В царствование императора Константина Великого намечается тенденция придавать решениям церковной иерархии силу государственного закона. Она окончательно оформляется при Феодосии I и закрепляется законодательством Юстиниана I , который подтвердил юридическую силу правил, принятых Никейским, Константинопольским, Эфесским и Халкидонским соборами, а также правил Поместных соборов, принятых этими Вселенскими соборами (префация к 131–й новелле) 426 . в) Правила свв. отцов. В общинах первых христиан самым высоким авторитетом пользовались правовые нормы апостольского происхождения. Чтобы эти нормы не были забыты или испорчены, их записывали 427 . В канонический свод вошли правила отцов, поименованных во 2–м правиле Трулльского собора: александрийских патриархов Дионисия (ум. 265), Петра (ум. 311), Афанасия Великого (ум. 372), Кирилла (ум. 444), Тимофея (ум. 385) и Феофила (ум. 607 или 608); Григория Неокесарийского (ум. 270); Киприана Карфагенского (ок. 200–258) о перекрещивании еретиков (издано в 252 г.); Василия Великого (ум. 379), Григория Богослова (ум. 389), Григория Нисского (ум. 395), Амфилохия Иконийского (ум. 395); окружные послания Геннадия Константинопольского (ум. 471) и отцов Константинопольского собора 459 г.; каноническое послание Тарасия Константинопольского (ум. 809) к папе Римскому Адриану о симонии. Посланием патриарха Тарасия завершается основной канонический свод Православной Церкви. Дополнением к нему считается «Каноникон» Иоанна Постника (ум. 595), который в позднейшей обработке Матфея Властаря стал руководством для духовников. Это руководство включено в греческие канонические сборники «Пидалион» и «Афинскую Синтагму». «Каноникон» Иоанна Постника частично послужил основанием для «Номоканона» при славянском «Большом Требнике». В «Пидалионе», «Афинской Синтагме» и «Кормчей книге» содержатся (в разном количестве) каноны патриарха Константинопольского Никифора Исповедника (ум. 818), которые также принято рассматривать как дополнение к каноническому корпусу 428 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Богословский М. , протопресв., доктор богословия 318 Богоявленский В. Н. 394 Богоявленский, прот. 411 Болгарин Григорий, митроп. 65, 68 Болотников Иван 164, 165 Болотов В. , проф. 31 Болоховитинов Евгений, митроп. 4 Бонакер 296 Борис Вик, архиеп. 453, 454 Борецкий Иов 246, 247 Борис Плотников , епископ 317 Борис Годунов, царь 85, 165, 172, 173, 176, 223 Борис, князь, муч. 87,116, 118,120 Борис, князь 28, 31 Борис, свщмуч. 30 Борисович Иоанн, свящ. 337 Борков Александр, свящ. 401 Боровский Пафнутий 72 Бортнянский Д. С. 297, 298 Боткин Е. С. 399 Брежнев Л. И. 465 Бриллиантов А. , проф. 434 Брусилова В. И. 411 Брюховецкий Иван, гетман 257 Бугсгееден, еп. 134 Булгаков Макарий, митроп. 5 Булгаков С. , проф.-свящ. 319, 382 Бурхард Селль, датчанин 4 Буткевич Т. , проф. 317 Бутурлин, боярин 254, 359 Бэм 340 Бяконт Феодор 49 Валентин, епископ 497 Валуев Григорий, боярин 231 Варвара, монахиня 400 Варда-Фока, полководец 11 Варлаам, митроп. 70, 71, 110, 184 Варлаам Вонатович, епископ 270 Варлаам Ляшевский, иером. 320 Варлаам Печерский, лреп. 127 Варлаам Ряшенцев , епископ 435, 439 Варлаам Хутынский, преп. 101, 105 Варлаам Эристов, архиеп. 375 Варлаам, архиеп. 154, 155, 438, 446 Варлаам, епископ 84, 434 Варлаам, преп. 98 Варнава, патриарх 472, 481, 486 Варнава, епископ 492 Варнава, старец 326 Варсонофий Юрченко, игумен 434 Варсонофий, свят. 158, 164 Василий, патриарх 438 Василий, император 11 Василий, еп. 21, 129, 434, 435 Василий Шуан, архим. 452 Василий, свящ. 398 Василий I, князь 42, 54 Василий Блаженный 158, 401 Василий II 57, 60 Василий III 69, 70, 71,72, 74, 110, 142 Василий Васильевич, князь 57,58, 62, 63,64 Василий Великий 91, 155, 215, 243 Василий Верюжский , свящ. 434 Василий Голицын, князь 167 Василий I Дмитриевич, князь 26, 56, 93, 137 Василий Иоаннович, князь 71, 81, 172 Василий Иоаннович (Шемячич), князь 71 Василий Лужинский , епископ 360, 361 Василий Шуйский 72,162,163,164, 165, 166, 167, 171, 173, 174 Василий II Темный, князь 61, 129 Василий, епископ 386 Василий Смелов, «митрополит» 479

