136 . Итак, теперь мы научены, что нет различия в имени Отца, Сына и Святого Духа Утешителя, и что имя Отца есть также имя Сына; а имя Сына является, подобным образом, и именем Святого Духа, поскольку и Сын именуется Утешителем, и Святой Дух. Потому и говорит в Евангелии Господь Иисус: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины» ( Ин 14:16 ). И хорошо сказал, что даст другого, дабы ты не подумал, что Сын и есть Святой Дух, ибо единство имени не предполагает слияния Сына и Духа, как у Савелия. 137 . Итак, Сын – один Утешитель, Святой Дух – другой. Ибо и Иоанн назвал Сына Утешителем, как ты видишь: «А если бы кто согрешил, то мы имеем утешителя пред Отцом, Иисуса Христа» ( 1Ин 2:1 ). Итак, как едино имя, так едино и могущество, ибо где Утешитель Дух, там и Сын. 138 . Как здесь Господь говорит, что Дух будет вовек с верными, так в другом месте свидетельствует о Себе, что пребудет вовек с апостолами: «И вот, Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф 28:20 ). Следовательно, едины Сын и Дух, так как едино имя Троицы и неразделимо Их присутствие. 139 . Но поскольку мы показали, что Сына называют Утешителем, покажем, и что Духа называют Истиной. Христос – Истина; Дух также истина, ибо ты видишь в послании Иоанна: «Дух есть истина» ( 1Ин 5:6 ). Следовательно, не только Дух Истины, но и Дух есть сама истина, как именуется истиной и Сын, сказавший: «Я есмь путь и истина и жизнь» ( 1Ин 14:6 ). Глава 14 Каждое Лицо Троицы, как видно из Писания, является светом. Дух же у Исаии обозначается и огнем, который можно усмотреть и в купине Моисея, и в языках пламени, и в кувшинах Гедеона. Невозможно отрицать Божество Духа, когда у Него единое действие с Отцом и Сыном, и невозможно не восхвалять Его как свет и огонь лица Господнего. 140 . Но почему же я утверждаю, что как Отец свет, так и Сын свет, и Дух Святой свет, свет Божественного могущества? Бог – свет, как сказал Иоанн: «Ибо Бог свет, и нет в Нем тьмы» ( 1Ин 1:5 ). 141 . Светом является и Сын, ибо жизнь была свет людям. И евангелист, говоря об Иоанне Крестителе, показывает, что говорит и о Сыне Божием: «Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете. Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в этот мир» ( Ин 1:8–9 ). Следовательно, как Бог есть свет, так и Сын Божий есть свет истинный. И нет сомнения, что Сын Божий – истинный Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

1:3]), содержащим в себе истину Божеского и человеческого естества, Он не утратил истинного Божества, и получил истинное человеческое: рожденное во времени от Матери по плоти, которое по Божеству от Отца продолжается вечно; один и тот же Человек от человека, Кто безмерный Бог от Отца; один и тот же по человеческой сущности, отсутствующий на небе, когда Он был на земле, и оставляющий землю, когда Он вознесся на небо; по Своей Божественной и необъятной субстанции, не оставляющий неба, когда нисходит с неба, не покидая земли, когда восходит на небо.  . Это можно с уверенностью узнать из слов Самого Господа, который, чтобы показать Свою человечность, говорит Своим ученикам: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, Богу Моему и Богу вашему (Ин. 20:17). И о Лазаре, сказав: Лазарь умер, присовокупил: и рад за вас, что вы поверите, что Меня там не было (Ин. 11:14, 15). Показывая необъятность своего Божества, Он говорит Своим ученикам: «Се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Но как он вознесся на небеса кроме того, что Он настоящий человек? Или как Он присутствует перед Своими верными, как не потому, что Он тот же безмерный и истинный Бог? Писание снова говорит о нем: «Потому что Бог истинно обитал с человеками на земле» (2 Пар. 6, 18), о чем евангелист говорит: Слово стало плотию и обитало с нами. Что Слово, чтобы быть познанным, даже когда оно стало плотью и вселилось в нас, никогда не отходило от неба, потому Давид и говорит: «Вечно, Господи, слово Твое на небесах пребывает» (Пс. 118, 93). Об одном и том же вечном Сыне