249 Swete, The Old Testament, II, VIII-IX. В рассказе о нападении арианского епископа Григория на православных во время богослужения св. Афанасий В. упоминает об одной девушке: μαν παρθνον φιλολογουκαι τ ψαλτριον τι κατχουσαν ν τας χερσ μαστιχθηναι πεποηκε , και τ μν βιβλον π τν δημων διηρπασθη , ατη δ παρθνος εις τν φυλακν κατερχθη (Encyclica ad episcop. epist., 4). 250 См., например, чины утрени и вечерни IV в. в 34—39 гл. VIII кн. Апост. постановлений. 251 Гл.10. 252 См. примеч. этой главы 120. 253 Она, собственно, состоит из двух служб — полуночной и утренней (начиная с 7-ой песни канона). См. И. Мансветова, Церковный устав, стр. 25. 254 В сочинении «О девстве» предписывается петь эту песнь, когда становится уже совершенно светло. Гл. 10. 255 В чине служб, принятом Константинополем, эти песни пелись не сподряд, как, по-видимому, это делалось в Палестине. Песнь трех отроков пелась в самом начале утрени в собственном смысле этого слова, пред 50 псалмом, а песнь Захарии — после хвалитных псалмов. См. Симеона солунского — De sacra precatione. PG 155, col. 640,648. 256 В подробностях св.Андрей не следует точно библейской хронологии. Вследствие этого в рукописях встречается несколько разнообразных способов расположения тропарей в.канона: особенно много разностей замечается в порядке песней — первой, второй и седьмой. И теперь еще у нас в печатной триоди о гибели Содома и Гоморры говорится раньше речи о потопе (песнь III). 257 Орбельская триодь. 258 Типографск.триодь 259 Там оно положено в иерусалимском «Последовании» 1122г. на неделю Вайи. На этом же месте ставит его Орбельская триодь в субботу акафиста. 260 О принадлежености этих стихир Дамаскину свидетельствует лишь иверский стихирарь В прочих стихирарях их или совсем нет, или ж они стоят без надписания. 261 Ватопедский и синайский стихирари приписывают эту стихиру св.Стефану Савваиту, племяннику Дамаскина, что вполне возможно. В рукописях к имени Стефана нередко прибавляется το νεψιο το Ιωαννο δαμασκηνο. Отсюда переписчики по ошибке могли приписать названную стихиру самому Дамаскину.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3473...

241. Pseudo-Aristotelis De mundo I. 242. Platonis Timaeus 92 C. 243. JobXXXVIII, 11. 244. Clementis Romani I Epistola ad Corinthios XX. 245. Origenis Contra Celsum V, 13 (GCS Origenes II. P. 14). 246. Ibid. V, 11 P. 12. 247. Ibid. 248. Gregorii Nazianzeni Poemata de se ipso I, XXXVIII, 15—18//PQ. 37. Col. 1326. 249. Epistola ad Philippenses I, 23. 250. Ibid. I, 24. 251. De principiis I, 7, § 5//PG. 11. Col. 1751. 252. Origenis In Ioannem VI, 59 (GCS. Origenes IV. P. 167). Конечно, это выражение двузначно, как двузначно само слово κσμος, и оно означает также попросту «украшение мира». Однако именно потому, что в философском термине «космос» продолжая просвечивать его изначальный смысл «украшения», сам этот смысл легко оказывался причастным «космологическому» уровню семантики. Если космос — это «украшение», нарядный порядок, то церковь есть как бы «украшение украшения»; фундаментальное свойство космоса — стройность — присуще ей, так сказать, во второй степени. 253. Лосев А. Ф. Очерки античною символизма и мифологии. Т. 1. М, 1930. С. 656. 254. Там же. С. 804. 255. Ср. рассказ итальянца XV в. об этих ночных бдениях афонских старцев: Le du Mont Athos: 963—1963, I. Chevetogne, 1963. P. 131. 256. Gregorii Nazianzeni oratio 19 (Творения. Ч. 2. Μ., 1843. С. 154). 257. Эта дидактическая «сверхзадача» космологических рассуждений особенно отчетливо и откровенно выступает в популярной литературе «Шестодневов», то есть проповедей о сотворении мира. Такие проповеди сочиняли, в частности, Василий Кесарийский и Григорий Нисский. 258. Ср.: Mathew G..: Mathew G. Byzantine Aesthetics. London, 1963. P. 17.yzantine Aesthetics. London, 1963. P. 17. 259. Platonis Leges II, 656 D; VII, 802 A-B. 260. Ibid. XII, 942 A-D. 261. K этому требуется некоторая оговорка: наполовину всерьез, наполовину играя, Платой как бы постулирует доктрину о сотворении мира демиургом в качестве предпосылки своих социально-этических конструкций (в «Тимее» и «Критии»), Но, конечно, это еще не настоящий креационизм; скорее приходится говорить о «рабочей мифе», как мы говорим о «рабочей гиотезе».