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3. Обожение ума    Обожение ума достигается через κρασις — соединение ума человека с умом Богочеловека. Вечный смысл человеческого ума — «соединиться с безначальным Умом — ινα αναρχω νοι σγκραθη» . Но чтобы стяжать такое соединение, человеку необходимо пройти подвиг этической триады — веры, надежды, любви. Когда ум пройдет эти подвиги и изменится с помощью этической триады, только тогда он удостоится стать «одним духом с Господом» (10, 11 (Col.540 А.), чтобы обогочеловечиться. Если человек подвизается добровольно и допускает благодать Святого Духа облагодатствовать ум до конца и обитать «в глубочайших глубинах ума», тогда Господь «соединяется с умом» и становится с человеком «одного духа, одного состава, одного ума» — εις μαν διανοιαν (46, 31 Ум облагодатствованный, ум, очищенный молитвой и преодолевающий греховную ветхость, становится «новым умом» — καινος νους (44, 1 ум, исцеляет его от слепоты и глухоты, неверия и незнания, возвращает ему здравие» — и «возвращает ему целость и блеск» (25, 5 Господь воскрешает ум из ада греховности и смерти, освобождает его от уз дьявола и возносит в божественный воздух, божественную атмосферу — εις τον θεικον αρα (11, 11 — 12 Если ум, воскрешенный Христом, предастся Христу без всяких рассуждений, Христос настолько соединяется с ним, что человек может «в своем уме созерцать образ Христа как в зеркале» — ωοπερ εν κατπτρω την Χριστου μορφην οραν εν τω ηγεμονικω αυτου (25, 3    Обоженный, обогочеловеченный «христообразный» ум — наилучшее определение состояния святых, потому что они «своим умом приобщаются сущности и природе Христа» (15, 38    Такого «христоносного» и «христообразного» ума ветхозаветный мир не знал. Чистота ума является новой реальностью, которая принадлежит Новому Завету, так как только «крещение огнем и Духом очищает испорченный ум» (32, 4 нечистоту» (47, 1 и Который может лечить «слепоту ума» и очистить от греха его богообразную сущность. Совершенные христиане имеют «помазанный ум» — χρονται κατα τον νουν имеют «обоженный ум», потому что они «боги» (17, 1 Вечно чистый ум реально присущ только Богочеловеку. Очистить человеческий ум возможно лишь Единому Чистому и Единому Безгрешному, Только таким образом совершенные христиане, которых преподобный Макарий называет «богами», достигают чистоты ума, соединяясь со Христом. Чистота ума — единственное, что в христианстве можно назвать совершенством — 951; τελεωσις, потому что «совершенство — это не воздержание от видимого, внешнего зла. но очищение ума — κατα διανοιαν καταρσις», ибо «совершенство не есть воздержание от зла, но если войдешь в нечистый ум и убьешь змею в глубине ума..., если убьешь ее и выбросишь из себя всю нечистоту» (17, 15

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Но если ум, любящий самого себя, и любовь, которой он любит самого себя, суть два элемента, каким же образом мы получим третий элемент, необходимый нам для построения «психологической модели» Божественной Троицы? И Августин указывает этот необходимый третий элемент – это знание умом самого себя (notitia sui). В самом деле, он замечает: «Ум не может любить самого себя, если только он не знает самого себя (se noverit). Ибо как же он может любить то, чего не знает?... А знает ум самого себя посредством самого себя (semetipsam per se ipsam novit) потому, что