Рубрики Коллекции Дары волхвов. Суть вещей 4 мин., 09.01.2019 Поделиться Дары волхвов — это золото, ладан и смирна, которые волхвы принесли в дар новорожденному Младенцу Христу. На Рождество принято дарить друг другу подарки. Эта традиция восходит не только к образу святого Николая, который стал прототипом Санта-Клауса. У нее есть и евангельские корни — история волхвов и их даров. В рубрике  Суть вещей  «Фома» кратко рассказывает о христианской символике на примерах конкретных артефактов и святынь.  Символизм: Дары волхвов имеют символическое и пророческое значение: Золото — царский дар в виде дани или подати. Золото в древние времена считалось самым ценным металлом, из которого изготавливались разные украшения и предметы быта для царей и влиятельных людей. Ладан — ароматическая древесная смола, благовоние. Как и сейчас, в ветхозаветные времена использовался за богослужением. Каждение ладаном символически выражает благоговение человека перед Богом. Смирна — смола, получаемая от африканских и индийских деревьев семейства бурзеровые; обладает приятным запахом. В еврейской традиции использовалась для помазания умерших. История: О волхвах пишет евангелист Матфей: Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему (Мф 2:1–2). Не узнав ничего от Ирода, волхвы пошли дальше за звездой, которая привела их в Вифлеем: И се, звезда… пришла и остановилась над местом, где был Младенец… и войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну (Мф 2:11). Поклонение волхвов. Джотто ди Бондоне. Между 1305 и 1313 Кто такие волхвы: В оригинале Нового Завета волхвы названы как μγοι, то есть маги. В древнегреческом языке это слово обозначает персидских (иранских) жрецов, астрологов и астрономов, которые обладали особыми знаниями. От слова « волхв » образовано русское слово « волшебник » .

http://foma.ru/daryi-volhvov.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

     В Послании к галатам апостол Павел, рассказывая о своем прошлом, говорит: «Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий» (Гал. 1:13–14). Оказывается, в бывшем неверии Павла значительную роль играло то, что он был неумеренным ревнителем отеческих преданий. Так апостол называет всю совокупность воззрений, правил жизни, нравов и обычаев, какие в ту пору составляли иудейство. Вспомним, что к тому времени у евреев уже сформировался целый свод установлений, касающихся того, как правильно соблюдать закон. Потом все это было записано в книгу, называющуюся Талмуд. Тысячи иудейских предписаний возникли, кажется, с благой целью – по возможности качественно исполнить закон. Но при этом они сделали обратное – отбросили человека далеко от духовной сути закона. Поэтому Павел и говорит, что он был ревнителем не Писания и даже не закона, а отеческих преданий, которые и увели его от Писания и закона настолько, что он не узнал Мессию еврейского народа и стал первым гонителем Церкви Божией, нового Израиля. Оказывается, можно быть строгим ревнителем церковного предания и гнать Христа! Если развить эту мысль в нашем современном контексте, то можно сказать так: исполняя все церковные предписания, сохраняя отеческие традиции, зная все праздники, соблюдая посты, посещая богослужения, человек может пребывать в Церкви формально. Называясь христианином, оставаться чужим христианству по духу. Хвалиться знанием истины и гнать истину. Мы тоже являемся носителями некоторого предания – и это хорошо. Встретив и полюбив Христа, придя в Церковь, мы фактически получаем в руки подробную инструкцию о том, как спастись. Мы оказываемся в мире, где нас окружает множество чинов, Уставов, рекомендаций, оставленных нам благочестивыми христианами прежних веков. Все это разнообразие правил призвано вести верующего к спасению, взгревать его дух, ограждать от ошибок. Это своего рода каналы благодати, посредством которых Святой Дух сообщается с человеком и наставляет его. Мы имеем великий дар, за который надо благодарить Бога.

