М. А. Маханько Рубрики: Ключевые слова: МОИСЕЙ († 1363), свт. (пам. 25 янв., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Псковских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), архиеп. Новгородский (1326-1330, 1352-1359) ЕВФИМИЙ II Вяжицкий (нач. 80-х гг. XIV в. (?)-1458), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 11 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИОАНН (Илия; † 1186), свт. (пам. 7 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в соборе Новгородских святых), архиеп. Новгородский ВАСИЛИЙ КАЛИКА (†1352), архиеп. Вел. Новгорода, свт. (пам. 10 февр., 3 июля, 4 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГАВРИИЛ (в схиме (?) Григорий; † 1193), архиеп. Новгородский, свт. (пам. 10 февр., 4 окт. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГЕННАДИЙ (Гонзов или Гонозов, в схиме Галактион?; 1-я четв. XV в.- 1505), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 4 дек., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых) ДИОНИСИЙ († 15.10.1385), архиеп. Суздальский, Нижегородский и Городецкий, свт. (пам. 26 июня, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ЕФРЕМ († между 1091 и 1101), митр. Переяславский, свт. (пам. 28 янв., во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных Киево-Печерских отцов, 28 сент.) КИПРИАН († 1406), свт. (пам. 16 сент., 27 мая, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), митр. Киевский и всея Руси МАКАРИЙ († 1563), архиеп. Новгородский и Псковский (1526-1542), митр. Московский и всея Руси (1542-1563, свт. (пам. 30 дек., 5 окт.- в Соборе Московских святителей) МАРТИРИЙ († 24.08.1199), архиеп. Новгородский (1193-1199), свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/2577705.html

Ист.: НПЛ (по указ.); Описание о российских святых. С. 35; Лопарев Х. М. Книга паломник: Сказание мест святых во Цареграде Антония архиеп. Новгородского в 1200 г.//ППС. 1899. Вып. 51. С. 1-39; Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X-XV вв. М., 1970. Т. 1, 62; Макарий. Кн. 3. Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 46-47; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 39; Янин В. Л. К хронологии новгородского летописания первой трети XIII в.//НИС. Л., 1984. Вып. 2 (12). С. 87-96; он же. Печать Смоленского епископа Лазаря//Russia Mediaevalis. 1984. Т. 5/1. С. 40-51; Seemann K. D. Die altrussische Wallfahrtsliteratur. Münch., 1976. S. 213-221; Белоброва О. А. Антоний//СККДР. Л., 1987. Вып. 1. С. 39-40 [Библиогр.]; Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988-1237). СПб., 1996. С. 326-328 [Библиогр.]; Царевская Т. Ю. О Царьградских реликвиях Антония Новгородского//Реликвии в искусстве и культуре восточнохристианского мира. М., 2000. С. 69-70. А. В. Назаренко Рубрики: Ключевые слова: ВАСИЛИЙ КАЛИКА (†1352), архиеп. Вел. Новгорода, свт. (пам. 10 февр., 3 июля, 4 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГАВРИИЛ (в схиме (?) Григорий; † 1193), архиеп. Новгородский, свт. (пам. 10 февр., 4 окт. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГЕННАДИЙ (Гонзов или Гонозов, в схиме Галактион?; 1-я четв. XV в.- 1505), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 4 дек., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых) ЕВФИМИЙ II Вяжицкий (нач. 80-х гг. XIV в. (?)-1458), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 11 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИОАНН (Илия; † 1186), свт. (пам. 7 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в соборе Новгородских святых), архиеп. Новгородский ИОНА (Иван; † 1470), Отенский, архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 5 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/115862.html

