Житие святителя Гурия (Карпова) Архиепископ Гурий (в миру Григорий Платонович Карпов) родился в 1814 году в городе Саратове в семье священника. Дед его, иерей Иоанн, служил в Саратовском Свято-Троицком соборе с 1774 по 1826 год. После его смерти отец святителя Гурия, Платон Иванович, священствовал в том же соборе с 1826 года до своей кончины, последовавшей в 1841 году. У него и его супруги Екатерины Герасимовны было семеро детей. Самый старший – Григорий (в монашестве Гурий), затем Георгий, умерший в сане диакона, Петр – священник Самарской епархии и Димитрий, состоявший на гражданской службе. Дочерей у отца Платона было три: Александра – замужем за священником, Мария – жена чиновника и Елизавета – жена ректора Саратовской духовной семинарии протоиерея Иоанна Смельского. Первоначальное воспитание и образование Григорий Платонович получил в семье, под руководством добрых и благочестивых родителей, в кругу братьев и сестер. В доме царила особая атмосфера чистоты, взаимной любви и уважения, которую впитал в себя Григорий и которую сохранил до самой смерти. Когда ему исполнилось девять лет, его определили в местное духовное училище. Сохранилось воспоминание одного из сокурсников Григория Карпова – Петра Попова: «Григорий, будучи мальчиком, имел нравственность отличную и характер смиренный, даже не развивался так, как другие ученики, а более занимался прилежно изучением уроков и чтением Нового Завета, был набожный, любил часто посещать храм Божий, где занимался на клиросе пением и чтением» 1 Среднее образование Григорий Карпов получил в Саратовской духовной семинарии. Среди его наставников и преподавателей были такие замечательные люди, как епископ Иаков (Вечерков), смиренномудрый, ревностный архипастырь, своими миссионерскими трудами присоединивший к православию более 20 тысяч раскольников-старообрядцев и крестивший две тысячи калмыков и иудеев. Сокурсники по семинарии вспоминали о Григории Карпове как о прилежном ученике, обладавшем замечательной памятью, ясностью мыслей и добрым характером. Он был человеком очень добрым и деликатным, вежливым в обращении, и потому знатные и благочестивые родители охотно приглашали его для воспитания своих детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Karpov/s...

Житие священномученика епископа Григория (Лебедева) Священномученик Григорий родился в древнем городе Коломне Московской губернии 12 (24) ноября 1878 г. Отец его, Алексей Михайлович Лебедев (1843-1914), в сане протоиерея служил в Успенском женском монастыре в Коломне. Мать, Мария, была дочерью местного священника Феодора Остроумова. Родившегося младенца назвали Александром. Семья была большая. У будущего Владыки было четыре брата и три сестры. Добрая и благочестивая мать заложила в душу будущего священномученика семена веры и молитвы. Она рано умерла от воспаления легких, и " дальнейшее воспитание детей полностью взял на себя отец, который стремился внушить им страх Божий и желание исполнять заповеди " . Он брал мальчика с собой в монастырь, где тот находился весь день под присмотром монахинь, с радостью посещал продолжительные монастырские службы. Александр с большими успехами закончил Коломенское духовное училище. Имея прекрасные способности и старание, он ежегодно получал награды за учебу и примерное поведение. " По окончании училища юноша поступил в местную Духовную семинарию, выделяясь и здесь своей серьезностью и способностями. Ректор семинарии назначил его уставщиком и канонистом до самого конца обучения. Выполнение этих обязанностей способствовало сближению Александра с благодатной силой богослужения, под влиянием которой вырастала его церковная настроенность " . Учащиеся семинарии относились к нему с любовью и почтением. Будучи человеком глубоким, собранным и серьезным, Александр Лебедев вместе с тем был общительным и внимательным в отношениях с семинаристами. Александр Лебедев любил уединенность. В свободное от богослужения и учебы время он совершал дальние прогулки. Летом ежегодно ходил из Москвы в Свято-Троицкую-Сергиеву Лавру, а из Коломны – в Голутвин монастырь и в Спасскую мужскую обитель Рязанской епархии. В 1898 г. он окончил Духовную семинарию и стал готовиться к вступительным экзаменам в Московскую Духовную академию. По благословению отца Александр поступил в послушники в Рождественский Бобренев мужской монастырь, где участвовал в чтении и пении во время всех богослужений.

