Князь Юрий Ромодановский писал князю Василию Голицыну, что он «Юшка ему челом бьет»; дядя князя Василия Голицына под письмами к нему подписывался: «дядя твой Мишка Голицын челом бьет»; жена Голицына к супругу своему обращалась: «женишка твоя Дунька много челом бьет до лица земного». В прикладах уже нет такого самоунижения и в обращениях к лицу, согласно европейским обычаям, употребляется вы, а не ты 31 . Некоторые из указанных книг, как то: Езоповы басни, Аноффегмата и др. были переведены еще в прежнее время, но только не были напечатаны. При Петре В., рядом с переводом новых книг, делались издания книг прежде переведенных, а также переводились и составлялись такие книги, которые могли быть учебными руководствами по разным отделам науки. Это третий отдел книг в петровскую эпоху. К нему относятся книги, изданные по поручению Петра Тессингом и Копиевичем: 1) Введение краткое в историю, напеч. в Амстердаме в 1699 г., 2) Славянская и латинская грамматики и вокабулы. В первой помещено извлечение из грамматики Смотрицкого, а в конце приложены образцы разговоров, в удобнейшему познанию языков (латинского, немецкого и русского). 3) Руковедение в арифметику, состоящее в изложении первых четырех правил, напеч. в Амстердаме в 1699 г., 4) География ми краткое земного круга описание, издан, в 1710 г. &) Дружеские разговоры Эразма изд. в 1716 г., по приказанию Петра. В предисловии к разговорам высказана мысль, что русские скорее узнают иностранные языки и будут охотнее заниматься ими; если переводы будут издаваться вместе с иностранными подлинниками. Кроме того, при Петре В. два раза был издан «Синопсис» Иннокентия Гизеля. В 1703 г. была напечатана Арифметика Магнитского. Это была первая арифметика, написанная арабскими цифрами; до неё употреблялись в арифметиках, вместо чисел, буквы славянской азбуки. На первом листе арифметики помещена виньетка, изображающая храм. В средине храма, над которым написано имя Божие по-еврейски, нарисована женщина в короне, с ключом в руке, изображающая арифметику.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

И. Цокева 1874 г. из музея в Свиштове; на иконах Х. Апостолова 1885 г. из ц. Св. Троицы в Ямболе и Н. Василева из ц. Св. Троицы в с. Карапелит близ Добрича К. держит в руке крест. Эту композицию повторяли З. Цанюв (в храме в с. Оризаре возле Бургаса), С. Георгиев (в ц. Успения Пресв. Богородицы в Малко-Тырнове) и др. На литографии И. Цветкова 60-х гг. XIX в. (Народная б-ка им. И. Вазова, Пловдив) представлена развернутая сцена Крещения болгар: К. проповедует, св. Мефодий крестит; вверху - композиция «Коронование Пресв. Богородицы». На иконе, написанной Н. Василевым для ц. вмч. Димитрия в с. Вербица возле Преслава (1891), братья стоят на фоне древней болг. столицы, перед воротами города изображены вооруженные воины, за воротами совершается крещение кн. Бориса. Отход от иконописной стилистики виден на цветной литографии Н. Брайковича «Крещение кн. Бориса, семьи и его войска в Преславском дворце Кириллом и Мефодием» (1865). Композиция худож. Н. Павловича (1835-1894) «Крещение Преславского двора» написана в духе нем. романтизма ( Василиев. 1970. С. 120. Фиг. 53-57; Божков. 1972. С. 87. Обр. 42). Картину на этот сюжет «Кирилл и Мефодий в Преславском дворце» создал Данчов-Зографина ( Василиев. 1970. С. 122. Фиг. 70). Свт. Савва Сербский, прп. Симеон Мироточивый, св. кн. Стефан и равноап. Кирилл. Икона. Ок. 1644 г. (мон-рь Морача) Свт. Савва Сербский, прп. Симеон Мироточивый, св. кн. Стефан и равноап. Кирилл. Икона. Ок. 1644 г. (мон-рь Морача) К. и Мефодий могут быть показаны как создатели слав. азбуки, оба облачены в монашеские одежды, обращены друг к другу, между ними - развернутый свиток с азбукой. Одно из ранних таких изображений находится в «Болгарском букваре» Георгия Поп Илиева Бусилина, изданном в Москве в 1844 г. на средства московского купца А. Н. Хаджиоглу. Братья представлены монахами с длинными белыми бородами. Почти та же композиция повторена Захарием Зографом в сев. певнице церкви Троянского мон-ря (1848). Просветители названы преподобными, изображены монахами, с куколями на головах, с крестами в руках, над ними в небесах - «Всевидящее Око», от к-рого к ним нисходят золотые лучи.

