Во всяком училище, а тем более в училище для пастырей церкви, главным предметом науки должно быть богопознание. Человеку прежде всего необходимо научиться познавать Бога; он и создан для того, чтобы познавать Бога, стремиться к Нему и жить вместе с Ним. Для этого дарована человеку разумная – богоподобная душа, предоставлены все средства и указаны все пути. Со стороны человека требуется только, чтобы он знал всё то, что сделал для него Бог , и пользовался всем этим для своего спасения. Где же человеку можно лучше и удобнее научиться богопознанию, как не в училище, как не в тот период своего возраста, когда он, кроме науки, не занят другими делами; когда ему, по возможности, стараются сообщить понятия о Боге и Его святом законе, и о том, что такое человек и для чего он живёт? Когда человеку легче и удобнее научиться быть христианином, т. е. человеком религиозным, благочестивым, как не в тот период своего воспитания, когда он юн, когда сердце у него мягко и нежно, воля не испорчена худыми наклонностями, ум не наполнен худыми мыслями? В училище преподаются разные науки, сообщаются разные сведения, полезные и необходимые для жизни гражданской, или общественной, и для жизни домашней, или частной; в училище же, главным образом, должны преподаваться истины Богооткровения, сообщаться познания о Боге и Его святом законе, – и те нравственно, и религиозно-воспитательные правила, которые приготовляют в воспитывающемся юноше не образованного только и учёного человека, но, вместе, и христианина. И как хорошо, когда в училище среди наук, – наука о Боге и его законе – поставлена на первом месте не по форме только, но по сущности самого дела; как хорошо, когда и другие науки преподаются так, что сообщаемые воспитанникам сведения не только не идут в разрыв с богооткровенными истинами, но даже подтверждают их. Как хорошо, например, когда историк в судьбах народа видит исполнения судеб Божьих; когда естествоиспытатель через рассматривания всех существ и явлений в природе прославляет премудрость и все могущество Творца. Как хорошо, наконец, когда заботясь в училище о воспитании юношей, о приготовлении их полезными членами государства, общества и семейства, главнее всего стараются о том, чтобы приготовить в них истинных христиан; потому что в таком только случае человек может быть истинно полезен людям, и Богу угоден. Если все это необходимо вообще для человека, то, тем более, это необходимо для будущих пастырей церкви: им не только необходимо научиться самим богопознанию и быть добрыми христианами; но и необходимо будет учить тому и других, учить не только словом, но и делом – собственным примером. Если такой дух и направления должны быть во всяком учебном заведении, то, тем более, в Семинарии духовной: в противном случае отсюда будут выходить служители церкви, не соответствующие своему назначению, без призвания и без любви к своему высокому служению; а от этого избави Бог ..

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Период V.Cahkm-Nemepбyprckaя духовная академия 1809–1856 Отдел первый. Преобразование духовных училищ «Я желаю, чтобы Комиссия обратила свое внимание на эти училища, чтобы устроить их в прямом смысле училищами истины. Внутреннее образование юношей к деятельному христианству да будет единственной целью этих училищ.» Слова Высочайшего указа, данного Комиссии духовных училищ, 30 августа 1814 года. В предыдущем периоде мы уже видели ряд мер к усовершенствованию духовных училищ. Но, по причине скудости средств к выполнению, они не могли быть обширными; а иные, по той же причине, были вовсе неосуществимы. Наконец, Благочестивейший Самодержец, Император Александр I, «даровав новый блеск и силу просвещению гражданскому, отеческим сердцем обратился и к смиренным обителям духовного просвещения, в которых люди, пожертвовавшие небесной мудрости блеском земного счастья и выгодами общежития, посеяли первые семена полезных знаний не только для Церкви, но и для отечества, и в которых юношество, по состоянию родителей, скудное в средствах к своему образованию, более терпением и неутомимостью, нежели обилием пособий, приготовлялось к служению Церкви, в самых обыкновенных степенях важному 128 ». По состоянию духовных училищ, надлежало 1) начертать основательный план устройства их, сообразно с целью их учреждения: распространить круг наук, усилить преподавание одних и сократить силу других, соответственно подлинной важности каждой из них для духовного образования; разрозненное по управлению совокупить единством власти и единообразием управления, и устранить