РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ   22 Сентября (5 октября)   Священномученик Вениамин (Воскресенский), епископ Романовский, викарий Ярославской Епархии   Священномученик Вениамин (в миру Василий Константинович Воскресенский) родился 15 января 1871 года в селе Переславцево Угличского уезда Яро­славской губернии в семье священника. Отец Константин был одарен большими му­зыкальными способностями, такими же спо­собностями оказались одаренными и его сыновья – все пятеро были регентами училищ­ных хоров, а один из них регентом архи­ерейского хора. В 1877 году отец Константин основал в селе начальную школу, кото­рая за отсутствием помещения расположи­лась в его доме; учительницей в ней стала его супруга, Александра Васильевна. Первоначальное образование Василий получил в Ростовском духовном училище. С 1886 по 1892 год он учился в Ярославской Духовной семинарии, а с 1892-го – в Мос­ковской Духовной академии. Окончив академию в 1896 году, Василий Константино­вич в 1898 году был назначен помощником инспектора в Кутаисскую Духовную семи­нарию; здесь он преподавал русскую лите­ратуру и историю. В 1901 году его перевели в Тифлисскую Духовную семинарию. Оказавшись в Тифлисе, он окончил Тифлисское Императорское музыкальное училище по классу теории музыки. В 1908 году Василий Константинович был переведен в Вятскую Духовную семинарию, а через год – в Во­логодскую. В 1911 году он был назначен преподавателем Священного Писания и ру­ководителем семинарского хора в Ярослав­ской Духовной семинарии. В то время в сре­де духовенства Ярославской епархии возникла идея собирать капиталы на учреждение стипендии для студентов семинарии, чтобы бедность и недостаток средств не могли быть препятствием к получению об­разования; идея нашла многих сторонников и стала успешно осуществляться. Василий Константинович принял деятельное участие в этом и стал активным жертвователем. Имея большие музыкальные дарования и прекрасную профессиональную подготовку, Василий Константинович принял горячее участие в развернувшейся в те годы в цер­ковной прессе полемике – состоять ли хо­ру из профессиональных певцов или стре­миться к церковным напевам унифици­рованными для всех храмов Русской Право­славной Церкви или оставаться местным различиям в напевах, как имеющим нема­лую самостоятельную ценность, так как в них зачастую запечатлелись благочестие и молитвенный настрой наших предков в большей степени, чем в некоторых произве­дениях, которые публиковались в нотных печатных сборниках.

http://fond.ru/kalendar/931/veniamin/

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Декабря 7 ( 20 ) Священномученик Сергий Голощапов Священномученик Сергий родился 6 июня 1882 года в Московской губернии в деревне Баньки, в которой располагалась в то время Знаменская мануфактура Полякова, где его отец Иван Голощапов долгое время работал художником по тканям. В семье было пятеро детей, отец часто болел и по этой причине оставался без работы. Это обстоятельство еще более ограничивало скудные средства семьи. Вскоре после рождения младшего сына, Сергея, вся семья переехала в село Алексеевское, расположенное на окраине тогдашней Москвы. Здесь прошли его детство и юность. Здесь он получил первые религиозные впечатления и представления о Церкви и церковной жизни. В своем очерке о святом праведном Иоанне Кронштадтском он, касаясь впечатлений детства, писал: «Я был еще ребенком, когда в нашем доме впервые узнали о дивном пастыре. Однажды моя мать пришла от своей хорошей знакомой и сказала: “В Кронштадте, за Петербургом, есть необыкновенный священник – отец Иоанн. Его окружают толпы народа; он раздает деньги бедным, предсказывает будущее и исцеляет больных. Народ окружает его тысячами”. Как сейчас помню нашу маленькую квартирку, где весть об отце Иоанне впервые коснулась моего слуха, проникла в сердце, в самую душу и там глубоко запала. О нем говорили часто наши родные и знакомые, о нем неслись печатно и устно новые и новые вести, ходило много толков в народе; и с той же поры мысль об отце Иоанне Кронштадтском уже не покидала ни меня, ни всех членов нашей семьи... Часто заочно моя мать обращалась к нему с горячей просьбой помолиться о том или другом деле за нас пред престолом Божиим. При этом говорила она, что замечала, когда о чем попросит его, то исполняется. Этой заочной просьбе к нему она и меня научила. И пишущий эти строки сам, много раз просив о чем-либо заочно молитв отца Иоанна, получал желаемое». С ранних лет Сергей отличался большой религиозностью, он пел в церковном хоре и прислуживал в алтаре. Преподаватель Закона Божия в начальной школе, видя благочестивое настроение мальчика и учитывая бедность семьи, порекомендовал его родителям отдать Сергея для дальнейшего образования в Заиконоспасское Духовное училище, где обучение было бесплатным. Родители последовали его совету. Окончив духовное училище, Сергей поступил в Московскую Духовную семинарию. Здесь он познакомился с отцом Иоанном Кронштадтским, сподобившись великой чести прислуживать ему в алтаре. «О Боже, можно ли описать то состояние, в котором находился я во время этой литургии, совершаемой отцом Иоанном! – писал впоследствии Сергей Иванович. – Это было что-то поистине необыкновенное, невыразимое, что можно было чувствовать, воспринимать непосредственно душою».

