В псалме призываются не один, не два или три только народа, но вся земля и море. А это оправ­далось тогда, когда воссияло пришествие Христово. Потом про­рок представляет и причину спасения, объясняя, что они спас­лись не за собственные добрые дела, не за жизнь и подвиги, но единственно по человеколюбию Божию. «Непоколебима, — говорит, — милость Его к нам», т.е. стала основательно, крепко, тверже камня. Подлинно, она возрастает с каждым днем более и более. «И истина Господня пребывает во век», потому что тогда осо­бенно воссияла истина. Он сказал так потому, что ветхий за­вет был образом и тенью. Это выражает и евангелист, когда говорит: «закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин.1:17).    Псалмы в тексте даны в переводе П.Юнгерова — Редакция «Азбуки Веры» Беседа 28 на псалом 117 Пс.117:1. Аллилуия. Исповедайтесь Господу, ибо Он благ, ибо во век милость Его.Призыв всех к общей благодарно­сти Богу за непрерывные Его милости. — Почему многие из людей не видят этих милостей? — Божественное милосердие к страждущему и вследствие этого уверен­ность последнего в своей безопасности. — Тщетность надежды на людей, хотя бы они были знатны и сильны. — Испытанная Псалмопевцем божественная помощь во время наибольшей опасности и прославление Господа за избавление от смерти, служившее прообразом нашего воскресения. — Благотворное действие посылаемых Бо­гом бедствий. — «Камень, которым пренебрегли строители» (Пс.117:22) — Немалая добродетель — с радостью принимать благодеяния Божии. — «Бог — Господь и явился нам». — Что зна­чит: «соберитесь на праздник многолюдными толпами» (Пс.117:27)? — Призыв к прославлению Господа ради Его величия.   1. В этом псалме есть следующее изречение, которое обыкновенно поет народ: «сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный» (Пс.117:24); оно во многих производит восторг, и потому народ имеет обыкновение петь его особенно во время духовного и небесного праздника (Пасхи). Но мы, если хотите, рассмотрим весь псалом с начала и объясним его не со стиха воспеваемого, но с самого начала.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Думает, что он добр, но на самом деле зол. Думает, что он здоров, но на самом деле он расслаблен. Думает, что он счастлив, но он беднее и окаяннее всякого создания. Грех его таковым сделал. «Господи! Что есть человек, что Ты открылся ему, или сын человеческий, что Ты помышляешь о нем» (Пс.143:3). Но чем беднее человек, тем большая и удивительнейшая явилась благодать Божия ему. Сам Бог вочеловечился ради человека. «Хвали, душа моя, Господа» (Пс.145:1). Начало благополучия — познать свое неблагополучие, как начало здоровья — познать свою немощь. Христианин! Познай свою бедность и признай, и будешь благополучен, так как будешь смирен. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать... Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (1 Петр 5:5; Лк 18:14).    Перевод П. Юнгерова — Редакция «Азбуки Веры» 97. Вода мимотекущая    Что вода мимотекущая, то и жизнь наша и все в жизни случающееся. Видим, что вода в реке непрестанно течет и проходит, и все поверху воды плывущее, как-то: лес, сор и прочее, — проходит. Христианин! Так жизнь наша, и с жизнью все благополучие и неблагополучие, мимо идет. Не было меня прежде, и вот я есть в мире, как и прочие твари. «Руки Твои сотворили меня и создали меня», Господи (Пс.118:73). Был я младенец, и прошло то. Был я отрок, и то прошло. Был я юноша, и то отошло от меня. Был я муж совершенный и крепкий, минуло и то. Ныне седеют волосы мои, и от старости изнемогаю. Но и то проходит, и к концу приближаюсь, и пойду в путь всей земли. Родился я на то, чтобы мне умереть. Умираю ради того, чтобы мне жить. «Помяни мя, Господи,... во царствии Твоем» (Лк 23:42)! Что со мной случилось, то и со всяким человеком. Был я здоров и болен, и опять здоров и опять болен — и прошло это. Был в благополучии и неблагополучии — прошло время, и со временем все миновало. Был я в чести — прошло то время, и честь от меня отступила. Люди меня почитали и поклонялись — минуло то время, и не вижу того. Был я весел, был и печален, радовался я и плакал.