Во времена бывших тогда жестоких и тяжких гонений на веру они со всей очевидностью показали, как дорого было им христианское звание, несмотря на то, что мужественное его исповедание означало неминуемый приговор к мученичеству и смерти. Из сказаний о страданиях мучеников той эпохи мы знаем, что на вопросы языческих судей о происхождении допрашиваемых, о роде их занятий, об их убеждениях, нередко следовали лишь краткие, но весьма выразительные ответы: «я христианин», «я христианка» и «у нас ничего не делают худого». Древние христиане и в мирные времена всячески заботились о том, чтобы не уронить звание христианина. Написанное неизвестным автором в начале III века послание так характеризует поведение и жизнь современных ему христиан: «Христиане не отличаются от прочих людей ни страной своего обитания, ни языком, ни житейскими обычаями. Обитая, где кому досталось, и следуя обычаям сограждан в одежде, в пище и во всем прочем, они в то же время ведут удивительный образ жизни. Они живут во плоти, но не по плоти. Находятся на земле, но суть граждане небесные. Повинуются установленным законам, но своей жизнью превосходят самые законы. Словом сказать: что в теле душа, то в мире христиане» (Послание к Диогиету, 5–6). Наблюдая, как среди крайне развращенного языческого общества живут женщины-христианки, отличаясь целомудрием, верностью в супружестве, примерами самоотверженного материнства, даже некоторые образованные язычники выражали свое восхищение их поведением и образом жизни. Законом жизни у христиан всегда была заповедь о любви к Богу и к ближним. Они всегда помнили слова Господа: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» ( Ин. 12:35 ). Если и мы хотим быть истинными и верными последователями Господа Иисуса Христа, то, согласно слышанному сегодня увещанию Апостола, должны поступать достойно звания христианина, в которое мы призваны, »со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира» ( Еф. 4:2–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Вот это — преданность! Вот это — христианское служение! Господь говорил: Кто Мне служит, Мне да последует ( Ин.12:26 ). За нас Господь наш Иисус Христос принял страдания и Крестную смерть, претерпел муки и унижения, пережил боль человеческого естества. Как говорит апостол Павел, мы должны, просто обязаны, если мы — христиане, познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых ( Флп.3:10-11 ). Следуя по пути за Господом, мученики Христовы не боялись страданий, не избегали лишений и не желали для себя другой, более спокойной и легкой дороги. Потому что они хорошо знали: через скорби и лишения обретается ни с чем не сравнимый мир душевный и торжество Божественной славы на небесах. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Многие приступают к Господу — не многие решаются последовать Ему». Это очень верные слова! Для исповедников и мучеников Христовых не было и тени сомнения — идти на страдания ради Господа или не идти. Никакие земные блага, богатство, почести, слава, даже любовь к родным людям не могли остановить их в этом следовании за Христом. Они радостно отвергались себя, памятуя слова Спасителя: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною ( Лк.9:23 ). Но ведь не только их, святых мучеников, но и нас с вами так призывает Господь! Готовы ли мы отвергнуть себя, отказаться ради Господа от того, что нам приятно, к чему мы привыкли?! Как правило, о Боге мы вспоминаем тогда, когда нам становится трудно, когда терпим в жизни скорбь или какие-то лишения. Пока же все устойчиво, так и молитвы должной нет, и дорогу в храм Божий забываем. А ведь в Таинстве Святого Крещения все мы давали клятву быть верными в служении Господу, в исполнении заповедей Божиих, в следовании всем предписаниям Церкви Христовой. И что? Только при наличии живой веры и при посредстве ее мы способны отречься от мнимых достоинств земной жизни, сделаться истинными последователями Господа, служащими Ему разумом и действиями, словами и помышлениями, милосердными делами и непрестанным покаянием.