Иона (Собина) епископ рукоположен с 21.02.1544 Трифон (Ступишин), епископ рукоположен с 10.03.1549 по май 1551 оставил кафедру; архиепископ Полоцкий и Великолуцкий с 06.04.1563 Афанасий (Палецкий), епископ рукоположен с 18.06.1551 по 1564 на покое; с 11.08.1566 Елевферий, епископ рукоположен архиепископ Полоцкий и Великолуцкий Пафнутий, епископ рукоположен с 1566 (1567) 26.11.1570 (1569) Варлаам, епископ рукоположен 21.07.1586 Григорий, епископ упоминается около 1616 Иов, епископ рукоположен архиепископ с мая 1589 по 1592 на покое; 24.06.1594 Галактион, архиепископ с 1593 по 1608 удалён с кафедры тушинцами; 13.07.1610 (1609, 1613) Кафедра пустовала около четырёх лет. Герасим, архиепископ рукоположен в 1612 (Великим постом) 20.02.1617 Арсений (Апостол), архиепископ свт., бывший архиепископ Тверской и Кашинский с 1615 по начало 1626 на покое; 29.04.1630 Иосиф (Курцевич), архиепископ бывший епископ Владимиро-Волынский и Брестский с августа 1626 по 21.03.1634 отлучён и сослан в Сийский монастырь; 15.06.1642 Софроний, архиепископ, свт. рукоположен с 05.10.1634 Серапион, епископ рукоположен с 29.01.1654 13.09.1654 Иосиф, архиепископ рукоположен с 1655 по апрель 1656 на покое; в начале 1657 Филарет, архиепископ рукоположен с 10.08.1656 по 1658 архиепископ Смоленский и Дорогобужский Стефан, архиепископ рукоположен с 09.05.1658 по 1661 по доносу вызван в Москву в 1661–1666 состоял при Архангельском соборе в Москве Суздальская и Юрьевская С 1672 года Имена Сведения Стефан, архиепископ повторно с 1666 по 02.07.1679 лишён сана и сослан в Новгородский Лисицкий монастырь; 1679 Маркелл, архиепископ рукоположен с 21.03.1680 по 06.09.1681 митрополит Псковский и Изборский Павел (Моравский), архиепископ бывший архиепископ Коломенский и Каширский с 06.09.1681 по ноябрь 1681 митрополит Рязанский и Муромский Иларион, архиепископ, свт. рукоположен с 11.12.1681 митрополит с 25.03.1682 по 28.02.1705 на покое; 14.12.1708 (1707) Ефрем (Янкович), митрополит бывший митрополит Сербский 18.03.1712

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В период архиерейства К. часто бывал в Москве. Один из наиболее насыщенных визитов состоялся в 1681-1682 гг. В авг. 1681 г. К. присутствовал на погребении в Новоиерусалимском в честь Воскресения Христова монастыре патриарха Никона ; в нояб. 1681 - апр. 1682 г. принимал участие в заседаниях церковного Собора. В февр. 1682 г. К. присутствовал на свадьбе царя Феодора Алексеевича с М. М. Апраксиной (ДАИ. Т. 9. 93. С. 202). 25 июня 1682 г. участвовал в чине венчания на царство братьев Иоанна V Алексеевича и Петра I Алексеевича: принимал и держал диадему (Там же. Т. 10. 15. С. 39). 22 авг. 1690 г. К. по царскому указу был назначен участвовать в избрании патриарха Адриана, но «не был за немощью»; 24 авг. присутствовал при наречении патриарха (Дворцовые разряды. 1855. Т. 4. Стб. 577, 580). В 1684 г. «за некоторые вины» к К. был послан «на послушание» в качестве викария Тамбовский еп. Леонтий; в 1690 г. он был переведен к Суздальскому и Юрьевскому св. митр. Илариону ( Здравомыслов. 1897). К. состоял в активной переписке с царевной Татианой Михайловной, а также с царским духовником Меркурием Гавриловым, нередко прибегая к их посредничеству при решении дел Новгородской митрополии в Москве. Хозяйственно-административная деятельность Одной из наиболее сильных сторон архиерейской деятельности К. была забота о сохранении и приумножении владений новгородского Софийского дома. Ранее в сложных экономических условиях после Смутного времени митр. Киприан (Старорусенков) (1626-1634) отказался от ряда церковных земель в пользу гос-ва. К. составил план действий по возвращению этих земель. В окт. 1683 г. К. подал на имя царей Иоанна и Петра челобитную с просьбой дать выписи из писцовых книг на церковные и пустые вотчинные земли, принадлежавшие кафедре. Писцовые материалы К. подкрепил ссылками на соборные решения и правила св. отцов, прося государей передать ему эти земли. Однако просьба не была удовлетворена. Нередко на челобитные К. о возврате земель светская власть отвечала компенсацией потери денежным жалованьем. Напр., вместо возвращения земель, утраченных после «литовского и шведского разорения» и впосл. «ложно» захваченных помещиками, К. получил жалованье 130 р. на год (АИ. Т. 5. 