыки проходит I Московский Рождественский фестиваль духовной музыки . О Рождественском фестивале, исторических судьбах и перспективах духовной музыки корреспондент сайта Православие.ru беседует с одним из организаторов форума, заслуженным артистом России, руководителем Московского Синодального хора Алексеем Пузаковым. — Алексей, расскажите, немного о себе. Какой храм для Вас был первым? — Первый храм, в который я пришел сознательно, был храм иконы Всех скорбящих Радость , что на Большой Ордынке. Это был 1982 год. Меня привел туда отец — на службу двенадцати Страстных Евангелий, вечером, в Великий четверг. Мне было 16 лет, до этого в церковь я заходил случайно и совсем ненадолго. Например, когда мы иногда с родителями ездили в какие-то путешествия: на экскурсии в Суздаль, в Троице-Сергиеву лавру . Но это был своего рода туризм, имевший целью общее культурное развитие. Крещен я тогда не был, мои родители тоже еще не приблизились к живому участию в жизни Русской Православной Церкви. Но вот как раз к 1982 году мой отец начал читать Евангелие и духовную литературу. И стал потихоньку приобщать и меня к их красоте, а главное — к совершенно новой для меня жизни. Та служба двенадцати Страстных Евангелий явилась своеобразным, очень ярким введением в эту новую жизнь, в незнакомый, таинственный мир — мир духовного пения, необыкновенной полноты и красоты христианской веры. Надо сказать, что тогда в храме «Всех скорбящих Радость» пел знаменитый хор под управлением Николая Васильевича Матвеева, о котором я позже еще скажу. Удивительный строй богослужения, приглушенный свет и мерное, внятное чтение Евангелия о Страстях Господних… Это произвело на меня такое огромное впечатление, что на следующий день я уже сам, без отца, пошел в храм Воскресения Словущего на улице Неждановой (ей сейчас возращено историческое название — Брюсов переулок).

http://patriarchia.ru/db/text/1384275.ht...

Церкви во имя Воскресения Христова и Воздвижения Честного Креста Господня в Большом Кремлевском дворце в Москве Источник Ныне существующая в Большом Кремлевском Дворце церковь в честь Словущего Христова Воскресения была устроена при царе Феодоре Алексеевиче на месте бывшей церкви во имя св. преподобномученицы Евдокии. Этот же храм, «что у Государыни Царицы на сенех», был устроен в 1627 г., без сомнения, в честь ангела второй супруги царя Михаила Феодоровича, царицы Евдокии Лукьяновны 1 . Посему представление сей церкви на рисунках, изображающих венчание на царство царя Михаила Феодоровича, пятиглавой, хотя и соответствует действительности, но страдает явным анахронизмом, так как в 1613 году Евдокиинского храма еще не было. О реставрациях, происходивших в храме до времени царя Феодора Алексеевича, сохранилось мало сведений. В чем состояло первое возобновление церкви в 1654 году, даже совершенно неизвестно, хотя оно, несомненно, было, так как в сем году, было совершено освящение ее, вероятно, малое 2 . В 1660 г. Ушаков с товарищами писал в Евдокиинской церкви царские двери 3 , а московский кормовой иконописец Тимофей Чертенок золотил киоты 4 . В сем же году двери и ставни в окнах были обиты красным сукном 5 . В 1664 году кормовой иконописец Иван Владимиров с товарищами расписывал в церкви травы 6 , а Симон Ушаков с другими написал образа: Спасителя, Богоматери, И. Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила, двенадцати апостолов и 17 икон господских праздников 7 и стенное письмо 8 . В 1673 и 1674 гг. Симон Ушаков с другими иконописцами чистил, олифил и вновь починивал иконы, которые были снесены из церкви преподобной Евдокии 9 , а иконописец Иван Филатьев реставрировал деревянный аналой 10 и, наконец, в 1677 г. к празднику Пасхи были вновь обелены стены в церкви, причем левкасные работы производили Ивашка да Матюшка Афанасьевы 11 . Как домовый храм, Евдокиинская церковь была часто посещаема запросто царями и царицами. Особенно же часто посещала ее царица Евдокия Лукьяновна, в честь ангела которой церковь была устроена.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Из письма-жалобы верующих нашего храма М. И. Калинину от 30 июня 1940 года можно понять, что это уже второе обращение их к нему. Причина обращения: церковные службы не проводятся уже три года, храм пустует и даже был обворован (грабители поднялись по водосточным трубам и проникли через колокольню). Область разрешения на регистрацию священнослужителя не дает, а, значит, богослужение совершать невозможно. Местные власти замучили бюрократическими проволочками и денежными поборами. Дважды обращаясь через голову горсовета Калинину, прихожане проявили незаурядную смелость. 1 августа 1941 года, уже в условиях Великой Отечественной войны, коллективом парикмахерского цеха при артели инвалидов «Маяк» на собрании в количестве 13 человек принимается решение по докладу Портнягина В. С.: «закрыть кладбищенскую церковь в виду контрреволюционных вылазок поповщины в настоящее время играющих на руку обнаглевшему фашизму». Собрание явно инспирировано. Любопытно, что под заявлением нет ни одной подписи! Храм лицемерно закрыт по мнимым просьбам трудящихся. Но и этого повода было теперь достаточно: шла война. В эти годы, как вспоминала недавно почившая в Бозе монахиня Ефросиния (Кондакова), жившая при храме, богослужения совершались в Шадринске тайно, по ночам, в двух кварталах от Воскресенского храма, в доме у бывших послушниц Введенского Верхтеченского женского монастыря Елизаветы и Вассы по Пролетарской улице. 23 ноября 1943 года вышло постановление Совета Народных Комиссаров СССР за «О порядке открытия церквей». Уполномоченным Совета по делам Русской Православной Церкви (РПЦ) при СНК СССР по Курганской области был назначен Михаил Виноградов, а в Шадринске в это время пенсионер протоирей В. А. Плотников с довоенного времени добивался открытия в городе Шадринске кладбищенской (Воскресенской) церкви. Его поддерживали многие верующие города и сел Шадринского района, а особенно действенную поддержку оказывала Вера Васильевна Пермякова (1883 года рождения), бывшая послушница закрытого Верх-Теченского монастыря.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Воскресен...

