431 Никита Хониат . Царствование Алексея, брата Исаакова. Кн. III, гл. 3– 4 Теперь уже точно установлено, что Михаил Глика жил в XII в. Но его не < ледует отождествлять с Михаилом Сикидитом, о чем и говорит А. П Лебедев 434 Никита Хониат. О событиях по взятии Константинополя, гл. 5 (при русском издании «Истории» Никиты). 435 Ibid., гл. 14. – Об остальных патриархах изучаемой эпохи скажем кратко. Между патриархами Феодосием и Иоанном Каматиром Константинопольской церковью правили следующие архипастыри: Василий Каматир (1183–1186). Этот патриарх, по словам Евстафия Фессалоникийского, «обладал даром все обращать к своей выгоде» (Eustathu De Thessalomca urbe a Normanms capta, cap. 30), о нем говорят, что будто он дал императору письменное обещание беспрекословно во всем исполнять волю царскую ( Никита Хониат . Царствование Алексея, сына Мануйлова, гл. 15) От такого патриарха, конечно, нельзя ожидать ничего путного. О патриархах Никите Мунтане (1186–1189), Леонтии (несколько месяцев в 1190 г.), Досифее (1190–1191) мы имели уже случай говорить, когда уясняли отношения власти государственной к Церкви при императоре Исааке Ангеле (с. 118–119) – и прибавлять к этому что-либо считаем лишним. Можно было бы войти в некоторые подробности относительно следующего патриарха, Георгия Ксифилина (1191 –1198), во эти подробности такого рода, что хочется изложить их, как можно короче. При Нем появилось лжеучение Сикидита, но он ничего не сделал для его поражения. " " -М. некоторые известия, касающиеся отношения Георгия к Сикидиту, у Ф. И. Успенского: «Очерки византийск. образованности» (240–241). Известия, извлеченные фтором из одного не вполне хорошо изданного сочинения Никиты Хониата ). Отношении к светскому правительству Георгий являлся весьма угодливым. Император Алексей Ангел приказал Ксифилину посвятить во диаконы одно лицо, отказавщееся на светской придворной службе, и патриарх исполняет волю царя. Мало того, он издает определение о том, что дозволяется соединять в одном лице служение Богу и царю, и храму и дворцу без какого-либо наказания по канонам (Никита Хониат. Царствование Алексея, брата Исаакова. Кн. II, гл. 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Таковы были отношения и политика Боголюбского с Новгородом! Неизвестно, какое участие принимал архипастырь в делах вече и в отношениях с Суздалем. Постигая мудрые планы Андрея Георгиевича и устав от беспокойной строптивости народа, он, вероятно, втайне доброхотствовал Боголюбскому и от души желал ему всякого успеха. В описании жизни только и сказано, что Аркадий, сколько было возможно, умиротворял волнения народные и примирял князей, не допуская до кровопролития. Святой Аркадий не долго, только 8 лет, правил паствой, но оставил по себе благую память кроткого святителя и чадолюбивого отца сирых и нищих. Любовь народная, которая, без сомнения, была выражением благодарности за пастырские подвиги на пользу Новгорода, высказалась к нему после смерти. Новгородцы много скорбели и плакали о кончине Аркадия и с великой честью погребли останки его в Корсунской паперти. По летописным источникам, святитель Аркадий «преставился в лето 6673, т.е. 1165, сентября в 12-й день». Мощи святителя Аркадия почивают под спудом. Память его местно празднуется 10 февраля и 4 октября вместе с другими почивающими в Софийском соборе угодниками. Тропарь, глас 4 Правило вере и образ кротости, воздержанию учителя, яви тя Господь стаду Своему, яже вещем истина. Сего ради стяжав смирением высокая, и нищетою богатая. Отче наш святителю Аркадие, моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак, глас 2 Божественный гром, труба духовная, вере насадителю, и отсекателю ересем, Троице угодниче, великий святителю Аркадие, со ангелы предстоя, присно моли непрестанно о всех нас. Житие архиепископа Иоанна Новгородского 5 Память его празднуется месяца февраля в 10-й день, месяца сентября в 1-й день и месяца октября в 4-й день † 1186 На Новгородской кафедре с 1165 по 1186 гг. Святой Иоанн был преемником святого Аркадия на святительской Новгородской кафедре, и он первый из святителей Великого Новгорода, хотя и десятый по преемству, почтен был саном архиепископским. Святитель Иоанн родился от благородных и именитых граждан Новгорода – Николая и Христины.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

