Но переживаемые нами тяжелые дни получают значение дней покаянных, располагающих к горячей молитве со слезами, сердечному сокрушению о грехах, к делам широкой благотворительности и милостыни, и к другим соответствующим добродетельным христианским подвигам, не потому только, что мы вступили в тот период времени, когда церковь зовет нас к покаянию и своими глубоко-умилительными песнопениями старается расположить нас к этому, но и потому что тревожные и чреватые самыми неожиданными событиями, тяжелым камнем ложащимися на сердце впечатлительного наблюдателя, дни эти, с целым рядом внешних причин, получают характер дней всенародной скорби, неутешных слез и самого искреннего покаяния во грехах, как причине переживаемых зол и бедствий. Тяжелая кровопролитная война, переступившая уже грань второй годины, полная неудач и поражений на море и суше, целый ряд дорогих утрат и невознаградимых потерь, обидных для нашего народного самосознания и национального самолюбия, шатание умов в среде русской интеллигенции, брожения в среде учащейся молодежи, совершенно забывшей свой первый долг – учиться и готовить из себя полезных деятелей своего отечества и опору, и утешение для своих родителей, трагически кровавые волнения рабочих на фабриках и заводах столиц и городов, целый ряд бессмысленных политических убийств, завершившийся на этих днях ужасным пролитием порфирородной крови в сердце России в Москве, в стенах священного Кремля, и тому подобных крайне прискорбных явлений в нашей внутренней социальной жизни, сделавших нас предметом насмешек и злорадных осмеяний со стороны наших недругов и завистников на Западе, и во враждующей с нами далекой Японии – все это такие явления, при которых иным чувствам, иному настроению духа и сердца места быть не может. Об этом в своем красноречивом и убедительном послании ко всем «возлюбленным чадам святой православной всероссийской церкви» напоминает и высшее в нашем отечестве чиноначалие церковное – Святейший Правительствующий Синод, в послании, разосланном по поводу петербургских печальных событий истекшего января месяца. «В столь тяжком испытании, постигшем возлюбленное наше отечество, говорится в названном послании, все сыны его от мала до велика, от вельможи до простолюдина, должны бы явить горячую веру в Бога, излить пламенные молитвы ко Господу, омыть грехи свои слезами покаяния, единодушно встать на защиту Веры, Царя и Отечества, приняв, по слову святого апостола, всеоружие Божие, дабы противостоять в день злой и все преодолев, устоять» ( Ефес. 6:13 )… «Видим, читаем мы в этом послании далее, в сих испытаниях благодеющую десницу Всевышнего. Его же бо любит Господь наказует. Он, Премилосердный, наказует нас, дабы все мы не погибли в конец, но пришли к покаянию» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Новомученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви, прославленные на Архиерейском соборе 2000 г. Собрание житий новомучеников, исповедников и подвижников благочестия Русской Церкви XX в. Жития расположены в алфавитном порядке. В XX в. Церковь вернулась к своим первым временам, когда исповедование Имени Христова стоило жизни. Тертуллиан, богослов эпохи первых гонений говорил: «кровь мучеников — семя церкви». Если XX в. соответствует первохристианской эпохе, то наш век — нечто вроде начала «константиновской эпохи». Тогда нам всем не лишне вспомнить слова Иоанна Златоуста на этот счет, слова предупреждения об опасностях, ждущих Церковь в «безопасные времена»: «безопасность есть величайшее из гонений на благочестие, — хуже всякого гонения. Никто не понимает, не чувствует опасности, — безопасность рождает беспечность, расслабляет и усыпляет души, а диавол умерщвляет спящих». Тем важнее не забывать мучеников, истинных столпов Церкви. Группа Вконтакте Facebook группа Новомученики, исповедники и подвижники благочестия Священномученик Августин, архиепископ Калужский и Боровской (память 10 ноября по старому стилю) С вященномученик Августин, архиепископ Калужский и Боровский (в миру Беляев Александр Александрович) родился 28 февраля 1886 года в городе Камышин Саратовской губернии в семье священника. Обучался в Кинешемском Духовном училище и Костромской Духовной Семинарии. В 1911 году окончил Казанскую Духовную Академии со степенью кандидата богословия. С 1911 по 1920–й годы преподаёт в Пензенских мужских и женских учебных заведениях. В 1920 году был рукоположен в сан иерея с назначением в Рождественский храм города Пензы. В 1920 и 1922 годах подвергался кратковременным арестам по обвинению в»агитации против соввласти»и»сопротивлении изъятию церковных ценностей». Пострижен в мантию с именем Августин, был рукоположен в иеромонаха. 