Соф.3:12,13 . И оставлю в тебеь люди кротки и смиренны, и будут благоговети о имени Господни. (Ст. 13). Останцы Израилевы, и не сотворят неправды, и не возглаголют суетных, и не обрящется во устех их язык льстив: зане тии пожируют, и угнездятся, и не будет устрашаяй их. С Евр: «но оставлю среди тебя народ смиренный и простой, и они будут уповать на имя Господне (Ст. 13). Остатки Израиля не будут делать неправды, не станут говорить лжи, и не найдется в устах их языка коварнаго; ибо сами будут пастись и покоиться, и никто не потревожит их». Господь поясняет, каких людей Он введет в Церковь Свою. Настанет время, говорит Господь, когда Я изберу (оставлю) в Церкви Моей людей кротких и смиренных, которые уже не будут гордиться и величаться своими преимуществами; по смиреннию своему и по духу благочестия эти люди будут благоговеть предо Мною, пред всем, на чем почивает имя Мое. «Это ясно, говорит бл. Феодор., указует нам на лик апостольский, ублажая который, Владыка сказал: блажени кротции, яко тии носледят землю» ( Мф. 5:5 ). Кротции – это все ученики и истинные последователи Христовы. Но много будет званных, а мало же избранных. Только остаток духовнаго, облагодатствованнаго Израиля, только немногие будут верными, истинными чадами Церкви. Эти, действительно, не сотворят неправды намеренно, с умыслом, по развращению сердца; не возглаголют суетных, т. е. по любви к истине и озаряемые свыше, не будут говорить лжи, почитать суетное, как напр., идолов; между этими избранными не найдется языка льстиваго – людей хитрых и коварных. А все это потому, что они пожируют и угнездятся, т е. будут пастись и жить в Церкви Христовой, на благодатных пажитях добраго Пастыря, Который обильно дает верующим вся силы, яже к животу и к благочестию, Сам питает, охраняет Свое стадо, учит, наставляет; а потому у сих людей нет врага, смертельно, на погибель устрашающаго, сильнее споборающаго Господа, который и среди брани со врагами спасения помогает верующим и дает мир душам их ( Иоан. 14:27 ; Сн. Ис. 17:2 ; Мих. 4:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Ст. 11. …И сказал Господь Соломону... Я отторгну от тебя царство, и отдам его рабу твоему... Полагают, что на сей раз воля Божия объявлена была Соломону через посланника Божия; ибо непосредственных откровений он сделался уже недостоин. Может быть, сим вестником гнева Божия был тот же пророк Ахия, который вскоре затем облек Иеровоама царской властью над десятью коленами, отторгнутыми от царства Соломонова 496 . Грозный суд Божий на Соломона, некогда осыпанного милостями Господними, открывает нам непоколебимое правосудие и беспристрастие Господа Бога, воздающего каждому по делам его. Урок беспечным и коснеющим во грехах!.. Ст. 12. …Но во дни твои Я не сделаю этого ради Давида, отца твоего; из руки сына твоего исторгну его … (т. е. царство твое). Как отрадны и утешительны эти слова Господни должны быть людям благочестивым и святым! Они могут быть уверены, что милость Господня простирается не только на них, но и на чад их, и на отдаленное потомство. Непоколебимый и вечный в судьбах своих Господь благоволит, однако же, относиться к людям по-человечески, их желания и прошения выслушивает, и, вообще, их свободную, хотя и ограниченную, волю – щадит и сберегает рядом, так сказать, со Своей всесовершенной и неограниченной волей. Ст. 13. …И не все царство исторгну; одно колено дам сыну твоему ради Давида, раба Моего... Т. е., колено Вениаминово Господь обещает сохранить за царственным родом Иуды. «И весьма справедливо, – рассуждает блаж. Феодорит, – Бог соединил два эти колена. Как колено Иудино имело в себе царский род, так Вениаминово – храм Божий; потому что Иерусалим был жребием колена Вениаминова» 497 . К сим двум коленам присоединились впоследствии левиты, как служители истинной религии, а также немалое число истинных Израильтян, которые решились остаться верными Иегове и отринули Иеровоамово служение золотым тельцам. Ст. 26–39. В стихах 26 – 39 излагается речь пророка Ахии (Силомлянина), от имени Божия, к некоему Иеровоаму Ефремлянину – о том, что царство еврейское при сыне и наследнике Соломоновом должно разделиться на две части, и большая из них (десять колен) должна достаться сему Иеровоаму (третьему противнику Соломона). Речь пророка Божия предваряется краткой историей Иеровоама.