За 21 год святителю Феодору предстояло радикально изменить казавшуюся безнадежной ситуацию в Английской Церкви. Одним из первых действий святителя Феодора (около 671 года) было назначение англичанина Бенедикта Бископа аббатом монастыря святого Петра в Кентербери. Престарелый святитель Феодор в сопровождении Адриана объездил на лошади все английские королевства и епархии, преуспел в установлении хороших отношений с местными правителями, упрочении своей церковной власти, изучении проблем Церкви на местах, учительстве, чем добился всеобщего признания. Не англ, не сакс, не кельт, не рожденный подданным какого-либо из английских королей, святитель Феодор сумел снискать уважение и покорность англичан. Молодые люди стремились в Кентербери, чтобы здесь учиться. Святитель Феодор свел знакомство с некоторыми из епископов, бывших у него в подчинении, например с Вилфридом Йоркским, учившимся в Галлии, и с Чедом Личфилдским, обученным в кельтской традиции, который был настолько смиренным, что всегда передвигался пешком, пока Феодор не настоял на том, чтобы он ездил на лошади. Святитель Феодор действовал. В 669 году он совершил свою первую епископскую хиротонию – над Путтой, монахом необычайно высокой духовной жизни, ставшим епископом Рочестера, кафедра которого долгое время пустовала после смерти епископа Дамиана. Монах не менее святой жизни, по имени Бизи, стал епископом восточных англов с кафедрой в городе Данвич. Через четыре года Бизи заболел, и святитель Феодор рукоположил вместо него двух епископов: Экки в Данвиче – над южным народом англов (Саффолк) и Бедвина в Элмхеме – над северным народом англов (Норфолк). В 670 году святитель Феодор рукоположил Элевферия, племянника Агильберта Парижского, в епископа Дорчестера-на-Темзе. После смерти святителя Чеда (672) святитель Феодор поставил Винфрида, диакона святителя Чеда, епископом мерсийцев с кафедрой в Личфилде. К 673 году архиепископ Феодор чувствовал себя уже хорошо знакомым с ситуацией в Англии, как церковной, так и светской, чтобы созвать первый общеанглийский Церковный Собор в Хертфорде.

http://pravoslavie.ru/32139.html

Феодор Сикеот , Анастасиупольский, еп. (22 апреля/5 мая; 15/28 июня) Феодор Стародубский , блгв. князь (21 июня/4 июля) Феодор Стратилат , Гераклийский, вмч. (8/21 февраля; 8/21 июня) Феодор Студит , игумен, исповедник (26 января/8 февраля; 11/24 ноября) Феодор Тирон , вмч. (17 февраля/2 марта; в субботу 1-й седмицы Великого поста) Феодор Трихина («власяничный»), прп. (20 апреля/3 мая) Феодор Черниговский , мч., чудотворец, боярин мч. Михаила Черниговского (14/27 февраля; 20 сентября/3 октября) Феодор Ярославич Новгородский , блгв. князь, брат св. Александра Невского (5/18 июня) Феодор , архиеп. Ростовский (28 ноября/11 декабря) Феодора Александрийская , прп. (11/24 сентября) Феодорит Рязанский , архиеп. (10/23 сентября) Феодосий Великий , Киновиарх, прп., общих житий начальник (11/24 января) Феодосий Глушицкий , чудотворец, прп. (13/26 мая) Феодосий Едесский , столпник (9/22 июня) Феодосий Печерский , прп., общих житий начальник, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (3/16 мая; 14/27 августа; 28 августа/10 сентября [Печер.]; 2/15 сентября) Феодосий Сийский , прп. (29 октября/11 ноября) Феодор Терновский , прп. (27 ноября/10 декабря) Феодосий Тотемский Суморин , прп., игумен (28 января/10 февраля) Феодосий Угличский , Черниговский, архиеп. (5/18 февраля; 9/22 сентября) Феодосий Череповецкий , прп. (местночтимый; 25 сентября/8 октября и 26 ноября/9 декабря) Феодосия Константинопольская , дева, прмц. (29 мая/11 июня) Феодот Анкирский , корчемник, мч. (18/31 мая; 7/20 июня; 7/20 ноября) Феодот Кизический , мч. (29 апреля/12 мая) Феодот Киринейский , еп., исповедник, сщмч. (2/15 марта) Феодотия Асийская , прп., мать бессребреников Космы и Дамиана (1/14 ноября) Феодул Критский , мч. (23 декабря/5 января) Феодул Цареградский , прп. (3/16 декабря) Феоктист Новгородский , архиеп. (23 января/5 февраля; 23 декабря/5 января) Феоктист Палестинский , прп., игумен, спостник Евфимия Великого (3/16 сентября) Феоктист Сербский , бывший Драгутин, прп. (12/25 марта) Феостих Кизический , мч. (29 апреля/12 мая)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