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Если же совершишь проступок и в чем погрешишь перед Ним, как человек, не медли, но тотчас падай перед Ним со смирением и проси прощения: «Согрешил, Господи, помилуй меня!» И отпустится тебе согрешение твое, ибо Милостив Он и Человеколюбив, и знает нашу немощь. Услышь и ты, душа моя, и стыдись, и бойся везде и всегда Господа своего! Услышь и ты, о богобоящаяся и благочестивая душа, нелицемерно Господа своего почитающая, услышь: «Господь близко» — Тот, Который говорит тебе: «Ты Мой. И если переходишь через воды, Я с тобою, и реки не покроют тебя; и если через огонь пойдешь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя» (Ис.43:1—2). О, возлюбленный! «Не давай споткнуться ноге твоей: не воздремлет Хранящий тебя. Вот не воздремлет и не уснет Хранящий Израиля. Господь сохранит тебя; Господь — покров твой с правой руки твоей. Днем солнце не обожжет тебя и луна ночью. Господь сохранит тебя от всякого зла; сохранит душу твою Господь. Господь сохранит вхождение твое и исхождение твое отныне и до века» (Пс.120:3—8).    Перевод П. Юнгерова — Редакция «Азбуки Веры» 57. Царь, входящий в город или дом    Бывает, что когда Царь в город или дом какой-то хочет войти, слуги и посланники его говорят прочим людям, в городе или доме живущим: «Откройте ворота, Царь идет». И так входит Царь в город или дом, и принимается с честью гражданами или домашними. Так Христос Господь, Царь Небесный, придя на землю и соделав спасение вечное посреди земли, послал во все страны и города всей земли святых Своих учеников и апостолов возвестить пришествие Свое и спасительный к ним вход Свой. «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк.16:15). Эти посланники Божии и верные рабы Христовы, «пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями» (Мк.16:20). Они в каждом городе и каждой стране живущим людям говорили: «Откройте ворота, и войдет к вам Царь Небесный, Царь ваш, но вам неизвестный. Он хочет в вас царствовать, и в вечное Свое царствие вас привести: откройте ворота, и войдет к вам.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Еще заметь: все молитвы и славословия Господу или Пречистой Его Матери и святым Его говори как свои собственные, с полным сочувствием, и Господь воздаст тебе за них как за твои собственные произведения, потому что и святые Божии, от Духа же Божия быв просвещены, составили их так прекрасно. Помни, коего ты духа, то есть всегда и везде и со всеми будь кроток. Позаботься всеми силами души своей о кротости. Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем [ Мф. 11, 29 ]. Ах! Ты имеешь привычку и слабость раздражаться, сердиться часто из-за пустяков, имеешь дух слабый, изнеженный, самолюбивый. Поставляй себя за ничто, попранием [для] всех; служи всем, как в чужом теле, привыкай переносить всякие неприятности физические и нравственные. Молящемуся, как буквы азбуки, надо признать за истину, не требующую доказательств, что Бог везде слышит и видит внутренние вопли нашего сердца, равно как и святые по благодати Его. Молитва необходима на каждом шагу: так много духовных и телесных нужд у человека. В имени Иисуса Христа заключается великая сила, и призвать от сердца имя Его значит получить Его помощь. Сюда относятся и случаи прогнания бесов и страстей именем Иисуса Христа. Возложат руки на больных, и они будут здоровы [ Мк. 16, 18 ]. Так, я возложил руки вскоре после служения мною литургии на больного горячкою (он [уж] был болен и не ел целую неделю), и он выздоровел. Иные надеются на князи, на сыны человеческия, иные на богатство, иные на силу свою, – суетные надежды. Не надеитеся на князи, на сыны человеческия [ Пс. 145, 3 ]. Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго ( 1Тим. 6, 17 ). Не на лук наш уповаем... [ Пс. 43, 7 ]. Упование христианина должно сопровождать его всюду и во всех обстоятельствах жизни: христианин не должен унывать и падать духом ни пред какими трудностями, внутренние они или внешние, даже сделавши величайший грех . Христианин, особенно православный, если захочет, может быть от веры и упования счастливым человеком в самых несчастиях, потому что христианская вера подкрепляет и успокаивает душу его величайшими, всерадостными обетованиями. Радуемся в скорбех [ Рим. 5, 3 ], говорит Павел. С великою радостью принимайте... когда впадаете в различные искушения [ Иак. 1, 2 