8 сентября 1923 года хиротонисан в епископа Иваново–Вознесенского, викария Владимирской епархии. Вскоре Владыка был выслан из города Иваново–Вознесенска и проживал в город Кинешме. В 1924 году вновь дважды его арестовывают. К концу ноября 1924 года Владыка проживал в Москве, там принимал участие в погребении св. Патриарха Тихона и подписал акт о передаче высшей церковной власти священномученику митрополиту Петру (Полянскому). В 1926 году снова арестован в г. Иваново–Вознесенск и приговорён к трём годам ссылки в Среднюю Азию, которую отбывал в г. Ходженте.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Афонский песнописец: Схимонах Аркадий (Любовиков). Афонский песнописец: Схимонах Аркадий (Любовиков). День памяти — 3 ноября Старец Аркадий, несмотря на активную деятельность, тем не менее вел самую тихую и скромную жизнь. В течение всей своей многолетней жизни в обители он остался в скромном звании простого инока, отказываясь от рукоположения в иеромонахи, не раз ему предлагаемого старцами обители. Схимонах Аркадий (в миру Алексей Алексеевич Любовиков) родился в 1830 году в селении Святополье Глазовского уезда Вятской губернии, в семье священника Алексея Любовикова и супруги его Ирины. Мальчик получил в святом крещении имя Алексея в честь святителя Алексия, митрополита Московского. По некоему утвердившемуся святому обыкновению, широко распространенному в тогдашней России, отец его, священник, готовил и сына своего к духовному званию. Отрок Алексей именно с этой целью, окончив Глазовское духовное училище, поступил в Вятскую духовную семинарию, где несколько лет готовился к принятию священства, предполагая стать преемником своему отцу. Но, как верно говорит нам пословица, «человек предполагает, а Бог располагает». То же мы находим и у святого царя и пророка Давида, изрекшего жившим в нем и глаголавшим через него Духом Святым, что от Господа стопы (пути жизни) человеку исправляются (направляются) (Пс. 36, 23). Отроку Алексею свыше назначен был не тот путь жизни, на который задумал поставить его благочестивый сельский батюшка и к которому он уже и сам направлялся, а другой. В 1847 году по благословению старцев обители, игумена Герасима и духовника иеросхимонаха Иеронима, в Россию отправился с Афона известный потом всем Святогорец, тогда еще иеромонах Серафим, а впоследствии иеросхимонах Сергий (Веснин). Ехал он для напечатания своих литературных трудов. Будучи уроженцем Орловского уезда Вятской губернии и воспитанником Вятской духовной семинарии, отец Сергий прежде всего заехал на свою родину. Там он находился то в Вятке, на даче архиерейского дома, то в Орлове, в Спасском монастыре, где до отбытия на Афон был казначеем, то в селе Пищальском, в кругу своих родственников. Проживая в Вятке, бывал он, конечно, в тамошней своей родной духовной семинарии. И вот здесь в одном из учеников-семинаристов он заронил желание последовать за ним на Святую Гору Афон.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2725