218.  Феодор Ст. Поуч. 18. 219.  Феодор Ст. Завещание. Заповеди игумену 1. 220.  Феодор Ст. Ямб ко вторствующему. Пис. 2. 221.  Феодор Ст. Малый катихизис § 41–48. Пис. 2. 222.  Феодор Ст. Ямб к епистим. Ипотип. § 18. Дмитриевский, Τυπ. 232. 223.  Феодор Ст. Большой катихизис § 77. Ипотип. § 18. 224.  Феодор Ст. Ямб. к надзир. 225. Ипот. § 18. 226.  Феодор Ст. Ямб 16. 227. Ипот. § 18. 228.  Феодор Ст. Ямб 12. 13. 229.  Migne, Patrol. s. gr. t. 99 col. 1733–1748. 230.  Pitra, Juris eccles. hist. et mon. II, 327–348. 231.  Свящ. Н. Гроссу Прп. Феодор Ст., 112. 232. Так у Василия Великого Пра. простр. 51. 233. Насколько осуществлялся этот устав в Афоно-Иверской лавре еще до появления там полного списка его, при св. Евфимии, втором игумене ее († 1012 г.), видно из жизнеописания последнего, составленного его преемником и переводчиком описанного «Синаксаря» Григорием Мтацминдели. По словам жизнеописателя, Евфимий стоял в церкви, не опираясь на посох и не прислоняясь к стене. Братии, стоявшей у стены, также запрещено было прислоняться к ней. Молодые стояли посредине церкви в два или три ряда, благоговейно, с опущенными вниз руками; когда полагалось, они садились на свои скамьи, стоявшие посредине церкви также в два или три ряда. Евфимий назначил двух богобоязненных епитропов-надзирателей, одного старейшего, а другого младшего, подчинявшегося первому. Младший епитроп посылался по кельям и приводил в церковь оставшегося в келье брата. Не пришедшего к шестопсалмию брата Евфимий судил по правилам отца (Феодора) следующим образом: трудящегося днем много и не имеющего времени спать не наказывал, — ему дневные работы вменялись в молитвенный подвиг. Имеющих же досуг или отправляющих мелкие работы, а также священников, диаконов и чтецов подвергал такому наказанию: молодых заставлял делать по 100 поклонов пред алтарем, старых же и немощных лишал в тот день вина и пищи. Во время службы старейший епитроп стоял в дверях и спрашивал выходящего брата о причине выхода: если существенной нужды не оказывалось, он не выпускал его; при действительной же надобности выпускал, только под условием немедленно вернуться назад.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Однако Церковь , всегда живущая Духом Святым, и эти новые формы, вошедшие в недра церковной жизни, одухотворяет и облагораживает. Так, икона XIX в. духовно выше и благороднее, чем в XVIII веке. А в XX в. вновь начнется возрождение подлинно иконописного стиля. Названия храмов, в которых есть росписи по теме Песни Песней, в таблице 2 выделены жирным начертанием шрифта. Автор посетил Патриаршие соборы и церковь Троицы в Никитниках в Москве, храмы Ярославля, Романова-Борисоглебска, Костромы, Ростова Великого и Троице-Сергиевой Лавры. Таблица 2. Хронологическая таблица фресковых росписей приволжских мастеров втор. пол. XVII в. – нач. XVIII в. Мастера 1647–1648 Успенский собор Княгинина монастыря (Владимир) Марк Матвеев и др. Издание Библии Иоанна Пискатора (Амстердам) 1652–1653 Яков Казанец, Осип Владимиров, Симон Ушаков, Гавриил Кондратьев, Дмитрий Григорьев 1667–1669 Дмитрий Григорьев и др. 1660–1680-е Дмитрий Григорьев, Гурий Никитин и др. 1660–1680-е Патриаршие соборы (Москва) Гурий Никитин и др. 1660-е Троицкий собор Данилова монастыря (Переславль-Залесский) Гурий Никитин, Сила Савин и др. 1679–1680 Иван и Феодор Карповы, Феодор