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Жертва хвалы прославит Меня: и это путь, коим Я явлю ему спасение Мое» (Пс.49:23). Показав Свое человеколюбие, сде­лав увещание, совет, угрозу, внушив страх, назначив стро­гое наказание и сделав предостережение, Он указывает и спо­соб, каким можно исправить сделанное: «жертва хвалы, — гово­рит, — прославит Меня». Смысл слов Его следующий: она не только прекратит Мой гнев, отменит осуждение, но и прославит Меня. Видишь, как велико это дело, если чрез него прослав­ляется Бог. «И это путь, коим Я явлю ему спасение Мое». Ви­дишь ли неизреченную награду? Видишь ли крайнее человеко­любие? Обещает показать путь Божий и истинное спасение Божие поступающим так. Покоримся же обещающему и будем про­славлять Его правою жизнью и жертвою хвалы. Этот путь, по­средством такой жертвы, ведет ко спасению, которого да спо­добимся все мы, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Ему же слава и держава, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.    Псалмы в тексте даны в переводе П.Юнгерова — Редакция «Азбуки Веры» Беседа 19 на псалом 108 Пс.108:1-11. В конец. Псалом Давида. Боже! К хвале моей не будь безмолвен. Ибо уста грешника и уста льстивого открылись против меня, наговорили на меня языком льстивым, И словами ненависти окружили меня и вооружились на меня без вины (моей): Вместо того, чтобы любить меня, они лгали на меня, а я молился, И воздали мне злом за добро и ненавистью за любовь мою. Поставь над ним грешника, и диавол да станет одесную его. Когда будет судиться он, да выйдет осужденным, и молитва его да будет в грех. Да будут дни его кратки, и достоинство его да приимет другой. Да будут сыновья его сиротами и жена его вдовою. Скитаясь, да переселяются сыновья его и просят, да будут изгнаны из домов своих. Да взыщет заимодавец все, что есть у него, и чужие да расхитят нажитое трудами его.Недоумение, возбуждаемое содержа­нием псалма, как служащего выражением сильнейшего гнева и наполненного проклятиями врагу. — Кто этот враг, так огорчивший Св. Духа, что божественный гнев распространяется на детей, жену и родителей? — И каким образом апостол Петр относит слова этого псалма к Иуде? — Псалом содержит пророче­ство в виде проклятия, которое относится частью к Иуде, частью к другим, которые восстают против священства и ближних с коварством и злобою.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Закон этот краток, но в нем вся правда Божия: люби Господа Бога твоего всем сердцем твоим! Люби ближнего твоего, как самого себя! ( Втор.4:5 ; Лев.19:18 ). Но евреи туго понимали этот закон, часто нарушали его, а в последнее время и совсем исказили его фарисейскими изворотами. А потому надлежало изъяснить им истинный смысл его, развить и дополнить его. К этому и приступает теперь Христос, предварительно успокаивая ревнителей закона уверением, что он будет исполняться, пока существует этот мир. Утверждая, таким образом, ветхозаветный закон Бога, Иисус придал ему гораздо большее значение, чем придавали ему сами фарисеи. Фарисеи делили все требования закона на большие и малые и говорили, что в нарушении малых требований нет греха. Но Иисус, отвергая такое фарисейское деление заповедей, сказал, что все заповеди одинаково важны, и что исполняться должны даже самые (по мнению фарисеев) малейшие из них. При этом, выражаясь удобопонятнее для слушателей, представлявших себе закон не иначе как писанным, Он пояснил, что даже последняя coma закона, то есть самая малая по начертанию буква еврейской азбуки, и та черта, которой в законе отмечена буква в отличие от другой, сходной с ней по очертанию, – даже такая черточка закона должна быть исполнена. Говоря так, Иисус разумел, конечно, исполнение закона по духу его, а не по буквальному его смыслу, превратно истолкованному фарисеями. Фарисеи не считали грехом нарушение малых заповедей закона, относя к ним, между прочим, заповедь о любви. Иисус же сказал, что кто нарушит одну из заповедей сих малейших (разумея при этом заповеди ветхозаветные) и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном. Слова эти можно понять так: кто говорит, что нарушение малых заповедей не составляет греха, и через это сам нарушает их и других учит нарушать, тот за это и будет малейшим для Царства Небесного, тот будет признан малейшим из всех людей, то есть последним, ничтожным, которому, конечно, закрыты врата Царства Небесного. Что действительно таков смысл слов Иисуса, видно из последующего разъяснения: ибо, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное ( Мф.5:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