http://predanie.ru/book/217170-poetika-r...

Похоронен был в соборе, где служил. Итальянцы похитили его мощи 249 . Ныне «святитель Николай исключительно почитается в Православии, в его честь построено множество церквей» 250 . Почитаем он и в католицизме. Своеобразная эволюция образа святителя Николая, Мирликийского чудотворца, произошла в протестантизме, отвергнувшем культ святых. Только в Голландии сохранялась легенда о Синтерклаасе. Голландские колонисты привезли с собой почитание Синтерклааса в Северную Америку. В XIX в. культ Санта Клауса (так он был переименован англоязычными жителями, и к этому добавились северные предания) широко распространился в США, а оттуда возвратился в Европу, но уже в ином виде. 251 К наиболее важным святыням совершались массовые паломничества (апостола Иакова – в Компостеллу, апостола Петра – в Рим, святителя Николая Мирликийского – в Бари и т. д.). Подъем паломничества был связан с верой в особую силу реликвий и мощей для очищения от грехов, нередко с верой в физическое исцеление (особенно в годы эпидемий). Покровителем паломников считался апостол-мученик Иаков 252 , особенно почитавшийся в Компостелле. Паломничества совершались как покаяние за грехи (выступая как одно из важных средств епитимьи), по обету и т. д. Каждый христианин должен был совершить хотя бы одно паломничество за свою жизнь. Паломники к святыням одевались в особую одежду, что, в частности, демонстрировало их особый статус в обществе. Короли освобождали их от всех повинностей и оплат, заботились о местах отдыха на пути паломников 253 . То есть, по существу, паломники формировали особую группу населения Западной Европы, пусть и временную, но с особым статусом в средневековом обществе. В то же время данные источников не подтверждают гипотезу об активном использовании культа мучеников в крестоносном движении в Палестину. Так, ни один из основанных там военно-монашеских орденов не получил имени мученика, хотя все они сформировались из госпитальных братств, заботившихся прежде всего о паломниках. Зато это четко фиксируется для Реконкисты 254 на Пиренейском полуострове – Орден святого Иакова Компостеллийского 255 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мисаил (из рода князей Пеструцких), Иосиф II Солтан (бывший прежде земским подскарбием) и др. (см. Опис. киев. соб. VII). 249 Акт. З. Р. III, 129. – Сигизмунд-Август на гродненском сейме законом установил: «Кому бы хлеб духовный был дан, а тот бы за три месяца стану духовнаго приняти не хотел – таковый от той должности отпадает» (Акт. З. Р. III, 110). 250 Акт. З. Р. III, 29; Пам. киев. ком. I, отд. 2, стр. 19; там же – наказная грамота Батория к Острожскому о защищении Оранского в том случае, если бы митрополит принуждал его ко вступлению в духовный сан (стр. 37). 253 См. грам. в Акт. З. Р. I, 140, 212; II, 170; III, 79. – С полною точностию все это подтверждает жалованная грамота Сигизмунда-Августа писарю Евтиху Высоцкому о предоставлении ему в награду за службу в пожизненное держанье межигорского монастыря (Акт. З. Р. III, 53). 254 Лишались же епископы права участвовать в делах церкви или обители там, где подаватели или патроны утверждаемы были положительным прямым повелением королей. Такие монастыри и церкви были как бы ставропигии королевские. 