И другое многое заповедует Он нам делать.    Всем этим, во-первых, обнаруживается, какую веру должны мы иметь в Бога, а во-вторых, обнаруживается, что тогда только следует нам именоваться истинно верными, когда исполняем заповеди Его. Ибо без таких дел мертва вера наша, и мы еще мертвы. Испытай же, брате, себя самого добре, и если найдешь, что ни в чем сказанном не имеешь недостатка, но все то творишь с великим усердием и теплым сердцем, то уразумеешь тогда, что вместе с светом веры имеешь ты и непостыждающую надежду; не ту надежду, которая порождается самомнением и тщеславием в погибающих, и каковой надежды прелести и лжи не может познать никто из тех, которые питают ее, но надежду, говорю, добрую, истинную, и которая бывает вместе с истинным и необманывающим светом веры, и поверх которой узришь ты восседающую, как на Херувимах, любовь, которая есть Бог. Когда обретешь ты таким образом сию любовь и узришь ее, с тех пор и после не захочешь уже много пытать ни о чем будущем и невидимом, даже и других будешь заставлять не говорить ни о чем таком, станешь убеждать их не пытать ни о чем из этого и не заводить споров и состязаний о том, что имеет быть в другой жизни, поколику сам ты из того своего опыта познал, что все будущее и невидимое неизъяснимо и недомыслимо. Если же ты не сделал еще того, что может тебе первому дать познать, что ты истинно верный христианин, — но по сличению с неверными, ты — верный, а по сличению с верными, совестию своею обличаешься, яко неверный, — и не имеешь еще совершенной надежды и удостоверения, что имеешь быть в числе спасенных, и не можешь говорить, как говорил святой Павел: подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох. Прочее соблюдается мне венец правды, егоже воздаст ми Господь в день он, праведный Судия (2Тим.4:7-8), то что пытаешь и спрашиваешь узнать, будут ли святые знать друг друга в царствии небесном, когда приидут в созерцание Бога, Который выше всего, и будут зреть Его? Скажи мне, какая тебе польза от этого изыскания? Желал бы я узнать от тебя, какую пользу получишь ты, не имеющий части со Христом, но, как мы сказали, обличаемый совестию своею, что не сохранил заповедей Его, если узнаешь о покое, славе, утешении и блаженном состоянии святых, какого сподобятся они в царстве небесном? Наверное никакой не получишь пользы, но больше еще навлечешь на себя осуждение за то, что при всем том, что познал такие высокие предметы, презираешь их и не хочешь отбросить самомнение и тщеславие и стяжать смирение.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Если попытаться проиллюстрировать это, то получится следующее. Представьте себе отряд солдат. Над этим отрядом стоит некий офицер. Остальные солдаты равны по званию. Один из них (из солдат) много о себе возомнил и перестал подчиняться приказам командира. Он, быть может даже из благих целей, совершает в одиночестве вылазку на врага, попадает в результате в плен и ради сохранения своей жизни рассказывает неприятелю обо всех планах отряда. Что из этого получится? Да ничего хорошего. Он и себя погубит, и ничем не поможет, а напротив, помешает осуществлению главной задачи, преследуемой отрядом. Вместе с тем он нарушит и дисциплину и кодекс чести, потому что солдат должен подчиняться тому, кто выше по званию, и быть верным присяге. Но то, что он подчиняется командиру, вовсе не значит, что он должен лебезить перед врагом. Напротив, честь велит воину бороться с врагом. Наша война – это борьба со страстями. И победить в ней мы можем только при одном условии – при полном и беспрекословном подчинении воле Бога. А перед врагом (перед демонами и своими страстями) мы должны вести себя достойно и мужественно. Мы же, как тот бунтующий солдат, не слушаемся своего