Архимандрит Фотий (в миру Петр Никитич Спасский) родился 4 июня 1792 года в селе Тесове под Новгородом в семье чтеца в церкви Преображения Господня Спасского погоста - Никиты Федоровича и его супруги Евфимии. Когда ребенку было всего четыре года, Евфимия ушла в лучший мир, поручив сына Пресвятой Богородице. Несчастливым было детство Петра Спасского при мачехе и суровом отце. Получив начальное домашнее образование, Петр стал чтецом в церкви, затем певчим в Казанском соборе Санкт-Петербурга. В 1803 году поступил в Новгородскую семинарию, где ему дали фамилию Спасский по месту его рождения. Вскоре он стал ее лучшим учеником. В 1814 году был направлен в Санкт-Петербургскую Духовную академию, но уже через год вынужден был по болезни оставить её. Был назначен учителем в Александро-Невское духовное училище. Начал изучать книги масонов с тем, чтобы уметь опровергать антиправославные мысли, которые в них содержались. Спасский сошелся взглядами с ректором семинарии и первым лицом цензурного комитета архимандритом Иннокентием (Смирновым), ныне прославленным Русской Православной Церковью в лике святых, человеком высоких аскетических воззрений и противником мистицизма. По собственному признанию, Фотий замечал «все слова Иннокентия, поступки, виды, действия, дух веры» и слагал в тайниках своей души «образ жития благочестивого». Для своего наставника он собирал сведения о деятельности масонских лож, составлял списки книг антихристианской направленности. Видя глубокую веру Петра Спасского, владыка Иннокентий предоставил ему кров и пищу в своем доме, а уезжая в изгнание в Пензу в 1819 году, рекомендовал своего ученика своим петербургским единомышленникам как ярого противника масонов. В первой четверти XIX века в связи с распространением в России масонства появилась угроза захвата в стране власти масонами. Никогда Россия не стояла так близко к краю гибели, как в 1817-1822 годах. В это время в нашем многострадальном Отечестве от Варшавы до Иркутска существовало более ста лож, в которые входило более пяти с половиной тысяч человек, почти весь цвет русской аристократии. В Санкт-Петербурге действовало тогда до 20-ти масонских лож, деятельность которых была направлена, по словам Спасского, против «веры Христовой, противу благочестия христианского, противу всякого правительства и порядка гражданского». Всё это поощрялось императором Александром I, который в то время был склонен к «мистическим исканиям». Масоны оказывали влияние на государственный аппарат и овладели средствами массовой информации. Это были люди, лишенные национального сознания, а нередко просто откровенно антирусской ориентации. Неслучайно это время называют «золотым веком масонства».

http://ruskline.ru/analitika/2023/05/02/...

Афонский старец схиархимандрит Кирик (Максимов) – настоятель Одесского подворья, духовник русского монастыря на Афоне и православного духовенства в Белграде Источник Скачать epub pdf   Схиархимандрит Кирик – одна из центральных фигур в истории Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря в первой половине ХХ века. Он поступил в монастырь в то время, когда старец-игумен Макарий (Сушкин) был еще жив, и успел получить у него немало уроков благочестия и духовности. Но главным его руководителем и наставником на этом пути был все-таки старец Агафодор (Буданов), который без прикрас и изменений передал ему все богатое учение великих старцев отца Иеронима и отца Макария. Схиархимандрит Кирик оказался не только хорошим учеником, но и сам сумел передать учение старцев своим ученикам. Родился схиархимандрит Кирик (в миру Константин Никифорович Максимов) в 1864 году в крестьянской семье села Вышнехмелевое Верхососенской волости Малоархангельского уезда Орловской губернии. Его мать звали Екатериной. Мальчик с ранних лет был задумчивым и впечатлительным. Он с горящими глазами слушал рассказы матери о человеколюбивом Господе и мечтал когда-нибудь стать его верным слугой. В свое время Константина отдали учиться в уездное училище, после окончания которого он работал в канцелярии уездного правления писарем. Но не это было его мечтой, он постоянно думал: как определиться ему в монастырь. Родители сначала были против этого намерения сына, но мольбы и настойчивость Константина размягчили их сердце, и они дали свое согласие. В 1886 году Константин прибыл на Святую Гору Афон и поступил в русский монастырь святого великомученика Пантелеимона, где его определили на послушание в канцелярию монастыря. Почти три года Константин имел счастье общаться с великим игуменом и старцем Макарием (Сушкиным). Он не пропускал ни одной малейшей возможности приступить к окруженному заботами и людьми старцу, исповедоваться у него или получить благословение. 15 июня 1887 года от игумена Макария Константин удостоился пострига в рясофор с именем Кирик, что воистину было вершиной счастья для молодого подвижника. 6 марта 1892 года его постригли в мантию с тем же именем. 30 ноября 1894 года отец Кирик был рукоположен в иеродиакона, а 27 июля 1898 года в иеромонаха.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Afonskij...