255 См. Челобитн. (1585 г.) галицко-волынских руссов митр. Онисифору (Акт. З. Р. III, 146), грам. митр. Макарию о созвании на собор православного русско-литовского духовенства (Акт. З. Р. III, 3), запись об отдаче в залог монастыря Честнаго Креста князя Михаила Чарторижского пану Лазарю Иваницкому 1580 г. (Пам. киев. ком. I, отд. 2, стр. 19:48). 259 Акт. З. Р. I, 84 – отказная запись Кирдеевичей луцкому монастырю на села; 96 – отказная грамота тому же монастырю на десятину; 124 – о пожертвованиях к Путятича правосл. монастырям и церквам; II, 32 – жалованная грамота луцкому еписк. Кириллу на владение деревнями, по завещанию Якушевича и жены его; 89 – отступная запись Сангушки и супруги его Дерманскому монастырю на Белашевскую отчину; и др. 260 Акт. З. Р. II, 109, стр. 135; также 65 – жалованная грамота митр. Иосифу и православным епископам литовским и русским о неприкосновенности святительских прав и суда, также церковного имущества и доходов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В июле 1944 г. по обвинению в антисоветской деятельности приговорен к 5 годам ссылки. Скончался вскоре после приезда на место ссылки - в с. Бирилюссы на р. Чулым Красноярского края. 18 окт. 1985 г. мощи В. были обретены и перевезены в Москву, в июле 1993 г. их перенесли в ивановский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы жен. мон-рь . В авг. 1993 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил местное почитание священноисповедника, общецерковное прославление В. состоялось на Архиерейском юбилейном Соборе РПЦ 2000 г . Арх.: ГАКО. Ф. 130. Оп. 9. Д. 798. Л. 33 об.- 34 об. (Клировая ведомость по Вознесенской ц. г. Кинешмы за 1891); Д. 824. Л. 30 об. (Клировая ведомость за 1893); Ф. 432. Оп. 1. Л. 294; Архив УФСБ РФ по Ивановской обл. Д. 7972-П; Д. 9139-П; ЦА ФСБ РФ. Д. Р-35561; Д. СО-28724. Ист.: Разрядный список учеников Кинешемского ДУ//Костромские ЕВ. 1889. 15. Ч. офиц. С. 190; Разрядный список учеников Кинешемского ДУ//Там же. 1890. 15. Ч. офиц. С. 198. Лит.: Житие свт. Василия Кинешемского. М., 1994; Не предать забвению: Кн. памяти жертв полит. репрессий, связанных судьбами с Ярославской обл. Ярославль, 1994. Т. 2. С. 79; Дамаскин. Кн. 2. С. 204-240; он же. Жизнеописание свт. Василия, еп. Кинешемского// Василий (Преображенский), еп. Кинешемский, свт. Беседы на Евангелие от Марка. М., 1996. С. 3-40; Зонтиков Н. А. Костромская ДС: Вехи истории: К 250-летию со дня основания (1747-1997 гг.). Кострома, 1997. С. 20; Федотов А. Ивановская епархия РПЦ в 1918-1993 гг.: Внутрицерковная жизнь и взаимоотношения с гос-вом. Иваново, 1999. С. 3-11, 10-104; Александр (Могилёв), архиеп. Священномученик Никодим: Жизнь, отданная Богу и людям. Кострома, 2001. С. 55-56, 254-255. Игум. Дамаскин (Орловский),Н. А. Зонтиков Рубрики: Ключевые слова: АМВРОСИЙ (Полянский Александр Алексеевич; 1878-1932), еп. Подольский и Брацлавский, исп. (пам. 7 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) АФАНАСИЙ (Сахаров Сергей Григорьевич; 1887-1962), еп. Ковровский, священноисп. (пам. 15 окт., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) БОРИС (Воскобойников Семен Тимофеевич; 1875 - 1937), еп. Ивановский, сщмч. (пам. 23 нояб., в Соборе Ивановских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/150493.html