он бестелесен (incorporea). И если он не знает себя, он не любит себя. И поскольку, когда ум любит самого себя, имеются эти два [элемента]: ум и любовь (mens et amor ejus), постольку, когда он знает самого себя, также имеются два [элемента]: ум и его знание о самом себе (mens et notitia ejus). Следовательно, сам ум, любовь и знание ума о самом себе (ipsa mens et amor et notitia ejus) суть трое (tria quaedam), но эти трое суть одно (haec tria unum sunt), и когда они совершенны (perfecta), они равны (aequalia)» 2455 . «Итак, есть некоторый образ Троицы (quaedam imago Trinitatis): сам ум (ipsa mens), его знание (notitia ejus), которое есть его порождение и слово о самом себе (proles ejus ac de se ipsa verbum ejus), и третье – любовь (amor tertius). Эти три суть одно и одна сущность (unum atque una substantia). И порождение не есть меньшее, [чем ум], ибо ум знает себя настолько, насколько он велик, и любовь не есть меньшее, [чем ум], ибо он любит самого себя настолько, насколько он знает и насколько он велик» 2456 . Таким образом, исходя из понятия любви ума к самому себе Августин вывел новую «психологическую тринитарную модель», которую можно представить в виде следующей схемы: ум как образ Троицы знает себя любит себя ум (mens) знание о себе (notitia sui) любовь к себе (amor sui) ум (mens) порождение (proles) u слово о самом себе (de se ipsa verbum) некоторая жизнь, сочетающая то и другое (quaedam vita duo aliqua copulans)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Григорий, в 13 веке. 8 авг. Cu нопия, Sinope, в Пафлагонии. Филолог, из 70. 5 ноября. Фока еп., муч. при Траяне. 22 сент. и 22 июля. Фока вертоградарь, муч. ок. 320. 22 сент. Руфин диакон, Акилина и 200 воинов, мучч. ок 310. 7 апр. Сиракузы, в Сицилии. Маркиан еп., ученик ап. Петра. 30 окт. Лукия девица, муч. в 304. 13 дек. Зосима преп., епископ, ум. ок. 660. 30 марта. Сирия. (Сн. Антиохия, Анамея, Арефуза, Варвалисс, Емиса, Иераполь, Капетолия, Келесирия, Кир, Лаодикия, Росафа, Самосата). Афинодор монах, муч. при Диоклет. 7 дек. Антоний муч. 9 ноября. Преподобные 4 века: Поплий, ум. ок. 380. 25 янв. Симеон ветхий, ум. ок. 390. 26 янв. Саламан молчальник, ум. ок. 400. 23 янв. Акепсим. 3 ноября. Мавсима пресв. 23 янв. Палладий. 28 янв. Малх. 26 марта. Преподобные 5 века: Македоний, ум. ок. 420. 24 янв. Зинон, ум. 413–420. 30 янв. Мар певец, ум. ок. 430. 25 янв. Евсевий пустынник, ум. ок. 440. 15 февр. Иаков отшельник, ум. позже 457. 26 ноября. Симеон столпник, ум. 459. и Марфа, мать его. 1 сент. Фалалей, ум. ок. 490. 27 февр. Домнина дева. 1 марта. Агавва ИзмаильтянИн.22 ноября. Антиох пустынник, Антонин, Дамиан, Зевин, Иоанн, Моисей, подвизавшийся близ Рамы, Полихроний и ученик его Моисей. 23 февр. Варадат, Фалласий и Лимний. 22 февр. Марон. 14 февр. Преподобные 6 века: Симеон столпник, Дивногорец, ум. 596. 24 мая. Марфа, мать его. 4 июля. Петр молчальник. 26 ноября. Роман. 27 ноября. Марина и Кира. 28 февр. Сармия, Sirmium, в Паннонии, к западу от нынешнего Белграда. Ириней еп., муч при Диоклетиане. 26 марта. Сицилия. (Сн. Акрагант, Катана, Сиракузы, Тавромений). Маркелл ссвященномуч., ученик ап. Петра. 9 февр. Никон преп. и 199 учеников его, мучч. при Декии. 23 марта. Вавила с двумя учениками, мучч. 3 века. 24 янв. Евфалия дева, муч. 2 марта. Феоктист игумен, 5 века. 4 янв. Скит, пустыня Ливийская, к западу от Нитрийской. В ней подвизались преподобные 4 века: Макарий Египетский, ум. 390. 19 янв. Исаия. Субб. с. Агафон. 2 марта. Моисей МурИн.28 авг. 5 века: Арсении Великий, ум. ок. 450. 8 мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Хинолаккова обитель, в Царьграде. Стефан преп., основатель ее, в 8 веке. 14 янв. Хиос. Исидор воин, муч. при Декии. 