Пс.3:6 .   Аз уснух, и спах, востах, яко Господь заступит мя. Божественное Писание часто бедствия называет ночью; когда человек прибегает к Богу, то Господь избавляет бедствующего от скорбей, пробуждает его спящий ум и сохраняет кающегося от неприязни. В высшем смысле Пророк принимает на себя лицо Самого Владыки нашего и говорит от Его имени о страдании, крестной смерти и воскресении Иисуса Христа (Афанасий, Феодорит, Августин, Григорий Нисский ). Пс.3:7 .   Не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя. «Нападающими» на Давида были соучастники Авессалома (смысл исторический); под ними же подразумеваются и демоны (смысл переносный). Множество нечестивых человек и демонов нападали на Христа Господа: но после воскресения Его из мертвых все враги видимые и не видимые «падоша» (смысл высший пророческий) (по Зигабену). Пс.3:8 .   Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой, яко Ты поразил еси вся враждующыя ми всуе: зубы грешников сокрушил еси. Это изречение относится ко внутреннему человеку. Образ выражения заимствован от зверей, у которых сила именно и сосредотачивается в зубах. «Зубы грешников» – это неразумные помыслы, неестественно в нас появляющиеся, чрез которые злые духи приближаются к нам и от которых мы терпим большие искушения (Василий В., Афанасий, Феодорит). Пс.3:9 .   Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое. Не должно возлагать надежды на человека, но от единого Бога ожидать «спасения» . Вольною Своею крестною смертью Христос соделал спасение миру. «Людем своим» – всем верующим в Него Спаситель даровал «благословение» Свое – Крест честной. Под «благословением» должно разуметь еще и благодеяния Божии, как следствие благословения Божьего (Афанасий, Златоуст, Кирилл Иерусалимск., Тихон). В конец, в песнех, псалом Давида, 4 Словом «в конец» псалом надписан потому, что содержит в себе пророчество о воскресении из мертвых, которое будет в конце настоящей жизни. В псалме Давид научает маловерных и тому, что над всеми делами человеческими надзирает и управляет промыслительно Бог (Феодорит, Августин).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

  на Давида были соучастники Авессалома (смысл исторический); под ними же подразумеваются и демоны (смысл переносный). Множество нечестивых человек и демонов нападали на Христа Господа: но после воскресения Его из мертвых все враги видимые и не видимые «падоша» (смысл высший пророческий) (по Зигабену).   Это изречение относится ко внутреннему человеку. Образ выражения заимствован от зверей, у которых сила именно и сосредотачивается в зубах. — это неразумные помыслы, неестественно в нас появляющиеся, чрез которые злые духи приближаются к нам и от которых мы терпим большие искушения (Василий В., Афанасий, Феодорит).   Не должно возлагать надежды на человека, но от единого Бога ожидать . Вольною Своею крестною смертью Христос соделал спасение миру. — всем верующим в Него Спаситель даровал Свое — Крест честной. Под должно разуметь еще и благодеяния Божии, как следствие благословения Божьего (Афанасий, Златоуст, Кирилл Иерусалимск., Тихон). В конец, в песнех, псалом Давида, 4 Словом псалом надписан потому, что содержит в себе пророчество о воскресении из мертвых, которое будет в конце настоящей жизни. В псалме Давид научает маловерных и тому, что над всеми делами человеческими надзирает и управляет промыслительно Бог (Феодорит, Августин).   Не обилие слов умоляет Бога, но душа чистая, являющая добрые дела. Бог, желая нашей преданности и доверия к Нему, особенно внимает нам, когда мы умоляем Его не столько через других, сколько от себя. , т.е. Бог, видящий правду мою. Порочный и оскверненный, хотя бы просил и тысячи раз — не будет иметь успеха, потому что не имеет с собою того, что может умолить Бога. Не избавил Бог от бедствия, но , т.е. укрепил перенести великодушно. Ибо ничто не доставляет такого спокойствия душе, как скорбь, отклоняющая от всех забот житейских и возбуждающая от лености. (Рим. 5:3) (Златоуст).   — это люди порочные и склонные ко злу. — жестокосердные, привязанные к земле и дебелые мыслию. Сердце по природе создано легким, но мы его отягощаем житейскими пристрастиями. Пророк как бы видя кого-нибудь убегающего от света и гонящегося за тьмою, скорбит, видя такое безрассудство в жизни; он как бы говорит: для чего ты делаешь это безумное дело? — вскую любите суету и ищете лжи (Григорий Богослов, Златоуст).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

