Высоко над семьею гор, Казбек, твой царственный шатер Сияет вечными лучами. Твой монастырь за облаками, Как в небе реющий ковчег, Парит, чуть видный, над горами. Далекий, вожделенный брег! Туда б, сказав прости ущелью, Подняться к вольной вышине! Туда б, в заоблачную келью, В соседство Бога скрыться мне!.. Итак, герой четверостишия стремится к Богу. Но первое же слово первой строки говорит: напрасно. Почему? «Грех алчный гонится за мною по пятам». В следующих строках это поясняется через сравнение, которое тоже укоренено в церковной традиции. В книгах Священного Писания, особенно в Псалтири – книге псалмов, душа человеческая часто сравнивается с оленем. Самый яркий пример – это 41-й псалом, в котором стремление души к Богу уподобляется стремлению оленя к источнику воды: «Имже образом желает елень на источники водныя, сице желает душа моя к Тебе, Боже» (Пс. 41: 1). Уподобляя грех голодному льву, Пушкин наверняка помнил о том, что апостол Петр призывает христиан: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5: 8). Мысль всего четверостишия напоминает слова апостола Павла из 7-й главы его Послания к Римлянам, где говорится о том, что грех с насилием обладает человеком – так, что человек, кажется, и хочет сделать что-то хорошее или удержаться от плохого, но не может. Каждый из нас и по своему опыту знает это. «Желание добра есть во мне, – пишет апостол, – но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим. 7: 18–20). Грех лишает человека свободы (греческое слово грех означает необходимость), отделяет человека от Бога. Можно ли убежать от этого льва-греха? Об этом говорят следующие стихотворения Каменноостровского цикла. «Отцы пустынники и жены непорочны…» Великий пост – особенное время в церковном году. 40 дней Великого поста готовят нас к главному христианскому празднику – Пасхе. Великий Пост – это, прежде всего, особое богослужение. Кто заходил в православный храм в эти дни, тот наверняка почувствовал особую атмосферу – светлую печаль поста. На службах Великим постом бывает больше чтения, чем пения, а песнопения поются особым великопостным напевом. Несколько раз в течение службы на амвон выходит священник и, совершая земные поклоны, читает молитву преподобного Ефрема Сирина:

http://pravoslavie.ru/92862.html

Отдание праздника совершается 27 января по новому стилю. Отдание праздника — последний день некоторых важных православных праздников, отмечаемый особым богослужением, более торжественным, чем в обычные дни попразднства. События Крещения Господня После поста и странствий в пустыне пророк Иоанн Предтеча пришел на реку Иордан, в которой иудеи традиционно совершали религиозные омовения. Здесь он стал говорить народу о покаянии и крещении во оставление грехов и крестить людей в водах. Это не было Таинством Крещения, каким мы его знаем сейчас, но было его прообразом. Народ верил пророчествам Иоанна Предтечи, многие крестились в Иордане. И вот, однажды к берегам реки пришел сам Иисус Христос. В ту пору Ему было тридцать лет. Спаситель попросил Иоанна крестить Его. Пророк был удивлен до глубины души и сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Но Христос уверил его, что «надлежит нам исполнить всякую правду». Во время крещения отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Лк 3:21-22). Крещение Господне было первым явлением Христа народу Израиля. Именно после Богоявления за Учителем последовали первые ученики — апостолы  Андрей, Симон (Петр), Филипп, Нафанаил. В двух Евангелиях — от Матфея и Луки — мы читаем, что после Крещения Спаситель удалился в пустыню, где постился сорок дней, чтобы подготовиться к миссии среди людей. Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал (Лк. 4:2). Диавол три раза подступал ко Христу и искушал Его, но Спаситель остался крепок и отринул лукавого (так называют диавола). Что можно есть на Крещение Господне Поста в праздник Крещения нет. А вот в Крещенский Сочельник, то есть накануне праздника, православные соблюдают строгий пост. Традиционное блюдо этого дня — сочиво, которое готовят из крупы (например, пшеницы или риса), меда и изюма. Крещение Господне — история праздника

http://foma.ru/19-janvarja-2023-kreshhen...