http://fond.ru/kalendar/1450/sergiy/

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Сентября 10 ( 23 ) Священномученик Василий Максимов Священномученик Василий родился 28 января 1887 года в селе Бабка Павловского уезда Воронежской губернии в семье крестьянина Никиты Максимова. Семья жила бедно, а кроме того, Никита тяжело заболел и ослеп. Василий рос мальчиком благочестивым и послушным, и местный священник благословил его прислуживать в алтаре. Однажды в престольный праздник службу в храме совершал приезжий архиерей; ему понравился благочестивый, одаренный музыкальными способностями мальчик, и он взял его с собой к месту своего служения в Шадринск и определил в духовное училище. Василию было тогда четырнадцать лет. В Шадринске он познакомился со своей будущей женой Юлией, которая училась в то время в музыкальном училище. Ее отец, священник Александр Конев, служил в храме на станции Мысовая Иркутской губернии. В 1914 году Василий Никитич был рукоположен в сан священника к одному из храмов города Шадринска, затем переведен в храм в городе Петропавловске. В 1923 году отец Василий переехал в Москву и был назначен в храм великомученика Никиты в селе Кабаново Орехово-Зуевского уезда Московской губернии. За безупречное и ревностное служение Церкви отец Василий был возведен в сан протоиерея и впоследствии награжден митрой и назначен благочинным. В Кабанове было несколько домов, принадлежащих церкви: дома священника и диакона, церковноприходская школа и небольшая сторожка, где жила благочестивая девица Евфимия Вишнякова со своим отцом-сторожем. К ним в комнату была протянута веревка с колокольни, чтобы в случае проникновения в храм воров сторож мог звонить в колокол. Из церковных зданий к 1923 году за церковью остались только дом священника и сторожка. Протоиерей Василий поселился с семьей в большом священническом доме. Служил отец Василий часто; за каждой службой он говорил проповеди, к которым всегда накануне тщательно готовился, пользуясь своей большой библиотекой. Отец Василий знал, что его проповеди достигают сердца прихожан и посему не нравятся гражданским властям, но он считал просвещение паствы своим неотъемлемым долгом. Народ понимал, что священник находится в опасном положении, и ценил, что он не устает проповедовать истины Христовы. Прихожане доверяли своему батюшке и знали, что в это трудное время они не одиноки и не оставлены и всегда могут обратиться к нему за помощью и поддержкой. И он в свою очередь старался всецело служить церковному народу и по каждой просьбе шел соборовать и причащать тех, кто не мог прийти в храм.

