136 Блаженный Феодорит Кирский. Изъяснение трудных мест Божественного Писания. Толкование на книгу Иисуса Навина, 14. С. 281. 142 Преподобный Максим Исповедник. Главы о богословии и о домостроительстве воплощения Сына Божия, 2, 31//Преподобный Максим Исповедник. Творения. Кн. I. М., 1993. С. 240. 143 См. глл. 42–43 указанного творения в: Добротолюбие. Т. III. М., 1900. С. 239. В своем новом переводе творений преподобного Максима А. И. Сидоров поместил этот фрагмент в “Главы о богословии и о домостроительстве воплощения Сына Божия” (2, 33–34. С. 240–241). 145 Ориген. Увещание к мученичеству, 17//Ориген. О молитве и Увещание к мученичеству. СПб., 1897. С. 54. 146 Sant’Agostino. Quaestiones in Iesum Nave, 29//Locutioni e Questioni sull’Ettateuco. Roma, 1998. P. 1166–1167. Нельзя не заметить, что здесь блаженный Августин затрагивает тему, наиболее глубоко им разработанную — учение о благодати, согласно которому человек в естественном, безблагодатном состоянии не может находиться в общении с Богом. 147 См. блаженный Феодорит Кирский. Изъяснение трудных мест Божественного Писания. Толкование на книгу Иисуса Навина, 19. С. 286. 148 Святитель Василий Великий. О Святом Духе, к святителю Амфилохию, 13//Святитель Василий Великий. Творения. Ч. I. СПб., 1911. С. 601. 149 Блаженный Феодорит Кирский. Изъяснение трудных мест Божественного Писания. Толкование на книгу Иисуса Навина, 20. С. 289. 151 Здесь говорится, что народ был выведен не Моисеем, а Иисусом Навином, — ошибка древнего редактора или желание возвысить Иисуса Навина до его великого предшественника? Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 8 июня, 2020 24 июля, 2019 29 июля, 2016 30 марта, 2016 29 марта, 2016 12 апреля, 2015 8 июля, 2013 4 мая, 2013 4 мая, 2013 Поделитесь, это важно

http://pravmir.ru/kniga-iisusa-navina/

Святитель Феофан Затворник также цитирует святых отцов: «Блаженный Феодорит пишет на эти слова: “Теперь по сущности Бог повсюду есть, потому что естество Его неописанно, и о Нем, по Апостольскому слову, живем и движемся и есмы ( Деян. 17:28 ); но не во всех по благоволению, потому что благоволит в боящихся Его, и во уповающих на милость Его ( Пс. 146:11 ). Но и в них Он – не всяческая, потому что никтоже чист от скверны ( Иов. 14:4 )... В жизни же будущей, когда прекратится тление и преподается бессмертие, не будет места страстям, а по конечном изгнании страстей не воздействует уже ни один вид греха. Так, наконец будет Бог всяческая во всех, когда все избавлены будут от грехопадений, и к Нему обратятся, и не будут уже принимать в себя наклонности к худшему. Но что божественный Апостол сказал здесь о Боге, то в другом месте изрек о Христе, говоря: идеже несть Еллин, ни Иудей, обрезание и необрезание. Варвар и Скиф, раб и свобод, но всяческая и во всех Христос ( Кол. 3,11 )”» 113 . На первый взгляд, действительно, говорится о спасении всех вообще. Но это не так. Во-первых, блаженный Феодорит Кирский связывает это место Писания с посланием к Колоссянам апостола Павла ( Кол. 3:11 ), которое мы рассматривали выше, в котором в выражении всё во всех под всеми он понимает только крещеных благочестивых членов Церкви. Во-вторых, Феофан Затворник приводит здесь неполную цитату блаженного Феодорита , а в своем полном толковании немного выше приведенной цитаты (см. с. 51.), блаженный Феодорит Кирский поясняет: «Последний враг испразднится смерть. Ибо, диавола и споспешников его послав во тьму кромешную, Христос положит конец смерти...» 114 . Таким образом, после того, как Христос отошлет диавола и его споспешников во тьму кромешную, истребится смерть и по конечном изгнании страстей не воздействует уже ни один вид греха, и так, наконец, будет Бог всяческая во всех в Царстве Божием. И в изъяснении 48-го псалма Феодорит Кирский объясняет, кто же такие все, которые наследуют вечную жизнь: «Кто проливал пот ради благочестия и правды, нес труды ради вечных благ, тот плодом трудов имеет негибнущую жизнь, и с мудрецами мира, которых апостольское слово именует буйими, не будет разделять вечной гибели и нескончаемого мучения» 115 . То есть подвижники благочестия наследуют негибнущую жизнь, а мудрецам мира, в том числе защищающим душепагубные ереси, которых апостольское слово называет буйими (неразумными), уготована вечная гибель и нескончаемое мучение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Barino...