Божием и будущем Сыне человеческом, в Котором осталось истинное и необъятное Божество и от Которого должно было быть получено истинное и местное человечество, исполненное узнавания пророческого вдохновения, сказал Иеремия. : Это наш Бог, и никто другой, кроме Еего, не должен почитаться. Отдал Иакову сыну Своему, и Израилю возлюбленной своей. После этого Его видели в землях и беседовали с людьми (Варух 3, 36- 38). И так как он сказал о нем выше: Он велик и не имеет конца, высок и необъятен, то об этом виденим Бога на земле и общении с людьми не должно думать как об отчуждающем безмерного Бога от неба, и по этой причине Сам Сын, чтобы показать необъятность Своего Божества, поставленным на землю, и не по человеку, которого Он принял, когда был поставлен на землю, а по Богу, Который всегда был и присутствовал также в небе; не потому, что повсюду была рассеяна человеческая сущность Христа, но потому, что один и тот же Сын Божий и Сын Человеческий, истинный Бог от Отца, как истинный Человек от человека.

http://predanie.ru/book/221409-tvoreniya...

3) От сего видно, что те христиане отсечены и отторгнуты от Христа и Церкви Его святой, которые Ему послушания не оказывают, но по своим прихотям живут. Члены своей главе повинуются, но другого тела главе не повинуются. Например, Петрова тела члены не делают того, что Павлова голова задумает и захочет, так как Петровы члены не соединены с Павловою головою. Так, тот христианин, который не чинит послушания Христу, свидетельствует о себе, что он отторгся от Христа и не есть истинный и живой член Церкви Его святой, но есть член мертвый, и как ветвь, высохшая и отсеченная от лозы (Ин. 15:6), хотя и имя Христово исповедует, и в церковь с верными ходит, и прочие дела творит. 4) Еще видишь, как христианин с братом своим христианином обходиться должен, а именно, как сам с собою, то есть не лестно, не коварно, не лицемерно, но просто и искренно; чего себе не хочет, того и ему не делать; и чего себе хочет, то и ему делать; что языком ему говорит, то и в сердце иметь; и как внешне является ему благосклонным, ласковым, любящим и благотворительным, таковым и внутри себя быть. Всего этого требует соединение членов, в едином теле соединенных. 5) Кто с ближним не любовно, но лукаво и лицемерно и немилостиво обходится, не есть истинный христианин, как выше сказано, но есть лицемер. 6) Таковые христиане да внимают, что им пророк возвещает: Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь (Лк. 3:9). Статья 7. О взаимной должности христианской     В предыдущей статье вкратце предложено (рассуждение) об общей должности христианской друг к другу, которую имеет христианин к христианину. В этой (статье) предлагается рассуждение о той должности, которую имеют начальники к начальникам, и подчиненные к начальникам, родители к детям, и дети к родителям, и прочее.   Глава 1. О власти христианской вообще и подвластных   Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. (Рим. 13:1-2 ; 1 Петр. 2:13-19; Прем. 6:1-8, и прочее)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Прочитывая жизнеописания святых подвижников благочестия и Христовых страстотерпцев все мы, возлюбленные христиане не можем не усматривать, как истинные последователи Христовы находили радость в самих страданиях своих. Они радовались и в темницах, и под орудиями пытки, и радость их превосходит всякое описание. Эта радость, присущая Христовым последователям и среди горестей и страданий, и есть признаки устроения Царства Божия в душе нашей. «Царствие Божие внутрь вас есть» ( Лк.17:21 ), сказал Господь Иисус Христос. Он, как бы так сказал чрез сии слова свои: ученики и последователи мои, хотя не радость в мире сем предрекаю вам – неудовольствия жизни – вы в мире скорбь иметь будете ( Ин.16:33 ), мир будет ненавидеть вас, и правда ваша и святость ваша и всякое доброе дело ваше будет порицаемо и осмехаемо сынами века сего, от этого вы восплачете и возрыдаете, печальни будете ( Ин.16:20 ): но мужайтесь! Печаль ваша обратится