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Ст. 4. Ученики Христовы начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. Этот дар языков служит неизбежным, действительным средством к сообщению истины Христовой разным народам. Но вместе с даром говорить на разных языках апостолы, как вселенские учители, получили и дар сказания языков, т. е. дар истолкования на туземном языке того, что было говорено на языке иноземном. Кроме того, ум апостолов и первых проповедников получил от Духа Святого и дар премудрости – т. е. дар научения других вере; слово разума – дар глубочайшего уразумения тайн веры; дар различения духов – людей с добрым или дурным направлением духа. Воля их сподобилась дара управлять Церковью , а также дара исцелений и чудес. Наконец, по сошествии Святого Духа, апостолы объединились и прониклись союзом совершенства – любовью к Христу и человечеству, искупленному кровью Христа. От такой любви не могли отклонить их никакие скорби и стеснения, ни гонения, ни бичевания, ни самая смерть. Апостолы, боговдохновенные такими дарами, были истинными вестниками учения Христова и верными строителями Церкви Божией на земле среди людей. Ст. 5 и 6. Боговдохновенные апостолы, на празднике Пятидесятницы в хвале Бога проявившие дар языков, изумили собравшихся около них людей. Набожные иудеи, пришедшие в Иерусалим на праздник из разных стран света – из Азии, Африки и Европы, из всякого исторического народа под небом – вдруг услышали галилеян, людей по природе не отличавшихся знанием языков, говорящими на разных языках и удивились, (ст. 7) и в недоумении и смятении говорили между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? (ст. 8) Как же мы слышим из их уст каждый собственное наречие, в котором и с которым мы родились. (ст. 9) Мы, Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, (ст. 10) Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, есть между нами и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, (ст. 11) критяне и аравитяне, мы слышим их нашими языками говорящих, проповедующих, о великих делах Божиих?

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Странствующего человека все чуждаются и удаляются от него, как от не своего и чужеземца. Так истинного христианина все миролюбцы и сыновья века сего чуждаются, и удаляются, и гонят, как не своего и им непотребного. Об этом говорит Христос: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» ( Ин 15:19 ). Говорят, что море мертвые тела извергает вон, так и мир изгоняет того, кто умер для мира. Всякий же странник и пришелец в мире должен быть мертвым для мира. Странствующему человеку в чужой земле жить скучно, так истинному христианину в мире этом жить скучно и скорбно: ему в мире везде ссылка, тюрьма и место изгнания, как удаленному от отечества небесного. Странствующему человеку хотя и скучно жить на чужой стороне, однако живет, ради нужды, по которой отлучился от отечества. Так истинному христианину хотя и скорбно в мире этом жить, однако живет и терпит это, пока Бог велит. У странствующего человека всегда отечество и дом в мысли и памяти, он и желает и спешит возвратиться в отечество. Иудеи, будучи в Вавилоне, всегда желали возвратиться в Иерусалим, отечество свое. Так истинный христианин в мире этом, как при реках Вавилонских, сидит и плачет, вспоминая горний Иерусалим, отечество небесное, и воздыхает, и желает прийти туда. «Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище, -» говорит Павел святой с верными ( 2Кор 5:2 ). Вот, что значит быть странником и пришельцем в мире этом! А то, что все христиане должны быть странниками и пришельцами в мире этом, видно и из слов апостола, который обо всех вообще христианах говорит: «Не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» ( Евр 13:14 ). Будь же странником в мире этом, и небо за свое отечество имей, и первейшим делом твоим будет дело спасения, – и так благодатью Божией спасешься. Спасайся. Просишь ты меня, чтобы я тебе написал что-нибудь для утверждения веры нашей христианской. – Хорошо. Это хотя и всегда, но особенно в нынешнее время нужно, когда много вымыслов человеческих возникает.