Игнатьев и др. 20 мая – 30 августа 1684 Успенский собор Троице-Сергиевой Лавры (Сергиев Посад) Дмитрий Григорьев, Феодор Игнатьев, Феодор Савини др. Троицкий собор Ипатьевского монастыря (Кострома) Гурий Никитин, Сила Савин и др. 1686–1688 Софийский собор (Вологда) Дмитрий Григорьев и др. 1694–1695 Дмитрий Григорьев, Феодор Игнатьев и др. Собор Феодоровской Божией Матери (Ярославль) Феодор Игнатьев, Феодор Федоров, Гурий Никитин 1715–1716 Гурий Никитин, Сила Савин, Феодор Игнатьев, Феодор Федоров и др. Феодор Игнатьев (?) Успенский собор (Тула) Описание и толкование сюжетов ярославско-костромских фресок по теме Песни Песней Соответственно гравюрам Мартэна де Воса в Библии Пискатора, в ярославско-костромских храмах изображены шесть композиций на тему Песни Песней. Только в Троицком соборе Ипатьевского монастыря (Кострома) почему-то отсутствует одна из композиций (с изображением царя Соломона на престоле). Кроме церкви Илии-пророка в Ярославле, в остальных храмах порядок расположения композиций также соответствует последовательности гравюр в Библии Пискатора. Хотя каждая композиция отражает различные тексты книги, однако в целом они соответствуют последовательности первых шести глав Песни Песней.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

1184. Спасский или Спасо-Преображенский, мужской, 3-го класса (с 1764 г.), Нижегородской губ., в гор. Арзамасе. Основан около 1555 г., после покорения Казани, и в 1585 г. уже владел вотчинами. В 1681 г. по соборному постановлению об учреждении новых епархий был отдан на содержание архиеп. Арзамасского. В 1682 г. приписан к Саввино-Сторожевскому мон. Все каменные постройки монастыря принадлежат к половине XVII ст. М-рь содержит приют на 9 челов. “Ист. Росс. Иер.», III, 260 (с грамотами); Ратшин, 361; Смирнов, “Ист. опис. Савв.-Сторож. мон., 110, примеч. 199; “Нижегор. губ. вед.», 1849 г., 3–5; “Извл. из отч. Об.-Пр.», 1842 г., 96 (надел. лесом); 1860 г., 13 (пожертв. земля); 1884 г., 237 (приют); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 616, 4; “Собр. госуд. грам. и договор.», I, 203 (Утвердит. гр. 1613 г. об избрании ц. Мих. Фед.; игум. Иов); “Акты истор.», V, 75 (Собор. постановл. 1681 г. об учрежд. нов. епархий); “Собр. госуд. грам. и договор.», IV, 128 (Тоже постановл. 1681 г.); Макарий, “Ист. Р. Ц.», VII, 17; “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 142 (в 1744 г. имел 1.530 душ. крест.); Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел», 348 (в 1700 г. имел 323 двор. крест.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», II, ч. 1, 404 (дело 1722 г. о неотдаче архим. Лаврентием собранных денег); III, 125 (указ 1722 г. архим. Лаврентию об осмотре ставленных грамот священно- и церков.-служителей); VI, 1726 г., 115 (прошение архим. Лаврентия о перечислении м-ря из епархиальн. ведом. в Синодальное, как было до 1722 г.); VII, 1727 г., 203 (архим. Лаврентий перемещен в Благовещен. Нижегород. м-рь, а на его место определен игум. Железно-Боровск. м-ря Иоасаф); “Опис. докум. и бумаг Москов. архива Мин. Юстиции», I, 18 (список с писцовой и межевой книги 1621 – 1623 г. и вотчинных монаст. земель); II, Отд. 2, дозорные книги, 6 (1673 г. игум. Иона), 9 (1688 г. игум. Афанасий), 11 (архим. Павел, 1695 г.); “Древн. Росс. Вивлиоф.», 1774 г., V, 372 (игум. Иов подписал акт избрания ц. Мих. Феодор. 