211 » Φωτιξομνοι» или βαπτιξομενοι имеющие креститься» См. «Constilut Aposlob». Lib. VII. Curs. Complet, Patrolog. Ser. Graec. Tom. 1, col. 1081. «Апостол. Постановл.» в русск. пер., стр. 260; Соб. Лаодик, прав. 46. 48. Συνταγμα κανον. Ραλλη και Ποτλη. Tom. III, A θηv. 1853, pag. 214, 215. 214 «IV-й Карфагенск. собор», в прав. 84 говорит: «никому не воспрещается входит в Церковь  и слушать слово Божие, будет ли то язычник, или иудей, или еретиков». «Ut episcopus nullum prohihet ingredi ceelesiam et audire verbum Dei, sive, gentilem, sive haereticum, sive iudacum, usque ad missam catechumenorum». Curs. Complet. Petrolog. Ser. Latin. Prim. Tom, LXXXIV, col. 206. Bruns. «Cann Apostol. Et. Concil». Pars 1. Berol. 1839 г., pag. 149. 216 «Constitut. Apostol». Lib. VIII, cap. 5. « Πληρσαντος ατο τν τς διδασκαλας λγον... δικονος φ ψυλο τινος νελθν κυρητττω. Μ τις τν κροωμνψν μ τις τν πστων». Curs. Complet. Patrolog. Ser. Graec. Tom. 1, col. 1075–1076. «Апост. Постановл.» в русск. пер. Каз. 1864 г. стр. 257. 217 Григорий Неокесарийсий. «Правил. XII». Иоанн. «Опыт курса церков. Законов» Том. 1, стр: 377. Правда, здесь идет речь о кающихся, но слушающие оглашенные были, в одинаковом, положении сравнительно с слушающими каюшимися. 220 Такое название встречается, напр., в не раз цитировавном вами, 5-м правиле собора Неокесарийск. 222 «Constitut Apostol». Lib. VIII, cap. VIII. Curs. Complet. Patrolog. Ser. Graec. Tom., 1, col. 1081. 223 Кирилл Иерусалимск. «Catech. I, II и т.д. обозначаются таким образом: » κατχεισις φωτιξομνων ν εροσολμοις«. Правда, слово » φωτιξμενοι« часто означает людей уже просвещенных святым крещением ( Ebp. VI, 3 ); но глагол » φωτξω« не редко употребляется вместо «учу» («doceo», « διδσκω»), «приготовляю к крещению устно», посредством огласительного наставления (per institutionem catocheticam ad baptismum praeparo»). Точно также и у Кирилла Иерусалимского данное слово означает готовящихся к крещению или цросвещенных только оглашением, которое предшествовало крещению. Равным образом и слово «крещаемый» употребляемое обыкновенно в смысле уже просветившегося крещением, иногда употребляется в значении только имеющего креститься, как и в указанном нами месте Апостольских Постановлений.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Невозможно исчислить всех случаев, в которых св. человеки Божии поражали и прогоняли св. крестом диавола и аггелов его: сказаниями о сем переполнены жития святых. I. Знайте, что нет такой страсти, нет такой похоти, которая могла бы противиться всепобеждающей силе креста. Это не наши слова. «Когда ты, – говорит св. Иоанн Златоуст , – делаешь крестное знамение, вспомни всю силу креста, все крестное дело, и потушишь ярость и все прочие страсти» (св. Злат., бес. на Матф. 54 ), потушишь весь этот, по выражению св. Григория Богослова (в его сл. «о человеческой природе»), «охлаждающий огонь», который снедает твою плоть, томит твое сердце. Вот и один из множества примеров, показывающих, как решительно побеждается наша плоть силою св. креста! Св. Софроний, патриарх иерусалимск., повествует (см. «Лимонарь», или «Луг духовный», гл. 3), что некоторый пресвитер, по имени Конон, совершая св. крещение над эллинами, обращавшимися к христианской вере, и погружая в св. водах не только мужей, но и жен и дев, – чувствовал в себе столь сильные порывы страсти, что, наконец, решился