10 . Пр. ЕВФРОСИНИЯ преставилась в 1173 году, Мая 23. Св. мощи её почивают в Киевских пещерах пр. Феодосия. Смотри Киевский Месяцеслов, Пролог и Четь Минею, Мая 23. 11 . Пр. ПОЛИКАРП, Архимандрит Печерский, преставился в 1182 году, Июля 24. Св. мощи его почивают в пещерах пр. Антония. Смотри Месяцеслов Киевский и Четь Минею, Июля 24. 12 . Св. ИОАНН, первый Архиепископ Новгородский, преставился в 1186 году, Сентября 7. Св. мощи его обретены в 1439 году, Октября 4, и почивают в Новгородском Софийском соборе в приделе Иоанна Предтечи открыто. Церковь память его совершает Сентября 7. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Сентября 7. 13 . Пр. НИКИТА Столпник Переславский, преставился страдальчески в 1186 году, Мая 24. Св. мощи его почивают в Никитском Переславском монастыре. Церковь память его совершает Мая 24. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Мая 24. 14 . Св. ЕВСТРАТИЙ Преподобномученик, Печерский, преставился страдальчески, будучи брошен в море в XII веке, Марта 28. Св. мощи его после обретены, и почивают в пещерах пр. Антония. Смотри Месяцеслов Киевский и Четь Минею, Марта 28. 15 . Пр. ЕРАЗМ Печерский преставился в XII веке, Февраля 24. Св. мощи его почивают в пещере пр. Антония. Смотри Месяцеслов Киевский и Четь Минею, Февраля 24. 16 . Пр. ЛАВРЕНТИЙ, затворник Печерский преставился в XII веке, Января 29. Св. мощи его почивают в пещере пр. Антония. Смотри Месяцеслов Киевский и Четь Минею, Января 29. 17 . Св. МИХАИЛ Константинович, Князь Муромский, убит в 1192 году, Мая 21, – и брат его 18 Св. ФЕОДОР. Св. мощи их обретены в 1555 году, и почивают в Муромском Благовещенском монастыре, вместе с отцом их (смотри ниже). Церковь память их совершает Мая 21. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Мая 21. 19 . Пр. ТИТ, Пресвитер Печерский, преставился в XII веке, Февраля 27. Св. мощи его почивают в пещере пр. Антония. Смотри Месяцеслов Киевский и Четь Минею, Февраля 27. 20 . Пр. НЕСТОР летописец, преставился в XII веке, Октября 28. Мощи его почивают в пещере пр. Антония. Смотри Месяцеслов Киевский и Четь Минею, Октября 28.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