137. С. 235-238). Годовое жалованье из приказа Большой казны на 1681/82 г. на содержание соборных и приходских церквей Новгородской епархии, покупку лампад и свеч, на жалованье К., всему черному и белому духовенству епархии, церковнослужителям, а также средства на милостыню и богадельни составили 1695 р. 10 алтын (ААЭ. Т. 4. 248. С. 344).

http://pravenc.ru/text/2458701.html

585 К числу городов, навсегда оставшихся за Россией после 1654 и 1655 г., принадлежал г. Красный. Но он скоро стал считаться простым дворцовым селом, куда в 1667 г. были выселены солдаты и сержанты из Люцина и Динабурга (П. Семенов. Геогр.-ст. словарь, II, 772), и, конечно, находился в Смоленской епархии. 586 Арх. М. Юст. (по Патр. Каз. Пр.) 302, лл. 1–55. В приходной книге отмечено «всего собрано с 169 церквей», тогда как по вышепредставленному количеству церквей по городам, уездам и станам получается до 200. По богаделенным ведомостям к 1679–1699 г. в Смоленской епархии значится 174 церкви (Арх. М. Ю. Кн. Патр. Каз. Пр. 97, 106, 132, 175 и др.). По отписке из смоленского архиерейского дома в монастырский приказ в 1706 г. в Смоленске с пригородами, в Дорогобуже, Белом, Рославле с уездами собрано данных с 201 церкви (Арх. М. Ю. – по арх. монастырск. прик., кн. 63, л. 221–224). Автор Истор.-статист. описания Смоленской епархии на основании того, что в 1681 г. предполагалось учредить епископию в Вязьме с подчинением её смоленскому митрополиту, напрасно г. Вязьму с 1681–1722 г. относит к Смоленской епархии (стр. 6). Вязьма в это время принадлежала Крутицкой митрополии (Арх. Мин. Ин. Дел. Дух. Рос. Дела 1681 г. сент. – окт.; Арх. Мин. Юст. по Мон. пр. приход. книга (7207 г.) 15). 587 Арх. Мин Ин. Д. Дух. Рос. Дела 1681–1682. Акт. Ист. V, 75. Почти в половине XVIII в., в 1745 г. Смоленская епархия состояла все из тех же четырех городов с уездами, только количество церквей несколько прибавилось. В Смоленске с уездом было 162 церкви, в Дорогобужском, Бельском и Рославльском уездах 80, всего – 242 (Истор.-стат. описание.... 187 стр.). 588 Материалы для истории раскола I, 12. Платон Любарский. Иерархия вятская и астраханская. Церк.-истор. сборник, стр. 2. 589 Макарий. История рус. церкви, XII, 298–299. Планы Никона не могли скрыться под серьезными мотивами открытия особой епархии на Вятке. Их понимали современники, и когда явилась возможность, поставили патриарху в вину захват Коломенской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Чтобы составить понятие о характере соборных прений – довольно сравнить царские предложения с соборными на них ответами. Ниже мы увидим, что Собор почти во всем согласился с предложениями царя и утвердил их. Таким образом, сколько было предложений, столько же явилось и ответов. Для большего удобства я разделил их на три группы: а) на соборные определения, направленные к ограждению Церкви от ее противников и распространению христианства; б) соборные определения, направленные к понятию церковной дисциплины, и в) постановления обрядового характера. К первой группе мною отнесены определения о раскольниках, умножении епископских кафедр и – постановлении священников в зарубежные города. Ко второй–о монастырском и церковном благоустроении, о нищих и о присяге по «чиновной печатной книге». Наконец, к третьей–постановление охранении некоторых священных