Если, как пишет «Колокол» и др[угие] газеты, о. Клариона и о. Антония Свят[ейший] Синод признал еретиками, то почему вместе с ними не признал еретиком и о. Иоанна Кронштадтского : ведь на его точном писании они утверждали свое учение и буквально его слова повторяли – не больше!.. Если о. Иоанн Кр[оншдат]ский допустил подобную, признанную Св. Синодом еретической, мысль об Имени Божием, то почему благодать Божия не оставила его, и он при жизни и по смерти своей творил и творит чудеса? Так как эта же мысль находится у Блаженного Феофилакта Болгарского , Свят. Иоанна Златоуста , Пр. Симеона Нов[ого] Бог[ослова], Пр. Исихия Иерусалимск[ого] и у многих других святых, то как согласить еретические мнения [по учению имеборцев] сих святых с признанной всей церковью святостью их? Еще раз, как чада православной церкви, желающие незаблудно шествовать по пути спасения, просим Вас, Владыко Святый, выяснить наше недоумение,... в чьих устах Божественная об Имени Божием истина: в устах ли исполненного благодати и истины и весьма многих высочайших даров Св. Духа – о. Иоанна, а с ним и других, указанных нами, святых Отец и учителей церкви, – или в бездоказательных мудрованиях сих о. Иоанна противников, за которыми нас принуждают следовать? Кому из них нам следует больше верить и за кем идти? И если нас архиепископ Антоний клеймит названием «еретиков», то разве не с о. Иоанном мы останемся на противоположной архиепископу Антонию стороне? И дай Бог нам и всем оказаться вместе с о. Иоанном – это единственная цель нашей жизни. Вот, Владыко святый, наше понимание учения об Имени Божием, которое несколько подробнее изложено в приложенном здесь Исповедании. Ни в какие более глубокие исследования сего вопроса мы не входили и не входим, так как не имеем на это ни права, ни нужды. И пока нам не будут представлены истинные святоотеческие опровержения его учения, – прямые и непосредственные, а не какие-нибудь двусмысленные кривотолки мудрования человеческого измышления, – до тех пор мы никого не послушаем, так как знаем, что догматические истины не подчинены законам человеческого мышления, потому что в них излагается учение о Боге и об искуплении человека, «идеже побеждаются естества уставы». Кроме того, до сих пор никто нигде у Свв. Отец не нашел такого выражения: «Имя Божие не есть Бог», а примеров выражения: «Имя Божие есть Бог» – мы указали Вам достаточно; равным образом, никто из наших противников до сих пор сколько-нибудь толково и честно не опроверг этой истины. К тому же и анафема заставляет нас быть осторожными. Вот она: «Неправо изъясняющим Богомудрые изречения Свв. учителей Церкви Божией и покушающимся перетолковывать и извращать смысл учения, ясно и определенно благодатию Св. Духа изложенного, – анафема!» А куда же еще яснее приведенных святоотеческих слов!

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/zabyty...

