Под руководством великого учителя школа разрасталась и даже несколько потеряла катехетический характер и приобрела атмосферу интеллектуальной вольницы. Возможно, в этом таился корень трудностей отношений Оригена с Димитрием, епископом Александрийским, который пытался упорядочить церковную жизнь в Александрии. В 212 г. Ориген предпринял поездку в Рим, где подружился со св. Ипполитом, будущим епископом Римским. В 215 г. он как эксперт был приглашен в Аравию для участия в тамошнем соборе против адопционизма (адопционизм - еретическое учение о том, что человек Иисус был усыновлен Богом в тот или иной момент его биографии) некоего епископа Гераклида. Затем он был приглашен в Антиохию матерью императора Александра Севера Юлией Маммеей, которая в своей частной молельне держала статуи Аполлония Тианского, Авраама, Орфея и даже Христа. В 216 г., во время гонения Каракаллы, Ориген нашел убежище в Палестине. Там он продолжил преподавание. Александрийский епископ Димитрий, недовольный тем, что мирянин учит в Церкви, отозвал его назад. В 229 г. Ориген отправился в Афины помочь Церкви в диспуте против Кандидуса, последователя Валентина. Проезжая через Палестину, он принял в Кесарии священническое рукоположение. Во время диспута в Афинах Кандидус сказал, что православные не могут упрекать Валентина в том, что только он верит в предопределение: ведь они сами говорят, что дьявол никогда не спасется. Ориген ответил, что даже дьявол может спастись. Когда новости об этом достигли Александрии, Димитрий взорвался, созвал собор и отлучил Оригена за то, что он, будучи мирянином, проповедовал, за незаконное (из-за скопчества) рукоположение и за неподобающие высказывания. Ориген ответил с сожалением, что глубокие истины не были открыты недостойным и что он не желает говорить недоброе о дьяволе более, чем о епископах, осудивших его. С тех пор он поселился в Кесарии Палестинской, где продолжил ученую и преподавательскую деятельность. В 250 г., во время гонения Декия, Ориген находился в Тире. Он был арестован и подвергнут мучениям. Здоровье его было подорвано вконец. Скончался он в 254 г. в Тире, в почете и уважении своего окружения (каждое его слово стенографировалось) и в полном общении с Палестинской Церковью. Сразу же после смерти он стал местно почитаться как исповедник.

http://sedmitza.ru/lib/text/434700/

177 Т. 5. С. 480. 178 См.: (1Тим.2:8). 179 Т. 2. С. 226. Ср.: Т. 5. С. 379. 180 Т. 2. С. 226. 181 Там же. 182 Т. 5. С. 473. 183 Т. 4. С. 427. 184 Т. 4. С. 508. 185 Т. 5. С. 283. 186 Там же. 187 Т. 5. С. 283. 188 Там же. 189 Там же. 190 Т. 5. С. 284. 191 Эти слова очень поучительны для «совопросников века сего», т. к. показывают, что Церковь смотрела на мощи, т. е. что они не должны обязательно представлять собой целое тело человека, а хотя бы какие-либо останки от костей святых. 192 Т. 5. С. 284. 193 Т. 5. С. 297. 194 Там же. 195 Т. 5. С. 357. 196 Т. 2. С. 730. 197 Т. 5. С. 73. 198 Т. 3. С. 394—395. 199 Т. 5. С. 453—457. 200 Т. 5. С. 454—455. 201 Т. 1. С. 290. 202 Подробнее о них будет сказано далее при изложении учения об умной молитве. 203 Т. 5. С. 469. 204 Т. 5. С. 284. 205 Т. 4. С. 360 206 Т. 5. С. 109—110. 207 Т. 4. С. 380. 208 Т. 4. С. 513. 209 Т. 5. С. 359. 210 Т. 5. С. 359—360. 211 Т. 1. С. 96. 212 Т. 5. С. 173. 213 Т. 2. С. 526. 214 Т. 2. С. 724. 215 Т. 5. С. 173. 216 Т. 2. С. 526. 217 Т. 4. С. 611. 218 Т. 2. С. 526—527. 219 Т. 3. С. 311. 220 Т. 5. С. 236. 221 Там же. 222 Т. 5. С. 345—346. 223 Т. 2. С. 526 (св. Иоанн Лествичник). 224 Т. 2. С. 229 (прп. Нил Синайский). 225 Там же. 226 Т. 5. С. 389. 227 Т. 5. С. 230. 228 См.: (Сир.34:23). 229 Т. 5. С. 230. 230 Т. 2. С. 225. 231 Посторонними мыслями. 232 Т. 5. С. 133—134. 233 Т. 5. С. 387. 234 Т. 5. С. 387. Ср.: Т. 2. С. 214. 235 Там же. 236 Т. 2. С. 661. 237 Там же. 238 Т. 1. С. 541 (св. Марк Подвижник). 239 Т. 2. С. 477. 240 Т. 2. С. 139. 241 Нерассеянности и отсутствии посторонних мыслей. 242 Указание на обязательное участие сердца в молитве. 243 Т. 1. С. 216. 244 Т. 5. С. 464. 245 Т. 5. С. 465. 246 Там же. 247 Т. 2. С. 137. 248 Т. 5. С. 465. 249 Т. 2. С. 229 (прп. Нил Синайский). 250 Т. 2. С. 214. 251 Т. 5. С. 467. 252 Т. 5. С. 467. 253 Т. 5. С. 474. 254 Т. 5. С. 467. 255 Т. 2. С. 134. 256 Т. 5. С. 389 (свв. Каллист и Игнатий, прп. Нил Синайский); С. 388 (св. Иоанн Лествичник); Т. 3. С. 436 (прп. Илия Екдик).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4047...

