Грамота: Во имя Отца и Сына и Святого Духа, се аз раба Божия Марфа, списа сие рукописание при своём животе, поставила есми церковь храм Св. Николы в Корельском, на гробах детей своих Антона да Феликса; а дала есми в дом Св. Николы куплю мужа своего Филиппа на Лавле острове село, да в Конечных два села и по Малокурье пожня и рыбные ловища, а по церковной стороне до Кудмы и вверх по Кудму и до озера, а в Неноксе место Засенки Полянка; а приказываю дом Св. Николы Господину своему деверю Фёдору Григорьевичу и его детям и Леонтию Аввакумовичу, и зятю своему Афромею Васильевичу, а на то Бог послух и отец мой духовный Игумен Василий Святого Спаса; а кто сие писание преступит или порушит, а наши памяти залягут, сужуся с ним пред Богом в день страшного суда. Хотя в той грамоте года не показано, однако же, можно из обстоятельств заключить, что основан он незадолго пред 6927/1419 годом: ибо упоминается в Летописце Двинском что в сем году этот монастырь Мурманы пожгли и чернецов посекли, однако же, был он возобновлён. Ибо по Истории видно, что во времена Царя Ивана Васильевича Грозного, когда в 1558 году в первый раз открыли торговое своё судоходство в Белое море Англичане, то пристали они тогда при устье реки Двины у небольшого монастыря Св. Николая Чудотворца, Корельским называемого. Почему на некоторых старых чужестранных Ландкартах и самый город Архангельск означается именем порта или пристани Св. Николая, portus S. Nicolai; да и путешествие своё сюда Англичане несколько времени называли путешествием к Св. Николаю. В писцовых книгах при последнем писце Мироне Вельяминове в 7130/1622 году упоминается о сем Николаевском монастыре так: «у моря в нижней половине на Пудожемском устье монастырь Николаевский на Корельском берегу, а на монастыре церковь Николы Чудотворца древяна вверх, и на монастыре же другая церковь Успения Пресв. Богородицы деревянная же вверх с трапезой». После сих писцовых книг в скором времени в монастыре и каменное строение началось, а именно: в лето 7172/1664 месяца Мая в 1 день основана каменная во имя Пресв. Богородицы церковь с трапезой, а внизу со многими погребами, при Государе Царе Алексие Михайловиче, между Патриаршеством при Макарии, Митрополите Новгородском и при Игумене Косме, а освящена в лето 7176/1667 месяца Ноября в 10 день, при Митрополите Питириме Новгородском и Великолуцком.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В этом синодике между царскими именами первым поставлено имя Петра I, последним императрицы Елисаветы Петровны; потом следуют: имена всех десяти святейших московских патриархов, преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов Новгородских и С.–Петербургских; преосвященных архиепископов и епископов; пречестных архимандритов и игуменов; Валаамского монастыря игуменов и игуменов Кириллова монастыря Белозерского; роды: преподобного Александра Свирского , святителей: Петра, Алексея, Ионы и Филиппа митрополитов и всея России чудотворцев, преподобного Варлаама Хутынского, преподобного Саввы Вишерского, Моисея, Иоанна и Ионы архиепископов Новгородских, преподобного Сергия Радонежского, преподобного Кирилла белозерского, преподобного Антония Римлянина, преподобного Мартерия Зеленецкого, преподобного Пафнутия Боровского, преподобного Иосифа Волоцкого , святителя Николая Чудотворца, преподобного Макария Калязинского, преподобного Михаила Клопского, преподобного Арсения Новгородского, Феодора Блаженного, преподобного Зосимы Соловецкого, Николы Кочанова; далее имена Валаамских братий и их роды; роды: Кирилова монастыря архимандрита Иринарха, Александро-Свирского монастыря архимандрита Александра, Валаамского игумена Ефрема, бывшего строителя монаха Иосифа Шарова и преосвященного Антония епископа Олонецкого и Каргопольского; роды царствующего богоспасаемого града С.–Петербурга, разных господ и всякого чина людей, а именно роды: Сергиевской церкви протоиерея Игнатия Васильева, Казанской церкви священника Иоанна Иоаннова, Владимирской церкви священника Иоанна Кирикова, фельдмаршала и генерал-прокурора кавалера князя Никиты Юрьевича Трубецкого, князя Иакова Федоровича Долгорукова, господина адмирала князя Михаила Михайловича Голицына, болярина Феодора Матфеевича Апраксина, генерала сенатора и кавалера князя Ивана Васильевича Одуевского, графа Петра Антоновича Манойлова, графа Гавриила Ивановича Головкина, графа Чернышева, сенатора Бориса Григорьевича Юсупова, генерал-майора Александра Кондратьевича Зыкова, бригадира Михаила Петровича Аврамова, коменданта Тимофея Чоглокова, Св

