218 Кондак праздника. 219 Стих. на лит. 2 февраля. 220 См. выше. 221 См. выше в подстрочн. примеч. 222 Чет. Мин. 25 марта. 223 Там же. 224 Во свидетельство постоянного упражнения Пресвятой Девы в чтении Писания и Богомыслии на иконах Благовещения изображается пред нею разгнутая книга. 225 25 марта стихир, на Господи воззвах. 226 О Елисавете и о родстве ее с Богоматерью см. ниже, часть 2, в отделении о праведных, 5 сентября. 227 В Чет. Мин. слово св. Златоуста на Благовещение. 228 Sermon 17, 18, de Sanctis. 229 De locig hebraicis — de Nazareth. De actis Apostolorum. 230 Lib. 4, de Trinitate, cap. 5. 231 Ответ 47 князю Антиоху. 232 В слове на день Благовещения. 233 Св. Григорий Нисский. О жизни Моисея Законодателя. 234 В слове на Благовещение. 235 См. Церковный Устав, 25 марта. 236 В слове на Благовещение Пресвятой Богородицы. 237 Ответы на некоторые вопросы. 238 См. в месяцеслове 1849 и 1852 г. изд. от Академии наук Еврейский календарь. 239 69 прав. Св. Апостолов Constit. Apostol. Lib. 5, cap. 12, 14. Lib. 7, cap. 24. 240 19 прав. Гангрск. Собора. 241 Церковный Устав, гл. 32, 33, 35—36. 242 Церковная служба в вечер среды перв. седмицы св. Четыредесятницы. 243 В утро понедельника перв. седмицы св. Четыредесятницы. 244 Указанные места Писания см. выше. 245 Василий Великий. Слово об устроении человека. 246 Св. Григорий Нисский. Слово при вступлении в св. Четыредесятницу. 247 Sermo 25. 248 Прав, испов. перв. ч. вопр. и отв. 93. 249 В книге о посте. 250 Кн. 2, гл. 17. 251 В изложении веры Кафолической и Апостольской Церкви (λγος περ πςεως χαθολιχς χα αποςολιχς χχλεςας), 22. Беллярмин замечает, что этот обычай на Западе продолжался до 12 века, de bon. oper., кн. 2, гл. 2. 252 Трипеснец понедельн. сырн. недели. 253 Lib. 5, cap. 1. 254 В изложении Кафолической веры, 22. 255 Освященный. 256 Ответы на некоторые вопросы. 257 Constit. Apostol. lib. 5 cap. 22. 258 В Посл, к Филиппийцам. 259 1 прав, в книге Прав. 260 В слове перед Четыредесятницей. 261 40 слово на св. Крещение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3067...

Некоторые письма из этой переписки в рус. пер. О. Родионова опубликованы в книге: Феоклит Дионисиатский, мон. 2005 .С. 381-384; 413-414; 419. Συμβουλευτικν γχειρδιον1999. Σ. 19-30. Например, ходатайство к митр. Молдовалашскому Вениамину Костаки о помощи некой бедной обители учеников прп. Паисия Величковского ( Феоклит Дионисиатский, мон. 2005 .С. 364-366). В предисловие входят следующие темы: об избрании епископов, о понятии «исихия» и о послушании (Σ. 19-26). Там же. С. 31-32. Ign . Ant. Ep. 7, 9, 2:2-5: «Почитай Бога как виновника и господина всех, а епископа - как священноначальника (архиерея), носящего образ Божий: в отношении начальствования - Божий, в отношении священства - Христов» (τμα πσκοπον δ ς ρχιερα, θεο εκνα φοροντα κατ μν τ ρχειν θεο, κατ δ τ ερατεειν Χριστο). Theol. Philad. Or. 1, 7 (L. 129-134) (ed. R. E. Sinkewicz . Toronto, 1988 (Mediaeval Studies 50). TLG 3214/5). Sym. Thess. Ep. 4:153-157 (ed. D. Balfour . Thessalonica, 1981 (Analecta Vlatadon 34). TLG 3232/8). См. также продолжение 4-го послания (Ep. 4:158-177, 227-231, 250-254, 302-306). Τρες γκωμιαστικο Λγοι 1991. Σ. 59-82. Ср.: Еф. 2, 19; Иер. 1, 14. Ис. 14, 13-14. Быт. 3, 5. Ср.: Aelian . Var. hist. 14, 30:1-14 (hrsg. v. R. Hercher. Leipzig, 1866. TLG 545/2). Однако в «Различных историях» Элиана героем данного повествования оказывается Аннон, а не Софон. Быть может, прп. Никодим использовал имя Софон (Σφων) с намеком на тщетность и тщеславность земной мудрости (σοφα). λογδριον досл. «словишко» или «малое сочинение». Ис. 49, 16. Ср.: 2 Кор. 12, 2. Имеются в виду души праведных людей. Dion. Ar. De cael. hierar.8, 2 (hrsg. v. G. Heil, A. M. Ritter . Berlin, 1991 (PTS 36). S. 34:14-16. TLG 2798/1). Ср. рус. пер.: ДионисийАреопагит. НИ. С. 83. См.: Кол. 2, 3; Рим. 11, 33. Ср.: 1 Кор. 12, 8. Ср.: Рим. 16, 25. Dion. Ar. De eccl. hierar.1, 2 (hrsg. v. G. Heil, A. M. Ritter . Berlin, 1991 (PTS 36). S. 64:23-65:1. TLG 2798/2). Ср. рус. пер.: ДионисийАреопагит. НИ. С. 15, 17.