навсегда оставить место своего служения и пустился бежать в горы... Но беглеца настигнул явившийся св. Иоанн Креститель, остановил его, трижды знаменовал св. крестом, и сим оружием «отъял от него брань» плоти. Пресвитер немедленно возвратился к месту своему, и уже «нисколько не ощущал в себе похоти», кого бы ни случалось ему погружать. «Если ты, брат мой, – говорит св. Ефрем Сирин , – всегда будешь употреблять св. крест в помощь себе, то не приидет к тебе зло, и язва не приближится к жилищу твоему» (пр. Ефрема Сир. «сл. на честный и животворящий крест»). Ибо крест, как учит св. Кирилл иерусалимский , «великое предохранение, данное бедным и слабым без труда» (Оглас. поуч. XIII, 36). II. Защищаясь крестом святым от врагов и от житейских бедствий, мы должны стяжать в нем и врача наших недугов, как душевных, так и телесных. «Но каким образом, – подумает кто-нибудь, – крест может врачевать болезни телесные, когда мы все имеем св. крест и, между тем, принуждены пользоваться другими врачевствами для излечения наших немощей?» Ах! Это зависит совершенно не от св. креста. Вина в нас самих. Видно, мы или не пользуемся, или не так, как должно, не с живою верою и любовью, не с твердым упованием употребляем это спасительное врачевство. Но обратитесь к нашим священным летописям, к жизнеописаниям святых Божиих человеков: вы здесь, можно сказать, на каждой странице увидите, как многоцелебна сила креста Христова. Укажем хотя на некоторые из бесчисленных примеров. Так, по сказанию св. Прохора, ученика Иоанна Богослова, св. апостол знамением креста исцелил некогда лежавшего при пути больного человека (житие св. Иоанна Богослова, сент. 26).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

43. Бонифат. Постановлен. прав. 3. 378 Впрочем, большая часть защитников латинских заблуждений согласны с тем, что Миропомазание надлежит совершать прежде семилетнего возраста (Аркуд. О согласии восточн. церкви с западною в совершен. седми таинств, стр. 42. 43. Париж, 1672 г.). В римском архиерейском чиновнике также есть замечание, что в случае нужды миропомазание можно совершать над всяким младенцем. Перрон. Богословск. чтен. т. 2, стр. 301. 379 Постан. апостол. кн. 7, гл 22: твор. муж. апостол. врем. т. 1, стр. 371. Амстердам, 1724 г. Тертуллиан. О Крещен. гл. 7. 8: твор. ч. 2, стр. 12–13. Спб. 1849 г. Св. Киприан. Письм. к Януарию и проч. нумид. епископам: твор. стр. 269. Венеция, 1728 г. Собор. лаодик. прав. 48: книг. правил, стр. 159. Спб. 1843 г. Св. Кирилл. иерусалимск. Тайновод. Слов. 3, чл. 1: твор. стр 364. Москва, 1855 г. Св. Амврос. медиол. О таинств, гл. 1: твор. ч 1, л. 234, изд. 1516 г. 380 Св. Златоуст. Бесед. 12 на 1 посл. к коринфянам: ч. 1, стр. 222. Спб. 1858 г. Иннокент. Письм. к Децентию, гл. 3: твор. св. Льва велик. т. 2, стр. 51. Лион, 1700 г. Геннад. массилийск. О церковн. догмат, гл. 22: прибавлен, к 8 т. твор. бл. Августина стр. 74. Антверпен, 1700 г. 381 Мальдонат. О миропомазан. вопрос. 2, стр. 115. Лион, 1614 г. Беллармин. Прен. прот. соврем. еретик, т. 3, стр. 187. Прага, 1721 г. Шардон. Истор. таинств: Ламин. Полн. курс. богослов. т. 2, стр. 175–177. Перрон. Богословск. чтен. т. 2, стр. 301, Брюссель, 1848 г. 383 Либерман. Урок. богослов, т. 4, стр. 220. Маинц, 1836 г. Перрон. Богословск. чтен. т. 2, стр. 301. 389 «Законоположительные послания пап и постановления св. отцев говорят, что после Крещения не должно отлагать совершения сего таинства (Миропомазания), дабы лукавый оный хитрец не нашел нас безоружными. А намащенные мастию двоякой росы, одною (Крещением) исцеленные, а другою (Миропомазанием) укрепленные, мы безопаснее выступим на подвиг». Петр. Дамиан. Слов. 1 на освящ. церкви. 391 Помазанное миром чело в одних местах обвязывается у латин чистым полотенцем, а в других таким же полотенцем или хлопчатою бумагою отирает его сопровождающий епископа священник.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Киприан, архиеп. 