К тому же Архиепископы Охридские, а вскоре и епископы, назначаемые теперь указом императора, греки, и поэтому немногие из них заботливо относятся к своей болгарской пастве. Четко можем говорить и о наличии устойчивых связей византийского завоевания с возникновением ереси богомилов - начало и основа протестантизма. Эта ересь была осуждена во время церковных соборов, которые были проведены в столице Второго болгарского царства (1186-1396), которое возникло после освобождения от византийского владычества и до начала османского рабства. Соборы состоялись в 1350 и 1360 годах. Хотя и наступил закат первого Болгарского Патриархата во времена византийского владычества, тем не менее Охридская Архиепископия, явившаяся законной наследницей Патриархата, стремится продолжить его церковную миссию. Ее пастыри не прекращают свою деятельность: совершают богослужения на церковнославянском языке, содействуют сохранению и развитию славянской письменности, всеми возможными силами поддерживают и воспитывают патриотический дух среди своей паствы. Истинные чада Архиепископии считают ее средоточием духовной жизни покоренного болгарского народа и правомерным носителем славы Болгарского Патриархата как во времена византийского гнета, так и после завоевания всего Балканского полуострова турками вплоть до 16 января 1767 г., когда в связи с проведением Константинопольским Патриархатом политики централизации, Болгарская Архиепископия была закрыта по настаиванию Царьградского Патриарха Самуила Ханджери, а ее диозец - подчинен Царьградскому патриархату . Именно в пределах Охридской Архиепископии в XVIII веке рождаются первые проблески болгарского Возрождения. А в XIX веке память об Архиепископии вдохновляет болгар подняться на борьбу за восстановление независимости своей Церкви. Вернемся во времена XI-XII веков и напомним, что почти два века болгарский народ находится под греческой власти. В 1185-1186 годах братья Петр и Асен организуют восстание против византийского владычества и освобождают Дунайскую Болгарию. В пределах восстановленного Второго Болгарского царства организована независимая Церковь во главе с Архиепископом и с резиденцией столицаТырново .

http://ruskline.ru/analitika/2019/01/11/...

Печать царя Петра. Сер. Х в. (СНАМ) Крупное восстание болгар, приведшее к восстановлению болг. государственности, произошло в 1185-1187 гг., в период, когда в результате ослабления центральной власти Византийская империя рассыпáлась под воздействием сепаратистских движений. Во главе восстания стояли представители знатного болярского рода Асеней - братья Феодор и Асень (Белгун), ставшие основателями 2-го Болгарского царства. Поводом к выступлению послужил отказ визант. имп. Исаака II Ангела предоставить братьям прониарные владения (права феодальной собственности на земельные угодья) на Балканах, а также введение чрезвычайного налога по случаю женитьбы императора. Центром восстания стал г. Тырнов (по-видимому, родовое владение Асеней), где в 1185-1186 гг. была возведена ц. св. Димитрия Солунского, считавшегося покровителем болгар. Восстание охватило всю сев.-вост. часть Б. В 1186 г. в новой болг. столице Тырнове был рукоположен архиеп. Василий, венчавший старшего из братьев Феодора на царство с именем Петр. Болг. войску, руководимому Асенем I, к-рый в 1187 г. также принял царский титул и совместно с братом управлял гос-вом, удалось отразить неск. визант. походов. В 1196 г. в результате заговора болярина Иванко Асень I был убит, а еще через год погиб и Петр; трон перешел к их младшему брату Иоанну (Иванице), известному больше как царь Калоян . В условиях продолжавшегося противостояния с Византией Калояну удалось найти поддержку в Зап. Европе в лице папы Римского Иннокентия III, а затем и участников 4-го крестового похода, направленного против Византии. Для этого Калоян повел сложную дипломатическую игру. Вступив в переписку с папой, он добился в обмен на признание со стороны болгар папского примата восстановления в Б. Патриаршества. Тырновский Патриарх Василий был признан примасом Б., а сам Калоян получил от папы королевский титул (по-славянски переводившийся как «царский»), что стало знаком признания независимой Б. в международной политике. 13 апр. 1204 г. участники 4-го крестового похода овладели К-полем; на месте распавшейся Византийской империи появились неск.