в радость, я сообщу вам такую силу, пошлю вам такого Утешителя, с которым вы и в гонениях и в скорбях ваших будете находить себе отраду и утешение, – будете иметь в себе радость совершенную ( Ин.17:13 ), Царствие Божие внутрь вас будет. По словам Спасителя нашего и Господа так и совершается в жизни нашей. Самим опытом мы удостоверяемся, что истинные счастливцы на земле не те, которые достигли высоких степеней славы и могущества, но те, которые пребывают в любви к Богу, которые исполняют свято волю Божию; с такими верными рабами своими всегда сам Бог, утешающий и подкрепляющий их. «Кто любит Меня, – говорит Господь, – тот соблюдет слово Мое, и Отец Мой возлюбит Его, и Мы прийдем к нему и обитель у него сотворим» ( Ин.14:23 ). «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне и Я в нем. Ядущий Меня жить будет Мною» ( Ин.6:56–57 ). Вот где источник истинного счастья и блаженства и для здешней жизни у последователей Христовых! Добродетель и одна только добродетель – жизнь по Христовым заповедям, вот что христианину доставляет возможность ощущать в душе своей небесную радость здесь на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

134. Переселенец Видим в мире, что люди с места на место, из веси в другую весь, и из села в другое село, и из города в другой город переселяются и переходят жить, и все свое имение движимое туда переносят, и называются переселенцами. Так истинные христиане, которые живую веру, как светильник, в сердцах своих имеют, сердцами и мыслями своими из мира сего в оный век переселяются; они в мир рождаются, но в небесное Отечество переселяются. Об этом святой Павел, избранный Христов сосуд, со всеми верными говорит: Наше жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа ( Флп. 3:20 ). Мы-де телом на земле живем, но душою на небе обращаемся. Туда пошел Христос Господь, Глава наша; туда спешим, стремимся и воздыхаем и мы, члены Его. Туда пошел Предтеча наш Иисус Христос Господь, туда взираем и мы, и следуем. Он нас, как Своих, туда влечет. Там наше Отечество, там наш дом, там наше наследие, там наше имение, богатство, честь, слава, утешение, радость и все блаженство. Потому таковые люди ничего в мире сем, кроме нужного, не ищут, и ничто их в мире сем не может увеселить, что сынов века сего увеселяет. Таковые не собирают себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирают себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут ( Мф. 6:19–20 ). Нет у них в сердцах того, чтобы созидать богатые и красивые дома, прибавлять и умножать земли, вотчины и крестьян, достигать высокой чести, приобретать славу и похвалу в мире сем и прочее, о чем сыны века сего заботятся и пекутся. Ибо где сокровище их, там будет и сердце их ( Мф. 6:21 ). Сокровище их на небесах, там и сердце их обращается. А мирским и временным тем довольствуются, что имеют, помышляя и говоря с апостолом: Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем ( 1Тим. 6:7–8 ). Это знаки и приметы истинного христианина и верного раба Христова. Такой, хотя богатство имеет, хотя честь и славу имеет в мире семь, однако же ничем из этого не утешается, но всегда сердце его на небе, где истинное сокровище его. Такому везде в мире сем жить одинаково, где бы он ни жил, ибо жизнь в мире сем для него ссылка и изгнание. Он везде, где ни находится, к любезному своему Отечеству – небу – плачевные свои возводит очи, и к нему воздыхает, желая облечься в небесное наше жилище ( 2Кор. 5:2 ), и со святым пророком сердечно вопиет: Как вожделенны жилища Твои, Господи Сил! Всемерно желает душа моя во дворы Господни ( Пс. 83:2–3 ), и прочее.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