1613 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Конечно, это распоряжение было не более как полу-мерою, потому что из всей массы безместных попов и диаконов только одна незначительная часть могла воспользоваться дарованным ей правом, да и то не без протеста со стороны сельского духовенства, большинство же осталось по старому в безотрадном положении. В таком положении находилось дело до 1667 г., когда Большой московский собор, вероятно, опасаясь, чтобы масса голодного духовенства не перешла на сторону церковных противников, отменил все старинные запрещения службы вдовым священникам и диаконам и даже дозволил им расстригаться и поступать на службу, кроме военной. Однако раскол увлек на свою сторону множество бедных духовных лиц, – приманкою служило матерьяльное обеспечение. Всетаки вопрос о вдовых попах не кончился. На Московском соборе 1681 г. еще раз было постановлено: миряне не должны держать у себя вдовых священников; а кому из них необходимо иметь у себя священника, то пусть просят патриарха или архиерея «дать благословение священнику не вдовому». А вдовым попам не позволять жить и служить в мирских домах, ибо они пьяницы: «дерзают не изтрезвився служить божественную литургию и прочие церковные службы, утрени, вечерни, молебны, паннихиды, такожде и церковные тайны, святое крещение, миропомазание, и благословение брака, и исповедание, и святое причащение, и над болящими елеосвящение, действуют пьяные, и от такового бесчинного пианства в покаяние не приходят и не престают, и божественного писания не внимают и архиерейское запрещение презирают. Таковых извергать от священства»; не повинившихся ссылать по монастырям под крепкой начал, или отдавать в работу; а принимающих их подвергать эпитимии (Отв. на 3-е предл.). Таким образом, вопрос о вдовом духовенстве был разрешен, епитрахильные же и орарные граматы, как своего рода доход для правительства, продолжали существовать еще долго – до второй половины XVIII столетия. Московский собор 1681 г. вынужден был дать также несколько правил о церковном благочинии. Правила эти касаются более благоговейного отношения к местам погребения и общественной молитвы христиан. Из донесений царя собору видно, каково было отношение самих священнослужителей к местам последнего упокоения православных. «Протопопы, попы, и церковные причетники, говорит Феодор Алексеевич, на церковных землях, которые даны в погребение телес умерших христиан, избы и лавки и анбары строят, и пускают жить на те земли, и тем церквам Божиим утеснение и пакость чинят»; поэтому царь советывал, «ту б землю (они) загородили в надолбы, чтоб бесчинно на ту землю никто не ходил и не ездил» (11-е предл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Оно неизменно, как не подлежит изменению истина; это путь единый и прямой, без отклонений, как не может быть разногласия в сущей истине. Таким образом, в учении о книгах и обрядах так называемых «старых» заключалась положительная сторона доктрины раскола. И раз раскол утвердился на этой доктрине, ему необходимо было провести её в жизнь и иметь с ней счеты на деле. Что же оказалось при этом? Оказалось, что букво-обрядо-верие есть нечто ненормальное, что доктрина раскола остается без почвы и устоев, что одного пути, с её точки зрения, здесь быть не может, так что неизбежно непримиримое разногласие. Ряд вопросов возникал сам собою. Годом казни пустозерских узников принято считать 1681, а днем – апреля 1-е. Такое мнение основывается на свидетельстве «Винограда Российского», где сказано, что эта казнь была совершена «в 189 лете, на страстной неделе, в самый день страстей Христовых» (гл. 2, ст. 4). Так как в 1681 году Пасха была апреля 3, то и заключают, что казнь в Пустозерске была исполнена 1 апреля (Макарий. Ист. русск. раск., стр. 219. Спб. 1855). Отметим, что «189 год» указывается и в некоторых других выговских памятниках раскольнической письменности – например в житии инока Епифания (Ркп. Публ. библ. Q. I, 1062, л. 210), не говоря уже о сочинении того же Семена Денисова – «Истории о отцех и страдальцех соловецких» (в раскол. изд. XVIII в. в 4-ку, л. об. 56; ср. в изд. Есипова – «Раск. дел. XVIII в.», т. 2, прил. стр. 46). Тем не менее годом пустозерской казни