464 Эти детали зафиксированы на чертежах П. П. Покрышкина, сделанных им в ходе ремонта 1903–1904 гг. См.: Покрышкин П. П. Отчет о капитальном ремонте Спасо- Нередицкой церкви в 1903 и 1904 годах. СПб., 1906 (Материалы по археологии России, изд. Императорской Археологической комиссией. Вып. 30). Табл. VII, VIII. 466 Остатки древней росписи были зафиксированы в 1911 г. на воздушной связи северного рукава Спасо-Нередицкой церкви. См.: Изв. ИАК. СПб., 1911. Вып. 39 (Вопросы реставрации. Вып. 7). С. 10. 468 Михайлов С. П. Первоначальное убранство интерьера собора Иоанновского монастыря во Пскове//ДРИ: Художественная культура X – первой половины XIII в. М.. 1988. С. 99 471 Названные цифры обмеров имеют незначительные – в 2–3 см расхождения сданными В. М.Ковалевой и не имеют принципиального значения для реконструкции 472 Сарабьянов В. Д. Новые данные о фресках церкви святого Георгия в Старой Ладоге: Предварительное сообщение по материалам реставрации в 1982–1986 годах//Практика реставрации памятников монументальной живописи: Сб. научных трудов. М., 1991. С. 32–36. 473 Гусева О. Г., Воинова И. Л. К вопросу о датировке Успенской церкви в старой Ладоге//Программа «Храм». Вып. 8: Чтения памяти Н. Е. Бранденбурга. СПб., 1995. С. 75–80. 475 Изображение Богоматери Параклесис присутствует уже на алтарном столбе базилики Св. Димитрия в Фессалониках, УП в. См.: Walter С. Bulletin of the Deesis and Paraclesis II REB. 1980. Vol. 38. P. 266. Парные фресковые образы Богоматери Просительницы и Вседержителя сохранились в церквах Панагии Аракиотиссы в Лагудера, Кипр, 1192 г., Арилье, 1296 г., Св. Никиты в Чучере, 1316 г., Богородицы Одигитрии в Пече, 1330–1334 гг., Белой церкви в Каране, 1340–1342 гг., и др. См.: Бабик Г. О живописном украсу олтарских преграда. С. 19 и далее. 481 Walter С. The Origins of the Iconostasis//ECR. 1971. T. 3. P. 256. Показательны в этом отношении мозаики Михайловского собора в Киеве, около 1112 г. (Лазарев В. Н. Михайловские мозаики. М., 1966. Табл. 4), «Причащение апостолов» из Спа- со-Преображенского собора Мирожского монастыря, около 1140 г., или фрески трапезной монастыря Иоанна Богослова на Патмосе, XIII в. (Kolias Е. Patmos. Athens, 1990. (Byzantine art in Greece). Fig. 34, 36).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Вероятно, здесь находит отражение вековое стремление Запада к покорению новых территорий, связанное с географическими особенностями (высокая плотность населения в Европе, недостаток ресурсов). Западная культура, образ жизни, система ценностей выступают здесь как средства агитации, призванные завуалировать прозелитизм. Упомянутые выше особенности западной и русской цивилизаций позволяют предположить, что мировоззренческая пропасть лежит не столько в плоскости догм и канонов той или иной конфессии, и, конечно же, не в плоскости демократических ценностей, а в том, на каких условиях достижимо согласие двух цивилизаций в вопросах противостояния общим вызовам. II. Смоленщина: испытание веры История Смоленска, одного из древнейших русских городов (первое датированное упоминание Смоленска в Устюжском (Архангелогородском) летописном своде относится к 863 г.: он был уже «град велик и мног людьми»), примечательна тем, что не раз смоляне стояли перед выбором: Россия или Запад, православие или католицизм. Смоленск вошел в состав древнерусского государства - Киевской Руси в результате похода дружины Новгородского князя Олега на Киев в 882 г. Археологические раскопки Гнездовских курганов свидетельствуют о высоком развитии в Смоленске ремесла и о существовании письменности на Руси до введения христианства (оно начало распространяться на Смоленщине после крещения Киева). В политической жизни города большую роль играло вече. Владими Мономах воздвиг в Смоленске собор в честь Успения Божией Матери, в 1103 г. освятил его, поставил в соборе чудотворную икону Божией Матери Одигитрии. В XII - XIII вв. на Смоленской земле утвердились князья одной из главных ветвей потомка Мономаха - сыновья и внуки сына Мономаха Мстислава Владимировича. Выдающимся политиком был внук Владимира Мономаха Ростислав Мстиславич (причислен к лику святых), усилиями которого в Смоленске была учреждена самостоятельная епископия (1137 г.), построено множество храмов. Расцвет духовной жизни Смоленщины связан с именами праведников, святых русской земли: преподобного Авраамия Смоленского (XII-XIII века), мученика Меркурия, воина Смоленского (уп.1239 г.), преподобного Андрея Смоленского (XIV век).