Давид в этот период своей жизни обладал традиционной в восточном понимании полнотой почета, богатства и знатности. В частности, у него было много жен и было много детей. Соломон отнюдь не был самым старшим из них, помимо него еще было несколько сыновей, которые были старше его, и которые гораздо больше имели прав на престол. По крайне мере еще трое имели перед ним первенство старшинства. 5.7. История Авессалома Первый и самый старший из царских сыновей Амнон погиб после своего преступления против сестры Фамари. Причем не просто так, а будучи убит своим братом Авессаломом. То, что Авессалом убил Амнона связано, по–видимому, не только с тем, что он желал отомстить за сестру, но и хотел тем самым избавиться от соперника, поскольку после этого убийства он становился самым старшим сыном. Здесь мы видим второе последствие греха Давида с Вирсавией. Почему? Потому что нравственное разложение среди сыновей одной из причин имело грех их отца. Сам Авессалом после совершенного им убийства бежал за пределы царства Давида, в Гессур, и прожил там три года. После чего по ходатайству Иоава (Иоав и Авесса, как я говорил, были племянниками Давида, сыновьями его сестры, то есть Авессалом приходился Иоаву двоюродным братом), Давид возвращает Авессалома в Иерусалим. Однако, не встречается с ним, продолжая подчеркивать, что тот находится в опале. Только через два года, наконец, Давид примиряется с Авессаломом, впрочем, себе на беду, поскольку честолюбие Авессалома было выше всех родственных чувств, и Авессалом начинает привлекать сердца израильтян к себе. Будучи очень красивым внешне и, видимо, человеком обаятельным, он, сидя у ворот, встречался с теми, кто шел к царю ради суда или ради решения каких–то вопросов, и говорил, что «дело твое доброе, справедливое, но у царя некому выслушать тебя… О, если бы меня поставили судьей в этой земле! ко мне ходил бы всякий, кто имеет спор и тяжбу, и я судил бы его по правде… И так поступал Авессалом со всяким израильтянином, приходившим на суд к царю, и вкрадывался Авессалом в сердце израильтян» (2 Цар. 15:3–6) – еще одна вариация на тему Каина и Хама. Наконец, приобретя достаточное количество приверженцев, Авессалом, выйдя из Иерусалима и придя в Хеврон, объявляет себя царем. Давид оказывается к этому совершенно не готовым и не хочет верить, что это действительно так, но когда он получает подтверждение, то вынужден с ближайшими соратниками и слугами, пешком, срочно бежать из Иерусалима.

http://sedmitza.ru/lib/text/431129/

Мне повезло, что я в Церкви полюбил все – весь жизненный уклад церковный, всю атмосферу Церкви, богослужение церковное, в том числе, и посты. То есть, я думаю, что Церковь так создала свое бытие, свой мир, что все здесь взаимосвязано. Поэтому мне трудно представить, как человек может, например, какие-то вещи в Церкви любить, какие-то не любить, какие-то считать правильным, какие-то неправильными. Здесь все в комплексе. Это как оздоровительная диета, которую вам врач предлагает, и в этой диете 20 разных пунктов. Если вы скажете, что «я буду соблюдать только 8», то эта диета может и не сработать. Алина Багрина: К сожалению, сейчас исследовательские организации, проводящие опросы, часто оставляют в стороне чувства, эмоции людей, которые соблюдают те или иные правила, положения. Спрашивают о том, соблюдают ли пост, но про эмоции не спрашивают. Я вас слушаю, и мне вспоминается евангельская цитата: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:16-18). То, что вы рассказали, – это про ощущение, когда при всех сложностях есть радость. Вроде как ты и в ограничениях, и по-разному сложно, и внутренне — слабость, желания, и внешне – вы говорите про советское время, но и сейчас мы иногда видим – не всегда следование православным традициям вызывает одобрение окружающих, то есть вызовы есть и внутри, и снаружи. Когда это делается с внутренней радостью – это, скорее всего, и есть признак той самой настоящей религиозности. Она не показная, не напускная, не фарисейство, ты делаешь это, потому что тебя любят, и ты любишь Господа, и идешь дальше. Во время опроса в этом году задавали вопрос: почему вы соблюдаете пост? Респонденты разделились на три части. Для одной трети важна была «телесная практика, аскеза, воздержание диета», другая треть говорила о душевных составляющих – очищение душевное, покаяние, приближение к Богу; а последняя треть ответила – «не знаю».

http://pravmir.ru/religioznost-vneshnyay...