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Вы же свидетели сему. Свидетели чему? Свидетели страданиям Господним, свидетели Его славному Воскресению, свидетели потребности покаяния, свидетели истине прощения грехов. И апостолу Павлу, обратив его из гонителя в апостола Своего, Господь сказал: ибо Я для того и явился тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел и что Я открою тебе (Деян.26:16). И апостол Петр в первой своей проповеди, произнесенной пред народом после Сошествия Духа Святаго, говорит: Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели (Деян.2:32). И апостол Иоанн пишет: О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, - ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, - о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам (1Ин.1:1-3). Апостолы, таким образом, лично являлись свидетелями живоносной проповеди Христовой, Его чудес и всех событий Его земной жизни, на чем и основывается наше спасение. Они были слушателями, зрителями и соучастниками Истины. Они первыми сели в ковчег спасения, спасаясь от потопа греховного, дабы продолжить сажать в него и спасать других. Их ум был чрез смирение избавлен от гордости, их сердце - очищено от страстей. Это засвидетельствовал им и Сам Господь: Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам (Ин.15:3). Значит, они были не только свидетелями всего внешнего, что можно было слышать, видеть, рассматривать и осязать руками в отношении Слова Божия, но были свидетелями и внутреннего перерождения и обновления человека чрез очищение от грехов покаянием. Евангелие исполнилось не просто у них на глазах и в ушах, но и в глубинах их сердца и ума. Целая революция ума и сердца произошла в них за три года их ученичества у Христа. Революция эта состояла в мучительном умирании в них ветхого человека и еще более мучительном рождении нового. Сколько мук смертных перенесла душа их, пока наконец они, осиянные светом и перерожденные, не смогли воскликнуть: Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь (1Ин.3:14)? Сколько времени, сколько трудов, сомнений, страха, агонии, заблуждений, размышлений и вопросов - пока они не стали истинными и верными свидетелями как телесных страданий, смерти и Воскресения Господа нашего Иисуса Христа, так и своих собственных душевных страданий, смерти и воскресения!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1132...

Галина И. 19 октября 2021, 13:57 (прод.-е 2). Здесь надо бы крайне осторожными с системной интеграцией в православном образовании – суматошной погоне за всевозможными эффектными методическими приемами и средствами и разнообразными информационными технологиями, чтобы не попасть ненароком в расставленные диавольские сети. Статья «УМК «Приходская школа «под ключ» или ключ от ящика Пандоры»- яркий тому пример. Спасибо. Марина Анатольевна 19 октября 2021, 13:49 Низкий поклон Вам о. Александр! Галина И. 19 октября 2021, 13:37 (Прод.-е). Это довольно распространенная проблема. «Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг». И «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю» (Отк 3:17,19). Грех пресекается обличениями, и его порядок изложен в Евангелии,- иначе он будет умножаться, и Господь спросит с нас. Христос обещал быть с нами и среди нас, и Он верен своему Слову. Но и мы должны быть верными Христу и иметь правильную евангельскую, святоотеческую позицию по всем вопросам, в т.ч. и по вопросам православного образования гибнущего молодого поколения.«Горе миру от соблазнов, но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф 18,7). Галина И. 19 октября 2021, 13:17 Низкий поклон, о. Александр! По- моему, ув. разработчик и эксперты обсуждаемого УМК действуют с позиции фарисеев («Этот народ невежда в законе, проклят он»), и с позиции Хама («Собака лает- караван идет»). Извращение христ. понятий в Моск. царстве произошло еще при Петре I. Сегодня мы видим в дух. сознании опред. части верхушки прав-го образования утрату веры в живого Бога, в Слово Божие и замену ее на беспрекословный, раздутый авторитет чинов и должностей. Изменяется святоотеческое понятие синергетического подхода к дух. образованию (Бог+ человек) на типично мирское понятие (окруж. мир+ человек), при этом духовная парадигма заменяется гуманистической парадигмой, чуждой христианству, (прод.) Павел Панов 19 октября 2021, 13:17 Дорогой отец Александр, благодарим Бога за то, что Он даровал нам в Вашем лице такого мудрого пастыря. В лице истинных пастырей Господь всегда восполняет оскудение и врачует немощное. Вы внесли всю требуемую ясность, расклад по обсуждаемой проблеме стал тем более очевидным. Да продлит Господь Ваши дни и да укрепит Вас в служении! Будем ждать комментарии Священноначалия, чтобы подобно некоему божественному мужу добавить к этому и " да возвеселятся небеса " !