http://ruskline.ru/analitika/2011/04/13/...

Самое искренне покаяние то, которое идет от души. Такое чувство делает исповедь полной и максимально полезной для самого исповедника. Однако искренность ещё надо воспитать в себе. Не всякий будет вот так просто рассказывать о себе «хорошем» перед свидетелем его дел и мыслей. Честность воспитывается поступками добродетельными. Их результат — созидание доброго, нравственного. Не хватает современнику правдивости. То и дело покаяние превращается в ритуал, когда таинство воспринимается как магическое заклинание или набор внешних действий: выполнил строго по порядку и всё — ты спасён. Такоё понимание свойственно протестантам, а ещё больше сектантам. С этой «технологией спасения» приходит на исповедь и «советский человек». Долгие годы он не знал, что гордость — это грех, что коммунизм — это некачественная копия Библии. И теперь, преодолев падение «изма», он нашел место своему мировоззрению, своей размытой копии в христианстве и его таинствах. Покаяние такого типа верующих — очень серьезное испытание для священника. Ведь привыкли жить по заповедям уголовного кодекса, считая остальное мелочью и пустяком. Так и приходят к пастырю: с длинным введением в покаяние и кратким раскаянием по УП СССР, УПК РСФСР и РБ. Конечно, слава Богу, что и так приходят! Ведь Господь видит сердца. Но священник на исповеди — это непросто продвинутая модель робота- исповедальни. Он — видимое свидетельство того, что Бог отпустил, простил грехи покаявшемуся человеку. Господь так премудро устроил: для человека материального, всегда требующего видимого свидетельства, оставил видимое доказательство прощения грехов, в которых человек покаялся в душе. Ведь не может сам человек с нарушенным духовным зрением принимать решения подобного типа: «Так! Я вот тут покаялся! Всё, вижу, что мне простили!». Это дело находится в компетенции Церкви Божией. Таинство Причастия Сердцем Церкви является Евхаристия, вокруг которой строится вся видимая и невидимая жизнь Церкви. Церковь «построена» Господом не только как санаторий для души, в котором она может найти успокоение от суеты и злобы дня, но и как больница, в которой человек ищет врача, способного исцелить его страсти. Природа страсти — грех, а грех есть болезнь, и Церковь лечит эту болезнь.

http://azbyka.ru/katehizacija/o-tainstve...

