С приходом к власти И. А. изменился ход войны с норманнами. Часть их сил осталась в качестве гарнизона в Фессалонике, 2-я группа выдвинулась по направлению к Серрам, 3-я разделилась на 2 отряда и двинулась к К-полю, в сент. 1185 г. стояла у крепостей Амфиполь и Мосинополь. Пауза в военных действиях позволила византийскому полководцу Алексею Вране сконцентрировать силы. В результате в окт. 1185 г. византийцы одержали победу при Мосинополе, а 7 нояб. разгромили основную часть норманнского войска на р. Стримон (Ibid. P. 356-363). Норманны покинули Фессалонику и после неудачной попытки вновь высадиться у Никомидии отбыли на Сицилию. И. А. и кор. Вильгельм II Норманнский подписали мирное соглашение. В кон. 1185 г. И. А. удалось заключить договор с кор. Белой III Венгерским и скрепить его женитьбой на принцессе Маргарите (RegImp, N 1567d-e). Это союзничество должно было стать противовесом союзу Свящ. Римской империи и королевства Сицилии, притязавших на Далматинское побережье Адриатического м. В это же время на Балканах началось движение против визант. господства. Согласно Хониату, причиной недовольства местного болг. и валашского населения стала свадьба И. А. и венг. принцессы. Стремясь сократить расходы казны на торжественные мероприятия, И. А. установил новый налог, с помощью к-рого изъял значительную часть поголовья скота у местных пастухов. Их недовольством воспользовались болг. князья из дома Асеней, братья Феодор (Петр) и Асень (Иоанн), возглавившие восстание и, опираясь на поддержку поповцев, начавшие борьбу против Византии ( Nicet. Chon. Hist. P. 368-369). Посланный в нач. 1186 г. для усмирения мятежа Иоанн Кантакузин не добился цели. Весной 1186 г. И. А. возглавил войско и отправился в 1-й Балканский поход. Силы восставших были рассеяны, их предводители бежали за Дунай. И. А. распустил войско и вернулся в столицу, не посчитав нужным усилить гарнизоны в недавно замиренной области. Вскоре Феодор и Асень перешли Дунай со значительным подкреплением, что вынудило И. А. отправиться осенью 1186 г. во 2-й Балканский поход. Учтя прежнюю ошибку, И. А. не стал распускать войско на зиму, а расквартировал его в районе Филиппополя (ныне Пловдив, Болгария). Весной 1187 г. военные действия возобновились. После безрезультатной 3-месячной осады г. Ловеч И. А. был вынужден заключить перемирие и вернулся в К-поль, взяв в качестве заложника младшего брата Феодора и Асеня - Калояна . Под контроль Асеней отошли земли между сев. склонами Балканских гор и Дунаем, а Византия de facto признала возрождение Болгарского царства (RegImp, N 1584a).

http://pravenc.ru/text/674141.html

Ряд специалистов (в частности, Д. Оболенский) полагает, что «как бы византийские власти ни притворялись, будто презирают болгар как “варваров”, и как бы ни стремились встроить их страну в административную структуру Империи, на деле политики систематической эллинизации они не проводили», и поэтому в стране развивалась местная культурная традиция, а к концу XII в. в Болгарии начинается мощное культурное возрождение. Между 1018 и 1204 гг., когда Охрид в церковном отношении фактически находился в прямом подчинении Византии, произошло несколько болгарских восстаний. Β 1185–1186 гг. крупным болгарским феодалам, братьям Петру и Асеню, удалось организовать вооруженное выступление против Византии. При поддержке крестоносцев – участников III крестового похода они освободили северную Болгарию, где основали Второе Болгарское царство со столицей в г. Тырнове. Новые власти предприняли конкретные шаги по восстановлению независимой Болгарской церкви. Β 1186 г. в Тырнове была провозглашена новая болгарская автокефалия (так называемая вторая автокефалия Болгарской церкви, продолжавшаяся до 1393 г. – вначале, до 1204 г., в виде архиепископства Тырновского, затем, до 1235 г. – во главе с униатским примасом и архиепископом всей Болгарии и Валахии и позже, с 1235 г., в виде Болгарского Патриархата), которую возглавил архиепископ Болгарский Василий (1186–1204). Новый церковный центр задумывался как преемник древней преславской кафедры и реальная, подлинно болгарская альтернатива подконтрольной грекам Охридской архиепископии. Β 1195 г. в Тырново были перенесены мощи почитаемого местного святого прп. Иоанна Рыльского (ок. 880–946). Признания этой автокефалии в Константинополе, естественно, добиться не удалось (среди прочего византийцы были недовольны и коронацией болгарского царя, проведенной тырновским архиепископом). Амбиции болгар росли по мере того, как