238 Слово 11. 239 Слово 11. 240 Прп. Григорий Синаит посетил Афонскую гору в 14 веке по Рождестве Христовом. В то время монашество в Палестине, особенно же в Египте, было почти уничтожено магометанами, покорившими своей власти Египет и Палестину еще в начале 7 века. Во время святого Григория Синаита учение об умной молитве до крайности умалилось повсеместно. Его можно признавать восстановителем этого учения, как это сказано в кратком жизнеописании его, помещенном в Добротолюбии. И во времена Григория Синаита были иноки, достигшие великого преуспеяния в молитве, как, например, Максим Капсокаливи, жительствовавший в Афонской горе – наставлениями его пользовался сам Григорий, называвший Максима земным Ангелом (Доброт., ч. 1). Прп. Григорий научен умной молитве некоторым иноком острова Кипра, до знакомства с этим иноком, он занимался исключительно псалмопением (Рукописное житие преподобного Григория Синаита). 241 Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского. Издание Введенской Оптиной Пустыни, 1847 г. 242 Слово 28, гл. 17. 243 Там же, гл. 19. 244 Слово 4, гл. 93. 245 О мнящихся от дел оправдитися, гл. 34. Добротолюбие, ч. 1. 246 Слово 28, гл. 51. 247 Гл. 14. 248 Св. Исаак Сирин. Сл. 8-е. 249 Св. Исаак Сирин. Сл. 2-е. 250 Ответ 115-й. 251 То есть, по действию Божественной благодати. 252 Цветник, Поучение 32. Сведения о священноиноке Дорофее помещены в 1 части, в статье «Посещение Валаамского монастыря». 253 Весьма редкие получают соединение ума с сердцем вскоре после начатия молитвенного подвига, обыкновенно протекают многие годы между началом подвига и благодатным соединением ума с сердцем: мы должны доказать искренность нашего произволения постоянством и долготерпением. 254 Наставление 32. 255 Наставление 29. 256 Наставление 4. 257 Наставление 11. 258 Наставление 11. 259 Наставление 6. 260 Слово 28, гл. 56. 261 Слово 28, гл. 56. 262 Доброт., ч. 4. 263 Ответ 177. 264 Прп. Варсанофий Великий и Иоанн пророк, ответ 325-й. 265 Лествица, Слово 28, гл. 64. 266 Лествица Божественных даров инока Феофана. Доброт., ч. 1., Каллист и Игнатий Ксанфопулы, гл. 5; Доброт., ч. 2, наставление старца Серафима 11.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3188...

243 ...отсекл аггел... руце жидовину... – Апокрифический рассказ об успении Богоматери сообщает о нечестивце Авфонии, который пытался опрокинуть ложе усопшей. За это он был наказан: ангел отсек ему руки мечом. 245 ...семнадцать монастырей стоит. – Испр., в рук. семь. В двух других списках XVII в. читается семнадцать монастырей. В публикуемой рукописи перечислено 13 монастырей. 246 ...Богородицы... Одегитрия. – Одигитрия (греч.) – Путеводительница. Это особый иконографический тип изображения Богоматери с младенцем. 247 ...великомученика Димитрия... – Известен греческий святой Дмитрий Солунский (убит в 306 г), прославленный как воин. 248 архистратига Михаила... – Архистратиг (архангел) Михаил – согласно библейскому преданию один из семи архангелов, вождь небесного воинства. 249 ...Старцы же Савина монастыря... приидоша в Московское царство. – Монастырь Саввы Освященного находился за стенами города, вне Иерусалима. При царе Иване IV Грозном иерусалимскому монастырю Саввы Освященного была дана жалованная грамота, по которой его старцы могли приезжать на Русь для сбора средств на церковное строение. 