Появившись впервые на территории края в нач. XVIII в. под влиянием образцов московского зодчества, данный тип был хорошо освоен местными строителями и воспроизводился как в камне, так и в дереве в XIX-XX вв. Церковь Рождества Христова в с. Н. Аблязово. 1724 г. Фотография. 2013 г. Фото: А. П. Пятнов Церковь Рождества Христова в с. Н. Аблязово. 1724 г. Фотография. 2013 г. Фото: А. П. Пятнов Первые известные каменные церкви П. о. нач. XVIII в.- усадебные и монастырские. Усадебное храмовое строительство активно шло в XVIII и 1-й пол. XIX в., во 2-й пол. XIX в. преобладало строительство приходских, городских и сельских храмов. Самые ранние усадебные храмы расположены в селах Н. Аблязове и Радищеве (бывш. В. Аблязово) Кузнецкого р-на. Храм Рождества Христова (1724) и Преображенская ц. (1725-1738) построены помещиком Г. А. Аблязовым - прадедом А. Н. Радищева. В продольной 3-частной композиции присутствует объемное решение центральной части по типу восьмерик на четверике. В Преображенском храме композиция усложнена за счет 2-ярусного восьмерика, что добавило динамики силуэту храма, общие пропорции которого, как и в храме Рождества Христова, крупные и монументальные. Колокольни храмов - 2-ярусные шатровые с высокими арочными проемами яруса звона, апсиды - полукруглые. Почти идентичен декор фасадов, в котором визуально доминирует решение карнизной части, состоящей из двойного поребрика, ступенчатых кронштейнов в 4 кирпича. Выразителен и декор наличников прямоугольных окон: перспективных сандрика с 3-лопастным кокошником с фронтончиком по центральной оси и подоконника, соединенных 2 полуколонками с перехватами в центре фруста. Преображенская церковь в с. Радищево. 1725–1738 гг. Фотография. 2013 г. Фото: А. П. Пятнов Преображенская церковь в с. Радищево. 1725–1738 гг. Фотография. 2013 г. Фото: А. П. Пятнов Аналогичное объемно-пространственное решение имеют и более поздние усадебные храмы: Богоявления в с. Чардым (1761) и Рождества Богородицы в с. Луначарском Лопатинского р-на (1765), Преображения Господня в с.

http://pravenc.ru/text/2579942.html

Отношение русской церковной власти к расколу старообрядчества в первые годы синодального управления при Петре Великом Источник Содержание Предисловие Введение Часть первая Духовные меры Святейшего Синода против раскола в 1721–1725 гг. I. Увещательные послания для вразумления раскольников и предупреждения православных от заражения расколом II. Миссионерская деятельность церкви против раскола III. Полемическая деятельность церковной власти против раскола Вопрос о перстосложении для крестного знамения Вопрос о форме креста Господня Вопрос о начертании и произношении имени Иисус Вопрос об аллилуйя Вопрос о книжном исправлении Краткие замечания автора «Обличения» о других спорных вопросах Часть вторая. Церковно-гражданские меры высшей духовной власти против раскола и его последователей в первые годы Синодального управления (1721–1725 гг.). I. Общий характер и направление противо-раскольнических мер II. Церковно-гражданские учреждения и лица, принимавшие, по указам Петра I, участие в розыске раскольников III. Краткая характеристика противо-раскольнической деятельности сыщиков Зиновьева, Коптелова, Плещеева, Ю. Ржевского и др. IV. Подробное изложение церковно-гражданских мер V. Характеристика влияний и условий, сопровождавших противо-раскольническую синодально-церковную деятельность Приложения 1. Увещательные пункты или проект Златоустовского архимандрита Антония о том, как поступать с раскольниками, которые от раскола обращаются, но прежнего своего сложения перстного не пременяют и не проклинают от 14 июля 1721 года 2. Пастырское Святейшего Синода увещание к обращению раскольщиков в недра Православное Церкви 3. Увещание 4. Отрывок на толкования на Христовы проповеди о блаженствах сочинён архиепископом Феофаном Прокоповичем в 1722 г. 5. Очистительное клятвенное обещание попа Никифора Львова, обвинявшегося в раскольничестве, прочитанное при народном собрании в С.-Петербургском Троицком соборе 23 мая 1725 года     Предисловие Вопросу о русском расколе, в смысле изучении и обличения его, оказано было и оказывается очень много внимания со стороны высшей церковной власти, учёных духовного и светского чина, противо-раскольнических миссионеров, издателей памятников по части раскола, – внимания, впрочем, не большего, чем как заслуживает самый вопрос, весьма важный и сложный, имевший и имеющий не историческое только, но и церковно-общественное, жизненное значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Sinaj...