Пинск. Варваринский монастырь. Храмы монастыря: Собор Воскресения Словущего Крестовая церковь архидиакона Стефана (в здании Пинского Епархиального Управления) Карта и ближайшие объекты Возникновение в Пинске православного монастыря во имя великомученицы Варвары относится к глубокой древности. Известно, что в 1521 году пинским князем Феодором Ярославичем при Варваринской церкви были построены новые деревянные монастырские здания. С введением унии в 1596 году монастырь был обращен в униатский. Короли Сигизмунд III и Владислав IV передали обитель Евфросинии Тризнянке с правом выбирать сестрам новую игумению с условием пребывания в унии. Православные монахини были изгнаны, но им некоторое время решалось проживать в Пинске. В 1635 году король Владислав IV своей грамотой запретил Пинскому магистру принимать в Пинске православных монахинь, которые хотели основать особый монастырь взамен отнятого Варваринского. Монастырь оставался униатским до Полоцкого Собора в 1839 году, когда вновь стал православным. В 1874 году его насельницы были переведены во вновь основанный Минский Преображенский монастырь, монастырская церковь обращена в приходскую и приписана к Лещинской церкви, а в монастырских зданиях разместилась городская больница. Определением Синода Белорусского Экзархата от 1 апреля 1993 года (журнал 1) и утверждением Священного Синода Русской Православной Церкви от 11 июня 1993 года (журнал 47) в Пинске был вновь открыт Свято-Варваринский женский монастырь. Здание обители разместилось на территории Пинского епархиального управления. Информация с сайта - Древо - открытая православная энциклопедия Возникновение монастыря относится к глубокой древности – к периоду христианизации наших земель. В письменных источниках упоминается впервые в 1520 г., когда пинский князь Феодор Ярославич с женой Еленой отписали монастырю деревни Высокое, Гольцы, Дубой, Лисоцк, двор Пискаловщина. Монастырские здания были возведены в 1520-е гг. Монастырь располагался в центре города, к западу от пинского замка. Монастырский храм и все строения был деревянными. Согласно описи 1595 г., монастырский комплекс включал Варваринский храм, жилой корпус, домик игуменьи, пекарню, врата-колокольню. В 1595 г. построен новый монастырский храм во имя святой великомученицы Варвары. В 1591 г. при монастыре основано училище для детей из дворянских и священнических семей. В XVI - XVIII вв. пинские игуменьи происходили из таких известных родов как Ртищевы, Воловичи, Велятичские, Войны, Орды, Поповские, Сапеги, Тризны, Ширмы.