В июле 1944 г. по обвинению в антисоветской деятельности приговорен к 5 годам ссылки. Скончался вскоре после приезда на место ссылки - в с. Бирилюссы на р. Чулым Красноярского края. 18 окт. 1985 г. мощи В. были обретены и перевезены в Москву, в июле 1993 г. их перенесли в ивановский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы жен. мон-рь . В авг. 1993 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил местное почитание священноисповедника, общецерковное прославление В. состоялось на Архиерейском юбилейном Соборе РПЦ 2000 г . Арх.: ГАКО. Ф. 130. Оп. 9. Д. 798. Л. 33 об.- 34 об. (Клировая ведомость по Вознесенской ц. г. Кинешмы за 1891); Д. 824. Л. 30 об. (Клировая ведомость за 1893); Ф. 432. Оп. 1. Л. 294; Архив УФСБ РФ по Ивановской обл. Д. 7972-П; Д. 9139-П; ЦА ФСБ РФ. Д. Р-35561; Д. СО-28724. Ист.: Разрядный список учеников Кинешемского ДУ//Костромские ЕВ. 1889. 15. Ч. офиц. С. 190; Разрядный список учеников Кинешемского ДУ//Там же. 1890. 15. Ч. офиц. С. 198. Лит.: Житие свт. Василия Кинешемского. М., 1994; Не предать забвению: Кн. памяти жертв полит. репрессий, связанных судьбами с Ярославской обл. Ярославль, 1994. Т. 2. С. 79; Дамаскин. Кн. 2. С. 204-240; он же. Жизнеописание свт. Василия, еп. Кинешемского// Василий (Преображенский), еп. Кинешемский, свт. Беседы на Евангелие от Марка. М., 1996. С. 3-40; Зонтиков Н. А. Костромская ДС: Вехи истории: К 250-летию со дня основания (1747-1997 гг.). Кострома, 1997. С. 20; Федотов А. Ивановская епархия РПЦ в 1918-1993 гг.: Внутрицерковная жизнь и взаимоотношения с гос-вом. Иваново, 1999. С. 3-11, 10-104; Александр (Могилёв), архиеп. Священномученик Никодим: Жизнь, отданная Богу и людям. Кострома, 2001. С. 55-56, 254-255. Игум. Дамаскин (Орловский),Н. А. Зонтиков Рубрики: Ключевые слова: АМВРОСИЙ (Полянский Александр Алексеевич; 1878-1932), еп. Подольский и Брацлавский, исп. (пам. 7 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) АФАНАСИЙ (Сахаров Сергей Григорьевич; 1887-1962), еп. Ковровский, священноисп. (пам. 15 окт., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) БОРИС (Воскобойников Семен Тимофеевич; 1875 - 1937), еп. Ивановский, сщмч. (пам. 23 нояб., в Соборе Ивановских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/150493.html

Когда во время гонения Декия по настоянию своей паствы Киприан укрылся, сторонники Новата обвинили его в трусости и предательстве. Гонение, хотя и кратковременное, было чрезвычайно жестоким. Епископы Рима, Антиохии и Иерусалима приняли мученический венец. Римская кафедра оставалась вдовой с января 250 до марта 251 г., когда две партии выдвинули двух кандидатов - Новатиана и Корнелия. Тем временем в Карфагене Киприан восстанавливал Церковь. Исповедники, весьма почитавшиеся народом, начали принимать «падших» в Церковь, заявляя, что только они имеют на это право. Св. Киприан воспротивился этому, утверждая, что лишь епископы имеют власть диктовать условия возвращения «падших» в Церковь: «Один Бог может примирить отступников с Церковью, а потому примирение может проходить там, где обитает Бог, - в Церкви». Чтобы привести к единению в этом вопросе, в 251 г. он созвал собор в Карфагене, который принял решение, разделив «падших» на две категории, в зависимости от обстоятельств их отречения от Христа: одних можно было возвращать в Церковь лишь на смертном одре, других - после более или менее длительного покаяния. О решении собора было сообщено в Рим. Исповедники, не принявшие решения собора, обвинили в отступничестве самого Киприана и избрали епископом Новата. Именно этот эпизод лежит в основе книги св. Киприана «О единстве кафолической Церкви». Тем временем в Риме