В благословенной грамоте, полученной здесь, он титуловался «Малыя России митрополитом киевским и галицким», получал первое место между всеми русскими владыками и особенные от них знаки отличия 734 . В 1686 г. по ходатайству Самойловича и Иоакима, констант. патриарх (Дионисий) с согласия иерусалимск. патриарха (Досифея) и освященного собора признал навсегда зависимость киевской митрополии от московского патриарха 735 . С этого времени она юридически слилась с московским патриаршеством под одною властью и московский патриарх стал властно вмешиваться в ее внутренние дела, как показало например дело о хлебопоклоннической ереси. Митр. Гедеон поселился в Киеве, давно (со смерти Сильвестра) не видавшем у себя митрополита. Черниговский епископ Лазарь Баранович и киевопечерский архимандрит Варлаам Ясинский на первых порах не хотели было признавать его законным митрополитом и не сочувствовали подчинению киевской кафедры Москве; но должны были смириться и только достигли того, что были изъяты из – под власти киевского митрополита и подчинены непосредственно московскому патриарху. Устроив дела митрополичьей кафедры, русское правительство позаботилось и о православных в пределах Польши. В статьях вечного мира 1686 г. для них были выговорены: луцкая, перемышльская, львовская и белорусская епархии, полная свобода вероисповедания и русскому правительству предоставлено право наблюдения за положением православных в пределах Польши с вмешательством в случае их притеснения. Но статьи не исполнялись, а русское правительство было бессильно принудить к исполнению. Киевский митрополит, под власть которого отдавались означенные епархии, не мог свободно посещать их и властно управлять ими. Естественно, что уния делала там быстрые успехи даже среди высшей иерархии (см. выше). Зато в областях, удержанных под русской державой (по сю сторону Днепра – в восточной Малороссии с Киевом, в Северской области с Черниговом, в Смоленске и др.) крепло православие и сглаживались следы унии. § 37. Церковная литература и писатели

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

15. Святой апостол Иаков, брат Господень, первый Иерусалимск...    Апостол Павел в послании к Галатам пишет, что вместе с апостолом Петром почитались столпами Церкви Иаков и Иоанн. Святой апостол Иаков был сродником Господа по плоти (или сын Иосифа от первой жены, или сын Марии, сестры Матери Божией) и потому называется братом Господним. Господь явился ему по воскресении и, как известно по преданию, поставил его епископом Иерусалимской Церкви. Таким образом, на долю апостола Иакова выпала особенная деятельность: он не путешествовал с проповедью по разным странам, а учил и священнодействовал в Иерусалиме, имеющим столь важное значение для всего христианского мира. По этому именно значению предстоятеля Иерусалимской Церкви, как думают, ему предоставлено было и первое место (председательство) на апостольском соборе. Голос его здесь был последний, и решение, предложенное им, послужило как бы резолюцией собора.    Значение апостола Иакова еще более возвышала его подвижническая жизнь. Он был строгий девственник, не пил ни вина, ни сикера, воздерживался от мяса, носил одежду только льняную. Имел он обыкновение уединяться для молитвы в храм (Иерусалимский), там вставал на колени и молился о своем народе. Он так часто простирался на землю в молитве, что кожа на коленях его огрубела.    Служение апостола Иакова было труднее среди скопища самых злых врагов христианства; но он поступал с таким благоразумием и справедливостью, что его глубоко уважали не только христиане, но и иудеи, и называли опорой народа и праведником. Пребывая в должности Иерусалимского епископа около 30 лет, он распространил и утвердил святую веру в Иерусалиме и во всей Палестине. Многие из евреев обращались к Церкви по одному доверию к слову праведника.    При таком значении апостола иудейские начальники стали опасаться, как бы весь народ не обратился ко Христу, и решили воспользоваться промежутком времени между отъездом прокурора Феста и прибытием на его место Албина (62 г. по Р.Х.) для того, чтобы или склонить Иакова к отречению от Христа, или умертвить его. Первосвященником в это время был безбожный саддукей Анан. Апостола вывели на портик храма и, после нескольких льстивых слов, пренебрежительно спросили: «Скажи нам о Распятом?» «Что спрашиваете меня о Иисусе? – громко ответил проповедник. – Он сидит на небесах одесную Всевышней силы и снова придет на облаках небесных». В толпе оказалось много христиан, которые радостно воскликнули: «Осанна Сыну Давидову!» Первосвященники же и книжники закричали: «О, и сам праведник в заблуждении!» – и сбросили его на землю. Иаков мог еще приподняться на колени и сказал: «Господи! Отпусти им; не ведят бо, что творят». «Побьем его камнями!» – закричали враги его. Один священник из племени Рехава начал уговаривать их: «Что вы делаете? Видите: праведник за вас молится». Но в эту минуту один изувер, по ремеслу суконщик, ударил своим вальком по голове апостола и умертвил его. Вместе с ним умерщвлено было много христиан.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3435...