http://fond.ru/kalendar/855/vasiliy/

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Собор новомучеников и исповедников Российских Преподобноисповедницы Афанасия (Лепешкина) и Евдокия (Бучинева) П реподобноисповедница Афанасия родилась 15 марта 1875 года в городе Москве в семье сына купца первой гильдии Ва­силия Николаевича Лепешкина и его супруги Александры Гри­горьевны и в крещении была наречена Александрой. У ее роди­телей было двенадцать детей, но из всех детей остались только три дочери, так как остальные умерли в юном возрасте. Детям родите­ли старались дать наилучшее по тем временам образование. Александра Васильевна окончила Чернявское училище в Москве и в совершенстве знала французский и немецкий языки. Образо­вание стоило в то время немалых денег, и за обучение ее в училище платили родственники – богатые фабриканты Лепешкины. Семья купцов и фабрикантов Лепешкиных издавна была изве­стна в Москве своим благочестием и благотворительностью. Брат прадеда игумении Афанасии, Семен Лонгинович Лепешкин, был строителем Троице-Одигитриевской обители, основателем кото­рой был преподобный Зосима (Верховский). Он принимал деятельное участие в строительстве каменного Троицкого храма в мо­настыре, выстроил ограду вокруг обители, большой корпус для жительства сестер и два небольших, а также каменные погреба. Он купил для обители огороды вблизи Москвы, которые приносили хотя и небольшой, но постоянный доход. Его отец, Лонгин Кузьмич, был возобновителем и строителем храма преподобного Марона Пустынника в Старых Панех в Моск­ве, разрушенного почти до основания во время нашествия фран­цузов в 1812 году. Он стал и первым же старостой этого храма. Ког­да он скончался, старостой и благотворителем храма стал его сын Василий, а после смерти Василия Лонгиновича в 1840 году – его сын Николай. «В буквальном смысле не перечесть жертв и заслуг его для храма! – писали о нем современники. – Все – за самым не­большим разве исключением – все драгоценное, что видит глаз в Мароновском храме, – все это дар, жертва приснопамятного Ни­колая Васильевича Лепешкина: священные сосуды, из которых одни приобретены даже с выставки, напрестольные кресты и Евангелия, ценные массивные сребропозлащенные ризы на ико­нах, таковые же хоругви и лампады, вся церковная утварь, ценные священнические облачения и прочее».

http://fond.ru/foto/149/Aleksandra/

Святитель Димитрий родился в 1651 году в местечке Макарове, находящемся в 40 верстах от Киева. Родители его были рядовой казак макаровской сотни киевского полка Савва Григорьевич Туптало и жена его Мария Михайловна. Савва Туптало происходил из шляхетской фамилии Савичей. По свидетельству самого святителя, родители его были люди глубоко-верующие и отличались примерной благочестивой жизнью. Наибольшее влияние на ум и сердце Даниила (так звали в мире св. Димитрия) оказывала его чрезвычайно религиозная мать, так как по делам своей службы отцу его редко приходилось бывать дома. Без сомнения, ее же постоянным заботам об истинно-христианском воспитании своих детей сестры Даниила обязаны тем, что все три, Памфилия, Феврония и Параскева, приняли впоследствии пострижение и были преемственно игумениями ими же основанного Никольского Иорданского монастыря. Первоначальное образование Даниил получил дома, где научился читать и писать по-славянски. Наученный грамоте, он был отдан своими родителями для дальнейшего образования в училище при Киевском Богоявленском монастыре, в котором преподавателем тогда состоял знаменитый в то время духовный писатель Иоанникий Голятовский. Здесь он с особенною любовию и прилежанием отдался изучению наук и, благодаря своим большим природным способностям, вскоре занял место в числе лучших учеников училища и обратил на себя внимание, между прочим, некоторыми самостоятельными работами в стихотворстве. Даниил учился здесь в продолжении трех лет и преимущественно занимался чтением книг св. Писания, творений отцов и учителей церкви и житий святых, а в праздники и воскресные дни неленостно ходил в церковь Божию для молитвы. Еще при поступлении своем в училище Даниилу пришлось быть свидетелем торжественного внесения новообретенной чудотворной иконы пресв. Богородицы, Братской, в новую церковь училища. Чудное нахождение иконы, на которой вплавь спасся татарин, сильно подействовало на впечатлительного юношу и еще более усилило его религиозное настроение. Оно невольно должно было отразиться и на всей последующей жизни Даниила: он отличался благонравием и безукоризненным поведением, так что и тогда легко можно было предвидеть заранее, какой путь жизни изберет себе Даниил. В 1665 году Киево-Братский монастырь был опустошен поляками; здания его были разрушены, и Даниил должен был удалиться в дом своего отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/z...

