Среди особо чтимых святых - прмц. Параскева (26 июля), покровительница Комотини. Епископы Маронийские Александр (упом. в 344?), Тимофей (упом. в 404; друг свт. Иоанна Златоуста), Докимасий (упом. в 431-459), Иннокентий (упом. в 532-533), Иоанн (упом. в 553). Архиепископы Маронийские Никита (упом. в 879), Феодор (XI в.), Василий (упом. в 1030), безымянный (упом. в 1066), Феодул (упом. в 1079), Феофил (сер. XI в.), Никита (упом. в 1166), Никита (упом. в 1170 или 1177?), Константин (между 1177 и 1186 или упом. в 1191), Пентактен или Зентайла (1186-1196), Иоанн (упом. в 1191/92), безымянный (упом. в 1222 или 1228), Стефан (упом. в 1260), Фома (упом. в 1285 и 1292), Кирилл (упом. в 1295), Даниил (ранее 1315), Феодул (митр. Халкидонский; 1315 - не ранее 1327), Лев (упом. в 1340). Митрополиты Маронийские безымянный (упом. в 1364-1372), Симеон (упом. в 1393), Дионисий (упом. в 1497-1498), Гавриил (митр. Траянопольский или Маронийский, упом. в 1564-1565), Арсений (упом. в 1560-1567), безымянный (упом. в 1565-1580), Каллиник (упом. в 1619), Панкратий (1646-1668), Анания (1675-1683), Неофит (до 1690), Каллиник (1696-1697, 1701-1702, 1714), Гавриил (1721), Даниил (1721), Афанасий (1725), безымянный (1735), Анфим (упом. в 1737 и 1756), Каллиник (1756-1771), Неофит (1771-1789; впосл. патриарх К-польский Неофит VII ), Неофит (1789-1810), Константий (1810-1821), Даниил (1821-1838, впосл. митрополит Филадельфийский), Иоанникий (1838-1839), Анфим (1839-1845, впосл. митрополит Эфесский), Кирилл (1845-1863), Феоклит (Феодосиадис; 1863-1865), Анфим (1865-1877), Иероним (1877-1885), Константин (Вафидис; 1885-1888, впосл. митрополит Серрский), Хрисанф (Иероклис; 1888-1893), Гавриил (Ятрудакис; 1893-1894, ранее митрополит Трапезундский), Иоаким (Валасиадис; 1894-1900, впосл. митрополит Родосский), Константин (Газис; 1900-1902), Николай (Саккопулос; 1902-1914, ранее митрополит Анкирский, впосл. митрополит Кесарийский), Мелиссин (Христодулу; 1914-1921), Хрисанф (Филиппидис; 1922, ранее митрополит Трапезундский, впосл. архиепископ Афинский), Анфим (Саридис; 1922-1939), Спиридон (Аливизатос; 1939-1940), Василий (Константину; 1941-1952), Тимофей (Матфеакис; 1954-1974), Дамаскин (Румелиотис; 1974-2012), Пантелеимон (Мутафис; с 2013 по наст. время).