Новатиан учил, что виновных в убийстве, прелюбодеянии и отпадении Церковь не может принять назад; она может лишь молить о Божественном милосердии на Господнем Страшном Суде. Корнелий же учил, что епископ может отпускать все грехи. Итак, вновь встал тот же вопрос о природе Церкви - что она: община святых или школа для грешников? Но и в Риме на этот вопрос был дан однозначный ответ: папой был избран Корнелий. В 254 г. Новат и Новатиан объединились. Так было положено начало секты новациан. В книге «О единстве Церкви» св. Киприан пишет об абсолютном единстве Церкви и о столь же абсолютной неприемлемости расколов, которые представляют большую опасность, чем гонения, ибо они разрушают веру, искажают истину и нарушают единство Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/434694/

Но Gunkel, признавая длинный путь развития вавилонского мифа, указывает в Библии и следы этого развития, – указывает, именно, на те места, где речь идет о Раави ( Ис.51:9 ; Пс.89:10 ; Иов.26:12; 9:13 ; Пс.87:4 ; Ис.30:7 ; Пс.40:5 ), Левиафане ( Пс.73:12–19 ; Ис.27:1 ; Иов.40:25; 41:26 ; Пс.103:25 ; Иов.3:8 ), Бегемоте ( Иов.40 ; Пс.67:31 ), драконе в море ( Иов.7:12 ; Пс.43:20 ; Иез.29:3–6; 32:2–8 ) 244 . Это – поэтические рецензии вавилонского мифа, линия развития которого и определяется так: 1) Мардук, 2) поэтические рецензии, 3) Быт.1 . Вавилонский миф переносится к евреям. Там он теряет кое-что из своего мифологического и почти все из своего политеистического. В Быт.1 он, насколько это вообще возможно, вполне иудаизируется 245 . Точно так же замечается громадное различие и между вавилонским рассказом о потопе 249 и библейском изложением того же события. Утверждая безусловную зависимость последнего от первого 250 , сам Gunkel говорит: „Израильское предание ни в каком случае не приняло просто вавилонское, но его весьма сильно преобразовало, что по истине является чудом мировой истории; оно превратило грязь в золото“ 251 . В ряд подобных же научных мнений должно отнести и утверждения H. Zimmern’a, устанавливающего параллелизм между библейскими истинами и представлениями Вавилонян о своих богах 252 , а также и его выводы относительно содержащейся в Библии истории первобытного человечества 253 . О первом мы не считаем нужным и распространяться, об отношении же Zimmern’a к библейской истории нужно сказать то же, что и об отношении Gunkel’я. Самая крайняя позиция, на которую здесь мог бы стать историк, не теряя научной почвы, состояла бы в присоединении к положению, что в этой области одинаково нельзя доказывать, что так именно должно быть, как нельзя оспаривать и того, что так могло быть 254 . Кто не хочет остаться на этой позиции, тот скорее найдет соображения в пользу самостоятельности иудейства, чем против этого. Мы вполне соглашаемся, что Вавилон влиял на Ханаан в доизраильское еще время, и допускаем его влияние на внешнюю культуру евреев 255 . Но о существенном влиянии в сфере религии нельзя говорить, потому что в пользу этого нет никакого решительного доказательства. Сравнение библейских рассказов, к которым находят параллели в Вавилоне 256 , обнаруживает радикальное различие мировоззрения и духа двух религий. Если бы в пользу возможности заимствования сослались на увлечение евреев ханаанскими культами, то против этого можно возразить, что язычествующий слой Израиля не мог произвести того преобразования вавилонских мифов, какое общепризнано 257 , притом же нам указывают и на незначительность вавилонского влияния в Ханаане в сфере религии и мифологии: так, в ханаанском культе Ваала и Астарты, хотя имена звучат по-вавилонски, нельзя с несомненностью установить отношения божеств к звездам 258 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