Беседа 1. Вступительная Во имя Отца и Сына и Святого Духа У каждого христианина есть довольно средств к познанию истин веры и заповедей Божиих. Первые понятия о Боге и святой воле Его дитя христианское получает от родителей, родственников, воспитателей и окружающих его христиан. Далее, святой храм есть лучшее училище для каждого христианина. Одно хождение в храм Божий в воскресные и праздничные дни, которое обязательно для каждого сына Святой Церкви, весьма много служит к наставлению его в законе Божием. Здесь, в чтениях Святого Евангелия, Апостола и других книг Священного Писания и в молитвах и песнопениях многообразно преподается учение веры и благочестия. Кроме того у христианина есть еще невидимые наставники, это во-первых совесть, различающая доброе от злого и побуждающая к совершению добрых дел, во-вторых Ангел хранитель, даруемый каждому при святом крещении, и святые Божии, призываемые им в молитвах, и наконец Святой Дух Божий, вселяющийся в нас в первые дни жизни чрез таинство миропомазания и наставляющий нас на всякое благое дело. Спасение наше зависит не только от знания закона Божия, но по преимуществу от исполнения его. Кто начнет с усердием исполнять то немногое, что знает из закона Божия, тот будет далее наставляем Самим Богом непосредственно и внутренне или по Божию устроению, чрез других людей, и не книжные христиане за благочестивую жизнь удостаивались от Бога такого духовного ведения, что прозревали внутренние помыслы других, предвидели ясно многое из будущего и отличали внушения злых духов от наставлений добрых ангелов. Небольшое семя, если не погибнет от неблагоприятных обстоятельств, возрастает в большое древо; древо приносит в великом изобилии плоды с новыми семенами; так и неполное сначала знание закона Божия, если приводится в исполнение, приносит с течением времени великие плоды ведения духовного. И в обыкновенной жизни тот не научится никакому ремеслу или искусству одними словами, кто сам своими руками не возьмется с усердием за дело. Но как нельзя или весьма трудно научиться какому-либо из искусств земных без способных учителей; так и христианину очень трудно достигнуть духовного совершенства без предварительного усердного изучения истин святой веры и закона Божия. Дух Божий не будет таинственно озарять тех, которые пренебрегают внешними средствами богопознания, предлагаемыми церковью. Посему на всех христианах лежит непременная обязанность стремиться к познанию св. веры теми естественными средствами, которые для них возможны. К числу таких средств принадлежат беседы с христианами тех, на которых возложен долг наставления других в истинах веры. Поэтому мы решились предложить вам, боголюбезные слушатели, ряд собеседований о святой вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Беседы на молитву Господню Жертва очищения Краткое жизнеописание священномученика митрополита Владимира «Я никого и ничего не боюсь. Я во всякое время готов отдать жизнь свою за Церковь Христову и веру православную, чтобы только не дать врагам ее посмеяться над нею. Я до конца буду страдать, чтобы сохранилось Православие в России» – эти слова митрополит Киевский и Галицкий Владимир произнес за полтора месяца до своей мученической кончины, последовавшей 25 января 1918 года. Последние часы перед смертью и сама смерть были столь трагичны и так, казалось, не соответствовали его праведной и подвижнической жизни, что у многих современников родилась мысль о промыслительности этой судьбы. «Народ наш совершил грех, – сказал на Поместном Соборе по поводу мученической кончины митрополита Владимира протоиерей Иоанн Восторгов, также погибший в 1918 году, – а грех требует искупления и покаяния. Для искупления прегрешений народа и побуждения его к покаянию всегда требуется жертва. И в жертву всегда избирается лучшее, а не худшее. Вот где тайна мученичества старца-митрополита...» В истории Русской Православной Церкви митрополит Владимир (в миру Василий Никифорович Богоявленский) был единственным иерархом, который занимал все три митрополичьи кафедры – Московскую, Петербургскую и Киевскую. Он родился 1 января 1848 года от благочестивых родителей в селе Малые Моршки Тамбовской губернии, где отец его был священником (впоследствии отец Никифор был также зверски убит). Василий окончил духовное училище, затем Тамбовскую Духовную Семинарию, а в 1874 году – Киевскую Духовную Академию, после чего был направлен преподавателем в родную Тамбовскую Семинарию. С 1882 по 1886 год отец Василий служил на приходе в городе Козлове Тамбовской губернии. Его отличали особая ревность в совершении богослужений и проповеди. В 1886 году после смерти жены и единственного ребенка молодой священник поступил в Козловский монастырь, где принял постриг с именем Владимир. Однако не судил Господь Своему избраннику пребывать в тихой обители: в том же году он был посвящен в сан епископа Старорусского, викария Новгородской епархии, а в 1891 году получил назначение в Самарскую епархию – в дни, когда губернию постигли неурожай и эпидемия холеры. В дни народного бедствия Владыка Владимир учредил особый епархиальный комитет приходской взаимопомощи, содействовал устройству столовых и чайных для дешевого и даже бесплатного питания голодающих. В проповедях и печатных воззваниях Владыка побуждал духовенство и все местное общество прийти на помощь несчастным. Он возглавлял общественные моления об избавлении от бедствия, совершал поминовение умерших от холеры на инфекционных кладбищах и безбоязненно бывал в местах, охваченных эпидемией.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4107...