http://pravoslavie.ru/38079.html

– так например; закон – о лишении права завещания, дара и наследования по завещаниям – отступников от православной веры, – (гл. 1 бук. «α»), взятый буквально из tit. XXXIX § 34 (Edit. Zach. p. 240); – об условиях купли и продажи (в гл. 4 бук. «α»), – из tit. XIV, с. 1 (р. 87): – о наказании скотоложникам (в гл. 5 бук. «α»), – по tit, XXXIX, с. 74 (р. 254); о дозволении клирикам иметь законных жен (гл. 2 бук. «γ»), – по tit. V, с. 1 (р. 35); о наказании за кровосмещение (гл. 9 бук. «γ»), – из tit. XXXIX. с. 69 (р. 252–253); о наказании блудодействующим с монахинями, диакониссами и др. (гл. 11 бук. «γ»); из tit. XXXIX. с. 62 (р. 250): – законы о заимодавцах, займе и закладах (гл. 2 бук. «δ»), – из tit IX. с. 15–20 (р. 67); – законы о новых постройках (гл. 3 бук. «κ»), – из tit. XXXVIII, с.с. 1–4, 8, 9, 11, 15, 20, ..... и мн.др.: 2) – заимствованные из «Дополненного Прохирона», так например: «о пене с заимодавца, отрекшегося от своих показаний» (гл. 2 бук. «δ»); – из Proch. Auct tit. XVII, с. 11 (см. Jus Graeco-Rom. edit. Zachar. Pars VI, p. 149); – о числе свидетелей, потребных для того, чтобы ненисанное завещание имело твердость (гл. 4 бук. «δ»); из Proch. Auct. tit. XXIII, с. 36 (ibid. p. 185) и некоторые другие; 3) – заимствованные из «Епаногоги» императоров Василия, Льва и Александра, как, например: о безапелляционности судов – царского и патриаршего (в гл. 9 (7) бук. «δ»); – из tit. IX с.с. 5 и 6. (см. Jus Gr.-Rom. edit. Zachar. p. IV, p. 262); о запрещении клирикам – обращаться к мирским судилищам (там же), – из tit. IX, с. 11 (ibid. р. 203) и др., 4) – заимствованные из «Царских книг» или «Василик», как например: о невозвращаемости имущества, проданного за казенный долг должника (гл. 4 бук. «α») – из Lib. Bas. XIX, tit. XIII, с. 1 (ibid. tom. II, p. 327); о наказании нападающих с оружием и опустошающих чужие дома, или поля (гл. 12 бук. «α»); – из Bas. Lib. LX, tit. XVIII, с. 11 (tom. V, p. 600); о запрещены похищенной вступать в брак с своим похитителем (гл. 13 бук.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

И ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело – от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками ( Деян. 5:34–39 ). Гамалиил – известный исторический персонаж, законоучитель, воспитавший множество учеников: одним из них был Павел, будущий апостол ( Деян. 22:3 ). Гамалиил не был главой синедриона, как это представляют некоторые раввинистические источники 250 , однако играл в нем существенную роль и пользовался большим авторитетом 251 . Ремарка «уважаемый всем народом» вполне соответствует тем сведениям о Гамалииле, которые сохранились в раввинистической традиции 252 . В Иудее того времени периодически вспыхивали восстания, направленные на свержение римской власти. Гамалиил упоминает о двух таких восстаниях. Оба их предводителя являются историческими персонажами. Об Иуде Галилеянине повествует Иосиф Флавий: Этот Иуда собрал около галилейского города Сепфориса огромную толпу отчаянных людей, сделал набег на царский дворец, захватил