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Старец Филофей Зервакос, святой подвижник Лонговардского монастыря острова Парос Старец Филофей Зервакос, святой подвижник Лонговардского монастыря острова Парос       В каждом поколении Господь выбирает людей, которых делает драгоценными сосудами благодати и образцами жизни для своих современников. Отец Филофей был духовным внуком старца Иерофея Дидаскала . - Афон Рождение и воспитание Этот современный мученик родился в мае 1884 года в деревне Пакиа провинции Лимирас Эпидавра, недалеко от Молаус Лаконии. Его благочестивые родители Панайотис и Катерина дали ему в крещении имя Константин. С ранних лет он стремился в храм Божий, любил петь псалмы и читать священные книги. Как-то группа детей, среди которых находился и отрок Константин, играла на улице, и дети тут же избрали его игуменом, вручив ему жердь вместо пастырского жезла. Вспоминая о тех временах, он рассказал, как в возрасте 8-10 лет было ему как-то раз видение: дьявол предстал перед ним в отвратительнейшем обличье, с серо-зеленым лицом и рогами на голове. Он стоял в 10 метрах от Константина и бросал в него камни, но никак не мог попасть в мальчика. Когда родители посылали его по семейным делам, маленький Константин, услышав церковный звон колоколов, бросал все на свете и бежал на службу. Образование Когда Константин окончил общеобразовательную школу, родители отдали его в педагогическое училище, и в возрасте 17-ти лет (1901) он стал учителем. Таким образом, в течение трех лет (1901-1904) он преподавал в деревне Финики в Лаконии, недалеко от своего села. Его приглашали в Америку преподавать в школе при одном из греческих приходов. Но Бог рассудил иначе, и этому не суждено было исполниться. С ранних лет Константин увлекался чтением житий святых. Его глубоко затронули жития святого Антония, Иоанна Дамаскина, святой Варвары и многие другие. Во время чтения Константин ощущал – как он сам свидетельствовал о том – что сердце его наполнялось Божественной благодатью. Тогда он видел себя в пустыне… Так постепенно проснулось в нем желание стать монахом.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=2586

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Старец Филофей Зервакос Старец Филофей Зервакос, святой подвижник Лонговардского монастыря острова Парос         В каждом поколении Господь выбирает людей, которых делает драгоценными сосудами благодати и образцами жизни для своих современников. Филофей Зервакос - духовник современных духовников С вятой Горы Афон, дохиарского игумена Григория, кутлумушского старца и игумена Христодула и других. Филофей Зервакос - продолжатель Традиции и духовный правнук известного стрца Иерофея Дидаскала , " Житие " которого мы впервые перевели и опубликовали на портале. - Гора Афон     Житие Иерофея Дидискала         Рождение и воспитание Этот современный мученик родился в мае 1884 года в деревне Пакиа провинции Лимирас Эпидавра, недалеко от Молаус Лаконии. Его благочестивые родители Панайотис и Катерина дали ему в крещении имя Константин. С ранних лет он стремился в храм Божий, любил петь псалмы и читать священные книги. Как-то группа детей, среди которых находился и отрок Константин, играла на улице, и дети тут же избрали его игуменом, вручив ему жердь вместо пастырского жезла. Вспоминая о тех временах, он рассказал, как в возрасте 8-10 лет было ему как-то раз видение: дьявол предстал перед ним в отвратительнейшем обличье, с серо-зеленым лицом и рогами на голове. Он стоял в 10 метрах от Константина и бросал в него камни, но никак не мог попасть в мальчика. Когда родители посылали его по семейным делам, маленький Константин, услышав церковный звон колоколов, бросал все на свете и бежал на службу. Образование Когда Константин окончил общеобразовательную школу, родители отдали его в педагогическое училище, и в возрасте 17-ти лет (1901) он стал учителем. Таким образом, в течение трех лет (1901-1904) он преподавал в деревне Финики в Лаконии, недалеко от своего села. Его приглашали в Америку преподавать в школе при одном из греческих приходов. Но Бог рассудил иначе, и этому не суждено было исполниться.      С ранних лет Константин увлекался чтением житий святых. Его глубоко затронули жития святого Антония, Иоанна Дамаскина, святой Варвары и многие другие. Во время чтения Константин ощущал – как он сам свидетельствовал о том – что сердце его наполнялось Божественной благодатью. Тогда он видел себя в пустыне… Так постепенно проснулось в нем желание стать монахом.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=31&iid=184...

