2-е анафематство/Восточные отцы и учители Церкви V века. Антология. М., 2000. 23 . Кирилл Иерусалимский , св. «Слова огласительные»/Творения святых отцов Церкви в издании Московской Духовной Академии. 1855. т. 25. 24 . Кирилл Иерусалимский , св. «Слова тайноводственные»/Творения святых отцов Церкви в издании Московской Духовной Академии. 1855. т. 35. 25 . Макарий Египетский , св. Духовные беседы. Репринт М., 1994. 26 . Макарий Египетский , св. Поучения./Библиотека отцов и учителей Церкви. Т. XI. М., 2002. 27 . Марк Подвижник , св. «Слова духовно – нравственные»./Московское Подворье Свято – Успенского Псково – Печерского монастыря. 1995. 28 . Ориген «Против Цельса». М., 1996. 29 . Феодорит Кирский , св. «Сокращенное изложение Божественных Догматов»/Библиотека отцов и учителей Церкви Т. XII. М., 2003. 30 . Феодорит Кирский , св. «Толкование на четырнадцать посланий Святого Апостола Павла»/Библиотека отцов и учителей Церкви. Т. XII. М., 2003. 31 . Феодорит Кирский , св. «Изъяснение трудных мест Божественного Писания». Издательский Совет Русской Православной Церкви. 2003. 32 . Феодорит Кирский , св. «Изъяснение Псалмов». Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. 33 . Феофан Затворник , св. «Толкование на послание св. апостола Павла к Ефесеям». Репринт М., 1998. Источники на электронных носителях 34 . Athanasius Theol. TLG De fallacia diaboli (+ Homilia in diabolum) 35 . Athanasius Theol. TLG De incarnatione contra Apolinarium libri ii 36 . Athanasius Theol. TLG De incarnatione verbi 37 . Basilius Theol. TLG De spiritu sanctu 38 . Basilius Theol. TLG. Adversus Eunomium 39 . Basilius Theol. TLG. Enaratio in profetam Isaiam 40 . Cyrillus Scr. Eccl. TLG Procatechesis Work # 001. 41 . Cyrillus Scr. Eccl. TLG Mystagogiae 1 – 5 42 . Cyrillus Scr. Eccl. TLG Catesheses ad illuminandos 1 – 18 43 . Cyrillus Theol. TLG Glafira in Pentatechum Work # 097. 44 . Cyrillus Theol. TLG Comentarii in Joannem 45 . Eustathius Scr. Eccl. et Theol. TLG. Homilia christologica in Lazarum, Mariam … 46 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Тот же св. Григорий Богослов , сравнивая жизнь духовную и жизнь мир­скую, говорит: «Никто не живет в такой безопасности, как человек бедный. Богач приносит жертвы своей мрежи 143 , сам у себя лобзает руку 144 , как друга, а не славословит Бога – подателя благ» 145 . Таков ли этикет или сами от себя, но некоторые начальствующие пишут местоимения, касающиеся себя, с заглавной буквы. Сколько ни рассуждай о высоте звания и сана, но не при­носятся ли при этом жертвы сети своей?... Св. Иоанн Кассиан , поучая борьбе с духом гордости, отмечает, что это страсть «не как прочие страсти, не одну только противоположную себе доб­родетель губит, то есть смирение, но есть губительница и всех вместе доб­родетелей, и искушает не каких-нибудь посредственных и ничтожных, а особенно таких, которые стоят на высоте могущества. Ибо так упоминает о сем духе пророк: пищи его избранныя 146 » 147 . Св. Иоанн Кассиан слова пророка пищи его из­бранныя прочитывает не как упоминание об избранной, изысканной пище Навуходоносора, олицетворяющего гордыню, а так, что пищей Вавилонско­го царя становятся люди избранные, их он «поедает» и уничтожает. 3 Астафьев Виктор. Царь-рыба (повествование в рассказах), Красноярское книжное издательство, 1987., с. 399 13 Феодорит Блаженный, епископ Кирский. Творения, ч. 5, Толкование на про­рока Аввакума, М., Типография В. Готье, 1857; Толкование на пророка Аввакума, Содержание 18 Феодорит Блаженный, епископ Кирский. Творения, ч. 5, Толкование на про­рока Аввакума, М., Типография В. Готье, 1857.; 1, 4 39 Феодорит Блаженный, епископ Кирский. Творения, ч. 5, Толкование на про­рока Аввакума, М., Типография В. Готье, 1857; гл. 1,2–4 48 Достоевский Ф. М. «Братья Карамазовы», Собрание сочинений в 12-ти томах, тт. И, 12, Изд. «Правда», М., 1982; «Братья Карамазовы» 52 Давид IV Строитель, царь Грузии и Абхазии, святой, Покаянный канон, Изд. Тбилисского университета, Тбилиси, 1989; Покаянный канон, песнь 7 63 Феодорит Блаженный, епископ Кирский. Творения, ч. 5, Толкование на про­рока Аввакума, М., Типография В. Готье, 1857; 1,5