затруднения, возникающие от усмотренного несоответствия между способами образования и нуждами, равно как средствами и состоянием духовенства; и 2) изыскать способы к содержанию духовных училищ; потому что и лучший план должен остаться бесполезным, при недостатке способов к выполнению его. Для первой цели преосвященным митрополитом Амвросием поручено было преосвященному Евгению, епископу Старорусскому, составить план к усовершенствованию духовных училищ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Телесное обучение вмале есть полезно; а благочестие на все полезно есть, обетование имеюще живота нынешнего и грядущего. ( 1Тим.4:8 ). Каждый новый год жизни доброго училища есть живое свидетельство его пользы. Ныне новый год нашего училища, и притом уже 23 год его жизни. Итак вот сколько у него свидетельств, что оно полезно есть. – Без сомнения, полезно в свою меру, какая возможна для лучших целей и стремлений в человеческом деле образования. Никакое училище не может сделать всего, одно образование не может быть полезным на все, что требуется бесконечными целями и бесконечными стремлениями человеческой жизни, обнимающими не только настоящее имеющее предел, но и будущее в его беспредельности. Измеряя этою полною, бесконечною мерою, и указывая что собственно ей вполне соответствует апостол Павел, первоверховный учитель благочестия, сам воспитанный и в училище некоего Гамалиила, сказал что телесное обучение вмале есть полезно; а благочестие на все полезно есть, обетование имеюще живота нынешнего и грядущего. Не смущайтесь трудящиеся в учении, что бесконечная мера, приложенная к нему как телесному, или что то же – внешнему, образующему, показывает, что оно вмале есть полезно. Это вмале, само в себе велико, как велик телесный мир, хотя и самый этот мир в сравнении с беспредельностью сущего, по выражению Премудрого, так мал, якоже стражик в превесах, и яко капля росы утрения, сходящая на землю ( Прем. 11:23 ). Итак не смущайтесь, лучше же возрадуйтесь, что ваше учебное дело, названное вмале полезным, нашло себе некоторую выразимую величину даже в беспредельной мере на все полезного. Это уже не малость, если внешнее человеческое учение есть нечто сравнительно со всесовершенною и всеобъемлющею истиною Божьею. Примем же слово апостольское как драгой ценный подарок в день нашего праздника, как олово свышнего ободрения, и с бодрым вниманием вникнем в полноту смысла этого слова, в настоящее время особенно открывающего свою знаменательность: телесное обучение вмале есть полезно; а благочестие на все полезно есть, обетование имеюще живота нынешнего и грядущего.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sergie...

РЕЧЬ после освящения новосооруженного храма во имя Св. Великомученицы Варвары Харьковском женском Епархиальном училище, 21 Сентября 1897 г. 16 О высшем назначении образованной женщины в среде православного духовенства. Радостно приветствую всех начальствующих, учащих и учащихся в этом любимом нами епархиальном училище с окончанием и освящением вашего нового храма – обширного и благолепного. Отныне не тесно будет в нем нашим шестистам воспитанницам стоять, и утешительно петь и молиться. А молиться надобно усердно не только о нуждах общих всем, указываемых церковью, но о наших собственных: о сохранении в безопасности, мире и здравии живущих здесь, об успехах учащихся в науках, о добром их нравственном настроении и тщательном приготовлении к предстоящей им в будущем самостоятельной жизни, и, особенно, к разносторонней деятельности по новым требованиям и задачам, обращаемым к образованным женщинам в наше время. Всем известно, как ныне расширяется круг деятельности для образованных жен и девиц. Находят недостаточным для образованной женщины быть верною супругою, доброю, матерью и попечительной хозяйкою в своем доме, а в девическом состоянии быть полезною в материальных трудах родственной или какой-либо другой семьи. Современную женщину вызывают на широкое поле общественной деятельности на ряду с мужчинами для самых разнообразных должностей и занятий, к которым, говорят, они обязываются своими способностями и образованием. Этот взгляд поддерживается и благожелательными указаниями на доступные женщине способы обеспечить себе средства жизни и независимое положение. Мы не будем обсуждать это современное движение по существу, ни определять сообразность, или несообразность с женскою природою тех, или других занятий, предлагаемых ныне женщинам, ни указывать предела этому движению и крайностей, замечаемых и теперь уже в некоторых христианских