http://pravoslavie.ru/118583.html

Доклад на XXII Международных Рождественских образовательных чтениях, направление «Монашеская традиция: от древности до наших дней» (Сретенский ставропигиальный мужской монастырь. 28–29 января 2014 года) /      Монашество, как доказано и самой историей, представляет собой попытку деятельно и досконально претворить в жизнь Евангелие Христово – с настроем на жертвенность и полное посвящение себя Богу, сходное с таковым у святых мучеников. Монашество получило развитие в основном после провозглашения свободы вероисповедания византийским императором Константином Великим – как реакция на обмирщение и расслабленность, которые начали проявляться в Церкви после прекращения гонений. Эта абсолютная форма жизни постепенно обрела устойчивость и упорядочилась, войдя в определенные рамки посредством правил и наставлений, составленных старцами – людьми опытными в этом образе жизни, – в виде трактатов или писем к новоначальным и просто интересующимся данным поприщем; или же в виде формальных указаний. Таким образом, с течением времени сформировалось не только чинопоследование монашеского пострига, которое подтверждает решимость кандидата следовать монашескому состоянию на весь остаток жизни, но и целое собрание текстов на эту тему, называемое обычно аскетической литературой. Трактовка нашей темы будет следовать этим текстам, то есть словам старцев и отцов Церкви, которые говорят с нами, исходя из своего опыта, а также из божественных откровений, полученных ими на пользу души своей собственной, своих послушников и всех последующих поколений. Святитель Василий Великий – первый, кто систематически занялся правилами, которые регламентировали бы монашескую жизнь, направляя ее к достижению цели, высказывается об этом следующим образом: «Служение, как думаю, есть напряженное, постоянное и неразвлеченное внимание к тому, кому служишь». Святитель Василий также проводит одно любопытное разделение: «Различие служения разумного от неразумного показывает Апостол, говоря в одном месте: когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам, так, как бы вели вас (1 Кор. 12; 2), а в другом месте: представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего (Рим. 12; 1). Ибо кто как ведомый ведется, тот совершает служение неразумное, потому что, с одной стороны, он не руководствуется собственным стремлением и произволением, движимым разумом, а с другой – действует не по своему желанию, ведомый авторитетом того, кто его вовлекает. Но кто по здравому разуму и благому изволению с великою заботливостью всегда и во всем имеет в виду и совершает угодное Богу, тот исполняет заповедь о словесном (разумном) служении, согласно с сказавшим: Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей (Пс.118; 105); и еще: и совет мой оправдания Твои (Пс.118; 24)».

http://pravoslavie.ru/68608.html

     22 февраля 2015 года Блаженнейший Патриарх Антиохийский Иоанн X и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершили Литургию в Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл обратился со словом к Предстоятелю Антиохийской Православной Церкви и ко всем присутствующим в храме.      Ваше Блаженство, Блаженнейший Иоанн, Патриарх Великой Антиохии и всего Востока! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Сердечно приветствую Блаженнейшего Патриарха Антиохии и всего Востока Иоанна X, который в этом году вновь посетил Русскую землю и предстоял сегодня за Божественной литургией; а также тех архипастырей и пастырей, кто принял участие в нашей соборной молитве. Вместе мы причастились от единой Чаши, обновив братское общение наших Церквей в святой Евхаристии. Завтра наступает Святая Четыредесятница, и сегодня мы готовимся к этому времени сугубого поста и молитвы. В народе сегодняшнее воскресенье называют Прощёным. В этот день мы по благочестивой традиции просим прощения друг у друга и у каждого, кого мы могли огорчить. Все мы слышали, что было сказано в сегодняшнем Евангелии: Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6:14-15). Каждый верующий знает наизусть слова молитвы «Отче наш»: И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим (Мф. 6:9). Один из египетских подвижников, авва Силуан, обличая злопамятного, говорил, что если держать зло на ближнего, то тогда пришлось бы молиться: «И не остави нам долги наши, якоже и мы не оставляем должникам нашим». Но какой верующий человек дерзнет сказать такое Богу: не прощай мне моих грехов? Прощение, забвение обид это основополагающее условие христианской жизни и богообщения: ни молитва, ни благодарение Богу без покаяния невозможны. Все начинается в религиозной жизни человека с покаяния, со слова «прости», обращенного к Богу и к ближним нашим.