предметов. А. Соборные определения, направленные к ограждению Церкви от ее противников Глава I-я. О раскольниках Очерк истории раскола и борьбы с ним Церкви от начала раскола до Собора 1681 г. – Определения против раскола Соборов 1666–1667 гг. – Состояние раскола во время Собора 1681 г. – Жалобы царя Собору: а) на распространение раскольнических сочинений и б) на умножение раскольнических молелен. – Постановления Собора 1681–1682 гг. Русский раскол старообрядства, как отдельное, обособившееся от Церкви религиозное общество, существует лишь с 1667 г. Все возникавшие до этого времени ереси и расколы (стригольники, жидовствующие, Башкин, Косой) имели настолько нетвердые основания, настолько слабо проникали в народную жизнь, что были не в силах отделиться от Церкви. Только в половине XVII столетия явилось такое религиозное движение, которое постепенно разлилось по всей Руси и которое не прекратилось даже до сих пор... Чем же, спрашивается, было вызвано это движение и что благоприятствовало его развитию? История христианской жизни русского народа показывает, что предки наши, по принятии христианства, тотчас же увлеклись внешнею стороною новой религии. Недостаток богословского образования мешал им заниматься, подобно греческим или западным христианам, религиозными спорами, тонкими учено-созерцательными исследованиями догматов веры. Они держали веру простодушно, не отделяя буквы от догмата? 23 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Эти картины, писанные на полотне Иваном Салтановым, были вышиною по 3 аршина, а шириною – по ¾ аршина 29 . На горе же Голгофе, кроме деревянного кипарисового креста, стоял медный прорезной крест, обложенный железом, и который велено было посеребрить и позолотить, для каковой цели дано было 6 руб. 20 алтын на покупку 200 листов сусального золота 30 . Вероятно, к этому именно кресту был делан резной золоченый киот. Познанский же в 1680 г. на атласе разных цветов написал в Воскресенскую церковь страсти Господни и на нашивных тафтах также страсти и 8 столбов на Голгофу, ко гробу Господню, и, наконец, страсти же Господни на двух плащаницах 31 . Когда внутреннее устройство в церкви было закончено, велено было поспешить с отделкою глав на нее. Шеи под главы велено было сделать старцу Ипполиту с таким расчетом, чтобы они были готовы к первой неделе Великого поста 1681 года 32 . Поделка металлических частей в главах производилась кунганного дела мастером Сидором Ивановым, которому на строение «Спасских и Евдокиинских» глав дано было в январе 1681 г. 200 руб., да за работу в «приказ» – 20 руб. Самые кресты, в числе 7, на Верхоспасском соборе и церквах св. Иоанна Белоградского и «Евдокиинской» велено было сделать железные, оправить медью, а сквозные оправы выточить и позолотить 33 . Золочение глав было поручено золотого дела мастеру Юрию Вилимову с мастерами серебряной палаты Данилою Кузьминым с товарищами, причем на позолоту дано было однажды 100 золотых 34 , другой раз – 800 золотых одиноких 35 , и в 1681 г. – «достальных» 1900 золотых, да денег 100 руб., да котельникам и кузнецам 96 человекам на дачу достальных денег – 282 р., причем золото и деньги были выданы из приказа Большой казны 36 . К освящению церкви 15-го декабря 1681 г. патриархом дан был протопопу Ивану Лазареву печатный на холсте антиминс 37 . Но и по освящении во имя Воскресения Христова церковь не переставала очень нередко в официальных бумагах XVII века называться по-прежнему «Евдокиинскою» 38 . Некоторые работы по возобновление и украшению Воскресенского храма производились и в последующее года XVII столетия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