1,6 Они борются с душою, ищущей Бога, и поражают ее различными скорбями, чтобы воспрепятствовать ей [войти] 5682 в вечную жизнь; бывает же это и для того, чтобы она, будучи испытанной, показала себя, истинно ли она любит Бога в терпеливом перенесении всякой скорби и до конца ли остается твердой в надежде, в незыблемой вере ожидая освобождения, – или же, наоборот, не перенося скорбей, но отступая перед ними, опускаясь и унывая или же становясь нерадивой и ослабевающей в надежде, этим она явит, что не любит она Бога истинно. 1,7 Ведь различные скорби и искушения являют, какие души достойные, а какие недостойные; кто имеет веру, и надежду, и терпение, и кто не имеет, – дабы достойные души, во всем явившие себя испытанными и верными, до конца претерпевшие 5683 и твердые в надежде и за это получившие освобождение силою благодати, справедливо стали наследницами Царства. Итак, каждая душа, желающая угодить Богу, прежде всего должна обладать стойкостью и надеждой, и тогда она возможет преодолеть всякое восстание лукавого и скорбь. 2,1 На самом деле Бог не допускает, чтобы душа, надеющаяся на Него и чающая Его, настолько подверглась искушениям и скорбям, чтобы она не могла вынести их, как и говорит апостол: «Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» 5685 . 2,2 И не столько, сколько угодно лукавому, искушает он и подвергает душу скорбям, но сколько ему допускается это от Бога; только пусть душа мужественно держится надежды и с верою ожидает помощи от Него и избавления. И невозможно оказаться ей оставленной, потому что, насколько она, вооруженная верой и надеждой, борется, прибегая к Богу и 5686 ожидая от Него помощи , настолько скорее Господь освободит ее от всякой объявшей ее скорби. 2,3 ср. I, 19, 3, 1 5687 Ибо Он Сам знает, насколько душе долженствует подвергнуться испытанию и воспитанию в искушениях, 5689 : «От скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает» 5690 ; 2,4 и еще: «Как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятелъствах» и прочее 5691 ; и Господь говорит: «Претерпевший до конца спасется» 5692 ; и: «Терпением вашим стяжите души ваши» 5693 , и в ином месте говорит [Писание]: «Кто веровал Господу, и постыдился? Или кто пребывал в страхе Его, и был оставлен? Или кто призвал Его, и Он презрел его?» 5694 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

26 апреля 1917 в телеграмме на имя Председателя Государственной думы М. Родзянко от чрезвычайного съезда духовенства и мирян Донской епархии говорилось: «...полное доверие Вам как избраннику народа, православному сыну Церкви Христовой и, принося свою глубокую благодарность за Ваше деятельное участие в раскрепощении церкви от уз царизма...» [Бабкин. «Мы военные....», 2006, с. 38]. Всероссийский съезд военного и морского духовенства в своей резолюции от 1-11 июля 1917 г. так определил свое отношение к падению монархии: «Съезд.. постановил единодушно приветствовать совершившийся государственный переворот как исторический момент исключительной важности, открывший перед русским народом светлые перспективы обновленной политически и церковно-общественной жизни, построенных на евангельских началах свободы, любви, равенства и братства» [Бабкин.»Мы военные....», 2006, с. 41]. Можно только пожалеть всех этих людей, этих священников. Через некоторое время многим из них предстоит принять издевательства, страдания, мученические смерти, многие пройдут через тюрьмы, лагеря и ссылки. Не будет у них уже Царя - защитника и благотворителя Церкви Христовой. А народ, их бывшая паства, их духовные дети, отвергнут вскоре Бога и Церковь и станут гнать священников... Таким образом ФАКТИЧЕСКИ ВСЯ РОССИЯ ИЗМЕНИЛА ЗАКОННОМУ ЦАРЮ, ПОПАВ ПОД АНАФЕМУ, ИЗМЕНИЛА СОБОРНОМУ ОБЕТУ 1613 ГОДА В ВЕРНОСТИ ДИНАСТИИ РОМАНОВЫХ. Святой Царь Николай Второй был предан, оболган, арестован, томился и терпел издевательства в заточении в Сибири, на Урале, и в июле 1917 года в Екатеринбурге он вместе с семьей и верными слугами был зверски безсудно убит. Страна равнодушно восприняла всё это. Попытку организации освободить Царя хотел предпринять граф Ф.А. Келлер, но к сожалению, он был убит в Киеве петлюровцами. Осудил убийство святой патриарх Тихон и большая часть священноначалия. И НАЧАЛОСЬ НАКАЗАНИЕ РОССИИ ПО СЛОВУ ГОСПОДА БОГА НАШЕГО. «И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода.» (Книга Исход 34:6,7)