Второе Болгарское царство укрепляло свое положение – вскоре на повестку дня встал уже вопрос о возведении Тырновской архиепископии в ранг патриархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во время 1-го похода он получил в Риме имп. корону от папы Адриана IV . Активное вмешательство императора в дела Церкви вызвало раскол в коллегии кардиналов и схизму: в 1159 г., после смерти папы Адриана IV, пронорманнски настроенные кардиналы избрали Александра III , а сторонники Фридриха I - антипапу Виктора IV . Опираясь на право императоров как защитников Церкви, Фридрих I созвал в 1160 г. в Павии Собор, к-рый должен был разрешить схизму, однако план не удался. После смерти Виктора IV в 1164 г. антипапой был избран др. сторонник Фридриха - Пасхалий III . На рейхстаге в Вюрцбурге в 1165 г. император заставил князей принести клятву не признавать папу Александра III или преемника, выдвинутого его сторонниками. На укрепление теократических притязаний императора были направлены перенесение мощей 3 волхвов из завоеванного Милана в Кёльн (1164) и канонизация имп. Карла Великого в Ахене в 1165 г. Фридрих I стремился силой подчинить своему влиянию Чехию, вмешиваясь в ее внутренние дела и установив вассальную зависимость Пражского епископа от империи. Также вассалами императора стали польск. князья. В 1184 г. на хофтаге в Майнце Фридрих I заключил соглашение с сицилийским кор. Вильгельмом II, скрепленное в 1186 г. браком сына Фридриха Генриха и наследницы Сицилийского королевства Констанции. Вхождение Юж. Италии и Сицилии в состав империи должна была утвердить коронация Генриха, проведенная императором в 1186 г., однако папа Урбан III отказался короновать его в соимператора, опасаясь усиления влияния императора в Италии, тогда Генрих по инициативе отца был провозглашен в Милане «цезарем». Коронация стала причиной конфликта с папой, Урбан III поддержал оппозицию в Г., в ответ Генрих в 1186-1187 гг. по приказу отца занял Патримоний св. Петра. Фридрих I принял участие в объявленном папой 3-м крестовом походе и погиб по пути в Св. землю. Генрих VI (1190-1197, император с 1191, король Сицилии с 1194) продолжил политику отца по укреплению домена Штауфенов, с одной стороны, и стремился упрочить имп.

http://pravenc.ru/text/164803.html

В февр. 1186 г. К-польский патриарх Василий II Каматир отрекся от престола. В апр. 1186 г. Собор в К-поле отлучил его за разрешение неканонического брака Ирины, дочери имп. Андроника I, и Алексея, внебрачного сына имп. Мануила I. Новым патриархом стал Никита II Мунтан (1186-1189), вскоре отрекшийся от престола по причине преклонного возраста. После него императорами были Леонтий Феотокит (весна-осень 1189) и Досифей (1189-1191), возведенный на престол из Иерусалимских патриархов. Будучи иноком Студийского монастыря в К-поле, Досифей предсказал приход И. А. к власти и после 1185 г. приобрел большой авторитет у императора. Желая возвысить его, И. А. вначале способствовал возведению его на Иерусалимский престол (в 1187), а затем начал искать возможность возвести его и на К-польскую кафедру. И. А. обратился за помощью к Антиохийскому патриарху Феодору IV Вальсамону . По свидетельству Хониата, И. А. намекнул, что хотел бы видеть на К-польском престоле Вальсамона, и тот нашел такое перемещение возможным. Однако патриархом был поставлен Досифей, что вызвало недовольство клира и мирян и стало причиной смуты. Для ее преодоления в 1191 г. был созван Собор, по результатам к-рого Досифей был смещен с К-польской кафедры. 10 сент. 1191 г. Досифей отказался от кафедры и удалился в мон-рь (Ibid. P. 405-407), дабы никто не подумал, что он сам хотел стать патриархом К-польским. Ист.: Michaelis Acominati Athenarum metropolitae Panegyricus Isaacio Angelo post Andronicum Comnenum regno pulsum dictus Constantinopoli/Ed. Th. L. F. Tafel. Tubingae, 1846; Benedict of Peterborough. The Chronicle of the Reigns of Henry II and Richard I: A. D. 1169-1192/Ed. W. Stubbs. L., 1867. 2 vol.; Bachmann M. Die Rede des Johannes Syropulos an den Kaiser Isaak II Angelos (1185-1195): Text u. Komment. Münch., 1935; Laurent V. Une lettre dogmatique de l " empereur Isaac l " Ange au primat de Hongrie//EO. 1940/1942. Vol. 39. P. 59-77; Nicetae Choniatae Orationes et epistulae/Rec. I. A. van Dieten. B.; N. Y., 1972; Schreiner P. Die byzantinischen Kleinchroniken. W., 1975. Tl. 1. S. 148, 150, 229. (CFHB; 12); Darrouz è s J. Un décret d " Isaac II Angelos//REB. 1982. Vol. 40. P. 135-155; RegImp, N 1567-1627d.