Отца и Создателя, но зато пресмыкаемся перед бесами. Не будете ли вы смеяться, если солдат этот скажет, что пошел против воли командира из чувства собственного достоинства, исключительно потому, что не может позволить кому-то собой командовать? Почему же мы не смеемся тогда над собой, хотя поступаем точно так же, утверждая, что не можем из чувства собственного достоинства попросить прощения у ближнего своего, которого незаслуженно обидели? И разве повернется язык наш сказать, что остальные солдаты, которые исполняют волю командующего и мужественно сражаются с врагом, не имеют чувства собственного достоинства, просто потому, что они подчиняются чьим-то приказам? Нет, напротив, мы назовем их достойными воинами, потому что они мужественно противостоят врагу. Точно так же и истинный христианин не должен противится Промыслу Божьему, но должен по мере сил достойно противостоять своим страстям и бесовским козням. Недаром первые христиане называли себя верными. Верными Богу, Святому Крещению и своей вере в Искупителя. В этом-то и заключается чувство собственного достоинства христианина.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

5:44). И другое многое заповедует Он нам делать. Всем этим вопервых обнаруживается, какую веру должны мы иметь в Бога; а вовторых обнаруживается, что тогда только следует нам именоваться истинно верными, когда исполняем заповеди Его. Ибо без таких дел мертва вера наша, и мы еще мертвы. Испытай же, брате, себя самого добре; и если найдешь, что ни в чем сказанном не имеешь недостатка, но все то творишь с великим усердием и теплым сердцем, то уразумеешь тогда, что вместе со светом веры имеешь ты и непостыждающую надежду; не ту надежду, которая пораждается самомнением и тщеславием в погибающих, и каковой надежды прелести и лжи не может познать никто из тех, которые питают ее, но надежду, говорю, добрую, истинную, и которая бывает вместе с истинным и необманывающим светом веры, и поверх которой узришь ты возседающую, как на Херувимах, любовь, которая есть Бог. Когда обретешь ты таким образом сию любовь и узришь ее, с тех пор и после не захочешь уже много пытать ни о чем будущем и невидимом, даже и других будешь заставлять не говорить ни о чем таком, станешь убеждать их не пытать ни о чем из этого; и не заводить споров и состязаний о том, что имеет быть в другой жизни, поколику сам ты из того своего опыта познал, что все будущее и невидимое неизъяснимо и недомыслимо. Если же ты не сделал еще того, что может тебе первому дать познать, что ты истинно верный христианин, — но по сличению с неверными, ты — верный, а по сличении с верными, совестию своею обличаешься, яко неверный, — и не имеешь еще совершенной надежды и удостоверения, что имеешь быть в числе спасенных, и не можешь говорить, как говорил св. Павел: подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох. Прочее соблюдается, мне венец правды, егоже воздаст ми Господь в день он, праведный Судия (2 Тим. 4:7, 8): то, что пытаешь и спрашиваешь узнать, будут ли святые знать друг друга в царствии небесном, когда приидут в созерцание Бога, Который выше всего, и будут зреть Его? Скажи мне, какая тебе польза от этого изыскания? Желал бы я узнать от тебя, какую пользу получишь ты, не имеющий части со Христом, но, как мы сказали, обличаемый совестию своею, что не сохранил заповедей Его, если узнаешь о покое, славе, утешении и блаженном состоянии святых, какого сподобятся они в царстве небесном? Наверное никакой не получишь пользы, но больше еще навлечешь на себя осуждение за то, что при всем том, что познал такие высокие предметы, презираешь их и не хочешь отбросить самомнение и тщеславие и стяжать смирение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=680...