http://pravenc.ru/text/2562388.html

по имени митрополит, переведенный с Патрской кафедры (в правление Василия II Болгаробойцы (976-1025), Гавриил Марморий (?), Никодим (1-я пол. XI в.), Георгий (упом. в 1027), Сергий (упом. в 1027 и 1028), Никита (упом. в 1030 и 1032), аноним (упом. в 1051/52), аноним (2-я пол. XI в.), Иоанн (2-я пол. XI в.), Георгий (2-я пол. XI в.), Сергий (упом. в 1092), Григорий Пард (после 1092-1156), Феодор (1157-1166 или 1173/74), Стефан Хрисоверг (ранее янв. 1170 или 1174/75 - не позднее 1186), аноним (упом. в 1186), Михаил (?) (XI-XII вв.), аноним (90-е гг. XII в.), Николай (?-1205), Мануил (упом. в 1230), Иакинф (1343-?; ранее митрополит Косский), Феолипт (XIV в.), неизвестный по имени бывш. архиепископ Ахелойский (упом. в 1370), Исидор (упом. в 1386), Феогност (1394-1401), аноним (1401-?), Малахия (упом. в 1446/47 или 1467), Марк (упом. в 1454-1466), Иоаким (упом. ок. 1447 или в 1477), аноним (?-1492), Кирилл (1492-1507), Макарий (1507-1517, затем митрополит Фессалоникийский), Феофан (после 1517 - до 1534), Константин Росин (1-я пол. XVI в.), Иоасаф (1541-1549), Софроний (1549-1569), Лаврентий (1574-1585), Неофит (упом. в 1585-1589), Лаврентий (повторно, упом. в 1590), Неофит (повторно, упом. в 1595), Анфим (1601-1616), Афанасий (упом. в 1620), Анфим (1620-1622, повторно), Неофит (1622-1624), Даниил (1624-1628; впосл. митрополит Серрский), Иезекииль (1628-1635), Кирилл (1635-1637; впосл. митр. Филиппопольский, Тырновский и патриарх К-польский Кирилл III ), Иезекииль (1637-1638, повторно), Иоасаф (1638-1641), Григорий (1641-1660), Парфений (1660-1668), Каллист (1668-1672), сщмч. Захария (до 1678-1684), Григорий Нотара (1684-1715), Иоасаф (1715-1719), Митрофан (упом. в 1719), Дионисий (упом. в 1730), Парфений (1734-1763), свт. Макарий Нотара (1764-1776), Гавриил (1776-1783; впосл. митрополит Никейский), Захария (1784-1819), Кирилл (Родопулос; 1819-1836), Кирилл (Вогасарис; 1841-1842), Герасим (Раллис Спанос; 1842-1843), Иона (Константинидис; 1852-1854), Амфилохий (Гарделис; 1854-1875), Сократ (Колиацос; 1884-1899), Варфоломей (Георгиадис; 1899-1918), Дамаскин (Папандреу; 1922-1938; впосл.

http://pravenc.ru/text/2458655.html

После Крещения кн. Бориса в 865 г. и учреждения Болгарской архиепископии в Бдине была основана кафедра. Когда в 1018 г. Византия завоевала Болгарию и был ликвидирован Болгарский Патриархат, Бдинская епархия вошла в состав автокефальной Охридской архиепископии . В богослужении и просвещении усилилось визант. влияние, Бдин стал именоваться на греч. манер Видином. Из переписки архиеп. Охридского Феофилакта (кон. XI - нач. XII в.) с Видинским митрополитом известно, что территория епархии подвергалась в то время частым нападениям и грабежам варварских племен. Несмотря на это, согласно церковным преданиям, в X-XI вв. в епархии было основано неск. мон-рей: Лопушанский, Чипровский, Раковицкий, Изворский и Клисурский. После создания 2-го Болгарского царства со столицей в Тырнове (1186-1396) была учреждена Тырновская архиепископия. Бдин в этот период был важнейшей крепостью и торговым центром на северо-западе Болгарии. Видинский митрополит осенью 1186 (или 1187) г. участвовал в хиротонии во епископа иерея Василия , ставшего затем первым Тырновским архиепископом. Тогда же В. е. перешла из юрисдикции Охрида в подчинение Тырнову. После признания К-польским Патриархом Иоанном Х Каматиром статуса Тырновской архиепископии архиеп. Василий рукоположил во митрополита Видинского некоего Стефана. Богослужение перешло на слав. язык, в епархии было открыто уч-ще, и кафедре было возвращено наименование Бдинская. При царе Константине Асене Тихе (1257-1277) Бдин и соседние с ним области были завоеваны венграми и преобразованы в деспотат, во главе к-рого был поставлен русский по происхождению кн. Иаков Святослав. Т. к. Венгрия поначалу была союзницей Византии, отношения Бдинского митрополита и Тырновского Патриарха, возможно, были временно прерваны. Но когда в 1265 г. союз Венгрии и Византии распался, отношения Бдина и Тырнова восстановились. При Георгии Тертере I (1280-1292) Болгарию захватили монголо-татары и Видин стал самостоятельным феодальным княжеством под властью деспота Шишмана, во время правления к-рого епархия временно вновь была подчинена К-полю.

