(49) Там же. - С. 374. (50) Так, например, С.П. Саначин в статье «Вехи иллюстрированной архитектурно-строительной истории Казанского Богородицкого девичьего монастыря» (2016 г.) сообщает, что «торжество закладки обширного нового собора в присутствии императора Павла I с сыновьями» последовало 30 мая 1799 г. (См.: Саначин С.П. Указ. соч. - С. 114.) (51) Л.Н. Энгельгардт ошибочно указывал в качестве времени пребывания Императора Павла I Петровича в г. Казани 3 - 9 июня 1798 г. (См.: Записки Льва Николаевича Энгельгардта. 1766 - 1836. - С. 207, 213.) (52) Всего в пределах Казанской губернии Самодержец Всероссийский находился с 22 мая по 1 июня 1798 г., посетив, помимо прочего, перед своим приездом в г. Казань города Козьмодемьянск, Чебоксары и Свияжск. (См.: Император Павел Первый в Казани/1798-ой год/. - С. 14, 44.; «Как Павел в ней явился благодатен». - С. 174, 177.) (53) См.: Император Павел Первый в Казани (1798-ой год). - С. 22. (54) См.: Там же. - С. (7). (55) См.: Путешествие Императора Павла I в Казань в 1798 г. - С. 31. (56) См.: Современный журнал о пребывании в Казани Его Императорского Величества, Павла I-ro. 1798. - С. 467. (57) См.: Там же (58) См.: Император Павел Первый в Казани (1798-ой год). - С. 42.; Современный журнал о пребывании в Казани Его Императорского Величества, Павла I-ro. 1798. - С. 467. (59) См.: Император Павел Первый в Казани (1798-ой год). - С. 41. (60) Н.П. Загоскин уточнял: «Проснувшись в это утро в обыкновенное время, т.е. в 6 часов, Государь пил кофе и принимал доклады». (См.: Там же.) (61) Путешествие Императора Павла I в Казань в 1798 г. - С. 31. (62) См.: «Как Павел в ней явился благодатен». - С. 175. (63) См.: Записки Льва Николаевича Энгельгардта. 1766 - 1836. - С. 213. (64) В сноске к данному материалу сообщалось следующее: «Первое повествование о явлении чудотворной иконы Божией Матери в г. Казани составлено Ермогеном, митрополитом казанским, впоследствии вторым патриархом всероссийским. Евген[ий] [(Е.А. Болховитинов)]. Словар[ь] историч[еский]. т. I. стр. 186. Спб. 1827. Но повествование это, собственноручно писанное Ермогеном, доселе хранится между рукописями московской синодальной библиотеки под 982 (лист[ы] 1 - 36); почему мы и не могли воспользоваться им, как должно. Знаем, что наше " сказание " отлично от Ермогенова, по местам, большими или меньшими отменами, прибавлениями и опущениями, и потому представляет собою позднюю редакцию. Несмотря однако на это, мы решились издать это сказание; ибо оно есть памятник, весьма важный, особенно для казанской епархии. При самом издании его мы имели под руками два списка его собственной библиотеки, весьма сходные между собою, и старались пополнить один из них другим. А. И.». (См.: Сказание о явлении чудотворныя иконы Пресвятыя Богородицы во граде Казани//Известия по Казанской Епархии. - 1867. - 17. - С./449/.)

http://ruskline.ru/analitika/2018/02/01/...