2,5 II, 9, 5 Подобное сему было и с Авраамом 3699 . За сколько времени Бог изрек обетование – даровать ему сына, и не тотчас даровал его, но сколько лет до сего продолжались с Авраамом испытания и искушения! И он – великодушно претерпев все напасти и вполне утвердив себя верою 3700 в той мысли, что Обетовавший неложен 3701 и исполнит слово Свое, а таким образом оказавшись верным, – улучил обетование. 2,6 II, 9, 6 Также и Ной 3702 , когда в пятисотый год жизни его Бог повелел строить ковчег, возвещая тогда, что наведет на вселенную потоп, который и навел в шестисотый год, – сто лет провел в великом терпении, с верой построив ковчег и нимало не колеблясь, сотворит или не сотворит Бог сказанное, но раз и навсегда утвердившись верою 3703 в том, что, если сказал о сем Бог, то несомненно должно исполниться; а таким образом, когда произволение его найдено благоискусным в вере, терпении и великодушии, во всей чистоте сохранив заповедь, один он спасся с домом своим. 2,7 II, 9, 7 Примеры же сии привели мы из Писаний в доказательство, что действие Божией благодати и дарование Духа Святого, которое сподобляется принять душа верная, бывает вместе с длительным борением, великим долготерпением, искушениями и испытаниями, когда свободное произволение испытано будет всякими скорбями. И когда ни в чем не огорчит [душа] Духа 3704 , но по благодати будет во всем согласна с заповедями, тогда сподобляется она достигнуть свободы от страстей, приять полноту усыновления Святого Духа 3705 , стяжать окончательно святость в полноте благодати и оказаться совершенным сыном Царствия, так что духовное дело Божие исполняется в душе с великодушием, напряжением, терпением, многим вниманием, подвизанием и испытанием. 3,1 Как в самых верных отцах Бог, установив обетования наряду с великими испытаниями, искушениями и долготерпением в течение [многих] лет, исполнял тогда по Своей воле то, что возвестил, когда обретались они верными 3706 , испытанными, терпеливыми и великодушными, – так и ныне в подвизании христиан, годами искушенных, испытанных и найденных искусными во всяком терпении, великодушными и верными, Божие обетование и совершенная благодать Духа исполнится в них, дабы мы, оказавшись благоискусными как в благодати, так и в праведности, наследовали жизнь и после благих и мужественных подвигов по справедливости доставили себе венцы и награды Царствия. 3,2 Посему возложим все желание нашего произволения на одного Бога, всегда посвящая себя Ему и исполняя, насколько нам возможно, только Его волю. Ибо таким образом соделав себя во всем чуждыми худшему, ни в чем не подчиняясь добровольно хотениям лукавого и нисколько не участвуя в страстях, тогда мы покажем себя истинными атлетами Христа, вполне добудем себе причастие благодати Его и, стяжав освящение и чистоту сердца благодатью Его, справедливо и Царствие Божие по благодати сподобимся унаследовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

По всем соображениям языческого разума, им казалось, что Христос не мог и не должен был жить обыкновенной жизнью ограниченного человека. И в то же самое время, по чувству безусловного доверия к авторитетному слову апостольской проповеди, им хотелось точно держаться апостольского учения, и они вовсе не желали отвергать историческую достоверность евангельских сказаний о Христе. Ввиду этого, чтобы выйти из мнимого круга мнимых несообразностей, они придумали такое соображение, которое позволяло им одновременно удерживать как апостольское учение о божественном происхождении Христа, так и евангельскую историю Его человеческой жизни. Они именно объявили, что Спаситель, собственно, не был истинным человеком, а только казался им, что вочеловечение Его было призрачно (phantasia), телесность Его была мнимая (putativa corpulentia) и вся Его человеческая жизнь была только кажущаяся (phantasma). Иудеи, не зная о божественной природе Христа, хотели было убить Его, как обыкновенного человека, но на самом деле Он страдал только по-видимому, – только затем, чтобы призраком своих страданий и смерти закончить свою призрачную жизнь на земле и уйти в свое небесное жилище – в божественную плерому . Благодаря такому представлению человеческой истории И.