http://pravenc.ru/text/158410.html

Такоже и сама взяста на себе иноческий образ, и пожиста в томъ монастыр в пост и в молитвах, и в прочих добродтелех просияста и Богу угодиста. И Богъ прослави их добрых ради дл ихъ: и взята быста единъ по единому, по времени, на архиепископский престолъ 853 Великого Новаграда и Пскова. Добре пасше порученное стадо, и преставистася къ Богу и положена быста в соборней велицей церкви святй Софи. 854 А у Благовщения в церкви положенъ бысть архиепископъ Феоктистъ: 855 б же ис того монастыря взят на престолъ великия церкви святй Софи Премудрости Божии и пресловущий Великий Новъградъ. 850 Иоанн. –Иоанн, архиепископ новгородский. В миру – Илья, сначала был священником церкви Власия на Волосовой улице в Новгороде, в 1164 г. был избран новгородским епископом. Β 1167 г. в Новгороде была установлена архиепископия, и Иоанн стал первым новгородским архиепископом; умер в 1186 г. 851 Григорий – брат Иоанна, был избран на архиепископский престол после смерти Иоанна в 1186 г. и занимал его до своей смерти в 1195 г. 852 ...чюдный мужъ Сергий... – Сергий – игумен Островского Никольского монастыря, его имя упоминается в новгородской грамоте конца 50-х – начала 70-х гг. XV в. Β некоторых сборниках, где встречается подборка нескольких новгородских повестей, говорится, что Сергий рассказал и другую историю – «О посаднике Добрыне», которая идет перед рассказом ο Благовещенской церкви. Поэтому «Повесть ο Благовещенской церкви» и начинается словами, что ее рассказал «тот же Сергий». 853 ...и взята быста единъ поединому, повремени, на архиепископский престолъ... – На самом деле Иоанн был уже архиепископом (с 1167 г.), когда основывал с братом Благовещенский монастырь. 854 ...положена быста в... церкви святй Софи. – Иоанн и Григорий были погребены рядом в Софийском соборе – патрональном храме Новгорода. Читать далее Источник: Библиотека литературы Древней Руси/РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом) ; под. ред. Д.С. Лихачева и др. - Санкт-Петербург : Наука, 1997-./Т. 6: XIV- середина XV века. - 1999. - 583 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В февр. 1180 г. Л. вместе с сыном правителя Руадри вновь прибыл ко двору Генриха II, к-рый был недоволен несоблюдением ирландцами условий Виндзорского договора. Недовольство англ. короля могло быть вызвано также избранием архиеп. Томалтаха и получением Л. папских привилегий (Генрих II мог рассматривать это как нарушение данного Л. обещания). В апр. Генрих отправился на континент, забрав с собой в качестве заложника сына Руадри. Л., к-рому было запрещено возвращаться в Дублин, остался в Англии (он провел нек-рое время в мон-ре Абингдон близ Оксфорда), а затем (в кон. окт. или нач. нояб. 1180) отправился в Нормандию вслед за королем. 10 нояб., остановившись в аббатстве Э, принадлежавшем регулярным каноникам-августинцам конгрегации Сен-Виктор, Л. серьезно заболел. Он направил к королю для переговоров одного из своих клириков. 13 нояб. тот вернулся в Э с известием о заключении мира между Генрихом II и Руадри (возможно, соглашение было достигнуто при посредничестве папского легата субдиак. Алексия); на следующий день Л. скончался. Почитание Почитание Л., по-видимому, началось вскоре после его смерти. В письмах ирл. и нормандских прелатов в поддержку канонизации Л. упоминается книга о его чудесах, написанная Маэл Ису О Кербаллом, еп. Лаута (1178-1186/87; с 1184 архиепископ Арма). Это сочинение не сохранилось. Когда в Э началось строительство новой коллегиальной церкви в готическом стиле, останки Л. (согласно Житию, они не были подвержены тлению) перенесли в храм и захоронили перед алтарем Богоматери (17 апр. 1186). Весной 1191 г. Руанский архиеп. Готье из Кутанса (1184-1207), скорее всего по ходатайству каноников Э, обратился к папе Римскому Целестину III (1191-1198) с просьбой о канонизации Л. В послании, адресованном каноникам Э (20 мая 1191), понтифик не возражал против возможной канонизации Л., но указал на несвоевременность этого ходатайства. Инициатива каноников могла быть связана с офиц. признанием культа др. ирландца, умершего на континенте,- св. Малахии (канонизирован папой Римским Климентом III 6 июля 1190).

