Маркел [ум. 1742] – епископ корельский и ладожский, муж ученый и просвещенный. Сей сочинял поучительные слова, а напечатаны из них только некоторые в Санктпетербурге 1741 и 1742 года. Мартинианов Антип – священник, сочинял поучительные слова, а напечатано из них одно 1742 года в Москве. Матвеев – боярин, сочинил историческое известие о невинном своем заточении в Пустозерском остроге. Матвеев – граф, и Медведев, монах, описали оба стрелецкий бунт 1682 года; токмо в сказаниях по страстям весьма несогласны, и более противны потому, что графа Матвеева отец во оном бунте убит, а Медведев сам участником в том бунте и тайных дел с Милославским предводителем был, за что после со Щегловитым и казнен смертию. Медведев – монах Чудова монастыря, ученик во стихотворстве Симеона Полоцкого , человек ученый, писал много стихов, но печатных нигде нет. Одна только осталася огромная эпитафия учителю его, им сочиненная, которая вырезана при гробе его на стоячем камне. Его ж рукописный плач и утешение России; он писал стрелецкий бунт. Меркурьев Иван – был переводчиком при императорской Академии наук. Сей писал много стихов, но из них известна только переведенная им с итальянского языка Метастазиева опера «Милосердие Титово», напечатанная в Санктпетербурге 1742 года. Миллер Гергард Фридрих – коллежский советник; в 1725 году вызван из Лейпцигского университета в Санктпетербург к учреждаемой тогда Академии наук в адъюнкты; 1730 произведен в профессоры; 1747 историографом; 1754 конференц-секретарем; 1765 года пожалован коллежским советником и определен главным надзирателем при Московском воспитательном доме, оставайся притом и действительным Академии наук членом; 1766 года марта 27 числа именным ее императорского величества указом определен государственной коллегии иностранных дел при архиве, где находится и доныне. Сей ученый и просвещенный муж издал в свет «Новогородскую историю»; новейшую российскую со временем царя Феодора Иоанновича до владения царя Михаила Феодоровича; «Ядро российской истории»; Судебник царя Иоанна Васильевича, собранный и примечаниями историческими дополненный тайным советником Татищевым; и много других до древностей российской истории касающихся материй сообщил в «Ежемесячных академических сочинениях» в разных годах, которым он был издатель с 1755 по 1765 год. Сочинил на немецком языке «Сибирскую историю», которая на российский язык переведена и напечатана в Санктпетербурге. Сей ученый муж за многие и полезные свои труды великой достоин похвалы.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opyt-i...

А.А. Половцов Нелединские-Мелецкие, дворянский род Нелединские-Мелецкие , дворянский род. Как и большинство старинных русских дворянских фамилий, Нелединские-Мелецкие считают себя выезжим родом. По сказанию родословных, родоначальник их Станислав Янович Мелецкий «муж королевского рода», выехал из Польши в Россию в 1425 г. и «с ним 200 человек двора его». Он принял православие с именем Михаила и пожалован в кормление городом Вологдой и вотчинами в Углицком, Городецком и других уездах. Его сын Василий Михайлович стал писаться Нелединским по принадлежащим ему вотчинам на реке Нелединке. Праправнук Василия Михайловича Михаил Григорьевич Нелединский при Великом князе Василии Ивановиче был послом в Турции со званием Наместника Углицкого. В XVII веке род этот не поднимался выше дворянина московского (всего девять человек). Борис Иоаннович был патриаршим боярином. Многие из Нелединских служили воеводами, из них Юрий Иванович был в 1602 г. воеводой в Нижнем Новгороде, а Матвей Юрьевич воеводой в Бежецком Верху, где был убит поляками в 1610 м году. Четверо Нелединских были убиты в походах. 18-го марта 1699 г. Нелединским из рода Станислава Мелецкого было дозволено остаться Нелединскими-Мелецкими. В начале XVIII века Нелединские-Мелецкие значительно поднялись, и один из них, Степан Петрович, 15 сентября 1725 г. был пожалован в бояре. Он был последним, получившим это звание (род. в 1666 г., ум. 5 апреля 1737 г., погребен в Сретенской церкви Донского монастыря. Его сын Юрий Степанович был ярославским обер-комендантом и сенатором. От брака с Анной Ивановной Талызиной он оставил сына Александра Юрьевича, который скончался в 1804 г. в звании действительного камергера и д. т. с. Сын последнего Юрий Александрович (1751–1828 гг.) был сенатором. У Юрия Александровича остался единственный сын Гавриил Юрьевич и две дочери, из которых одна была за князем Оболенским. Гавриил Юрьевич скончался в 1871 г. и род Нелединских-Мелецких в мужском поколении угас. Фамилия эта была передана в род князей Оболенских.