Скачать epub pdf К 125-летию со дня кончины митрополита Макария (Булгакова) Прошедший год был ознаменован несколькими юбилейными датами, связанными с именем митрополита Макария (Булгакова) . В 2007 году исполнилось 125 лет со дня преставления архипастыря. 140 лет назад, в 1867 году, Высокопреосвященнейший Макарий подал Государю императору Александру II и обер-прокурору Святейшего Синода графу Д. А. Толстому прошение «о ежегодных премиях для поощрения отечественных талантов, посвящающих себя делу науки и общеполезных занятий». В 1857 году, 150 лет назад, начал издаваться основной многотомный труд митрополита Макария «История Русской Церкви». Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков) , святитель, историк и богослов, всю свою жизнь отдал исследованию, изучению и написанию истории Русской Церкви. Результатом его многолетней исследовательской деятельности явилась многотомная «История Русской Церкви», которая принадлежит к числу наиболее полных исследований не только по русской церковной истории, но и по истории России. За этот труд митрополит Макарий был удостоен звания действительного члена Российской Императорской Академии наук. Будущий архипастырь родился 19 сентября 1816 года в селе Сурково Новооскольского уезда Курской губернии, в многодетной семье бедного сельского священника Петра Булгакова и его супруги Стефаниды Григорьевны. Младенец был настолько слаб, что отец сразу же крестил его. Во Святом Крещении мальчик получил имя мученика и исповедника Михаила, князя Черниговского. Семи лет Михаил лишился отца, мать осталась вдовой с шестью малолетними детьми, поэтому детские годы его проходили среди горькой нужды, бедности и лишений. Но несмотря на трудности, разумная и благочестивая мать его старалась дать своим детям образование. Михаил учился основам грамоты в доме своего крестного отца священника П. Никитского. С 1825 года обучался в Корочанском Духовном училище, с 1827 года – в окружном уездном Духовном училище в Белгороде, при Курской Духовной семинарии. Болезненный ребенок не преуспевал в науках, учеба требовала от него огромного трудолюбия и усидчивости. «Кто мог подумать, – писал его биограф П. А. Смирнов , – что из этого жалкого, забитого, признанного безнадежным мальчика выйдет великий святитель, наставник многих поколений, направитель церковной жизни, доблестнейший слуга отечества, подвижник и покровитель просвещения».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Храм – училище благочестия. " В храме стояще славы Твоея, на небеси стояти мним»... Праздник Входа во храм Пресвятой Богородицы, совершаемый Церковью 21 ноября по нашему православному календарю, живо и ярко учит нас, какое громадное значение имеет для нас храм Божий. В этот день вспоминается исполнение обета над Пречистой Отроковицей-Девой Марией, который дали Ее благочестивые родители Иоаким и Анна еще до Ее рождения. Будучи бесплодными и скорбя об этом, они просили Бога даровать им дитя, обещая посвятить его на служение Ему. Молитва их была услышана: Господь даровал им дитя, нареченное Мариею, и вот, едва исполнилось Ей три года, как они уже спешат исполнить свой обет и приводят Ее в храм Господень во Иерусалим, дабы посвятить Ее на служение Господу. В богослужении этого дня вспоминается, как сам первосвященник захария встретил Пречистую Отроковицу и, по особому откровению Божию, ввел Ее во святая-святых, куда обычным смертным доступа не было и куда он сам мог входить лишь однажды в год. Сами Ангелы поразились необычайности этого события, как поется об этом в торжественном песнопении этого праздника: «Ангели вхождение Пречистыя зряще удивишася, како Дева вниде во святая святых». Зачем все это было нужно? Затем, чтобы Пречистая Отроковица Мария, получив воспитание в храме, овеянная благодатью Божиею, могла стать достойнейшим сосудом воплощения от Нее Сына Божия. Она приводится в храм Господень, как поется в песнопениях этого праздника,  «Тому уготоватися в Божественное жилище».  Вот почему праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы является как бы преддверием великого праздника Рождества Христова – приготовляет нас к нему, отчего с этого дня начинает воспеваться в храмах рождественское ликующее песнопение:  «Христос раждается, славите, Христос с небес, срящите!»  Вот почему и в тропаре этого праздника так выразительно поется:  «Днесь благоволения Божия предображение:... в храме Божии ясно Дева является, и Христа всем предвозвещает»... Великое событие рождения в мире Сына Божия стало возможным только потому, что избранная орудием для этого чудесного события Отроковица была введена в храм Божий и получила в нем свое воспитание.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Часть II. Духовная жизнь монаха Глава I. Учение епископа Игнатия о монашестве Монашество есть Божественное установление, отнюдь не человеческое Еп. Игнатий. Прежде чем приступить к описанию духовной жизни монаха по творениям и письмам епископа Игнатия, выясним, каково было отношение Преосвященного к монашеству. Суждение епископа Игнатия по данному вопросу имеет особый авторитет, потому что он измлада, посвятив себя иноческому служению, изучил монашество как теоретически, так и практически. Как уже было сказано, первой его любимой книгой было «Училище благочестия» – книга, содержащая назидательные рассказы о древних великих иноках-подвижниках. Уже из этой книги юный подвижник мог почерпнуть много сведений о монашестве древних времен. Затем в Инженерном училище будущий учитель иноков занялся глубоким изучением святоотеческих творений, преимущественно его интересовали древние аскеты – наставники иноков. Начав изучение святых отцов на школьной скамье, епископ Игнатий не прекращал его до самой своей блаженной кончины. Святитель Игнатий изучил писания святых отцов о монашестве глубоко и всесторонне. Практическое ознакомление преосвященного Игнатия с монашеством началось также в годы ученья. Посещая Валаамское подворье в С.-Петербурге, а затем и Александро-Невскую Лавру, пытливый юноша, несомненно, уже тогда начал изучать, в доступной для посетителя обителей степени, монашескую жизнь. С 1827 года, с момента его вступления в число послушников Александро-Свирского монастыря, и до конца своих дней в течение 39-ти лет Преосвященный живет в монастырях, среди монахов, и практически сам проходит трудное поприще монашеского делания. За этот большой срок епископ Игнатий посетил более 30-ти монастырей, в 9-ти из них он жил продолжительное время. Как положительные, так и отрицательные стороны монашеской жизни епископ Игнатий в период скитания по монастырям и за время управления тремя монастырями изучил в совершенстве (Лопотовым монастырем, Троице-Сергиевой пустынью и Николо-Бабаевским монастырем). 170

