В ранний период христианства веруюшие неоднократно подвергались гонениям со стороны рим. императоров . Осуществляя свое служение Христу, они уходили в пустынные места. Одним из таких мест стала Нитрийская гора, или, как ее еще называли, Нитрийская пустыня. Созомен замечает о Нитрии: «Эту страну называют Нитриею - селитряною, потому что ей сопредельно место, в котором добывают селитру. Там было немалое число монашествующих, но около пятидесяти монастырей, смежных между собою. В иных было общежитие, а в других жили порознь» ( Sozom. Hist. eccl.VI 3). Нитрийская пустыня была покрыта сетью М., окруженных труднопроходимыми болотами, которые в прошлом защищали их от набегов кочевников. «Жизнь пустынных отцов» Руфина содержит рассказ о местности Нитрийской пустыни: «На пути к Нитрийским обителям мы зашли в одно место, где так же застоялась вода от разлития Нила и образовала болото. Оно кишело зверьми, особенно - крокодилами. Выходя из воды греться на солнце, они, растянувшись, лежали по краям болота так, что их можно было счесть мертвыми, особенно новичку в тех странах. Мы было подошли к ним - посмотреть на них и подивиться их громадности, как вдруг, заслышав шорох шагов наших, они бросились на нас и жестоко гнались за нами. Мы с громкими воплями призывали имя Господа Христа, и его милосердие спасло нас: звери, бросившиеся на нас, вдруг как бы гонимые ангелом кинулись в болото, а мы скорым шагом поспешили к монастырям, вознося благодарность Богу, избавившему нас от столь великой опасности и явившему над нами такое знамение» ( Rufin. Hist. mon. Epilog.). В кон. IV в. в Нитрии подвизались более 2 тыс. монахов. В Нитрии монашеское житие носило полуобщежительный характер, совмещая в себе черты киновии и анахоретства. Руфин, описывая жизнь нитрийских подвижников, говорит: «В этой местности виднеется до пятидесяти хижин (monasteria) или немного менее. В иных хижинах живут по несколько человек вместе, в других - понемногу, а где - и по одному. Но живя отдельно друг от друга, все соединены нераздельно духом, верою и любовью» ( Rufin.

http://pravenc.ru/text/2564106.html

Язык действования поясняют, т. е. показывают его важность и натуральность: а) Живопись и ваяние: изваяние и картина неподвижны и бессловесны, но как много они говорят сердцу! «Час, который провёл я пред Богоматерью, – говорит Жуковский о Рафаэлевой Мадонне, – принадлежит к счастливейшим часам моей жизни. Сперва с некоторым усилием вошёл я в самого себя; потом ясно начал чувствовать, что душа распространялась; какое-то трогательное чувство величия в неё входило; неизобразимое было для неё изображено, и она была там, где только в лучшие минуты быть может». Можно ещё припомнить картину страшного суда, раскрытую пред Владимиром великим. б) Мимика: она также бессловесна, и однако говорит, даже учит, чему служат доказательством училища глухонемых. в) Музыка: здесь опять нет слов; одни пустые звуки, а между тем сии бессловесные звуки возбуждают иногда гораздо более мыслей, чувств и движений, нежели слова. Ораторское действование, – если оно доведено до совершенства, – представляя в одно время вид живописи, ваяния, мимики и музыки, пред всеми ими имеет то неоценённое преимущество, что соединено со словом и жизнью. В древние времена Христианства импровизация была главным видом проповедания. Знаменитейшие Отцы Церкви говорили свои беседы большею частью без приготовления, и не писали на хартиях; тетрадь с готовою проповедью почиталась признаком неспособности к проповедничеству; того не хотели и слушать, кто показывался на кафедре со свитком. Епископы Александр и Аттик, по известиям Созомена (Hist. Eccl. L) b. VIII, cap. 27.) были во всеобщем презрении у народа именно за то, что не имели способности к импровизации. Миссионеры всех времён также импровизировали. Знаменитейшие из французских проповедников дополняли свои проповеди импровизациями на кафедре. Отсюда между дошедшими до нас словами Боссюэта, Бурдалу, Шемине, Фенелона, и пр., не много подлинных: они все исправлены и пересочинены издателями. Так, у Бурдалу – только три подлинные; прочие все переделаны Аббатом Бретоно, который поместил между ними и свои собственные слова.

http://azbyka.ru/propovedi/chtenija-o-ce...