все находившееся там оружие, вооружил им всех своих приверженцев и похитил все находившиеся там деньги. Так как он грабил и брал в плен всех, кто ему попадался на пути, то он всюду вселял ужас. При этом им руководило желание добиться высшего положения и даже царского достоинства; впрочем, он рассчитывал достигнуть этого не столько доблестью, сколько дерзким захватом 253 . Восстание Иуды Галилеянина произошло в 6 году по P. X. Восстание Февды, согласно Иосифу Флавию, имело место сорок лет спустя: Во время наместничества Фада 254 в Иудее некий Февда, обманщик, уговорил большую массу народа забрать с собою все имущество и пойти за ним, Февдою, к реке Иордану. Он выдавал себя за пророка и уверял, что прикажет реке расступиться и без труда пропустить их. Этими словами он многих ввел в заблуждение. Однако Фад не допустил их безумия. Он выслал против них отряд конницы, которая неожиданно нагрянула на них, многих из них перебила и многих захватила живьем; остервенев, воины отрубили самому Февде голову и повезли ее в Иерусалим 255 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

С начала XX в. в греческой историографии формируется обобщающая концепция. Она не только примиряет все периоды греческой истории, подчеркивая их положительные стороны, но и ставит в один ряд всех деятелей, в той или иной мере способствовавших национальному возрождению 242 . Несмотря на то, что во многом взгляды этих исторических персонажей прямо противоречили друг другу, концепция постепенно получала все более широкое распространение 243 . Она стала официальной доктриной греческого государства, стремившегося к примирению различных точек зрения, и была поддержана такими известными учеными, как А. Вакалопулос 244 , К. Димарас 245 , Н. Своронос и П. Китромилидис. Особо следует отметить многотомный коллективный труд «История греческой нации» 246 – значительное научное явление в греческой историографии XX в. В первые сто лет существования богословского отделения Афинского университета все преподаватели, получавшие сюда назначение, имели за плечами аспирантуры различных немецких университетов 247 . Там они изучали схоластику и западные догматические системы, что накладывало неизгладимый отпечаток на их богословие 248 . Панайотису Христу принадлежат замечательные слова: «Греческое богословие с самого момента своего переформирования в начале XIX в. оказалось в трагической ситуации. Его сердце было погружено в православие, ум устремлен к протестантизму, а метод основан на схоластике. Поэтому оно не смогло найти своей самобытности и самостоятельности» 249 . «Это было время богословия руководств, панегириков... брошюр и популяризаторских толкований» 250 , серьезные труды практически отсутствовали. Самый характерный представитель новогреческого школьного богословия первой половины XX в. – Христос Андруцос (1869–1935). Один из известнейших ученых своего времени, он с 1911 по 1935 г. был профессором богословского факультета Афинского университета, где возглавил кафедру догматики. Его главный труд, «Догматика Восточной Православной Церкви» (1-е изд. – 1907), безусловно, был продуктом своего времени. Андруцос подходил к догматам исключительно с рациональными критериями и полагал, что они «носят не эмпирический, а идеологический характер» 251 . Даже современники и соратники Андруцоса Д. Баланос 252 и П. Брациотис 253 обвиняли его в приверженности католическим моделям. X. Яннарас говорил уже не об отдельных заимствованиях, а о переносе западного образа мысли на восточную почву 254 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Срок