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Так как естеству нашему противно есть плоть человеческую, то и благоволил Ты дать в пищу нам Тело и Кровь Свою под видом хлеба и вина: и приим хлеб, как сказано, и благословив, рек ученикам: приимите, ядите, сие есть Тело Мое; и чашу подавая с вином, хвалу воздав, возвестил: пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Нового Завета. Сие творите в Мое воспоминание ( Мф.26:26 ; Лк.22:19 ). Сему завету Твоему внимая, радостно зовем: слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Руководствуясь верою, а не видением, от которого иудеи не получили пользы, истинные ученики Твои, Господи, наставляемые словом Твоим на всякую истину, приняв от Тебя завещание творить в воспоминание Твое то самое, что и Ты сотворил, передали сие и нам: и се доныне пребываешь Ты Телом и Кровию Своею со всеми верными, как и обещался быть с нами до скончания века ( Мф.28:20 ). О, Иисусе, милость бесконечная! О, Иисусе, любовь неизреченная. Иисусе, жертва живая. Иисусе, агнец Божий. Иисусе, пребуди с нами всегда и везде. Иисусе, Сыне Бога Живого, вниди Телом и Кровию Твоею в утробу и сердце мое, и соедини меня с Тобою навеки. Последнюю в сем мире воссылая молитву Богу Отцу о всех верных, Ты, Господи, возгласил: Отче! да будут все едино: как Ты во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино; да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них (Ср. Ин.17:21–26 ) они. Сему пресладкому гласу Твоему внемлюще и силу молитвы Твоей ведуще, зовем: слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Блаженны званные, как сказано, на брачную вечерю Агнца Божия ( Откр.19:9 ); они ясти будут от дерева животного и от манны сокровенной. Кто из сих блаженных не возлюбит Питающего их Плотию и Кровию Своею, в оставление грехов и вечную жизнь, и кто не воззовет: о, Иисусе, венчающий нас милостью и щедротами?! Иисусе, любовью к Тебе, единому истинному Богу, всех нас совокупляющий воедино. Иисусе, даруй нам единомыслие в вере и мир твой, упокоявающий наши души. Иисусе, наполни наши сердца Божественною любовию к Тебе и ближним. Иисусе, вечери Твоей тайной сподоби быть причастником и меня окаянного. Иисусе, Сыне Бога Живого, вниди Телом и Кровию Твоею в утробу и сердце мое, и соедини меня с Тобою навеки.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Так как Христос – везде и все – весь мир наполняет Собою, то не может быть, чтобы Он не был близко от каждого из нас и чтобы Он не касался и нас с тобою, возлюбленный брат. Да, Он, точно, касается, и очень нередко; мало того, Он часто стоит при дверях сердца твоего и стучит в них, чтобы ты отворил их верою и любовию ко Спасителю, и, если отворишь, Он непременно войдет к тебе и будет вечерять, то есть беседовать с тобою. Ах! Как Он часто беседует с верными рабами Своими, как с истинными друзьями. А какова должна быть беседа Божия? Итак, видите, братия возлюбленные, Христос вас и Сам ищет; вам только надобно навстречу Ему идти, и лишь только пойдете к Нему, верно, несомненно встретитесь с Ним: чего легче встретиться с вездесущим Богом, Коего владычество на всяком месте; навсегда обрести вам Того, да оставит кийждо советы свои... Против скупости имей готовым следующее оружие: когда придут гости и им предложится пища и питие, вспомни тогда, как к тебе Господь милостив и щедр без всякой меры, какое бесчисленное множество благ духовных (особенно духовных: очищения грехов, Тела и Крови Спасителя) и телесных, вещественных даровал Он тебе; и в то же время представь, как невообразимо мала в сравнении с Божиими тебе дарами та частица Божиих (не твоих же – что ты имеешь, чего бы не получил? [ 1Кор. 4,7 ]) даров, которая предлагается из твоего достояния братии твоей. И затем с совершенным радушием угощай твоих ближних. Дух животворит [ Ин. 6,63 ]. Духу Господню в тварях принадлежит оживотворение их со времени их творения; а Сыну Божию – сотворение, переведение их от небытия в бытие. Потому и Тело и Кровь Христовы прелагаются Духом Святым из хлеба и вина, как и во утробе Девы Пречистой они сотворены Духом Святым. Дух Святой созидает нас во чреве матери нашей; Духу Божию принадлежат наши духовные блага. Смеяться ли нужно над одержимым страстию, как в театре? Ведь это значит подливать масло в огонь. Страсть всякая сопровождается гордостию, как дело сатаны, который горд. Нужно страстному с кротостию и с любовию указать на его страсть и показать всю ее отвратительность, да помолиться об нем от всего сердца Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Только бы нам остаться верными своему христианскому званию и избранию. И они сдадутся, поймут, что только с виду они богаче, благополучнее, мудрее, лучше понимают жизнь, чем мы. А на самом-то деле все будет наоборот. Сбудутся слова Апостола, для которого мip распят и он для мipa: Сокровище сие (веру и благодать - с. Т.) мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам. Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса,.. чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей (2 Кор. 4, 7-11). Не говорю, что мы в этом отношении уподобимся Апостолу: исполнить эти его слова буквально можно только через мученичество или истинное монашество. Но смысл сих слов для нас такой: чем дальше человек от мipa, тем нужнее он мipckuм людям. Всех люби, от всех беги - вот завет преподобного Арсения Великого всем истинным подвижникам. Mip задыхается в своей ограниченности, ему нужны люди не от мipa. Кто знает, быть может когда-то и мы пригодимся кому-то именно как христиане, как носители духа иного. Но всему свое время. Нам еще надлежит пострадать сколько-то за свои грехи, научиться оплакивать их, лишь после этого научимся мы сострадать и ближним нашим - конкретным людям, и всей нашей несчастной, разоренной родине. Входя в свою веру поглубже, ты не раз встретиться с необъяснимым и парадоксальным. Это начинается с самого момента обращения. Как одновременно ощущать бездну греха своего и чувствовать к себе милость Божию, даже дерзновение перед Ним? Помнишь, мы уже говорили об этом. Как совмещаются эти два несовместимых чувства, знает только духовный опыт. Подобно и отношение христианина к мipy. Как одновременно соединить в одном сердце и отвращение от него и плач о погибающих в нем, горький плач до боли сердечной? Ответ на это словами не высказать, но святые знали это состояние и пребывали в нем. Если не погасишь ревности о славе Божией, если сам не будешь мipckuм, если избежишь лицемерия века сего, тогда и опытом узнаешь, о чем мы вели разговор.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2193...

Утверди, Боже, это, что соделал со мной, во мне. О, если бы это так было во все дни! Даруй мне чаще иметь общения веры и любви с верными рабами Твоими, с храмами Твоими, с церковью Твоею, с членами Твоими " . Преподобный Макарий Великий пишет: " Кто достигает совершенной любви, тот делается уже узником и пленником благодати. А кто приближается постепенно к совершенной мере любви, но не дошел еще до того, чтобы стать узником любви, тот находится еще под страхом, ему угрожают брань и падения " . У Христовой любви есть свои степени развития. Старец схимонах Силуан пишет: " Кто боится Бога, чтобы Его чем-нибудь не оскорбить, – это первая любовь. Кто имеет ум, чистый от помыслов, – это вторая любовь больше первой. Кто ощутимо имеет благодать в душе своей – это третья любовь, еще большая. Четвертая, совершенная любовь к Богу – это когда кто имеет благодать Святого Духа и в душе и в теле. У того освящается тело и будут мощи. Так бывает у великих святых, мучеников, пророков, у преподобных. Кто в этой мере, тот неприкосновенен для плотской любви... Любовь Божия сильней, чем любовь девицы, к которой влечется весь мир, кроме тех, кто имеет благодать Божию в полноте, ибо сладость Духа Святого перерождает всего человека... При полноте любви Божией душа не прикасается миру... хотя и живет человек на земле среди других, но от любви Божией забывает все в мире. И горе наше в том, что по гордости ума своего мы не стоим в этой благодати " . Кто любит, тот свободен от всех заповедей и законов, кроме одного – закона любви, которая есть " исполнение закона " (Римл. 12, 10) и " совокупность совершенства " (Кол. 2,14). Он счастлив истинным счастьем. Его Отец – Бог, его близкие и друзья – Святые торжествующей Церкви. Он как фонтан изливает на всех свою безграничную любовь... на всех, даже на врагов, ибо Отец его " повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных " (Мф. 5,45). Как стяжать любовь Христову Старец Амвросий Оптинский говорил: " Если хочешь иметь любовь, то делай дела любви, хотя сначала и без любви " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Этими и подобными речениями Духа возвещается полное искупление от страстей для тех, которые, через веру и борение, целиком посвятили себя Богу. XIII, 12. [Следует напомнить], что полагающих, будто человекам невозможно достичь такого [полного] исправления и стать новой тварью чистого сердца, апостол в «Послании к Евреям» ясно уподобляет тем, которые за свое неверие не удостоились войти в землю обетованную и кости которых