6. 14 На кн. Быт. бес. VI, 2. 15 К Ант. нар. бес. IX, 1. 16 На 1-е посл. к Коринф. бес. XLIII, 2. 17 На Ев. Матф. бес. XLVII, 3. 18 О покаян. бес. VIII, 1. 19 К антиохийскому периоду его служения относятся следующия его творения: Толкования на отдельныя книги Ветхаго Завета, именно на книгу Бытия, Псалтирь и книгу пророка Исаии; из Новаго завета: Толкования на ев. Матфея (лучший его экзегетический труд), на ев. Иоанна, и на послания ап. Павла - к Римлянам, Коринфянам, Галатам, Ефесянам, к Филимону, Титу и Тимофею. Кроме истолковательных бесед к этому времени относится и много других его бесед на разные случаи и на отдельныя места Св. Писания и среди них видное место занимают беседы " О покаянии " . Из полемических произведений к этому времени относятся его беседы " Против аномеев " . 20 На посл. к Колосс. бес. VII, п. 3. 21 На Деяния, бес. XXX, п.4. 22 На Ев. Матф. бес. LXVI, 3 и 4. 23 На 17 ст. псалма 48, бес. 1-я, п. 6. 24 Обе эти книги см. ниже в первой книге I-ro тома, стр. 247 и 272. 25 Том XII, p. 500 (беседа VI, Contra Catharos). 26 На Деяния бес. XXVI, 3 и 4. 27 Собственно литургия, известная под названием литургии св. Иоанна Златоуста, не есть совершенно новое произведение, а лишь сокращенное изложение, применительно к указанной потребности, литургии св. Василия Великаго. 28 Aug. De civitate Dei XVIII, 53. 29 В III томе издания Миня. 30 Nilus, Epist., 265, там же 279,3. 31. Dialog. Histor. Palladii, cap. XI. 32. Сократ, Церк. Ист. VI, 21. 33. Матф. X, 24. 31 Dialog. Histor. Palladii, cap. XI, p. 38 (т. I. Бенед. изд.). 32 Сократ, Церк. Ист. VI, 21. 33 Матф. X, 24. Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=755...

л. 196 об. Мес. тогоже 14 день, Андрея иерусалимлянина епископа критскаго Слово (на) Здвижение честнаго Креста. Нач. Креста праздник творимый церковное все просвещается исполнение. л. 208 об. Мес. тогоже 25, житие препод. Ефросиньи, нарицаемыя Измарагд. Нач. Бе муж в Александреи граде богать зело и честен, имя ему Пафнотий. л. 217. Мес. нояврия 11, Тимофея архиеп. александрьнскаго сказание, чюдо св. и славнаго мученика Мины. См. 783 л. 552. л. 226. Иже в святых отца нашего Германа, бывшаго архиеп. Констянтинаграда пресвятейшаго, госпоже Богородици похвала, егда принесена бысть в церковь родителема своима, трею лет сущи. Нач. В сей пакы и другый сборник и светлый праздник Матере Господня, се предшествие безприрочныя невесты. л. 234 об. Мес. марта 17 день, житие Алексея человека Божия. См. 761 л. 310. л. 243 об. Мес. маия 23, иже в святых отца Леонтия епископа ростовьскаго чюдотворца. Там же л. 227. л. 253. В той же день, Слово о внесении телеси св. отца нашего Леонтия великаго епископа ростовьскаго в новую церковь , (и) о муже, исцелевшем у гроба св. Леонтиа. См. 630 л. 54. л. 257. Мес. сеньтемвриа в 20 день, мучение св. мученика Еустафил и Феописты жены его и чад его Феописта и Агапия. См. 782 л. 211. л. 277 об. Мес. октомврия в 20 день, мучение св. Арефы и с ним 4 тытящи и 253, словеса всех Святых. См. 755 л. 347. л. 290. Похваление св. и славному великому мученику миротворцу (мироточцу) Дмитрию. См. 777 л. 151. л. 300. Мес. декамврия в 20 день (21?) преставися пресвященный митрополить Петр всеа Руси в 3 час нощи в лето 6834 (1325), нас церковь Божию лет 18 и 6 месяць. Слово св. святителя Петра, митр. киевскаго, волыньскаго, суздальскаго. Нач. Сий святый митрополит Петр родися от родителю крестьяну, от отца Феодора. Житие святителя Петра, составленное Прохором еписк. ростовским († 1327 г.), издано при Духов. Вестнике в Материалах для истории русс. церкви 1862 г. т. 1 стр. 17–22. л. 306. Мес. ноемвриа 20, св. мученици Екатерины, мучение Виргилия и Вития. Без конца. См. 778 л. 117.