30 Феодорит говорит, что Константин был призван не от людей и не людьми (οκ π» ανθρπου, οδε δ ανθρπου, см. Гал. 1:1 ), но с небес, как апостол Павел (ορανθεν κατ τον θelov πστολον). Hist. Eccl., l. i, c. 2. 31 Об этом ясно пишет Созомен, H. Е., lib. i, cap. 3: ναρ εδε το του σταυρο σημεον σελαγζον, и т. д. Дальше, правда, он приводит дословный рассказ Евсевия. См. также: Руфин, ix, 9; Евсевий, Vit. Const., i, 29; Лактанций , De mort, persec, 44, и намеки в языческих восхвалениях. 32 Лициний перед сражением с Максимином видел ангела, который научил его, как молиться о победе ( Лактанций , De Mort, persec, с. 46). Юлиан Отступник, еще более суеверный в данном отношении, чем его дядя–христианин, очень увлекался знамениями, предсказаниями, чудесами, призраками, снами, видениями, гаданиями и пророчествами (см. ниже, §4). Либанию во время похода против персов казалось, что он окружен целым воинством богов, которое, по мнению Григория Назианзина , на самом деле было полчищем бесов. См. Ulimann, Gregory of Naz., p. 100. 33 По рассказу его друга, доктора Филиппа Доддриджа, узнавшего об этом факте от Гардинера, как Евсевий от Константина. Гардинер предавался глубоким размышлениям субботним вечером в июле 1719 г., когда «ему показалось, что он увидел необычное сияние света, падающего на книгу, которую он читал, и сначала он подумал, что что-то случилось со свечой. Но, подняв глаза, он увидел, к своему величайшему изумлению, что перед ним, словно вися в воздухе, находится зримое видение Господа Иисуса Христа на кресте, в окружении славы; ему показалось также, что голос (или что-то похожее на голос) сказал ему: «О грешник, разве Я не страдал за тебя, а что ты для Меня делаешь? " » После этого события Гардинер из распущенного любителя мирских утех превратился в честного и благочестивого человека. Но, вероятно, это явление было внутренним событием. Ибо далее в рассказе написано: «Был ли это слышимый голос или только сильное умственное впечатление у не менее поразительное, он не был уверен, хотя считал верным первое». Сам он полагает, что не спал в тот момент. Но всем известно, как легко около полуночи задремать над скучной и даже над хорошей книгой. Вполне вероятно, что это явление было лишь важным сном, ознаменовавшим начало новой эпохи в его жизни. Ни один мыслящий человек не станет на этом основании сомневаться в истинности обращения Гардинера, которое его последующая жизнь подтвердила даже лучше, чем в случае с Константином.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Свт. Епифаний Кипрский. Фрагмент мозаики собора Св. Софии в Киеве. 40-е гг. XI в. Свт. Епифаний Кипрский. Фрагмент мозаики собора Св. Софии в Киеве. 40-е гг. XI в. Точная дата рождения Е. К. неизвестна; исходя из сообщения блж. Иеронима о том, что в 393 г. Е. К. был уже в глубокой старости ( Hieron. De vir. illustr. 114), дату его рождения помещают между 310 и 320 г., обычно относят к 315 г. Согласно Созомену ( Sozom. Hist. eccl. VI 32. 3), Е. К. происходил из сел. Бесандука (Βησανδοκη), располагавшегося в окрестностях г. Элевтерополя на юго-западе от Иерусалима по дороге в Аскалон. Хотя Созомен называет его «селением» (κμη), это могло быть фамильное имение семьи Е. К. ( Nautin. 1963. Col. 618). В древних источниках данное место более нигде не упоминается (см.: Abel. 1967. Т. 2. P. 264); предположительно оно находилось вблизи могилы прор. Аввакума , откуда и получило свое название (ср.: Becos Abacuc - Hieron. Ep. 82. 8; Bycoyca - Petr. Diac. De loc. sanct. 5). Несмотря на утверждение позднего Жития (Vita S. Epiphanii. 2//PG. 41. Col. 25), где говорится, что Е. К. был воспитан в иудейской вере, сам Е. К. в послании к имп. св. Феодосию I Великому свидетельствует, что его родители были христианами и придерживались никейской веры ( Epiph. Ep. Theod. 20). По вопросу о религ. принадлежности Е. К. и его родителей существуют 2 т. зр. 1-я основывается на пространном Житии Е. К., согласно к-рому он был воспитан в иудейской вере и только в зрелом возрасте принял крещение (Vita S. Epiphanii. 2-8). 2-я опирается на приписываемое Е. К. «Послание к императору Феодосию», автор к-рого утверждает, что он с юного возраста был последователем никейской веры, так же как и его родители, к-рые родились в этой вере и твердо ее придерживались (Ep. Theod. 20). Последняя версия представляется маловероятной, если учесть, что сам Е. К. родился за 10-15 лет до Вселенского I Собора (см.: K ö sters. 2003. S. 18-20). Возможно, родители Е. К. были весьма состоятельными людьми (Acta S. Epiphanii. 2//PG.