Свернуть 1  Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках,  2  в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил.  3  Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте, 4  будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя. 5  Ибо кому когда из Ангелов сказал  Бог: " Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя " ?  И еще: " Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном " ?  6  Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: " и да поклонятся Ему все Ангелы Божии " .  7  Об Ангелах сказано: " Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь " .  8  А о Сыне: " престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего — жезл правоты.  9  Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих " . 10  И: " в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих.  11  Они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, 12  и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся " . Свернуть Комментирует священник Дмитрий Барицкий Традиции праздника Самой известной традицией Рождественского сочельника является строгий пост. Верующие отказываются от приема пищи как минимум до окончания продолжительного богослужения утром 6 января. Еда в этот день очень простая, к столу подают специальное постное блюдо — сочиво . Если соблюдать строгий пост сочельника по всем правилам, то принимать пищу 6 января можно только раз — после вечерни, когда на середину храма выносят зажженную свечу, которая символизирует Вифлеемскую звезду. Обычай не есть «до первой звезды» может быть связан именно с этой звездой-свечой. Раньше это богослужение совершалось днем накануне Рождества. Сейчас вечерня сочельника служится, как правило, утром 6 января вместе с литургией. В некоторых храмах существует традиция общей исповеди накануне больших праздников. В расписании богослужений указано, что последняя исповедь накануне Рождества Христова совершается вечером 5 января. Это делается с тем, чтобы все могли причаститься в сочельник и на Рождество. Конечно, если обстоятельства позволяют прийти на исповедь заранее. День памяти святых Преподобномученица Евгения и с нею мученики Прот, Иакинф и мученица Клавдия (около 262)

http://foma.ru/rozhdestvenskij-sochelnik...

Какая торжествующая песнь расцвета «пустыни»! И захотел я однажды посмотреть предыдущую главу: почему говорится в следующей о расцвете? Что было пред этим? Почему и как земля делалась пустыней? Приведу выдержки и оттуда. Печальная картина! «Приступите, народы! Слушайте и внимайте племена!... Гнев Господа на все народы... Он предал их заклятию, отдал их на заклание... День мщения у Господа, год возмездия за Сион! И превратятся реки его в смолу... Земля... будет от рода в род оставаться опустелою; во веки веков никто не пройдет по ней. И завладеет ею пеликан и еж; и филин, и ворон поселятся в ней... Никого не останется там из знатных ее, кого можно было бы призвать на царство, и все князья ее будут ничто. И зарастут дворцы ее колючими растениями, крапивою и репейником – твердыни ее; и будет она жилищем шакалов, пристанищем страусов. И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками... И коршуны будут собираться один к другому... Ни одно из сих не преминет придти; и одно другим не заменится!» ( Ис. 34:1–2, 8–16 ). Вот какая мрачная картина! И вдруг после этого мы слышим: «Возвеселится пустыня... и расцветет, как нарцисс!» ( Ис. 35:1 ), «будет... радость и веселье!» ( Ис. 35:10 ) И такая же радостная паремия – вторая ( Ис.55 ): о силе и спасении Израиля Господом, Божиею помощью. Из этого содержания паремий видно, что они имеют целью обрадовать верующих расцветом спасения пришедшим на Иордан Спасителем наших – уже не бесплодных, пустых – душ. Впрочем, об этом еще я преждевременно заговорил: о богослужении буду писать после. Упомянул я уже о фигуре креста, высеченного во льду. В Ростове же на дворе стоял крест, слепленный изо льда. То и другое было красиво (как и кресты на дверях). Но к чему на Крещение крест? Это стало мне понятно уже давно, лет тридцать тому назад, когда я занимался вопросом об Искуплении. Тогда вскрылся мне такой смысл: все Искупление, как известно ( Флп. 2, 1 – 11 ), есть дело «истощания», уничижения, смирения Воплотившегося Господа, Сына Божия; и оно началось, с первого же явления Его миру. Но и об этом отложу до объяснения смысла праздника; сейчас же ворочусь к воспоминаниям.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