http://pravoslavie.ru/77488.html

Лето Господне благоприятное Слово в Неделю 14-ю по Пятидесятнице, в день церковного новолетия Иеромонах Ириней (Пиковский) «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное» (Лк 4:18-19). Скачать (MP3 файл. Продолжительность 10:04 мин. Размер 7.3 Mb ) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! День 14 сентября по новому стилю, или 1 сентября по старому стилю, мы по церковной традиции обозначаем как Новолетие, проводы старого и начало нового года. Эта дата пришла на Русь из Византии, в которой каждые 15 лет 1 сентября, по окончании уборки урожая, собирали налог, чтобы обеспечить государственное пособие отставным военным, служившим в армии по 15 лет. На Руси Новолетие стало церковно-государственным праздником с 1492 года. И несмотря на то, что Петр I в 1700 году перенес гражданское празднование Нового года на 1 января, в церковном календаре Новолетие свою привязку к 1 сентября сохранило. Однако это празднование в настоящее время уже не имеет никакой связи ни с армией, ни с государственным налогом. Смысл богослужения в Новолетие связан с проповедью Иисуса Христа в Назаретской синагоге, когда Спаситель сказал, что Он пришел «проповедывать лето Господне благоприятное» (см.: Лк. 4: 16–22). Выражение «лето Господне благоприятное» в ушах древних иудеев воспринималось как ссылка на «субботний год» или на год «Юбилейный», когда рабам-евреям даровалась свобода и можно было за выкуп вернуть землю разорившихся собратьев (см.: Исх. 21: 2; Втор. 15: 12–18; Лев. 25). Для пророков Юбилейный год – год прощения и освобождения от рабства (см.: Иез. 46: 17; Иер. 34: 8). Раб для древних людей – это бесправное существо, собственность господина своего. Раба можно было купить и продать за деньги (см.: Исх. 21: 32). И хотя у евреев законы о рабах были мягче, чем у язычников, однако и евреи-рабы зависели от произвола своих хозяев-соплеменников. По Псалтири, раб или рабыня «следили» за рукой господина или госпожи, ожидая милости (см.: Пс. 122: 2). Работая под палящим солнцем, раб, по книге Иова, «жаждал тени, как наемник ждет окончания своей работы» (Иов 7: 2). Даже и в наши дни выражение «рабский труд» носит оттенок изматывающей работы без отдыха при тяжелых условиях. А по современному Уголовному Кодексу, рабство – это принудительный труд, от выполнения которого человек по не зависящим от него причинам не может отказаться (ст. 127 УК РФ).

http://pravoslavie.ru/73597.html

И вот, на Масленицу зовем гостей и сами навещаем родных и близких, вспоминаем об обиженных, обездоленных, со всеми примиряемся, просим прощения ради Христа. Помня, что устав о пище в Неделю Сырную (Масленицу) уже не дозволяет мясную пищу, делаем богатый, разнообразный стол, чтобы всех утешить и порадовать. Избранные рецепты на масленицу За весельем и утехами Масленицы, к которым призывают нас многочисленные возродители народных традиций, не забудем о церковных особенностях этой недели. Прежде всего, это последняя седмица перед Великим постом, его наиболее тонкое предчувствие. Уже в среду и пятницу на этой неделе в храмах будет постовое богослужение с молитвой Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего». Особенно важным, знаковым настроением этой недели можно считать примирение с ближними. Матф.5:23 Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, 24 оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Какой же дар мы намереваемся принести Ему? Наши постовые молитвы, милостыню, доброделание и посильный пост телесный. И вот, на Масленицу зовем гостей и сами навещаем родных и близких, вспоминаем об обиженных, обездоленных, со всеми примиряемся, просим прощения ради Христа. Помня, что устав о пище в Неделю Сырную (Масленицу) уже не дозволяет мясную пищу, делаем богатый, разнообразный стол, чтобы всех утешить и порадовать. Сырный суп   Обжариваем немного лук и картофель, можно добавить измельченные грибы, заливаем горячей водой или молоком, солим, перчим, варим до готовности картофеля, засыпаем натертый на терке твердый плавленый сыр или добавляем мягкий пастообразный, доводим, перемешивая, суп до кондиции еще 2-4 минуты, и подаем к столу с зеленью. Яйцо фаршированное   Блюдо в нашей кухне очень привычное, традиционно праздничное. А сколько можно придумать начинок! И измельченные обжаренные грибочки (перемешать с желтками и майонезом и заполнить половины белков), и селедочка соленая, и припущенная свежая рыба, и сыр с зеленью, и обжаренный репчатый лук с зеленью. Майонез можно заменять сливочным маслом, варьировать специи, дополнения, красиво оформить. Творожные шарики