http://pravenc.ru/text/1840253.html

647 При этом он ведет полемику с западными историками, которую, для характеристики тогдашних полемических приемов Евгения, мы приведем целиком. «Западные историки богемские, далматские и польские, говорит он, старались предвосхитить честь изобретения азбуки у Константина и Мефодия, утверждая, что еще Кирилл Иерусалимский и Иероним Стридонский в IV в. писали для славян книги, a Иероним якобы для Иллириян славянскую азбуку, именуемую глаголическую, и перевел все св. писание на славенский язык. Но азбука сия и переводы подделаны уже в поздние века. А во времена Кирилла и Иеронима славяне и не появлялись еще за Дунаем» (– и только). Несколько подробнее мнение это опровергнуто Евгением в 1803 г. в его «Историческом рассуждении о переводе славянской библии» (рук. сборник Киево-Соф. собора, 592, статья 19 и ст. 20; содержание передано у Шмурло, стр. 311–313). 648 Кто именно, – Евгений не указывает. Но без сомнения имеет в виду Елагина (См. его «Опыт повествования о России», Предуведомление, стр. XVIII), Татищева (История, книга I, стр. 2–6, книга II, стр. 386) и др. К этой же категории нужно причислить и его самого... 651 В «Описании Киево-Софийского собора» (стр. 2–3) Евгений приводит в данном случае только свидетельства Фотия, Константина Багрянородного и Нестора. О проповеди же м. Михаила ему пришлось говорить, между прочим, в «Истории киевской иерархии» и из его слов вполне можно заключить, что он считал ее действительно бывшею (стр. 66), как и Татищев (т. I, стр. 27). 652 В «Исследовании» преосв. Евгений руссов прямо киевскими и, на основании изданного Бандурием греческого безымянного историка (у Штриттера), крещении, о чуде несгоревшего Евангелия и доказывает, что все это было при Аскольде, а не Олеге, как утверждает Синопсис, Патерик Печ. и пр. 653 Об обращении Аскольда в христианство Евгений гораздо подробнее и потому убедительнее говорит в «Исследовании». 654 Это «Рассмотрение повести о Кирилле и Мефодие, славянских апостолах» в конце Мавроурбиновой истории, перев. в 1722 г. с итальянского языка под заглавием: «Историография начатия имени, славы и расширения народа славянского».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» ( 10  голосов:  5.0 из  5) Делимся радостью: стихи одного из авторов «Азбуки воспитания» в октябре 2019 года опубликовала «Российская газета». Новое и старое из осенней тетради Николая Забелкина можно прочесть в рубрике «Календарь поэзии», которую ведет неслучайный для наших читателей человек обозреватель «РГ» Дмитрий Шеваров. Учат в школе Читали ли вы вместе с детьми на нашем сайте “Как будто детские стихи” Н. Забелкина ? Не читали? Много потеряли! В конце прошлого лета мы подробно рассказывали о поэте и его творческой биографии, и публикация вызвала интерес и много положительных откликов. Поэтому мы решили поздравить автора с дебютом в «РГ» и, пользуясь поводом, снова заговорить о его творчестве. И разговор этот неслучаен. Удивительный факт: Николай Забелкин – состоявшийся современный русский поэт, но как автор пока что одной изданной книги до сих пор широко не известен. Его не встретишь на презентациях и громких поэтических конкурсах, не услышишь на площадях, он не занимается пиаром ни себя самого, ни своего творчества, и это его сознательный выбор. При этом автор многим знаком, дорог и близок, и его поэзия полюбилась школьникам и педагогам. Спрашивается, почему? Потому что это – действительно поэзия. И, возможно, потому, что в потоке поэтического «контента» интернета при всем его изобилии не так-то просто найти талантливые, нравственно и духовно наполненные, безопасные для детской души стихотворения наших современников – помимо всех перечисленных достоинств, отвечающие классическим представлениям о поэтике. Ведь, по словам поэта Юрия Кублановского, русскому человеку свойственно выражать себя в слове – такова особенность менталитета, и сегодня в России пишут и издают несуразно много, а вот качество этих текстов оставляет желать лучшего. Что в этой непростой ситуации делать школьникам и педагогам? Как сориентироваться в мире современной поэзии? Толстых литературных журналов, из которых раньше узнавали о новых именах, нет, «Литературная газета» публикует узкий круг авторов.

http://azbyka.ru/deti/nikolaj-zabelkin-r...