странах. Мы хотим только объяснить, что отрицать это движение, как бы противоречащее христианскому учению о назначении женщины, или как неприменимое к положению женщины в среде православного духовенства, мы не имеем ни права, ни основания, по наставлению Апостола: вся искушающе добрая держите ( Кол. 5, 21 ). Не для того ли по милости Благочестивейших Государей наших и попечением церковного Священноначалия ныне дается образование нашим девицам такое, какого не имели их предшественницы, чтобы просветленные наукою умы их были дальновиднее и проницательнее в выборе наилучших средств к исполнению их назначения, а облагороженные воспитанием сердца их были отзывчивее на все, что требует в среде, их окружающей, христианской любви и бескорыстного участия. Мы даже думаем, что в среде православного духовенства легче, чем в других сословиях определить самые роды новой благотворной деятельности, предлагаемые ныне образованным женщинам и остеречь их от увлечений и крайностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

§ 140. Учитель благочестия: педагогическое сочинение; подвижнические сочинения; дух учителя благочестия. IV. Переходя к сочинениям Василия собственно нравственным мы должны: а) наперед заметить педагогическое сочинение великого учителя: «наставление юношам, как пользоваться языческими писателями». Оно по справедливости считалось классическим сочинением для христианских училищ 520 . б) Еще современники св. Василия знали подвижнические сочинения его. Фотий высоко ценил за содержание две подвижнические книги св. Василия, считая между ними: а) предварительные наставления о вере и суде; б) нравственные наставления; в) пространные и краткие правила. Все эти сочинения читал Фотий и одобрял за ясность и силу их 521 . К подлинным же сочинениям св. Василия относятся три предварительные изображения подвижничества, как показывают слог их и древние списки; но не относятся к ним известные по слав. переводу постановления для монахов, два подвижнические слова и епитимии 522 . В сравнении с другими Василий Великого немного писал нравственных сочинений, если иметь в виду и некоторые беседы его 523 и некоторые из писем 524 . Но немногие так глубоко проникали в основание нравственности, как проникал Василий; он предлагает чистое евангельское учение о нравственности, и частные правила старается возводить к общим началам нравственности. 1) Он предлагал те основные правила нравственности, из которых должны раскрываться и в жизни, и в учении частные правила христианской жизни. Как прекрасно изображает он идеал христианской жизни в заключении нравственных своих правил! «В чем собственное свойство (ιδιον) христианина? В вере действующей любовью. В чем собственное свойство веры? В несомненном убеждении в истине глаголов богодухновенных, в убеждении, которого не колеблет никакое умозаключение. В чем собственное свойство верующего? В том, чтобы при таком убеждении держаться только силы того учения, и не дерзать ни отбрасывать, ни прилагать что-либо. Ибо, если все, что не от веры, грех есть, как говорит апостол, вера же от слуха, а слух глаголом Божиим ( Рим. 14:23, 10:17 ): то все, что вне боговдохновенного Писания, как не от веры, – грех . В чем собственное свойство любви к Богу? В том, чтобы творить заповеди Его, для славы Его имени. В чем собственное свойство любви к ближнему? В том, чтобы не искать своего, а только пользы душевной и телесной любимого. В чем собственное свойство христианина? Быть рожденну Крещением от воды и духа. В чем собственное свойство рожденного от воды? Якоже Христос умре греху единою ( Рим. 6:3 ), так и ему надобно быть мертвым для всякого греха... В чем собственное свойство рожденного свыше? В том, чтобы совлечься ветхого человека, с делами и похотями его, и облечься в нового, обновленного для ведения по образу создавшего его». В нравственных правилах своих он нисходит от более общих к более частным правилам; равно первые ответы в пространных правилах заключают первые начала нравственности христианской.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