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В этом синодике между царскими именами первым поставлено имя Петра I, последним императрицы Елисаветы Петровны; потом следуют: имена всех десяти святейших московских патриархов, преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов Новгородских и С.-Петербургских; преосвященных архиепископов и епископов; пречестных архимандритов и игуменов; Валаамскаго монастыря игуменов и игуменов Кириллова монастыря Белозерскаго; роды: преподобнаго Александра Свирскаго , святителей: Петра, Алексея, Ионы и Филиппа митрополитов и всея России чудотворцев, преподобнаго Варлаама Хутынскаго, преподобнаго Саввы Вишерскаго, Моисея, Иоанна и Ионы архиепископов Новгородских, преподобнаго Сергия Радонежскаго, преподобнаго Кирилла белозерскаго, преподобнаго Антония Римлянина, преподобнаго Мартерия Зеленецкаго, преподобнаго Пафнутия Боровскаго, преподобнаго Иосифа Волоцкаго , святителя Николая Чудотворца, преподобнаго Макария Калязинскаго, преподобнаго Михаила Клопскаго, преподобнаго Арсения Новгородскаго, Феодора Блаженнаго, преподобнаго Зосимы Соловецкого, Николы Кочанова; далее имена Валаамских братий и их роды; роды: Кирилова монастыря архимандрита Иринарха, Александро-Свирскаго монастыря архимандрита Александра, Валаамскаго игумена Ефрема, бывшаго строителя монаха Иосифа Шарова и преосвященнаго Антония епископа Олонецкаго и Каргопольскаго; роды царствующаго богоспасаемого града С.-Петербурга, равных господь и всякого чина людей, а именно роды: Сергиевской церкви протоиерея Игнатам Васильева, Казанской церкви священника Иоанна Иоаннова, Владимирской церкви священника Иоанна Кирикова, фельдмаршала и генерал-прокурора кавалера князя Никиты Юрьевича Трубецкаго, князя Иакова Федоровича Долгорукова, господина адмирала князя Михаила Михайловича Голицына, болярина Феодора Матфеевича Апраксина, генерала сенатора и кавалера князя Ивана Васильевича Одуевскаго, графа Петра Антоновича Манойлова, графа Гавриила Ивановича Головкина, графа Чернышева, сенатора Бориса Григорьевича Юсупова, генерал-майора Александра Кондратьевича Зыкова, бригадира Михаила Петровича Аврамова, коменданта Тимофея Чоглокова, Св