Иоил. – книга пророка Иоиля. Иу. – послание св. апостола Иуды. Кл. или Кол. – к Колоссянам послание св. апостола Павла. 1 К. или 1 Кор. и 2 К., или 2 Кор.– к Коринфянам 1-е или 2-е послание. Кф. – Кафизма. Лев. – Левит, 3-я книга Моисеева. Лк. или Лук. – от Луки св. Евангелие. Мал. – книга пророка Малахии. Мк. – св. Евангелие от Марка. Мф. – св. Евангелие от Матфея. Мих. – книга пророка Михея. Нав. – книга Иисуса Навина. 1 П. или 1 Петр., а также 2 П., 2 Петр. – 1-е или2-е послание св. ап. Петра. Прем. – книга Премудрости Соломона. Пр. или Притч. – кн. Притчей Соломона. Пс. – Псалом, или книга Псалмов. Р. или Рим. – к Римлянам послание. 1 С. или 1 Сол., и 2 С. или 2 Сол. – 1-е или 2-е послание к Солунянам. Соф. – книга пророка Софонии. Суд. – книга Судей Израилевых. 1 Тм. или 1 Тим., и 2 Тм. или 2 Тим. – 1-е или 2-е послание к Тимофею св. апостола Павла. Тт. или Тит. – к Титу послание. Фм. – к Филимону послание. Фп. – к Филиппийцам послание. 3 Ц. или 4 Ц.– 3-я или 4-я кн. Царств. Числ. – Числа, 4-я книга Моисеева. 5.) Наименования разного лика Святых сокращены так: Апост. – св. Апостолы. В-мч. и В-мчц. – св. Великомученик или Великомученица. Испов. – исповедник. Мч. или Муч. – св. Мученик. Муч. – св. Мученики. Мчц. или Мучц. – св. Мученица Мучц. – св. Мученицы. Пр. и Преп. – Преподобный и Пре­подобная. Преп. – Преподобные. Пр.–мч. и Пр. мчц. – Преподобно­-мученик и Преподобно-мученица Св. Свят. – Святитель и Святители. Прор. – св. Пророк. Св. мч. и Свящ. муч. – Священномучен. Эти же сокращения могут указывать и на общие по лику Святых Чтения, т.е. Ап., знач. – чтение Апостолу; Мч. – чтение Мученику; Пр. – Преподобн., и.т.п. 1 Мы также используем для обозначения зачала букву «з» перед номером. – Редакция Азбуки веры. Читать далее Источник: Указатель церковных чтений из св. книг Нового и Ветхого Завета, на все дни недели и числа месяцев какого бы то ни было года, изданный законоучителем императорского сиротского института С.-Петербургского воспит. дома священником, магистром Василием Гречулевичем. - Санкт-Петербург: тип. Э. Веймара, 1853. - II, 80 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Предлагаемое читателям творение св. Григория Паламы переведено с изданной в Афинах на греческом языке брошюры под заглавием το ν αγιοις πατρς μν Г ρηγριου αρχιεπσκοπου Θεσσαλλονκης, το Παλαμα, — Δ εκαλογος τς κατα Χριστο νομοθεσιας ητοι τς νεας διαθκς . 1851 г. К брошюре приложено предисловие. Извлекаем из него несколько строк, относящихся к лицу сочинителя. Абзацы в тексте расставлены нами. — Редакция «Азбуки Веры» 1 Так Моисей, крестообразно разсекая жезлом воды, разделял и соединял Чермное море (Исх. гл. 14); так он воздвигал на кресте медного змие (Числ. 21:9; Иоан. 3:14). 2 1Кор. 6:10, 3. вместо: не прелюбы сотвори (Исх. 20:14; Втор. 5:18). Ср. Матф. 5:32; Матф. 15:19; Матф. 19:9 3 Здесь опущено: «Сыну». Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. Преобразование в форматы epub, mobi, html " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3131...