http://pravoslavie.ru/142424.html

«Да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, и да не хвалится богатый богатством своим, но желающий хвалиться да хвалится тем, что разумеет и знает Господа (1 Цар. 2:10).» Ни наука, ни сила внешняя, ни богатство не имеют главного значения для человека, а познание Бога. Почему? Потому что каждый, кто познал Бога, уверовал в Него и живет в общении с Ним и по Его заповедям, тот и мудр, и силен, и богат. А без Бога наука ходит во тьме, внешняя сила не имеет опоры, богатство ведет к разврату и нищете. «И поставлю Себе священника верного; он будет поступать по сердцу Моему и по душе Моей (1 Цар. 2:35).» В чем верность пастыря Церкви Божией? В том, что он живет и учит не по своей человеческой воле и не сообразует ее с веяньем людским, а по заповедям Божьим. Евангелие, и вообще вся святая Библия, каноны и постановления Церкви Христовой — вот нормы жизни и деятельности православного пастыря. А кто уклоняется в угоду людей (обновленцы), жертвуя Христовой истиной, или действует по своей гордой воле — (Илиодор Труфанов, Григорий Петров, Антонин Грановский и другие) — те уже перестали быть верными служителями Божьими, а стали изменниками. «Бог не желает погубить душу и помышляет, как бы не отвергнуть от Себя и отверженного (2 Цар. 14:14).» При виде кощунства, насмешек над святыней, гонений на веру, у христианина появляется чувство возмущения: как можешь ты, жалкий человек, идти против Бога и как дерзнул осмеять святыню? Это чувство — священно: оно есть протест души человеческой против преступления, неразумия людей, безумия восстания твари против своего великого всемогущего и любвеобильного Творца и Промыслителя... Но, кроме этого чувства возмущения, у христианина в данном случае появляется и чувство сожаления об этих несчастных людях — понимаете ли вы, заблудшие, бедные люди, куда вы идете, отступая от Бога: ведь вы идете в вечный мрак, ужас, ад... Ведь вы губите себя и в этой жизни и в будущей, вечной! И под влиянием этого чувства скорби о заблудших христианин, особенно пастырь Церкви, употребляет все средства к тому, чтобы направить всех отступников к Богу и к Церкви Его, — терпеливо, любя, не обижаясь на окрики и насмешки... Такое состояние долготерпения и любви даже к богоборцам есть отличительный признак истинных учеников Бога, Который не желает гибели человеческой души и не отвергается даже от Своих кощунников и богохульников, чтобы привести их в объятия Свои.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3774...