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Он порой колотил их, порой готов был видеть в них своих сотрудников, чтобы тем ослабить в себе чувство скуки своим самодержавным одиночеством. Князь Меншиков, герцог Ижорской земли, отважный мастер брать, красть и подчас лгать, не умевший очистить себя даже от репутации фальшивого монетчика; граф Толстой, тонкий ум, самим Петром признанная умная голова, умевшая все обладить, всякое дело выворотить лицом наизнанку и изнанкой на лицо; граф Апраксин, сват Петра, самый сухопутный генерал-адмирал, ничего не смысливший в делах и незнакомый с первыми началами мореходства, но радушнейший хлебосол, из дома которого трудно было уйти трезвым, цепной слуга преобразователя, однако затаенный противник его преобразований и смертельный ненавистник иноземцев; барон, а потом граф Остерман, вестфальский попович, камердинер голландского вице-адмирала в ранней молодости и русский генерал-адмирал под старость, в убогое правление Анны Леопольдовны всемогущий человек, которого полушутя звали «царем всероссийским», великий дипломат с лакейскими ухватками, который никогда в подвернувшемся случае не находил сразу, что сказать, и потому прослыл непроницаемо-скрытным, а вынужденный высказаться, либо мгновенно заболевал послушной тошнотой или подагрой, либо начинал говорить так загадочно, что переставал понимать сам себя, – робкая и предательски каверзная душа; наконец, неистовый Ягужинский, всегда буйный и зачастую навеселе, лезший с дерзостями и кулаками на первого встречного, годившийся в первые трагики странствующей драматической труппы и угодивший в первые генерал-прокуроры Сената: вот наиболее влиятельные люди, в руках которых очутились судьбы России в минуту смерти Петра. Они и начали дурачиться над Россией тотчас по смерти преобразователя. Через три недели после похорон, 31 марта 1725 г., Ягужинский вечером во время всенощной влетел в Петропавловский собор и, указывая на стоявший средь церкви гроб Петра, принялся громко жаловаться на своего обидчика князя Меншикова, а на другой день рано утром Петербург был разбужен страшным набатом: это неутешная вдова-императрица подшутила над столицей – ради 1 апреля.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Паскаль Блез (1623–1662), французский религиозный философ, математик, физик. Патанджали (II в. до н. э.), создатель философской системы йоги, автор «Йога-сутры». Петр I Великий (1672–1725), русский царь с 1682 г., первый российский император (с 1721). Петражицкий Лев Иосифович (1867–1931), польско-русский социолог, правовед. Петров Б., псевдоним Б. П. Вышсславцева. Пиранделло Луиджи (1867–1936), итальянский писатель и драматург. Пифагор Самосский (2-я пол. VI – нач. V в. до н. э.), древнегреческий мыслитель, математик, религиозно-нравственный реформатор. Платон (427–347 до н. э.), древнегреческий философ. Плотин (ок. 204/205–269/270), греческий философ-платоник. Плутарх Херонейский (ок. 45 – ок. 127), греческий писатель и философ-моралист. Победоносцев Константин Петрович (1827–1907), русский государственный деятель, юрист, обер-прокурор Святейшего Синода в 1880–1905 гг. Понтий Пилат, римский прокуратор Иудеи в 26–36 гг., который, согласно Иосифу Флавию и новозаветной традиции, приговорил к распятию Иисуса Христа. Прометей (миф.), древнегреческий герой, титан-провидец, защитник и покровитель человеческого рода. Пугачев Емельян Иванович (1740 или 1742–1775), донской казак, предводитель Крестьянской войны в 1773–1775 гг. Пуруша, в древнеиндийской мифологии и философии первочеловек, «Я», сознание. Пушкин Александр Сергеевич (1799–1837). Рамануджа (XI в.), индийский религиозный мыслитель, основателъ «вишишта-адвайты» – разновидности веданты. Рахманинов Сергей Васильевич (1873–1943), русский композитор. Ренан Жозеф Эрнест (1823–1892), французский писатель, историк религии, филолог-востоковед. Ричль Альбрехт (1822–1889), немецкий теолог, основатель школы либерального протестантского богословия, названного его именем («ричлианство»). Робеспьер Максимилиан (1758–1794), деятель Великой французской революции, вождь якобинцев. Розанов Василий Васильевич (1856–1919), русский философ и писатель. Руссо Жан Жак (1712–1778), французский писатель, философ, публицист и композитор. Савальский Β. А. (ум. 1915), русский философ-неокантианец, профессор Варшавского университета.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Vyshesla...