Поэтому, остается теперь тебе и присным твоим ознакомиться с тем. что было выше изложено, опровергать их нечестивые и нелепые мнения и предлагать согласные с истиною догматы. При таком положении дела, согласно своему обещанию, я по силам моим предложу опровержение их, возражая против всех в следующей книге — ибо даже изложение их, как видишь, далеко заводит, — а также дам средства для их опровержения, нападая на все их мнения по порядку изложения, так что не только выставлю на вид лютого зверя, но и нанесу ему раны со всех сторон.    цсл: «...века веков». — Редакция «Азбуки Веры»    В этом месте Писания — «сорока дней». — Редакция «Азбуки Веры»     «не мир пришел Я принести, но меч». — Редакция «Азбуки Веры»    М. б. точнее, Ин.15— АВ.    Синод. текст: «И что мне сказать?»    Синод. текст: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца». Книга вторая Предисловие   1. В первой книге, предшествующей этой, обличая «лжеименное знание» (1 Тим. 6:20), я показал тебе, мой возлюбленный, что все, что многими и противоположными способами измышлено последователями Валентина, есть ложь; изложил также мнение их предшественников, доказывая, что они разногласят друг с другом, а еще прежде с самою истиною. Представил также со всею тщательностью учение и образ действие принадлежащего к ним волхва Марка и точно показал, что они выбирают из Писаний и стараются приспособить к своему вымыслу. Я подробно рассказал, как они смело пытаются подтверждать истину посредством чисел и двадцати четырех букв алфавита. Показал также, как они говорят, что творение произошло по образу их невидимой Полноты, и что они думают и учат о Создателе (Демиурге), и обнаружил учение их родоначальника, самарянина Симона волхва и всех его последователей. Также привел множество появившихся от него гностиков, заметил различие их между собою, учение и порядок их преемства и упомянул о всех основанных ими ересях. Далее я показал, что все сии еретики, получив начало от Симона, внесли в эту жизнь свои безбожные и нечестивые учения; представил их «искупление» и способ посвящения всех, которые сделались «совершенными», а также их призывание и таинства, и показал, что един есть Бог Творец, и что Он не плод недостатка, и что ничего нет выше Его, и ниже Его.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

— Редакция «Азбуки Веры»).    Proo_em. in Malachiam.    Как и в Ис.41:8: «Ты же, Израилю, рабе мой, Иакове, егоже избрах, семя Авраамле, егоже возлюбих». — Редакция «Азбуки Веры» Книга двадцать первая О предназначенном конце диавольского града, т. е. вечном наказании осужденных, и о человеческих доводах против этого предмета со стороны неверующих Глава I. О порядке исследования, по которому сперва должна идти речь о вечном наказании осужденных с диаволом, а потом о вечном блаженстве святых    В настоящей книге со всей возможной для нас (с помощью Божией) тщательностью мы исследуем вопрос о том, в чем будет состоять наказание диявола и всех его приверженцев, когда оба града, из которых один — Божий, а другой — диявола, достигнут через Господа нашего Иисуса Христа, Судию живых и мертвых, своего предназначенного конца. Этого порядка, по которому о блаженстве святых речь будет после, я решил придерживаться потому, что то и другое (наказание и блаженство) будет с телами, а мысль об ожидающих тела вечных муках кажется более невероятной, чем мысль об ожидающем их вечном блаженстве. Поэтому, когда я докажу, что мысль о таком наказании не должна казаться невероятной, — это мне будет весьма полезным в том смысле, что тогда скорее поверят, что бессмертие тел у святых будет чуждо всякой болезни. К тому же такой порядок не исключается и божественными Писаниями, в которых блаженство добродетельных ставится иногда прежде, как в словах: «И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Иоан. V:29); но иногда и после, в следующем месте: «Пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Мф. XIII:41-43), или: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. XXV:46). Кто желает, найдет и у пророков и тот и другой порядок; но приводить все эти места было бы долго. Я же уже сказал, почему предпочел последний порядок.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