240 Ефесян., гл. 3, стр. 376. 241 Есть однако в посланиях св. Игнатия одно место, где, по-видимому, различаются избрание и поставление. В своем приветствии в послании к Филиппийцам св. отец говорит об единении с епископом, пресвитерами и диаконами «указанными в мысли Иисуса Христа (ποδεδειγμνοις ν γνμ ησο Χριστο), которых Он по собственной воле утвердил непоколебимо Духом Святым». Профессор Катанский не без основания различает здесь два действия: во- первых, указание на лица иерархические, согласно с мыслью Иисуса Христа; и во-вторых, утверждение этих кем-то указанных лиц собственною волею Иисуса Христа чрез Духа Святого. Первый акт принадлежит, по всей вероятности, обществу верующих; последний Духу Святому — Его органам, при чем, последний акт усиленно отмечается: утвердил непоколебимо по собственной воле (κατ τ διον θλημα). Проф. А. Катанский, «Учение о семи таинствах», стр. 67. 242 Напр., послание к Ефесянам, гл. 5, 6; Магнезианам, гл. 3, 6, 7; Траллийцам, гл. 3. 243 Напр., послание к Смирнянам, гл. 8, стр. 421 русского перевода. 244 Послание к Магнезийцам, гл. 6, стр. 389 русского перевода. 245 Послание к Филиппийцам, гл. 5, стр. 444 русского перевода. 246 Там же, стр. 445. 247 induti sunt superienientis Spiritus Sancti virtutem ex alto. Творения св. Иринея Лионского, издание Грабе Оксфорд 1702 г. стр. 128. «Против ересей» кн. 3 гл. 1 стр. 220 — 221 рус. перев. 248 Cum episcopatus successione charisma veritatis certum, secundum placitum Patirs acceperunt. P. 343 cap. 43 (счет глав у Грабе отличается от принятого в русском издании). Кн. 4, гл. 26, § 2, стр. 387 рус. перевода. 249 Кн. 3, гл. 24, § 1, стр. 312 русского перевода. 250 Кн. 3, гл. 3, стр. 223 — 224. 251 Кн. 3, гл. 3, стр. 223. 252 Кн. 4, гл. 33, § 8, стр. 409. 253 qui successionem habent ab apostolis, sicut ostendimus, qui cum episcopatus successione charisma veritatis certum, secendum placumum Patris acceperunt. Кн. 4, гл, 26, стр. 387 русского перевода. 254 ... Existimant aliquis summa et magna, aut non sciente aut non permittente Deo in Ecclesia Dei fieri, et sacerdotes... non de ejus sententia ordinari» P. С. C. ser. pr., t. 3 p. 803. 47 письмо «к Корнелию», ч. 1 стр. 197 р. п., изд. 1879 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4062...

В.В. Виноградов Клеиться, расклеиться, склеиться КЛЕИТЬСЯ, РАСКЛЕИТЬСЯ, СКЛЕИТЬСЯ. Для истории значений слов клеиться, расклеиться и склеиться чрезвычайно важно установить, складывались ли переносные, разговорно-фамильярные значения этих слов («ладиться, идти в благоприятную сторону, наладиться» или «расстроиться») в общем разговорном языке или проникли в литературную речь из арго воров, торговцев, ремесленников. Ср. арготическое употребление слова клей – «выгодное дело». Например, у В. И. Даля в «Повестях» (Даль 1897–1898, 5, с. 79): «Приятели и помощники мои, которые приходили всегда с большою осторожностию и под видом чиновников и ходаков и по тяжбе моей, подносили мне так называемый клей, то есть приобретенный ими товар». Ср. в «Петербургских трущобах» В. В. Крестовского в изображении свадьбы идиота и идиотки: «Сватьев засылать надо. Кого сватьями пошлем? – К немке заместо свата полштоф пойдет, а к халде-то к этой сватьей гривну представим – обе склеятся! – Где склеиться! Волка ноги, брат, кормят» (Крестовский 1937, 3, с. 243). К слову склеиться, как к воровскому арготизму, есть объяснительное примечание автора: «согласиться» (там же, с. 254). Глагол клеить в значении «улаживать, устраивать» широко употреблялся в просторечии XVIII в. Например, у Болотова в «Записках» (т. 4, с. 250) Ср. употребление глагола