— Боже, Господи, Творец всякой вещи! Если Ты услышишь меня и даруешь мне то, о чем я Тебя прошу; если Ты дашь мне возможность увидеть Твоего служителя Пахомия: то я буду служить Тебе во все дни жизни моей и не уклонюсь от Тебя до дня моей смерти. Да будет воля Твоя, но сделай меня достойным видеть Твоего служителя! Он целую ночь не мог уснуть, отдаваясь размышлениям о свидании с великим учителем монахов. До утра он не один раз вставал, со слезами умолял Господа сделать его достойным видеть Пахомия. Потом он пошел в келлию того брата, который был в Тавенниси, и просил его непременно рассказать ему подробнее о жизни Пахомия, о тех правилах, какие он дал инокам. Брат подробно ознакомил его с тем, что он знал о Пахомии, его жизни и правилах. С этого времени, Феодор еще напряженнее молился Богу, чтобы Он удостоил его увидеть Пахомия. Феодор надеялся при посредстве Пахомия лучше познать Бога и Его святую волю. В это время Феодор заболел. Родители носили ему пищу. Феодор отказывался от нее. Но вот болезнь его усилилась. Родители взяли его из монастыря домой. Он и не заметил этого, будучи от болезни некоторое время без сознания. Придя в себя, он очень огорчился тем, что увидал себя снова в доме родителей. Родители, убедившись в твёрдости его решения, возвратили его в монастырь. Теперь уже сами иноки усердно заботились о юном подвижнике до самого его выздоровления. Прошло еще четыре месяца, и Феодор не прекращал своей молитвы о свидании с Пахомием. В это время в монастырь, где жил Феодор, пришел авва Печош (или Пекусий), инок Пахомиева монастыря. Ему поручено было во время пребывания здесь служить инокам. Его смирение, его молитвенное настроение, всё его поведение вызвали у всех иноков удивление и уважение, и сердца всех невольно располагались к Печошу. Конечно и Феодор познакомился с ним. Он увидел, что при посредстве этого аввы ему легче всего осуществить свое желание. Он и просил Печоша помочь ему в этом. Печош однако не решился взять Феодора с собою, опасаясь гнева родителей отрока. Феодор был твёрд в своем намерении. Когда авва Печош с некоторыми иноками сел в лодку, чтобы отправиться в Пахомиев монастырь, Феодор идет вслед за ними пешком. Всё еще не замечаемый, он шел по берегу Нила не на большом расстоянии от лодки. Наконец некоторые иноки заметили его. Они указали на него авве Печошу, вспомнивши, что именно он просил авву взять и его с собою в лодку. Прибыли наконец в Тавенниси. Увидев стены обители, Феодор возблагодарил Господа за исполнение своего желания и в радости целовал эти стены. Увидев самого Пахомия, он со слезами восторженной радости приветствовал великого старца. Пахомий указал ему на Господа, Который исполнит всякое желание его благочестивого сердца, потому что он ради Господа оставил мир. Феодор остался в Тавенниси, готовый исполнять все правила иноческой жизни и подчиняться во всем воле своих руководителей. Ему было только четырнадцать лет. Шел уже пятый год со дня основания Пахомиева общежития.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Преподобный Феодор Освященный Святой Феодор родился в IV веке и был сыном богатых и знатных христиан, живших в Верхнем Египте. Он с детства вел благочестивую жизнь. Однажды, когда в доме его родителей готовилось пиршество в честь праздника Богоявления, 12-летний отрок пришел в сильное смущение и подумал: «Если ты будешь вкушать эти дары земной жизни, то не получишь радостей жизни вечной». С тех пор он всегда постился с утра до вечера и воздерживался от всякой изысканной пищи. Через два года Феодор был принят в Латопольский монастырь, где подвизались старые иноки, и стал вести отшельническую жизнь. Наслышанный о преподобном Пахомии, он загорелся желанием приобщиться к его мудрости и отправился в Тавенниси. С первых же дней пребывания в монастыре юный Феодор старался во всем следовать примеру святого Пахомия, в образе которого находил зримое присутствие Господа. Он строго хранил чистоту помыслов, был сдержан и приветлив в