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Уже в условиях начавшихся гонений 8 сентября 1918 г. Поместный Собор вынужденно прекратил свои заседания, «приняв некоторые решения по вопросам внутренней организации Церкви. Но они остаются больше материалом по истории Поместного Собора, – констатировал И. К. Смолич , – чем частью подлинной истории Русской Церкви, потому что после 23 января 1918 г. (издание декрета ленинского правительства об отделении Церкви от государства. – С. Ф.) эти решения не имели уже для Церкви почти никакого практического значения». 667 Революция с огромными издержками, но все-таки позволившая Церкви начать постепенный демонтаж порочной синодальной системы, в итоге и похоронила ее реформы, при этом спалив «последние остатки каких-то опор Церкви в государстве». 668 1 Все публикуемые работы выходят в свет после внесения авторской и редакторской правки. 3 Конфликт стоил А. Д. Самарину обер-прокурорского кресла, но и сменивший его гофмейстер Двора А. Н. Волжин (1860–1933) не сумел проявить себя на этой должности, в августе 1916 г. покинул духовное ведомство. Последним дореволюционным обер-прокурором Св. Синода был действительный статский советник Н. П. Раев (1856–1919), сын митрополита Петербургского Палладия. Этот обер-прокурор пользовался благоволением императорской четы, хотя Государь никогда не воспринимал Раева как серьезное политическое лицо. 5 Вскоре после Октябрьского переворота Совет народных комиссаров постановил перейти, начиная с февраля 1918 г., с Юлианского календаря на Григорианский. Поэтому после 31 января 1918 г. в России наступило сразу 14 февраля. 6 Тысячелетие Крещения Руси. Поместный Собор Русской Православной Церкви. Материалы. М., 1990. Кн. 1. С. 147. Наиболее контрастно число канонизированных в Синодальный период выглядит при сравнении его со 146-ю святыми, канонизированными за период с Собора 1549 г. до учреждения Св. Синода (там же, стр. 140). Впрочем, в течение Синодального периода было разрешено празднование 15-ти местночтимых святых, а также «Исидора и 72 Юрьевских мучеников». 17 Дневник А. А. Киреева. Рукописный отдел Российской государственной библиотеки. Ф. 126. Д. 13. Л. 247–247-об. О Серафиме (Чичагове) , к слову сказать, упоминал и Витте, заявивший, что в дальнейшем архимандрит стал архиереем благодаря своему имени. Однако Витте ничего не говорил о влиянии Серафима (Чичагова) на подготовку канонизации Саровского старца (Витте С. Ю. Указ. соч. С. 271). 19 См. Церковные Ведомости. 1903. 25. С. 259–261; Новое Время. 1903. 21 июня. Видимо, с этим и связано то обстоятельство, что митрополит опубликовал свое заявление в светской газете, а не в «Церковных ведомостях» и не в «Правительственном Вестнике», на что сетовала правая хозяйка известного столичного политического салона А. В. Богданович (См. Богданович А. Три последних самодержца. М., 1990. С. 289), так как спустя всего неделю, 28 июня, в «Прибавлениях к Церковным Ведомостям» разъяснения митрополита Антония тоже были опубликованы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