http://pravoslavie.ru/1592.html

Закрыть itemscope itemtype="" > " Если не сердце, то рассудок пусть подскажет " 17.08.2004 361 Время на чтение 4 минуты Должна ли, вправе ли Церковь сотрудничать со светской властью? - вопрос из категории вечных. Митрополит Рижский и всея Латвии Александр решает его однозначно: должна и вправе. Ибо это работает на единство общества, которого нам так сегодня недостает. Владыка Александр, руководствуясь идеей единения общества, налаживает связи со светской властью - президентом, правительством, Рижской думой. Он стал инициатором Договора между Православной церковью и Латвийской Республикой (Кабинетом министров), узаконивающего статус и неделимость Церкви и поэтому исключающего в будущем возможность расколов. Сейм должен ратифицировать его в сентябре. - Наши традиционные конфессии заслуживают того, чтобы на их нужды обратили внимание и законодатели, и правительство, и местные власти, - говорит владыка. - Мы будем сотрудничать с теми фракциями сейма, которые нас поддерживают. Среди них Первая партия, которая с первого дня существования стала создавать свою концепцию работы с конфессиями, с церквами. Добрая воля этих людей для нас очень важна, потому что до этих пор никто всерьез не озаботился положением наших церквей. Церковь и структуры управления государством работают на одно общее дело - помогать людям. Если государство заботится о правовой, социальной и экономической составляющей нашей жизни, то Церковь радеет о моральных ценностях, о духовной жизни. Церковь - это школа, " училище благочестия " , где люди постоянно воспитываются не только словами, но и самой атмосферой, в которой проходят богослужения. Если в храме благолепно, красиво, приятно, есть благодать, это помогает и людям чувствовать себя красивыми, совершенными, осознавать себя как образ и подобие Божие. Но благолепная красота храмов стоит реальных материальных затрат. И если бы государство это осознавало и помогало бы нам, это пошло бы на пользу всем. - Последнее время вы часто встречаетесь с президентом. Как г-жа Вике-Фрейберга откликается на нужды Церкви?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/0...

Закрыть Возсиял наш светильник К 100-летию со дня блаженной кончины святого праведного Иоанна Кронштадтского Священномученик Иоанн Восторгов   03:00 03.01.2008 1280 Время на чтение 7 минут Слово, произнесенное 6 декабря 1907 г. в Кронштадтском Андреевском соборе Повествуется в одном древнем житийном сказании, что к некоему благочестивому старцу-подвижнику приходили со всех сторон слушатели и почитатели, прося молитв, совета, благословения. Многие и о многом спрашивали его, и всем и каждому он отвечал в меру Духа, ему данного. Только один юноша, всегда посещая старца, сидел у ног его молча и ни о чем его не спрашивал. Однажды старец, заметив это, наконец, обратился к юноше с вопросом: почему он молчит и ни о чем его не спрашивает? Юноша ответил: " Отец мой! Для меня довольно только слушать и смотреть на тебя! " Старец Кронштадтский - вы знаете, о ком я говорю - разве не напоминает нам и не повторяет ли на наших глазах в течение десятков лет этого древняго старца? Неистребимо живет в душе человека потребность найти и облобызать святыню, поклониться ей, побыть в ея освящающем и поднимающем дух общении. У русскаго православнаго народа потребность эта является особенно повышенною, она заполняет и потрясает всю душу народную, господствуя над всеми другими ея интересами и запросами. И вот сюда, к чудному старцу, столько лет обращает свои взоры святая и свободолюбивая Русь. Одни к нему являлись лично, с ним молились и молятся, получают совет и благословение, получали нередко и дар чудодейственной помощи. Как их ни много, они, сравнительно со всею Русью, едва приметная часть народа. Все прочие, как юноша перед древним старцем, только созерцали это дивное видение нашего времени и радовались Божией благодати, в нем почивающей, и возгревали веру и упование, и насыщались его обильною духовною трапезою слова, молитвы, непрестаннаго поучения, - поучения его жизни, подвига, любви, щедродательности, горящей веры и горящаго слова, исходящаго из уст его. От страны глубокой полунощи, где в борьбе с суровой природою, спасаясь от врагов, нашел себе русский человек пристанище свободы и училище крепости духа и характера, возсиял наш светильник. Там некогда возросли великие духом преподобные Трифон и Феодорит, Зосима и Савватий, Герман и Кирилл и многие другие. Их духом напоенный, стоит здесь более полувека великий в простоте веры и смирении пастырь-молитвенник, - на грани русскаго царства, у полунощной столицы, на конце земли русской, у самаго моря, светя, как маяк, разбиваемым житейским кораблям среди мирских бурь и тревог житейских.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Иерарх-подвижник Казахстанской земли Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 59, 2010 27 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 59, 2010 К 65-летию со дня преставления священноисповедника Николая (Могилевского), митрополита Алма-Атинского и Казахстанского В ХХ веке Русская Церковь вынесла многочисленные гонения, украсившись памятью многих мучеников и исповедников. Среди них следует назвать имя митрополита Алма-Атинского и Казахстанского Николая 1 . Он родился в 1874 году в семье Н. Могилевского, псаломщика села Комиссаровки Верхне-Днепровского уезда Екатеринославской губернии. Он родился весной, “в первый день Светлой Пасхи, под радостный звон колоколов и под торжественное пасхальное пение. И девизом всей жизни его стало слово Давида Псалмопевца: Пою Богу моему, дондеже есмь 2 . Ребёнка крестили с именем Феодосий. Благочестивый отец привил сыну любовь к церковному пению, а тот продолжил служение своего отца, поступив в десятилетнем возрасте в Екатеринославское духовное училище, затем окончил Екатеринославскую духовную семинарию. По окончании семинарии был учителем второклассной церковной школы. Желая “всецело служить Господу”, Ф. Могилевский стал думать о монашестве. Чтобы выбрать монастырь, в который направить свои стопы, он купил книгу с описанием монастырей. Прочитав её за несколько дней, он встал утром и нечаянно задел книгу. Она упала со стола, раскрывшись на описании Ниловой пустыни Тверской епархии. Первый раз он прибыл в обитель, основанную преподобным Нилом Столобенским (†1554; пам. 7 дек.), в 1902 году и затем в 1903 году стал послушником Ниловой пустыни. В следующем году накануне праздника святителя Николая он был пострижен в монашество и назван в честь Мирликийского чудотворца 3 . В 1905 году 27 мая в день празднования обретения мощей преподобного Нила Тверской архиепископ Николай (Налимов) рукоположил молодого монаха в сан иеродиакона, а 9 октября того же года Старицкий епископ Александр (Головин) рукоположил иеродиакона Николая в сан иеромонаха 4 .