Тем более, что многие правила «Апостольских постановлений», не смотря на официальный запрет, продолжали впоследствии включаться в различные церковно-правовые сборники, в том числе и в нашу «Кормчую». Кроме того, существует мнение св. Епифания Кипрского, согласно которому в этих постановлениях «нет ничего, что бы нарушало веру, ее исповедание, церковный порядок и каноны» (Migne. Patrologia Graeca. Т. XX. P. 10.) и предположение, что Трульский Собор, отвергая «Апостольские постановления», имел дело с другой их редакцией, а не с той, которая дошла до наших дней (Глубоковский Н.Н. Дидаскалия и Апостольские постановления по их происхождению, взаимоотношению и значению. София, 1935. С. 111-115). Апостольские постановления. Книга 6. О расколах. § 28. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2006. С. 161. Блаж. Феодорит Кирский. Изъяснение трудных мест Божественного Писания. Толкование на книгу Левит. Вопрос 12. М., 2003. С. 124. Ибо в других случаях кровь могла служить очищением от скверны (Исх. 30;10), а семя, быть благословенным от Господа (Ис. 65;23). Блаж. Феодорит Кирский. Изъяснение трудных мест Божественного Писания. Толкование на книгу Левит. Вопрос 14. С. 124. Климент Александрийский. Строматы 3. 12. Блаж. Феодорит Кирский. Изъяснение трудных мест Божественного Писания. Толкование на книгу Левит. Вопрос 14. С. 125. Преп. Исидор Пелусиот. Письма. Т. 1. 581. М. 2000. С. 252. Преп. Ефрем Сирин. Творения. Т. 8. М.: Отчий дом. 1995. С. 105. Св. Григорий Богослов. Творения. Т. 1. Сл. 8. М., 1994. С. 185-186. Книга Правил. Правило 44. И, скорее всего, им была лишь закреплена уже появившаяся по некоторым местам традиция. В так называемом «Завещании Господа нашего Иисуса Христа» (конец III века) уже встречается практика запрещающая вдовицам приступать к алтарю в период очищения (см. Толковый Типикон. Вып. I. М, 1993. С. 94). См. 15-е правило Никифора Исповедника (†818г.)//Афинская Синтагма. 4, 428. Св. Дионисия Александрийского. Правило 2; Тимофея, еп. Александрийского. Правило 6, 7. Преп. Исидор Пелусиот. Письма. Т. 1. 581. С. 252. О том, что возможно зачатие во время менструации, подтверждает и современная медицина. См.: Булгаков. С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Ч. 2. М., 1993. С. 964, 1144, 1250. Св. Дионисий Александрийский. Книга Правил. Правило 2. Обратим здесь внимание на ту странность, что телесная нечистота св. Дионисием отождествляется с нечистотой душевной. Может быть, такое мнение рождалось от недостаточного представления древних относительно механизма очищения женских утроб? И если не всех, то хотя бы тех, которые обязаны были сторониться и женщин, и подобных вопросов? Св. Григорий Двоеслов. Ответы на вопросы блаж. Августина.//Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов. Кн. 1. Гл. XXVII. Вопр. VIII. СПб. 2001. С. 35.