http://pravenc.ru/text/674141.html

В XIV в. в Болгарии появилась ересь адамитов, учивших о равенстве всех людей, но иллюстрировали эту идею очень своеобразно: один из их проповедников – Лазарь – ходил по улицам Тырнова в «костюме» Адама. В это же время появились ересь жидовствующих (осмеивали почитание Христа Спасителя, православную веру и проч.) и ересь варлаамитов (учили, что Божественный свет на Фаворе сотворен, отрицали иконопочитание). Ересь богомилов была осуждена на Церковном Соборе 1210 г., а три последние – на Соборах 1350 и 1360 гг. На протяжении почти восьми веков Охридская архиепископия несла свою духовную миссию в Болгарии, она являлась средоточием духовной жизни покоренного болгарского народа, как во время византийского, так и турецкого господства. В 1767 г. Охридская архиепископия, как таковая прекратила свое существование, – она была подчинена Константинополю на правах Пресланской митрополии. Тырновский Патриархат. С момента византийского завоевания в начале XI в. южная часть Болгарии находилась под греческим игом. В 1185 – 1186 гг. болгарским феодалам – братьям Петру и Асеню – удалось организовать восстание против Византии. Они заручились помощью крестоносцев – участников Третьего крестового похода – и освободили Дунайскую Болгарию (северную Болгарию), где, таким образом, возникло Второе Болгарское Царство со столицей в Тырнове. Здесь, на отвоеванной от Византии территории, была восстановлена независимая Болгарская Церковь . В 1186 г. в Тырнове был провозглашен первый архиепископ Василий (1186 – 1204), короновавший Асеня царем Болгарии. Безусловно, Василий не был признан Константинополем. Но вскоре Тырновская архиепископия настолько укрепила свое положение, что встал вопрос не только об ее признании самостоятельной Церковью, но и о возведении ее в ранг Патриархии. Начались интенсивные переговоры с папой Иннокентием III, и в 1204 г. была заключена кратковременная уния с Римом, а Тырновский архиепископ провозглашен Болгарским примасом. Лишь в 1235 г., после заключения болгарским царем Иоанном Асенем II с никейским императором Иоанном Дукой военного союза, в Лампсаке был созван Церковный Собор, на котором Константинопольский Патриарх Герман II в присутствии множества архиереев, архимандритов и монахов (греческих и болгарских) признал Тырновского архиепископа Патриархом. Первым Тырновским Патриархом стал Иоаким (1235 – 1246). С решением этого Собора были согласны все восточные Патриархи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При подобных речах царь таял от удовольствия и восторгался этой пошлой лестью блюдолизов, как будто непреложными обетованиями Божьими». 901 Однако многочисленные предсказания монахов о всемирном владычестве Исаака и о чудесном исцелении его от слепоты улетели, как грезы больного, и даже привели его с сыном к трагическому концу. 902 Милостями Исаака Ангела пользовались не только столичные, но и провинциальные монастыри. Так, по просьбе монахов кипрского монастыря Махера, он утвердил за ними хрисовулы, данные императором Мануилом Комнином, подарил им сад из царских владений в Левкосии и двенадцать иперперов. 903 В 1186 г. он дал монастырьку во имя Богоматери, построенному монахом Иоанникием в Карии, шесть париков, освободив их от податей. 904 В 1186 г. он утвердил привилегии патмосско- го монастыря св. Иоанна Богослова и освободил все его корабли от морских налогов; 905 это распоряжение царя было распространено и на новые суда монастыря, которые он приобрел в 1188 906 и 1195 гг. 907 Щедро благотворя в пользу монастырей и весьма уважая монахов, Исаак Ангел в то же время притеснял иноков и пользовался богатствами монастырей. В 1186 г., подавив восстание Враны, царь дал странное позволение столичным обывателям и инородцам, а именно: наказать переходивших на сторону Враны подгородних крестьян и жителей Пропонтиды. И вот в одну ночь по домам пропонтидцев разлился греческий огонь... Пожар истреблял все встречавшееся на пути. В эту ночь погибло много и монастырей, находившихся в окрестностях Константинополя. 