И еще: «возлюблю Тебя, Господи, крепость моя», и далее. И еще: «что мне на небе? И без Тебя чего желать мне на земле?» и далее. Ищи везде Того, Который везде есть, и, оставив все, одного Его ищи. И тогда непременно найдешь.    Перевод П. Юнгерова — Редакция «Азбуки Веры» 72. Подражание    Видим в мире, что подданные подражают Царю, рабы господину, дети отцу, ученики учителю, и прочие люди подражают другим людям. Что один делает, то и другой, то и третий, — и все делают. Один сделал такие-то покои, и другой и третий делает такие же. Один начал в таком-то платье ходить, и прочие ему следуют в этом. Так и в прочем. Видишь, христианин, что сыны этого века делают и как друг другу подражают. Нам что делать? Кому подражать? Мы, христиане, от Христа, кому же и подражать, как не Христу, от Которого имя свое имеем. Он наш Царь — мы подданные Его. Он наш Господь — мы недостойные рабы Его. Он наш Отец, от Которого вновь родились мы — мы недостойные чада Его. Он наш Учитель — мы недостойные ученики Его. Кому же подражать нам, как не Ему? Пусть сыны этого века друг другу подражают. Мы положим перед собой Христа и святое житие Его и будем подражать Тому, Который Сам нам Себя в образ и подражание представляет: «Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин 13:15). Был Он смирен, кроток, тих, терпелив, милостив, милосерден, нищ так, что не имел где головы приклонить, как Сам о Себе свидетельствует: «Лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф.8:20). Представим эти и прочие прекрасные Его добродетели перед умными нашими очами и постараемся по возможности им подражать. Был Он смирен — будем и мы смиренными перед Богом и людьми. Любил Он всех так, что и душу Свою за всех положил — возлюбим и мы друг друга и Его Самого прежде всего. Был Он кроток ко всем хулящим Его — будем и мы кроткими к поношающим и укоряющим нас. Был Он долготерпелив во всех страданиях Своих — претерпим и мы все, что с нами ни случится противного.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

И случается с ними то, что с позванными на великую вечерю, но отказавшимися идти, о которых сказано: «Никто из тех званых не вкусит Моей вечери, ибо много званых, но мало избранных» (Лк 14:24). Все христиане позваны на великую вечерю вечной жизни. И хотя не словом, но делом многие отказываются идти. Желают здесь, в мире, царствовать, а не в оное царство идти. И так «никто из тех не вкусит той вечери». Жизнь Христова учит нас, как должно в этом мире пребывать и жить. Христос все мог в этом мире иметь, как Господь всех, но не хотел. В великой нищете и смирении, скорби и поругании пожил, образ давая нам. Кто за этим Вождем последует, тот вкусит вечери той и с Ним, как член с головою, будет там царствовать. «Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой» (Ин 12:26). «Но вы пребыли со Мною в напастях Моих, и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в царстве Моем» (Лк 22:28—30). «И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот недостоин Меня» (Мф.10:38). «Господи, Боже сил! Обрати ны и просвети лице Твое, и спасемся» (Пс.79:20). «Возврати, Господи, пленников наших, как потоки влечешь южным ветром» (Пс.125:4).    Перевод П. Юнгерова — Редакция «Азбуки Веры» 53. Вышедший из тьмы, тюрьмы, плена и подобные им...    Как вышедший из тьмы на свет, так и обратившийся от беззаконной жизни к Богу. Ибо и он в беззаконной жизни, как во тьме, находился, и блуждал ощупью, как во тьме ходящие блуждают ощупью, как слепые. Как вышедший из тюрьмы, так и оставивший нечестивую и безбожную жизнь и находящийся в истинном покаянии, ибо и он в безбожной жизни, как в тюрьме, был, и грехами и беззакониями, как узами, связан был и не мог свободно ходить. Как освободившийся из плена, так и избежавший и освободившийся от греховной и нечистой жизни и свободным духом работающий для Господа. И этот в плену у мучителя, не человека, а диавола, был, и на него работал и его злую волю исполнял. Как из рва вылезший и ходящий безопасным путем, так и от нераскаянной жизни в покаяние пришедший и в нем пребывающий, ибо и он во рве был не телом, а душой.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