Христа, гностические поборники христианства надеялись оставаться верными учениками апостолов и считали себя истинными христианами. Но так как это представление на самом деле являлось совершенным отрицанием того дела, о котором возвещали апостолы как об истинном деле Христа, то само собой разумеется, что апостолы могли только осудить и отвергнуть это противохристианское соображение гностического мышления. И это апостольское осуждение гностических соображений еще раз показало древнему миру искреннее желание христианствующих язычников быть верными учениками апостольской проповеди. Несмотря на то что на почве языческого понимания христианства докетизм является единственно возможным способом к примирению веры и истории, многие гностики все-таки сочли необходимым отказаться от докетизма и попытались усвоить себе христианскую проповедь другим путем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

И кто из вас может сказать о себе, что он во всем верен, всегда честен? Все грешны, все виновны друг перед другом, все нуждаемся в снисхождении и взаимном прощении. Будем же терпеть и прощать друг другу, чтобы самим получить прощение. Виновных же судят царь и поставленные от него судьи. А кому не дана власть судить, тот и не суди. Знаете ли, что за люди эти подкидывающие свои богохульные и клеветнические письма? Это – враги нашей родины, Церкви, это большею частью не русские люди, а если есть среди них и русские, то они только по имени русские, а по душе, по мыслям, намерениям своим они – враги нашего отечества, для них – чем хуже для нас, тем лучше и приятнее для них. Им хочется все перевернуть, все извратить. Некоторым из них хотелось даже и русское имя изгладить из народных летописей. Они и зло называют добром, порок считают добродетелью, ложь – истиной, безумие – истинною премудростью. Это люди нравственно больные. Чего ожидать от этих людей? Чем кончится все это? Мы, человеки, не ведаем этого. Это знает Тот, Кто положил в Своей власти времена и лета. Никто не может предсказать, чем должна кончиться эта борьба людей смуты и беспорядка с богоучрежденной властью как хранительницей мира и порядка. Считать ли это началом последней борьбы зла с добром или же думать, что это смутное время имеет значение временное, местное и кончится тем же, чем оканчивалось прежнее смутное время на Руси, то есть большим и большим распространением на русской земле добра, правды и знания, общественного благоустроения и теснейшего единения государства с Церковью? Во всяком случае, любители добра, истинные сыны Церкви, верноподданные богоизбранного и боговенчанного помазанника должны делать все, что требует от них их долг как христиан, как сынов Церкви, как верноподданных своего царя. И вы, христолюбивые воины, будьте верны своему званию. Помните, что вы прежде всего воины Царя Небесного; ведите себя так, как те христианские мученики, которые проливали кровь свою за Христа, поэтому именуются пресветлым мученическим воинством. Но вместе с тем вы – воины царя земного, помазанника Божия. Вы целовали крест, чтобы быть всегда верными ему, верными своему долгу, своей присяге. Вы – охрана земли русской, вы – слава русского народа. Не осрамите себя не только изменой, но и мыслями об этом. Не давайте и повода думать об вас что-либо дурное, а тем более подозревать в иудином христопредательстве. Ваше и наше знамя – вера православная, царь самодержавный и Русь единая, нераздельная. Никому не отдавайте этого знамени. Будем все умирать за него. В чем да поможет нам Бог! Речь пред благодарственным молебном за дарование победы русскому воинству и за взятие городов Львова и Галича 23 августа 1914 года

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