В 1913 году церковь отремонтировали. В январе 1936 года храм Воскресения Христова был разрушен по постановлению советских городских властей. Мотивировка - «мешала движению городского транспорта». Характерно, что через несколько лет (в 1940 г.) разрушителей храма обвинили в «троцкизме» и «перегибах», а саму церковь признали безвозвратно утерянным памятником архитектуры... С распадом СССР в обществе стали вестись разговоры о восстановлении храма на прежнем месте. На место претендовали как православные, так и униаты. В итоге было решено строить православный храм. Научным руководителем проекта восстановления являлся главный архитектор УП «Витебскжилпроект» Игорь Ротько. Было принято решение строить храм в оригинальном виде, таким, какой он был до перестройки в православный. За небольшим исключением: в середине кровли запланировали небольшую башенку с куполом и скрытый купол, видимый только изнутри. Проект создавался по рисункам художника Юзефа Пешки и фотографиям. По сохранившимся останкам фундамента (в ходе строительства они уничтожены) была установлена толщина стен оригинальной постройки - 90 см. В 2001 г. начались строительные работы по восстановлению церкви. Строительство храма частично велось на пожертвования предприятий города («Марко», «Веста» и др.) и простых горожан. Любой желающий мог купить кирпич для постройки церкви, на котором писалось его имя. Кирпич для строительства поставлялся витебским объединением «Керамика». В 2002 г., когда был закончен цокольный этаж, в нём разместился нижний храм святого Антония Римлянина, Новгородского Чудотворца. В 2005 г. были построены стены будущего храма, а в 2006 г. установлены барочные купола, произведенные российским предприятием «Морион». В конце 2008 г. были закончены наружные отделочные работы, в нишах стен созданы образы Христа, Богоматери и святых. В мае 2009 г. церковь обрела голос – колокола. 10 июля 2009 г. Свято-Воскресенская церковь была торжественно освящена Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, Патриаршим Экзархом всея Беларуси. В 2011 г. на алтарном щите храма витебским иконописцем Сергеем Петровым выполнена икона «Сошествие Иисуса Христа во ад».

http://sobory.ru/article/?object=09276

По его словам возрождаемый собор был построен на месте, священном для «миллионов живших и живущих», причём: «Не только в Татарстане, не только в России, но и во всей Вселенной». Казанский митрополит вспомнил известные строки В.С.Высоцкого: «Купола в России кроют чистым золотом. - Чтобы чаще Господь замечал», добавив, что это - ещё и «золото наших сердец, золото нашей любви к Богу, к чистоте, к Матери Божией, золото нашего мирного бытия». После своего выступления митрополит Казанский и Татарстанский Феофан призвал верующих к совместной молитве, совершив чин освящения крестов и окропив всех собравшихся. Вслед за этим состоялись подъём и установка с помощью высотного крана центрального креста на главный купол собора Казанской иконы Божией Матери. Под молитвенные возгласы собравшихся сияющий на солнце крест взмыл в небо и занял подобающее ему место. Часть верующих после этого приложилась к другим освящённым крестам. Их водружение планируется осуществлять в рабочем порядке с учётом погодных условий и мер безопасности. Завершилась церемония без пятнадцати минут второго. Следует напомнить, что начало реализации проекта возрождения одного из самых известных православных храмов России, основанного на месте явления в 1579 г. чудотворного Казанского образа Пресвятой Богородицы, положило подписание Президентом Республики Татарстан Р.Н.Миннихановым 4 ноября 2015 г. Указа No УП-1066 «О создании Болгарской исламской академии и воссоздании Собора Казанской иконы Божьей Матери». Первый камень (памятную капсулу) в основание воссоздаваемого собора заложил 21 июля 2016 г. - в День явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани - Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев), посетивший с этой целью с архипастырским визитом Татарстан. Благодаря, главным образом, усилиям «Фонда Возрождения», возглавляемого первым Президентом (ныне - Государственным Советником) Республики Татарстан М.Ш.Шаймиевым, а также слаженной работе светских властей и священноначалия Татарстанской митрополии, за достаточно короткие сроки удалось в целом отстроить уничтоженный в 1932 г. пятиглавый собор практически в его первоначальном виде.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/06/18/mi...