http://pravmir.ru/recepty-na-maslenicu/

Если завтра Страшный Суд. Как провести Родительскую субботу Не бойтесь «обидеть» своих усопших близких недостаточным вниманием. Им нужна только молитва 1 марта, 2019 Не бойтесь «обидеть» своих усопших близких недостаточным вниманием. Им нужна только молитва Представим себе, что завтра настанет Страшный Суд. Мертвые воскреснут, Христос сойдет с небес, и все мы предстанем пред Ним такими, какие мы есть на самом деле, без прикрас. Это значит, что день накануне – последний день смерти. Последний шанс что-то исправить перед последней Встречей. Последнее время в буквальном смысле. Инокиня Евгения (Сеньчукова) Церковь издавна особым образом вспоминала усопших в связи с ожиданием Второго Пришествия Христова и Страшного Суда. Вот почему в субботу перед Неделей о Страшном Суде, за неделю до начала Великого поста, отмечается Вселенская родительская суббота с заупокойными богослужениями. Всенощное бдение в канун субботы в целом пронизано молитвой за усопших. Этот день настолько важен, что даже память святых переносится на другой – остается только «заупокойная» тема. В ходе богослужения совершают «великую панихиду», иначе называемую «Парастасом». Обычная панихида – ее сокращенный вариант. По уставу она совершается после вечерни, перед Шестопсалмием. В современной русской традиции Всенощное бдение накануне Родительской субботы не принято, служат только Парастас. На Литургии в субботу читают «заупокойные» фрагменты Священного Писания. Отрывок из 4-й главы первого послания апостола Павла к Фессалоникийцам начинается словами: «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним» (1 Фес. 4:13-14). Евангельское чтение также посвящено надежде на вечную жизнь: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5:24). После Литургии снова совершают панихиду.

http://pravmir.ru/esli-zavtra-strashnyiy...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Я выяснил, что литургическое обновление в Дании затронуло лишь немногих, как среди духовенства, так и среди светских лиц. В целом же ситуация была безотрадна. До сих пор почти всех датских детей крестят, но в большинстве своем потом они никогда не ходят в церковь, а значит — становятся «духовными инвалидами». Обновление   Датская Церковь была основана в конце IX века. В 1054 году вместе с другими западными Церквами она отделилась от Православия. А в 1536 году датский король провел церковную реформу в лютеранском духе. Последующее поколение совсем не знало о том, что разрыв двух Церквей оторвал их от подлинного христианства. С этим незнанием рос и я сам. Еще молодым человеком я раскаялся в своем эгоцентризме и осознал необходимость веры и церковной жизни. Огромное впечатление произвел на меня образ из седьмой главы Апокалипсиса: Вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих и восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу! (Откр. 7:9–10). Предстояние со всеми святыми у престола Божия — ведь это цель нашей жизни! Будучи студентом теологического факультета (с 1958 по 1966 год), я узнал о суточном круге богослужения древней Церкви, который уже в XVIII веке был полностью забыт в датской традиции. В 1959 году я ежедневно проводил суточные службы по латинскому обряду и даже перевел их на датский язык для того, чтобы мои престарелые родители могли участвовать в богослужении. Молодым священником я вступил в небольшое братство, которое по примеру верующих других стран хотело «помочь Датской Церкви по-новому осознать себя Телом Христовым» — мы были частью большого движения за традиционное христианство в западноевропейских странах. Как члены этого братства мы были убеждены в «праве и обязанности принесения Святых Даров — Тела и Крови Господних — для спасения живых и мертвых». Такое выражение было несомненно католическим, но вполне совместимым с вероучением лютеранской Церкви, которая сохраняла общение со Христом через Евхаристию.

http://pravmir.ru/ikony-sdelali-menya-pr...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010