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Статистика Феодорит Кирский, блж. Феодорит Кирский (греч. Θεοδρητος ο Κρου; 386 (393?) — 457) — ярчайший представитель Антиохийской школы богословия, епископ кирский, ряд его сочинений были осуждены Пятым Вселенским собором как еретические. Но сам он был оправдан еще на четвертом вселенском соборе, после того как анафемствовал еретика Нестория. Жизнеописание Родился в Антиохии, где получил отличное образование; кто были его учителя — неизвестно, но несомненно, что мать имела на него большое влияние. Он рано поступил в монастырь св. Евпрепия и был там чтецом. Жизнь Феодорита до епископства мало известна. В 423 г. Феодорит сделался преемником Исидора в епископии Кирской. На этом посту Феодорит приобрел громкую славу общественного деятеля, пастыря и писателя. Феодорит был несомненно самым образованным богословом V века. Воспитанный в уважении к подвижничеству, Феодорит являл в грубом и развращенном веке блестящий пример христианского аскетизма и глубины христианского умозрения. Смолоду Феодорит имел две страсти — к уединению и бедности; вторую страсть он мог осуществить вполне, но условия церковной жизни вывели его на арену шумной деятельности. Еще в Антиохии Феодорит роздал часть своего имущества; остальную часть он употреблял на украшение города Кира — построил мост, урегулировал течение реки, создал форум, окруженный портиками, выстроил собор. «У меня ничего нет»,— пишет Феодорит другу,— «ни дома, ни могилы; платье на мне составляет все мое имущество». Главной заботой епископа кирского, помимо устроения города, было обращение еретиков, которых в Сирии было великое множество. Кроме дел благотворительности, к Феодориту привлекало и его ораторское искусство. Мирная жизнь в епископии была нарушена спорами, вызванными учениями Нестория и Евтихия. Феодориту пришлось вести борьбу с двумя деятелями александрийской церкви — св. Кириллом Александрийским и преемником его Диоскором. В этой борьбе много перипетий и захватывающих драматических моментов. Св. Кирилл выступил против учения Нестория. Главным вопросом, волновавшим церковь в V в., был вопрос о природе Спасителя: родила ли дева Мария человека или Бога, и если она родила и того, и другого, то в каком отношении находятся эти две природы в лице Христа.