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава двенадцатая. Перенесение святых мощей благоверного великого князя Александра Невского. Особливое почитание памяти святого благоверного великого князя Александра Невского в новой столица. Включение его имени в отпуст. Приготовления к перенесению святых мощей. Перенесение святых мощей до Шлиссельбурга. Приготовление к перенесению святых мощей в Петербург. Рака и житие святого Александра Невского на дсках раки. Изображение святого Александра Невского. Абрис Монастыря-Лестница. Перенесение святых мощей в Александро-Невский Монастырь. Служба святому Александру Невскому. День 30-го Августа. В церковной жизни Монастыря за первый период его истории наиболее выдающимся событием является перенесение в Монастырь мощей святого благоверного великого князя Александра Невского из Владимира, где святые мощи почивали со времени их прославления. Перенесете мощей святого Александра Невского было связано с тою особливою благоговейною памятью к святому князю-воителю, которая стала достоянием Невской столицы с первых же дней ее возникновения. Еще в ноябре 1710-го года последовал указ митрополита Стефана о включении в отпусты при Богослужении имени святого Александра Невского, как молитвенного предстателя за Невскую страну. Когда новая Невская столица обстроилась и основанная в ней обитель во имя святого Александра Невского обзавелась приличным храмом и достаточным составом братии, мысль о перенесении в нее святых мощей небесного ее покровителя напрашивалась на осуществление сама собою. Еще на памяти старожилов, при Царе Алексее Михайловиче, в 1652-м году, патриархом Никоном , тогда еще митрополитом Новгородским, перенесены были святые мощи Филиппа, митрополита Московского, из Соловецкого Монастыря в Москву. В феврале 1722-го года архиепископ Феодосий был во Владимире, в Рождественском Монастыре, где находились святые мощи Александра Невского, и вместе с архимандритом Монастыря Сергием произвел их освидетельствовать. Мощи сохранялись в серебряной раке, в которую были переложены «из старой» в 1697-м году Суздальским митрополитом Илларионом 1394 . 4-го июня 1723-го года архиепископ Феодосий объявил в Святейшем Синоде, что Государь, будучи 29-го мая в Александро-Невском Монастыре, указала обретающиеся в Володимирском Рождествене Монастыре мощи святого благоверного князя Александра Невского перенести в Александро-Невский Монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Лебедев и местный священник отец А.Я. Смирницкий. В 1902 году по благословению митрополита Санкт-Петербургского Антония (Вадковского) смотрителем Александро-Невского духовного училища иеромонахом Никодимом (Кононовым), будущим новомучеником, была организована первая постоянная дача для воспитанников-сирот и иностранцев, обучавшихся в столичном Духовном училище и не имевших возможности уезжать на летние, Рождественские и Пасхальные каникулы домой. На даче отдыхало до сорока учащихся под наблюдением отца-смотрителя и двух надзирателей-учителей А.П. Соловьевича и иеромонаха Филиппа. Кроме богослужения и занятий дети играли в лапту, мяч и городки, ходили на прогулки, пели в хоре, работали в саду. До этого времени сирот брал к себе на дачу знаменитый пастырь-благотворитель протоиерей Алексей Колоколов, по кончине отца Алексея его дача отошла под «женское богоугодное заведение» — общину сельских сестер милосердия. Поэтому смотритель училища под дачу сирот арендовал небольшое имение господина Эрина с двухэтажным домом, садом и огородом вблизи церкви и неподалеку от местной общины сестер милосердия. По материалам «Историко-статистических сведений о Санкт-Петербургской епархии» (т. 9, СПб., Лужский уезд, 1885), в разное время священниками церкви Успения в б. Феофиловой пустыни были Исайя Васильев, служивший до 1788 или 1780 года; Петр Тимофеев, — с 1780 по 1797 год; Игнатий Васильев, — с 1797 по 1831 год. С 1831 по 1854 год священниками здесь служили Петр Григорьев, переведенный позднее в Лужский собор, и Димитрий Антонович Романский; с 1854 года — Иоанн Семенович Разумовский, переведенный из села Ветвеника Гдовского уезда. Перед революцией, в 1915 году настоятелем церкви служил священник Василий Михайлович Воинов. В 1937 году последний священник отец Василий уехал (предположительно в село Взвад Старорусского района Новгородской области). В звании дьячков состояли Трифон Игнатьев — до 1801 года; Петр Екимович Голубев — с 1801 по 1806 год; Иван Васильев — с 1806 по 1838 год; Александр Каллиникович Смирнов — с 1844 по 1855 год; Иван Анисимович Лабецкий, переведенный в 1880 году в соседнее село Заполье; Андрей Андреевич Чужбовский с 1865 по 1867 год и переведенный в Дылицы; Иван Иванович Ильинский, а позднее перед революцией его сын — Алексей Иванович Ильинский, уроженец этого села.