908 Но этим дело не кончилось. Наутро из Константинополя, под командой кесаря Конрада, выступил латинский опул в сопровождении множества городских бродяг и нищих, – и все это с яростью бросилось грабить и разбойничать по окрестностям столицы. Между прочим толпой «были ограблены святые обители, лишены даже церковных принадлежностей и священных сосудов, поступивших теперь на мирское употребление; пренебрежена была и седина почтенных иноков, не почтена добродетель, которую даже враг умеет уважать, словом сказать, не забыто ничего, что только можно было сделать ужасного». Грабеж прекратился только тогда, когда уже все было истреблено. 909 И сам Исаак иногда наносил вред монастырям. Так, для возобновленного им храма Архистратига Михаила он взял церковную утварь и священные сосуды из т. наз. Новой обители в Константинополе. 910 В 1192 г. он подарил пизанским купцам некоторые дома, принадлежавшие столичному монастырю св. Антония и приносившие 246 иперперов дохода в год. 911 В том же году Исаак по договору укрепил за венецианскими купцами скалы ( σκλαι), т. е. деревянные приспособления для стоянки судов, принадлежавшие монастырям свв. Пантелеймона и Мануила, а также некоторые дома, находившиеся во владении монастыря Логофетов и монастыря патриция Феодосия. 912

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Следовательно, ум в этом смысле называется и сердцем, так что оба термина взаимозаменяемы. Преподобный Максим Исповедник говорит, что слово Христа «Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда все будет у вас чисто» ( Лк.11:41 ) сказано «уже не занимающимся вещами, до тела касающимися, а старающимся очистить от ненависти и невоздержания ум свой, который Господь называет сердцем. Ибо все оное, оскверняющее ум, не дает ему видеть живущего в нем Христа благодатию святого крещения» (Добр. Т.3. С.224). Итак, умом называется и сущность души, то есть сердце. В этом значении ум и сердце отождествляются, поскольку в уме обитает Христос. Ум и мысль ( δινοια) Однако умом зовется и энергия ума, «которая состоит в помыслах и мыслях». Апостол Павел пишет в своем Послании к Коринфянам: «Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода. Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом» ( 1Кор.14:14–15 ). Здесь дух – это дар языков, под умом же подразумевается мысль. Итак, ум отождествляется здесь с мыслью, разумом ( λογικ). Это значение встречается во многих местах Священного Писания . Кроме того, преподобный Максим Исповедник , характеризуя разум ( λογικ θγος) и сердце, то есть ум, центр нашей личности, через который мы обретаем познание Бога, показывает различие между ними и действие каждого из них. «Чистый ум правильно видит вещи; обученный же упражнением разум виденное полагает перед очами» ( Φιλοκαλα T.B». Σ27). Именно ум (сердце) видит вещи в чистоте и потому нуждается в очищении; разум же запечатлевает и выражает увиденное. Эта цитата подводит нас к тому утверждению, что всем отцам Церкви необходимо было иметь не только чистый ум, но и обученный упражнением разум, чтобы уметь выразить, насколько это возможно, действительность, лежащую превыше естества. Ум и внимание Другие отцы определяют словом «ум» внимание ( προσολ), тончайшее проявление мысли ( Γρηγρου Παλαμα ργα. Т.В». Σ.132). Феолипт, митрополит Филадельфийский, связывает ум с вниманием, разум – с призыванием, дух – с сокрушением и любовью. Когда все силы души действуют именно таким образом, «тогда весь внутренний человек службу совершает Богу». Однако возможно и такое, что мысль произносит слова молитвы, но ум (тончайшее внимание) не сопутствует ей. «Часто мысль повторяет слова молитвы, а ум (внимание) не сопутствует ей, не устремляет ока своего к Богу, к Коему и обращается беседа в молитве, но незаметно уклоняется в другие какие-либо помышления. И хотя мысль обычно говорит слова, но ум ускользает от ведения Бога. Тогда душа является неустроенною и как бы бессознательною, ибо ум ее блуждает в каких-либо мечтаниях и кружится или в том, к чему невольно увлекаем и чем окрадаем бывает, или в том, к чему сам произвольно отходит» (Добр. Т.3. С.169).