373 Там же см. докладную конфиденциальную записку Иеремии князю Воронцову, от 17-то октября 1847 года. 375 См. в св. синоде дело касательно открытия викариатства в саратовской епархии, нач. 12-го апреля 1849 г., конч. 30-го ноября 1850 года. 376 См. в св. синоде дело об учреждении из трех епархий: цагерейской, цайгинской и чкендидской, одной, под названием мингрельской. 377 См. в св. синоде дело по рапорту экзарха Грузии, вследствие просьбы Имеретинских князей и дворян о назначении к ним архиерея, которым повелено быть митрополиту Давиду, а епископом гурийским архимандриту Евфимию, стр. 41. 378 См. в св. синоде дело под 1626, по прошению имеретинского архиепископа Софрония об увольнении его на покой с производством пенсиона; тут же и о возникшем в Грузии мятеже во время увольнения Софрония на покой, нач. 29-го декабря 1834 г., конч. 20-го февраля 1842 года. 379 См. в св. синоде дело по рапорту экзарха Грузии, вследствие просьбы имеретинских князей и дворян о назначении к ним архиерея, которым повелело быть митрополиту Давиду, а епископом гурийским архимандриту Евфимию. 382 При архиепископе Софронии, по указу 22-го декабря 1832 года, штат канцелярии имеретинского архиерея состоял из письмоводителя, двух писцов и переводчика, с жалованием всем им по 1.050 р. (асс.). См. в синоде книгу Высочайших повелений, год 1833, 463. В Кутаисе был собор имеретинской кафедры и архиерейский дом, который, впрочем, находился в большой бедности, по крайней мере, после смерти имеретинского архиепископа Софрония: в нем нечего было принимать, потому что не было ни мебели, ни других вещей (см. в св. синоде дело под 1626 по прошению имеретинского архиепископа Софрония об увольнении его на покой, с производством пенсиона; тут же и о возникшем в Грузии мятеже во время увольнения Софрония на покой). 383 См. в деле по рапорту экзарха Грузии вследствие просьбы имеретинских князей и дворян о назначении к ним архиерея, которым повелено быть митрополиту Давиду и епископом гурийским архимандриту Евфимию, сообщение графу Протасову из временного отделения по делам Закавказского края.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О вступлении Никона на Патриарший престол см.: Лашкарев П.А.  Патриарх Никон . Восшествие Никона на Патриаршество Московское (Труды Киевской Духовной академии. 1860, ч. 2, стр. 131–163; и исследование Н.Ф. Каптерева в «Православном обозрении». 1888. 1, стр. 40–49). Поэтому утверждение гр. Гейдена, что в последующей вражде Вонифатьева к Никону видно недовольство соперника (стр. 8, прим. 2), не имеет вовсе основания. 146 Так, Аввакум, сообщая о его происхождении, замечает: «От моей родины та деревня не далеко, верст с 15; я знаю много там таких чародеев» (Т. 8, стр. 34. Ср.: Щапов. Раскол, стр. 253, 268). «Доселе ты друг наш был», прибавляет И. Неронов (Материалы. т. 1, стр. 47). «Егда поставили Патриархом, так друзей не стал и в крестовую пускать» (Материалы. т. 5, стр. 17 – Житие Аввакума). 147 Материалы, т. 3, стр. 209; т. 4, стр. 287; т. 5, стр. 215–223; т. 6, стр. 126; т. 7, стр 323–324, 339, 340. 148 Материалы, т. 1, 158, 180, 197. В письменных обращениях к Царю Алексею Михайловичу осужденные и сосланные за раскол называют его иногда просто: «Михайлович, Михайлович свет» (Там же. Т. 5, стр. 148). Старец Аврамий пишет: «Послушай, Михайлович!». Впрочем, протопоп Аввакум из Пустозерска писал и Федору Алексеевичу: «Помилуй мя, Алексеевич, дитятко красное церковное»! (Там же. Т. 5, стр. 155). 151 В «Повести о белом клобуке» сообщалось, что все христианские царства сойдутся в одно царство Русское, Православия ради, и что «патриаршеский чин от Константинополя дан будет русской земле во времена свои и будут последние первыми, а первые последними» (СПб., 1861. стр. 38–39; Макарий, т. 11. стр. 158. Ср. послания старца Филофея к Великому Князю Василию Ивановичу и псковскому дьяку Мунехину (Православный собеседник. 