http://lib.cerkov.ru/authors/247

Трифиллий Левкусийский (Кипрский), еп. (13/26 июня) Трифон Вятский , архим. (8/21 октября) Трифон Печенгский , Кольский, прп., просветитель лопарей (15/28 декабря) Трифон Апамейский , Никейский, мч. (1/14 февраля) Трофим Синадский (Фригийский), мч. (19 сентября/2 октября) Трофим , ап. от 70-ти, сподвижник ап. Павла, сщмч. (4/17 января ап.]; 15/28 апреля) Уар Египетский , мч. (19 октября/1 ноября) Урван , ап. от 70-ти, сщмч., еп. Македонский (4/17 января ап.]; 31 октября/13 ноября) Уриил , архангел (8/21 ноября) Фавмасий Кизический , мч. (29 апреля/12 мая) Фавст Далматский , прп. (3/16 августа) Фаддей , ап. от 70-ти, еп. Едесский, Бейрутский (4/17 января ап.]; 21 августа/3 сентября) Фаддей (Успенский), архиеп. Тверской, сщмч. (18/31 декабря; в воскресенье после 25 января/7 февраля [новомуч.]) Фалалей Эгейский , мч. (20 мая/2 июня) Феврония (в иночестве Евфросиния) Муромская , княгиня, чудотворица (25 июня/8 июля) Феврония Сирская , дева, прмц. (25 июня/8 июля) Фекла Иконийская , Селевкийская, равноап., первомученица (24 сентября/7 октября) Феогнид (Феогний) Кизический , мч. (29 апреля/12 мая) Феогност Казахский , исп., иеромонах (29 июля/11 августа) Феодор Африканский , мч. (10/23 апреля) Феодор Варяг , Киевский, первомученик Российский (12/25 июля) Феодор Васильевич Острожский , Печерский, прп., князь, инок, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (11/24 августа; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Феодор Едесский , еп. (9/22 июля) Феодор Муромский , князь, чудотворец (21 мая/3 июня) Феодор Новгородский , Христа ради юродивый (19 января/1 февраля) Феодор Освященный , прп., игумен (16/29 мая) Феодор Пергийский (Памфилийский), мч. (21 апреля/4 мая) Феодор Печерский , прмч., в Ближних (Антониевых) пещерах (11/24 августа; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Феодор Ростиславич Черный , Смоленский, Ярославский, блгв. князь, чудотворец (23 мая/5 июня [Ростов.]; 19 сентября/2 октября; 5/18 марта) Феодор Ростовский и Суздальский , еп. (23 мая/5 июня [Ростов.]; 8/21 июня) Феодор Ростовский , прп., первостроитель Борисоглебского монастыря (22 октября/4 ноября)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

17. Феодор, построивши монастырь близ Птолемаиды, что в Фиваиде, населил его монахами, в числе коих был некто Карур, что на фивском языке значит: обсеченный. Сей монах часто был ленив в ночных молитвах, и Феодор делал ему выговоры. Случилось, что Феодор некогда по захождении солнца, бывши в собрании между всеми братиями в монастыре Вав, который находился в дальнем расстоянии от Птолемаидского монастыря, вдруг с великою радостью сказал: «Объявляю вам, братия, о милости, которую Бог оказал Каруру, находящемуся в Птолемаиде. Бог сейчас освободил душу его от тела, и с великою славою вознес его на небо; потому, что Карур старался строго следовать церковным догматам, сохранил чистоту тела своего, и имел другие добродетели, а грехи свои он очистил различными болезнями, которым был подвержен». По прошествии восьми дней пришли два брата из Птолемаидского монастыря, и сказали нам о дне и часе, в которые умер Карур, и мы все пришли в изумление. 18. Некогда Феодор, будучи в собрании всей братии, сказал Псарфию, первому монаху монастыря Вав: «Пошли кого-нибудь в келью к Патхелфию, и прикажи ему придти сюда с тем молодым монахом, который у него в кельи; призови также сюда и старшего сына Патхелфиева». Как скоро Патхелфий пришел, Феодор сказал ему: «Скажи мне, чему ты учил ночью сего молодого монаха?» Он ему отвечал: «Чему учил? Страху Божию». Феодор на сие сказал ему: «Сам Бог чрез Ангела Своего открыл мне о тебе; скажи правду, учение твое есть ли истинное?» поскольку Патехелфий не хотел открыть оное, то Феодор сказал пред всеми: «Он говорил молодому монаху, что тело наше не воскреснет, и охуждал оное». Потом Феодор спросил Патхелфия: «Точно ли это было так, или нет?» На сие сын Патхелфиев громко отвечал: «И меня в прошедший вечер он убеждал так же думать». В сие время некто Ор, который от природы был скопец, смело сказал Феодору: «Дай приличное наставление молодому монаху, которого Патхелфий ввел в заблуждение». Феодор отвечал ему: «Души, как сего монаха, так и сына Патхелфиева, тверды, как алмаз, и ничего не приняли из Патхелфиева учения». Молодому монаху Феодор сказал: «Богу приятна твердость твоего сердца». Далее начальнику дома, в котором жил сей монах, Феодор приказал не наказывать его за то, что он ночью уходил из дома тайно без свидетеля и сведения его. Наконец Феодор словами Святого Писания долго убеждал Патихелфия верить, что смертное тело наше воскреснет из мертвых, и утверждал, что оно должно восстать из мертвых в славе, бессмертным и нетленным. Патхелфий, слушая сие, плакал в присутствии всех братий, потому что слова Феодора достаточны были к тому, чтобы уверить его в истине сей; потом повергся на землю и признавал истинными церковные догматы ; наконец просил всех монахов молиться о нем, чтобы Бог простил ему грех сей. Когда все братия охотно молились о нем, он со слезами пред всеми прославлял Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Ammon/pismo-ep...