" Нужно нам старообрядческого учителя " РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_91034.html 07 декабря 2011 Дмитрий Урушев " Нужно нам старообрядческого учителя " Недолгий век просвещения в Рогожской слободе Источник:  http://religion.ng.ru/printed/262964 НГ-Религии Каких-то 100 лет назад о старообрядцах шла слава как о непревзойденных спорщиках и ученых книжниках. В " прях о вере " эти доморощенные грамотеи, купеческие приказчики и простые мужики-лапотники могли запросто переспорить выпускника духовной академии. Не обученный схоластике, риторике и диалектике, старовер часто выходил победителем в богословских спорах с " противораскольничьими " миссионерами. Грамотность, начитанность и любовь к книге выгодно отличали старообрядца от представителя официальной синодальной Церкви. В то время, когда Синод издавал указы, запрещающие венчать юношей и девушек, не знающих молитву " Отче наш " , староверы знали весь церковный богослужебный круг. Псалтырь и Часослов были в каждом старообрядческом доме, но чтение не ограничивалось только молитвенными книгами. Старовер любил поучения святых отцов (особенно Иоанна Златоуста и Ефрема Сирина), всевозможные жития, притчи и летописи. Многие старообрядцы обладали обширными библиотеками, многие собирали древние рукописные и печатные книги. Любовь к книге и постоянная необходимость защищать в спорах свои убеждения делали из старовера начетчика-апологета и богослова, начитанного в церковной литературе. Впрочем, для споров с синодальными миссионерами, образованными на западный манер, начетчикам было недостаточно знания одной церковной книжности. Лучшие из них следили за новостями научной жизни, интересовались публикациями памятников древнерусской и византийской литературы, академическими сочинениями по истории. " Крайняя нужда в просвещении " XX век поставил перед староверами новые проблемы и жизненные задачи. В 1905 году издание указа Николая II " Об укреплении начал веротерпимости " привело к кратковременному расцвету " древлего благочестия " : создавались новые общины, строились новые храмы, открывались приходские школы. Возникла потребность в грамотных священнослужителях и преподавателях для школ, в духовном училище, которое бы их готовило.

http://religare.ru/2_91034_1_21.html

Одно из самых первоначальных в Евангелии сказаний о Иисусе Христе благовествует, что пришел Он некогда по обычаю Своему в день субботный в сонмище, и воста чести: Ему подали книгу Исаи Пророка. И разгнув книгу, сказуется далее, обрете место, идеже б написано: Дух Господень на Мне, егоже ради помаза Мя благовестити нищим, посла Мя исцелити сокрушенныя сердцем: проповедати плененным отпущение, и слепым прозрение и пр. 2 . Такие-то, подлинно, и подобные дела милосердия самою вещию исполнял Господь во все продолжение торжественного Своего служения на земле на сонмищах, и не только на сонмищах, но и на путях, в городах и в селах, в домах и в пустынях, сверх того, что иногда обнощь всю был в молитве Божией 3 , дни проводил в доме молитвы и поучений. Особенного замечания достойно, Братия, что Господь совершал такие дела особенно в священных собраниях Иудейских, что так делал Он во дни праздничные. Приведите себе на память, Слушатели, благовестия о расслабленных, о кровоточивых, о слепых и подобных им, исцелившихся тогда людях: особенные исцеления недужным обыкновенно подаваемы были по Субботам. Господь, проповедуя везде и во всякое время о милосердии к людям и спасении их, в субботних собраниях давал, так сказать, примеры Своего учения, подобно как просвещенный наставник в училище не довольствуется тем, чтобы преподать урок только словами, но присовокупляет и опыты. Иудейские ревнители благочестия думали напротив, что дела служения людям не совместны с делами Божиими, что в Субботы надобно служить только Богу, отправлять Богослужение. При слушании Евангелий, вы могли, Братия, не раз приметить, что законники Иудейские, взирая на исцеления по Субботам, с негодованием смотрели на них и иногда прямо говорили о том народу, даже тем из народа, кто получал исцеления, как будто в вину недужным, что они исцелевались. Суббота есть, напр. говорили они расслабленному, тридцать восемь лет лежавшему дотоле на одре 4 , Суббота есть, недостоит ти взяти одра твоего. Шесть дней есть, в няже достоит делати, в тыя убо приходяще целитеся, а не в день субботный, говорил народу с негодованием старейшина собора 5 . Человек сей Субботы не хранит, разоряет Субботу, говорили книжники о Христе Иисусе 6 . Где ни явится Господь на сонмищах в Субботу; законники Иудейские тотчас назирали, не исцелит ли Он кого-либо в Субботу 7 . Господь обыкновенно исцелял!