В.В. Каширина Содержание От редакции Феофановские чтения Пленарное заседание (Москва) Феодосий, митрополит Тамбовский и Рассказовский. Святитель Феофан Затворник в Вышенской пустыни Лука (Степанов), игумен. Духовное родство Выши и Афона (1866–1894 гг.) Щербакова М. И. Святитель Феофан и греческое духовное училище на о. Халки Каширина В. В. Заметки святителя Феофана на полях рукописи «Ключ к Восточному вопросу» Чудинов Д. А. Неизвестное творение Феофана Затворника (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 5. Ед. хр. 42) Успенский Вышенский монастырь Вера (Ровчан), игумения. Святитель Феофан глазами детей: итоги Всероссийского детского конкурса «Учитель благочестия» Ириней (Пиковский), иеромонах. «Евангельская история о Боге Сыне» святителя Феофана Затворника в контексте аналогичных синопсисов древности и современности Андрей Кретов, иерей. Литургическое наследие святителя Феофана Никольский Е. В. Личность человека в антропологии святителя Феофана Хохлова А. Б. Инновационный потенциал антрополого-педагогического учения Феофана Затворника Лукьянова А. Е. Алексей Гаврилович Говоров Евгений Игнатов, иерей. Естественный нравственный закон в творениях святителя Феофана Затворника Приложение Семинар студентов духовных и светских высших учебных заведений «Духовное наследие святителя Феофана Затворника» (в рамках XXIV Международных Рождественских образовательных чтений) Приветственное слово митрополита Калужского и Боровского Климента, председателя Издательского совета Русской Православной Церкви, председателя Научно редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского Приветственное слово епископа Тарусского Серафима Корнилий (Зайцев), иеромонах. Учение святителя Феофана Затворника о природе души Евгений Игнатов, иерей. Соотношение свободы воли и естественного нравственного закона в творениях святителя Феофана Затворника Пётр (Алексенко), иеродиакон. Теоантропологическая интерпретация понятия св. апостола Павла дух (πνεμα) святителем Феофаном Затворником Варлаам (Череп), иеродиакон.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