http://pravmir.ru/ierarh-podvizhnik-kaza...

Иерей Феофилакт, Христа ради юродивый (Память 30 августа). В половине 19 века жил и нес тяжелый подвиг один юродивый иерей Феофилакт. – Это был муж святой жизни. И, хотя краткие, но сохранились о нем следующие сведения. В метрических книгах села Хитровщины, Тульской губернии, Богоявленской церкви, значится: «1779 года, марта 8 дня, у диакона означенной церкви Авдия Никитина родился сын Феофилакт». По окончании учения в училище и потом в семинарии, Феофилакт был определен во диакона в Веневский уезд, в село Диаконово, а в 1806 году в село Хитровщино во священника. Как видно по духовными книгам, – священником был только два года: 1806 года и 1807 года, а в 1808 году значится уже заштатным, находящимся в безумстве. Тогда ему было от роду 29 лет, а по духовным значится 33 года. – Скончался отец Феофилакт в 1841 году, 30 августа. – Бывшая же настоятельница Мих. Ряз. монастыря мать Раиса записала о нем след. сведения, которые здесь и приведены. «Начинаю писать с того – во славу Божию и с помощью Божией – с какого года я стала знать отца Феофилакта, и что только могу припомнить о нем: он имел от Бога великие дарования, особенно дар прозорливости, – он знал дела и помышления людей, прозревал отчасти и будущее. В 1824 году я поступила в Михайловский Покровский женский монастырь, Рязанской епархии; родитель мой Иродион Феодорович Ураев служил в уездном городе Скопине, не помню, в каком году, судьею уездным. Случилось, что городничий был в отлучке, а мой отец правил его должность. В это время обокрали Скопинское казначейство, и родитель мой просрочил отрапортовать об этом, по этому случаю он был под судом; но, так как казначей и стряпчий не имели ровно ничего, мой же отец имел, хотя и небольшое имение, то по-тогдашнему положению казна взыскивала с моего отца: имение было описано и продавалось с аукциона. В 1824 году приехал родитель мой в наш монастырь, – тогда еще была жива старшая моя сестра монахиня Евстолия. В это время случился в монастыре и отец Феофилакт. Мой батюшка ему и говорит: «вот, я скоро должен остаться без куска хлеба с шестью человеками детей: продадут мое имение, и казна все с меня возьмет».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Из переписки архимандрита Игнатия Брянчанинова с С. Д. Нечаевым. Верстах в 20 от Петербурга, по балтийской дороге, в живописной местности на берегу моря расположена одна из замечательных наших обителей – Сергиева пустынь. По великолепию зданий, по числу братии, по строгому монастырскому чину и вообще по внешнему и внутреннему благоустройству Сергиева пустынь считается в настоящее время в ряду первостепенных монастырей. Однако это было не всегда. Прекрасная репутация пустыни установилась за нею не очень давно. Основанная в 1734 году, пустынь, состоявшая под управлением викарных епископов петербургской митрополии и никогда не имевшая своих настоятелей, через сто лет после своего основания пришла в большое запустение. В начале тридцатых годов нашего столетия Сергиева пустынь имела только тринадцать человек монашествующей братии. Здания были запущены; церковь представляла собою годными к дальнейшему существованию одни стены; настоятельский корпус в полном разрушении. Не было никакого порядка ни внешнего, ни внутреннего. Незначительное число братии жило без мира между собою и далеко не являло в своей среде примера благочестивой жизни. Своим нынешним процветанием пустынь более всего обязана назначенному в 1833 году по Высочайшему изволению ее настоятелем, прославившемуся впоследствии среди высшего монашества богослову-аскету, архимандриту Игнатию Брянчанинову . Архимандрит Игнатий, в мире Дмитрий Александрович Брянчанинов, родился 6 февраля 1807 года в селе Покровском, грязовецкого уезда, вологодской губернии. Его отец, паж Павлова века, принадлежавший к старой дворянской фамилии, унаследовал от своего отца большое состояние и большие долги. Покончив с последними, он не имел возможности оставаться в столице и принужден был удовольствоваться долею помещика, все еще состоятельного: у него оставалось чистых от долгов до 400 душ. Болезненный мальчик, родившийся поздно, рос без сверстников, не по возрасту серьезный, задумчивый, впечатлительный. Ему в раннем детстве пришлось ознакомиться с книгами Христова завета и житиями святых, и его впечатлительное, чистое, кроткое сердце нашло здесь для себя богатую пищу: молитва стала для него лучшим утешением, радостью, и в детские еще годы он испытал сладость молитвенных слез. Шестнадцати лет он был привезен в Петербург для определения в инженерное училище, и по конкурсу ста тридцати человек на тридцать вакансий поступил первым. Прекрасные его успехи и представительная наружность обратили на него внимание будущего императора России Николая Павловича, бывшего тогда генерал-инспектором инженеров. Великий князь пригласил Брянчанинова в свой Аничковский дворец и представил его своей супруге великой княгине Александре Феодоровне, которая приказала зачислить молодого инженера ее пенсионером. Блистательно прошедши юнкерские классы училища, Брянчанинов в 1824 году переведен был в нижний офицерский класс, что ныне Николаевская инженерная академия, и 13 декабря этого года получил первый офицерский чин инженер-прапорщика.