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Священномученик Михаил Шафанов и мученица София: Вместе и в радости, и в горе, и в вечности Прожив по-настоящему счастливую, благочестивую жизнь, супруги в один день и час стали святыми мучениками 4 августа, 2014 Прожив по-настоящему счастливую, благочестивую жизнь, супруги в один день и час стали святыми мучениками В дни братоубийственной войны на Украине мы вспоминаем жития украинских новомучеников, прося их о заступничестве и умирении враждующих. Священномученик Михаил Шафанов и его супруга София пострадали от рук атеистов зимой 1918 года. Память этих святых празднуется в лике новомучеников и исповедников Запорожских 13/26 июня. Жизнь этих благочестивых людей была до определенного времени размеренной и спокойной. Михаил Яковлевич родился в семье диакона в 1856 году, а в 1880 году окончил Таврическую духовную семинарию и был определён псаломщиком в Свято-Троицкий собор города Керчь. 16 сентября 1881 года рукоположен во священника и с 1899 до 1918 года непрерывно служил в Покровской церкви села Водяное Мелитопольского уезда, настоятелем которой был назначен уже в 1901 году. Преподавал Закон Божий в земском училище и церковно-приходской школе, одновременно исполняя обязанности ее заведующего. С 1901 года нес послушание помощника благочинного Мало-Знаменского округа. За усердное служение в 1911 году отец Михаил был награжден Святейшим правительствующим Синодом золотым наперсным крестом, а за непрерывное двадцатипятилетнее преподавание Закона Божия – орденом святой Анны 3-й степени. У батюшки и его жены, Софии Георгиевны, было два сына и две дочери: Даниил 1897 г. р., Виктор 1898 г. р., Нила (год рождения точно неизвестен) и Надежда 1901 года. После революции спокойной жизни христиан пришёл конец. Отцу Михаилу пытались запретить служить, в адрес семьи священника стали поступать угрозы. Но священник не ушёл с места служения, не скрылся, не сбежал от своего креста. И за непрестанную молитву, за кротость, долготерпение, ревностное служение Богу и людям Шафановы вскоре сподобились принять мученическую кончину. Прожив по-настоящему счастливую, благочестивую жизнь, супруги в один день и час стали святыми мучениками в прямом смысле.