1861. 5; 1863. 3). 152 С этой весьма распространенной идеей в русском обществе приходилось много бороться в 16 в. известному Максиму Греку . Такому мнению, с одной стороны, содействовали политическое падение Византии и господство турок на Востоке, а с другой – принятие царского титула, подкрепленного византийско-римскими традициями (как возведение генеалогии русского царского рода до Августа Кесаря, о чем свидетельствует обилие подобных сказаний в разных исторических и литературных памятниках 16 и 17 вв.), и учреждение Патриаршества в Москве, сопровождавшееся даже некоторыми опасениями на Востоке, имевшими отчасти религиозный, а отчасти политический характер ( Николаевский П. Ф. Учреждение Патриаршества в России. СПб., 1880; Каптерев Н. Характер отношений России к православному Востоку в 16 и 17 столетиях. М., 1885. стр. 50–60; оба сочинения по архивным материалам).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Примечания 1. Ф.Энгельс. Диалектика природы, М., 1952, стр. 25. 2. Некоторые фактические материалы на эту тему можно найти в работе А.Ф.Лосева " Эстетическая терминология Платона " в сборнике " Из истории эстетической мысли древности и средневековья " . М., 1961, стр. 17 — 62 (где указаны и другие работы того же автора на эту тему). 3. Ф.Энгельс. Анти–Дюринг. М., 1953, стр. 150. 4. Там же, стр. 334. 5. См. Ф.Энгельс. Анти–Дюринг. М., 1953, стр. 97. 6. Ф.Энгельс. Анти–Дюринг. М., 1953, стр. 169. 7. К.Маркс. К критике политической экономии. М., 1953, стр. 224. 8. К.Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 11, стр. 56. 9. К.Маркс. К критике политической экономии. М., 1953, стр. 224. 10. К.Маркс. Капитал, т. 1, М., 1949, стр. 86. 11. К.Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 1, стр. 600 и сл. 12. См. Я.А.Ленцман. О древнегреческих терминах, обозначающих рабов. ВДИ, 1951, No 2; он же. Об историческом месте гомеровского рабства. ВДИ, 1952, No 2; он же. О возникновении товарного производства в древней Греции. ВДИ, 1953, No 3; он же. Пилосские надписи и вопросы рабовладений в классической Греции. ВДИ, 1955, No 4; С.Я.Лурье. К вопросу о характере рабства в микенском рабовладельческом обществе. ВДИ, 1957, No 2; он же. Язык и культура микенской Греции. М. — Л., 1957, стр. 269 — 285; Е.М.Штаерман. Кризис рабовладельческого строя в западных провинциях Римской империи М., 1957; " История рабства в античном мире " в семилетнем плане Института истории АН СССР (передовая статья). ВДИ, 1960, No 4; Г.Г.Дилигенский, Л.П.Маринович. Изучение истории античного мира в 1956 — 1960 гг. ВДИ, 1961, No 4, стр. 17 — 20; М.М.Слонимский. К проблеме античного рабства, ВДИ, 1961, No 4, стр. 120 — 126; Я.А.Ленцман. Рецензия на книгу Уэстермана " The slave systems of Greek and Roman Antiquity " , 1955, ВДИ, 1958, No 4; Е.М. Штаерман. Рабы и отпущенники в социальной борьбе конца республики. ВДИ, 1962, No 1, стр. 24 — 46; С.Я.Утченко и Е.М.Штаерман. О некоторых вопросах истории рабства. ВДИ, 1950, No 4; Г.Г.Дилигенский. Проблемы истории античного рабства на XI международном конгрессе в Стокгольме. ВДИ, 1961, No 2; см. также И.М.Кулишер. Очерк экономической истории в древней Греции, М., 1927. Здесь остро критикуются буржуазные предрассудки относительно греческом рабовладения. Однако положительные взгляды автора сами нуждаются в критике.

http://predanie.ru/book/219660-iae-i-ran...