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Исидор, митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский и Финляндский (Никольский Иаков Сергеевич) Родился 1 октября 1799 года (в день Покрова Пресвятой Богородицы) в селе Никольском (от названия которого получил свою фамилию) Каширского уезда Тульской губернии в благочестивой семье. Отец его был диаконом, но в год рождения своего сына Иакова он скончался. Поэтому с первых же дней жизни Иакову пришлось испытать сиротство и бедность. Несмотря на тяжелое положение семьи, благодаря своим способностям Иаков получил хорошее образование. Грамоте его обучил муж сестры, так что в 1807 году он смог поступить в Тульское духовное училище, а после окончания его в 1813 году – в Тульскую духовную семинарию. В 1821 году Иаков окончил духовную семинарию, и ему, как лучшему студенту, была предложена должность лектора словесности при духовной семинарии. Но в это время из Санкт-Петербурга затребовали выслать шесть лучших воспитанников Тульской духовной семинарии для продолжения обучения в Санкт-Петербургской духовной академии. В их числе оказался и Иаков. В духовной академии он тоже отличался замечательными успехами и примерным поведением. В 1825 году Иаков закончил духовную академию и подал прошение о пострижении его в монашество. Это прошение было исполнено. 22 августа 1825 года в академической церкви духовной академии епископом Григорием (Постниковым . † 1860) Иаков Никольский был пострижен в монашество с именем Исидора. 29 августа в Казанском соборе митрополитом Санкт-Петербургским Серафимом (Глаголевским, † 1843) инок Исидор был рукоположен во иеродиакона, а 5 сентября – во иеромонаха. С сентября 1825 года началась преподавательская деятельность иеромонаха Исидора в должности бакалавра богословских наук Санкт-Петербургской духовной академии. Лекции иеромонаха Исидора, подготовленные по разработанной им программе, отличались полнотой и простотой изложения. Помимо преподавательской деятельности он исполнял обязанности библиотекаря духовной академии (1825–1829), участвовал в академическом журнале «Христианское чтение».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Кандидат исторических наук Алла Евгеньевна Виденеева продолжает публикацию своих находок в архивах Новоспасского ставропигиального мужского монастыря. Основываясь на документальной истории пострига в 1908 году двух послушников Новоспасской обители – Павла Ивасюка и Дмитрия Соснина, можно узнать интересные подробности церковной и собственно монастырской жизни начала ХХ столетия, сделать выводы о том, как стремились в то время сохранять преемственность традиций и заботились о достойном пополнении свежими силами монашеской братии. Новоспасский монастырь. 1900–1910 гг.      Эта история случилась в Новоспасском монастыре в 1908 году, во времена настоятельства архимандрита Бориса (Шипулина; 1906–1909), при его непосредственном и деятельном участии. В том году братия пополнилась двумя новыми монахами: постриг приняли указные послушники Павел Ивасюк и Дмитрий Соснин. В монастырском архиве сохранились документы, свидетельствующие об этом, благодаря чему сегодня нам становятся известны интересные и важные подробности, сопровождавшие этот процесс. Первому из героев нашего повествования, Павлу Ивасюку, уроженцу Харьковской губернии, в 1908 году исполнилось 36 лет. Он прошел обучение в народном училище и долгое время, около пятнадцати лет, являлся послушником Святогорского монастыря Харьковской епархии. Святогорская Успенская пустынь, основанная в XV–XVI веках, расположена на берегу Северного Донца. В середине XIX столетия она была восстановлена по чину и уставу общежительной Глинской пустыни Курской епархии. Славилась своим благочестием, строгостью, старчеством; семнадцать ее насельников прославлены в лике святых. Успенская Святогорская пустынь. Литография 1912 г.      4 ноября 1906 года Павел поступил в Новоспасский монастырь и очень быстро, уже через два месяца, 8 января 1907 года получил статус указного послушника, то есть был официально введен в состав братии Новоспасской обители. Примечательно, что он был приглашен сюда новоспасским настоятелем архимандритом Борисом, поскольку был лично известен ему как благонадежный, ответственный и деятельный человек.