http://pravenc.ru/text/Епифаний ...

1979. 4. С. 57-58. Ист.: BHL, N 377; PL. 14. Col. 27-46; Paolino. Vita di Ambrogio/Ed. e trad. A. A. R. Bastiaensen//Vite di santi. R., 1975. Vol. 3; Rufinus. Hist. eccl. II 11, 15-16; BHG, N 67-70; Сократ. Церк. ист. V 11; Созомен. Церк. ист. VI 24; VII 13, 25; VIII 6; Феодорит. Церк. ист. IV 6; V 13, 17; Παπαδπουλος-Κεραμες. Ανλεκτα. T. 1. Σ. 27-88, 489-490 [греч. пер. VIII-IX вв.]; PG. 116. Col. 861-882. Лит.: Алексинский Е. М., прот. Амвросий, св. епископ Медиоланский//ПО. 1861. 4. С. 465-503; 5. С. 19-49; Поспелов П. Пастырская жизнь св. Амвросия Медиоланского. К., 1875; Тихонравов Н. Св. Амвросий Медиоланский и его проповеди. Х., 1878; F ö rster Th. Ambrosius, Bischoff von Mailand. Halle, 1884; Молоденский В., прот. «De officiis» Цицерона и св. Амвросия Медиоланского//ВиР. 1887. Т. 2. Ч. 2. С. 213-224, 267-287, 323-346; Van Ortroy P. Les vies grecques de saint Ambroise et leurs sources. Mil., 1897; Broglie J. V. A. de. Saint Ambroise. P., 1899, 19012 (рус. пер.: Брольи Ж. В. А. де. Жизнь св. Амвросия Медиоланского. СПб., 1911); Булгаков С. Учение св. Амвросия Медиоланского о Таинствах. Курск, 1903; Прохоров Г. В. Нравственное учение св. Амвросия, епископа Медиоланского. СПб., 1912; Мотрохин А. Творение св. Амвросия Медиоланского «De officiis ministrorum» в его отношении к соч. Цицерона «De officiis». Каз., 1912; Адамов И. И. Св. Амвросий Медиоланский. Серг. П., 1915; Campenhausen H. von. Ambrosius von Mailand als Kirchenpolitiker. B.; Lpz., 1929; Palanque J.-R. St. Ambroise et l " empire romaine: Contribution à l " histoire des rapports de l " Eglise et de l " état à la fin du 4e siècle. P., 1933; Dudden F. H. The Life and Times of St. Ambrose. Oxf., 1935. 2 vol.; Paredi A. La liturgia di s. Ambrogio//Sant " Ambrogio nel XVI centenario della nascità. Mil., 1940. P. 69-157; idem. Sant " Ambrogio e la sua età. Mil., 1941 (рус. пер.: Пареди А. Св. Амвросий Медиоланский и его время. Милан, 1991); Сергеенко А., прот. Св. Амвросий Медиоланский о пастырском служении//ЖМП.