И он, человек, занимающий «должность» Патриарха, возрос и стал истинным Патриархом по Вере. Андрей Владимирович, можете пояснить это утверждение? Надо ли понимать его так, что ДО этой проповеди Патриарх Кирилл не был " истинным Патриархом по Вере " , а всего лишь " занимал должность " ? 28. " ....произнеся эту проповедь, пробил в набат. " Мне показалось ,что брошен клич : спасайся. кто как может. " .... И Вы только меня считаете грешником (и по послушанию, в том числе)? " Андрей, все мы грешные, ВСЕ! Спасает послушание - Богу. В первую очередь Богу! По-изучайте этот вопрос. " .... оставьте их: они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму " " ....Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема " Это о чем? Это о послушании? Я могу с чем-то быть не согласен? Если вы убеждены - хорошо, оставайтесь , Господь рассудит. Андрей, Не провоцируйте, я патриарха не осуждаю, почитаю и молюсь за него дома и на службе. О смирении.... я про это ...где-то ....читал. И вам советую. Не бойтесь смерти, ее нет. Бойтесь Бога.Он жизнь дает и забирает. " .....и весь живот нашу Христу Богу предадим! », то есть самих себя, наших ближних и все наши дела вверим в руки Божии. Будьте верными Христу! Кому нам служить в храмах, если нет там христиан? Любите ближнего, и не расстоянии. Целуйте друг друга лобзанием святым. Целуют вы святии вси. Не спрашивайте, не шарахайтесь. Иначе - сойдете с ума, прежде....Власти будьте послушны,соблюдайте гигиену, мойте руки,будьте послушны, пока они нас не отлучают от Христа и Веры. Будут гнать...ну дальше - вы знаете, нам об этом наш господь тоже сказал. Ну, вот с любовью к вам, иерей Геннадий Метелкин. 27. Ответ на 33, Горовая Валентина Николаевна: Валентина Николаевна, пересмотрите, пожалуйста, еще раз проповедь нашего Патриарха Кирилла. В проповеди есть все ответы на Ваши утверждения и восклицания. Фактически, наш Патриарх, произнеся эту проповедь, пробил в набат. И он, человек, занимающий «должность» Патриарха, возрос и стал истинным Патриархом по Вере. Господи помилуй. С уважением, Андрей Владимирович.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/03/27/o_...

к. «Тридцать девять статей» имеют более выраженный протестант. характер. Основным источником вероучения в А. Ц. является Свящ. Писание. Оно «содержит все необходимое для спасения, так что то, чего нельзя прочесть в нем, или что не может быть доказано посредством него, того нельзя требовать от кого-либо, чтобы он веровал в него, как в статью веры, или чтобы оно считалось и требовалось, как необходимое для спасения» («Тридцать девять статей», ст. 6). Учение о Свящ. Предании как таковое в «Тридцати девяти статьях» не содержится, однако в ст. 34 говорится о «преданиях Церкви», под к-рыми подразумеваются разные литургические обычаи, но основным критерием их правильности служит «не противоречие Слову Божию». Англиканство не отрицает совершенно авторитета Предания, но ограничивает его первыми 5 веками христианства и постановлениями первых 4 Всел. Соборов. Безусловными признаются 3 Символа веры: Никео-Цареградский, т. н. Апостольский и Афанасиев на том основании, что «они могут быть доказаны самыми верными ручательствами Свящ. Писания». Согласно канонам и постановлениям Генерального синода, доктрина Церкви Англии основывается на Свящ. Писании и на том учении древних отцов и Соборов Церкви, к-рое согласуется с Писанием. Принципиальным положением англикан. вероучения является необходимость проповеди и совершения таинств на национальном языке (ст. 24). А. Ц. придерживается учения о Св. Троице, но в соответствии с католич. традицией признается исхождение Св. Духа и «от Сына» (Filioque) (ст. 5). А. Ц. не имеет серьезных отступлений в христологии от правосл. учения. Иисус Христос есть истинный Бог и истинный Человек, пострадавший, распятый, умерший во искупление первородного и «всех действительных грехов людей» (ст. 2), сошедший во Ад (ст. 3) и воскресший (ст. 4). Англикан. учение о спасении представляет собой протестант. доктрину solo fide (оправдания «только верой») и исходит из того, что люди оправдываются перед Богом исключительно «заслугами Иисуса Христа через веру» (ст. 11) .