http://sobory.ru/article/?object=11305

Санкт-Петербург. Церковь Троицы Живоначальной (Кулич и Пасха). Кулич и Пасха Карта и ближайшие объекты Церковь во имя Святой Живоначальной Троицы ( " Кулич и Пасха " ) Эта церковь, которая стоит сейчас в промышленном районе, по своему архитектурному замыслу, пожалуй, - самая своеобразная в городе. Этим своеобразием храм обязан своему заказчику - генерал-прокурору князю Александру Алексеевичу Вяземскому, владельцу села Александровское, что находилось на левом берегу Невы, в 10 верстах от столицы. Здесь он начал сооружение обширного усадебного дома и разбил парк. В центре парка князь решил возвести храм, посвященный празднику Обновления храма Воскресения Господня в Иерусалиме (Воскресению Словущему). Воплощение идеи он поручил архитектору Н. А. Львову. Постройка церкви велась в 1785-1787 годах на средства Екатерины II, но ее освящение задержалось до 1790 года. Освящение его, по желанию императрицы, состоялось во имя Святой Живоначальной Троицы. Название церкви – " Кулич и Пасха " объясняется ее внешним видом. На самом деле зодчий вкладывал в своё творение более утончённый смысл. Заказчик церкви, князь Вяземский, служил генерал-прокурором, т. е. по ведомству юстиции. По замыслу архитектора ротонда символизирует храм правосудия, а " твёрдая призматическая пирамида " - " неколебимую купность... трёх добродетелей " : Истины, Человеколюбия и Совести. Сама церковь представляет собой круглое сооружение в виде ротонды, охваченное со всех сторон колоннадой из 16 колонн ионического ордера и увенчанное плоским куполом. Отдельные детали архитектурного оформления фасада (овальные окна 2-го яруса, капители, украшенные гирляндами) характерны для раннего русского классицизма. Звонница храма имеет форму четырехгранной пирамиды, прорезанной с четырех сторон арками для колоколов. На первом ярусе колокольни расположена крещальня. Внутри круглый зал храма, высота которого равна диаметру, декорирован коринфскими пилястрами, поддерживающими широкий пояс антаблемента; над проёмом алтарной апсиды - фигуры парящих ангелов. Подобный тип церкви, довольно эффектный снаружи, оказался неудобным для православного богослужения, поскольку почти не осталось места для алтаря. Поэтому в 1858 году к ротонде пришлось пристроить ризницу и каменный притвор, внеся существенную поправку в замысел зодчего.

http://sobory.ru/article/?object=00702

11 февраля 2004 г. В память вечную будет праведник 18 февраля в Москве, в здании Российского фонда культуры, состоялся вечер, посвященный памяти выдающегося церковного и общественного деятеля митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима. Этот вечер — первый в мемориальном цикле, организованном Издательским Советом Русской Православной Церкви и Российским фондом культуры, одним из создателей которого был митрополит Питирим. Тридцать один год, с 1963 по 1994, владыка Питирим возглавлял Издательский отдел Московской Патриархии. Своими воспоминаниями о нем поделились митрополит Минский и Слуцкий Филарет, старейший сотрудник Отдела внешних церковных связей Алексей Сергеевич Буевский, известный реставратор Савелий Ямщиков, коллеги и друзья владыки. В Москве местом служения митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима был храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке. Одна из главных святынь этой церкви — чудотворный образ Богородицы «Взыскание погибших». Вечер памяти владыки Питирима состоялся в день празднования этого образа Божьей Матери. В юности, перед поступлением в Московскую духовную семинарию, будущий митрополит Питирим окончил Московский институт инженеров транспорта (МИИТ). Как отмечал сам владыка, МИИТ научил его инженерному уму и организованности. Позднее в этом техническом вузе впервые в России появилась межфакультетская кафедра теологии, которую возглавил митрополит Питирим. На его лекции ходили не только студенты, но и преподаватели. В 1997 году в МИИТе был вновь организован студенческий строительный отряд, отправившийся восстанавливать Иосифо-Волоцкий монастырь, настоятелем которого в конце 80-х был назначен митрополит Питирим. Теперь каждое лето студенты МИИТа ездят на восстановительные работы в разные монастыри Подмосковья. Также по инициативе владыки Питирима был создан миссионерский храм-вагон «Одигитрия», который уже не первый год путешествует по железным дорогам России. Бог наградил митрополита Питирима множеством талантов. И каждый из них он приумножил.

http://e-vestnik.ru/church/v_pamyat_vech...