Скяда получал право требовать приобретения книг, потребных для Школы, и рассчитывать за труды «сверх своего звания» на особое вознаграждение по усмотрению архимандрита. В Москве он получал, при квартире с дровами (10 сажен), жалованья 200 рублей; в Петербурге заявил желание получать жалованья вдвое более, так как в Петербурге «провиант и материал покупаются против Московского с передачею», и вдобавок по варе пива. Из жалованья он на 100 рублей выразил желание получать провиантом. Его желание о размере трактамента было удовлетворено, и контракт был заключен 3-го декабря 1725-го года на 3 года. Скяда получал 400 рублей жалованья, вару пива в 7 четвертей и 10 сажен дров. Содержание ему было выдано с 1-го января 1726-го года 2519 . При  назначении профессором Алесандро-Невской Школы Скяда был в Петербурге. Получив назначение, он 4-го декабря 1725-го года выехал в Москву 2520 , по-видимому, для распоряжения своим хозяйством. Для Скяды в декабре 1725-го года был куплен за 130 рублей у служителя Алексея Савостьянова в Подмонастырной слободе дом, после ухода Скяды перешедший в 1730-м году к комиссару Василию Литвинову 2521 . С 12-го июля 1726-го года в Школе появился и другой преподаватель – «присланный, по требованию Невского Монастыря, от генерал-майра Декулона с письмом для обучения во оной Школе учеников Арифметике и Геометрии кондуктор Иван Соснин» 2522 . Архимандрит Петр писал генерал-майру от фортификации Декулону 28-го февраля 1726-го года: при Невском Монастыре содержится Школа, в которой обучают Греческому и Латинскому диалектам. «А к тому обстоит нужда ко обучению Арифметики и Геометрии, а такого учителя не имеется. А ныне уведомлен я, что в команде вашего превосходительства обретается ученик Иван Соснин, которой, за увечием своими у левой руки перстов, полевой службы понести не может. А такую арифметическую и геометрическую науки знает. Того ради прошу вашего превосходительства, благоволии оного Соснина отпустить в Невскую Школу». Генсрал Декулон письмо архимандрита Петра представил по команде в Главную Артиллерию, которая постановила: «инженерному ученику Ивану Соснину быть кондуктором и отослать его в Невской Монастырь для обучения церковничьих и монастырских служительских детей Арифметике и Геометрии», жалованье ему определено получать кондукторское, по 5-и рублей в месяц, из доходов Невского Монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Песоцкий Предтечев-Вознесенский, в городе Брянске, в XVII столетии был приписным к Брянскому Петропавловскому; в 1706 г. в него перев-ны монахини из Брянского Вознесенского, тогда упразднённого. Ныне его нет. [III, 460, 597.] Строит. Пафнутий , 1635, 1638, в сент. сослан в Кирилло-Белоезерский; опять здесь 1641, 46, мар. Игум. Антоний , 1648 и 49. – Нифонт определён 29 окт. 1651; упом. 1652 и 53. – Вонифатий , в мар. 1653. Строит. Нифонт , в июле 1656, в июле 1659. – Авраамий определён 27 февр. 1660; уволен 22 июля 1661. – Сергий определён 19 февр. 1663. – Измаил определён 28 мар. 1666; упом. в сент. 1670. Игуменьи До перевода, в Вознесенском старом: Строит-ца Марфа Мачехина , 1638. Иг-нья Ираида , 1697. По переводе: Иг-нья Капитолина Неплюева , 1705–1725, 21 февр. уволена, за старостью. – Екатерина Засецкая определена 21 февр. 1725. – Анна , 1739. – Аполлинария Толбузина , 1743. 