открытия собора приближался; сам император готовился отправиться в Никею, но известия с иллирийской границы заставили его выступить в поход 247 . Уже с похода он отправил к отцам в Никею послание 248 , в котором заявляет, что „неотложные государственные нужды удерживают его в походе (reminenm–nos–in-expedimo)“, и просит отцов подождать его прибытия на собор. Обычное 249 предписание начальнику (consularis) Вифинии – строжайшим образом наблюдать за порядком в Никее и удалять оттуда всякие беспокойные элелементы отправила Пульхерия 250 . Весьма вероятно, этот указ стоит в связи с заявлением легатов папы, что они не решаются отправиться в Никею, если там не будет лично присутствовать император, так как опасаются повторения и в Никее разбойничьего собора. Просьба об этом от легатов к императору поступила вместе с просьбой от отцов, собравшихся в Никее, о скорейшем открытии собора, так как многие из них уже заболели от томительного ожидания и других неудобств. Император ответил, что множество государственных дел заставляет его оставаться „здесь“ 251 , тем не менее он постарается лично открыть собор поскорее 252 ; только отцы блеговолят из Никеи прибыть в Халкидон: „туда“ явится для присутствования и император, хотя государственные дела и удерживают его „здесь“ ( κε σε γ ρ κδραμο μεθα, excurremus, ε κα ντα θα δημ σιαι μς π χουσι χρε αι) 253 . Ηο встретилось новое затруднение: отцы не решались перейти в Халкидон. Этот город был так близок к столице, a в последней можно было предполагать не мало сочувствующих Евтихию, – что отцы опасались какого-нибудь бунта 254 или по крайней мере демонстрации 255 евтихианствующих. Об этих своих опасениях отцы собора чрез константинопольского архидиакона довели до сведения императора. Он в это время находился в Ираклии фракийской, в 65 (itin. burd.) или 81 (itin. Anton.) римских милях (90 или 112 верстах) от Константинополя. Император решился отложить свой дальнейший поход в Иллирик и приглашал отцов немедленно 256 перейти в Халкидон, успокоивая их на счет их опасений.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

μρα (день), который снова назначается Богом для входа в покой Его, есть день совершенного исполнения Его обетования. Наступление его известно одному только Богу 249 , поэтому день этот обозначается посредством неопределённого τιν, к которому нельзя отнести в смысле приложения следующее за сим σμερον, потому что это не день исполнения, но время ожидания этого исполнения 250 . По мнению многих толковников, цитата здесь (в 7 стихе) начинается первым σμερον, которое по причине вводного предложения (ν Δαυδ) вновь повторено для ясности и выражения логического ударения, на нём стоящего 251 . Выражение ν Δαυδ некоторыми сопоставляется с ν λ 252 . Но естественнее понимать его в соответствие ν προϑταις 253 , т. е. говоря в Давиде, как органе Божественного откровения 254 . Ссылка на царя Давида имеет ещё и то особенное значение, что он жил после И. Навина, о котором некоторые могли подумать, что на нём и на других, вошедших с ним в Палестину, сбылось обетование о покое. Как бы предвидя это возражение, Апостол в 8 стихе и говорит, что Давид предсказал об ином покое, состояние которого Апостол выясняет в стихах 9 и 10, где говорится о таком субботствовании, которое простирается как на людей, так и на Бога, т. е. о покое в Боге и с Богом. Σαββατισμς, соответствующее еврейскому , обозначающие праздник, не вполне соответствует κατπαυσιν 255 , потому что там речь о покое Бога, но когда говорится о субботстве народа Божия, то эти понятия почти совпадают, а