Предания установлены для нас писанием или без писания. Догм. Седьм. Вселен. Собора, Васил. 91. Преданные догматы имеют одинаковую силу с письменными, Васил. 91, 92. Предохранилища. См. Волшебство. Предстоятель Церкви. См. Епископ. Прелюбодеяние. — Означение Лиц, Считающихся Прелюбодеями. Прелюбодеем называется совокупляющийся с чужою женою, Васил. 18, Григ. Нисс. 4. К прелюбодеянию относятся скотоложство и мужеложство, Григ. Нисс. 4. Прелюбодействующими признаются: а) муж, оставляющий жену и поемлющий другую, Шест. 87, Апост. 48, Карф. 115, Васил. 9, 77. б) берущий в брачное сожитие обрученную другому, Шест. 98. в) взявший деву, посвятившую себя Господу, Васил. 18. г) вступивший в брак, по отнятию у него чужой жены, как виновный за первую, Васил. 37. д) жена, оставившая мужа и вышедшая за иного, Шест. 87, Карф. 115, Васил. 9. е) жена отлучившегося мужа, сожительствующая иному прежде удостоверения о смерти его, Шест. 93, Васил. 31. ж) жена воина, вступающая в брак во время безвестности о муже, Шест. 93, Васил. 37. з) дева, давшая обет чистоты Господу, и потом нарушившая оный, Васил. 18, 60. Оставленный женою без вины достоин общения с Церковью, а она — епитимий, Шест. 87, Васил. 35. Женам обычай повелевает удерживать своих мужей, и неверных, в супружестве. Муж, оставленный женой, достоин снисхождения, и сожительствующая с ним не осуждается. Васил. 9. — Епитимия для прелюбодеев. Прелюбодеи приемлются в общение через пятнадцать лет, Васил. 7, 58 и через семь лет, если со слезами покаются, Шест. 87, Васил. 77, Анк. 20. Пресвитер. — Поставление Пресвитера. Пресвитер поставляется от одного епископа, Апост. 2. не прежде тридцати лет, Неок. 11, Шест. 14, 15, не прежде, как сделает всех, находящихся в доме его, православными, Карф. 45, не вскоре по Крещению, Перв. 2, не поспешно, и по испытанию, Сард. 10, Перв. 9, Кирил. 4. См. Клир. Рукоположение. — Отношение пресвитера к епископу. Пресвитер не должен пренебрегать своим епископом, Двукр. 14. Без воли своего епископа он не должен делать ничего, Апост. 39, Лаод. 57. Пресвитер, оставивший свой предел без воли своего епископа и переместившийся в другой, отлучается от общения, если не возвратится, Апост. 15, Перв. 15, 16. А если он делает раскол, презрев своего епископа, отдельно делает собрания, водружает иной Алтарь, не обличив епископа ни в чем противном благочестию и правде, то низвергается, как любоначальный, Апост. 31, и предается анафеме, Карф. 10, 11; Гангр. 6, Двукр. 13. Пресвитер должен возносить имя своего епископа на молитвах, Двукр. 13. Он должен наблюдать за образом жизни служителей Церкви и доносить о них, Васил. 89.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Вместе с тем, с заменою долгосрочного покаяния краткосрочным, епитимией стали называться самые дела покаяния, как то: пост, сухоядение, молитва , поклоны, милостыня, в каковом смысле и продолжают существовать. Сроки епитимии указываются правилами церковными различно, смотря по тяжести греха. Так, отпавшие от церкви добровольно и затем раскаявшиеся, подвергаются покаянию на всю жизнь (Гангр. соб. пр. 11, св. Васил. Вел. пр. 73, св. Григор. Нисск. пр. 2); если же отпадение было не добровольное, а вынужденное мучениями, то покаяние сокращается до 9 лет (св. Григор. Нисск. 2, св. Петр. Алекс. 1, св. Васил. Вел. 81), а иногда – до 4 лет (св. Петр. Алекс. 