В рассеянии Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 29, 2001 25 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 29, 2001 От редакции. Не претендуя ни на какое бы то ни было решение вопроса о соотнесенности национальности и религии, более того, — сознательно уходя от этого вопроса, мы публикуем в этой нашей рубрике воспоминания о тех, кто, оказавшись не по своей в сущности воле за пределами России, ощущали себя русскими и всеми силами старались сохранить в себе и вокруг себя то, что они считали главным — свою веру. Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место селения славы Твоея (Пс 25:8). Эти священные слова псалмопевца с глубокой осмысленностью отражают его духовное стремление к Богообщению — особенно там, где, как некогда в скинии и в храме Соломоновом (а затем — и в ново­заветных храмах), явственно ощущается присутствие Божие, где слава Господня наполняет сердца верных благоуханием Духа. Напрасно суетный греховный помысл в угоду духу злобы старается отвергнуть не человеческое, но Божие установление о почита­нии храмов и благоговейном служении в них. Дом Мой домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников , сказал некогда Хри­стос нарушителям благопристойности в Иерусалим­ском храме. Разве не говорит это о высоком зна­чении храма как дома Божия, о должном благолепии которого печется Сам Господь славы? Христианский храм — это поистине небо на земле. Формы церков­ного богослужебного обряда есть выявление высо­кого христианского духа молитвы. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил, что Церковь святая православная, апостольская имеет, по апостолу, ум Христов (1 Кор 2:16); поэтому все ее молитвы, возгласы, песнопения, обряды, уставы и пр. имеют особое высокое, достойно уважаемое значение и силу. Христианский храм — это средоточие духовной жизни чело­века, это училище благочестия, место освящения и единения верных чад Церкви с Единым Богом Отцом. Насколько важен храм для религиозного воспитания и духовного удовлетворения челове­ка, достаточно ярко свидетельствует история русского рассеяния. Где бы ни объединилась хоть малая группа православ­ных русских людей, ее первой заботой является создание духовного очага, места молитвы, места освящения в таинствах. Эта сила религиозного духа создала множество больших и ма­лых православных храмов во всех странах рассеяния, а около них — множество тех благотворительных и просветительных учреждений, которые свидетельствуют о дея­тельной христианской настроенности по заветам Евангелия.

http://pravmir.ru/v-rasseyanii/

В. Сахаров I. Первоначальное воспитание и жизнь святого Иоанна до принятия пресвитерского сана Вселенский великий учитель и святитель Иоанн Златоуст , родился в Антиохии, главном городе Сирии (в Азии), около З47 года по Рождестве Христове. Скоро по рождении Иоанна, отец его, Секунд; занимавший видное место в сирийском войске, скончался, оставя во вдовстве 20-ти летнюю Анфусу, мать Иоанна. Св. Анфуса не решилась вступать в новый брак, и все свое внимание, всю деятельность сосредоточила на воспитании сына в вере и благочестии. И этот долг матери она исполняла с таким редким усердием, что сделалась предметом удивления не только для христиан, но даже и для язычников. Знаменитый в то время языческий ученый Ливаний, выслушав однажды рассказ Иоанна о его матери, сказал: «какие удивительные жены у христиан!». За то и сын утешал свою мать дарованиями, успехами и послушанием. Когда пора детства для Иоанна миновала, Анфуса для дальнейшего образования отдала его в антиохийское языческое училище, потому что христианские школы тогда были закрыты. Император Юлиан, отступив от Бога, воздвиг гонение на христиан, и, между прочим, запретил им иметь свои школы. В антиохийской языческой школе Иоанн, под руководством славнейших учителей тогдашнего времени, изучал языческую мудрость и красноречие и приобрел в них обширнейшие сведения. Знаменитый учитель его, Ливаний, пред смертью своею, на вопрос друзей: «кого бы ты желал иметь своим преемником?» ответил: «я избрал бы Иоанна, если бы его не отняли у нас христиане». Между тем Анфуса, со всею любовью и вниманием матери-христианки, не переставала следить за нравственным воспитанием своего сына. Она поручила священнику преподавать ему начальные уроки по Свящ. Писанию, и сама читала с ним Библию , поучая его беседами. Ее-то наставлениям и примеру Иоанн преимущественно обязан был тем, что среди соблазнительной жизни многих товарищей сохранил в чистоте свое сердце. Ha 20-м году он не только окончил курс учения, но даже успел приобрести известность.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