1. Случалось слышать и отвержение существования души! Так, умствующие утверждают, что в нас находится непостижимая жизненная сила, еще неразгаданная наукою, подобно как и во всех животных, действующая только во время жизни тела и умирающая вместе с ним, — что мы нисколько не выше прочих животных; что признаем себя высшими их только по гордости нашей. Суждение это принадлежит тем, которые, по пословице, не слышат в себе души! конечно, по причине преобладающего плотского состояния, причем весь человек делается плотию (Быт. 6. 3). 2.  Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола. …Дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола (1 Ин. 3. 8; Евр. 2. 14). 3. Мф. 28. 19, 20. 4. Мф. 7. 21–23. 5. Ин. 14. 21–24. 6. Преподобного Марка Подвижника о Законе Духовном, гл. 32. Добротолюбие. Ч. 1. 7. Мф. 13. 52. 8. «Отрекшиеся от мира, хотя и алфавита (азбуки) не знают, но мудрейшими бывают, Божиим просвещаемы светом, паче тех, которые все Писание знают, но ищут в мире сем прославиться. Писание бо Святое дано нам от Бога ради спасения нашего и прославления имени Божия: ради того должно его читать, и поучаться, и внимать. А когда ради прославления нашего читаем и тщимся знать, то оно не только не в пользу, но и во вред будет нам». Святой Тихон Воронежский, том 15, письмо 32. 9. Мф. 22. 30; 25. 41. 10. См.: … на горы Израилевы, которые были в постоянном запустении, … собранный из народов (Иез. 38. 8, 12). 11. Алфавитный патерик и «Достопамятные сказания» об Исааке Великом, пресвитере Келлий. — Келлиями называлась отдельная пустыня, соседняя к горе Нитрийской. 12.  Спаси [меня], Господи, ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими. Ложь говорит каждый своему ближнему; уста льстивы, говорят от сердца притворного (Пс. 11. 2–3). 12a.  Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь (2 Тим. 3. 13). 13. Алфавитный патерик, изречения преподобного Пимена Великого. 14. … против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной (Еф. 6. 12).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

    5. Некогда демоны приступили к авве Арсению в келии, – и смущали его. Прислужники пришли к нему, и, став вне келии, слышали его взывающего к Богу и говорящего: Боже! не оставь меня; я не сделал пред Тобою ничего доброго, но даруй мне, по благости Твоей, положить начало.     6. Говорили о нем же: как никто при дворе царском не носил одежды лучше его; так и в церковь никто не надевал одежды хуже его.     7. Когда авва Арсений в одно время спрашивал некоего старца Египетского о своих помыслах, тогда другой, увидя его, сказал: авва Арсений! как ты, так знающий учение Римское и Греческое, спрашиваешь о своих помыслах у этого несведущего? Арсений сказал ему: Римское и Греческое учение я знаю; но азбуки этого (т.е. несведущего) я еще не выучил.     8. Старцы говорили: некогда в Скит было подано немного смокв, и их, как ничего нестоящее, не послали к авве Арсению, чтобы он не принял сие за обиду. Старец же, услышавши, не пошел в общее собрание на молитву, говоря: вы отделили меня, чтобы не дать мне благословения, которое Бог послал братиям, и которого я не был достоин получить. Все услышали и получили пользу от смирения старца. После того, пошедши, пресвитер принес ему смокв и с радостью привел его в общее собрание на молитву.     9. Говорили также о нем, что никто не мог постигнуть образа жизни его. Когда авва Арсений жил в нижних частях Египта, и когда там беспокоили его, вздумалось ему оставить келью. Ничего не взявши из нее, он пришел к ученикам своим Александру и Зоилу Фаранским. Александру сказал: вставши, плыви. Он так и сделал. И Зоилу сказал: пойдем со мною до реки,. и сыщем корабль, плывущий до Александрии, и потом плыви и ты к брату своему. И так разлучились они друг с другом. Старец пришел в пределы Александрии, и занемог тяжкою болезнью. Ученики же его сказали друг другу: не огорчил ли кто из нас старца, – и потому он удалился от нас? И не нашли в себе ничего; потому что никогда не ослушались его. Выздоровевши старец сказал: иду к отцам; и таким образом, отплыв, пришел в Петру, где также были прислужники его.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010