http://pravenc.ru/text/149669.html

В кон. 1169 - нач. 1170 г. магистр ушел в отставку, спровоцировав затяжной кризис в ордене. В 3-й четв. XII в., при магистре Роже де Мулене, орден св. Иоанна являлся одной из влиятельнейших военно-политических организаций на лат. Востоке. В 1184 г. магистр Роже совместно с Ираклием, лат. патриархом Иерусалима (1180-1191), и магистром ордена тамплиеров Арнау де Торрожа (1180-1184) предпринял поездку в Зап. Европу для сбора средств в пользу Иерусалимского королевства и др. владений крестоносцев в Леванте. В февр. 1186 г. магистр Роже вернулся на Св. землю и оказался вовлечен в противостояние между иерусалимским кор. Ги де Лузиньяном (1186-1192) и графом Триполи Раймундом III (1152-1187), выступив на стороне последнего. В этом же году князь Антиохии Боэмунд III утвердил передачу во владение ордена госпитальеров замка Маргат (ныне Калъат-эль-Маркаб, Сирия) с прилегающей территорией на юж. границах Антиохийского княжества. В апр. 1187 г. Роже де Мулен участвовал в переговорах с графом Триполи Раймундом III, а 1 мая погиб в битве при Крессоне. В битве при Хаттине 4 июля 1187 г. госпитальеры сражались без магистра в составе армии крестоносцев против войск Салах-ад-Дина. Султан полностью разгромил своих противников, кор. Ги де Лузиньян был взят в плен. По приказу Салах-ад-Дина 200 пленных тамплиеров и госпитальеров были обезглавлены прямо на поле боя. После катастрофы при Хаттине Иерусалимское королевство и др. владения крестоносцев оказались на грани гибели: множество городов и замков вскоре пали, 2 окт. 1187 г. Иерусалим был захвачен султаном. Тем не менее госпитальеры удержали под своим контролем замки Маргат и Крак-де-Шевалье, в то время как осажденная в июле 1187 г. крепость Бельвуар упорно сопротивлялась до янв. 1189 г. хорошо вооруженным войскам султана. Флот госпитальеров в 1187-1188 гг. принял активное участие в обороне Тира (ныне Сур, Ливан) и своими успешными действиями сорвал морскую блокаду города Салах-ад-Дином. Работа членов ордена в госпиталях снискала уважение и среди мусульман: после взятия Иерусалима егип.

http://pravenc.ru/text/2561764.html

2000). На рубеже XI и XII вв. в Дареме был составлен сборник из 7 историй о посмертных чудесах К. (частично основан на материале из «Истории о св. Кутберте»), к-рый обычно переписывали в конце прозаического Жития. К сер. XII в. сборник был дополнен историями о новых чудесах и подробным повествованием о перенесении мощей святого в новое здание собора в Дареме (1104). Дополненная редакция, состоявшая из 21 главы, известна как «Книга о перенесениях мощей и чудесах св. Кутберта» (BHL, N 2029; см.: Colgrave. 1950; Aird. 1992). Среди новых мотивов, появившихся в этот период,- представление о мизогинии К. и о запрете женщинам посещать его гробницу. Вероятно, эта легенда, противоречившая сведениям ранней агиографии о дружбе святого с неск. женщинами, была призвана укрепить соблюдение целибата в бенедиктинской общине при соборе. На сочинениях Беды, собрании чудес К. и «Книжице…» Симеона основано «Краткое известие о св. Кутберте», составленное неизвестным даремским монахом в сер. XII в. (BHL, N 2031; Symeon of Durham. 1868. P. 223-233). В посл. трети XII в. в Сев. Англии или Шотландии была написана «Книжица о рождении св. Кутберта», известная также как «ирландское» Житие К. (BHL, N 2026; изд.: Miscellanea. 1838. P. 63-87). В предисловии сообщается, что автор, собирая материалы о К. и его чудесах, обнаружил некую тетрадку (quaterniuncula), предположительно написанную на гэльском языке, в к-рой рассказывалось о рождении К. в Ирландии в королевской семье и о его плавании в Англию. Автор обратился за консультацией к Евгению, еп. Ардмора (графство Уотерфорд, Ирландия); он не только подтвердил эти сведения, но и сообщил подробности об ирл. происхождении К. Автор ссылается на свидетельства др. ирл. прелатов - архиеп. Матфея (вероятно, цистерцианец Мурьгес О Хенна, архиеп. Кашела ок. 1186-1206), епископов св. Малахии (архиепископ Арма в 1132-1136/37), Гилберта (епископ Лимерика ок. 1106 - 1140) и Алана (возможно, цистерцианец Альбе О Маэл Муад, еп. Фернса ок. 1186-1223, или Гилла Алдан, еп.