http://pravenc.ru/text/114346.html

68. Эти проповеди опубликованы в: PLS, II, 625—637, 788–792. 69. Albertini Ε. L " Afrique romaine, pp. 37—39. 70. Ad Scapulam, 5. Противоположного мнения придерживался Цельс. См.: Origene. Contra Celsum, VIII, 69- 71. Ad Scapulam, 5. 72. Apolog., 37,4. 73. О значении Александрии и Египта для Римской империи см.: CharleswormhM. P. Les Routes et le Trafic…, pp. 31 — 50. 74. Именно на таком судне путешествовал историк Иосиф Флавий: Vita, 15. 75. См. статью < Alexandrie > в: DHGE, I, 290. 76. Деян. 6,9- 77. После 100 года среди еретиков был в обращении апокриф Иоанна, «Евангелие египтян», известное также и святому Иринею. См.: Bardy G. Pour l " histoire de l " ecole d " Alexandrie//Vivre et Penser, 1942, n. 2, p. 84. 78. Hist, eccl., II, 16, 1; 24, 1. 79. Ibid., Ill, 21; IV, 1,4, 19. 80. Рукопись из Беза. 81. Опубликованы Робертсом: Roberts С. Η. Unpublicated. Fragments of the 4 Gospel. Manchester, 1935. См. также: Schubart W. Alexandria//Rac, I, 282. 82. Эту легенду передает Созомен: Sozomene. Hist, eccl., V, 21; Palladitis. Hist. Laus., 8. 83. Hist, eccl., VI, 46. 84. См.: Barnard. New Testament Studies, I960, pp. 31 —45. 85. Cl6ment. Stromates, I, 1, 11. 86. Это утверждение у Евсевия встречается дважды (Hist, eccl., V, 10, 2, 3). Харнак полагает, что речь идет о Южной Аравии, но не объясняет, почему (Hamack. Mission, p. 698). 87. Hist, eccl., V, 25. 88. HarnackA Mission…, p. 712, n. 2. 89. Hist, eccl., VI, 1. 90. Последнее по времени исследование с полной библиографией см.: KirstenE. Edessa//RAC, IV, pp. 552—597. 91. Деян. 2, 9. См. также: Josephe. Antiquit., XI, 5, 2; XV, 3, 1; Weinstock S. Journal of Roman Studies, 38,1948, pp. 43, 67. 92. См.: HarnackA Mission.., pp. 678—780, p. 689; LeclercqH. Edesse//DACL, IV, 2082. 93. Hist, eccl., I, 13; II, 1,7. 94. Ibid. Ill, 1; Socrate. Hist, eccl., 1,19; IV, 18;, Jerome. Deapost. vita, 5-, Rufin. Hist, eccl., 1,16; III, 5-, Ephrem. Expl. ev. Concordia. 95. CM.: HarnackA Mission…, pp. 109—110. 96. Act. Thomae, 159. См. также современное исследование: Klijn А Ε J. Edessa, die Stadt des Apostels Thomas: Das alteste Christentum in Syrien. Neukirchen, 1965. S. 10—14.

http://predanie.ru/book/216352-povsednev...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВСЕВИЙ († 341 или 342), еп. Никомидийский (рукоположен до 323), архиеп. К-польский (с 338), один из сторонников арианства . Ученик сщмч. Лукиана из Самосаты. В послании к Е. Арий называл его «солукианистом» ( Epiph. Adv. haer. LXIX 6; Theodoret. Hist. eccl. I 5; Candidus Arianus. Ep. ad Marium Victorinum//PL. 8. Col. 1035). Свт. Афанасий I Великий , церковные историки Сократ Схоластик , Созомен , блж. Феодорит , еп. Кирский, часто называли ариан, противников Никейского Символа веры , евсевианами, по имени Е. Первые сведения о Е. относятся к тому времени, когда он занимал кафедру Берита Финикийского (ныне Бейрут, Ливан): Socr. Schol. Hist. eccl. I 6, 24; Theodoret. Hist. eccl. I 18; Athanas. Alex. Apol. contr. ar. 6. Дата его перехода на Никомидийскую кафедру неизвестна. Е. как епископ Никомидии впервые упомянут в послании Ария к Е. (сент. 323). В нем Арий сообщал о своем изгнании из Александрии и просил у Е. поддержки. В то же время еп. Александр Александрийский в окружном послании упрекал Е. в том, что тот покинул кафедру Берита ради Никомидии, бывшей в то время имп. резиденцией ( Socr. Schol. Hist. eccl. I 6; Sozom. Hist. eccl. I 15). Имп. Константин I Великий в послании к жителям Никомидии и Никеи против их епископов Е. и Феогнида (сент. 325) указывал, что Е. был епископом Никомидии при Лицинии и в то время он «сотрудничал с тираном», подсылал к Константину шпионов Лициния ( Theodoret. Hist. eccl. I 20). Но благодаря покровительству Констанции, жены Лициния и сестры Константина, Е. продолжал пользоваться влиянием при дворе Константина и после поражения Лициния ( Sozom. Hist. eccl. I 15). Е. проявил себя как активный сторонник Ария ( Epiph. Adv. haer. LXIX 6; Athanas. Alex. De Synod. 15, 17; Socr. Schol. Hist. eccl. I 6), принял его у себя и добился церковного оправдания Ария на Соборе в Никомидии (кон. 324 или нач. 325; Sozom. Hist. eccl. I 15). Стремясь сохранить мир в Церкви, Е.