227 42-е пр. Тр. соб. сравн 96-е: «власы на главе, ко вреду зрящих, искусственными плетениями располагающих и убирающих… отечески врачуем приличною епитимией руководствуя их, аки детей и проч … да очищением жития, елико можно, ко Богу приближаются, и внутреннего паче, нежели внешнего человека украшают добродетелями и благими и непорочными нравами». 229 «Ист. р. церкви» – кн. I. стр. 477; ср. кн. II. 576–577 с примеч., а также «Истор. Росс.» Соловьева т. 20 стр. 459. прим. 259. 232 Bingh. ibid. 418. Tomass. ib. 768; впрочем, совершенно черный цвет блаженный Иероним предписывает монахам, а белому духовенству рекомендует держаться средины между цветами – белым и черным; «черный цвет – монашеский, совершенно белый – признак изнеженности». Tomass. 761. 239 Права и обязанности древнихмитрополитов и патриархов – Bingh. t. I. стр 204–260. Tomass. t. III. гл. III. IX. X. 240 Впрочем, собор Халкидонский 28-м правилом нарушил это соответствие церковных диоцезов гражданским тем, что подчинил три диоцеза (Понт., Аз. и Фрак.) патриарху Константинопольскому, а император Феодосий Младший разделил диоцез восточный (Антиох.) на два (антиохийск. и иерусалимск). 241 Имя патриарха употребляет в первый раз собор Халкидонский; но власть и права его – гораздо раннего происхождения; по крайней мере это нужно сказать об епископах александрийском и антиохийском (Никейск. пр. 6-е; сравн. II всел. соб. прав. 2-е и Халкид. 9-е) 242 Разнообразные мнения о начале митрополитанского устройства см. Bingh. кн. 2. 204–207; верно только, что ко времени IV века оно вполне сложилось и введено повсюду (Ник. 6 и 4), точно так, как самое название мптрополит стало с этого времени общепринятым вместо прежних названий – первый епископ (34 ап. прав.), экзарх епархии (Сард. собор. прав. 6-е и проч). 243 Что старейшинство между епископами большею частью определялось политическим значением городов – это факт общеизвестный (Ант. 9); оно служило даже поводом для интриг и честолюбивых махинаций (Халк. соб. пр. 12; редко старейшинством лет, как было в Африке, или церковным значением городов; – гл. город – кафедра апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Albov/k...

VIII. Обычаи Местные, получившие силу законов и существовавшие в Грузии по преданию. Такие узаконения, преданные уже царем Вахтангом письмена заключают 74 правила. Уложение это Вахтанга переведено с Грузинского на Русский язык и издано в 1837 году в С. П. Б. Сенатской Типографии. 89 По повелению Вахтанга отпечатаны след. книги: Евангелие, Апостол, Псалтырь, Служебник, Часослов, Молитвенник и Акафист Божией матери (эта последняя гражданским шрифтом). 90 О таковой ревности издавна царей Грузинских и народа к христианскому благочестию, и усердию в приношении вкладов в Иерусалим, свидетельствует и Константин Порфирогенит de Adm. Imp. sen Antiqu. Constantinop. pars. II. cap. XLV. Гайтон Армянин в предложениях своих Папе Клименту V о выгодных мерах для вооружения против угнетателя христиан, Египетского султана, – называет царей Грузинских усерднейшими из всех христиан поклонниками гроба Господня и воинственными. (Sunt enim, говорит он, devotissimi Christiani et potentes et multi, atquae strenui bellatores, Hist. Orient, cap. LVIII. 91 Греческие монастыри на основании грамот, пожалованных Царями Грузинскими, владеют по ныне в Грузии крестьянами, виноградными садами, и землями. Архимандриты их, управлявшие достоянием своих церквей в Грузии, построили подворья, в коих некоторые до ныне существуют, а другие пришли в развалины или по смутам остались не известными. Вот некоторые из них: 1) церковь во имя Св. Креста в Тифлисе; управляемая Архимандритом Иерусалимск. Патриарха. Нынешней Патриарх Иерусалимский Афанасий был Архимандритом в Грузии до 1803 года. 2) Церковь во имя Св. Великомученицы Екатерины Божий Матери, в селении Дирби, управляется Архимандритом Иерусалимского Патриарха, 4) церковь во имя Св. Великомученицы Екатерины в селении Мегвреви, 5) церковь во имя Иверской Божией Матери, управляется Архимандритом Афонской горы, 6) во имя Чудотворца Николая в горах Ходашенских; ныне она упразднена. 