Лит.: Макарий (Миролюбов), архим. Опись Новгородского Спасо-Хутынского мон-ря 1642 г. СПб., 1856; Овчинникова Е. С. Московский вариант «Богоматери Боголюбской»//ДРИ. М., 1975. [Вып.:] Зарубежные связи. С. 343-353; Герасимов Н. Н. Фрески ц. Симеона Богоприимца в Новгородском Зверине мон-ре//ПКНО, 1978. Л., 1979. С. 249, 264-265; Бекенева Н. Г. Об иконе «Образ новгородских святых» из собр. ГТГ//Худож. наследие: Хранение, исслед., реставрация. М., 1984. Вып. 9(39). С. 91-95; Лифшиц Л. И. Монументальная живопись Вел. Новгорода XIV-XV вв. М., 1987. С. 519. Ил. 417; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 396-399, 456-457; Т. 2. С. 132, 306-307; Игнашина Е. В. Древнерус. лицевое и орнаментальное шитье в собр. Новгородского музея: Кат. Вел. Новгород, 2003; Наследие Соловецкого мон-ря в музеях Архангельской обл.: Кат. выст./Сост.: Т. М. Кольцова. М., 2006. С. 24. Кат. 4. М. А. Маханько, Э. П. И. Рубрики: Ключевые слова: ГЕННАДИЙ (Гонзов или Гонозов, в схиме Галактион?; 1-я четв. XV в.- 1505), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 4 дек., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых) ЕВФИМИЙ II Вяжицкий (нач. 80-х гг. XIV в. (?)-1458), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 11 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАСИЛИЙ КАЛИКА (†1352), архиеп. Вел. Новгорода, свт. (пам. 10 февр., 3 июля, 4 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГАВРИИЛ (в схиме (?) Григорий; † 1193), архиеп. Новгородский, свт. (пам. 10 февр., 4 окт. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИОАНН (Илия; † 1186), свт. (пам. 7 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в соборе Новгородских святых), архиеп. Новгородский МАРТИРИЙ († 24.08.1199), архиеп. Новгородский (1193-1199), свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) МОИСЕЙ († 1363), свт. (пам. 25 янв., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Псковских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), архиеп. Новгородский (1326-1330, 1352-1359)

http://pravenc.ru/text/578254.html

О начальном периоде развития русской иконографии Преподобных можно судить только по отдельным сохранившимся образцам, среди которых, к сожалению, отсутствуют изображения ряда знаменитых подвижников, таких как преподобный Авраамий Смоленский. Только благодаря резным каменным иконкам и изображениям на свинцовых печатях восстанавливается облик преподобного Варлаама Хутынского, скончавшегося около 1211 года, биография которого целиком связана с Новгородом. В миниатюрных каменных рельефах, датируемых концом XIII–nepboй половиной XIV веков, Варлаам изображён предстоящим тронному Христу. Иконографический образ игумена с остроконечной длинной бородой позже можно отметить в резьбе деревянного рельефа, служившего навершием раки 1560 года, и в иконах XVI–XVII веков, иногда с видом Хутынского монастыря. По преданию, Богоявленский Авраамиев монастырь в Ростове Великом основан ещё во второй половине XI века. Но исследователи жития преподобного Авраамия Ростовского иногда отождествляли первого игумена с Авраамием Низким, сопровождавшим митрополита Пимена в Константинополь в 1385 году. Казалось бы, в пользу этого мнения говорит отливок XIV века медного креста, находившийся у гробницы Авраамия, выполненный по модели, датируемой временем около 1200 года 34 . Возникает вопрос: считать ли мемориальным отливок или оригинал? Одно их самых ранних изображений преподобного Авраамия Ростовского известно по шитому покрову середины XVI века 35 ; он представлен седобородым старцем в схиме, благословляющим перед грудью, со свитком в левой руке. Этот “унифици­ро­ванный” облик не позволяет говорить о раннем прототипе. Столь же схематичный вид и в шитье Строгановского покрова XVII века 36 . Явно сказывалось отсутствие местной иконографической традиции. Сравнительно поздно установилось почитание ряда основателей северных русских монастырей XII–XIII веков, завершившееся их канонизацией лишь в XVI веке. Преподобный Антоний Римлянин скончался в 1147 году, но самое известное его изображение, наиболее раннее по времени, относится к 1573 году. Это изваяние старца в схиме, выполненное резчиком Евтропием. Иконы, представляющие Антония у монастыря в молении либо с моделью храма, относятся к концу XVI — первой половине XVII веков. Преподобный Никита Столпник Переяславский скончался в 1186 году, мощи его обретены около 1425 года, а празднование установлено примерно в середине XV века. Но изображения, по типу почти идентичные Антонию Римлянину, известны только с середины XVI века по иконе царских писем и по покрову, выполненному в светлицах царицы Анастасии Романовны в 1555–1560 годах 37 . С неимоверным запозданием было установлено местное празднование преподобного Ефрема Новоторжского, скончавшегося в 1053 году: лишь при митрополите Дионисии, в 1584–1587 годах, после обретения мощей в 1572 году. В облике, известном по шитым покровам конца XVI — середины XVII веков, однако, угадывается ранний прототип.