клеиться в простом слоге XVIII в. У Фонвизина в «Недоросле» (II, 5): «На досуге ребят обучаю. Вот с их благородия с парнем третий год над ломаными бьемся, да что-то плохо клеятся». У Николева в стихотворении «Сон, виденный молодцом»: Нет, нет! у нас без масла все катится... Все ладится и все клеится. У М. Долгорукого в стихотворении «Друзьям»: А что затеет невпопад, И как-то плохо все клеится! Ср. областное безличное клеит – об удаче, успехе: «Ему клеит; тому во всем не клеит, бедному». Печатается по рукописи. – В. П. Читать далее Источник: История слов : Ок.1500 слов и выражений и более 5000 слов, с ними связ./В. В. Виноградов; Рос. акад. наук. Отд-ние лит. и яз. Науч. совет " Рус. яз. " . Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. - М., 1999. - 1138 с. ISBN 5-88744-033-3 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Петракова Т. Святоотеческое наследие и проблемы духовно-нравственного воспитания учащихся в современной школе//Там же. С. 174–182. Петракова Т. Педагогическая симфония//Там же. С. 196–200 Шевченко Т. Детям нужен духовный стержень//Там же. С. 183–195. Митрофанова Т. Знакомство с русскими патериками на уроках литературы в школе//Там же. С. 201–225. Митрофанова Т. Мудрая книга «Домострой»//Там же. С. 226–240 Орлова Н. Эта книга выявляет духовные богатства Отечества//Там же. С. 241–242. Крупин В. Школе необходимы уроки нравственности//Там же. С. 243–245. Крупин В. Русские Златоусты//Там же. С. 250–253. Сергий (Данков), игумен. Светоч монашества из Глинской пустыни//Там же. С. 254–257. Владимир Кучерявый, протоиерей. Истории России немыслима без подвига «светильников духа»//Там же. С. 258–261. Скурат К. Глинские старцы//Там же. С. 262–266. Петракова Т., Евладова Е. От авторов//Святоотеческое наследие в общеобразовательной школе. М., 2000. С. 4–5. Святоотеческое наследие в школе. (Из опыта Т.А. Шевченко)//Там же. С. 7–43. Святоотеческое наследие в системе дополнительного образования. Из опыта Т.П. Митрофановой//Там же. С. 44–67. Богословские труды схиархимандрита Иоанна (Маслова) в урочной и в неурочной деятельности//Там же. С. 68–76. Матвиенко В. Обращение к участникам Всероссийского духовно-просветительского форума «Глинские чтения»//Святоотеческое наследие в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи. М., 2001. С. 6. Феодосий, епископ Полоцкий и Глубокский. Слово об учителе//Там же. С. 8–10. Скурат К. Глинские старцы – духовные учителя//Там же. С. 11–14. Скурат К. Святое Православие в духовной жизни//Там же. С. 64–147. Петракова Т. Святоотеческая традиция в духовно-нравственном воспитании: к осмыслению понятий//Там же. С. 15–19. Медунина В. Глинские чтения – путь духовного просвещения//Там же. С. 20–22. Шевченко Т. «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского » – книга для учителя и учащихся//Там же. С. 24–29. Горячева И. Изучение богословского наследия схиархимандрита Иоанна (Маслова) на занятиях в общеобразовательной школе//Там же. С. 30–35.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Эткинд А. Хлыст: секты, литература и религия. М., 1998. Русская литература XX века. Дооктябрьский период: хрестоматия. М., 1980. С. 13. Там же. С. 10. Там же. С. 13. Там же. С. 12. Там же. С. 12. Там же. С. 11. Иоанн (Маслов) , схиархимандрит. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского . М., 1996. С. 840. Русская литература XX века… С. 15. Там же. С. 16. Там же. С. 15. Есаулов И. А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995. С. 164. Там же. С. 165. Цит.по: Есаулов И. А. Указ. соч. С. 161. Там же. С. 160. Ильф И. Петров Е. Двенадцать стульев. Золотой телёнок. М., 1959. С. 492. Гайдар Аркадий. Собр. соч. Т.2. М., 1964. С. 289. Ленин В. И. П.