  Завтра заговины перед Филиповками. Так Рождественский Пост зовется, от апостола Филиппа: в заговины, 14 числа ноября месяца, как раз почитание его. А там и Введение, а там и Николин День, а там… Нет, долго еще до Рождества. – Ничего не долго. И не оглянешься, как подкатит. Самая тут радость и начинается — Филиповки! — утешает Горкин. — Какая-какая… самое священное пойдет, праздник на празднике, душе свет. Крестного на Лександру Невского поздравлять пойдем, пешком по Москва-реке, 23 числа ноября месяца. Заговеемся с тобой завтра, пощенье у нас пойдет, на огурчиках — на капустке кисленькой-духовитой посидим, грешное нутро прочистим, — Младенца-Христа стречать. Введенье вступать станет — сразу нам и засветится. – Чего засветится? – А будто звезда засветится, в разумении. Как-так, не разумею? За всеношной воспоют, как бы в преддверие, — «Христос рождается — славите… Христос с небес — срящите…» — душа и воссияет: скоро, мол, Рождество!.. Так все налажено — только разумей и радуйся, ничего и не будет скушно. На кухне Марьюшка разбирает большой кулек, из Охотного Ряда привезли. Раскапывает засыпанных снежком судаков пылкого мороза, белопузых, укладывает в снег, в ящик Судаки крепкие, как камень, — постукивают даже, хвосты у них ломкие, как лучинки, искрится на огне, — морозные судаки, седые. Рано судак пошел, ранняя-то зима. А под судаками, вся снежная, навага! — сизые спинки, в инее. Все радостно смотрят на навагу. Я царапаю ноготком по спинке, — такой холодок приятный, сладко немеют пальцы. Вспоминаю, какая она на вкус, дольками отделяется; и «зернышки» вспоминаю: по две штучки у ней в головке, за глазками, из перламутра словно, как огуречные семечки, в мелких-мелких иззубринках. Сестры их набирают себе на ожерелья, — будто как белые кораллы. Горкин наважку уважает, — кру-уп-ная-то какая нонче! — слаще и рыбки нет. Теперь уж не сдаст зима. Уж коли к Филиповкам навага, — пришла настоящая зима. Навагу везут в Москву с далекого Беломорья, от Соловецких Угодников, рыбка самая нежная, — Горкин говорит — «снежная»: оттепелью чуть тронет — не та наважка; и потемнеет, и вкуса такого нет, как с пылкого мороза. С Беломорья пошла навага, — значит, и зима двинулась: там ведь она живет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Стоит заметить, что храм имеет трёхчастную композицию, включающую основной кубический объём, завершённый пологим шатром с луковичной главкой, прямоугольную апсиду с луковичной главкой и притвор, над которым возвышается двухъярусная колокольня. Стены горизонтально обшиты досками и выкрашены в приятный синий цвет. Оконные прямоугольные проёмы и угловые пилястры выкрашены в белый цвет. Петропавловская церковь вплотную примыкает к ограде городского кладбища и отчётливо видна с далёкого расстояния. Из книги-путеводителя: " От Беловежской Пущи до Полесских болот " . - Минск, УП " РИФТУР " , 2013 Свято-Петро-Павловская церковь в городе Кобрине была построена в 1465 году. Она находилась на южной окраине центральной площади города – Рыночной. Теперь на этом месте расположен районный Дом культуры в сквере имени А.И. Морозова. Рыночную площадь переименовали в площадь Свободы. Церковь отмечена в ревизии королевского ревизора Дмитрия Сапеги за 1563 год. Обозначена церковь и на плане города 1798 года. Храм располагался недалеко от дома А.В. Суворова. Почти ежедневно посещая ее, опальный полководец протоптал свою тропинку через соседние огороды. Он взбирался на колокольню, когда надо было звонить, или пел на клиросе в хоре. Невысокого роста, неширокий в плечах, Суворов обладал могучим " командирским " басом, что снискало ему уважение певчих и прихожан. Он также пожертвовал храму несколько икон. В знак уважения к великому полководцу церковь стали называть Петропавловско-Суворовской. С 1847 года настоятелем храма являлся церковный деятель, историк А. Кульчицкий. В 1857 году из-за аварийного состояния и опасности разрушения церковь закрыли. Через пять лет провели капитальную реставрацию храма В 1911 г. церковь решили перенести на старинное кобринское православно-католическое кладбище, на котором имеются очень древние захоронения. Кладбище существовало в XVIII, а возможно, и в XVII веке. Оно обозначено на самых ранних планах города. Здесь похоронен брат Адама Мицкевича профессор права Харьковского университета Александр Мицкевич со всей семьей. На могиле — мастерски выполненный памятник в виде скорбящего ангела с крестом, обвитого кленовой веточкой. Есть и другие имеющие историческое значение захоронения: на старых надгробиях известные фамилии: Костюшко-Сехновицкие, Верещаки...