2); волшебство и чародейство наказываются 20-летним покаянием (св. Васил. Вел.65:72); убийца вольный подвергается покаянию на 20 лет, невольный – на 10 лет (св. Васил. Вел. 56, Анкирск. соб. пр. 23, св. Григор. Н. 5); прелюбодей – на 15 лет (св. Васил. Вел. 7, 5, 8; VI всел. соб. 87; Анкирск. соб. пр. 20); кровосмесники в высших степенях родства – на 20 лет, в других – на 12 (св. Васил. Вел. пр. 67, 75, 76, 79); сочетавшиеся браком в родстве 7–15 лет (VI всел. соб. 53, 54, св. Васил. Вел. пр. 68); блудники 3–9 лет (св. Васил. Вел. пр. 22, 38, 59); клятвопреступники 6–10 л. (св. Васил. Вел. пр. 64, 82); гробокопатели 9–10 л. (св. Васил. Вел. 62, св. Григ. Н. 7); нарушившие обет девства – 15 л. (св. Васил. Велик, пр. 18, 60); воры – на 1, 2 г. (св. Васил. Вел. 61, св. Григор. Н. 6) и т. д. По по смыслу правил, все эти сроки не считаются безусловно обязательными, а могут быть сокращаемы, смотря по исправлению кающегося, причем церковная власть может даже заменять одни наказания другими. Затем, епитимийцы, впавшие в смертную болезнь, сподобляются причащения св. таин и до истечения срока покаяния, но с обязательством, в случае выздоровления, продолжать таковое. Только на нераскаянных и неисправимых грешников не распространяется это снисхождение церкви, так как они должны и умирать в отлучении от церкви (VII всел. соб. 5, св. Васил.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Благовонные Масти. См. Масти благовонные. Благодать. Кто скажет, что оправдывающая о Иисусе Христе благодать Божия действительна только к отпущению грехов, уже содеянных, но не подает помощи, чтобы не делать иных грехов, анафема, Карф. 125. Благодать дает не только знание, что должно делать, но и любовь, чтобы можно было исполнить, что познаем. Там же. Кто говорит, что благодать Божия только открывает нам познание греха и того, что должно искать и от чего уклоняться, а силы к деланию того, что нам должно делать, не подает, — анафема, Карф. 126. Кто скажет, что благодать оправдания дана нам для того, чтобы через нее мы удобнее исполняли возможное к исполнению по свободному произволению, хотя с неудобством мы можем и без нее исполнить Божественные заповеди, — анафема, Карф. 127. Благословение. Благословение есть преподание освящения, Шест. 26, Васил. 27. Поэтому от еретиков не должно принимать благословения, Лаод. 32. Не должно благословлять другого тому, кто должен врачевать собственные язвы, Шест. 3, 26; Васил. 27. Благотворение. Благотворения, делаемые нищим посредством Церкви, похвальны, Гангр. 21. Блуд, Блудник, Блудница. — Определение блуда. Различение блуда и прелюбодеяния, Григ. Нисс. 4, Блудником признается муж, впадший в блуд со свободной от брака, Васил. 21. И блудницей — отроковица, вышедшая замуж, без соизволения отца, (Васил. 38. господина, Васил. 40), или вообще обладающего, но только до прощения и примирения, Васил. 42. — Епитимия для блудников мирян. Возбудивший сам себя к исповеданию грехов должен быть под епитимией более снисходительной, а уловленный во зле, или невольно обличенный, подвергается продолжительнейшему исправлению, Григ. Нисс. 4. Поэтому таковая епитимия простирается на девять (Григ. Нисс. 4) и на семь лет (Васил. 59), даже на четыре (Васил. 22) и на три года (Васил. 38). Как именно должно проходить эту епитимию? Григ. Нисс. 4, Васил. 22 и 59. Кто похитил и взял за себя обрученную другому или взял жену, по тайном или насильственном растлении ее: с такими как поступать? Васил. 