" На оси, делящей пополам квадратный участок монастыря, стоят святые ворота с надвратной церковью, а на другом ее конце - шатровая колокольня (1681). Северо-западный выступ берегового холма занимает крупный объем пятиглавого Успенского собора (1681). Фасады его по традиции разделены на три части, каждая из которых завершается полукругом закомары. О красоте бывшего когда-то в соборе резного иконостаса с иконами прославленного живописца Симона Ушакова (родственника настоятеля Илариона, впоследствии суздальского епископа) известно только по письменным источникам. Существующая сейчас роспись интерьера выполнялась в 1874 г. Храм переделывался в 1787-1793 годах. К югу от центральной оси построена монастырская трапезная с одноглавой Троицкой церковью (1683-1689). Она поставлена на высокий подклет, а стены, как и в соборе, расчленены арочными нишами, к алтарю добавлены позднейшие пристройки. Колокольня (1678-1681 гг.) шестиярусная украшенная восьмериком и шатром на высоком основании. На ярусе звона и шатре сохранились богатые цветные изразцовые украшения. Между 1682 и 1707 годами с южной стороны к колокольне был пристроен настоятельский корпус - жилое двухэтажное здание. В 1766 году наверху установлены башенные часы с боем. Прежде в нижних ярусах колокольни размещалась монастырская библиотека, славившаяся собранием уникальных рукописей. Всю восточную и южную границу монастыря занимает длинный двухэтажный корпус келий (1681-1707 гг.) построены, как сплошная линия двухэтажных строений, где размещались жилье и различные помещения хозяйственного назначения - мастерские, квасоварни, сушила и т. п. В середине восточного корпуса находятся главные въездные ворота, над которыми стоит надвратная Петропавловская церковь. В юго-восточном углу на стыке между корпусами находилась церковь Зосимы и Савватия, обрушившаяся в 1950-е годы. Ограда и ряд остальных хозяйственных построек относится к 1787- 1793 годам. Голицынский корпус (1712 г.) - каменное двухэтажное жилое здание, построенное для постригшегося в монахи князя Б.А.Голицына, умершего в 1713 году сподвижника Петра I. В 1890-е годы здесь помещалась иконописная школа " .

http://sobory.ru/article/?object=00900

Москва. Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе. Никола в Вишняках Карта и ближайшие объекты Известна с 1625 г., была деревянной. Каменная церковь постройки 1681-83 гг. заменена в 1805 г. новым ампирным храмом - крупной одноглавой ротондой на четверике с мощной алтарной апсидой. В 1847 г. построены нынешняя широкая трапезная и надстроена колокольня. Главный престол во имя Перенесения мощей Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари. В трапезной южный придел прп. Сергия, известен с 1722 г. Северный придел был Василия Амасийского (1766 г.), переосвящен во Введенский в 1847 г. В советский период храм не закрывался. Приход храма Святителя Николая в Кузнецкой слободе впервые упоминается в 1624 году, но существует с конца XV века. Церковь первоначально была деревянной. По клировым ведомостям первый каменный храм заложен в 1681 году, освящен в 1683 году. Существующее здание церкви с главным алтарем построено в 1805 году, трапезная с приделами – в 1847 году. Колокольня постройки 1681-1683 гг. в 1847 году была перестроена и получила новый архитектурный декор. Главный придел освящен во имя Святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Южный придел – во имя Преподобного Сергия Радонежского, известен с 1722 года. Северный придел был устроен в 1766 году во имя священномученика Василия Амасийского. В 1849 году этот придел был заново освящен святителем Филаретом (Дроздовым) в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. После революции, в годы гонений храм не закрывался. С 1992 года является основным храмом Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. 1 апреля 2012 года Святейший Патриарх Кирилл совершил Великое освящение главного и Сергиевского приделов. Была приходским храмом Кузнецкой слободы. Впервые церковь упоминается в 1625 г. под именем «Николы в Кузнецах». Храм, возможно, существовал еще в XVI веке. Вначале он был деревянным, а в 1681–1683 гг. его построили в камне. В XVIII веке в Никольском храме устроили два придела: преподобного Сергия Радонежского (известен с 1722 г.) и священномученика Василия Амасийского (1766 год). К 1805 г. церковное здание обветшало, и тогда выстроили новое, дошедшее до нашего времени.