http://bogoslov.ru/article/547331

Епифаний Кипрский, свт. Творения. Ч. 4. С. 346-355. Епифаний Кипрский, свт. Творения. Ч. 4. С. 356-357. Amman E . Mélèce d " Antioche. P. 523. Феодорит Кирский . Церковная история. С. 120. Василий Великий, свт . Творения. Т. 3. СПб., 1911. С. 115-118. Петр (Льюилье), архип. Правила первых четырех Вселенских Соборов. С. 210-212 Amman E . Mélèce d " Antioche. P. 520. Феодорит Кирский . Церковная история. С. 200. Иоанн Златоуст, свт. Творения в русском перевода. Т. 11. Кн. 1. СПб., 1905. С. 103. Иоанн Златоуст, свт. Творения в русском перевода. Т. 11. Кн. 1. С. 102. Феодорит Кирский . Церковная история. С. 209. См. подробнее: Τουλουμτσς Βασλειος. Το Εκκλησιολογικ πλασιο και οι προποθσεις αποδοχς των αιρετικν σμφωνα με τα Πρακτικ της Ζ Οικουμενικς Συνδου. 2022. Деяния Вселенский Соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии. Т. 7. Казань, 1909. С. 55. Очень характерной в этом смысле является биография известного Евсевия Никомидийского – См.: Зайцев Д. В. Евсевий Никомидийский, еп.//Православная энциклопедия. Т. 17. М., 2013. С. 246-249 См.: Янгу Ф. «Пидалион» история составления и публикации. С. 94-95.   Источник: Информационно-просветительский отдел Украинской Православной Церкви Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят. Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам.

http://bogoslov.ru/article/6173952

О существах, высших человека, или о духах//Сочинения. К.: Успенская Киево–Печерская Лавра, 2000. Т. 2. С .149–194. Максим Исповедник , прп. Вопросоответы к авве Фалассию. Вопрос XI//Творения. М., 1994. Кн. 2. С. 52–53. Василий (Кривошеин) , архиеп. Ангелы и бесы в духовной жизни. СПб., 2002. 47 с. Демонология//Православная энциклопедия. М., 2006. Т. 14. С .380–388. Ларше Ж.–К. Безумие соматического происхождения. Безумие бесовского происхождения//Исцеление психических болезней. Опыт христианского Востока первых веков. М., 2007. С. 53–116. Марк, игум. Злые духи и их влияние на людей. М.: «Паломник», 1994. 191 с. Подлеснюк И., свящ. Сокрыл ли Господь от диавола Свое Божество под покровом телесности?//Академический летописец. К., 2014. 15. С. 44–49. Феодорит Кирский , блж. О диаволе и о демонах//Сокращенное изложение Божественных догматов. М., 2014. С. 81– 86. Флоринский Ф. Рассуждение об участии злых духов в грехопадениях человеческих. М., 1838. 344 Феодорит Кирский, блж. О диаволе и о демонах//Сокращенное изложение Божественных догматов. М., 2014. С. 82. 349 Следует сказать, что подобные мысли встречаются и у других богословов. Ср., например, высказывание В.Н. Лосского: «Творить – значит вызывать новое; творение, если можно так выразиться, – это риск нового. Когда Бог вызывает не из Самого Себя новый «сюжет», сюжет свободный, – это апогей Его творческого действия; Божественная свобода свершается в сотворении этого высочайшего риска – в сотворении другой свободы». Лосский В. Н. Творение//Догматическое богословие. М., 1991. С. 224–225. 351 Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. Кн. 2. Гл. 4. О диаволе и демонах//Источник знания. СПб., 2006. С. 141. 352 Феодорит Кирский, блж. О диаволе и о демонах//Сокращенное изложение Божественных догматов. М., 2014. С. 85. 353 Интересным является сравнение аргументации восточных отцов о причинах невозможности покаяться демонам и мнения авторитетного латинского схоласта Ансельма Кентерберийского, рассматривающего этот вопрос в юридической плоскости: «Как человек мог быть примирен с Богом лишь благодаря способному умереть Богочеловеку, праведностью Которого возвращено Богу то, что Он утратил из–за греха человека, так же и падшие ангелы могут спастись только Богоангелом, если бы тот был способен умереть и своей праведностью вернул бы Богу то, что похитила у Него греховность остальных [ангелов]» (Ансельм Кентерберийский.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