В. Овсянников 9 января 1967 года, на 74-м году жизни, скончался протоиерей Григорий Иванович Разумовский . Никольский храм на Преображенском кладбище в Москве, где о. Григорий был настоятелем, был его последним местом служения. Родился Григорий Иванович в Москве, в семье священника, бывшего настоятелем храма Вознесения на Серпуховской улице. В 1917 году Григорий Иванович окончил Московскую духовную академию. Там его любимым учителем, оставившим глубокий след в его душе, был о. Павел Флоренский . Гордость традициями Московской духовной академии Григорий Иванович сохранял на протяжении всей своей жизни. С 1918 года, после военной службы, Григорий Иванович находился на светской работе. Во священника был рукоположен в 1944 году и назначен на служение в храм «Воскресения Словущего» в Брюсовском пер. (ныне ул. Неждановой) в Москве. В дальнейшем пастырская деятельность о. Григория проходила в различных приходах Москвы. В том же году священноначалием Русской Церкви о. Григорию было поручено разобрать архив, относящийся к межцерковным связям нашей Церкви в послереволюционный период. Он был привлечен к участию в разработке вопросов внешних сношений Церкви. Горячий поборник чистоты Православия, о. Григорий являлся ревностным сторонником изыскания путей к достижению общехристианского единства. Будучи человеком весьма и всесторонне одаренным, он неизменно влагал в свою работу творческое начало. Большое участие принимал о. Григорий в организации и проведении Поместного Собора Русской Православной Церкви в 1945 году. В октябре 1945 года о. Григорий вместе с епископом Ростовским и Таганрогским Елевферием посетил Харбин. Это была весьма плодотворная поездка, в результате которой воссоединились с Патриаршей Церковью дальневосточные архиереи, уклонившиеся в свое время в карловацкий раскол. Архиепископ Камчатский и Петропавловский Нестор вскоре после того писал о. Григорию: «...Вы так просто, ласково и доказательно подходили к нам... горячие убедительные слова Преосвященного Владыки Елевферия и Ваши в результате достигли благой желанной цели, и ныне все харбинские архипастыри дали свои подписи под текстом покаяния...» Архиереи, священники, миряне Харбинской епархии свидетельствовали о. Григорию (как и Владыке Елевферию) свои чувства любви и благодарности в письмах, приветствиях, в теплых надписях в книгах, подаренных ему в Харбине.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Razum...

В Подмосковье прихожане и духовенство простились с погибшим священником 2 августа, 2013. Новостная служба После крестного хода настоятель храма протоиерей Игорь Кузмин, его супруга Елена и их сын Феодор были погребены за алтарем Успенского храма. 2 августа. ПРАВМИР. 31 июля в селе Успенское Домодедовского района Московской области прошло прощание с трагически погибшими в автокатастрофе настоятелем Успенского храма протоиереем Игорем Кузьминым и членами его семьи. Об этом сообщается на сайте Московской епархии . По благословению Управляющего Московской епархии митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, заупокойные службы возглавил благочинный Домодедовского округа протоиерей Александр Васильев. Ему сослужили священники района, близко знавшие и любившие и отца Игоря, и его семью. С ними вместе молились прихожане Успенского храма и все те, кто был знаком с усопшими. Храм не смог вместить всех, кто захотел придти проститься Торжественно и трогательно пели хоры Успенского храма и сводный хор Домодедовского благочиния под управлением священника Сергия Голева, регента хора Московской епархии и настоятеля храма Воскресения словущего села Колычева. Во время чина отпевания отец Александр сказал слово о жизни и служении почившего настоятеля. Он зачитал телеграмму Владыки Ювеналия со словами соболезнования и молитвенной поддержки родным. После крестного хода настоятель храма протоиерей Игорь Кузмин, его супруга Елена и их сын Феодор были погребены за алтарем Успенского храма. Отец Игорь пришел к Богу уже в зрелом возрасте. Тогда, в начале 90-х годов ХХ столетия, когда разрушенные храмы вновь возвращались верующим, был необычайный духовный подъем, и многие люди самых разных слоев общества с горячим сердцем шли в Церковь, чтобы послужить Господу. Среди них был и будущий отец Игорь. Духовной колыбелью для него стал Знаменский храм села Кузьминское Домодедовского района, где настоятелем в то время был священник Александр Васильев, ныне протоиерей и благочинный Домодедовского округа. Именно он разглядел в этом молодом тогда человеке будущего пастыря и рекомендовал его для священнического служения.

http://pravmir.ru/v-podmoskove-prixozhan...