234 Киприан Пыжов, архим. 493, 496 Киприан, архим. 170 Кирик 17 Кирилл, равноап. 7, 8, 15, 87, 115, 292, 312 Кирилл, митроп. 31, 40, 41, 172 Кирилл I, митроп. 43, 44, 45, 46 Кирилл II, митроп. 83 Кирилл, архиеп. 380, 381, 383 Кирилл, епископ 41, 101, 187, 491, 492 КириллБелозерский, преп. 88,105, 108 Кирилл Иерусалимский 115 Кирилл Лукарие 241, 242, 248 КириллСмирнов,митроп. 427, 428, 431, 433, 434, 435, 439, 440, 496 Кирилл Терлецкий, епископ 238, 239, 141 Кирилл Туровский , свят. 118, 120, 127 Кирилл Флоринский, архим. 320 Кирилл Челмский, преп. 132 Кирилл, " епископ» 351 Кисель Адам 250 Клеопа, старец 335 Климент, папа 7, 8, 9, 11 Климент III, папа 139 Климент VIII, папа 231, 240 Климент, митроп. (Клим Смолятич) 36,37,38,70,118 Ключевский В. О. 106, 277 Княгинский Иов 246 Кобылий 84 Ковалевский Е. 469 Ковшаров И. 412 Козловский А. 274, 333 Козма Минин 169, 171 Колесников А., прот. 494 Колесников Кирилл 342 Колесников Силуан 342 Колосов А. 434 Колтон 483 Колычев, боярин 81, 82 Комнин Исаак, император 44 Конашевич-Сагайдачный Петр, гетман 245 Кондаков Н. , проф. 318 Константин (Мефодий), равноап. 7, 8, 11, 13, 14,33 Константин Васильевич, князь 93 Константин Великий , император 217 Константин Всеволодович, князь 129 Константин Федорович, князь 129 КонстантинКонстантинович, князь 399 Константин Ярославский, князь 120 Константин, император 61, 89 Константин, митроп. 30, 37, 38, 127 Константин, архиеп. 381 Константин, епископ 493 Константин, иерей 398 Константинов Димитрий, прот. 459 Конт 341 Концевич И. 494 Кончака, сестра хана Узбека 41 Копинский Исайя, митроп. 246, 247 Кополович Иоанн, прот. 454 Корейша Иван Яковлевич, юродивый 337 Корнилий, митроп. 194 Корнилий Комельский, преп. 124, 158 Корнилий Печерский, преп. 121 Корнилий Соболев, 431 Косой Феодосий 125 Коссов Сильвестр 249, 250 Костюшка358 Кочубей, граф 359 Кочуров Иоанн, свящмуч. 381, 394 Кошица 299 Кралев Антоний 179 Кранов 393 Красиков Н. 393 Красиков П. 389, 404 Красницкий В., свящ. 414, 415, 416, 417, 419

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1388 г. город перешел под власть турок-османов. В нач. XV в. нек-рое время находился под управлением румын. кн. Мирчи Старшего; в 1419/20 г. вновь завоеван турками. Митрополия упоминается в 1439 г. в связи с участием митр. Силистренского Каллиста (между 1437 и 1450) во Флорентийском Соборе. Между 1564 и 1580 гг. упоминается митр. Парфений. В XVII в. представители Д. е. часто посещали Россию, привозили на родину утварь, книги, иконы и проч. Митр. Иоаким дважды был в Москве, встречался с патриархом Филаретом и царем Михаилом Феодоровичем; в одной из церквей Силистры он положил частицы мощей св. Иоанна Златоуста, вмч. Пантелеимона и мц. Параскевы, подаренные Московским патриархом. В 1647 г. митр. Иеремия направил в Россию ценные сведения о турках в Добрудже. Более активные связи кафедра поддерживала с валашскими воеводами, т. к. в кон. XVII-XVIII в. Доростольские митрополиты иногда получали право в качестве экзархов управлять церквами в Валахии и Молдове. Валашские князья часто оказывали кафедре финансовую помощь: в 1663 г. митр. Макарий и кн. Григоре Гика построили в Силистре кафедральный собор в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. Митр. Иерофей Комнин (1711-1719) принадлежал к имп. роду, получил образование в Падуе и Москве, был писателем, переводчиком, богословом и проповедником, посетил Бухарест, Иерусалим, Афон. Митр. Кирилл (1800-1812) содействовал рус. армии в русско-тур. войне 1806-1812 гг., был советником ген. М. И. Кутузова и соратником митр. Врачанского Софрония . В XIX в. кафедру последовательно занимали митрополиты Каллиник, Григорий, Иерофей и Дионисий. В 1870 г., после учреждения Болгарского Экзархата, Д. е. была объединена с Червенской епархией (см. ст. Русенская епархия ). Новая епархия получила наименование Доростольско-Червенская и имела кафедру в г. Русе. Храмы