На наш взгляд, всё вышесказанное в полной мере доказывает некорректность ссылок на «случай Мелетия» как на пример того, что Церковь могла признавать хиротонии, совершенные еретиками или раскольниками.   Сократ Схоластик . Церковная история. М., 1996. С. 126. Епифаний Кипрский, свт. Творения. Ч. 4. М., 1880. С. 345. Κριλλος (Κατερλος), επσκοπος Αβδου . Η Αυτοκφαλη Εκκλησα της Ουκρανας//Δωδεκνησος: Επσημον Δελτον Των Εν Δωδεκανσω Επαρχιν Του Οικουμενικο Θρνου. ΚΓ. Ιολιος-Δεκμβριος 2019. Σ. 38-39. Антипа Святогорец, иеромонах . Раскольники, которые по возвращении в Церковь стали святыми. [Электронный ресурс:] http://bogoslov.ru/article/6171932. См, например: Василий И. Тулумцис . Рукоположения, совершенные еретиками, как аргументы в вопросе об украинской автокефалии. [Электронный ресурс:] http://mospat.ru/ru/articles/87403/. См.: Зайцев Д. В . Мелетий I Антиохийский, св.//Православная энциклопедия. Т. 44. М., 2016. С. 573-574. Феодорит Кирский . Церковная история. М., 1993. С. 115. Сократ Схоластик . Церковная история. С. 126. Подробнее см.: Шмалий В., свящ . Арианство//Православная энциклопедия. Т. 3. М., 2001. С. 221-223. См., например: Шмалий В., свящ . Арианство. С. 223-225. См., например,: Э. П. Г . Анкирские соборы//Православная энциклопедия. Т. 2. М., 2001. С. 448-449. Епифаний Кипрский, свт. Творения. Ч. 4. М., 1880. С. 337. Епифаний Кипрский, свт. Творения. Ч. 4. С. 342-343. Епифаний Кипрский, свт. Творения. Ч. 4. С. 337. Cavallera F . Le schisme d " Antioche (IV-V siècle). P. 44-46. Считаю своим долгом поблагодарить кафедру древних языков и филологии Киевской духовной академии за помощь в работе с литературой на иностранных языках. См.: Никифоров М. В . Евстафий Антиохийский, св.//Православная энциклопедия. Т. 17. М., 2008. С. 286-287. Феодорит Кирский . Церковная история. С. 115-116. Епифаний Кипрский, свт. Творения. Ч. 4. С. 345. Феодорит Кирский . Церковная история. С. 116. Зайцев Д. В . Мелетий I Антиохийский, св. С. 574. Епифаний Кипрский, свт. Творения. Ч. 4. С. 345-346.

http://bogoslov.ru/article/6173952

Преподобный Феодор Студит об исламе Преподобный Феодор Студит Преподобный Феодор Студит (память 11/24 ноября и 26 января/8 февраля) родился около 759 года в Константинополе в большой семье сборщика царских податей Фотина и его супруги Феоктисты. Он получил отличное образование у лучших риторов, философов и богословов столицы. При императоре-иконоборце Константине Копрониме (741–775) Фотин, строго придерживавшийся Православия, оставил государственную службу. В 781 году преподобный Феодор вместе с другими членами семьи под влиянием дяди, святого Платона, принял монашеский постриг в монастыре Символон на горе Олимп. Затем вместе с дядей и братьями они основали монастырь в местечке Саккудион. В 787 году преподобный Феодор был рукоположен патриархом Тарасием в священнический сан. В 794 году, по благословению святого Платона, он становится игуменом Саккудионского монастыря. Возмущенный антиканоническим четвертым браком Константина VI (780–797), преподобный Феодор разослал по монастырям послания, в которых объявил императора отлученным от Церкви. За это он, вместе с десятью сподвижниками, был арестован весной 797 года и сослан в Фессалонику. В августе 797 года святая императрица Ирина, вернувшая себе престол, освободила монахов из ссылки и в 799 году пригласила преподобного Феодора возродить опустевший при иконоборцах Студийский монастырь, куда вскоре собралось до тысячи иноков. В 809 году преподобный Феодор выступил с осуждением неканоничных действий императора Никифора I (802–811), за что был подвергнут истязанию и сослан на о. Халки. Вернуться в Константинополь он смог лишь спустя два года, уже после смерти Никифора. Стал советником императора Михаила I Рангаве (811–813). Весной 815 года, когда император Лев Армянин начал насаждать иконоборчество, преподобный Феодор открыто противостал этому, обличая ересь. Это стало причиной того, что в 816 году он опять был сослан – сначала в иллирийскую крепость Метопу, затем в анатолийскую Бониту, а после в Смирну, где продолжал полемику с иконоборчеством. После гибели Льва Армянина в 820 году ссылку преподобного Феодора прекратил император Михаил II Травл, который, однако, будучи также иконоборцем, запретил иконопочитание в столице. Преподобный несколько лет скитался, пока не прибыл осенью 823 года в монастырь святого Трифона в Вифинии, где и скончался 11 ноября 826 года. 26 января 844 года состоялось торжественное перенесение мощей преподобного Феодора Студита в Константинополь.