http://pravenc.ru/text/2462347.html

Из истории борьбы и полемики по вопросу об иконопочитание в древнее и в настоящее время. (По поводу отрицательного отношения к иконам со стороны современных сектантов). Свящ. А. Синайский. Стр. 1105–1114. Следует ли отбирать подписки от сектантов перед крещением их детей? (Из миссионерских запросов). И. Айвазов. Стр. 1115–1117. Из записок и дневников. Из переписки верующего интеллигента со студентом. Сообщил Феодул. Стр. 1118–1131. Миссионерские очерки. 20. На разведках. Д. Боголюбов. Стр. 1132–1135. “Армия наша имеет десятком солдат больше”. А. Платонов. Стр. 1136–1142. Сколько вы обратили? Д. Грацианский. Стр. 1143–1147. В мире современного старообрядчества. (Голяевский раскол). Свящ. ,исс. А. Попов. Стр. 1148–1152. Из миссионерскои полемики. Беседа с “адвентистами седьмого – субботнего дня”. О субботе и воскресном дне. И. Айвазов. Стр. 1153–1162. Летопись периодической духовной и светской печати и новые книги по вопросам веры и миссии церкви. Тоже – живой язык . (По поводу “одного из откликов свящ. Т. Б. Ч. ” “Новый Путь” 4). Н. Гринякин. Стр. 1163–1169. Либеральная непродуманность. Д. Боголюбов. Стр. 1170–1172. Преосвященный Стефан. Речь при освящении Харьковского Народного Дома. Н. Булгаков. Стр. 1172–1173. Миссионерство, секты и раскол. Тамбовское сектантство и борьба с ним. IV. Хлыстовщина: главные общины хлыстов; их молитвенные собрания, борьба с хлыстами полицейских чинов; прозелитизм секты и духовные меры борьбы с ней. V. Скопчество: община скопцов и их петербургские радетели.– Современная борьба со скопчеством в Тамбовской епархии. Стр. 1074–1081.Бывший Тамбовский миссионер. Иван Айвазов. Стр. 1174–1181. Корреспонденция “Миссионерского Обозрения”, известия и заметки. Из Перми. Памяти в Бозе почившего миссионера протоиерея о. Стефана Луканина. Стр. 1182–1185. Свящ. Иаков Ш–ков. Из Измаила. Предсмертное вразумление раскольницы и обращение ее в православие. Стр. 1185–1186. Кишинев. епарх. мисс. свящ. Ф. Воловей. Из Черниговской губернии. (Похороны беглого попа Николая). Стр. 1186–1188. Григорий Дрибинцев.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Карта мира и рая с персонификациями ветров и океана. Миниатюра из Топографии Космы Индикоплова. Нач. XI в. (Sinait. gr. 1186. Fol. 66v) Карта мира и рая с персонификациями ветров и океана. Миниатюра из Топографии Космы Индикоплова. Нач. XI в. (Sinait. gr. 1186. Fol. 66v) В нач. XV в. один из книжников, трудившихся в ц. вмч. Георгия, иером. Елисе (Чиданисдзе), составил груз. Синодик Синая - «Летопись и поминание святого монастыря» (Sinait. Iber. 77. Л. 192-205 - Клдиашвили. 2008. С. 161-182 (груз. текст); 213-227 (англ. перевод)), по к-рому в храме каждую субботу молились «о здравии, твердости, непоколебимости» груз. царя и о груз. подвижниках Синая. В Синодике также поминаются груз. цари святые Мириан , при к-ром была крещена Грузия, Вахтанг Горгасали , при к-ром Грузинская Церковь получила автокефалию, Давид IV, названный в Синодике Агмашенебели (Строителем, т. е. ктитором), цари и царицы XI-XVI вв., католикосы и епископы Грузии, монахи, подвизавшиеся в Иерусалиме и на Синае, строитель Крестового мон-ря в Иерусалиме прп. Прохор Грузин и настоятели этого мон-ря в XI-XIV вв., груз. братия Гроба Господня , груз. паломники на Св. земле (миряне и духовные лица), представители фамилий Джакели, Дадиани, Гуриели, Зедгинисдзе, Панаскертели-Цицишвили и др.- всего ок. 300 имен деятелей IV-XVI вв. Последние сведения о поминаемых внес в Синодик в 40-х гг. XVI в. иером. Маркоз (Маракисдзе) из монастыря Хандзта в Юж. Грузии. В 1479 г. Е. в. м. посетил Зебальден Риттер Младший: от подвизавшихся в мон-ре грузин он получил сведения о том, что кисть правой руки вмц. Екатерины хранилась в то время в Грузии ( Григорий (Перадзе). 1995. С. 119-120), предположительно на посвященном мученице Тбилисском подворье Е. в. м. (не сохр.) ( Клдиашвили. 2008. С. 82), которое, по мнению груз. историка XIX в. П. Иоселиани , было основано царем св. Давидом IV. Подворье было разрушено Тамерланом в кон. XIV в. и персами при разорении Тбилиси (1795), восстанавливалось в 1430 г., при груз. царе Александре I (1412-1442).