14 мая. Мирония, мученица при Декии. 2 дек. Xo зевитская обитель, в Палестине, между Иерусалимом и Иерихоном. Иоанн преп., еп. Кесарийский, сконч. ранее 536. 3 окт. Георгий, преп. 7 века. 8 янв. Хоны. См. Колоссы. Хормв, в Аравии. Исихий блаженный, безмолвник. 3 окт. Царьград, Константинополь. (Сн. Византия, Евгениевы селения, Павлопетрие и Хинолаккова обитель). Свв. иерархи: Митрофан, ум. 325. 4 июня. Александр, ум. 340. 30 авг. Павел испов., ум. 350. 6 ноября. Григорий Богослов, 379–381. 25 янв. Нектарий, 381–397. Субб. с. Иоанн I, Златоустый, с 398, ум. 407. 14 сент. Аттик, 406–425. Субб. с. Максимиан, 431–434. 21 апр. Прокл, 434–447. 20 ноября. Флавиан испов., 447–449. 18 февр. Анатолий, 451–458. 3 июля. Геннадий, 458–471. 31 авг. Иоанн II, Каппадокианин, 517–520. 30 авг. Мина, 536–552. 25 авг. Евтихий, 552–582. 6 апр. Иоанн IV, Постник, 582–595. 2 сент. Фома, 607–610. 21 марта. Георгий, ум. 683. 18 авг. Феодор, ум. 686. 27 дек. Каллиник, с 693 года. 23 авг. Иоанн VI, 712–715. 18 авг. Герман, 715–730. 12 мая. Павел, 780–784. 30 авг. Тарасий, 781–806. 25 февр. Никифор испов., 806–815, ум. 829. 2 июня. Мефодий, 842–846. 14 июня. Игнатий, ум. 877. 23 окт. Стефан, 886–893. 17 мая. Антоний Кавлей, 893–895. 12 февр. Трифон, 928–931, ум. 933. 19 апр. Свв. цари, царицы и царевны: Елена царица, ум. ок. 326, и сын ее Константин Великий, царь равноапостольный, ум. 337. 21 мая. Пулхерия царица, супруга Маркиана, ум. 453. 10 сент. Сосипатра царевна, дочь Маврикия, преп. 6 века. 9 ноября. Анфуса преп., дочь Константина Копронима. 12 апр. Феодора царица, супруга Феофила, ум. ок. 815. 11 февр. Феофания царица, супруга Льва Философа, ум. ок. 892. 10 дек. Мученики и преподобномученики: Мартиан и Мартирий, нотарии св. Павла патриарха, от ариан в 355. 25 окт. Урван, Феодор, Медимн и проч., до 70. при Валенте. 5 и 29 сент. Тигрий пресв. и Евтропий чтец из клира Иоанна Златоуста . 5 века. 10 июня.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Получивши весть о взятии города Гор, царь выступил из под Смоленска, 5 октября; на дороге, 16 октября, узнал о сдаче Дубровны и, 21 октября, прибыл в Вязьму, здесь встретил царицу с детьми, приехавшею к нему из Колязина монастыря, и ожидал пока кончится мор в Москве 92) . Мор этот, обнаружившийся еще летом, побудил патриарха Никона , в июле, вывезти из Москвы семью царскую в Вязьму. К мору присоединились беспорядки: враги Никона носили по Москве образа с выскребенными ликами и говорили, что это дело – патриарха. «Патриарху пристойно быть в Москве, кричали они всенародно, и молиться за православных христиан; а он Москву покинул и попы, смотря на него, многие от приходских церквей разбежались, православные христиане помирают без покаяния и без причастия». В начале сентября мор начал усиливаться; 11 сентября умер московский градоначальник, боярин князь Мих. Петр. Пронский; 12 – боярин князь Хилков; 10 октября мор стал униматься и некоторые из зараженных не умирали. Но вообще, смертность была ужасная, так что, когда в декабре царь прислал из Вязьмы в Москву «досмотреть» сколько умерло и осталось в живых, то получились, например, такие цифры: в Чудове монастыре умерло 182 монаха, осталось 26; в Вознесенском монастыре умерло 90 монахинь, осталось 38; в Ивановском умерло 100, осталось 30; в посольском приказе, из 60 переводчиков и толмачей, осталось 30; на боярских дворах: Бор. Морозова, ум.343 чел., осталось 19; князя Ал. Никит. Трубецкого, ум.270 чел., осталось 8; князя Якова Куденетовича Черкасского, ум.423 чел., осталось 110; князя Одоевского, ум.295, осталось 15; Никит.Ив.Романова, ум.352, осталось 134; у Стрешнева, из всей, столько же многочисленной дворни, остался один мальчик. В черных сотнях и слободах: в Кузнецкой, ум.173, осталось 32; в Новогородской, ум.438, осталось 72; в Устюжской полусотне, ум.320, осталось 40; в Покровской сотне, ум.477, осталось 48. Процент смертности по городам был не менее значителен: в Калуге посадских людей ум.1836, осталось 777; в Торжке, ум.224, осталось 686; в Звенигороде, ум.164, осталось с женами и детьми 197, а в уезде ум.707, осталось 689; в Кашинском уезде, ум.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