7) Церковь во имя Благовешения Пресвятой Богородицы принадлежащая монастырю Кипрскому 8) в Имерети есть две церкви, управляемые двумя Греческими Архимандритами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нилом. Творения святоотеческие в церковн. библиотеке те самые, которые читал и, наверное, приобрёл о. Пётр в первые годы службы. Стр. 294-я. Уроженец г. Углича, пр.-доц. Москов. университета А.Н. Серебренников сообщает, что в угличском Музее Древностей имеются изделия о. Петра. 3552 «Дивный путь», стр. 4–5. «Плод зрелой духовной мысли и жизни развился у о. Петра не иначе, как из семян, принятых почвой его духа ещё в детстве и юности. Только этим можно объяснить то, что он силу и значение плода обозначал через указание на сами семена. Семена же эти были, разумеется, не иное что, как добрые и живительные для духа инстинкты внутренние и соответственные им внешние впечатления, или, точнее сказать: те веяния Христова Духа, которые Пётр будучи ещё юношей, отроком и дитятей, своей душой слышал и воспринимал во внутренних своих движениях, внешних обстоятельствах и отношениях своих. А душа его была, по природе, глубоким и многообъемлющим сосудом. – «Восп. Б-ва» 24.» В развитии духовной мысли и жизни весьма важное значение для о. Петра имело изучение святоотеческих творений по книгам, которые сохранились в церк. библиотеке Иерусалимск. слободы. (См. «Яр. E. В.», 1881 г. 37, стр. 94-я). 3557 «B.» Б-а, стр. 27. В приходе состояло с 1881 г. 16 селений; некоторые из них верстах в 10–13 от – церкви. «Яр. Еп. В.» 1881 г 37, стр. 94. 3559 Морева стр. 10; «Дивн. п.» стр. 6; Бухарев не знает о покушении диакона и объясняет возобновление «чрезвычайных движений его духа, казавшихся припадками умопомешательства» враждебной обстановкой, не утихавшими военными слухами и непрочностью благочестивого общественного настроения после наполеоновских войн. – «В.» стр. 29. 3567 24–26; 42–43; 45–47; «B.» Б-ва, стр. 20-я, указывают случай прозорливости, не отмеченный у других авторов, но он не досказан и здесь: «Когда одна светская, образованная женщина, видя своего мужа как-то слишком самоуничижающимся и как бы раболепствующим пред старцем, почувствовала в тайне своего сердца недовольство этим, только не по гордости, а по чисто сердечному отвращению от рабских самоуничижений духа; то о.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

константинопольской патриархии), построивший нижнюю церковь во имя святой Премудрости Божией» (что он был действительно первым, поставленным из греков, см. деяния Константинов. собора 1156 г., в издании Анжело Майо SpicilegiumRomanum, t. X, р. 26, где он называется πρωτοπτο’ βλητος). Все преемники Льва также назначаемы были из греков, а не из болгар, и таким образом архиепископия ахридская, заведуя народом болгарским, совершенно превратилась из болгарской в греческую. Церковь Софии, о которой говорится в каталоге, была построена Львом в Ахриде. Он принадлежит к числу греческих церковных писателей (известно в настоящее время несколько полемических сочинений против латинян, и одно – 50 глав о невольных искушениях, – аскетическо-нравоучительное, см. Удина Comment. de Scriptoribus Eccles. t. II, р. 604, Lequien’a Oriens II, 292) и известен как самый ревностный помощник патриарха Михаила Келуллария в его борьбе с латинской церковью (см. хронику Сигиберта гемблурского под 1053 г., у Миня в Патрол. т. 160, стр. 210). Умер в правление императрицы Феодоры (которая 1054–1057, см. Скилицу у Кедрина, ed. Paris, р. 792, в Memor. рор. II, 659), после 1054 г. (в