обращении, беспрекословно послушен и соблюдал это до самой смерти. Феодор настолько преуспел в иноческих добродетелях, что, несмотря на молодой возраст, вскоре стал утешением и образцом для многих братий. В первый год его пребывания в обители, когда он однажды встал утром на молитву, его келья вдруг озарилась ярким светом и перед ним предстали два сияющих Ангела. Феодор испугался и бросился на крышу, однако Ангелы последовали за ним, успокоили и пророчески вручили ему связку ключей. В другой раз навестить его пришла мать. Феодор отказался встретиться с ней из опасения нарушить заповедь, предписывающую тем, кто устремился к духовному совершенству, навсегда отречься от родных. Помня, что в Судный день ему придется держать ответ, он сказал: «Нет у меня матери и ничего нет в этом преходящем мире». Когда же святой Пахомий стал упрекать его, чтобы испытать, Феодор не стал оправдываться, но, напротив, признал вину и сказал: «Буду плакать до тех пор, пока Господь не ободрит мое сердце и не признает достойным следовать Его повелениям». Случилось, что один из братии, будучи наказан святым Пахомием, готовился покинуть монастырь. Феодор пришел к нему и сначала сделал вид, что тоже принял подобное решение, а затем ободрил брата, что помогло спасти его душу от погибели. В другой раз, побеседовав со старым иноком и поняв, что тот никак не может отрешиться от родственных пристрастий, Феодор сделал вид, что хочет покинуть обитель, где так мало придается значения евангельскому слову (см.: Лк. 14: 26), и тем самым помог брату преодолеть себя.

http://pravoslavie.ru/61830.html

Тремя добродетелями особенно отличался Феодор: произвольною нищетою, самоумерщвлением и отречением от всего мирского, или любовью к уединению и молчанию. Его нестяжательность обнаруживалась самым ясным образом. Однажды в его келлию вошли три вора. Двое держали его, а третий все забирал. Феодор ничего не говорил. Но когда вор взял и левитон, в котором он ходил в церковь и приобщался Св. Таин, Феодор просил оставить его. Получив отказ в просьбе, Феодор, будучи очень силен, толкнул державших так сильно, что они упали на землю. Воры пришли в страх, но Феодор кротко сказал им: разделите все на четыре части, три возьмите себе, а остальную оставьте мне и в том числе мой левитон. Они сделали так, и он уступил им, что они взяли. Может быть, это событие возбудило в нем желание совершенного нестяжания. У него были три книги, которые он сам читал и которые давал другим братиям читать для пользы душевной. Ему пришло недоумение, что лучше – иметь ли эти книги, и чрез них доставлять пользу, или совсем не иметь. Для разрешения своего сомнения пошел он к Макарию Египетскому и, следуя совету Макария, что лучше ничего не иметь, продал книги и деньги раздал нуждающимся. Феодор поставлял истинное совершенство в нестяжательности. Один брат сказал ему: я хочу исполнить все, что заповедует нам Бог . Феодор на это отвечал: Авва Феона хотел достигнуть того же, и вот что сделал он. Он пришел в пекарню, испек свои хлебы, положил в корзины. В это время пришли бедные и попросили у него хлеба, он разделил им весь хлеб. Потом пришли ещё, он, не имея хлеба, отдал им корзины и платье, так что возвратился в кел- лию в малой мантии, которой обвил свое тело, и сделав это дело любви, упрекал себя, что не совершенно исполнил заповеданное Богом. Прежде чем преклонные лета и немощи не принудили его умерить несколько свою строгость, он многие дни проводил, не вкушая куска хлеба. Имея при себе учеников, Феодор никогда не заставлял их делать что-либо, но старался сам все делать. Исаак рассказывал, что когда он жил с Феодором, то Феодор сам приготовлял трапезу и говорил ему: брат! ежели хочешь, иди – ешь. Я пришел от тебя получить пользу, отвечал ему Исаак, почему же ты ничего не приказываешь мне. Старец всегда молчал. Когда предложили ему такой же вопрос старцы, Феодор отвечал: разве я начальник общежития, чтобы мне приказывать. Пусть делает то, что я делаю при его глазах. Феодор все делал молча, и у него научился молчанию Исаак.