http://pravenc.ru/text/115120.html

Сия писания, принесенная Мелетием, быти верно и подписи рук четырех патриархов, потом письма, с Савою посланныи, быти иерусалимского патриарха, и которые принес Кондрат суть истинная иерусалимского ж патриарха, паче ж те, которые Перфилей, раб верный вашего царского величества; обаче по отъезде Перфильеве приехал к нам архидьякон иерусалимский, прислан от патриарха иерусалимского для дел святого гроба, который имел приказ патриарший возвестити нечто Перфирию изустно; но понеже уехал скоро, писал архидьякон к вашему царскому величеству что ему приказано было от патриарха, и те письма послал с греченином с Иваном Алексеевым, с братом Ильиным, которые все истинны суть и рукою архидьякона Досифея писаны, то знаю, что те все истинны. Паки ж аз послах мощи святые Парасковии, свидетельствованныи верными людьми; молю же, да благоприятным сердцем приимет и почитает, яко же святыя сущи, зане вемы тя быти царя благочестивейша. Та же уведали есмы Саву непринята бывша, яко истинного принесшего письма, обаче той есть добрый и верный человек; та же бедный иконийский, яко человек согрешил есть, и яже рекл есть, рекл есть, не ведая мысли патриархов тайной, веря словам только патриарха цареградского, которой говорил, что николи писем не давывал Мелетию и то говорил патриарх, зане была вещь зело тайна. Однако ж дьякон Мелетий не добре вне и внутрь разсудно делал, яко свидетельствует патриарх иерусалимский о нем. А мы ныне в Ясех, и понужаеми есми итти в Иерусалим даже до Сентября месяца. Писание вселенского патриарха без подписания имени, которое принесет Настас Юрьев, истинно есть; а то учинено боязни ради и для того не написано патриархова имени, яко он сам изустно исповест. Патриарх иерусалимский спешит ныне в Константинополь, как он пишет ко мне с ним архидьяконом, и то лучшего ради уверения пишу сия в настоящем. Бог же да утвердит и укрепит престол вашего царского величества во многа и благополучная лета. Аминь; буди тако. Писан в Ясех Богданий 1665-го года апреля в 7-й день. Вашего царского величества нижайшее подножие Иоасаф иеромонах и архимандрит Иерусалимский.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Не только к богатым (как в буквальном, так и в расширенном смысле этого слова), но и ко всякому человеку вообще можно отнести эти слова: Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Еще раз повторю, в малом не потому, что оно на самом деле мало, но мы сами таким его считаем, пренебрегая им, - и никто из вас не осмелится сказать, что мои слова к нему не относятся, иначе это было бы видно по его делам. Итак, если кто в малом Евангельском учении окажется верным, тот и во многом будет верен: Господь даст ему и благодать, и бесстрастие, и пламенную, благоговейную веру; если он и не станет творить чудеса, то по крайней мере будет жить постоянно пребывая в страхе Божием, будет ходить перед лицом Божиим, пред Богом, подобно великому праведнику Еноху. И такой человек по всем признакам будет похож на того, кто действительно обладает несметным богатством. Мы же, повторяю, читая святых отцов, хотим обладать многим, но не желаем быть верными в малом - во всех, не замечаемых нами при общении друг с другом мелочах, а также в тех заповедях, которые относятся к Богу и к самому себе (хотя это разделение сложное и условное). Здесь необходимо отметить, что не всегда наша добродетель проявляется внешне, она может быть невидима, даже когда речь идет об отношении к другому человеку, и существовать только в наших помыслах. Итак, мы не должны пренебрежительно относиться к своему долгу, своим обязанностям и видеть в своей духовной жизни какие-то мелочи. Если такая " мелочь " лишает тебя Бога и благодати, значит, это уже не мелочь, раз она расстраивает твое духовное состояние до такой степени, что ты несколько дней не можешь найти себе покоя, - это уже не мелочь, но великая вещь. В том и состоит мудрость монашеской жизни (и это " изобрели " не мы, но поистине богомудрые и богодухновенные отцы): оставив мир и все его мнимо великие дела, скрупулезно следить за собой, заниматься кажущимися " мелочами " , понимая, что на самом деле они приводят человека к великому преуспеянию, позволяя ему стать истинным, евангельским христианином и истинным монахом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010