XXXI. Поучение, сказанное воспитанницам Иллукстокого Примонастырского женского училища 31 . Законченное образование – великое благо в жизни человека Поздравляю вас с окончанием вами полного курса вашего образования в сем учебному заведении и с получением вами Высочайше дарованных сему училищу прав на звание учительниц, и радуюсь вместе с вами вашей радостью. И, действительно, есть чему радоваться, и есть с чем поздравить вас, потому что окончание курса в учебному заведении и получение в нём более или менее полного и законченного образования в духе православной веры и благочестия – есть великое дело и великое благо в жизни человека. Оторванный в раннем детстве от родного гнезда – от своих родителей и родственников, вы более шести лет провели в сем заведении; тяжёл был пройдённый вами путь школьной жизни, но в тоже время он и многополезен был для вас, ибо вы выходите отсюда более или менее окрепшими физически и нравственно и на всякое благое дело предуготованными: за проведённое вами время в училище вы возросли в нём умственно, физически, нравственно и религиозно. Прежде всего, в сем заведении, при помощи Божьей и содействии всеосвящающей, возращающей, укрепляющей и вразумляющей благодати Всесвятого Духа, развились душевные ваши силы и способности: развился и обогатился ум ваш добрыми и полезными познаниями в преподанных вам науках; воля ваша навыкла и окрепла в добре; сердце ваше приучено к восприятию всего доброго, честного и святого. Возрастая и укрепляясь умственно, вы в сем заведении возросли и физически, постоянно охраняемые строгим надзором и присмотром старших от всего вредного для вас. Самое же главное – вы в этом учебном заведении, в тишине святой обители сей, под покровом и заступлением Царицы Небесной, которой посвящена самая сия обитель, вдали от мирской суеты и многоразличных соблазнов, так вредно влияющих на нравственность молодых детских сердец, возросли и воспитались в нравственно – религиозном отношении. Вы здесь не только в классе слышали основательные объяснения уроков Закона Божия, но и в окружающей вас жизни постоянно видели примеры строгой нравственности и благочестия, постоянно присутствовали при Богослужении в святом храме, участвуя не только в молитве, но и в самом Богослужении своим прекрасным пением, питая, развивая и укрепляя религиозное чувство не только своё, но и других молящихся в сем храме, доставляя всем им истинное духовное наслаждение.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Св. Дионисий Александрийский Происходя от знаменитых и богатых язычников, Дионисий имел средства отлично изучить все светские науки, особенно же словесность. Но критически разбирая системы языческих философов, он нашел, что в них нет ничего истинно верного, и начать читать писания ап. Павла. Такое занятие окончательно расположило его к принятию христианства. Он тотчас же поступил в александрийское огласительное училище, и сделался самым ревностным слушателем, и как говорит Иероним 536 , отличнейшим учеником Оригена . Блестящие успехи в познании религии и благочестивая жизнь Дионисия обратили на него внимание начальника училища, Иракла, который в 232 г. удостоил его чести быть своим преемником в управлении этим училищем. Плодом» философских занятий св. Дионисия в должности наставника и начальника александрийского училища был трактат «о природе», к сожалению не дошедший до нас в полном своем составе. Евсевий Кессариский передает из него только 5 отрывков, в которых опровергается взгляд Эпикура на происхождение и судьбу мира. Так как, говоря об этом сочинении, Евсевий называет его книгами (λγοι περ φσεος); то думают, что сочинение было огромное. И хотя в сохранившихся отрывках говорится только об атомистическом учении Эпикура; но трудно предположить, чтобы христианский апологет не касался воззрений и других философов. К этому заключению приводят следующие слова историографа: «из книг о природе я привожу нечто из сказанного против Эпикура» 537 . Впрочем, как ни малы отрывки, но они достаточно показывают, что Дионисий имел отличный философско-критический талант, а потому и известен был под именем «философа» 538 . Система Эпикурова, по словам св. Дионисия, не отличалась ни оригинальностью, ни ученостью, но была заимствована у Демокрита, и только в некоторых пунктах изменена. Так Эпикур принимал, по свидетельству апологета, только совершенно малые и невидимые атомы, тогда как Демокрит готов был допустить по крайней мере несколько больших. Далее, атомы Эпикура падают в бесконечном пространстве не всегда прямолинейно, как у Демокрита, но иногда уклоняются от вертикальной линии, и оттого сталкиваются, отталкиваются, и таким образом соединяются в разнообразные тела. Все предметы, видимые и невидимые, равно как и все естественные явления, должны иметь свое основание в случайном соединении падающих атомов: и потому всякое действие богов на мир, всякий промысл, должны быть отвергнуты. Человек свободен и от богов и от судьбы, и все зависеть от случая.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Skv...