Восхищение Царства Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 13, 1997 30 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 13, 1997 (к девяностолетию протоиерея Василия Николаевича Серебренникова Библейские пророки говорили о себе: “И было ко мне слово Господне”. Преподобный Силуан Афонский на поставленный им самим вопрос: “Как говорят совершенные?”, — отвечал: “Они говорят не от себя”. О ветхозаветных пророках и праведниках, общавшихся с Богом, и о великих святых нового времени, кому Господь непосредственно открывал Свою волю, знает весь христианский мир, но мало кто знает и верит, что в наши серые будни, в нашу повседневность Господь Ему Одному ведомым образом и сейчас посылает людей, умеющих слышать голос Божий и говорить не от себя. Одним из таких тайных сосудов Божественной благодати, кому Господь открывал Свою волю, был скончавшийся 30 дек. 1996 года московский протоиерей Василий Николаевич Серебренников. Он родился 30 окт. (н. ст.) 1907 года в Томске в семье военного врача Николая Николаевича Серебренникова. В начале первой мировой войны супруга Николая Николаевича, Мария Алексеевна, с малолетним сыном переехала к своим родственникам в Одессу. Вскоре после революции Серебренниковы поселились в Москве в районе Старого Арбата. В 1925 г. Василий Николаевич окончил среднюю школу, в 1930 г. — медицинский факультет Первого Московского Университета. В последующие годы он работал в различных лечебных учреждениях, вступил в брак с Маргаритой Васильевной Ананской, в 1940 г. защитил кандидатскую диссертацию, готовился к защите докторской, но Господь прервал его врачебную деятельность и поставил на новое поприще. 28 марта 1948 г., на Крестопоклонной неделе митрополит Николай (Ярушевич) рукоположил Василия Николаевича Серебренникова в сан диакона, через неделю — в сан иерея. Первым местом служения отца Василия был храм святого мученика Иоанна Воина на Якиманке, затем с сентября 1955 г. — храм Воскресения Словущего (ныне подворье Иерусалимского патриархата) в Филипповском переулке близ Гоголевского бульвара.

http://pravmir.ru/voshishhenie-tsarstva/

Закрыть itemscope itemtype="" > Напоминание о Благодати Божией При всяком явлении мироточения нужно усилить молитву 06.07.2023 770 Время на чтение 5 минут Источник: Русский Вестник Паломнические поездки от церковных приходов и монастырей стали осуществляться в начале 90-х годов. В Нижнем Новгороде в ту пору паломников было столько, что не всегда хватало комфортабельных экскурсионных автобусов. В свободное от основной работы время около 15 лет я работала экскурсоводом, сопровождая паломников. За этот период пришлось побывать во многих городах и весях, где живы и действуют православные святыни. Но в ту пору мало кто интересовался таежным Заволжьем с его отдаленными от городской среды глухими селами и полузаброшенными за советский период храмами. При этом в некоторых церквях богослужения практически не прекращались во все времена богоборческого лихолетья. В храмах нижегородского севера, стоящих в отдаленных таежных лесах, мне побывать не пришлось. Поэтому, когда настоятель храма Державной иконы Божией Матери о. Сергий (Сержантов) объявил о предстоящей поездке в известное поветлужское село Троицкое, я, не раздумывая, записалась в число паломников. В день поездки с утра моросил дождь – тучи то сгущались, то рассеивались. Поэтому экскурсовод Вера Витальевна уже в пути советовалась со священником, как скорректировать маршрут поездки в соответствии с погодой. Первая остановка – возле храма Воскресения Словущего в Воскресенском районном центре Поветлужья. Чистый, уютный поселок преображается возрождением величественного собора в центре населенного пункта. Большой объем реставрационных работ уже выполнен. Много лет в соборе проводятся богослужения. Но после разрушительных действий богоборцев еще много предстоит потрудиться, чтобы к завершению привести реконструкцию всего собора, духовная жизнь которого освещается в газете «Воскресение», главным редактором которой является иерей Роман (Смирнов), благочинный Воскресенского благочиния, настоятель собора. Далее по узким асфальтированным дорогам, рассекающим густые лесные массивы, направляемся в село Глухово. В середине XIX века «глухое» поселение возникло на месте скита Троицкого Бабьегорского Черноезерского монастыря села Троицкого. Возле храма в честь бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана нас встретили настоятель о. Алексий (Белоусов) с матушкой. Храм этот не первозданный – освященный в 1862 году разрушился от бесхозности в 90-е годы прошлого века. В 2005 году храм построен вновь по старинным чертежам из сибирской лиственницы попечительством Владимира Васильевича Каданникова (руководил при жизни АВТОВАЗом) и его жены Нины Александровны, уроженки села. В приходе храма чтят память расстрелянного в 1937 году настоятеля о. Вячеслава (Святицкого) и всего церковного причта, арестованного в те годы вместе со священником.

http://ruskline.ru/opp/2023/07/06/napomi...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010