http://sobory.ru/article/?object=11087

Чтобы придать зданию вид православного храма, были надстроены дополнительные ярусы с тремя главками на фасаде, а также по одному куполу над основным объёмом и над алтарной частью, а внутри был смонтирован трёхъярусный иконостас по вославным канонам. Купола при возведении делали облегчёнными, но придали вид монументальности (барабаны имели такие архитектурные детали как полуколонны и полуарки). Во времена советской власти они обветшали, начали разваливаться, и их попросту демонтировали. После перестройки фасадов здания в 60-х гг. XIX века, костёл Иоанна Крестителя переосвятили в православную Успенскую церковь. Позже решено было сменить это посвящение и вновь освятить храм во имя благоверного князя Александра Невского. Именно под таким посвящением религиозный объект известен в наши дни. Уже в новейшее время в храме был сооружён придед во имя святителя Николая Чудотворца. После войны была утеряна знаменитая и легендарная скульптура Лоретанской Божьей Матери. Сейчас в храме хранятся чудом уцелевшие скульптуры Христа и Иоанна Крестителя. Перед праздником Рождества Христова в 2001 году в храме во имя благоверного князя Александра Невского явилось чудо мироточения запрестольной иконы Божией Матери " Знамение " . Накануне Светлого Христова Воскресения, во время вечерней службы, образ воссиял ярким светом и обновился. Цвета стали выразительными, а нимб из оранжевого цвета превратился в светло-жёлтый. После этого события по просьбе архиепископа Пинского и Лунинецкого Стефана, её вынесли из алтаря и мастера сделали для неё киот. Рядом с храмом - огромный валун, установленный в память о Столовичской битве 1771 года между барскими конфедератами, на стороне которых выступил гетман М. К. Огинский, и российским отрядом во главе с А. В. Суворовым. Это событие стало прологом к первому разделу Речи Посполитой в 1772 году. Из книги-путеводителя: " От Беловежской Пущи до Полесских болот " . - Минск, УП " РИФТУР " , 2013 и с сайта: barturizm.by/pamyatniki-i-pamyatnye-mesta/Церковь Святого Александра Невского в Столовичах (Бывший костёл Иоанна Крестителя) - наследие мальтийских рыцарей.