http://sobory.ru/article/?object=01588

По данным духовенства Воронежской Епархии за 1900 г., в штате церкви числился священник Николай Алексеевич Марковский. Дворов в селе насчитывалось 184, в них проживало 1175 чел. Храм был закрыт в 1964 г. Церковь представляет собой один из наиболее интересных памятников культового зодчества второй половины XVIII в. на территории Липецкой области. В архитектуре храма соединены стилевые формы барокко и раннего классицизма. Согласно постановления главы администрации Липецкой области от 27 февраля 1992 г. 106 церковь Рождества Христова в селе Манино является памятником архитектуры и объектом исторического и культурного наследия областного значения (объект 4800000387). В 2014 г. приход открыт, началось восстановление храма и сейчас в нём идут службы. http://rustemple.narod.ru/lp_manino.html 16 октября 2016 года, в день памяти свтт. Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария, Московских и всея России чудотворцев, Высокопреосвященнейший митрополит Липецкий и Задонский Никон совершил освящение Христо-Рождественского храма села Манино Хлевенского района. Рождественская церковь в Манино была построена в 1784 году на средства прихожан села. Храм представляет собой один из уникальных памятников церковного зодчества второй половины XVIII века на территории Липецкой области. В его архитектуре соединены стилевые формы барокко и раннего классицизма. В 1964 году приход был закрыт. В 2014 году в Манино был открыт приход, и началось невероятно быстрое возрождение святыни. Усердием отца настоятеля и прихожан за два года храм полностью восстановлен из руин. За любовь к дому Божиему Высокопреовященнейший Никон вручил настоятелю храма иерею Владиславу Медяному священническую награду – камилавку. В этот день архипастырского внимания удостоились также благотворители и меценаты храма. Архиерейскими грамотами были награждены: Курышева Наталья Григорьевна; Гладышева Раиса Антоновна; Бухонов Юрий Николаевич; Пивоваров Валерий Васильевич; Абатурин Виталий Михайлович;Половченко Сергей Владимирович; Меринов Антоний Александрович.