И учитель приготовился ударить Его, но Господь Иисус начал ему объяснять значение букв алеф и бет. И какие буквы, начертания которых прямые, какие очертания косые, какие двойные, какие сопровождаются точками, а у каких их нет, и почему такая буква предшествует другой. И Он сказал много вещей, о которых учитель никогда не слышал и не читал ни в какой книге. И Господь Иисус сказал учителю: «Обрати внимание на то, что Я тебе скажу». И Он стал говорить ясно и отчетливо алеф, бет, гимел, далеф, и до конца азбуки их. Учитель был в изумлении от этого и он сказал: «Я думаю, что этот Ребенок родился раньше Ноя». И, обернувшись к Иосифу, он прибавил: «Ты привел ко мне, чтобы я Его учил, Ребенка, Который знает больше, чем все ученые». И он сказал Марии: «Твоему Сыну не нужно наше учение». Глава XLVIII Потом они отвели Его к более ученому преподавателю, и, как только тот Его увидал, он спросил Его: «Скажи алеф " " И когда Он сказал алеф, учитель велел Ему произнести бет. И Господь Иисус ответил ему: «Скажи Мне значение буквы алеф и тогда я скажу бет». Рассерженный учитель поднял руку, чтобы Его ударить, и тотчас рука его высохла и он умер. Тогда Иосиф сказал Марии: «Отныне не надо пускать Дитя выходить из дому, ибо кто воспротивится Ему, бывает поражен смертью». Глава XLIX Когда ему исполнилось двенадцать лет, они свели Его в Иерусалим во время праздника. И когда праздник окончился, они возвратились оттуда, но Господь Иисус остался в храме между книжниками и старцами, и мудрыми из сынов Израилевых, которых Он спрашивал о различных местах учения и в свою очередь отвечал им. И Он спросил их: «Чей сын Мессия?» И они ответили: «Он Сын Давида». Иисус ответил: «Почему же Давид, движимый Духом Святым, называет Его Господом своим, когда говорит: «Сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих " ». Тогда один из начальников ученых спросил Его, говоря: «Читал ли Ты священные книги?» Господь Иисус ответил: «Я читал книги и то, что они содержат».

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

Не будь нерадивым о себе, возлюбленный. Бог хочет тебя спасти: да будет желание твое, и спасешься. Кто чего усердно хочет, тот того усердно и ищет. Осмотрись и ты, душа моя, как живешь, как обращаешься, как поступаешь, говоришь и мыслишь, что любишь и что ненавидишь, в чем успокаиваешься, чем утешаешься и услаждаешься, чем огорчаешься и о чем печалишься, и в чем надежду твою полагаешь. «Призри, услыши мя, Господи Боже мой! Просвети очи мои, да не когда усну в смерть, да не когда речет враг мой: «укрепихся на него» (Пс.12:4—5). «Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» (Еф.5:15—17).    Перевод П. Юнгерова — Редакция «Азбуки Веры» 93. Щит    Видим в мире, что люди в битве щитом себя от стрел вражих охраняют. Христианин! Наша жизнь не что иное есть, как битва, и битва против различных врагов. Битва против дьявола и Ангелов его; битва против плоти со страстями и похотями; битва против злого и враждебного мира; битва против лжебратьев, битва против тайных и явных врагов. Битва непрестанная и страшная. Каким щитом нам от стрел врагов наших защищаться в страшный день? Святое Божие слово указывает нам на веру и имя Господне, и всех святых примеры показывают это, и все истинные христиане в день скорби своей к этому щиту прибегают, и тем защищаются от лица вражьего. «Бог нам прибежище и сила, Помощник в скорбях, постигших нас, посему не убоимся, когда будет трястись земля, и горы двинутся к середине морей» (Пс.45:2—3). «На Тебя уповали отцы наши; уповали, и Ты избавил их; к Тебе взывали они, и были спасаемы; на Тебя уповали, и не оставались в стыде» (Пс.21:5—6). «Господи! Ты нам прибежище в род и род» (Пс.89:2). Этим щитом, как крепкой стеной, защищались праотцы наши, Авраам, и Исаак, и Иаков, как написано о них: «Не позволил людям обижать их, и обличил за них царей» (1 Пар 16:21). Под этим щитом сохраняем был Иосиф, душою и телом прекрасный, и метаемые в него стрелы искушений и напастей ничего не сделали.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010