22. Вышедшие замуж без согласия отца или господина, отлучаются на три года от причащения. Васил. 38.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Васил. 8. Епитимия за это пятилетняя и более, Васил. 57, Григ. Нисс. 5, Анк. 23. Продолжать или сократить епитимию за невольное убийство предоставлено благоразумию пастырей, Васил. 54. Невольный убийца не достоин священнической благодати, Григ. Нисс. 5. Убогий. Убогим, по удостоверению в их бедности, дозволяется ходить с мирными церковными письмами, а не с представительными грамотами, Четв. 11. Укорение. Укорять себя есть часть спасения, Тимоф. 17. Украшение. Украшение тела должно быть чуждо священнического чина, Седьм. 16. Умирающий. Отходящего от жития не должно лишать Святого Причащения, Перв. 13, Карф. 7. Учитель. Не испытанному не должно быть учителем других, Апост. 80. Ф Фуртунатиан, епископ Африканский, Карф. 109. Фотий, Патриарх Константинопольский. Премудр. 1. Фриги (еретики). См. Монтанисты. Фотиниане (еретики). Втор. 1. Θ Феодорит, епископ Кирский, Шест. 1. Феодор, епископ Памфилийский. Трет. послан. Феодор Мопсуестский, учитель Несториев, отвержен, Шест. 1. Феофил, Архиепископ Александрийский. Его правила приняты в Церковный закон, Шест. 2. Фракия. Епископы Фракийские должны иметь в своем ведении дела только Фракийской области, Втор. 2. X Харисий. Пресвитер, единомысленник Несториев. См. Несторий, Трет. 7. Хорепископ. Хорепископы должны быть поставляемы от епископа града, Ант. 10. Они могут служить и в городских церквах, Неок. 14. Они должны были, ограничивая свое попечение подчиненными им церквами, поставлять только чтецов, иподиаконов и заклинателей, а пресвитера или диакона только с воли своего епископа, Ант. 10, Анк. 13. впоследствии и чтецов, только с воли своего епископа, Седьм. 14. Хорепископы обязаны были: 1) принимать отзыв о служителях церковных от пресвитеров и диаконов и представлять оный епископам, Васил. 89. 2) иметь у себя список служителей церковных, кем кто определен и каково житие его, и представлять таковой же список епископам, Васил. 89. Хорепископы имели власть испытывать и принимать достойных в клир, но не числить в нем, прежде представления епархиальному архиерею, Васил.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

— Епитимия для блудников из духовенства. Священнослужители и причетники, обличенные в блудодеянии, извергаются из священного чина, Апост. 25, Васил. 3, 32, 51, 70; Неок. 1. Чтец, смесившийся прежде брака со своею обручницею, в высшие степени не производится, Васил. 69. — Епитимия для содержащих блудниц. Шест. 86. Богатство. Богатство, с правдой и благотворением соединенное, уничижать не должно, Гангр. 21. Богоявление. В навечерие Богоявления вечернее собрание бывает в девятый час. В сей день держится пост, который облегчается ради дня воскресного, Феоф. 1. Бог Отец. Един, Вседержитель, Творец всех видимых и невидимых, Свет, Бог истинный. Символ Никейск. Творец небу и земли. Симв. Конст. Больной Ногами. См. Телесный недостаток. Брак. Брачный Союз. — Святость Брачного Союза. Брак установлен Богом, Апост. 51. Брачное честное сожительство почтенно. Гангр. 21. Кто порицает и гнушается верной и благочестивой женой, как не могущей войти в Царствие Небесное, тот под клятвой, Гангр. 1. Кто девствует не по причине святыни девства, но гнушаясь брака, тот под клятвой, Гангр. 