http://pravmir.ru/ikonografiya-russkih-s...

Давид точно обозначил наше с вами внутреннее состояние. Сегодняшняя цивилизация валом ненужной информации буквально сносит последние остатки нормальной мыслительной деятельности человека, лишая его возможности последовательно и адекватно рассуждать о мире и о себе. Культура мысли и слова вырождается. Массмедиа взращивают потребителя, привыкающего жевать фастфуд новостей и газетных статей. Больше чем пару страниц публицистики такой ум поднять не способен. Ум, отказавшийся от Бога, обречен на бесплодное блуждание у ворот рая Процесс этот начался не сегодня и даже не в прошлом веке. Впервые в истории человечества мысли спутались у женщины по имени Ева во время разговора с первым в мире дезинформатором – диаволом. Адам, решивший спрятаться от Бога в кустах (!), показал дальнейшее развитие умственной болезни. Недуг был спровоцирован падшим духом и с тех пор попадает в его ведомство. Отныне ум, отказавшийся от Бога, обречен на бесплодное блуждание у ворот рая, в котором пребывает истина. Не в силах удерживать себя в «простой и единовидной» памяти о Боге, наш ум устремляется на предметы мира внешнего. Погружаясь в окружающую нас множественность объектов, он становится неспособным созерцать Господа. Состояние ума после грехопадения у отцов-аскетов называется «парением». В это понятие входит наша неспособность к внимательной молитве и концентрации, неготовность к подлинным и правильным мистическим переживаниям. Человеческое воображение парит, развлекаясь суетными помыслами и образами. Потеряв первозданную цельность, наш ум как бы поделился на две части. Одну часть преподобный Антоний Великий называл «общим мирским умом» . Он направлен как на добро, так и на зло; он весьма изменчив и более склонен к вещественному, нежели духовному. Другую часть святой именовал «боголюбивым умом», то есть борющимся со злом. Сходные мысли встречаются и у святителя Григория Богослова: «Во мне два ума: один добрый, и он следует всему прекрасному, а другой худший, и он следует злому; один ум идет к свету и готов покоряться Христу, а другой – ум плоти и крови, влечется во мрак и согласен отдаваться в плен велиару» . Со святителем согласен и преподобный Макарий Египетский: «Ум от ума отличен... Есть ум, обращающийся и текущий к небу и ступающий путем чистых своих помышлений и достигающий на нем стезей и троп, уготованных святым на небесах. И есть другой ум, ползущий по земле и пресмыкающийся на путях плоти. Есть ум плотский, и есть ум духовный, и духовный ум от плотского отличен» .