http://pravenc.ru/text/2462453.html

Кафедра новгородских святителей со времени введения христианства в Новгороде до покорения его Московской державой. Том 1 Источник Том 2 → Содержание Епископы 1. Св. Иоаким Корсунянин (992–1030) 2. Св. еп. Лука-Жидята (1035–1059) 3. Еп. Стефан (1060–1068) 4. Еп. Феодор (1069–1078) 5. Св. еп. Герман (1078–1096) 6. Св. еп. Никита (1096–1107) 7. еп. Иоанн Папин (1108–1130) 8. Св. еп. Нифонт (1130–1157) 9. Св. еп. Аркадий (1157–1165) Архиепископы 1. Св. Иоанн (в иночестве Илия) (1165–1186) 2. Св. архиепископ Григорий (в мире Гавриил) (1186–1193) 3. Св. архиепископ Мартирий (1193–1199) 4. Архиепископ Митрофан (с 1199 по 1211, вторично с 1219 по 1223); 5. Св. архиепископ Антоний (с 1212 по 1220, вторично с 1225 по 1230); нехиротонисанный чернец Арсений (с 1223 по 1225 г., вторично в 1228 г.) 6. Архиепископ Спиридон (1229–1249). 7. Архиепископ Далмат (1251–1274) 8. Архиепископ Климент (1274–1299) 9. Архиепископ Феоктист (1299–1307) 10. Архиепископ Давид (1307–1324) 11. Св. Архиепископ Моисей (с 1324 по 1329 г., вторично с 1352 по 1359 г.) 12. Св. Архиепископ Василий (1329–1352) 13. Архиепископ Алексий (1359–1388) 14. Архиепископ Иоанн 2-й (1388–1415) 15. Св. Архиепископ Симеон (1415–1421) 16. Феодосий – нехиротонисанный (с 1421 по 1423) 17. Архиепископ Евфимий I-й – брадатый (1423–1428) 18. Св. архиепископ Евфимий 2-й Вяжищский (1429–1458) 19. Св. архиеписноп Иона Отенский (1458–1470) 20. Св. архиепископ Феофил (1470–1480) Перечень Новгородских архиереев, составленный в конце XV века, напечатанный в «Духовном Вестнике» 1862 г. за месяц март, стр. 56, 57, 58 и 59     Христианство началось в Новгороде (в 992 г.) вскоре по утверждении его в Киеве, тогда же образовалась здесь и святительская кафедра, которая, в продолжение 168 лет, почти ничем не отличалась в отношении своих прав от других епископских кафедр в Русской земле; она состояла в полной зависимости от митрополита Киевского и не имела тени самостоятельности. Митрополит Киевский по своему усмотрению назначал епископов в Новгород, не посвящал в епископский сан тех, которых предлагали ему Новгородцы (напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

За трудные подвиги он был награжден даром чудотворения и исцеления тех, кто просил его заступничества. Боголюбивый князь Михаил Черниговский был тогда парализован. Наслышанный о святомНиките, он приказал боярам доставить себя в Переславль. По дороге бес, принявший обличье инока, сказал князю, что он из монастыря, где подвизается Никита, и что столпник – самозванец и лжец. Сильно опечаленный, князь, тем не менее, продолжил путь и, остановившись недалеко от монастыря, послал одного из бояр предупредить святого о своем прибытии. Бес, на этот раз принявший облик одноглазого инока с лопатой, подозвал посланца и сообщил ему, что Никита умер и что он только что похоронил его. Заподозрив обман, боярин прогнал беса именем святого, а затем подошел к столпу, где подвизался Никита. Подвижник передал ему свой посох. Как только боярин вложил посох в руки князю, тот исцелился и на своих ногах отправился к святому поблагодарить и получить благословение (1186). Однажды ночью дальние родственники Никиты, приходившие просить его молитв, прельстились веригами и крестами святого, приняв их из-за блеска за серебряные. По диавольскому наущению они убили человека Божия и завладели веригами. Ранним утром пономарь, пришедший к святому за благословением начать службу, обнаружил его бездыханное тело, источавшее сладостное благоухание. Иноки похоронили его в храме Великомученика Никиты около алтаря. Во время погребения произошло много чудесных исцелений (1186 или 1189). Что касается безбожников-злодеев, они, увидев, что похищенные цепи были железными, бросили их в Волгу недалеко от Ярославского Петровского монастыря. По откровению они были обнаружены иноками этой обители и явили много чудес. Впоследствии святойНикита предстал перед монахом, нашедшим цепи, и велел отнести их в Переславль на свою могилу. С тех пор эти святые реликвии исцеляют всех, кто поклоняется им с верой. В XV веке митрополит Фотий благословил открыть мощи святого. Они оказались нетленными, и почитание прп. Никиты Столпника стало стихийно распространяться по всей Руси .