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

Коневец, остров на Ладожском озере с обителью. Празднование Коневской иконе Пресв. Богородицы, принесенной с Афона в 1393. 10 июля. Арсений преп., ум. 1444. 12 июня. Комельская обитель , в Вологодской губ. Павел преп., основатель Обнорского монастыря, ум. 1429. 10 янв. Корнилий преп., игумен Волог. Корнилиева монастыря, 1537. 19 мая. Арсений преп., основатель Арсениева монастыря, ум. 1550. 24 авг. Кострома . Явление иконы Пресв. Богородицы Одигитрии, Феодоровской, в 1239 году. 14 марта. Геннадий преп., ум. 1565. 23 янв. Куштский монастырь , на реке Куште, вт. Вологодской губ. Александр преп., ум. 1439. 9 июня. Литва. Антоний, Иоанн и Евстафий, мучч. в 1317 году. 14 апр. Луховская обитель. Тихон, преп. ум. 1492. 16 июня. Махрищская обитель , на реке Махрище, в Московской губ. Стефан преп., ум. 1106. 14 июля. Москва. Святители : Петр, ум. 1326. 21 дек. Феогност, ум. 1353. 11 марта. Алексий, ум. 1378. 12 февр. Киприан, ум. 1406. 16 сент. Фотий, ум. 1431. 2 июля и 27 мая. (Обретения мощей его в 1472 году). Иона, ум. 1161. 31 марта. Филипп, ум. 1570. 9 янв. и 3 июля. (Перенесение мощей его в 1652 году). Князья и княгини : Даниил, ум. 1303. 4 марта и 30 авг. (Обретение мощей его). Евфросиния преп., в мире Евдокия, вел. княгиня, супруга Димитрия Иоанн. Донского, ум. 1407. 7 июля. Блаженные юродивые : Максим, ум. 1434. Обретение мощей его: 13 авг. Василий, ум. 1552. 2 авг. События Перенесение мощей Михаила, князя Черниговского в Москву в 13 веке. 14 февр. Перенесение иконы Пресв. Богородицы из Владимира в Москву, в 1395 году. 26 авг. Празднество Пресв. Богородице, избавления ради Москвы от Ахмата, Ордынского царя, Владимирской Ее иконой, устан. 1480 года. 23 июня. Поновление Владимирской иконы Пресв. Богородицы в 1514 году. 21 мая. Празднество Смоленской иконе Пресв. Богородицы, в 1525 году. 28 июля. Празднество Пресв. Богородице ради милосердия от Донской иконы Ее в 1591 году. 19авг. Празднество Пресв. Богородице, ради избавления Москвы от ляхов в 1612 году. 22 окт. Перенесение честной ризы Господней из Персиды в Москву, в 1623 году. 10 июля.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Марк Афинянин, преп. 5 апр. Фракия. (Сн. Адрианополь, Андриания, Византия, Деволт, Дризипера, Ираклия, Потама, Силимврия, Траянополь, Филиппополь.) Мелитинна, муч. при Антонине. 16 сент. Каллисфения св., дочь муч. Давикта, 4 в. 4 окт. Варвар воин, и с ним Вакх, Каллимах и Дионисий, мучч. ок. 362. 6 мая. Даниил преп., столпник в Анапле, ум. 489. 11 дек. 2. Топографический Указатель событий и Угодников, собственно, Российской Церкви Боровичи , в Новгородской губернии. Иаков чудотворец, ум. ок.1540. 23 окт. Боровск , в Калужской губ. Пафнутий преп., ум. 1479. 1 мая. Белоезерск , Новгородской губ. Ферапонт преп., ум. 1426. 27 мая. Кирилл преп., ум. 1427. 9 июня. Валаам , остров на Ладожском озере. Сергий и Герман препп. 28 июня и 11 сент. Веркола , селение в Архангельской губ. Артемий праведный, ум. 1532. 23 июня и 20 окт. Вишера, река в Новгородской губ. Савва преп., основатель Вишерской обители, ум. 1461. 1 окт. Владимир на Волыни. Стефан еписк., ум. 1094. 