http://sobory.ru/article/?object=02235

Кострома. Церковь Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе. Карта и ближайшие объекты Церковь Иоанна Богослова каменная, с каменной колокольней была построена в 1681-1687 гг. вместо двух деревянных церквей, устроенных в 1562 г. по грамоте Московского митрополита Макария и сгоревших в 1681 г. Построена она по благословению патриарха Иоакима, попечением настоятеля Ипатьевского монастыря архимандрита Антония. Придельный храм с престолами во имя святого Николая и в честь Феодоровской иконы Божией Матери устроен в 1901 г. В приходе существовало с 16 сентября 1879г. попечительство Костромского Александровского братства. Церковь расположена недалеко от Ипатиевского монастыря. Когда-то, эта территоря была " особой экономической зоной " (поселенцы освобождались от ряда налогов), созданная, чтобы было кому кормить монахов. Принадлежала монастырю с 15-го века. Когда в середине 17-го века монастырям запретили владеть слободами, монахам удалось обойти этот запрет, сославшись на то, что слобода отделена от монастыря рекой (на самом деле, жалким ручьем, ныне спрятанным в трубу). Застройка нынешней слободы без существенных искажений представляет ее облик по состоянию на 17-е столетие. Центром слободы служит прекрасно сохранившаяся церковь Иоанна Богослова. Она начата стройкой в 1681, закончена в 1687, однако, судя по названию слободы, деревянный храм в ней существовал еще века с 15-го. Росписи этого храма схожи с таковыми Троицкого собора, хотя выполнена лишь в 1735 году и дурно поновлена в конце 19-го столетия. В 1901 году облик сооружения был испорчен пристройкой теплого храма – «кричащей архитектуры», как говорили еще дореволюционные знатоки. По материалам сайта http://arheologia.narod.ru Один из лучших храмовых комплексов города с замечательным памятником костромского культового зодчества последней четверти XVII в. и с оградой середины XVIII и начала XIX вв. в стиле барокко и классицизма. Расположен в центре слободы при Ипатьевском монастыре и играет важную градостроительную роль. В середине XVI в. здесь стояли две деревянные церкви — шатровая Иоанна Богослова и клетская Николая Чудотворца, которые сгорели в 1680 г. Вместо них на средства монастыря и прихожан в 1681-1687 гг. возведен каменный храм Иоанна Богослова. В XVIII в. сооружено его южное крыльцо (начало XVIII в.) и при трапезной устроено два придела — Никольский (1706-1709) и Федоровский (1780).