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Он говорил просто и ясно, без всяких приемов красноречия, но зато от души, и этим покорял и воодушевлял слушателей. 14 июня, ПРАВМИР. Святой праведный Иоанн (Иоанн Ильич Сергиев), прозванный Кронштадтским, родился 19 октября 1829 года в бедной семье в селе Суре Архангельской губернии. Думая, что он недолго проживет, его крестили сразу после рождения с именем Иоанн, в честь празднуемого в этот день преподобного Иоанна Рыльского, великого светильника Болгарской Церкви. Но ребенок стал крепнуть и расти. Детство его протекало в крайней бедности и лишениях, но благочестивые родители заложили в него твердый фундамент веры. Мальчик был тихим, сосредоточенным, любил природу и богослужения. В шестилетнем возрасте он сподобился лицезреть в горнице Ангела, блиставшего небесным светом. Небожитель сказал ему, что является его Ангелом Хранителем, всегда стоящим окрест его в соблюдение, охранение и спасение от всякой опасности и будет хранить его всегда на протяжении всей жизни. Когда Иоанну исполнилось девять лет, отец, собрав последние крохи, отвез его в приходское Архангельское училище. Трудно давалась ему грамота, из-за чего он сильно скорбел. Тогда мальчик молил Бога о помощи. Однажды, в один из таких тяжелых моментов, в глубокую полночь, когда все спали, он встал и начал молиться особенно горячо. Господь услышал его молитву и Божественная благодать осенила его, и, по его собственному выражению, «мгновенно как бы завеса спала с его глаз». Он вспомнил все, что говорилось в классе, и как-то все прояснилось в его уме. С тех пор он стал делать большие успехи в учении. Из приходского училища он перешел в семинарию, которую окончил первым и за блестящие успехи был принят на казенный счет в Санкт-Петербургскую Духовную академию. Столица не испортила юношу, он остался таким же религиозным и сосредоточенным, каким был дома. Вскоре умер отец, и чтобы поддержать мать, Иоанн стал работать в канцелярии академии с жалованием в десять рублей в месяц. Эти деньги полностью отсылались матери. В 1855 году он окончил Академию со степенью кандидата богословия. Молодой выпускник в том же году был рукоположен в иереи и назначен священником Андреевского собора в городе Кронштадте. Твердо решившись служить всем своим существом Богу и страждущему человечеству, отец Иоанн уговорил свою супругу Елисавету остаться девственниками.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

Отец Серапион, в мире Симеон Белопольский, из духовного звания, учился в духовном училище, начал монастырскую жизнь в Софрониевой пустыне. По своему смирению, он не принимал пострига в монашество, желая работать Господу в скромном звании послушника. Но добродетельное житие его не могло укрыться под спудом. Настоятель Путивльского монастыря и благочинный обителей Курской епархии архимандрит Макарий в 1817 году просил архипастыря перевести послушника Белопольского в свой монастырь. Когда перевод состоялся, о. Макарий за послушание постриг его в мантию с именем Серапиона и в том же (1817) году возвел в сан иеродиакона, несмотря на сильное нежелание Серапиона, считавшего себя недостойным носить священную степень. Зато до самой смерти он остался в сане иеродиакона, и никто не мог упросить принять его иеромонашество. Необыкновенно кроткий, тихий, как ангел Божий, о. Серапион, с принятием иеродиаконства, еще более стал ревновать об угождении Богу. Постоянным трезвением ума и молитвою он заграждал вход в сердце всяким нечистым желаниям. Он много