потому слова 9 стиха несомненно говорят об этом покое в Боге, к которому и призываются евреи, читатели послания. «Суббота Бога Творца (говорит Делич) должна быть субботой всего сотворённого и в особенности народа Божия. Заключительная суббота осуществится только тогда, когда земная история превратится в блаженную вечность. Она есть вечный конец мировой недели, как седмица есть число абсолютного вечного покоя» 256 . Чтобы увещание было сильнее, Апостол, кроме положительного приглашения вступить в открываемый Христом новый покой, указывает ещё на возможность нового непослушания, а через то и на возможность погибели, подобно непослушным отцам их.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

По циркулярному указу от 18 марта 1868 г. Синод обязал освободить из монастырей всех, кто содержался там помимо статей, предусмотренных Уложением о наказаниях (ст. 138, 1549, 1585, 1593, 1594, 1597) особого высочайшего повеления, и в случаях безуспешности епитимьи на месте 249 . Хотя Синод признавал, что монастыри предназначаются для лиц, добровольно посвятивших себя молитве, и не приспособлены для помещения в них преступников, тем не менее в своих циркулярных указах от 2 июня 1897 г., 15 декабря 1901 г. подтверждал свое лояльное отношение к существующему законодательству о наказаниях. От содержания малолетних и несовершеннолетних преступников не освобождались даже женские общины 250 . Женские монастыри в XVIII в., как, впрочем, и мужские, были местом помещения безумных и сумасшедших, что вызывало протест не только самих монастырей, но и Синода. В период правления Петра II Синод в обращении к Сенату объявил, что «безумных» в женские монастыри «отсылать невозможно», так как караулить их и смотреть за ними, чтобы они не совершили самоубийства или убийства, некому. Кроме того, в монастырях нет средств на их пропитание, одежду и обувь, так как «монастыри все определенные» и «монахини питаются милостынею и рукоделием» 251 . При Екатерине II были назначены для помещения безумных Новгородский Зеленецкий и Московский Андреевский 252 . Видимо, существовал проект «о назначении для содержания безумных женского пола способного женского монастыря» 253 . Имущественные права монашествующих мужчин и женщин не различались. 3. Внутренняя жизнь женских монастырей: государственное законодательство и монастырские уставы Внутренняя жизнь монастырей определяется уставами, в основном созданными авторами аскетических учений, часто основателями известных монастырей. В древнерусской рукописной традиции сохранились монастырские уставы нескольких мужских монастырей допетровской России. Что касается женских монастырей этого периода, то исключительное место занимает глава об «инокинях» в Скитском уставе 254 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

248 РГАДА, ф. 18, оп. 1, д. 105, л. 10 об. РГИА. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Св. Правительствующего Синода (ф. 796, оп. 24). С. 756. 249 РГИА. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Св. Правительствующего Синода (ф. 796, оп. 35). С. 727. 250 Чудотворная икона… С. 15. Московская епархия была образована 1 сентября 1742 г. ( Верховский П. В. Населенные недвижимые имения… С. 156), 18 марта 1743 г. все монастыри Синодальной области были «отданы в ведомство Московскому архиерею» (РГАДА, ф. 18, оп. 1, д. 105, л. 17). 253 Опись, учиненная имеющейся в Севском уезде Крупецкой волости приписной к Путивльскому Молченскому монастырю Рождества Пресвятыя Богородицы Глинской пустыни//РГАДА, ф. 280, оп. 3, д. 154, л. 2. 254 Курские епархиальные ведомости. 