250 ...Еуфимия Великого. – Евфимий Великий (376–477) – отшельник, поселившийся в пещере под Иерусалимом. Позднее там возникла Евфимиева лавра. 251 ...святые великомученицы Феклы... святого отца Харитона. – Христианские святые родом из Малой Азии. Фекла считается ученицей апостола Павла; она прожила 90 лет, в течение которых подвергалась преследованиям за верность христианской религии. Харитон Исповедник (ум. ок. 350 г.), также испытавший гонения, способствовал основанию палестинских монастырей. 252 ...Воздвижение Честного Креста... – Один из церковных праздников, связанный с идеей торжества христианской веры. 253 ...пещера, коли бежала Елисавеф... ото Ирода царя. – О бегстве матери Иоанна Предтечи Елизаветы с сыном-младенцем от преследований царя Ирода не сообщается в евангельском рассказе. 254 ...спали два пророка. – Возможно, что здесь содержится намек на апокрифическое сказание о пророке Иеремии, в котором фигурирует длительный сон (66 или 70 лет) юноши Авимелеха под смоковным деревом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3 Васильева О. Ю. Русская Православная Церковь в политике Советского государства в 1943–1948 гг. М., 1999. С. 32. 4 Кашеваров А. Н. Православная Российская Церковь и советское государство. (1917–1922). М., 2005. С. 250–254, 346. 5 Архивы Кремля. Политбюро и церковь. 1922–1925 гг. В 2 кн. Кн. 1. М.–Новосибирск, 1997. С. 212. Ср. Покровский Н. Н. Предисловие//Там же. С. 48–49. 6 Беглов А. Советское законодательство в отношении Русской Православной Церкви 1920–1940-х гг.: колебания границы легальности//Религии мира. 2004. М., 2004. С. 213. 7 Журавский А. В. Во имя правды и достоинства Церкви: Жизнеописание и труды священномученика Кирилла Казанского. М., 2004. С. 245–286. 10 Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917–1943/Сост. М. Е. Губонин. М., 1994. С. 498–500; Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917–1941. С. 222–223; Митрополит Иоанн (Снычев). Церковные расколы в Русской Церкви 20-х и 30-х годов ХХ столетия — григорианский, ярославский, иосифлянский, викторианский и другие, их особенности и история. Самара, 1997. С. 166. 12 Митрополит Иоанн (Снычев). Церковные расколы в Русской Церкви 20-х и 30-х годов ХХ столетия… С. 166. 13 Указ митрополита Сергия с извещением о легализации Патриаршего Синода датирован 22 сентября 1927 г. См.: Акты Святейшего Тихона… С. 515. 15 Митрополит Иоанн (Снычев). Церковные расколы в Русской Церкви 20-х и 30-х годов ХХ столетия… С. 203; Протоиерей Владислав Цыпин. История Русской Церкви. 1917–1997. С. 164. Согласно циркуляру Наркомата юстиции от 8 декабря 1923 г., власть трактовала такое поминовение как “политическую демонстрацию” и считала его достаточным основанием для уголовного преследования клира или, по крайней мере, для отобрания у верующих храма. См.: Акты Святейшего Тихона… С. 305. 17 Митрополит Иоанн (Снычев). Церковные расколы в Русской Церкви 20-х и 30-х годов ХХ столетия… С. 196. 18 Послание (Декларация) Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия (Страгородского) и Временного при нем Патриаршего Священного Синода об отношении Православной Российской Церкви к существующей гражданской власти//Акты Святейшего Тихона… С. 512–513.

http://pravmir.ru/eparhii-i-episkopyi-ro...