пали в пустыне ( Евр. 3, 17–19 ). И то, что там называется «землей обетованной» и истреблением семи народов, здесь в сокровенной форме [обозначает] искупление от страстей и любовь от чистого сердца, благой совести и нелицемерной веры; на них, как на цель всякой заповеди, и указывает апостол 550 . Это и есть истинная земля обетованная, ради которой всё прообразовательно было явлено Моисеем там 551 . XIII, 13. И если мы, вследствие нашей лени и нашего нерадения, не в силах достичь высочайших мер христианства, то, по крайней мере, нам следует, как рабам благоразумным, исповедывать и возвещать неизмеримую доброту Божию к людям, ставшую явной через глаголы Духа, и считать истинными, незыблемыми и верными обетования, дарованные тем, кто целиком посвящает себя Богу. И это для того, чтобы мы, не способные достичь, по лености произволения своего и по немощи своей, великих и совершенных мер христианства, могли бы все же, благодаря некой милости Божией и [собственной] вере, обрести правый образ мыслей и не стать супротивниками научений Духа, а также чтобы не оказаться вне жизни вечной, явив себя неверующими. XIII, 14. Блаженный Павел, поддерживая и укрепляя своих учеников, дабы никто из них не оказался в подобном порочном круге мыслей, говорит: «Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго» ( Евр. 3, 12 ). Под «отступлением» же [от Бога] он подразумевает не отказ от имени Господа, но неверие обетованиям Его. Поэтому, аллегорически толкуя прообразы иудеев в их соотносительности с христианской Истиной 552 , он присовокупляет: «Ибо некоторые из слышавших возроптали; но не все вышедшие из Египта с Моисеем. На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне? Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных? Итак видим, что они не могли войти за неверие» ( Евр. 3, 16–19 ). И еще добавляет: смотрите, «чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие» ( Евр. 4, 1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Как христиане мы обыкновенно называем себя верными и в сем наименовании полагаем надежду спасения, а наименование неверного представляем себе поносным и гибельным даже. И справедливо: «...кая часть верну с невернымъ?» – говорит апостол Павел ( 2Кор.6:15 ). И как часть верного есть спасение, по слову Самого Иисуса Христа: «иже веру имет и крестится, спасен будет» ( Мк.16:16 ), то участью неверного, очевидно, должна быть погибель. Но что нам дает право называться верными? То ли только одно, что мы верим учению христианскому о Боге? Но этому и «беси веруют, и трепещут» ( Иак.2:19 ), однако их никто не называет верными. И так явно, что наша вера тогда только может быть для нас вполне спасительна, когда она чужда всякого сомнения, колебания, непостоянства, измены, словом, когда она возросла в нас до непоколебимой верности Богу и Христу в неизменном исповедании Православно-католической веры, когда сопровождается в нас неослабным исполнением заповедей Божиих и тщательным употреблением таинств, дарований, служений, во славу Божию. «Праведный, – говорит апостол Павел, – от веры жив будетъ: и аще обинется, не благоволит душа Моя о нем» ( Евр.10:38 ). «Верный в мале, и во мнозе верен есть: и неправедный в мале, и во мнозе неправеден есть» ( Лк.16:10 ), – говорит Христос Спаситель. Все это показывает, что неоспоримое право на спасительное наименование – верных, не столь приобретается легко, как это многие, обыкновенно, себе представляют. Истинные последователи Христовы должны не только без всякой пытливости разума, с доверенностью принимать неизъяснимые таинства веры, но должны быть преданы сей вере всей душой, преданы так, чтобы вся жизнь их была выражением сей веры; должны при том быть верными до смерти Царю Небесному, Его повелениям, дарованиям и талантам, которые Он вверяет «комуждо противу силы его»( Мф.25:15 ). Только при этом условии св. вера может обещать нам, христоимен. слуш., вполне достойную нам награду за подвиги наши: это спасение. Земные почести и воздаяния недолго утешают и тех, которые пристрастны к земному, а еще менее тех, которые беспристрастно полагают цену вещам. Блажен, кто не так располагает жизнь и дела свои, чтобы только на земле и от человеков восприять мзду свою ( Мф.6:2 )! Блажен, кто под руководством святой веры – стремится к почести вышнего звания Божия о Христе Иисусе ( Флп.3:14 )!

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010