http://pravoslavie.ru/111793.html

Ум Скудный ум приносит и плоды скудные... (сщмч. Киприан Карфагенский , 63, 89). Источник. ...Ум преобразуется и начертывается по виду воспринимаемого им предмета, когда же сподобится быть в Боге, превысшем образа и вида, тогда и сам бывает необразен и безвиден (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 106). ...Как земля, если земледелец не обрабатывает ее, зарастает тернием, и особенно если она хорошего качества; так и ум, если не упражняется в молитве и чтении и не имеет этого своим (непрестанным) делом, – одебелевает и не замечает того. И как земля, хотя идет на нее дождь и светит солнце, не приносит пользы земледельцу, если он не засеивает ее и не охраняет, так и ум без нравственного делания не может иметь ведения, хотя, может быть, и от благодати получил его (сщмч. Петр Дамаскин , 75, 70–71). Боголюбивый и непеременчивый ум есть руководство и путь к Богу (прп. Антоний Великий . 89, 67). Источник. ...Боголюбивый ум есть свет, осиявающий душу, как солнце – тело (прп. Антоний Великий , 89, 68). Источник. Ум не есть душа, но дар Божий, спасающий душу. Богоугодный ум течет впереди души и советует ей презреть временное, вещественное и тленное, а возлюбить блага вечные, нетленные и невещественные, так чтобы человек, живя в теле, умом представлял и созерцал небесное и Божественное. Таким образом, ум боголюбивый есть благодетель и спаситель человеческой души (прп. Антоний Великий , 89, 81). Источник. Слово есть слуга ума. Что хочет ум, то и слово выражает. Ум все видит, даже то, что на небе, и ничто не помрачает его, кроме одного греха. Для чистого же ничего нет неудобопонятного, как для слова его, – неизглаголанного (прп. Антоний Великий , 89, 83). Источник. Орган зрения телесного – глаза, а орган зрения душевного – ум. Как тело, не имеющее очей, слепо: не видит солнца, освещающего всю землю и море, не может наслаждаться светом его, – так душа, не имеющая благого ума и доброй жизни, слепа: не ведает и не славит Бога, Творца и Благодетеля всех (тварей), и войти в наслаждение Его нетлением и вечными благами не может (прп. Антоний Великий , 89, 85). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   Такую чистоту ума желают иметь и евреи, и эллины, но не могут ее постичь, так как ее можно постичь только «через Того, Который нас ради распят» (17, 15 чистоту, становится святым и чистым, и нет в его уме зла, и Дух Святой пронизывает все делание его ума (17, 13    Божественный огонь Святого Духа «делает ум чистым» (25, 10 ум всегда движется в Царстве Троичного Божества. «Совершенно очищенный ум — о νους τελεως καταρισθεις — всегда созерцает славу света Христова и непрестанно с Господом, так же как и тело Господа всегда соединено с Божеством и Святым Духом» (17, 4    Совершенно очищенный ум переживает богочеловеческий характер жизни Христа как самую настоящую реальность своего бытия. Обогочеловеченный ум есть «престол Божества», а также истинно то, что «Божество и Дух — престол ума» (6, 5 и пришел, чтобы низложить сатану с престола богообразного ума и сделать ум «седалищем Себе» и вечным седалищем вечного Богочеловека (6, 5 3. Обожение ума    Обожение ума достигается через κρασις — соединение ума человека с умом Богочеловека. Вечный смысл человеческого ума — «соединиться с безначальным Умом — ινα αναρχω νοι σγκραθη» . Но чтобы стяжать такое соединение, человеку необходимо пройти подвиг этической триады — веры, надежды, любви. Когда ум пройдет эти подвиги и изменится с помощью этической триады, только тогда он удостоится стать «одним духом с Господом» (10, 11 (Col.540 А.), чтобы обогочеловечиться. Если человек подвизается добровольно и допускает благодать Святого Духа облагодатствовать ум до конца и обитать «в глубочайших глубинах ума», тогда Господь «соединяется с умом» и становится с человеком «одного духа, одного состава, одного ума» — εις μαν διανοιαν (46, 31 Ум облагодатствованный, ум, очищенный молитвой и преодолевающий греховную ветхость, становится «новым умом» — καινος νους (44, 1 ум, исцеляет его от слепоты и глухоты, неверия и незнания, возвращает ему здравие» — и «возвращает ему целость и блеск» (25, 5 Господь воскрешает ум из ада греховности и смерти, освобождает его от уз дьявола и возносит в божественный воздух, божественную атмосферу — εις τον θεικον αρα (11, 11 — 12 Если ум, воскрешенный Христом, предастся Христу без всяких рассуждений, Христос настолько соединяется с ним, что человек может «в своем уме созерцать образ Христа как в зеркале» — ωοπερ εν κατπτρω την Χριστου μορφην οραν εν τω ηγεμονικω αυτου (25, 3