Давайте также подойдем к Иакову, ибо он тоже был наделен подобной верой, и покажем, что Авраам построил жертвенник Богу Авраама, Богу Исаака и Богу Иакова и призвал Его так же. Ибо так написано о нем: Иаков пришел в Салим, город Сихем в земле Ханаанской, когда он пришел из Месопотамии... и купил он часть поля, на котором раскинул шатер свой, у отца Эммора Сихема.. И он поставил там жертвенник и призвал Бога Израилева (Быт. 33:18 и след.). Также немного позже Священное Писание говорит: И сказал Бог Иакову: встань, поднимись в место Вефиля, и живи там, и устрой там жертвенник Богу, явившемуся тебе, когда ты бежал от лица Исава, брата твоего (Быт. 35:1). И немного позже: И пришел Иаков в Лузу, что в земле Ханаанской, то есть Вефиле, он и весь народ, который был с ним; и построил там жертвенник; и он нарек имя тому месту: Дом Божий. Ибо там явился ему Бог, когда он бежал от лица брата своего Исава (Там же, 6, 7). Теперь достоверно, что жертва приносилась святыми патриархами Тому Богу, Которому ими был построен жертвенник и к Которому, очевидно, они обращали свои мольбы. Но я думаю, что ты не посмеешь сказать, что один Бог призывал патриархов, а другой святых апостолов и мучеников. Ибо они призывали единого Бога, ибо в Кого веровали патриархи, в Того веровали и апостолы и мученики. Потому что Бог Авраама и сам Бог Исаака в подходящее время дал Ветхий Завет, в котором обетования Нового Завета были сохранены завуалированными в соответствующих фигурах (отсюда, хотя и существовали другие таинства того времени, вера и религия не отличалась от христианской никогда); это было установлено единым и истинным Божеством Троицы, так что даже по пророческим речениям говорилось, что истинная жертва Христу Господу приносилась верными во времена Нового Завета. На это намекает пророк Софония, исполненный Духа Святого, такими словами: Поддержите Меня, говорит Господь, в день воскресения Моего, как свидетеля. Ибо мой суд будет над собранием народов, чтобы Я мог принять царей и излить на них гнев ярости Моей, ибо в огне соперники Мои сгорят и0 будет сожжена вся земля. Потому что тогда Я передам язык народа его потомкам, чтобы они все призывали имя Господа и служили Ему под одним игом. Я приму тех, кто наблюдает за мной из-за реки Эфиопии. Рассеянные принесут Мне жертвы в тот день (Соф. 3, 8-10). Кто говорит, что Ему следует приносить жертвы, как не Тот, Кто повелел поддерживать Себя в день воскресения? Но кто предсказал, что Он воскреснет, если не Тот, Кто был предан по преступлениям нашим и воскрес ради нашего оправдания (Рим. 4:25)?

http://predanie.ru/book/221409-tvoreniya...

Дети мои, я прошу вас, не ослабевайте в трудах спасения вашего, чтобы и святые на небе и я, недостойный раб Божий, радовался о вас; ибо и вы, и я, и святые произошли от одного и того же Адама и сотворены одним и тем же Виновником всех тварей. Кто знает самого себя, тот знает, что душа человеческая безсмертна, что Господь наш Иисус Христос есть истинный образ Бога Отца, что по подобию сего вечного образа Божия сотворены все духовные разумные существа. Поскольку Иисус Христос есть глава тела, глава церкви, как говорит Апостол Павел ( Кол. 1, 12 ), то все мы порознь члены и все вместе составляем одно тело во Иисусе Христе. Не может, говорит тот же Апостол, око рещи руце: не требе ми еси: или паки глава ногам: не требе ми есте. Аще страждет един уд, с ним страждут вси уди: аще ли славится един уд, с ним радуются вси уди ( 1Кор. 12, 21. 