6 Поликарпов Спасский, в городе Брянске, когда основан, не известно; после 1764 г. упразднён. [V, 588.] Игум. Корнилий , 1620–34. – Гавриил определён 2 нояб. 1643. Строит. Иосиф , 1651, 52, 56, мар. Игум. Иона , 1659–63, авг. Строит. Иосиф Надеин определён 28 мар. 1666. Упом. 1667, 70, 73, 76, 79. – Иринарх , в нояб. 1681. Игум. Александр , 1693. – Пахомий , 1696–1704, отставлен. – Питирим , 1704–13, перев. в Брянский Петропавловский. – Филипп , 1719–39. – Пафнутий Случевский , 1743–50. 7 Столбовский Николаевский (в 50 верстах от Севска) находился в Севском уезде; в 1725 г. приписан к Севскому Спасскому; в 1764 г. упразднён. [VI, 329.] Строители Акиндин , 1665. Геннадий , 1696. Иларион , 1713–19, архим. 1719–25, 20 авг. перев. в Севский Спасский. Архимандриты Герасим произведён 27 сент. 1737 из наместн.; до 1742. Венедикт Коптев в 1742 перев. из Александро-Свирского; до 1745; потом наместн. в Чудове мнтре, а с 1748 – в Московском Андреевском. Лазарь Богословский , в 1745–49. Александр Синяговский † в янв. 1758 ... Иларион Завалевич , наместн. Чудова монастыря, 6 февр. 1758 определён архимандритом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1724 г. П. был вызван в столицу для заседания в «Петербургском правлении» Синода. В дек. того же года рекомендован Синодом на архиерейскую кафедру в Воронеж, но его кандидатура не была утверждена. В 1725 г. по поручению Синода П. наряду с писателем и переводчиком архим. Феофилом (Кроликом; † 1732) участвовал в правке «касающихся духовного суда артикулов» воинского устава (Там же. Т. 5. С. 569-579). 7 мая 1724 г. П. участвовал в коронации имп. Екатерины I Алексеевны , в нач. марта 1725 г.- в церемониях, связанных с погребением имп. Петра I, 25 февр. 1728 г.- в коронации имп. Петра II Алексеевича . Считается, что в 20-х - нач. 30-х гг. XVIII в. «Смелич являлся одним из деятельных чиновников Синода, понимавших и защищавших нужды Церкви» ( Скворцов. 1878. 1. С. 34-36). 31 июля 1725 г. по повелению имп. Екатерины I он был назначен наместником с.-петербургского Александро-Невского мон-ря, 9 авг. удостоен звания «первейшего архимандрита во всей империи» (ОДДС. Т. 5. С. 412). Императрица лично возложила на него наперсный финифтяный крест. В нояб. того же года П. ввел в Славянской школе, находившейся на территории Александро-Невской обители, преподавание греч. и лат. языков, преобразовав это учебное заведение в Славяно-греко-латинскую семинарию. Мон-рь обязался содержать на «своем коште» 50 воспитанников. Для «обучения младых отроков на еллинском и латинском диалектах» по рекомендации П. из Московского типографского уч-ща был приглашен грек Афанасий Егорович Скиада (1691-1769). Помимо обучения языкам, архимандрит поручил Скиаде привести в порядок, описать и пополнить монастырскую б-ку. Для преподавания арифметики и геометрии по прошению П. из инженерной роты был прислан И. Соснин, к-рый первоначально исполнял должность префекта семинарии. Позже по приглашению архимандрита лат. язык преподавал датчанин Адам Селлий (впосл. мон. Никодим; 1695-1745). Др. наставников П. безуспешно пытался выписать из Москвы и из Киева. К 1726 г. по ходатайству П. для Александро-Невской типографии из Московской типографии были присланы неск. пудов «греко-литинских» литер.