этом году на него произнесено было вместе с патриархом Михаилом Келулларием церковное отлучение папскими легатами, см. Барония Annal. Eccles. an. 1054, n. XIX. Патриарх иерусалимский Досифей из одного этого Льва делает целых Трех – Λε’ ων Βουλγαρι’ ας, Λε’ ων Πρεσλα’ βας ’ τοι Μαρκιανουπο’ λεως – вероятно, ошибочно разумея тут нашего Льва τς ν Πωσι’ α Πρεσθλα’ βας, Λεω’ ν χριδινς, см. его Истории иерусалимск. патриархов кн. 10, гл. 3, стр. 1144). Преемники Льва, все избиравшиеся из греков, были назначаемы и утверждаемы не собором болгарского духовенства и не патриархами константинопольскими, а самими императорами (см Нила Доксопатра у Алляция в De perpetua consensione Eccles. lib. I, cap. XXV, § IV, р. 432). 14) Феодул. В каталоге Дюканжа: «Феодул, игумен Св. Мовия (в Константинополе), создавший верхнюю великую церковь (Софии В Ахриде) при вспомоществовании Иоанна τ’ ν ντζ» Скилица, дополняя каталог, говорить, что Феодул был родом из Иконии, из города Тетраполя, что внешней мудрости он был совершенно непричастен, а божественною с преизбытком напитан, и что поставлен был в архиепископы на место умершего Льва императрицей Феодорой (у Кедрина, ed.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Задача наша может считаться оконченною. Не выходя за пределы принятого православною церковию учения, строго руководствуясь писанием, заключенным в уважаемых всеми старообрядцами древних книгах, мы во всех подробностях рассмотрели учение беспоповцев о церкви и таинствах, – не оставив без внимания и тех сторон, которые имеют значение апологетическое, – и видели, что общество беспоповцев не составляет исповедуемой в символе Христовой церкви, и что за тем, оно не имеет и важнейших для спасения таинств: покаяния и св. причащения. Вопрос же о таинстве брака, – если и не имеющем для спасения души такого значения, то совершенно необходимом для жизни на земле, за исключением сравнительно немногих способных к высшему подвигу людей, – породил лишь нескончаемые споры и разделения. Что касается нерассмотренных двух таинств: миропомазания и елеопомазания, то беспоповцы особенными об них рассуждениями не занимаются, порешив, что оные не «потребнонуждны во спасение». И поэтому относительно их следует то помнить, что в церкви Божией «всесовершенно седмь» таин (Больш. катех.). Впрочем, и помимо этого напоминания можно вкратце заметить, что, не имея оных, беспоповцы лишаются очень важных благодатных даров. «Миропомазание есть утверждение св. крещения, которое крепка и вооружена устрояет крестившагося» (Малый катех. л. 39); без него крещения тайна несовершенна есть (кн. о вере, л. 345). «От крещения и мира и христиане зовемся, и паче от мира, еже и хрисма зовется» ( Симеон Солунский , гл. 43; снес. Больш. катех. л. 377. Кирилла Иерусалимск. поучение тайноводств. о миропомазании). Откуда нарицается христианин? – спрашивается в Большом катехизисе. Ответ: «нарицается православный христианин имене ради Христова от Христа и от хрисмы, сиречь помазания св. миром» (л. 2 об.). Посему, «не помазавшиеся миром ниже Богу, ниже ангелом знаеми и не печатствовани и не знаменани Христу (Симеон Солунск. гл. 73). Таинство елеопомазания «и недуги решить и болящия воздвигает, и грехи оставляет. Зрите ли мощь тайны сея»? (Симеон Солун. гл. 254). И совершается она по заповеди св. апостола Иакова (гл. 5, ст. 14).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Сампсона назорея. Абис. Люд. Сн. 25. Евгения муч. Абис. у Люд. Тимофея, Диогена, Макарии и Максимы в Антиохии. Иерон. 27. Заниты, Лазаря, Мароты, Нарсеса, Илии, Магареса, Авива, Савы, Сцембаита, мучч. в Персии в 326 г. М. Р. Деян. св. Из актов Ионы и Варахисия. Аввы Абиодия. Копт. 1338. Силвана монаха, учен. Макария. Копт. 1425. Преп. Иоанна брюхатого. Бопт. 1425. 