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Феодор Студит, прп. Второе опровержение иконоборцев, 17//Творения: В 3 т. Т. 2. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011. С. 270. PG 99, Col. 361 C. Феодор Студит, прп. Второе опровержение иконоборцев, 28//Творения: В 3 т. Т. 2. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011. С. 277. PG 99, Col. 372 B–C. Феодор Студит, прп . Письмо к своему отцу Платону о почитании священных икон (57)//Творения: В 3 т. Т. 3. С. 133. Гроссу, Николай, свящ. Преподобный Феодор Студит. С. 190–191. Бычков В.В. Феномен иконы. С. 80–81. Гроссу, Николай, свящ. Преподобный Феодор Студит. С. 182. Шёнборн К. Икона Христа. С. 213–214. Феодор Студит, прп . Письмо к своему отцу Платону о почитании священных икон (57)//Творения: В 3 т. Т. 3. С. 133. Василий Великий, свт. О Святом Духе 18, 45// Василий Великий, свт. Творения. Т. 1. С. 135 Курсив наш. – В.Н. Шёнборн К. Икона Христа. С. 214. Гроссу, Николай, свящ. Преподобный Феодор Студит. С. 190–191. Гроссу, Николай, свящ. Преподобный Феодор Студит. С. 203. Гроссу, Николай, свящ. Преподобный Феодор Студит. С. 203–204. Гроссу, Николай, свящ. Преподобный Феодор Студит. С. 205. Бычков В.В. Феномен иконы. С. 83.   Источник: Богослов.Ru Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят. Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам. Зарегистрированным пользователям

http://bogoslov.ru/article/6193373

Особенно же ярко обрисовались добрые отношения царя к Церкви-в грамате его об открытии в Москве высшего училища и в его участии на Московском Соборе 1681–1682 гг. В грамате о заведении Академии в Заиконоспасском монастыре 11 царь признает, что из всех его обязанностей »первая и величайшая должность – охранение Восточные православные веры, и тоя о расширении промышления«. Он, главным образом, потому и заботится об открытии высшей школы, что чрез просвещение »православная Наша Восточная вера от злокозненных еретических хитростей в целости сохраняется и расширяется«. Царь требует, чтобы блюститель и преподаватели Академии были люди благочестивые, дети благочестивых родителей, воспитанные в православной восточной вере. Если они будут иноземцы, то должны представить от православных патриархов или достоверных благочестивых людей свидетельство о своем правоверии (стр. 525–526). Блюститель и учители должны »во крепком и непорушном содержании Восточные православные Христианския веры, и тоя от всяких иных вер и ересей в охранении и защищении творити крестное целование по чину«... (527). Имея такое попечение о чистоте и неповрежденности православной веры, Феодор Алексеевич запрещает частным лицам держать домашних учителей, – особенно иностранцев (529), – иметь »богохульные книги и писания« и распространять иноверные учения (538). Контроль в этом отношении он поручает тому же блюстителю и учителям (533). Если же кто из преподавателей учреждаемой Академии, или иностранцев, проживающих в России, или, наконец, русских людей, – говорит грамата, – «начнет каковая толкования, или подлоги, ко усумнению Нашея Восточные веры подлагати, или почне ону иных верам, или ересем во всем равенстве совершенном полагати; паче же... чуждую веру Римскую, или ереси Лютерские и Кальвинские, и иные какие похваляти, а Нашу православную веру укоряти, или каковые порочные на ню слова произносити» (528) и если это будет доказано, того предаяти казни«, смотря по его вине, »нещадно» (539). Еще большую заботливость о Церкви выказал царь Феодор Алексеевич своим участием на Соборе 1681–1682 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010