26 ). Посему мы, как члены одного тела, должны друг друга любить. Но кто любит брата своего, тот любит и Бога ( 1Ин. 4,21 ), а кто любит Бога, тот любит самого себя. Дети мои, Бог одарил нас свободною волею; посему Он и попускает злым духам искушать нас, чтобы мы сами могли отражать и побеждать их. Но вы должны помнить, что в Псалме (33, 8) написано: ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его и избавит их. Если же человек не боится Бога и не хочет исполнять закона Божия, то злые духи весьма легко покоряют его власти своей, и он, по словам Писания, делается сыном дьявола. Дьявол, будучи низвергнут с неба в ад за гордость свою, всегда ищет погибели тех, кои пребывают верными Господу своему, и старается погубить их таким же образом, как сам погиб, то есть гордостью и славолюбием. Злые духи знают, что кто любит брата своего, тот любит и Бога. Посему они возбуждают в сердцах людей взаимную ненависть друг ко другу, так что человек иногда не может терпеть и присутствия другого человека и не может сказать ему ни одного слова. Дети мои, сказываю вам, что из людей, посвятивших себя служению Богу, были многие, которые уже далеко прошли на пути духовного совершенства, но по своему неблагоразумию пали и погибли.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Дурным людям свойственно не принимать обличения. Что следует говорить обличаемым Кто другой превосходил в святости и в рассуждении святого Ефрема Сирина ? Однако он, придя в город Эдессу и встретив блудницу, посмотрел на нее пристально, а она на него. И на вопрос, почему она так пристально разглядывает его, ответила: «Я смотрю, как подобает, ибо взята от тебя, мужчины. Ты же не смотри на меня, а лучше в землю, из которой был взят ты». Услышав столь мудрое обличение от блудницы, святой Ефрем получил великую пользу и восславил Бога. Об этом говорится в слове, составленной в его честь Григорием Нисским : «Выслушав такой неожиданный ответ, мудрый муж признал его для себя весьма полезным, и посему прославил непостижимое могущество Бога, который дарует нам то, чего надеялись, и чрез то, чего не надеялись» (Похвальное слово преподобному отцу нашему Ефрему). Кто был строже и внимательнее великого отца Василия? Однако он пишет епископам Побережья, что если они обличат его, то он узнает о своем проступке. Они же получат награду от Бога за то, что выявили его скрытый грех: «Мы, будучи обличены, узнаем о грехе нашем, вы после обличений получите прощение от Господа за то, что удалились от общения с нами, грешниками, а обличившие получат награду за то, что указали всем на скрытое наше зло» (Епископам Побережья). Вот так мудрым, смиренным и добрым людям присуще любить своих обличителей и считать их истинными и верными друзьями. Как говорит Соломон, «обличай мудрого, и он возлюбит тебя... научи правдивого, и он приумножит знание» ( Притч. 9:8 ). И продолжает: «Обличающий человека, продолжает он, найдет после большую приязнь, нежели тот, кто льстит языком» ( Притч. 28:23 ). И напротив, дурным и высокомерным людям свойственно ненавидеть обличителей и считать их врагами. Как говорит Соломон, не «обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя» ( Притч. 9:8 ). «Человек грешный, – добавляет Сирах, – уклоняется от обличения» ( Сир.32:19 ). Сказал об этом и пророк Амос: «Они», – подчеркивает пророк Амос, – «ненавидят обличающего в воротах и гнушаются тем, кто говорит правду ( Ам.5:10 ). Такого же мнения придерживается и Григорий Богослов : «Как поступают более смелые и храбрые из нас, явно не стыдимся ни греха, ни врачующих грех, идем, как говорится, с открытой головой на всякое беззаконие. Какое расстройство ума! или как еще приличнее назвать такую болезнь! – Кого надлежало бы любить, как благодетелей, гоним от себя, как врагов...» (Слово 3, в котором Григорий Богослов оправдывает удаление свое в Понт.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

«Епископ или пресвитер или диакон... в клятвопреступлении обличенный, да будет извержен из священного чина, но да не будет отлучен от общения церковного» (25-е апост. правило). 537 «Клятвопреступник (мирянин) десять лет да не приобщается: два лета находясь между плачущими, три – между слушающими писания, четыре – между припадающими, один стоя с верными, – и тогда сподобится причастия» (64-е правил. святого Василия Великого ; ср. 29-е прав., осуждающее клятву необдуманную «к соделанию зла другому»). 538 Указанные правила, возбраняя клятву ложную и необдуманную, свидетельствуют о позволительности клятвы истинной и законной в уважительных случаях. На 4-м вселенском соборе, именуемом Халкидонским, отцы собора постановили потребовать от египетских епископов, чтобы они дали клятвенное обещание разъяснить, почему они медлят подписать послание святого Льва, папы римского , к Флавиану. Это требование клятвы, исходившее от отцов вселенского собора, ясно говорит о том, что они считали ее вполне христианским делом в особых случаях. 