http://pravenc.ru/text/2580322.html

4 . ГАВРИИЛ I Бужинский, Архимандрит Ипатский, а потом Троицы Сергиева монастыря, по 30 Октября 1726 года. Наконец, он был Епископом Рязанским. Советники Архимандриты: 5 . I Смелич, Архимандрит Симоновский, потом Александро-Невский, по 1727 год; и паки с 1735 по 1736. Наконец, он был Архиепископом Белгородским. 6 . ЛЕОНИД, Архимандрит Высокопетровский, в 1722 году, Февраля 18, хиротонисан в Архиепископа Крутицкого. В 1736 году, Марта 4, уволен в Епархию. 7 . ИЕРОФЕЙ, прозванием Прилуцкий, Архимандрит Донской, потом Новоспасский. По 1725 году, Август 25. Скончался в 1728 году, Октября 28. Асессоры: 8 . АНАСТАСИЙ I Кондоиди, Протоиерей, родом Грек, выехавший из Молдавии с Князем Кантемиром. Но в том же году пострижен в монашество и наименован Афанасием. В 1722 году, Марта 2, произведён в Игумена Ярославского Тольского монастыря; потом был Архимандритом Спасо-Ярославским. В 1725 году, Декабря 26, пожалован Советником Святейшего Синода. В 1726 году, Октября 9, хиротонисан в Епископа Вологодского. Наконец, был Епископом Суздальским. Он присутствовал по 1728 год. 9 . Иоанн I, Протоиерей Санкт-Петербургского Троицкого собора. По 8 Июля 1723 года. 10 . II, Протоиерей Санкт-Петербургского Петропавловского собора по 1726 год. 11 . ВАРЛААМ I Овсяников, Иеромонах, Асессор и Обер-секретарь с 3 Марта по 1 Октября, потом Игумен Угрешский; в 1723 году, Февраля 5 лишён монашества. 12 . ФЕОФИЛАКТ I Лопатинский, Архимандрит Чудовский, с 1723 года. В 1723 году хиротонисан в Епископа Тверского, в 1725, пожалован Архиепископом, в 1731 году, уволен в Епархию. О прочем см. ч. I, стр. 139 («В) Тверские и Кашинские» за 32). Он именовался Советником и был вторым Вице-президентом. 13 . АНАСТАСИЙ II Наусий, Грек, с 1722 по 1724 годы. Он в 1722 году, Июня 14, приписался в конце духовного Регламента. 14 . ФЕОФИЛ Кролик, Иеромонах, Асессор с 1722 года. В том же году, Июня 14, подписался в конце духовного Регламента. Потом был Архимандритом Чудовским по 17 Сентября 1730 года. Наконец, по 22 Декабря 1732 года – Новоспасским.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В 1728-м году отправленный в Голштинию для сопровождения тела умершей цесаревны Анны Петровны при перевезении морским путем в Россию иеромонах Афанасий (Берсетович) был оставлен, по ордеру генерал-майора Бибикова, в Голштинию при церкви святой великомученицы Екатерины. Здесь он получал жалованье «от его королевского высочества» по 5½ «талеров курантов на месяц без всяких других акциденций, разве к служению в церковь от его высочества даемых нужных потреб». «Православного Российского народа» числилось в Голштинии до 40-а человек, – исключительно служителей, солдат и матросов при его высочестве. В 1734-м году иеромонах Афанасий просил об увольнении его из Голштинии в Россию и в 1743-м году, не дождавшись указа об увольнении, возвратился в Россию по паспорту, данному ему администратором его королевского высочества, и по определению Святейшего Синода был помещен в Александро-Невский Монастырь. А затем, по определению Святейшего Синода, во уважение его 15-и летнего пребывания в Голштинии, 18-го декабря посвящен во архимандрита Новгородсеверского Спасо-Преображенского Монастыря 2076 . Кроме назначения на начальственные должности и заграницу, Александро-Невские иеромонахи получали и другие разного рода послушания. В октябре 1738-го года отправлен в Новгород, «для школьного на Латинском диалекте священно-церковно-служительских детей обучения», иеродиакон Иоанн (Ястрембский) 2077 . В 1742-м году назначен в Синодальный Дом в Москву к церкви 12-и апостолов, для священно-служения, на место уволенного престарелого иеромонаха Сильвестра, иеромопах Иоанникий Можайский 2078 . В мире Иван, сын Смоленского дьячка Луки Михайлова, он родился в 1677-м году, с 1699-го года был священником в подгородной слободе, овдовев, постригся