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Есть и иной ум у человека, ум «сокровенный», первозданный, систатический, цельный ум, находящийся в катастатических условиях в латентном состоянии и лишь изредка дающий о себе знать. Этот ум заключает в себе «запечатленный образ, из которого душа приемлет ведение в созерцании» 259 . Это значит, что ум имеет в себе подлинное знание вещей, имеет критерий истины. Поэтому Григорий Богослов говорит: «Светильником всей своей жизни признавай разум» 260 . Вульгарный рационализм полагает, что разуму нет места в религии, особенно в христианской, и что в основе религии лежит чувство. На помощь рационализму приходят религиозные философы типа Шлейермахера, также полагающего, что в основе религии лежит чувство зависимости человека от Бога. Антирелигия и антицерковь, западная и восточная, пользуются этим затасканным рационалистическим оружием, утверждая, что христианская религия противоречит разуму. На вопрос о значении разума в христианстве отвечает Марк П.: «Надлежит пещись о ведении и разуме тому, кто хочет взять крест и последовать Христу» 261 . Какую же роль играет разум в религии вообще? Антоний Великий говорит: «Ум не есть душа, но дар Божий, спасающий душу. Орган зрения телесного – глаза, а орган зрения душевного – ум. Душа, не имеющая благого ума и доброй воли – слепа. Ум постигает невидимое. Боголюбивый ум есть свет души, он зрит Бога» 262 . Как свет души, ум контролирует деятельность чувств и «удерживает плотские страсти» 263 . Ум имеет высшую природу: «Душа есть в мире рожденная, а ум превыше мира, не рожденный» 264 . О божественной природе ума говорит Никита Стифат : «Ум наш, будучи образом Божиим, имеет свойства Его в себе, когда пребывает в сходной ему деятельности. Почему охотно вращается в том, что к Богу относится, и с Тем ищет соединиться, от Кого получил начало» 265 . Ап. Павел говорит о «разумном служении Богу» ( Рим. 12, 1 ), и благодать Божья даруется «во всякой премудрости и разумении» ( Ефес. 1,8 ). Само Слово в лице Христа «вразумляет всякого человека, научая всякой премудрости» ( Колос. 1, 28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