172 См. Опис. Киево–Соф. Собора. – После Самбалака 55 л. не было особых Киевских православных митрополитов. Но во время Ионы Московского (около 1474 г.). Иерархия наша совершенно разделилась, и митрополиты московские перестали писаться киевскими. Киевские митрополиты жили большею частью в Вильне, потому что Киев часто разоряем был татарами. В 1497 г убит ими, на пути к Киеву из Вильны, митр. Макарий. 174 Никола Святоша, кн. Черниговский, был монахом и служителем в мон. Печерском, ум. 1243. Александр Невский пред смертию принял схиму, ум. 1263. Еще известны в монашестве: Феодор Ростиславович, Черный (Ярославский Чудотв.), Константин Святославович, кн. Муромский, Дмитрий Александрович Владимирский и пр. 175 Так Димитрий Донской, после победы над Мамаем, даровал Сергиеву монастырю села, а супруга его Евдокия даровала их в благодарность за испрошенное ей чадородие. 176 Архимандрии и игуменства, а некоторым монастырям право начальства над другими. Напр. около 1561 г. М. Макарий дал право Троицк. Сергиеву монастырю управлять 9-ю монастырями мужескими и двумя женскими. 177 Авраамий, архим. Смоленский, ум. 1291; Никон, ученик Сергия, ум. 1427; Стефана, иг. Махрицкий, ум. 1406; Макарий, Унженский Желтоводский, ум. 1404; Дионисий, иг. Глушицкий, ум. 1412; Кирилл, иг. Белозерский, ум. 1428; Пафнутий, иг. Боровский, ум. 1479; Макарий, иг. Колязинский, ум. 1483; Иосиф, иг. Голоцкий, ум. 1516; Кирилл Новоозерский, ум. 1572; Нил Столбенский, Новгор. Чуд., ум. 1555; Антоний Сийский, Архангологор. Чуд., ум. 1557, и пр. 178 Benno Cardin. De vita gestus Hildenbrandi, Lamb. Schaffenb.ad an. 1074 segu. – П. Григорию VII приписываются 27 канонов, в коих говорится (9) quod solius Papæ pedes omnes principes deosculentur, (12) quod illi licem imperatores deponere, (19) quod a nemine ipse judicari possit, (23) quod si canonice fuerit ordinatus, meritis B. Petri indubitanter efficitur sanctus, (27) quod a fidelitate iniquorum subjectos potest absolvere. 180 Наприм., отняв корону у кор. Английского Иоанна, отдал ее сыну кор. Французского, но после опять возвратил, когда Иоанн покорился папе и обещал ему ежегодно платить подать.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

481. Василий Михайлович, князь мосальский, старший из пяти сыновей Михаила Васильевича, князя мосальского ), от брака с неизвестной. Именуется только в родословных, из которых видно, что он, вынуждаемый гонением на православие, покинул подручничество Литве и возвратился в Русь, родину своих предков, в 1500 г., а ум, неизвестно когда и где, оставив сыновей: Василия, прозванием Кольцо, родоначальника князей Кольцовых-Мосальских ; Андрея, Романа и Петра, князей Мосальских-служивших уже Москве. 482. Василий Михайлович 482, Василий Михайлович, князь суздальский, сын – по-видимому, единственный – Михаила Андреевича, князя суздальского ), от брака с Ордынкой, неизвестной по имени, – Летопись именует его только раз, сообщая, что он ум. в 1309 г. конечно, младенцем, так как та же летопись повествует о женитьбе его отца (разве вторичной? но этого не видно) в Орде, под 1304 г. Примечание. Не смотря на такое противоречие здравому смыслу, этого именно князя считают отцом Александра 230) и Константина ). князей суздальских, а чрез них – предком царя Василия Шуйского 47). – Одно из двух или надо предположить, что у Михаила Андреевича, по смерти этого Василия родился другой сын Василий же, или предок царя Василия Шуйского был не Василий Михайлович, но Василий Андреевич 435), не сын, но родной брат Михаила Андреевича. Слич. 230 и 435. 