с.с. Т.24. С. 122. Комсомольская правда. 14 февраля 1990 г. Из-под глыб. Paris, 1974. С. 135. Свиридов Георгий . Музыка как судьба. М., 2002. С. 423. Цит. по: Бородин Леонид. Без выбора. М., 2003. С. 195. Свиридов Георгий. Цит. соч. С. 501, 526. Там же. С. 201. Полн. собр. соч. Д. С. Мережковского. T.XVIII. М., 1914. С. 14–15. Московский комсомолец. 24 января 2000 г. См.: Шафаревич И. Р. Социализм как явление мировой истории. Paris, 1977. Ходасевич Вл. Литературные статьи и воспоминания. Нью-Йорк, 1954. С. 226. Ходасевич Владислав. Некрополь: воспоминания. М., 1996. С. 219. Анненков Юрий. Дневник моих встреч: цикл трагедий. М., б/д. С. 207. Свиридов Георгий. Музыка как судьба. М., 2002. С. 184. Ходасевич Владислав. Некрополь. С. 137. Бунин И. А. Публицистика 1918–1953 годов. М., 1998. С. 163. Мой век, мои друзья и подруги: воспоминания Мариенгофа, Шершеневича, Грузинова. М., 1990. С. 340. Там же. С. 250–251. Бунин И. А. Публицистика… С. 254–255. Мой век, мои друзья и подруги. С. 571. Там же. С. 313–314. Там же. С. 584. Иванов Георгий. Собр. соч. в трёх томах. Т.3. М., 1994. С. 190–191. Мой век… С. 247, 249. Иванов Георгий . Собр. соч. Т.3. С. 177–178. Там же. С. 484–485. Там же. С. 488. Цветаева Марина . Об искусстве. М., 1991. С. 88. Литературная газета. 4 января 1989 г. С. 5. Regnum aeternum. I. М.-Париж, 1996. С. 99.

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavie-i-r...

64 АФЗХ. Ч. 1. С. 60. 46. Ф.Ф. Сурмин был митрополичьим дворецким и в последующее время при митрополите Варлааме. См. его купчую грамоту 1515 г. (АФЗХ. Ч. 1. С. 162. 179). 70 АФЗХ. Ч. 1. С. 160. 176. Грамоту об обмене «писал митрополич подьячей Якуш Иванов сын Попов». 71 Там же. С. 193–194. 221. «По господинову слову Симона митрополита» менялись земли и в митрополичьих монастырях (АФЗХ. Ч. 1. С. 247–248. 288). 74 АФЗХ. Ч. 1. С. 209. 243. Там же см. текст жалованной грамоты игумену Протасию (С. 207. 239) и аналогичную грамоту обители Константина и Елены (С. 208. 241). 75 АФЗХ. Ч. 1. С. 65–66. 53. В 1499 г. митрополии было «отписано» село Горки дьяком Я. Кожуховым (Там же. С. 66. 54). 76 АФЗХ. Ч. 1. С. 118–121. 129. Аналогичный случай имел место также в 1501–1502 гг. (С. 217–220. 254). 82 Там же. С. 75. 70. Подобные грамоты этого же времени о церковных владениях в Коломенском, Переяславском и в Юрьевском уездах см.: АФЗХ. Ч. 1. С. 105. 113; С. 123–124. 134; С. 132. 150. 83 АФЗХ. Ч. 1. С. 199–200. 224. В марте 1499 г. Иоанн III дал «подорожную» грамоту о беспошлинном проезде людей и саней с товаром для митрополита (Там же. С. 249–250. 293). 89 Там же. С. 126. 138. По благословению митрополита Симона решались вопросы между монастырями о принадлежности земельных угодий (АСЭИ. Т. 3. С. 123). 90 АСЭИ. Т. 2. С. 172. 190. Три года спустя он дал жалованную грамоту Успенскому храму, приписному к этому монастырю (Там же. С. 172. 191). В это же время митрополит Симон обращался к волостелю с просьбой, чтобы тот «лихих людей поунял», оградив священника, служившего в этом храме (Там же. С. 173–174. 192). 93 Лагутенкова О.Ю. Списки Жития преподобного Арсения Комельского//Опыты по источниковедению. Древнерусская книжность. Сб. статей в честь В.К. Зиборова. СПб., 1997. С. 37–42. 101 Соколова Г. Фрески Феодосия (1508 г.) и художников середины XVI в. в Московском Кремле (Публикация одного памятника). [Л., 1969]. 104 Маясова Н.А. Древнерусское шитье. М., 1971. С. 20; Она же. К вопросу о южнославянских связях в русском лицевом шитье XV–XVI вв.//Проблемы русской средневековой художественной культуры. М., 1990. С. 90.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010