" В начале Ты, основал землю, и небеса -- дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся; но Ты - тот же, и лета Твои не кончатся " (Пс. 101. 26-28). Фрагмент облачения св. Кутберта В книге Премудрости Соломона сказано, что " на подире первосвященника был целый мир " (Прем. 18. 24). Об символах природных стихий среди облачений первосвященника упоминают Филон Александрийский и Иосиф Флавий. Филон Александрийский учил, что " всякий человек по своему телесному устроению сородственен всему миру, ибо образован из тех же самых стихий " (О сотворении мира, 146). Одежды ветхозаветного архиерея соответствовали космическому значению завесы Иерусалимского храма. По словам Филона Александрийского вместе с первосвященником во святое святых входила вся вселенная, изображенная на его облачениях (Жизнь Моисея, II). В новозаветной традиции богослужебные облачения также соотносятся с космической символикой храма. Богослужение Православной Церкви указывает на связь между совершенным Христом спасением человека и преображением всего творения. Домостроительство спасения человека и человечества во Христе, начатое в Воплощении Сына Божия через соединение с Его Божеством плоти человеческой, означает в то же время и спасение видимой Вселенной посредством преображения ее во Христе и Теле Его - Церкви (Духовное преображение творения в православном богослужении, Журнал Московской Патриархии 1983). Чин облачения архиерея на середине храма означает вочеловечение и Крещение Христовы. В византийских храмах архиерей облачался, стоя на реках изображенных на полу храма. При этом святитель изображал Христа, облекшегося в одеяние падшего адамова естества и омывшего одежду человеческой плоти водами крещения. В службе на Богоявление (Крещение) Господне Святая Церковь воспевает: " Одеяйся светом, яко ризою, нас ради по нам быти сподобился есть, во струи одевается днесь Иорданския... Крещается Христос и восходит от воды, совозводит бо с Собою мир " (стихиры на литии).

http://pravoslavie.ru/put/apologetika/cu...

7-10, однако в этом указании речь идет о «праздничной жертве», а не о домашнем заклании агнца, и отождествление первой со вторым проблематично. Как бы то ни было, в ином варианте того же указания, в календаре «Культового декалога», такое отождествление уже присутствует: «Не изливай крови жертвы Моей на квасное, и жертва праздника Пасхи не должна переночевать до утра» (Исх 34. 25), а в Исх 12-13, как было показано выше, заклание пасхального агнца и 7 дней опресноков окончательно совмещены в единый праздник. Проблему происхождения П. и праздника опресноков и их отождествления исследователи решают по-разному - как правило, ссылаясь на различия в представлениях о праздниках в девтерономической и священнической традициях (см. в статьях Исторические книги и Пятикнижие ); широкий спектр предлагаемых гипотез обусловлен отсутствием консенсуса в интерпретации ранней истории Израиля (см. ст. Израиль древний ) и особенно в оценке источников Пятикнижия (см. в ст. Пятикнижие ). В ряде мест Пятикнижия содержащиеся в кн. Исход предписания о П. и опресноках повторяются. В календаре праздников Лев 23. 4-8 («Кодекс святости») говорится о «Пасхе Господней» вечером в 14-й день 1-го месяца и о праздновании опресноков с 15-го числа того же месяца в течение 7 дней, с собраниями в 1-й и 7-й дни. В Числ 9. 1-14 сначала рассказывается о праздновании П. в 14-й день 1-го месяца, а затем устанавливается проведение «второй Пасхи» в 14-й день 2-го месяца для тех членов общины, к-рые не смогли совершить П. в положенный день из-за ритуальной нечистоты или потому что находились в пути. В Числ 28. 16-25 приводятся примерно те же указания, что и в Лев 23. 4-8, но они сопровождаются детальными предписаниями об объеме и качестве жертвоприношений (в частности, содержащееся здесь предписание о заклании козла в качестве жертвы за грех характеризует этот текст как священнический). Во Втор 16. 1-8 в соответствии с др. содержащимися в этой книге указаниями о централизации богослужения П. в месяце авив и неделя опресноков увязываются с особым местом (под к-рым евреи несомненно понимали Иерусалимский храм): «Не можешь ты заколать Пасху в каком-нибудь из жилищ твоих, которые Господь, Бог твой, даст тебе; но только на том месте, которое изберет Господь, Бог твой, чтобы пребывало там имя Его» (Втор 16.