В семье Амбарцумовых мечтали, что у них будет двенадцать детей — двенадцать проповедников Слова Божия. Одна из внучек священномученика Владимира, Мария (матушка отца Александра Ильяшенко), с детства мечтала иметь много детей, чтобы больше было православных людей. Господь исполнил ее желание: у них с отцом Александром шесть сыновей и шесть дочерей. Священномученик Владимир Амбарцумов родился 20 сентября 1892 года в Саратове. Его отец, Амбарцум Егорович, происходил из города Шемахи Бакинской губернии и был почетным гражданином этого города, одним из сподвижников основателя обучения глухонемых в России Федора Андреевича Рау. Первая жена Амбарцума Егоровича умерла при родах, оставив мужу трех малолетних детей. После ее смерти он переехал в немецкую колонию Сарепту под Царицыном в поисках воспитательницы для осиротевших младенцев. В местной кирхе ему порекомендовали благочестивую девицу из лютеранской семьи Каролину Андреевну Кноблох; она согласилась взять на себя заботы о детях Амбарцума Егоровича и со временем стала его женой. Во втором браке у него родилось еще трое детей, младшим из которых был Владимир. Детей воспитывали в лютеранской вере. Дочь священномученика Владимира, Лидия Владимировна Каледа, пишет: «Для старшего поколения родственников отца Владимира были характерны духовные искания и активная общественно-религиозная жизнь… В роду Кноблох были миссионеры, страдавшие от иноверцев. Сама Каролина Андреевна была глубоковерующей и вышла замуж из-за сострадания к овдовевшему Амбарцуму Егорычу и его трем осиротевшим детям… Родная сестра Каролины Андреевны, Ольга, принимала активное участие в жизни Сарептской лютеранской общины, за что в середине 30-х годов высылалась в Вятку… Активная религиозная жизнь была характерна и для рода Амбарцумовых. Брат Амбарцума Егорыча, Саркиз, был видным религиозным деятелем в Армении». В Саратове, по семейному преданию, Амбарцум Егорович содержал частную школу для глухонемых. Будучи человеком милостивым, нестяжательным (детей бедняков он учил безвозмездно) и, по-видимому, непрактичным, он не смог справиться с финансовыми трудностями и разорился. Из Саратова семья Амбарцумовых в конце 1890-х годов переехала в Москву и поселилась на Шаболовке. Владимир поступил учиться в Московское Петропавловское училище при Петропавловской лютеранской церкви, находившееся в Петроверигском переулке.

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-vl...