http://pravenc.ru/text/187343.html

вновь привело к вспышкам беспорядков в столице; паства пыталась заступиться за своего епископа и сопротивлялась введению Македония в храм. В результате, по сведениям церковных историков, в беспорядках погибло до 3 тыс. чел. ( Socr. Schol. Hist. eccl. II 17; Sozom. Hist. eccl. III 9). На этот раз П. был подвергнут более суровой ссылке в крепость Кукуз в Каппадокии ( Socr. Schol. Hist. eccl. II 26; Sozom. Hist. eccl. IV 2). По свидетельству свт. Афанасия Великого, П., «запертый ими в какое-то тесное и темное место, оставлен был там умирать от голода, и когда потом, через 6 дней, пришедшие нашли его еще дышащим, наконец, вошли и задушили его. И таким образом он кончил жизнь сию. Исполнителем же дела в нанесении такой смерти, как говорили, сделался Филипп, бывший эпархом» ( Athanas. Alex. Hist. arian. 7). Почитание Мученичество свт. Павла, еп. К-польского. Роспись кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне. 1546/47 г. Мастер Дзордзис Фукас Мученичество свт. Павла, еп. К-польского. Роспись кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне. 1546/47 г. Мастер Дзордзис Фукас После окончательного осуждения арианства и македонианства на К-польском II Вселенском Соборе (381) останки П. по инициативе имп. Феодосия I Великого были перенесены из Анкиры в К-поль и положены в Феодосиевой базилике, к-рая ранее принадлежала македонианам ( Socr. Schol. Hist. eccl. V 9; Sozom. Hist. eccl. VII 10). Как и когда мощи П. попали в Анкиру, неизвестно. Во времена Созомена (1-я треть V в.) базилика св. Ирины имела дополнительное посвящение в честь П., «отчего многие, не знающие истины, особенно женщины и большая часть простого народа думают, что здесь погребен апостол Павел» ( Sozom. Hist. eccl. VII 10). И Сократ, и Созомен в своих сочинениях довольно нейтрально относились к П., нигде прямо не именовали его ни святым, ни исповедником. Оба они передали рассказ о насильственной смерти П. лишь как версию, не исключая и его естественной кончины. Их современник Феодорит Кирский в «Церковной истории» еще короче, чем Сократ и Созомен, описал правление П., однако уже называл его мучеником и исповедником.