http://pravenc.ru/text/189637.html

В Греции трудный подвиг столпничества продолжался до 12-го века. В домонгольской Руси известны двое столпников: Св. Кирилл, бывший потом епископом Туровским и преставившийся не прежде 1183 года, и Пр. Никита Переяславский. Последний рожден был и воспитан в г. Переяславле-Залесском. «Когда пришел он в совершенный возраст, то стал другом мытарям, с ними вместе хлопотал около судей и наносил много пакостей и смятений людям невинным; собирая неправедную мзду, тем кормил себя и жену». Так прожил он много лет. Раз взошел Никита в церковь и услышал проповедь пророка: измыйтеся и чисти будете, отъимите лукавство от душ ваших и пр. Слова сии поразили его. Целую ночь провел он без сна. Неправды лежали как камень на совести его. На утро вышел он к приятелям своим, и, чтобы развлечь себя, пригласил их к себе на вечер. Когда жена его начала готовить пищу, то увидела сперва кровь поверх воды, потом то голову, то другую часть человеческого тела. В ужасе сказала она о том мужу. Тот пришел и увидел то же. «Горе мне, много согрешившему!» – сказал Никита и, не говоря более ни слова, вышел из дома. Игумен буд. Никитского мон., куда пришел Никита, назначил ему стоять три дня у ворот обители. Никита сделал более: он пошел и сел нагой в топкое место. Рои комаров и мошек осыпали его и покрыли кровью его тело. Принятый в обитель, Никита наложил на себя весьма тяжелые вериги и затворился в столпе. Там молился он о грехах своих, открытый морозу и зною. Длилось это несколько лет, и душа его, исполнившись благодати, была удостоена дара исцелений. Св. кн. Михаил Черниговский, тогда еще совсем молодой, был тяжко болен и в 1186 г. исцелен был святым. Вскоре после сего, воры, приняв железные вериги подвижника – обтершияся и получившия блеск – за серебряные, убили в 1186 г. Пр. Никиту. Верность православию. Попытки католичества утвердиться в России Русская Церковь , благодатию Божиею, первые два века своего бытия соблюдала православное учение верно, спокойно и без потрясений со стороны замыслов преступной любознательности.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010