9. Если жена оставит мужа, гнушаясь брака, то она под клятвой, Гангр. 14. Кто из священного чина удаляется от брака, гнушаясь им, тот должен исправиться, или подлежит церковному наказанию. Так же и мирянин, Апост. 5, 51. Кто о пресвитере, вступившем в брак, думает, что не должно причащаться от него на Литургии, тот под клятвой, Гангр. 4. — Вступление в Брак. Незаконных браков венчать не должно, Феоф. 13. Вступающие в брак должны иметь согла сие на это от своих родителей (Вас. 38, 42), от своих господ, Васил. 40, 42. Вступление в брак запрещается: а) епископам (Шест. 12), монахам и монахиням, или девам, посвятившим себя Богу (Четв. 16. Васил. 6, 18), диакониссам, (Четв. 15), пресвитерам, диаконам и иподиаконам, если они уже вступили в свой сан, (Апост. 26. Шест. 3, 6), верным, особенно чтецам и певцам, с неверными, каковы иудеи и язычники, и с еретиками (Четв. 14. Шест. 72), разве только лицо сочетавающееся даст обещание перейти в православную веру: Четв. 14, Шест. 72, Лаод. 10, 31. мужу при живой жене, и жене при живом муже, Шест. 87, Васил. 77. б) Находящимся в духовном родстве. См.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Обида. Причиняющих другим обиды отлучать от Церкви, доколе не престанут, Феоф. 14. Обрученный. См. Брак. Дева. Жена. Прелюбодеяние. Общение. Общение с Церковью и с верными бывает несовершенное — только в молитвах, и совершенное — в причастии Святых Тайн, Анк. 5, 6, 7, 8, 9. Епископы и прочие клирики, находящиеся под судом, бывают вне общения, Карф. 90, 98, См. Суд. Обет. Должно воздерживаться от безрассудных обетов, каков обет не есть свиного мяса, Васил. 28. Обет признается действительным только тех, которые достигли совершенного разума, Васил. 18. Мужи и жены, давшие обет девства и нарушившие его, подлежат епитимии, Васил. 19, Анк. 19, Шест. 44, Васил. 18, 60. Оглашенный. Оглашенному потребно время, Перв. 2. между прочим для того, чтобы изучить веру. Лаод. 46. Об оглашенных должна быть молитва на Литургии, Лаод. 19. Все сделанное в житии оглашенных, прежде их оглашения, не подвергается истязанию, Васил. 20. но оглашенный, если согрешит, подвергается епитимии, Неок. 5, Перв. 14. Оглашенное отроча, или совершеннолетний, по неведению приобщившийся Святых Тайн, должен быть крещен, Тимоф. 1. Оглашенный, лишившись в болезни здравого ума, может быть окрещен, если не искушается от духа нечистого, Тимоф. 4. Жену, находящуюся в очищении, не должно крестить, доколе не очистится, Тим. 6. Оглашенный не должен есть от приношений для Бескровной Жертвы, Феоф. 8. Оглашенный, подвергнутый отлучению за грехопадения, в случае смерти должен быть удостоен Крещения и Причащения Святых Тайн, Кирил. 5. Одежда. Епископы и клирики не должны украшать себя пышными, светлыми и разноцветными одеждами, и воскрилиями иного цвета, Седьм. 16, Гангр. 21. Клирики не должны носить неприличную одежду, даже и в дороге, но определенную для клира, Шест. 27. Кто посмевается носящим простое и скромное одеяние, тот должен быть исправляем епи-тимиею, Седьм. 16. Суровой одежды не должно носить, ради мнимого подвижничества, ни осуждать тех, кои с благовением носят шелковое одеяние и общепринятую одежду, Гангр. 12. Мужчине не должно одеваться в женскую одежду, ни женщине в мужскую, Шест. 62. ниже ради подвижничества, Гангр. 13.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010