http://sobory.ru/article/?object=09545

7. Жалованная грамота Вел. Кн. Иоанна Васильевича, которой дозволяется все села и деревни Махрищского монастыря с сошным письмом списать в одно место, чтоб все отчины ведались в Переяславле. Год 1543, при игумене Ионе. 8. Купчая на одну четверть села Конькова, купленную за 50 рублей у Степана Конькова игуменом Ионой в 1551 году. 9. Купчая на половину села Конькова и на селище Грозиловское в 1551 году, при игумене Ионе. 10. Купчая на половину деревни Микулкино, купленную у Хабара Александрова Макарова в 1557 г. игуменом Варлаамом. 11. Данная Дорофея Макарова на четверть деревни Бычкино 1559, при Варлааме. В 1580 году женой Макарова отдана в монастырь вся деревня. 12. Данная Филиппа Иванова Кроткова на половину деревни Новинки 1561 года, при Варлааме. 13. Данная Андрея Конькова на деревню Чириково 1563 года, при Варлааме. 14. Данная Андрея Федорова Нагого на деревню Лобаново 1564 года, при Варлааме. 15. Данная Басарги и Басенка Федоровых Леонтьевых на деревни Авксентьево и Дурносоново 1567 года, при Варлааме. 16. Данная Ивана Клобукова на половину сельца Дьяково 1567, при Варлааме. 17. Данная жены Клобукова на другую половину Дьяково 1568 г., при Варлааме. 18. Данная Василья Григорьева Зубова на полдеревни Татьянино 1570 г., при Варлааме. 19. Данная Аристарха Суслова на треть деревни Петрово 1570 г., при Варлааме. 20. Несудимая грамота Царя Иоанна Васильевича на все владения Махрищского монастыря 1571 года, при игумене Гурие. Сия грамота подтверждена Царем Федором Иоанновичем в 1584 году, при игумене Антоние, и Царем Борисом Федоровичем в 1599 году, при игумене Порфирие. 21. Данная братьев Таратиных на вотчину их Селиваново в 1575 году, при игумене Иосифе. 22. Данная Ивана Михайловича Глинского на деревню Исаково в 1600 году, при игумене Порфирие. Преподобному и богоносному Отцу нашему Стефану, Игумену махрищскому, Чудотворцу ТРОПАРЬ – глас 8-й Православия ревнителю, благочестия наставниче и чистоты, ищущим спасения путеводительный светильниче, монашествующих богодухновенное удобрение, Преподобного Сергия духовный собеседниче, Стефане премудре, ученьми и добродеяньми твоими души просветил еси, и пустыни населил еси; моли Христа Бога спастися душам нашим.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Скальский (1867, с. Ярославичи Дубенского у. Волынской губ., ныне Млиновский р-н Ровенской обл.- 20.01.1933, г. Алма-Ата (ныне - Алматы), сщмч. (пам. 4 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских), прот. ц. во имя свт. Николая г. Верного (Алма-Аты). Род. в семье священника. Служение в священническом сане начал в 1886 г., в 1900 г. назначен настоятелем Александро-Мариинской приютской ц., в кон. 1908 г. переведен настоятелем в новопостроенный храм во имя свт. Николая в Кучугурском р-не Верного, освященный 14 дек. 1908 г. А. отличался милосердием, вниманием к пастве и потому пользовался любовью прихожан и уважением местного духовенства. В 1911 г. награжден наперсным крестом. После Октябрьской революции 1917 г., когда в городе стали насильственно закрываться монашеские обители, А. поселил при церкви насельниц верненского Иверско-Серафимова жен. мон-ря. После занятия Туркестанской кафедры обновленческим еп. Николаем (Колобовым) А. стал склоняться к мысли о возможности общения с обновленцами, но был остановлен паствой и собратьями-священнослужителями, остававшимися верными Патриаршей (тихоновской) Церкви. После закрытия и передачи обновленцам почти всех храмов в Алма-Аты в 30-х гг. Никольский храм оставался единственным в городе правосл. приходом. Несмотря на угрозы со стороны властей, А. благословил принимать в храме многочисленных архиереев и священников, сосланных в Казахстан и добиравшихся до мест назначения через Алма-Ату. 10 дек. 1932 г. клир Никольского храма во главе с А. был арестован. А., а также священномучеников Стефана Константиновича Пономарёва и Филиппа Михайловича Григорьева в течение месяца допрашивали в алма-атинском ГПУ, затем перевели в городскую тюрьму, где все трое заболели сыпным тифом. Их перевезли в тифозные бараки. Первым, 17 янв., умер свящ. Филипп, на следующий день - свящ. Стефан, 20 янв. преставился А. Всех троих похоронили в одной могиле. Память о священномучениках Николо-Кучугурских свято хранилась паствой, на их могиле была положена надгробная плита. В 60-х гг. при застройке города могила священномучеников была уничтожена, местонахождение их св. мощей неизвестно. Весной 1995 г. во дворе Никольского храма, над склепом с останками жертв репрессий 30-х гг. был устроен памятный гранитный постамент с крестом. Священномученики А., Стефан и Филипп были канонизированы к местному почитанию 14 февр. 1999 г., Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. причислены к лику общероссийских святых.