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

26. Пришелец или странник    Кто отлучился из своего дома и Отечества и живет на чужой стороне, тот там пришелец и странник, как россиянин, находящийся в Италии или в иной какой земле, там пришелец и странник. Так и христианин, от небесного Отечества удаленный и в многобедственном мире этом живущий, пришелец и странник. Об этом святой апостол с верными говорит: «не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр.13:14). И святой Давид это исповедует: «Странник я у Тебя и пришелец, как и все отцы мои» (Пс.38:13). И еще молится: «Пришлец аз есм на земли; не скрый от мене заповедей Твоих» (Пс.118:19). Странник, живя на чужой земле, все старание прилагает к тому, чтобы сделать и совершить то, ради чего прибыл на чужую землю. Так и христианин, словом Божиим позванный и святым Крещением обновленный к вечной жизни, старается, как бы не лишиться вечной жизни, которая здесь, в этом мире или приобретается, или губится. Странник в чужой земле с немалым опасением живет, потому что между незнакомыми людьми находится. Так и христианин, в этом мире живя, как на чужой земле, всего опасается и остерегается, то есть духов злобы, демонов, греха, прелести мира, злых и безбожных людей. Странника все чуждаются и удаляются от него, как от не своего и чужеземца. Так и истинного христианина все миролюбцы и сыновья века этого чуждаются, удаляются и ненавидят, как не своего и им противного. Об этом говорит Господь: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а так как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин 15:19). Море мертвого тела, как говорят, не держит в себе, а извергает вон. Так и мир непостоянный, как море, благочестивую душу, как для мира умершую, изгоняет. Миролюбец — любезное чадо для мира, тогда как презиратель мира и похотей его прелестных — враг.    Странник ничего недвижимого, то есть ни домов, ни садов, ни иного чего подобного, не заводит на чужой земле, кроме нужного, без чего невозможно прожить. Так и для истинного христианина все в этом мире недвижимо, все оставит в этом мире, и само тело. Об этом говорит святой апостол: «Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него» (1 Тим 6:7). Поэтому истинный христианин ничего в этом мире не ищет, кроме нужного, говоря с апостолом: «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1 Тим 6:8). Странник движимые вещи, как-то: деньги и товар — в Отечество свое посылает или везет. Так и для истинного христианина движимые вещи в этом мире, которые он с собою взять может и в тот век перенести, — это добрые дела. Их он старается собрать здесь, в мире живя, как духовный купец духовный товар, и в небесное свое Отечество принести, и с ними явиться и предстать перед Небесным Отцом. Об этом увещевает нас Господь, христиане: «Собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» (Мф.6:20).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

2 Мая. Поучение об осторожности по отношению ко всему, что не по Христу Смотрите, (братия), чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу ( Кол.2:8 ) Братья, пусть не пленит нас философия, по своим догадкам утверждающая, что нет ни жизни вечной, ни воскресения из мертвых. Ведь мы к Истине приходим не через догадки людские, а через Божие Откровение. И то, что мы знаем об Истине, знаем от самой Истины, Которая открылась в Господе Иисусе Христе и нам донесена верными и мудрыми свидетелями Истины, апостолами и святыми. Если же мы, из-за грехов наших, отвергнем эти свидетельства и примем догадки человеческие, то окажемся в мрачном и жестоком рабстве у природы, плоти, греха и смерти. Братья, пусть не обманет нас человеческое пустословие, от человека и по человеку, будто бы нет того света, а если он и есть, то мы, якобы, о нем ничего не знаем. Ведь мы знаем достоверно, что тот свет есть. И знаем это не от гадальщиков и обманщиков, а от Самого Господа Иисуса, Который на Фаворе явился ученикам с давно покинувшими