http://pravoslavie.ru/62011.html

С религиозной точки зрения более чем полуторавековое византийское владычество над Болгарией имело тот духовный смысл, что глубоко утвердило Православие как вероисповедание, мировоззрение и миропонимание, как моральные нормы и традиционный христианский жизненный уклад во всем и навсегда среди болгарского народа. Второе Болгарское Царство. Великотерновская Патриархия Весной 1186 г. болгарские бояре братья Феодор-Петр, Асень-Белгун и Иоанн (Калоян) подняли в гор. Терново восстание против византийского владычества. Во время освящения построенной ими в городе церкви св. вмуч. Димитрия Солунского они провозгласили восстановление Болгарского Царства. Феодор-Петр был объявлен болгарским Царем, город Терново – поставлен под покровительство св. вмуч. Димитрия, а приехавшие на освящение храма трое Архиереев Болгарской Охридской Архиепископии были заставлены рукоположить в архиерейском сане выбранного братьями монаха Василия из Терновских монастырей и провозгласить его Архиепископом Велико-Терновским и Болгарским (Димитрий Хоматиан). Так, вместе с восстановлением независимого болгарского государства, энергичными действиями Асенев была восстановлена и независимая Болгарская Церковь . Она была создана на территории, отторгнутой от Византийской империи, но являлась церковной областью Болгарской Охридской Архиепископии. С основанием новой церковной области, в дальнейшем узаконенной соборным решением православных Патриархов, более двух веков существовали рядом две Болгарские Церкви – Болгарская Охридская Архиепископия и Велико-Терновская Патриархия. Годы 1186–1202 гг. прошли в непрерывной войне с Византией и с венграми. Военные успехи укрепили существование Болгарского государства, но перед новооснованной династией Асенев стоял вопрос исключительной важности о международном признании Болгарского Царства и о каноническом узаконении Болгарской Церкви. Еще в 1187 г. в гор. Нише они вступили в переговоры с германским императором «Священной» Римской империи Фридрихом Барбароссой, который пересекал Балканский полуостров, предводительствуя войска III крестового похода. Царь Петр II предложил ему военную помощь против Византии в случае войны между нею и крестоносцами взамен на политическое признание Болгарии. Фридрих отклонил это предложение. Но когда он добрался до Адрианополя, болгарские послы снова настойчиво обратились к нему с обещанием помочь 40 000 войском взамен признания Болгарского Царства. Фридрих снова отклонил это предложение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Внутренние осложнения дополнительно отягощали положение Империи. Отправленный против восставших победитель норманнов Алексей Врана облекся в Адрианополе в порфиру и обратился против правительства Исаака II, однако погиб в сражении под Константинополем. Летом 1186 г. уже сам император во главе войска вторгся в Болгарию. Недостаток активности при подавлении болгарского восстания нельзя поставить Исааку II в упрек. Конечно, Исаак не был государственным мужем, но не был он и трусливым слабаком, каким его обыкновенно изображают. Безусловно, его правление не стало удачным, но при всем отчаянии сложившегося положения по крайней мере ход норманнской и болгарской войн показывает, что в это время Империя не была настолько беспомощной в военном отношении, как во времена господства режима террора при Андронике 940 . Восставшие были рассеяны, Петр и Асень бежали за Дунай, но вскоре вернулись от куманов с сильными подкреплениями, и война разгорелась вновь 941 . С большой поспешностью, уже в октябре 1186 г., Исаак выступил против врага, однако теперь он находился в более тяжелом положении и потому лишь ценой больших потерь сумел отбросить болгаро-куманские отряды. Весной 1187 г. он предпринял новый поход с целью обойти восставших, которые укрылись в горах, через область Сердики. Однако и на этот раз не удалось достигнуть решающего успеха, а вести продолжительную кампанию войска императора оказались не в состоянии. Трудности возникали со всех сторон: сербский великий жупан Стефан Неманя поддержал восставших болгар и воспользовался византийско-болгарской войной, чтобы расширить