Д. е. вошли в состав Силистренской духовной околии Русенской епархии. Силистренские митрополиты кон. XVI-XIX в.: Парфений (ок. 1564), Иоасаф (ок. 1600), Иоаким (ок. 1615), Антоний (1630-1639), Иеремия (1639-1647), Паисий (1647-1653), Макарий (1653-1671), Мефодий (1671-1679), Парфений II (1679-1680), Геннадий (1680-1691), Афанасий (1691-1710), Иерофей Комнин (1711-1719), Серафим (1720-1724), Константин (1727-1732), Каллиник (1732-1748), Варфоломей (1748-1759), Кирилл (1764-1768), Парфений (1768-1779), Кирилл (1780-1784), Каллиник (1784-1787), Григорий (1799), Кирилл (1800-1812), Каллиник (1813-1821), Анфим (1821-1836), Григорий (1836-1839), Иерофей (1839-1851), Дионисий (1851-1870).

http://pravenc.ru/text/180241.html

Иерусалимск и й патриарх должен отличаться такими же качествами, какие требуются уставом и от константинопольского патриарха: не моложе 40-летнего возраста, не менее 10 лет службы епископской или архимандритской, турецкое подданство, безупречная жизнь, богословские познания, знание церковных и гражданских законов, доверие правительства и народа. Избрание иерусалимского патриарха совершается также, в сущности, сходно с требованием константинопольского устава. После того, как сделается свободною патриаршая кафедра, Синод избирает местоблюстителя, который, получив известие о своем утверждении Портой, посылает грамоты к митрополитам и епископам иерусалимского престола, приглашая их-в течение 21 дня прибыть в Иерусалим, и отдельно просить жителей прислать по одному священнику от каждой епархии для участия в избрании нового патриарха. Приглашенные собираются в иеру салимском монастыре и записками указывают достойных кандидатов. После этого список кандидатов отправляется в Константинополь на усмотрение Порты. По возвращении от Порты этого списка, составляется общий избирательный совет, в составь которого входят: члены синода, все архимандриты Иерусалимских монастырей, протосинкеллы, местные священники и прибывшие из епархии, два священника, избранные христианами Иерусалима. Из списка не исключённых Портой кандидатов, посредством тайного голосования, избираются три лица. После этого члены синода, а за ними и все избиратели, отправляются в Иерусалимский храм Воскресения Христова, совершают установленное молебствие и, тайной подачей голосов, члены синода из трех кандидатов избирают патриарха; при равенстве голосов перевес получает голос местоблюстителя. В иерусалимском патриархате нет ни постоянного смешанного, ни народно-церковного советов, но зато там есть так называемое Святогробское Братство 8 , которое имеет, правда, не официальное, но во всяком случае громадное влияние как на избрание патриархов, так и на все управление Иерусалимской церкви, и к голосу которого, по необходимости, должны прислушиваться патриархи.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Богородицы, что на сенях». (Слава Пресв. Владычицы). По 399 Ундольского подпись на ней была греческая. В Царьграде было от нее чудо в поражении скифов. По Сирмундову прологу XI-XII в. в Царьграде 19 августа совершалась память Максима исповедника и муч. Диомида в храме иерусалимской Богоматери (сн. 19 авг.), следов. или был особый храм ее или придел. Кажется, эта икона отлична от той иерусалимской, от коей был голос Марии египетской и которая была в Софию в Царьград принесена, где находилась в XII-XV веках, см. паломинка Антония стр. 62. В кривоезерской пустыне костромской губернии находится чудотворный образ иерусалимской Богоматери, написанный в начале XVIII в. Ск. об нем: Слава Пресв. Владычицы. Кн. III. отд. II. стр. 51. О чуде от иерусалимск. иконы Богоматери в измайловской Богадельне в 1866 г. см. Душепол. Чтен. 1867. Ч. I., а о знамении в Троицкой кривоезерской пустыне Странник 1861 г. июнь. 13 Мучч. Карп и Папила и дружина . В Деяниях св. (Apr. II. 120 и 968) те же метафрастовы или лучше Метафрастом перифразированные древние акты мученические. На греч. языке они изданы в полном Курсе Патрологии (Т. 115. 