Сортировать по Исключить новости Торжество веры — памяти прот. Феодора Соколова «Мы учились христианству у этой семьи…» – так скажет через 13 лет после гибели батюшки одна из его духовных чад. 25 декабря, 2013 «Мы учились христианству у этой семьи…» – так скажет через 13 лет после гибели батюшки одна из его духовных чад. Почти четырнадцать лет прошло со дня гибели «одного из самых деятельных, молодых и лучезарных московских пастырей» – протоиерея Феодора Соколова… За это время написано уже немало добрых и светлых воспоминаний о батюшке. «Дар любви», который оставил этот священник в сердцах многих христиан, побеждая время и обстоятельства, продолжает вдохновлять и руководить жизнью тех, кому судилось непосредственно встречаться с отцом Феодором. Однако мир не стоит на месте и должен наступить момент, когда об истинности этого дара будут свидетельствовать уже те, кому не довелось быть рядом и общаться с подвижником благочестия. Так утверждается память о праведнике. Поэтому автор данных строк, хотя и не имел счастья лично встречаться с батюшкой, все же решился на посильную лепту в сокровищницу памяти о пастыре, истинная вера и любовь которого через сердца свидетелей его жизненного подвига согревает души новых поколений православных христиан… «Бог хранит нас, а не мы Его», – эти простые, но глубокие слова с определенной точностью можно отнести к характеристике жизни и трудов отца Феодора Соколова, и вот почему. В своих внешних очертаниях жизненный путь батюшки не совсем вписывается в наши представления о высоком духовном подвиге. С точки зрения исключительно внешней, это во многом был путь скорее активного церковного деятеля, администратора, чем опытного духовного наставника. Иподьякон и референт Святейшего Патриарха Пимена, настоятель столичного храма (им же возобновленного), заместитель председателя Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, участник многочисленных международных форумов и встреч на самом высоком уровне и т. д.… Что греха таить, очень часто в церковной среде служение административное противопоставляют служению духовному. Для многих это положение кажется совершенно очевидным: управленческие послушания и церковные должности с их заботами и суетой рассматриваются как обременительные и несовместимые с духовной жизнью. Однако не так относился к внешним условиям отец Феодор. Он воспринимал жизнь такой, какая она есть, то есть смотрел на нее как на дар Божий, преодолевая тем самым всякий страх перед внешними обстоятельствами. Наверное, именно благодаря этому, он умел совмещать ответственную административную деятельность с удивительно глубоким, судя по воспоминаниям, проникновением в богослужение и духовную жизнь каждого, кто к нему обращался.

http://pravmir.ru/torzhestvo-very-pamyat...