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-mi...

Вестник ПСТГУ Новые сведения о взглядах архиепископа Богучарского Серафима (Соболева) на проблемы Русской Православной Церкви Источник Публикуемый документ – письмо известного подвижника благочестия епископа (впоследствии архиепископа) Серафима (Соболева) архиепископу Вениамину (Федченкову) . Причина появления письма – звучавшие со стороны архиепископа Вениамина обвинения в ереси в адрес митрополита Антония (Храповицкого) . Епископ Серафим, будучи противником учения митрополита Антония об искуплении, тем не менее высказался против подобных обвинений. Епископ Серафим приводит в своем письме ряд интересных фактов, характеризующих отношение праведного Иоанна Кронштадтского к архиепископу Феофану (Быстрову) и Г. Распутину. Архиепископ Серафим (в миру Николай Борисович Соболев) является одним из наиболее почитаемых в Болгарии и в России подвижников благочестия и одним из наиболее авторитетных апологетов православия. Иерарх родился в 1881 г., окончил Рязанскую духовную семинарию и Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1908 г. за сочинение «Учение о смирении по Добротолюбию» удостоен ученой степени кандидата богословия. В 1908 г. был рукоположен во иеромонаха, затем преподавал в Пастырском училище в Житомире, в Калужской и Костромской духовных семинариях. С 1912 г. о. Серафим был возведен в сан архимандрита и назначен ректором Воронежской духовной семинарии. Вместе с отступавшими войсками генерала А. И. Деникина архимандрит Серафим уехал на юг России. В соответствии с решением Высшего Церковного Управления на юге России, в день Покрова Пресвятой Богородицы 1920 г. архимандрит Серафим был рукоположен во епископа Лубенского, викария Полтавской епархии. В ноябре того же года архипастырь покинул Россию, а в 1921 г. возглавил русские приходы в Болгарии. В том же году иерарх был переименован Патриархом Тихоном во епископа Богучарского. В 1938 г. за сочинение «Новое учение о Софии Премудрости Божией» удостоен ученой степени магистра богословия и был включен в состав Ученого комитета при Архиерейском Синоде Русской Православной Церкви заграницей (РПЦЗ). В 1944 г. архиепископ Серафим перешел из ведения Архиерейского Синода в подчинение Московского Патриархата. Скончался архипастырь в день Торжества православия 26 февраля 1950 г. В 2010 г. имя архипастыря было включено в святцы Русской православной Церкви заграницей (РПЦЗ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010