http://sobory.ru/article/?object=09615

Храм стоит уже почти 225 лет, не всякое каменное здание простоит столько времени, а Троицкая церковь сложена из дерева. Да так, что, по словам настоятеля храма, между досками и бревнами даже просвета нет. Троицкая церковь является историко-культурной ценностью второго класса по мировой системе ЮНЕСКО и имеет охранную грамоту. По этой причине Министерство культуры запрещает проводить какие-либо самостоятельные ремонтные работы. " Мы хотели купола красивые сделать, золотистые, обшивку поменять, а нам говорят, какая она есть, такая и должна быть " , - рассказал священник. И хотя масштабные реставрационные работы внутри здания старой церкви запрещены, Милодин и отец Геннадий не отчаиваются. Дело в том, что Троицкий храм не отапливается. Когда церковь строилась в 1798 году, о вопросах комфорта думали мало, да и возможностей таких не было. В наше время в здании старой церкви службы проводят с Вербного воскресенья до Покрова, а потом переходят в здание новой церкви, которое строили уже совместно с Милодином. " Бригада у него небольшая: сосед, хлопец один и второй Вася Держак. Он раньше в Минске работал, сейчас тут живет, строитель по профессии. Он по камню идет, а Милодин больше по дереву " , - объясняет отец Геннадий. Милодин также построил при церкви двухэтажное здание, которое предусмотрено для проживания детей в летнем лагере. Есть и мастерская. Кроме того, при церкви живут четыре монахини. Мы застали строительство еще одного здания - это будет летняя кухня с оборудованной печкой. В планах строительство для детей волейбольной площадки, размещение теннисного стола и баскетбольного кольца, столов для игры в шашки и шахматы. Все эти постройки находятся в некотором отдалении от здания старой церкви, и, посмотрев, как все устроено, мы поворачиваем обратно. Идем по песчаной насыпи, проходим мимо домов, которые люди оставили ради большого города. Милодин после отметит, что его мечта - чтобы в белорусских деревнях было побольше жителей. Возле церкви растет огромный клен. Когда строили автостоянку, дерево не вырубили, хотя могли бы. " Сколько ему расти надо, чтобы таким быть " , - замечает отец Геннадий. В строительстве стоянки, к слову, помогал руководитель хозяйства УП " ПИК-Лесное " Леонид Бутевич. В помощи церкви не отказывает никто.

http://ruskline.ru/opp/2022/11/19/kak_se...

То, что осталось, перенесли в Свято-Георгиевскую кладбищенскую церковь пос. Мир. 14 августа 1948 года вышло постановление Мирского райисполкома, согласно которому здание часовни должно использоваться в качестве зернохранилища спиртового завода. В этих целях часовня использовалась около 20 лет. В крипте хранились торф и уголь. В октябре 1978 года Совет Министров БССР принял постановление о реставрации Мирского замка и строительстве в пос. Мир художественного профессионально-технического училища. В соответствии с ним планировались работы по комплексной реставрации Мирского замково-паркового комплекса, включая и часовню. В то время часовня ещё не действовала. В 2000 году часовня-усыпальница в составе объекта " Замковый комплекс Мир " вошла в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. 2004 год стал годом начала реставрационных работ, которые продолжались в течение четырёх лет (завершились к 1 декабря 2008 года). 27 апреля 2007 года, после освящения, на звонницу был поднят колокол с нанесённым текстом: " Памяти, Госпадзе, Душы памерлых раб Тваих роду Святаполк-Мирских " . Для часовни-усыпальницы был изготовлен новый иконостас из дуба, копия оригинального (установлен в 2009 году). В 2013 году в часовню был возвращён оригинальный крест, находящийся над царскими вратами. В 2014 году в часовне начались богослужения. Так, первой 22 марта, в день памяти Сорока Севастийских мучеников, в склепе состоялась панихида. Она была проведена с церковным хором по просьбе Марии Святополк-Мирской, правнучке князя Николая Ивановича Святополк-Мирского, обратившейся на интернет страницу Свято-Троицкой церкви. В самой же часовне 22 мая, в день памяти святителя Николая, была проведена Божественная литургия. Из книги-путеводителя " Несвиж-Мир " . Издательство г. Минск. УП " Рифтур " , 2004 (2014). Живописную асимметричность фасаду усыпальницы придает башня-звонница, на которой находится рельефный герб-картуш князей Святополк-Мирских. Оригинальный картуш в 1970-х годах неожиданно рухнул, разбившись на несколько частей, и до реставрации хранился в Национальном музее истории и культуры Беларуси в Минске.

http://sobory.ru/article/?object=03345

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010