В третье путешествие апостол исполнил свое обещание. Первые, приобретенные им для Церкви Христовой, были 12 человек, имевших одно крещение Иоанново, которым Павел преподал крещение во имя Христово и Духа Святого. 23 В синагоге он учил три месяца спокойно, но потом по причине неверия и ожесточения некоторых иудеев, отделил от них учеников своих, и через два года возвещал Евангелие в училище некоторого Тиранна. В это время не только жители Ефеса, но многие из других стран слышали здесь учение Господне, иудеи и язычники. Чем сильнее было здесь суевере и нечестие, тем сильнее употребил Господь орудия веры и благочестия. Руками апостола производились столь обильные чудеса, что даже посредством платков и полотенец, бывших на его теле, исцелялись болезни и изгонялись демоны. Самая сила тьмы, невольно прославляла силу Христову. Так, когда семь сынов иудейского Первосвященника Скевы осмелились тем же именем, как и Павел, изгонять бесов, злой дух столько устрашил дерзких заклинателей, что и другие стали с большим благоговением почитать имя Христово. Сила тьмы ослабевала приметным образом. Многие из волшебников обратились, и принесши волшебные книги к ногам апостола, сожгли оных на 50000 драхм серебра. Самый храм Дианы колебался и темнел от силы и света учения Павлова. Опасение, чтобы храм богини не пал совершенно, а вместе и корыстолюбие, заставили среброковача Димитрия, торговавшего серебряными изображениями Дианина храма, возбудить мятеж в городе против апостола, но этот мятеж был утишен одним книжником, и не мог поколебать Церкви Христовой здесь основанной. 24 По исшествии апостола отсюда в другие страны, здесь оставались пресвитеры, 25 а, следовательно, была Церковь благоустроенная. Возвращаясь из путешествия своего в Иерусалим, апостол имел трогательнейшее свидание и прощание с Ефесскими пастырями в Милете. Напомнив, каких трудов стоило ему насаждение у них веры, св. Павел объявил им, что они не увидят его более, заповедал им внимать себе и всему стаду, и предрек, что по отшествии его придут к ним лютые волки, не щадящие стада. 26

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

Высокопреосвященнейший Арсений (Брянцев) Архиепископ Харьковский и Ахтырский. (†28 апреля 1914 г.). Прот. П.Фомин В Бозе почивший Высокопреосвященнейший Арсений, Архиепископ Харьковский и Ахтырский, по продолжительности и характеру своей кипучей и неустанной деятельности принадлежал к числу выдающихся и заслуженнейших святителей отечественной Церкви и в частности святителей Харьковских. В течение долгой его жизни пред ним сменился целый ряд поколений и эпох в развитии нашей церковно-общественной жизни. Нести бремя своего служения ему приходилось при резко изменявшихся, а иногда и необычайных условиях деятельности. Понятно, поэтому, что его жизнь и деятельность на поприще нашей отечественной Церкви не могли не сложиться в жизнь историческую, отпечатлевшую на себе черты бытовой жизни нашего духовенства и широких церковно-общественных течений за свыше полувековой период времени; она становится, поэтому, в высшей степени поучительной для всякого православного, а тем более для всякого церковно-общественного деятеля. Архиепископ Арсений, в миру Александр Дмитриевич Брянцев, родился в 1839 году 27 августа в селе Волста-Пятница, Юхновского уезда, Смоленской губернии и происходил из бедной семьи причетника Димитрия Аверкиевича Брянцева. Родители его были люди простые, не получившие школьного образования, но отличавшиеся высокими благочестием, преданностью долгу и чрезвычайным трудолюбием. Они сами занимались обработкой земли и с утра до вечера в летнюю пору были в поле и огороде. Труженическая жизнь этой семьи была полна лишений и материальной необеспеченности, домашняя обстановка самая простая и скудная: чаю здесь не знали, и пшеничного хлеба в доме не едали. Но несмотря на это отец Александра Дмитриевича в высшей степени любил грамотность и книжное научение, сам много читал в часы досуга, пополнял свои знания самообразованием, в осеннее и зимнее время он собирал к себе в дом детей прихожан и вместе со своими детьми обучал их чтению, письму и правилам веры. Все грамотеи прихода были делом рук его. Несмотря на скромную должность свою, причетника, Дмитрий Брянцев пользовался среди прихожан и духовенства искренней любовью и глубоким уважением. Его кончина была тихая и мирная, истинно христианская. Главная забота родителей Брянцевых заключалась в том, чтобы несмотря на скудость средств дать всем детям своим доброе, церковное направление и полное образование. Как отец, так в особенности после его смерти мать прилагали все свои силы и непрестанно хлопотали о том, чтобы довести дело школьного образования детей до конца. Не смотря на отличные природные дарования и успешную подготовку Александр Брянцев долгое время оставался дома вследствие скудости родительских средств и вследствие того, что два старшие его брата учились в Вяземском Духовном Училище на собственном отцовском иждивении.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010