http://pravenc.ru/text/64152.html

Вот что пишет Анна Григорьевна Достоевская в своих «Воспоминаниях»: «На меня у Павла Александровича сложился взгляд как на узурпатора, как на женщину, которая насильно вошла в их семью, где доселе он был полным хозяином, так как Фёдор Михайлович, будучи занят работой, не мог заниматься хозяйством, при таком взгляде понятна злоба его на меня, не имея возможности помешать нашему браку, Павел Александрович решил сделать его для меня невыносимым. Весьма возможно, что всегдашними своими неприятностями, ссорами и наговорами на меня Фёдору Михайловичу, он и рассчитывал поссорить нас и заставить развестись». И вот Анна Григорьевна совершает очень мудрый и мужественный поступок. Она закладывает свои вещи, своё приданное и вырученные деньги Достоевские оставляют как обеспечение родственникам, а сами уезжают на четыре года за границу, спасаясь от семейных ссор. Кстати, живя за границей, супруга Фёдора Михайловича смогла буквально «вытащить» его из игорной зависимости, которой очень страдал Достоевский. Семья была спасена. Когда Анна Григорьевна только собиралась закладывать вещи, драгоценности, она спросила у своей матери, не жалко ли ей вещей, которые она отдала ей в приданное? На что мать ответила: «Конечно жаль, но что делать, когда счастье в опасности?» Чета Достоевских поняла, что ради мира, любви и семейного счастья можно многое принести в жертву. Браки заключаются для любви. Это божественное установление: «И сказал Господь Бог: не хорошо человеку одному, сотворим ему помощника, соответственного ему»… «и нарек человек имена всем скотам и птицам, небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему» ( Быт. 2:18-20 ). И Бог творит для человека жену. Из сотворенных Богом животных не было на земле подобного, равного Адаму. Подобное человеку существо Господь творит не только для размножения людей, но для преодоления одиночества первого человека «нехорошо человеку одному…» и для того, чтобы он имел равный ему по достоинству объект для любви. Бог хочет, чтобы человек любил не только Его, но и подобного, близкого себе, то есть ближнего. Об этом и говорит главная заповедь закона Божия: «Ибо весь закон в одном слове заключается: «люби ближнего твоего, как самого себя» ( Гал. 5:14 ).

http://azbyka.ru/semya/tri-kita-semejnog...

И второй момент, не менее важный — в отношении князя Мышкина к людям Достоевский показывает, что Христос, войдя в человеческую жизнь, не меняет ее властно. Он помогает человеку, но не насилует его волю, не оттесняет его. Он смиренно стоит чуть в стороне и в этом смысле оказывается вторым, а не первым. Это качество Достоевский дает и князю Мышкину, и Алеше Карамазову. Это очень важно: каждый из нас самостоятельно выстраивает собственную жизнь, потому что Господь дал нам свободу. И лишь от нас зависит, как мы своей свободой распорядимся, услышим ли голос Христа, последуем ли за Ним. Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною (Отк 3:20). Стучу в дверь и жду — а не вышибаю эту дверь ногой и начинаю распоряжаться... Это и есть — войти вторым. По Достоевскому, Христос именно так, вторым, вошел абсолютно во все человеческие жизни прошлого, настоящего и будущего. Вошел не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф 20:28) . На пересечении этих двух идей — предельной глубины вхождения в человеческую жизнь, и вместе с тем готовности быть вторым, а не первым — и строится образ князя Мышкина. Именно к этому и призван человек: воспроизводить образ Христа в самом себе. Для самого Достоевского это были не абстрактные рассуждения — он, при всех сложностях своего характера, на протяжении всей жизни пытался следовать этому идеалу. Следовать за Христом — и соглашаться на роль второго в жизни своих ближних. Об этом можно было бы много говорить, но достаточно привести лишь один факт: по воспоминаниям его вдовы, Анны Григорьевны Достоевской , в последние годы жизни Федор Михайлович если выходил на улицу с деньгами, то возвращался без копейки. Все раздавал. Подготовил Виталий Каплан В оформлении использованы кадры из фильма " Идиот " Акиры Куросавы (1951) Читайте также: Воскрешение Лазаря у Достоевского 9 вопросов о «Преступлении и наказании» Быть Достоевской Сохранить

http://foma.ru/knyaz-myishkin-hristos-ch...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010