Список Мациевича. Полное собрание Русских летописей. Т. 37. Устюжские и Вологодские летописи XVI-XVIII вв.: Ленинград: «Наука». 1982. Стр. 30. 6. Архангелогородский летописец. Полное собрание Русских летописей. Т. 37. Устюжские и Вологодские летописи XVI-XVIII вв.: Ленинград: «Наука». 1982. Стр. 70. 7. Летописец Льва Вологдина. Полное собрание Русских летописей. Т. 37. Устюжские и Вологодские летописи XVI-XVIII вв.: Ленинград: «Наука». 1982. Стр. 133. 8. Сотная книга 1630 года. «Лета 7138 апреля въ 25 денъ сотная съ Устюжскихъ съ писцовыхъ книгъ письма и меры Микиты Вышеславцова, да подъячего Агея Федорова 131 и 132 и 133 и 134 году». В книге: Устюг Великий. Материалы для истории города XVII и XVIII столетий. – М: типография М. Н. Лаврова. 1888. Стр. 40-41. 9. Попов А. Описание Великоустюжскаго Иоанно-Предтечева девичья монастыря. – Прибавление к Вологодским епархиальным ведомостям. Июля 15. 14. 1877. Стр. 252-255. 10. Сотная книга 1630 года. «Лета 7138 апреля въ 25 денъ сотная съ Устюжскихъ съ писцовыхъ книгъ письма и меры Микиты Вышеславцова, да подъячего Агея Федорова 131 и 132 и 133 и 134 году». В книге: Устюг Великий. Материалы для истории города XVII и XVIII столетий. – М: типография М. Н. Лаврова. 1888. Стр. 40. 11. Там же. Стр. 40. 12. Попов А. Описание Великоустюжскаго Иоанно-Предтечева девичья монастыря. – Прибавление к Вологодским епархиальным ведомостям. Мая 1. 9. 1877. Стр. 148. 13. Попов А. Описание Великоустюжскаго Иоанно-Предтечева девичья монастыря. – Прибавление к Вологодским епархиальным ведомостям. Июня 15. 12. 1877. Стр. 210. 14. Там же. Стр. 210-211. 15. Титов А. А. Летопись Великоустюжская./Издание А. К. Трапезникова/. – М: Типография А. и А. Снегиревых. 1888. Стр. 119. 16. Попов А. Описание Великоустюжскаго Иоанно-Предтечева девичья монастыря. – Прибавление к Вологодским епархиальным ведомостям. Мая 15. 10. Стр. 170-177. Июня 1. 11. 1877. Стр. 188 - 197. 17. Попов А. Описание Великоустюжскаго Иоанно-Предтечева девичья монастыря. – Прибавление к Вологодским епархиальным ведомостям. Мая 1. 9. 1877. Стр. 150. 18. Попов А. Описание Великоустюжскаго Иоанно-Предтечева девичья монастыря. – Прибавление к Вологодским епархиальным ведомостям. Июня 1. 11. 1877. Стр. 197. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=44943

448 Прибавлений за 1882 г. ч. 29, стр. 554. Синайский кодекс, в цитован. издании Тишендорфа, в фотолитографированных снимках, был издан не в большом числе оттисков особо. 453 См. стр. 32 Записки святителя «О догматическом достоинстве и охранительном употреблении греческого семидесяти толковников и славянского переводов Св. Писания». Москва, 1858. 455 См. на 32 странице цитованной выше на сей же стр. в 1-м примечании «Записки», в приписке, сделанной святителем в 1858 г. 456 Из приветственной речи, произнесенной от Московской духовной академии ректором ее А. В. Горским пред лицом святителя Московского Филарета в день 50-летия служения его в архиерейском сане 5 августа 1867 г. См. Прав. Обозр. за 1867 г. ч. 24, стр. 12 «Известий и заметок». 457 См. изложение их в «Записке» святителя, представленной им в феврале сего года обер-прокурору и выше приведенной нами. 459 См. И. А. Чистовича, История С.-Петерб. дух. академии, стр. 191. Спб. 1857; срав. Н. П. Вишнякова, происхождении Псалтири, стр. 17. Спб. 1875. 460 У Чистовича, в цит. соч. стр. 191. Перепечатано в Прав. Обозр. за 1869 год, т. I, стр. 341–364. 