Под руководством великого учителя школа разрасталась и даже несколько потеряла катехетический характер и приобрела атмосферу интеллектуальной вольницы. Возможно, в этом таился корень трудностей отношений Оригена с Димитрием, епископом Александрийским, который пытался упорядочить церковную жизнь в Александрии. В 212 г. Ориген предпринял поездку в Рим, где подружился со св. Ипполитом, будущим епископом Римским. В 215 г. он как эксперт был приглашен в Аравию для участия в тамошнем соборе против адопционизма (адопционизм - еретическое учение о том, что человек Иисус был усыновлен Богом в тот или иной момент его биографии) некоего епископа Гераклида. Затем он был приглашен в Антиохию матерью императора Александра Севера Юлией Маммеей, которая в своей частной молельне держала статуи Аполлония Тианского, Авраама, Орфея и даже Христа. В 216 г., во время гонения Каракаллы, Ориген нашел убежище в Палестине. Там он продолжил преподавание. Александрийский епископ Димитрий, недовольный тем, что мирянин учит в Церкви, отозвал его назад. В 229 г. Ориген отправился в Афины помочь Церкви в диспуте против Кандидуса, последователя Валентина. Проезжая через Палестину, он принял в Кесарии священническое рукоположение. Во время диспута в Афинах Кандидус сказал, что православные не могут упрекать Валентина в том, что только он верит в предопределение: ведь они сами говорят, что дьявол никогда не спасется. Ориген ответил, что даже дьявол может спастись. Когда новости об этом достигли Александрии, Димитрий взорвался, созвал собор и отлучил Оригена за то, что он, будучи мирянином, проповедовал, за незаконное (из-за скопчества) рукоположение и за неподобающие высказывания. Ориген ответил с сожалением, что глубокие истины не были открыты недостойным и что он не желает говорить недоброе о дьяволе более, чем о епископах, осудивших его. С тех пор он поселился в Кесарии Палестинской, где продолжил ученую и преподавательскую деятельность. В 250 г., во время гонения Декия, Ориген находился в Тире. Он был арестован и подвергнут мучениям. Здоровье его было подорвано вконец. Скончался он в 254 г. в Тире, в почете и уважении своего окружения (каждое его слово стенографировалось) и в полном общении с Палестинской Церковью. Сразу же после смерти он стал местно почитаться как исповедник.

http://sedmitza.ru/lib/text/434700/

у Чистовича в Христ. Чт. за 1872 г. ч. III, стр. 44–47), на основании какового отзыва Синод сделал еще более строгое внушение Макарию (там, же, стр. 47–48). 243 Чт. в Общ. люб. дух, просв, за 1872 г., стр. 103: «Материлов для истории русской церкви». И наконец от 10 марта 1845 г. на просьбу Макария о высылки книг равного рода отвечает между прочим: «издания Нового Завета и Псалтири на русском наречии истощены и вновь не делаются» (там же, стр. 105). 250 См. у Чистовича в Христ. Чт. за 1872 г. ч. II, стр. 226–227. Что касается до судьбы лиц, замешанных в деле литографированных переводов, в силу этого определения Св. Синода, то об этом см. там же, стр. 224–226. Во всяком случае «Павского поберегли», как выразился Н. В. Сушков (Записки о жизни Филарета, стр. 30), а ответственности подверглись, как говорил, еще в 1842 году Филарет Гумилевский (см. приведенные выше строки письма его к А. В. Горскому из Прибав. к Твор. Св. Отцев, за 1883 г. кн. 1, стр. 260), но большей части невиновные. 251 Это было одною из главных целей стремлений графа Протасова в его деятельности, как обер-прокурора, как мы уже отчасти знаем Исполнение по этой части синодального определения от 7 и 10 марта 1844 года со стороны Филарета московского последовало в том 1844 году. См. Чт. в Обш. люб. дух. просв, за 1869 г. кн. VII. стр. 68 примеч. 254 Еще в начале царствования Александра Павловича такое желание некоторых было препятствием к осуществлению мысли о переводе Библии на русский язык. Обер-прокурор Св. Синода Яковлев, (1802–1803) в своих записках сообщает, что когда он, по повелению Императора, одобрившего его мысль о переводе Библии, стал сноситься по сему делу с первенствующим членом Синода митрополитом Амвросием (Подобедовым) то сей последний «ни под каким видом на сие не согласился, не найдя однако же другого опровержения противу доводов его (Яковлева), единственно клонящихся к пользе и просвещению народному, как только, что самое то мистическое состояние Библии (т.-е. непонятность языка ее), против которого он (Яяовлев) предпринимал, есть необходимейшее для народа, который, говорил он (Амвросий), под видом откровения, непременно нужно содержать в ослеплении» («Русск.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010