следует считать не 1681, а 1682 год. В раскольнических синодиках запись о пустозерских узниках гласить следующее: «Сии в срубе сожжены быша в лето 7190, апреля в 14, в великий пяток, в Пустозерском городке (Ркп. Публ. библ. Q. I, 381). Есть полное вероятия свидетельство, что так было записано и в подлинных выговских синодиках, – назван именно 7190 год: «Сии в срубе сожжены в лето 7190, в Пустозерском городке» («Извещение о расколе безпоповщины». Бр. Сл. 1888, I, 168; ср. 162). Вполне согласно с этим показание и «Повести о патриархе Никоне »: «в Пустозерском остроге подвиг страдания своего в лето 7190-е, апреля 14 дня, в день великого пятка, на воспоминание страдания Господня, в срубе огнем скончаша», – сказано здесь о кончине пустозерских узников (Ркп. Публ. библ. Q. I, 1058. л. об. 62). В одном раскольническом сборнике есть запись и еще более подробная – что пустозерская казнь была совершена «в лето 7190, при конце царства Феодора царя, месяца апреля в 14, в великий пяток на страстной седмине» (Ркп. Публ. библ. О. XVII, 48, л. 315). Царь Феодор Алексеевич, как известно, умер 27 апреля 1682 года, а великий пяток в этом году падал, действительно, на 14 апреля.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

В доказательство той мысли, что церковная реформа Петра действительно была совершена «по разуму русского народа», г-н Z. рассказывает между прочим и следующее: когда царь Феодор Алексеевич дал предложение собору 1681 года, «что бы каждому митрополиту имети во своей епархии епископов, подвластных им, а святейшему патриарху, Отцем Отцу, имети многих епископов, яко главе и пастырю», то великому государю били челом митрополиты и архиепископы, чтобы великий государь милостивно к архиерейскому чину рассмотрение положил и вновь где в пристойных местех и в дальнех городех и многонародных, архиереев устроити, архиепископов или епископов, особыми их епархиями, а не под митро­политы быть подвластным, для того чтоб в архие­рейском чине не было какого церковного разгласия и меж себя распри и высости, и в том несогласии и в нестроении святой церкви преобидные и от парода молвы и укоризны». В этом действии на соборе 1681 года рус­ских иерархов, г. Z. видит их решительное нежелание иметь над собою патриарха яко главу, прямое их желание в высшем церковном управлении той реформы, какая потом и произведена была изданием Духовного регламента. В протесте русских иерархов на соборе 1681 года предложению царя Феодора Алексеевича, говорит автор, «справедливее будет видеть доблесть этих иерархов, дей­ствительную и разумную заботу их единственна о благе церкви, по русскому православному понятию о ней, а не по тем представлениям, которые проникли к нам с учреждением патриаршества и сердечно восприяты были не только самими русскими патриархами, особенно Никоном, но и царями и, невидимому, главным образом, царями. Личный характер Феодора Иоанновича, Алексея Михайло­вича и Феодора Алексеевича очень известен: это люди чувства и воображения. А такие люди пленяются внешностью предмета, а не его внутренним содержанием. Не в этих венценосцах сосредоточивался современный им разум русской земли и не они управляли силою вещей и их течением…управляли этим течением думцы, т. е. люди мыслящие, и иногда стоящие к кормилу управления не близко. В данном случае церковный вопрос, поднятый еще Иоанн-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Григорий. Аврамий 1431–1452. Филипп 1452–1464. Евфимий 1464–1483. Феодор 1483–1484. Нифонт 1484–1508. Симеон Стремоухов 1509–1515. Геннадий 1517–1531. Ферапонт 1532–1543. Иона Собина 1544–1548. Трифон Ступишин 1549–1551. Афанасий князь Палецкий 1551–1564. Елевферий 1564–1567. Пафнутий 1567–1569. Варлаам 1570–1586. Архиепископы (с 1589 г.): Иов 1587–1593 . Еп. до 1589. Галантион 