28. Приска, Малха, Александра, мучч. в Кесарии палестинской ок. 259. М. Р. А. Н. (небольшое сказание). Рогата, Александра, Дорофея, Авдакты, Марии, Модеста мучч. в Кесарии. Иерон. Кастора, Дорофея и Менелампа в Тарсе киликийском. Иерон. Георгия пресвитера. Копт. 1338. 29. Пастора, Викторина, Сатурнина, Долы, Иулиары (или Иулиана) и 4 других в Никомидии. Иерон. Феодора пресвитера, Пентала, Иулиана и Ахатии в Антиохии. Иер. Кастора, Евсевия, Евнукула, Евсевия другого, Сатурнина в Никомидии. (Мартирологи монастыря Максимина). Иоанна или Илии, еп. иерусалимск. при Адриане. Копт. 1338 и 1425. Маркея и Фекура, Семраты-Цион. Абис. у Люд. 30. Более 3000 мучч. в 351 году при Констанцие П пострадавших от Македония. М. Р. Домнина, Филопола, Ахаика (Акакие), Палатина, Вивтора в Солуни в Македонии при Максимиане. М. Р. Иерон. (Домнин у нас и в Р. М. еще Иокт.). Иакова игумена. Копт. 1338. Мучч. Виктора и Декия, Ирины и многих других при Иулиат не. Копт. 1425 и у Порфир. (У Порф. вместо Декия- Далия). Хрисия преп. Никод. в житии Иоанна кладязника. Диоскора молчальника. Абис. у Люд. Апрель. 1. Парфена, Квинтиана, Виктора и Секунда мучч. в Малой Армении. Иерон. Нотк. Ингенианы, Сатурнина, Парфения, Дионисия, Пантера и Александра мучч. в Солуни. Иерон. Виктора в Гераклее. Иерон. Виктора и Стефана мучч. в Египте. М. Р. Иерон. Мелитона, еп. сардийского ок. 170 г. у Феррария и в других некоторых позднейших мартирологах, сн. Фил. Черн. об отцах § 43–45. Квинктиана и Иринея мучч. в Армении М. Р. Бароний ссылается на греков и Галезиний. Анастасий к ним причисляемый есть в Охр., но их нигде не найдено еще в греческ. памятниках. Осязание Фомы. Копт. 1425.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

и триоди, прокимны воскресные литургий ные и утренние, и будничные, «лудрейшего... (нечетко) переложение икосов пресв. Богородицы (т.е. акафиста Ее)», чин пред литургией для священника и диакона (облачальные молитвы, проскомидия, каждение храма) (л. 177–199). Позднейшие греческие рукописи имеют между дополнительными статьями следующие лишние по сравнению с рассмотренными рукописями: «последование закваски», ζμης % 1831 , «ο βοζβышενηη αρτοcα β Νοβυю (сβετλυю) νεδελю» 380, λ. 260), «μολητβα να οсβящενηε πλοδοβ» 379, λ. 242). План греческого печатного издания Иерусалимского Типикона Далее этих дополнительных статей развитие Иерусалимского Типикона в греческих списках его не пошло, как показывают печатные издания его XVI в., не только не имеющие каких-либо других статей, кроме даваемых описанными рукописями, но и сокращающие число этих статей, вообще тяготеющие более к древним ркп. Печатные издания греч. Иерусалимск. Типикона сделаны в Венеции первое в 1545 г. 1832 , второе с небольшими дополнениями (две новых дисциплинарных статьи) в 1577 и следующие 1603, 1643 г. без перемен с 1577 г. Печатное издание греч. Иерусалимского Типикона распадается на 5 частей: общая литургическо-дисциплинарная, месяцеслов, триодь, Марковы главы и дополнительные статьи; но издатели делят Типикон на две части, давая для первых трех общий счет глав – 100, Марковых глав тоже 100, а дополнительные статьи, не нумерованные главами, считают просто приложением. Первая общая литург.-дисц. часть, разделенная на 10 глав, представляет из себя почти буквальное воспроизведение такой же части древнейших греческих рукописей, например, ркп. Моск. Рум. Муз. Сев. собр. л. 1–19, в сравнении с которой и другими известными греч. ркп. здесь только одна лишняя статья – гл. 7: «о том какие каноны (с. 489) предпочитать»: «нужно знать, что если Минея имеет на память какого-либо святого каноны различных творцов, то если есть канон кир Космы, он предпочитается; если есть каноны кир Иоанна и других, Иоанна предпочитается, ибо он преимуществует пред другими; если кир Феофана и других, кир Феофана предпочитается.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010