этот свет Моисеем и Илией, и Который Сам явился многим последователям Своим после смерти Своей. А еще мы это знаем от апостолов, святых и многочисленных тайновидцев, которым, за их чистоту и святость, Бог открыл подлинную истину о том свете. Если же, из-за грехов наших, мы не верим этим святым и истинным свидетелям, то будем верить темным и лживым людям, и станем рабами мрака, греха и смерти. Братия, пусть не соблазнит нас наука мирская, которая исследует животных, растения и камни и заявляет, что она нигде не нашла Бога среди этой твари, а потому дерзко утверждает, будто Бога и нет. Но ведь мы же знаем, что Творец и не может быть тварью среди твари, Он – над всеми тварями, и отличается от всей твари. А мы это знаем как благодаря духовному разумению и совести, так и благодаря ясному Откровению Самого Господа Иисуса, Который и в теле человеческом явил Себя как Хозяин всех сотворенных тварей, а также благодаря свидетельству апостолов и многих других святых и ясновидящих людей. Так прославим Господа Иисуса, Воскресшего из мертвых. Господи Воскресший, Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. Читать далее Источник: ПОУЧЕНИЯ на каждый день года святителя Николая Сербского/Пер. с серб. акад. И.А. Чароты, А.И. Чароты, В.И. Чароты. Ч.1. – Минск: Издательство Дмитрия Харченко, 2014. – 368с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

4) За неверие после вкушения этой трапезы Бог угрожает самым страшным наказанием. Следовательно, трапеза должна была иметь священное значение для присутствовавших при ней апостолов, и для потомков их, при которых празднование её должно было повторяться. По всем этим доводам, с несомненностью следует утверждать, что Мухаммед в своем сказании о трапезе разумел христианское повествование только об установлении Иисусом Христом таинства причащения на тайной вечере. Обстоятельства, сопровождавшие событие тайной вечери, по изображению св. Евангелий, соответствуют кораническому сказанию о трапезе Господней. Еще за долго до своей смерти Господу Иисусу Христу было предложено иудеями такое требование: какое же ты даешь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? что Ты делаешь? Отцы наши ели манну, как написано: хлеб с неба дал им есть ( Пс. 77:24 ). Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам; не Моисей вам дал хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес и дает жизнь миру. На это сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб. Иисус же сказал им: я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать и верующий в Мена не будет жаждать никогда. Но я сказал вам, что вы и видели Меня, но не веруете. Я есмь хлеб сшедший с небес, я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне, и умерли. Хлебже, сходящий с небес таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить во век; хлеб же, который Я дал, есть плоть Моя, которую Я отдал за жизнь мира. Однако многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто мотнет это слушать? 460 Затем, уже перед страданиями своими Господь восхотел раскрыть ученикам учение о страданиях своих, и установить им таинство, которое должно всегда напоминать им о спасительной смерти Его и соприсутствии с верными. В иерусалимской горнице, он преподал им хлеб, сказав: сие есть тело Мое, и вино, сказав: сие есть кровь Моя ( Мф. 26:17–20; 25–29 ; Мк. 14:12–17; 22–25 ; Лк. 22:7–20 ). Но апостолы и в это время не вполне уразумели назначение этого таинства и говорили между собою: что это Он говорит нам: вскоре не увидите Меня, и: Я иду к Отцу? Что это говорит он: вскоре? Не знаем, что говорит. 461 Только уже после крестной смерти Спасителя, когда Он воскрес и опять преломил хлеб Луке и Клеопе, они уразумели, что тайная вечеря была установлена для них для чудесного напоминания о страданиях Его и воскресении Его, освятивших человеческую природу, что поэтому, Тело Его и Кровь Его есть действительно живая пища для человека ( Лк. 14:30–31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010