http://pravoslavie.ru/28418.html

Анатолий начальник сказал: „Клянусь этим благом, я говорю истину. Мне около шестидесяти лет; не знаю, чтобы прежний Феодор антиохийский, епископ нашего города, читался в священных диптихах, а разве Феодор, умерший три года тому назад, который был из Галатии. Марин префектианец сказал: „Клянусь этим святым Писанием о всем, что знаю, говорю истину. Мне около шестидесяти трех лет; и я не знаю, было ли внесено или провозглашалось ли в священных диптихах имя прежнего Феодора, который был епископом сего города. Феодор же, который теперь читается, был из Галатии и умер три года тому назад“. Евстахий сказал: „Клянусь этим благом, что знаю, говорю истинно. Мне около семидесяти лет; и я не знаю, что Феодор, бывший некогда епископом города Мопсуеста был внесен или провозглашался в священных диптихах нашей святейшей церкви. Тот же Феодор, который теперь читается в диптихах, умер три года тому назад и был из Галатии“. Анатолий сказал: „Клянусь этим святым Писанием, все, что знаю, говорю истинно. Мне семьдесят три года; и я не знаю, помещался ли в священных диптихах святейшей церкви, или провозглашался ли прежний Феодор, бывший епископом нашего города. А который ныне именуется, тот есть Феодор галатиянин, умерший три года тому назад». Руфин архитектор сказал: „Клянусь этим благом, все, что знаю, говорю истинно. Мне семьдесят лет; и я ни от родителей моих не слыхал и не знаю, и ни от другого кого не слыхал, что было внесено или провозглашалось в священных диптихах имя Феодора, который был некогда здесь епископом. Феодор же, который ныне читается в священных диптихах, умер три года тому назад“. Комита, ходатай по делам и отец города, сказал: „клянусь этим святым Писанием, о всем, что знаю, говорю истину. Не знаю и не слыхал, что читалось имя Феодора, который был некогда, как говорят, епископом нашего города. Мне же сорок 136 лет“. Феодор, ходатай по делам, сказал: „Клянусь этим благом, о всем, что знаю, говорю истину. Мне пятьдесят лет; и я не знаю и не слыхал, что в священные диптихи внесено было имя прежнего Феодора, который был в этом городе, как говорят, епископом“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

6. Феодор и Иоанн Ласкариды и восстановление Византийской империи Последними государями Никейской империи были сын и внук Иоанна Ватаца Феодор II Ласкарь (1254–1258) и Иоанн IV Ласкарь (1258–1261). По словам источников, тридцатитрехлетний Феодор, “будучи, согласно обычаю, посажен на щит,” 554 был провозглашен императором с согласия войска и знати. Феодор II, несмотря на слабое здоровье, посвящал все свое время, до вступления на престол, занятию науками и литературной деятельностью. В этом смысле его просвещенный отец делал все возможное и окружил сына лучшими учеными людьми того времени во главе с Никифором Влеммидом и Георгием Акрополитом. Вступив на престол, Феодор II, подобно отцу, развил энергичную политическую деятельность, которая заставила его забыть занятия науками и даже его любимой философией. Понимая серьезность внешних политических отношений, он главное внимание обратил на создание сильной армии. Феодор писал: “У меня одна истина, одна цель, одно стремление – всегда собирать Божье стадо и охранять его от враждебных волков.” 555 Будучи убежден, что греки должны полагаться лишь на свои силы, Феодор, может быть, являлся чуть ли не единственным “византийским” государем, который обратил внимание на “эллинизацию” войска, вопреки укоренившемуся обычаю пользоваться наемными войсками чуждых народностей. 556 Несмотря на некоторые неудачи, Феодор II с честью вышел из трудной борьбы, которую ему пришлось вести с Болгарией и Эпирским деспотатом. В 1258 году молодой государь в цвете лет (ему было всего 36 лет) скончался, оставив своему преемнику в целости обширные завоевания Иоанна Ватаца. Этот деятельный, философски образованный государь, жил и работал с мыслью, что суд над ним произнесет история. В одном из его писем мы читаем: “Суд истории будет произнесен в последующие поколения.” 557 Новейший историк времени Феодора II (Паппадопулос), не без некоторого увлечения, пишет: “Феодор умер очень молодым; иначе эллинизм мог бы надеяться на лучшие дни под мудрым управлением императора, который приложил все усилия к тому, чтобы основать греческую империю на твердых и незыблемых основаниях.” 558 Однако это устремление Феодора оставалось в области идеального. В действительности отряды наемников, представленных разными национальностями, играли важную роль в жизни Никейской империи в целом и в правление Феодора в частности. 559