1. И гражданская жизнь есть поприще богоугождения для тех, кои труды по ней Богу посвящают Всяка душа властем предержащим да повинуется ( Рим.13:1 ).   Обстоятельства времени учат человека и внушают ему разные наставления по роду своему. Так дни царские невольно склоняют внимание на Царя и царство, а здесь, в храме, переносят мысль от царства земного к Царству небесному и побуждают соразмерять служение в одном с служением для другого. В самом деле, братья, когда в дни царские мы собираемся в храмы Божии, в коих обыкновенно служим Богу истинному, «творите молитвы, моления, прошения, благодарения» ( 1Тим.2:1 ) за Царя и царство, то сим исповедуем не только то, что Вышний владеет царством человеческим и, куда хочет, направляет его, но и то, что, служа отечеству, мы сим самым служим Богу. Как же приходит некоторым на мысль, будто между сими служениями нет союза и будто посвятивший себя одному неизбежно оставит и забудет другое? Если здесь приносим мы благодарение Богу за прошедшие успехи в служении общественном и просим помощи на дальнейшее в нем преспеяние, если, т.е., сие служение отсюда как бы исходит и сюда же возвращается, то когда действительно, может быть, кого отвлекает оно от служения Богу и ослабляет в ком дух благочестия: не зависит ли это от вины нашей, а не от самого служения? Когда Господь говорит: «воздадите кесарева кесареви, и Божия Богови» ( Мф.22:21 ), то внушает, что совмещать сие обоюдное служение не только можно, но и должно. Свойство же самого дела показывает, что как тело есть орудие, посредством которого душа обнаруживает свои внутренние действия: так и общество и служение в нем есть лучшее поприще для раскрытия и обнаружения невидимого духа благочестия, и не для обнаружения только, но вместе для образования и укрепления. В сем несомненно уверимся, если внимательнее рассмотрим учение Апостольское о служении общественном ( Рим.13:1–8 ). Апостол Павел в послании к Римлянам пишет: «всяка душа властем предержащим да повинуется» ( Рим.13:1 ). Когда говорит: всяка душа, то не исключает никого, кроме верховной Главы царства, всем правящей, и когда говорит: властем предержащим, то разумеет всякую вообще власть, законно поставленную. Если теперь в благоустроенном обществе все члены находятся во взаимной зависимости и взаимном подчинении, то оно есть область взаимно повинующихся и, след., училище повиновения.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

IX. «Дамаскинская пустынь» – Как прекрасна Соколовская пустынь! – сказала матушка Владиславлеву на возвратном пути из Пустыни. – Да, – отвечал Владиславлев, – чудная пустынь. При посещении такой пустыни невольно человек должен измениться к лучшему. Тут все располагает его и к молитве, и к смирению, и к братской общительности, и к милосердию. Здесь во всем он увидит такой пример, достойный подражания, который непременно привлечет к себе его внимание. И ведь, заметьте, на что бы ни следовало нам теперь обратить свое внимание, тут мы найдем себе и пример, и образец. Нужно ли нам обратить внимание на нравственно-религиозное воспитание народа и утверждение в нем благочестия, тут служба такая, которая в состоянии нас настроить на путь религиозной жизни. Нужно ли позаботиться о народном образовании, – тут есть школа для бедных детей, основанная на самых разумных началах. Нужно ли заняться устройством богаделен или больниц при приходских церквах, – тут есть и богадельня, и больница. Извольте все хорошенько высмотреть и порасспросить, и образец для тех и других готов... Все это очень хорошо... – А киевская лавра как вам понравилась? – Она тоже прекрасна, но там совсем другой строй жизни. – Та ведь очень богата, и богатство, вероятно, очень вредит самому духу православного монашества... богатство и обеты нестяжательности не могут, кажется, существовать вместе... – Не скажу вам на это ничего, потому что я хоть и часто бывал в лавре, но бывал там именно затем, чтобы помолиться поусерднее и ни на что постороннее, относящееся собственно до монастырской жизни, внимания не обращал... – Однако, как она влияет на чувства богомольцев? – Что касается до этого, так, конечно, киевская лавра есть великое училище благочестия для православных христиан. Я доселе еще не утратил того отрадного впечатления, какое я вынес из стен лавры, в первый раз посетивши ее... Да и в этот ли только раз я выносил оттуда такое отрадное впечатление?.. Нет, положительно всякий раз, как только ни случалось мне быть там...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010