потерпел сильных искушений, оберегая свое девство, которое сохранил до смерти, побеждая частые восстания плотских похотений беспощадным утруждением своего тела, воздержанием и постом. Иногда он оцепеневал от изнеможения и лежал как мертвый пред иконами, моля Господа, избавить его от нападений вражеских, и получил, наконец, дар бесстрастия. В Путивльском монастыре о. Серапион знал и уважал одну женщину за благочестие. Когда у нее умер муж, она, распаляемая сладострастием, стала искушать о. Серапиона на грех с нею. Обличаемая богобоязненным иеродиаконом за бесстыдство, женщина предложила ему свою дочь. Искушение могло повторяться; обличить женщину пред другими не позволяла кротость подвижника. Он, щадя репутацию женщины, посоветовал выдать дочь замуж, и самой уехать из города. Нашелся жених, живший где-то в уезде. К нему и выехала женщина вместе с дочерью. Наученный этим случаем, богобоязненный подвижник особенно всегда просил молодых братий обители быть всемерно осторожными в обращении с женщинами.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Парос Мама моя Лонговарда А теперь на быстрокрылом корабле помчимся с Патмоса на Парос. Эти два островка никогда не оставались неутешенными сиротами без духовных отцов. Кажется, их полюбил Бог и никогда не лишал Своей заботы. Я назвал мамой этот монастырь, Лонговарда, не чувствуя неуместности преувеличения. Мама – это не только та, которая вынашивает, рождает и кормит, но и та, которая защищает маленькие создания и заботится о них. Шестилетним я впервые вошел поклониться в этот монастырь, закрытый для женщин. Эти «древние» монахи, ничем не нарушившие древних монашеских устоев, не открывали дверей для современной цивилизации. Они были моими учителями на монашеском поприще. Всё сохранила трепетная память – от церковной лампадки до трапезы, одежды и поведения. – Мама, я этого не надену. Это слишком нарядно. Такое в монастыре не носят. – Но ты еще не монах. – Не волнуйся, мама, стану. В этом училище подвизались и трудились с большой самоотверженностью великие мужи, украшенные добродетелями самоукорения, поста, постоянной молитвы и превыше всего – смиренномудрия, то есть полной неприметностью для мира. Легко было разглядеть глубокое покаяние монахов. Они держали правило: «Не многие учители бывайте» ( Иак. 3:1 ). Такой беды, чтобы искать слушателей, не знало это общежитие. Ни у одного из монахов не было знакомых, омывающих его зловонными похвалами. И чтение, и пение в церкви были простыми и безыскусными, – чтобы бровь не поднималась выше, чем ей положил Создатель. Старики не позволяли делать что-либо напоказ. Это считалось как бы открытым люком, ведущим корабль к потоплению в волнах тщеславия. Никакие ароматы здесь не были разрешены, предпочитали кислый запах немытого тела. Даже благоухание живых цветов не допускалось в церкви, чтобы ни осязанием оскверниться, ни обонянием поползнуться. Всего этого они береглись как серьезного падения. Их препоясанием была черная, потерявшая вид и первоначальный цвет ряса. Грубая хлопковая ткань выкрашена в лучшей красильне лучшим в мире красителем – кожурой грецкого ореха. Обожженные солнцем лица, мозолистые руки с выступающими жилами, обувь в многочисленных заплатах, ремень, составленный из соединенных обрывков... Видишь себя недостойным, окаянным. Ударяешь себя в грудь, делателище зол. Где уж тут мягкие одежды, нежные ладони, аккуратная прическа?..

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Zumis...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010