свою территорию за счет Византийской империи. Таким образом, Исаак II был вынужден прервать войну в Болгарии и решил договориться с мятежниками, которые предоставили ему в заложники Калояна, младшего брата Петра и Асеня. Заключение мира означало молчаливое признание вновь создавшегося положения. Византия отказалась от области между Балканскими горами и Дунаем. Вновь возникла самостоятельная болгарская держава. Вероятно, тогда же была основана Тырновская архиепископия, и из рук нового болгарского архиепископа Асень в церкви св. Димитрия в Тырново получил царский венец 942 . Говорили, что св. Димитрий после взятия Фессалоники норманнами покинул город и перешел в Тырново, столицу второго болгарского царства. Эпоха господства Византийской империи на Балканах навсегда ушла в прошлое, ибо после сербов теперь уже и болгары окончательно ушли из-под власти разваливающейся Империи. Какие опасности в этом заключались, стало ясно со всею отчетливостью, когда на Византию обрушилось бедствие очередного крестового похода.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Серебрянский. Древнерусские княжеские жития. С. 43; древнейшая, краткая редакция жития Владимира составлена в конце XII или начале XIII в. (там же. С. 44); «Память и похвала князю Владимиру», написанная монахом Иаковом, появилась не раньше середины XI в., она представляет собой первый опыт церковного сочинения о св. Владимире (там же. С. 50). Ср.: Макарий. 2-е изд. 7. С. 436. Макарий. 2-е изд. 7. С. 421; Ключевский. Ук. соч. С. 238; см.: Богуславский. К вопросу о первоначальном тексте жития вел. кн. Александра Невского, в: ИОРЯС. 1914. 1. С. 261. Житие издано Мансиккой, в: ПДП. 180 (1913). Макарий. 2-е изд. 7. С. 422; Ключевский. Ук. соч. С. 238, 240; Кадлубовский. Ук. соч. С. 64. Макарий. 2-е изд. 7. С. 421; Ключевский. Ук. соч. С. 247; первая, древняя редакция жития Никона составлена была еще раньше известным агиографом XV в. Пахомием Логофетом. Там же. С. 248, 152, 119. Макарий. 2-е изд. 7. С. 421; Ключевский. Ук. соч. С. 272; Коноплев. Ук. соч. С. 68; Кадлубовский. Ук. соч. С. 47. Иосиф Волоцкий лично знал Макария Калязинского и пишет о его подвижнической жизни с большим уважением; см. «Духовную грамоту» Иосифа в: ВМЧ. Сентябрь. Ч. 1. С. 558. Ключевский. Ук. соч. С. 289; Макарий. 2-е изд. 7. С. 21–22, 423–424. Ключевский. Ук. соч. С. 222–225, 228; Сергий. Ук. соч. 1. С. 194–196. ААЭ. 1. 213; Голубинский. История канонизации. С. 94; Herman. De fontibus. P. 50. Из наиболее древних были зачитаны жития: архиепископа Иоанна Новгородского († 1186) и обоих основателей Соловецкого монастыря, Савватия († 1435) и Зосимы († 1478). Макарий. 2-е изд. 7. С. 420; Ключевский. Ук. соч. С. 198, 269. Общерусское прославление получили двое святителей, девять преподобных отцов и один великий князь: 1. Иоанн, архиепископ Новгородский († 1186); 2. Иона, митрополит Московский († 1461); 3. Никон, игумен Троице-Сергиева монастыря († 1426); 4. Павел Обнорский († 1429); 5. Савватий Соловецкий († 1435); 6. Дионисий Глушицкий († 1437); 7. Михаил Клопский († 1452); 8. Пафнутий Боровский († 1478); 9. Зосима Соловецкий († 1478); 10. Макарий Калязинский († 1483); 11. Великий князь Александр Ярославич († 1263), прозванный Невским, и 12. Александр Свирский († 1533). Голубинский. История канонизации. С. 100; Макарий. 2-е изд. 7. С. 219. Как местно чтимые святые были канонизованы один святитель, пять князей и три Христа ради юродивых (salo…), (они не давали иноческих обетов): 1. Арсений, епископ Тверской († 1409); 2, 3 и 4. Константин, князь Муромский († 1129), и его сыновья Михаил и Феодор; 5 и 6. Петр, князь Муромский, и его супруга Феврония; 7. Прокопий Устюжский († 1285), вероятно, немецкого происхождения; 8. Иоанн Устюжский († 1494); 9. Максим Московский († 1433) — трое последних юродивые Христа ради. Голубинский. Там же. С. 100; Макарий. 2-е изд. 7. С. 219. Жития Христа ради юродивых появились, вероятно, лишь после их канонизации. Ключевский. Там же. С. 277, 278, 246. О русских юродивых см.: Федотов. Святые Древней Руси (1931). С. 205–219.

http://sedmitza.ru/lib/text/436705/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010