Альберт Ахенский, немецкий историограф (перв. пол. XII в.) 210–211 Альберт Штаденский, немецкий анналист (ум., вероятно, после 1265 г.) 209, 336–343 Альбрехт, гр. гольштейнский (1201/2–1225, ум. в 1245 г.) 343, 343 Альбрехт Медведь, мгр. бранденбургский (1157–1170) 280, 280, 309, 342, 342 Альмаш, венгерский род 362, 362 Альмош, предводитель венгров, о. Арпада (IX в.) V, 350, 353 Альмош, герц, венгерский (ум. в 1127 г.) IV, V, IXa, 202, 240, 240, 310, 361, 361, 363–364, 363–364 «Альтайхские анналы» (ок. 1075 г.) 109–110, 117–118 Альфонс VII, кор. кастильский (1126–1157) 281 Амартол Георгий, см. Георгий Амартол Амат, монах м-ря Монтекассино, итальянский историограф (ум. в 1080-е гг.) 164 Анастасий Библиотекарь, церковный писатель (ум. ок. 879 г.) 22, 103 Анастасия (?) (ошибочно также: Агмунда), ж. венгерского кор. Эндре I, д. киевского кн. Ярослава Владимировича Мудрого (ум. после 1074 г.) V, IXa, 137, 137 Анастасия, ж. минского кн. Глеба Всеславича, д. волынского и туровского кн. Ярополка Изяславича (ум. в 1158 г.) 232 Анастасия, ж. западнопоморского кн. Богуслава I, д. польского кн. Мешка III (ум. после 1177 г.) IV, 309 «Англо-саксонская хроника» 13, 133 Андрей, св., апостол 230, 230 Андрей I, II кор. венгерские, см. Эндре I, II Андрей Владимирович, кн. волынский (1119–1135), переяславский (1135–1142) IXb, 202, 236, 257, 263, 365, 368 Андрей Юрьевич Боголюбский, кн. ростово-суздальский (1157–1174) IXb, 252 Андроник I, имп. византийский (1183–1185) VIII Андроник Ангел, о. византийского имп. Алексея III Ангела VIII Аниан, св., еп. аврелианский (орлеанский) (ум. в 453 г.) 357 Анжуйская династия, см. Плантагенеты Анна, ж. киевского кн. Владимира Святославича, д. византийского имп. Романа II (ум. в 1011/2 г.) VIII, IXa, 73, 77, 81, 116 Анна (?), первая ж. киевского кн. Ярослава Мудрого (ум. в 1018 г.) IXa, 81 Анна, вторая ж. французского кор. Генриха I, д. киевского кн. Ярослава Мудрого (ум. в 1075/89 г.) II, IXa, 102, 102, 136–137, 153 Анна, вторая ж. киевского кн. Всеволода Ярославича (ум. в 1111 г.) IXb

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Обоженный, обогочеловеченный «христообразный» ум — наилучшее определение состояния святых, потому что они «своим умом приобщаются сущности и природе Христа» (15, 38    Такого «христоносного» и «христообразного» ума ветхозаветный мир не знал. Чистота ума является новой реальностью, которая принадлежит Новому Завету, так как только «крещение огнем и Духом очищает испорченный ум» (32, 4 нечистоту» (47, 1 и Который может лечить «слепоту ума» и очистить от греха его богообразную сущность. Совершенные христиане имеют «помазанный ум» — χρονται κατα τον νουν имеют «обоженный ум», потому что они «боги» (17, 1 Вечно чистый ум реально присущ только Богочеловеку. Очистить человеческий ум возможно лишь Единому Чистому и Единому Безгрешному, Только таким образом совершенные христиане, которых преподобный Макарий называет «богами», достигают чистоты ума, соединяясь со Христом. Чистота ума — единственное, что в христианстве можно назвать совершенством — 951; τελεωσις, потому что «совершенство — это не воздержание от видимого, внешнего зла. но очищение ума — κατα διανοιαν καταρσις», ибо «совершенство не есть воздержание от зла, но если войдешь в нечистый ум и убьешь змею в глубине ума..., если убьешь ее и выбросишь из себя всю нечистоту» (17, 15    Такую чистоту ума желают иметь и евреи, и эллины, но не могут ее постичь, так как ее можно постичь только «через Того, Который нас ради распят» (17, 15 чистоту, становится святым и чистым, и нет в его уме зла, и Дух Святой пронизывает все делание его ума (17, 13    Божественный огонь Святого Духа «делает ум чистым» (25, 10 ум всегда движется в Царстве Троичного Божества. «Совершенно очищенный ум — о νους τελεως καταρισθεις — всегда созерцает славу света Христова и непрестанно с Господом, так же как и тело Господа всегда соединено с Божеством и Святым Духом» (17, 4    Совершенно очищенный ум переживает богочеловеческий характер жизни Христа как самую настоящую реальность своего бытия. Обогочеловеченный ум есть «престол Божества», а также истинно то, что «Божество и Дух — престол ума» (6, 5 и пришел, чтобы низложить сатану с престола богообразного ума и сделать ум «седалищем Себе» и вечным седалищем вечного Богочеловека (6, 5

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010