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Память 16 мая Житие преподобного отца нашего Феодора Освященного, ученика Пахомиева Святой Пахомий был уже везде известным аввою, когда Феодор Освященный был еще мальчиком. Он получил сведение о Пахомии, живя уже в одном из монастырей и с юношеским жаром стремясь к высшему совершенству. Феодор был сын богатых и знатных родителей [ 1 ]. На двенадцатом году от рождения он ежедневно ходил в школу, по желанию отца. Он был более всех детей любим матерью за свой ум и благочестие. Однажды в праздник Богоявления его родители приготовили прекрасные кушанья, поставили разные вина, во всех комнатах разостлали ковры. Юный Феодор, увидав торжественную обстановку дома и роскошный стол, пришел в сильное смущение от одной мысли. Он сказал себе: «если ты будешь есть эти кушанья, то Бог не дарует тебе благ будущей жизни». Крайне взволнованный этою мыслию, мальчик уходит в уединенное место, становится на колени и со слезами молится Спасителю. — Я не хочу, — говорил он, — этой тленной пищи, которая ведет к гибели; но я желаю Тебя Единого с теми благами, которые Ты назначил верным в другом мире. Он долго со слезами повторял эти слова. В это время мать ищет его по всему дому. Ожидали Феодора к столу и никто не начинал есть. Найдя его и заметивши на лице его слёзы, мать с нежною любовью говорит ему: — Ты плакал, сын мой! где ты был? мы тебя искали. Феодор ответил, что с ним ничего не случилось. Мать зовёт его обедать, прибавляя, что, если он не станет есть, то и никто не сядет за стол. Феодор решительно отказался от вкушения праздничной пищи. Он еще некоторое время жил в доме родителей, предаваясь посту, молитве и плачу. От этих слёз у юного Феодора даже заболели глаза. Он в это время продолжал ходить в школу. Но вот приходит конец этого года. Недалеко от селения, где жили родители Феодора, был один монастырь. Здесь каждый брат жил отдельно от других, в своей келлии. Феодор явился сюда и стал жить отшельником. Его здесь скоро все полюбили за его ум, благочестие и скромность. В том монастыре, где поселился преподобный Феодор, было обыкновение каждый день вечером после трапезы собираться вместе для духовной беседы. Говорили о том, что кому пришлось узнать из Священного Писания или услышать, если это могло послужить к общему назиданию. Эти беседы могли давать обильную пищу для души и предохраняли от праздных бесед или увлечения дурными помыслами. Во время одной из таких бесед, один инок, посетивший недавно Пахомиев монастырь, вспомнил объяснение одного места из Священного Писания, слышанное им от Пахомия. Этот инок с восторгом рассказывал о порядках Тавеннисийского общежития, о том, с какой любовью его там встретили, а более всего о самом Пахомии. Особенно внимательно по обыкновению слушал юный Феодор, сам всегда хранивший молчание. После такой восторженной речи о Пахомии, Феодор воспламенился желанием увидеть великого авву. Оставшись один, он с великим жаром молился. Вот содержание молитвы юного подвижника:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010