1886. 15. С. 77–78. Архимандрит Анатолий пишет, что в этой описи «строитель Глинской пустыни Арсений ни одним словом не упоминает о зависимости Глинской пустыни от Путивльского Молченского монастыря». 255 Коллегия экономии была учреждена в 1726 г. для управления духовными имениями, в 1744 г. она была упразднена, а в 1762 г. возобновлена Екатериной II. Все церковные вотчины из духовного ведомства были переданы в Коллегию экономии (Иванов П. Описание государственного архива старых дел… М., 1850. С. 45–46; Верховский П. В. Населенные недвижимые имения… С. 345). 258 Там же; Материалы для статистики Российской империи. СПб., 1839. Т. 1. С. 51. В 1719 г. при разделении России на 11 губерний, Севская провинция была отнесена к Киевской губернии, а с 1732 г. относилась к Белоградской (Описание Курского наместничества из древних и новых разных о нем известий вкратце собранное Сергеем Ларионовым, того наместничества и Верхней Расправы прокурором. М., 1786. С. 33). 260 Гонт (пол. gont), кровельный материал – клиновидные дощечки с продольным пазом в толстой кромке (торце). При устройстве кровли узкая кромка одной дощечки вставляется в паз другой (Советский энциклопедический словарь. М., 1980. С. 326). 262 Дрань (дранка) – тонкие деревянные планки (дощечки) для обивки стен или для устройства кровли. (Советский энциклопедический словарь. М., 1980. С. 415).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Не забывается одна передовица многомиллионных «Известий» в 1990 году. Там предупреждалось об армии некомпетентных деятелей, готовых занять любые должности в обновляющемся государстве. Подпись была: С. С. Аверинцев, депутат Верховного совета СССР. Лосевские слова о «продаже разных наслаждений и удовольствий» я слышу теперь как пророчество о демократической риторике, прикрывшей в 1987–1993 годах перестройку власти. 246 Отец или сын хулиганил? Мне помнится, сын. 247 Московское психологическое общество, председателем которого в 1899–1918 был Лев Михайлович Лопатин (умер 64-летним 21.3.1920). 248 Через четверть века всё для меня собралось вокруг этих двух дат. 249 Редактор в издательстве «Энциклопедия». 250 Аверинцев рассказывал, как однажды столкнулся в издательстве с Крывелевым, который взяв за пуговицу начал его отчитывать. После бессонной ночи за работой Аверинцев видел всё странно и вдруг без слов расхохотался Крывелеву в лицо. Тот мгновенно куда-то исчез. 251 См. 5.7.1971. 252 Сложный Ваче Самвелович Григорьян, занявший место Василия Григорьевича Кисунько во главе редакции эстетики издательства «Искусства» после погрома этой редакции. К. М. Долгов был неблагоприятным директором издательства. 253 Борис Сергеевич Украинцев окончил Грузинский индустриальный институт. 254 Зульфия Абдулхаковна Тажуризина, зав. кафедрой атеизма МГУ. В начале 80-х она многое знала и с горечью говорила мне: вы хотите религии; но ведь, вернув ее, они (!) сделают народ нищим. 255 Филострат (Старший и Младший), Картины, пер. С. П. Кондратьева, М. 1936; Кондратьев С. П., Римская литература в избранных переводах, М. 1939; Павсаний, Описание Эллады, пер. и вводн. ст. С. П. Кондратьева, т. 1–2, М. -Л. 1938–1940. 256 Попов И. В., Личность и учение Бл. Августина, т. 1, ч. 1–2, Сергиев Посад 1916. 257 См. 22.2.1973. 258 «Фрина на празднике Посейдона в Элевсине» (1889) Хенрыка Семирадского. 259 «Эдип в Колоне» 1224–1225. 260 Персонаж популярных тогда «Зияющих высот» Александра Зиновьева. 261 Лосев, с.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=846...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010