в 1702-м году в Смоленском-Троицком Монастыре 2079 . В июле 1725-го года уволен, по слабости здоровья, в Киев ризничий, иеромонах Тихон 2080 . В июле 1725-го года отпросился на обещание в Макариев Желтоводский Монастырь монах-еленец Сиф 2081 . В октябре 1725-го года возвращен в Киево-Михайловский Монастырь иеродиакон Ириней, прибывший и Александро-Невский Монастырь в 1716-м году вместе со своим игуменом Варлаамом (Голенковским). Тройная болезнь – утробная, грудная и головная – препятствовала ему отправлять иеродиаконскую службу 2082 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В 1738-м голу подписывается головщиком иеромонах Герасим 2219 . В 1741-м году был посвящен во иеромонаха головщик, иеродиакон Арсений, имевший от роду более 40-а лет, принявший монашество в 1729-м году и бывший в сане иеродиакона с 1733-го года и в Невском Монастыре с 1739-го года 2220 . Лица, занимавшие перечисленные должности, входили в состав духовного собора Монастыря, но, впрочем, в разном составе и порядке, так как не все эти должности и не всегда вводили занимавших их монашествующих в состав духовного собора. В 1737-м году, по монастырской ведомости, налицо было в Монастыре из должностных лиц только четверо: наместник, духовник и 2 головщика 2221 . В «соборном рассмотрении» участвовали и подписывали решение обыкновенно: наместник, уставщик, ризничий, духовник, в 1725-м году «келейные» иеромонах и иеродиакон, в 1728-м году ассесоры и соборный писарь; скрепа в 1725-м году произведена была судьей Головачевым, в 1728-м году иеродиаконом Иосифом (Ждановым) 2222 . В 1730-м году нет подписей духовника, ассесоров и писаря, но появляется казначей и иеродиакон Евникиан келейной, скрепа иеродиакона Иосифа прежняя 2223 . Порядок соборных должностей не был на первых порах устойчив. 15-го февраля 1725-го года он был такой, после наместника: уставщик, ризничий, духовник, келейные 2224 , 9-го марта 1730-го года: эконом, уставщик, ризничий, духовник, казначей, соборные 2225 . В 1731-м году первая после наместника подпись принадлежит эконому. Формула определения сложилась такая: «Троицкого Александро-Невского Монастыря наместник, иеромонах Симон с соборными приказали» 2226 . К середине 30-х голов порядок собора был такой: наместник, казначей, ризничий, уставщик, духовник 2227 . В 1738-м году соборное определение подписывают уставщик, ризничий, за казначея и головщик 2228 . За участниками соборного обсуждения дел к 1730-му году прочно уже установилось и именование «соборными»: соборный иеромонах, соборный иеродиакон 2229 . В 1737-м году формула определения для дел, решаемых при участии архимандрита, была такая: «по указу Ее Императорского Величества Святейшего Правительствующего Синода член, Троицкого Александро-Невского Монастыря господин архимандрит Стефан с братией приказал» 2230 . В 1741-м году формула определены для дел, решаемых без участия архимандрита, была такая: «по указу и по приказу Святейшего Правительствующего Синода члена, преосвященнейшего Стефана, епископа Псковского и Нарвского н архимандрита Троицкого Александро-Невского Монастыря, оного Монастыря наместник, иеромонах Досифей с соборною того же Монастыри братией и Канцелярии определили» 2231 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

2005. С. 328; Нижегородский Благовещенский муж. мон-рь. 1896. 6. С. 236; Филатов. 