461 См. там же, стр. 271. Сл. списки сочинений Филарета, составленные в хронологическом порядке и помещенные: а) в Трудах Киев. дух. акад. за 1868 г. ч. I, стр. 324; б) в Чтениях в Общ. Люб. Дух. Просв. за 1869 г. кн. VI, стр. 70 «Материалов для биографии Филарета» и в др. книгах. 462 Уроки читаны были в 1810–1812 годах. См. Чтения в Общ. Люб. Дух. Просв. за 1869 г. кн. VI, стр. 71 «Материалов для биографии Филарета». Но эти уроки, в свою очередь, представляли собою лишь практическую часть общих чтений по Герменевтике. Как профессор богословия истолковательного или герменевтики, архимандрит Филарет в своих чтениях предложил опыт и теорию этой науки. «В теории, по изложении понятия истолковательного богословия, его возможности, даже необходимости в кругу знания и хода его в Церкви христианской, предметом изысканий были: а) основания истолкования общие; b) средства истолкования внутренние, то есть почерпаемые в самом Св. Писании; c) пособия внешние и d) правила о действительном употреблении открытого в словах Св. Писания смысла». См. И. А. Чистовича, Истор, С-Петерб. дух. акад., стр. 190 примеч. Срав. «Обозрение богословских наук» и пр. Филарета, по изданию в Чтениях в Общ. Люб. Дух. Просв. за 1872 год, стр. 40–49 «Материалов для истории русской церкви». Нечто подобное «Запискам на кн. Бытия» представляют и «Замечания на книгу Исход», составленные Филаретом также еще в Петерб. дух. академии и напечатанные в Чтен. в Общ. Люб. Дух. Просв. за 1871 год.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Я исполнял все это; но в душе чуждался церкви, помня рассказы дяди». Брат. Слово, 1888 г. т. I, стр. 440. 131 Там же, стр. 158. Правда, влияние этого училища ограничивалось только раскольниками, менее ожесточенными; раскольники же, более ожесточенные, не отдавали своих детей и в это училище, как свидетельствовал заведующий Преображенским богаделенным домом чиновник Потулов и чего не отрицал м. Филарет. Там же, стр. 163, VIII. 144 Означенные правила помещены в «собрании постановлений по части раскола» под 17 окт. 1836 г., стр. 177–178 по изд. 1875 г.; они приведены также у Варадинова, стр. 318–320 и в «Докладе москов. консистории митр. Филарету»: «духовные меры против раскола». Чтения в импер. общ. истории и древ. росс. 1875 г. III кн. V отд. 136–137 стр. Заметим кстати, что указом 12 мая 1837 г. заведение таких школ рекомендовалось Св. Синодом «не только в зараженных расколом приходах для ослабления раскола, но и в прочих для предохранения от раскола ранним наставлением в духе православия». См. доклад, стр. 133. 146 Там же. В месте с тем в своем «проекте инструкции благочинному церквей», составление которой относится к 1838 г., Филарет в числе обязанностей благочинного поместил: наблюдать, «чтобы священники старались заводить домашние училища для обучения поселянских детей чтению, молитвами и начаткам катехизиса». См. отд. IV, § 64 этой инструкции, Душеп. чт. 1872 г. 1 т. стр. 451. 155 См. напр. резолюц. от 11 окт. 1843 г. в Орл. изд. стр. 20–21; от 10 июл. – 10 авг. 1843 в Душеп. чт. 1891 г. т. I, стр. 185; от 23 декабря 1855 г. Душ. чт. 1872 г. т. I. 117 стр. 157 Письмо м. Филарета М. Н. Муравьеву. Чт. Общ. люб. дух. просв. 1878 г. отд. III., материалы, стр. 222. Равным образом и в проектированном с тою же целью – борьбы с расколом, хотя и не основанном женском монастыре предполагалось завести подобное же обучение девочек, которыми должны были заниматься способные из монахинь «без учреждения особого училища, в келиях по благословению и распоряжению настоятельницы».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010