http://pravoslavie.ru/137349.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Александр Чагринский, прав. - житие Житие святого праведного отца Александра Чагринского Протоиерей Александр Юнгеров был одним из пяти детей благочестивых супругов - Стефана Игнатьевича и Прасковьи Кузьминичны. Он родился в 1821 году в селе Аблязове Пензенской губернии, когда родителям было уже за тридцать. Его отец в то время служил причетником в церкви. Спустя некоторое время после рождения Александра Стефан Игнатьевич получил священнический сан и был направлен в село Юнгеровку. По месту служения он и получил свою необычную фамилию. Умер он в 1831 году неожиданно, но в обстоятельствах его смерти усматривается милость Божия. Отец Стефан проболел шесть недель, в течение которых исповедался и причастился несколько раз, пособоровался, а к концу срока созвал родных, простился с ними и, почувствовав, что засыпает, велел перенести себя в передний угол, где тихо скончался. Александру шел тогда одиннадцатый год, и он хорошо запомнил все обстоятельства смерти отца, которые, безусловно, оказали влияние на его будущую жизнь. В сентябре того же года он был определен в Саратовское Духовное училище, а через пять лет он перешел в Саратовскую Духовную семинарию. Учеба давалась Александру трудно, поскольку был он робок и особыми способностями не отличался. Господь помог ему окончить в 1842 году полный курс семинарии. Александр Юнгеров был рукоположен в священника 20 октября 1842 года. До этого состоялась его женитьба на бедной сироте Елизавете Ивановне. Недолго о. Александр прослужил в селах Третьяки и Неверкино, но успел в первом селе решить вопрос о строительстве церкви вместо сгоревшей, а во втором многих язычников-чувашей привлек к Православной Церкви. С июля 1843 года началось сорокалетнее служение о. Александра в Троицкой церкви села Балаково. О. Александр прежде всего обратил внимание на главное священническое дело: сам благоговейно, тщательно, согласно с церковным уставом совершал богослужения и от притча требовал тщательности в исполнении церковных служб.

http://pravicon.com/info-1704

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010