1994. С. 33). Первые сведения о часовне датируются 1725 г., когда она уже обветшала, возможно из-за пожара 1722 г. Поэтому попечением архим. Лаврентия в 1725 г. была построена каменная 8-гранная часовня, увенчанная шатром с маленькой главой и 8-конечным крестом. В 1838 г., во время визита в Н. Новгород имп. Николая I Павловича, он повелел «исправить» ветхую каменную часовню (1725). В 1848 (1847?) г. часовня, возобновленная на средства нижегородского купца 1-й гильдии И. С. Веренинова, была освящена благовещенским архим. Аполлонием. В 1867 и 1883 гг. ее ремонтировали и украшали. Здание часовни имело вид остроконечного 8-гранного шатра, стоящего на каменной площадке, окруженной железными перилами. Внутри, напротив входа, располагался 2-ярусный иконостас с образами Спасителя, свт. Алексия, свт. Николая Чудотворца и др. Посередине часовни был устроен медный бассейн в виде купели с 2 кранами по бокам, куда в теплое время года по трубопроводу поступала вода из почитаемого целебным источника. В 1928 г. здание часовни, как обветшавшее, было снесено. Источник благоустроен, вода вытекает в открытый бетонный бассейн, удобный для ее набора. В 2007 г. рядом с ним сооружены деревянный поклонный крест и деревянная часовня, где периодически служат молебны. Келейные корпуса традиционно были выстроены по периметру территории обители. В сев.-зап. углу в XVII в. стояли каменные одноэтажные больничные палаты. После возведения новой больницы на вост. стороне здание надстроили 2-м этажом для покоев архимандрита, покрыли высокой шатровой кровлей с 4 окнами-«слухами» и круговым обходом с перилами. Точная дата строительства этого корпуса келий с надвратной ц. ап. Андрея Первозванного неизвестна, однако можно предположить, что возведен он был в одно время с Успенской трапезной ц. В 1722 г. кельи пострадали от пожара, в том же году все деревянные конструкции были сделаны заново плотниками Башмаковым, Михайловыми, Панковым и др.

http://pravenc.ru/text/2565210.html

В 1742-м году опять поднялась до 220-и рублей 2677 . Сбор шел на починку моста и дороги 2678 . С 1725-го года дорожный сбор с Невского проспекта, возросший в предшествующие годы до 60-и рублей, резко пал: в 1725-м году до 18-и рублей 86½ копеек, в следующем году 9 рублей 93 копейки, далее 13, 14 и 17 рублей с копейками. В итоге, к 1729-му году монастырский расход по устройству и содержании дороги превышал приход, считая и содержание сборщиков, на 922 рубля 8 копеек 2679 . В 1728-м году сборвщикам у рогаток по прешпективой дороге дана была особая инструкция 2680 . Так как перспектива вела к Александро-Невскому Монастырю, то обложение проезда по ней пошлиною не могло не отражаться на числе Богомольцев в Монастыре, и в августе 1725-го года Святейший Синод решил было возбудить ходатайство об отмене сбора за проезд по проспекту 2681 . Сбор за проезд по прешпективой дороге взимали до 1730-го года, а в этом году сбор прекратили 2682 . Но потом опять стали собирать деньги за проезд и в 1742-м году собрано было 67 рублей. Решено было сдать сбор на откуп, двукратно выставляемы были «билеты» с вызовом охочих людей, но никем не было заявлено желания взять дорогу на откуп 2683 . Лавки приносили аренды от 21-го до 30-ти рублей в год. Одна лавка – «от Канцелярии», «за теснотою под Канцелярией места», была сломана 2684 . В1741-м и 1742-м годах были сданы только две лавки, 3-я и 6-я, остальные 7 «стояли праздны» 2685 . Кирпич выделывался на Чернорецких заводах – ординарный железный, полужелезный, красный и алый. Заготовленный по контракту 1738-го года миллион оказался невполне удовлетворительным «за неприлежным смятением глины» 2686 . В период с 1730-го по 1733-й год с Чернорецких монастырских кирпичных заводов было продано желтого и белого кирпича, негодного для монастырских строений, купцу Лапшину и майору Андрею Бестужеву 78.800 штук на 120 рублей 2687 . В 1737-м году Александро-Невский Монастырь, вместе с Новгородскими и Троице-Сергиевым, был привлечен к участию в уборке Новгородских казенных лугов, на которых собиралось до 700.000 пудов сена. В 1739-м году он должен был выслать 100 человек косцов, в 1740-м году – 300, да поставлено было лошадей на корм 367. В первый год уборки Монастыри потеряли до 10.000 рублей и долго хлопотали о сложении этой недоимки. В 1742-м году луга сданы были в аренду частному лицу 2688 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010