27 апр. Владимир на Клязьме. Симон еписк., ум. 1226. 10 мая. Аврамий, муч. Болгарский, в 1230 перенесеный во Владимир. 1 апр. Георгий, вел. князь, 1 марта 1238 года убиенный татарами. 4 февр. Александр Невский, вел. кн., 1263 г. 14 ноября скончавшийся. 23 ноября. Вологда . Сергий преп., ум. 1412. 7 окт. Григорий преп., ум. 1412. 30 сент. Иоанн князь, ум. 1522. 19 мая. Волок, Волоколамск , Московской губ. Иосиф преп. ум. 1515. 9 сент. Воронеж . Митрофан еписк., ум. 1703. 23 ноября. Галич , Костромской губ. Аврамий преп., ум. 1375. 20 июля. Гатчина , в С.-Петербургской губ. Празднование св. Иоанну, Крестителю Господню на память принесения из Мальты креста из части древа животворящего Креста Господня, чудотворного образа Божией Матери, писанного св. ап. Лукой, и десной руки мощей св. Иоанна Крестителя в 1799 году. 12 окт. Глушицкий монастырь , в Вологод. губ. Дионисий преп., ум. 1437. 1 июня. Желтоводская обитель , в Нижегородской губ. Макарий преп., ум. 1504. 25 июля. Звенигород, Московской губ. Савва преп., ум. 1407. 5 дек.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Творения отцов вв. дают неисчерпаемый материал православной экзегетике. Даже краткий обзор их экзегетических творений может составить материал и предмет значительному богословскому трактату, что не входит в наши задачи. Именно, как экзегетов, дающих цельные толкования на библейские книги, следует отметить св. Афанасия Великого (ум. 373 г.), св. Григория Нисского (ум. 394 г.), прп. Ефрема Сирина (ум. 372 г.), блаж. Иеронима Стридонского (ум. 419 г.), блаж. Августина Иппонского (ум. 430 г.), св. Иоанна Златоуста (ум. 407 г.), св. Кирилла Александрийского (ум. 444 г.), блаж. Феодорита Кирского (ум. 457 г.). Богатый экзегетический материал к различным библейским текстам имеется и у других великих отцов: св. Кирилла Иерусалимского (ум. 386 г.), св. Василия Великого (ум. 379 г.), св. Григория Богослова (ум. 389 г.), св. Епифания Кипрского , св. Амвросия Медиоланского (ум. 397 г.). Особняком стоят творения отцов-аскетов, как прп. Макария Великого (ум. 390 г.), прп. Иоанна Лествичника (ум. 563 г.), отцов «Добротолюбия». В их творениях имеются замечательные образцы духовного, нравственно-аллегорического толкования. За прямым смыслом текста они усматривают таинственные аллегории, раскрывающие жизнь человеческой души, борьбы со страстями, мир молитвы и подвига. Как экзегеты, они, как правило, пользуются методом асмахты. Следует особо отметить мистическо-философские, аллегорические и аскетические толкования прп. Максима Исповедника (ум. 662 г.). Богатый материал к толкованию Писания имеется у катенитов – Прокопия Газского, Исидора Севильского и других. Интересны и позднейшие средневековые экзегеты, как монах Евфимий Зигабен IX в.), Михаил Пселл (ум. 1078 г.), император Византийский Матфей Кантакузен в.). Из близких нашему времени отцов, в первую очередь, следует отметить великого отечественного богослова св. Филарета, митрополита Московского (ум. 1867 г.). Таков очень краткий обзор живых струй святоотеческой экзегетики, от которых напояется, жаждущая разумения Св. Писания, душа.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010