http://sobory.ru/article/?object=00648

душ. Холера, посещавшая Каменский приход только в 1848 году, взяла в этот раз большую подать: 125 человек. ПРИСТАЙЛОВО На реке Псле, в 7 верстах от Каменного и от Лебедина. По межевой червленской выписке 1681 года видно, что Пристайлово населено в одно время с Каменным, в 1650 году; первые поселенцы были боярские дети Каменской службы. Таким образом и первый храм в Пристайлове построен около 1651 года. Священническая грамота 1722 года Петру Павлову, посвящённому преосвященным Епифанием, епископом Белгородским, «во иерея церкви Успения Богоматери села Пристайлова округа Каменного пригородка», показывает, что древний храм Пристайлова был храм Успения Богоматери. Нынешний деревянный храм построен в 1791 году. В округе Пристайловского прихода был храм святой Троицы в Новотроицком, которого прихожане в 1737 году писали: « церковь в селе Новотроецком Каменского уезда построена лет за 30 пред сим», следовательно в 1707 году; храм сей по малому числу прихожан, которые назывались дворцовыми крестьянами, давно закрыт. Число прихожан в 1730 году при Пристайловском храме 304 муж., 282 жен., при Новотроицком 170 муж., 161 жен., в 1750 году при первом 322 муж., 307 жен., при втором 183 муж., 170 жен., в 1770 году при первом 350 муж., 323 жен., при Троицком 216 муж., 222 жен., в 1790 году при первом 594 муж., 626 жен., при втором 195 муж., 216 жен., в 1800 году при одном Успенском 610 муж., 678 жен., в 1810 году 680 муж., 698 жен., в 1830 году 774 муж., 794 жен., в 1850 году 848 муж., 859 жен. душ. В 2 верстах от Кургана, в округе Курганского прихода, находится ныне скудно населённая деревня Азак; а в версте от этой деревни и в 4 верстах от Михайловки, между Азаком и Михайловкою, есть Азацкое городище, известное уже по актам 1647 и 1681 годов. Деревня Азак населилась черкасами вскоре после того, как основался город Лебедин, так как жители её в акте 1681 года называюся лебединскими черкасами. Здесь был и храм Успения Богоматери, построенный в первый раз не прежде 1685 года, так как в акте 1681 года поселение Азацкое называется ещё деревнею.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

1395 Салюил Величко. Летопись событий в юго-запад. России в XVII веке. Т. II. Киев 1851. Стр. 412 и дал. С. И. Соловьев. История России с древнейших времен. Кн. III, стр. 835 и дал. 1397 В надгробной надписи читаем о Иоанне: «Потом смечем нашедшу гордому бесурмануˆНа Чигирин и пленшу бранию ту страну: Послан бысть с прошением в Москву, град царский Где словом удивил всех и весь сан боярский». 1398 В. В. Зверинский. Материал для историко-топограф. исследование о православных монастырях в Российск. империи. Т. I. Преобразование старых и утверждение новых монастырей с 1764 по 1890 г. СПБ. 1890, стр. 222 420). А’. В. Харламович. Малороссийское влияние на велико­русскую церковную жизнь. Т. I. Казань 1914. Стр. 302. 1399 В 1680 г. от лавры в Москву приезжало два посольства, между прочим, с просьбой и о милостыне. Первое было во главе с Варла­амом (сведения имеются в документах московского архива минист. иностр, дел: Малороссийские дела 1680 года, 5. Подлинные Малороссийские грамоты, 391. Митр. Евгения. Описание Киево-Печерской лавры, Прилож. 9. См. К. В. Харлампович, цит. соч. стр. 355, прим. 9. – Даль­нейшие ссылки на архивный материал заимствуются у К. В. Харламповича ); второе – во главе с Иоанном, в то время имевшим звание лавр­ского проповедника (Малор. Згела 1680, 31, 36. К.В. Харлампович 355, прим. 10). Возможно, что Варлаам отвез просьбу лавры, а Иоанн по­том ее защищал и добился успеха. – К 1681 году Иоанн получил звание лаврского казнодея. 1404 Предшественником Иоанна был Маркел (Синопсис или краткое описание ...о начале славен, народа до царя Феодора Алексеевича. СПБ. 1774. Стр. 212. К. В. Харлампович 302; но у П. Строева – Списки иерархов и настоятелей монастырей росс, церкви, СПБ. 1877, стр. 907 – после Маркела назван еще Никон (с сент. 1680 по март 1681 г.), о которому замечено: «куда выбыл, не известно»). Иоанн принял обитель в апреле 1681 г. по описи (сохранялась в моек. арх. мин. иностр. дел). К июню он был наместником, и 18 июня того же 1681 г. Гизель просил ему у московского патриарха Иоакима благословение (М, синод, библ., грам. 41/2. К. В. Харлампович , 302, прим. 7).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010