1593–1608. Герасим 1612–1615. Арсений 1615–1625. Иосиф князь Курцевич 1625–1634. Серапион 1634–1653. Софроний 1654. Иосиф 1655–1656. Филарет (в схиме Феодорит) 1656–1657. Стефан 1658–1661. Архиепископы Суздальские и Юрьевские: Стефан (бывший прежде) 1665–1679. Маркелл 1680–1681. Павел Моравский 1681. Митрополиты Суздальские и Юрьевские: Иларион 1681–1705. Митр. с 1682. Ефрем Янкович 1708–1712. Епископы Суздальские и Юрьевские: Игнатий Смола 1712–1719. Варлаам Левицкий 1719–1724. Иоаким 1725–1731. Гавриил Русской 1731–1735. Афанасий Кондоиди (грек) 1735–1737. Симон Тихомиров 1739–1747. Порфирий Крайский 1748–1755. Сильвестр Главатский 1755–1760. Митр. Геннадий Драницын 1760–1775. Тихон Якубовский 1775–1786. Епископы Владимирские и Яропольские: Платон Петрункевич 1748–1757. Антоний бывший каталикос Грузинский 1757–1762. Архп. Епископы Владимирские и Муромские: Павел Гребневский 1763–1770. Иероним Формаковский 1770–1783. Виктор Онисимов 1783–1786. Епископы и Архиепископы Владимирские и Суздальские (с 1799 г.): Виктор Онисимов (тот же) 1786–1800. До 1799 г. еп. „Суздальский и Владимирский“. Ксенофонт Троепольский 1800–1821. Парфений Чертков 1821–1850. Архп. с 1833. Иустин Михайлов 1850–1863. Феофан Говоров 1863–1866. Антоний Павлинский 1866–1878. Архп. Феогност Лебедев II 1878–1892. Архп. с 1883. Сергий Спасский 1892–1904. Архп. Никон Софийский 1904–1906. Архп. с 6 мая 1906. Николай Налимов 1906. Архп. Юрьевское викариатство, учр. в 1907 г. Епископы (во Владимирском Боголюбовом мон.): Александр Тропицын 1907. Муромское викариатство, учр. в 1868 г. Епископы (во Владимирском Боголюбовом мон.; с 1907 г. в Муромском Спасском мон.):

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Иоакиму, на том основании, что Феодор Алексеевич легко подчинялся влиянию патриарха и что до Собора имел с ним предварительные совещания (стр. 43). Основания довольно шаткие. Правда, царь имел предварительные совещания с патриархом, как правда и то, что он легко подчинялся влиянию Иоакима. Но что же из этого? Подробности предварительных бесед царя с патриархом нам неизвестны. Может быть патриарх советовал царю собрать Собор, могло быть и наоборот. Последнее даже вернее. В официальном документе прямо сказано: «написанный свиток... нам (т. е. патриарху) принесеся»... Далее, известно, что на Феодора Алексеевича имели влияние – и даже большее – Милославские, Языков, Лихачев. Однако это не дает нам права приписывать инициативу Собора кому-либо из них... Говоря это, мы, тем не менее, не хотим отрицать участия п. Иоакима в делах Собора 1681 г. Весьма естественно, что он, как представитель Церкви и человек деятельный, имел на Соборе большое значение. 15 В следующих выражениях: »..... написанный свиток (в нем же разные подлоги суще, требующие соборного суждения) нам (п. Иоакиму) принесеся»... ( " Акты исторические« V, 75, 108), или в другом месте о государе сказано, что он »..... советовав о Святем Духе со отцем своим и богомольцем с великим господином святейшим Иоакимом, патриархом Московским и всея Русии».. («Собрание государственных грамат и договоров», IV, 128, стр. 391). 16 Деяния Собора 1681–1682 гг. до нас вполне не дошли; сохранились лишь черновые бумаги, содержащие в себе соборные определения. Бумаги эти хранятся в Московском архиве Министерства Иностранных дел («Российские дела духовные», картон 8-й). Часть их напечатана,– в V томе «Актов исторических» 75), СПб., 1867 г. и в IV части «Собрания государственных грамат и договоров» в 4 т. М., 1813–1826 128 и 131),– с рукописной тетради, принадлежавшей Л. М. Строеву (см. указание на это в «Актах исторических», т. V, стр. 118). Нельзя не обратить внимание на то, что между напечатанными соборными актами и хранящимися в архиве М.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010