http://pravenc.ru/text/Пасха.html

Эти слова Писания и изображены символическим языком храма. Все элементы церковного убранства имеют истоки еще в Ветхом Завете: «На всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов и пальмовых дерев и распускающихся цветов, внутри и вне» ( 3Цар. 6, 29 ). Именно эта библейская традиция отражается часто в росписях на стенах храма, а изображения и символы показывают, что в храме Господь возвращает нам потерянный Рай. К началу богослужения созывают колокола. Еще во время странствования евреев по пустыне Бог повелел Моисею сделать две серебряные трубы для того, чтобы созывать верных на всесожжения, и сказал: это «будет напоминанием о вас пред Богом вашим» ( Чис. 10, 10 ). Так и православные созываются на утреннее и вечернее служение Господу звуком колоколов, заменивших у нас трубы. Этим исполняются слова псалма: «Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных» ( Пс. 150, 5 ). По вере Православной Церкви звук освященного колокола сопряжен с нетварной силой Божества, и поэтому может отгонять злых духов, как звук гуслей Давида отгонял их от царя Саула ( 1Цар. 16, 23 ). Те, кто слышит звон, исполняются благодати Духа, как это было и с пророком Елисеем ( 4Цар. 3, 15 ). Храмовые двери – это знак праведности, по слову царя Давида: «Отворите мне врата правды; войду в них, прославлю Господа. Вот врата Господа; праведные войдут в них» ( Пс. 117, 19 –-20). В православном храме любой предмет несет, кроме практической нагрузки, еще и духовный смысл, облагораживающий человека. Как в Ветхом Завете, так и сейчас храм состоит из трех частей – притвора, корабля (храма, наоса) и алтаря. Первая часть сейчас называется притвором, а до пришествия Господа – храмовым двором. В дохристовой древности именно тут стоял жертвенник, где все верующие могли принести жертву Творцу. Сейчас в притворе стоят те, кто готовится к Крещению (оглашенные), а также отлученные за грехи от Причастия. Притвор символизирует собой наше тело, подчиненное душе. Здесь совершаются покаянные молитвословия (лития) и читаются часы.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Из книги митрополита Илариона (Алфеева)   Какой характер был у Христа? — А в чем сложность рассказа современному человеку о Христе, на ваш взгляд? — Главная сложность заключается в том, что нам кажется, что мы уже все знаем о Христе. Евангельский текст для нас утратил свою свежесть, потому что мы много раз его слышали – в том числе, за богослужениями, когда сначала его прочитывает дьякон, потом его в проповеди толкует священник. И в итоге нам кажется, что текст слишком знаком. Многие православные люди месяцами и годами вообще не читают Евангелие по этой причине. — Вы имеете в виду воцерковленных людей? — Да. И мне кажется, что рассказать о Христе как о Человеке, который был и Богом, и полноценным Человеком, — это очень важная сейчас задача. Люди часто воспринимают Христа – вольно или невольно – как некий литературный персонаж, или как некоего героя древности, или же просто как иконописный образ – как Бога, Который пришел в человеческом облике. Он действительно был Богом, пришедшем в человеческом облике, но что это был за облик, каким был человек Иисус Христос, как Он себя вел, какой у Него был характер, как Он реагировал на поступки и слова людей? Вот это все очень интересно! И Евангелие дает нам очень богатый материал для этого. Ожидание Спасителя Бог всегда борется за душу человека, за его спасение. Древние люди знали об этом и со времен Адама жили надеждой на то, что один из его потомков победит зло и диавола. Именно в этом смысле в христианской традиции понимаются слова, которые Бог обратил к змию, соблазнившему Еву: «За то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3:14-15). Семенем Евы, то есть ее прямым потомком, одержавшим победу над диаволом и злом, навсегда искупившим человечество «от греха, проклятия и смерти», стал Иисус Христос. Ожиданием Его пришествия на протяжении веков жили древние люди, и Его приход предвозвестили пророки.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-alf...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010