106). В конце их говорится, что святые усечены 18 октября и что св. тела их погребены верными на исцеление болезней и на бичевание злых духов. В месяцеслове Василия говорится, что Карп и Папила брошены в огонь, Агафоника взошла сама в пещь, Агафодор прежде умер во время мук. Сокращавший житие, вероятно, не досмотрел конца или иметь рукопись без конца. Евсевий говорит о сих мучениках (кн. IV. гл. 15): «Есть у нас записка и о других мучениках, пострадавших в азийском городе Пертам, именно: о Карпе, Папиле и женщине Агафонике, славно скончавшихся после многократного и достохвального исповедания». Но здесь, равно и у других древних писателей мартирологов, род смерти их не показан. Естественно, что сии записки были основанием и метафрастовых актов (сн. Ог. christ I. 877). Св. равноапостольная царица Елена построила в Константинополе монастырь во имя Карпа и Папилы на подобие гроба Господня (Дю-Канж IV.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

полн. месяцесл. востока 21 февраля). Он правил Иерусалимским престолом с 609 по 633 г. Из них несколько лет, вместе с животворящим древом креста Господня, он пребывал в плену у персов: В то время местоблюстителем иерусалимского престола бил св. Модест (с 614 по 628 г.). По возвращении из плена св. Захария правил престолом 5 лет. По смерти его был поставлен св. Софроний (см. в опис. Иерусалимск. патриархата), который дожил до шестого вселенского собора. Итак, свидетельство Феатрона не подтверждает мысли австрийцев о падении всех епископов во времена господства единовольной ереси и, будучи не вполне верным, не может иметь силы и важности. Что тогда епископы были см. из Барония, лето 649, ч. 1, л. 768 об. (в ст. « Церковь » против безпоп., в разб. 15 возр.; Взято из «Разбора апологии Швецова» М. Шустова 47 стр.). Разбор: Относилось, но надо знать, почему св. Григорий привел здесь это пророчество и будет понятно, что он его понимал не в смысле отсутствия епископов, а в смысле увеличения верующих. Эти слова находятся в 42 слове прощальном, произнесенном во время прибытия в Константинополь ста пятидесяти епископов (стр. 18). И говорит пред ними: «Некогда паства сия была мала и несовершенна, даже судя по видимому, это была не паства, а малые следы или останки паствы; без порядка, без надзора, без точных пределов; рассеянная и разбросанная там и здесь; всякий, кому как случилось, находил себе надзирателя и пастыря, промышляя о своем спасении... Плакали и мы. Пока дела наши были достойны слез. Ибо действительно и мы были изгнаны, извержены, рассеяны по всем горам и холмам, как бывает с не имеющими пастыря» (стр. 19). Ясно, что св. Григорий говорит о великих бедствиях, которые он и лично терпел, а так же и его паства. И потом,. когда уже тяжелые времена миловали, он так рисует положение своей паствы пред лицом собравшихся епископов: «Такова была некогда паства сия, и такою сделалась ныне – столь благоустроенною и расширенною! И если она несовершенна, то чрез постепенные приращения восходит к совершенству; а я предрекаю, что и будет восходить» (стр. 23). Следовательно, св. отец говорит о внешнем благоустройстве своей паствы, предрекает ей еще большее возрастание и в подтверждение своего предсказания, приводя слова прор. Исаии, говорит: «Слышу, кажется, и сие слово Того, Кто собирает сокрушенных и приемлет угнетенных: расшири ужа твоя еще, простри на десно и на лево, водрузи, покровов не пощади ( Ис.54:2–3 ). Я предал тебя. Я и помогу тебе: в ярости мале поразил тебя, и милостию вечною прославлю тебя (ст. 8). Мера человеколюбия превышает меру вразумления. То было за неправды, а сие за поклонение Троице, то для очищения, а сие для славы Моей» (стр. 24). Об уклонении епископов, как видели, здесь ни слова не говорится, а лишь о процветании церкви при отсутствии стеснительных обстоятельств.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010