483. Василий Михайлович 483. Василий Михайлович, царевич, младший из трёх сыновей царя Михаила Федоровича 141), от второго брака с Евдокией Лукьяновной Стрешневой 79). – Род. и ум. в Москве, 25 марта 1639 г. Тело его погребено там же, в Архангельском соборе. 484. Василий Мстиславич 484. Василий Мстиславич, князь, единственный сын князя Мстислава Андреевича ), внук св. Андрея Боголюбского 20). – О нём только и есть одно летописное известие, выраженное так: «родися у Мстислава сын у Андреевича, и нарекоша и в крещении Василий», в 1170 г. – Потомства его в родословных не видно. 485. Василий Мстиславич 485. Василий Мстиславич, княжич, старший из двух сыновей Мстислава Мстиславича Удалого , князя Новгородско-галичского 145), от брака с дочерью Котяна ван Котяка, хана половецкого, неизвестной по имени. – Летопись именует его дважды, соообщая, что он, быв оставлен в Новгороде отцом, отправлявшимся в Киев, в 1217 г, заболел и ум. в Торжке, в 1218 г. Тело его привезённое в Новгород, погребено в Рождество-Богородицком приделе новгородского Софийского собора Никаких других сведений о нем нет. 486. Василий Пантелеймонович

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Тот же игумен Варлаам дважды ездил в Россию за сборами ради обновления монастыря – в 1712–1714 и 1721–1722 гг. Однако акт 1725 г., подписанный игуменом Терентием, видимо, болгарином, свидетельствует о новых бедствиях обители. В нем говорится о том, что монастырю тогда нечем было уплатить подать: «были в большой тесноте и несносной крайности». 528 Важные свидетельстве об Афоне той поры оставил киевлянин, монах Василий (Григорович-Барский) (1701–1747), совершивший два путешествия на Святую Гору – в 1725–1726 гг. и в 1744–1745 гг. Во время своего первого путешествия он жил в Руссике с октября 1725 до февраля 1726 г. Этот путешественник и паломник, наблюдательный и объективный в оценках, увидел Святую Гору и русский Пантелеймонов монастырь в упадке. В монастыре тогда жило всего четыре монаха – двое русских и двое болгар (через несколько лет в монастыре ни русских, ни славян вообще не осталось, а на их место пришли греки). Согласно Григоровичу-Барскому, причина упадка состояла в следующем: «Повесть тамо ужасную слышах от сербов и болгар, и многолетне живущих Россов преданную, о чесом Греки слышати не хощут, глаголоющи быти ложь. Иногда, древле, уже в царствование Турецкое, Российскым иноком в монастири сем владеющим и иным тогожде язика, Греческим же под началом у них сжительствующым, обличиша Россы Грековъ за некое творимое беззаконие (о чесом не летъ есть писати), они же, больше числом суши и не терпевши срамоти и обличения, сице наущением демонским возяришася на них, и сицеву брань велию сотворивши междоусобную, яко нечаянно на них нападши, всех заклаша до едина, аще и от них многи заклашася. Прочий же иже осташа, боящися внешней казны, убегоша в страны незнаемы и оставиша монастир празден...». 529 Описатель тут прямо указывает на вооруженное насилие со стороны греков – сведение, которое многие считают легендарным. С 1735 г. Руссик был объявлен греческим, но пользы от этого решения оказалось мало. Новые греческие насельники монастыря отменили прежний строгий киновийный образ жизни и учредили идиоритм. 530 Таким образом, произошла не просто замена русских монахов на греческих, но и изменение самого строя иноческой жизни. Обремененный долгами, Руссик вскоре был вовсе заброшен и совершенно опустошен.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010