http://pravenc.ru/text/2578509.html

Schol. Hist. eccl. VI 14; Sozom. Hist. eccl. VIII 14). Тогда Е. К., видя тщетность своих усилий, принял решение вернуться и, понося свт. Иоанна Златоуста, сел на корабль, отправлявшийся на Кипр ( Socr. Schol. Hist. eccl. VI 14; Sozom. Hist. eccl. VIII 15). Хотя Сократ Схоластик и Созомен пытались переложить груз ответственности за осуждение свт. Иоанна Златоуста Собором в пригороде Халкидона Дуб, происшедшее в том же 403 г., на еп. Феофила Александрийского, к-рый будто бы использовал ревность Е. К. о чистоте веры для достижения корыстных целей, так или иначе недальновидными действиями против свт. Иоанна Златоуста Е. К. способствовал его осуждению Собором, в актах к-рого содержатся прямые обвинения свт. Иоанна Златоуста в том, что он «называл святого Епифания болтуном и бесноватым» и что «он не был принят святейшим Епифанием ни в молитвенное, ни в домашнее общение» ( Phot. Bibl. Cod. 59). Кончина святителя В нач. мая 403 г. во время плавания Е. К. внезапно заболел и 12 мая скончался на борту корабля ( Socr. Schol. Hist. eccl. VI 14; Sozom. Hist. eccl. VIII 15; Vita S. Epiphanii//PG. 41. Col. 109). Это традиц. дата, к-рой придерживается большинство исследователей ( Martin. 1907/1908. P. 146; Tandonnet. 1960. Col. 856; Schneemelcher. 1962. S. 913; Μουτσολας. 1964. Σ. 804; Dechow. 1988. P. 413). П. Нотен, основываясь на альтернативной хронологии, предлагает др. дату - первые числа мая 402 г. ( Nautin. 1963. Col. 625). По прибытии на Кипр тело Е. К. с корабля было перенесено в церковь, к-рую он ранее построил в Констанции, и погребено в сев. приделе ( Hackett. 1901. Col. 406; Karageorghis. 1969. P. 197; Dechow. 1988. P. 413). Вскоре распространилась слава о Е. К. как о святом и чудотворце, сотворившем множество чудес и при жизни, и после смерти ( Sozom. Hist. eccl. VII 27. 1-8; Vita S. Epiphanii//PG. 41. Col. 109-112). Церковь, в к-рой Е. К. был погребен, впосл. стала носить его имя, под этим именем она упоминается в Деяниях Вселенского VII Собора ( Mansi. T. 13. Col. 296).

http://pravenc.ru/text/Епифаний ...

Georg. Sync. Chron. Georgius Syncellus Ecloga chronographica//TLG 3045/1. – Пер. заглавия: Георгий Синкелл. Избранная хронография. Joel . Chron. Joel Chronographus Chronographia//PG 139, 223–288. – Пер. заглавия: Иоиль. Хроника. Michael. Glyca. Annales Michael Glyca Annales//PG 158, 87–624. – Пер. заглавия: Михаил Глика. Хроника. Nicet . Chon. De Manuele Comneno Nicetas Choniata De Manuele Comneno//PG 139, 377–574. – Pyc. пер.: Никита Хони- am. История: в 2 т. – СПб., 1860–1862. Niceph . Callist. Hist. eccl. Nicephoros Callistus Xanthopulus Ecclesiastica historia//PG 145, 603–1332; 146, 9–1274; 147, 9–448. – Пер. заглавия: Никифор Каллист. Церковная история. Niceph . Greg. Hist. Nicephorus Gregora Byzantina historia//PG 148, 119–1450. – Pyc. пер.: Никифор Григора. Римская история, начинающаяся со взятия Константинополя латинянами. – СПб., 1862. Philostorg . Hist. eccl. Philostorgius Historia ecclesiastica//PG 65, 459–624. – Pyc. пер.: Фотий патриарх. Сокращение церковной истории Филосторгия//Георгий Пахимер. История о Михаиле и Андронике Палеологах. Фотий патриарх. Сокращение церковной истории Филосторгия. – С. 360–430. Socr . Schol. Hist. eccl. Socrates Scholasticus Historia ecclesiastica//PG 67, 29–842. – Pyc. пер.: Сократ Схоластик . Церковная история. – М.: РОССПЭН, 1996. Sozom . Sozom. Hist. eccl. Sozomenus Historia ecclesiastica//PG 67, 843–1630. – Pyc. пер.: Созомен. Церковная история. СПб., 1851. Theod . Led. Eccl. hist. Theoph . Chron. Theophanus Chronographia//PG 108, 55–1010. – Рус. пер.: Феофан. Летопись византийца Феофана от Диоклетиана до царей Михаила и его сына Феофилакта. – М., 1884. Theoph . Simocat. Hist. Theophilactus Simocatta Historia//TLG 3130/003. – Рус. пер.: Феофилакт Симокатта. История. – M., 1957. Zonara Annales Ioannes Zonara Annales//PG 134, 39–1414; 135, 9–326. – Пер. заглавия: Иоанн Зонара. Краткая хроника. 4. Прочие источники Arist . EN Rhet. Aristoteles Ethika Nicomachea//TLG 86/10. – Рус. пер.: Аристотель. Никомахо- ва этика//Соч.: в 4 т. – М., 1984. – Т. 4. – С. 53–294. Rhetorica//TLG 86/38. – Pyc. пер.: Аристотель. Риторика//Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. – Мн.: Литература, 1998. – С. 743–1012.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010