539 Опровержение возражений Сектанты говорят : 1) Иисус Христос запретил клятву именем Божиим: «Я говорю вам: не клянись вовсе ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что от город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет» ( Мф.5:34–37 ). Книжники иудейские и фарисеи, зная общее уважение и доверие к тому, что подтверждено клятвою и боясь ответственности пред законом за произнесение имени Божия в обыкновенных разговорах и сделках, не подлежащих контролю закона, установили клятвы сотворенными предметами. 540 (ср. Мф.23:16–18 ). Евреи клялись этими предметами во лжи, нарушали клятвенные обеты и думали, что за все это невиновны пред Богом, так как клятвы их не сопровождались произнесением имени Божия. Господь Иисус Христос, пришедший не нарушить закон или пророков, но исполнить 541 Своим учением ( Мф.5:33–37 ), осудил установившуюся у евреев практику, восстановил истинный смысл закона о клятве и пресек поводы к обходу его.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Если стыдишься сказать: нет, и опять по смиренномудрию не хочешь сказать: да; то я напомяну еще тебе, брате, о подобающем и покажу, какими делами и исправностями восходит на такую высоту добродетелей всякий истинный подвижник, подвизающийся с истинным знанием дела и с сильною ревностию о святости. Итак говорю: если из всего сказаннаго ты достиг того, что возлюбил врагов своих и многократно плакал о них от сердца, молясь Богу об обращении их и покаянии; то явно, что ты преуспел прежде и во всем прочем, — то есть, подвигами, тобою подъятыми, сделался безстрастным, стяжал сердце, чистое от страстей, и в нем и им узрел Бога безстрастнаго. Ибо иным путем нельзя дойти до того, чтобы молиться за врагов своих с расположением к ним сердца и любовию, как очистившись наперед от всякой скверны плоти и духа, чрез соединение с Богом содействием всеблагаго Духа. Итак, если благодатию Спасителя Бога достиг ты, брате, до сего, вместе с благостию и смирением, то для чего не веришь, что и сподвижники твои достигли тогоже, или, веря, завидуешь им, осуждаешь их и оклеветываешь, чтоб развеять доброе о них мнение? Не знаешь разве, что делатели, вступившие в виноградник на работу с перваго часа дня, за то, что позавидовали пришедшим в одиннадцатый час и получившим одинаковую с ними награду, ввержены в огнь кромешный? Как же ты, делая и говоря то же или и хуже того против святых, коих добродетельная жизнь и ведение сияют, как солнце, думаешь, что не будешь осужден на такое же, или еще худшее наказание и мучение? Или не знаешь, что святые никогда не завидуют святым? Ибо где зависть, там живет и отец зависти, диавол, а не Бог любви. Почему, если имеешь в себе зависть, то как думаешь, что ты свят, — ты, котораго не признает даже верным или христианином любовь Бога и брата твоего? А что так есть воистину, что тот, кто имеет зависть, имеет диавола и не может быть Христовым, потому что не имеет любви к брату, это явно для всякаго, слушающаго Божественныя Писания. 3. Если же ты не удостоился еще приять такие дары и не достиг в такую меру боготворных добродетелей, то как дерзаешь отверзать уста свои и говорить? Как берешься учить, сам имея нужду в оглашении и научении от других? Как покушаешься совопросничать о том, чего не знаешь и о чем не слыхал? И как дерзаешь вступать в беседу о таких высоких предметах, будто человек, знающий божественное? Или не знаешь, что тебе следует стоять за дверьми церкви, как оглашенному, а ты по дерзости своей стоишь вместе с другими верными, чистыми, молящимися внутри церкви, преступая Апостольския правила? Ибо оглашенным следует называть не только невернаго, но и всякаго, кто не зрит славы Господа откровенным лицем ума своего.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=680...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010