Никаких сведений о нем не найдено. 352. Святый князь Симеон Вяземский, иже убиен бысть от князя Юрья Смоленскаго в лето 6000 353. Святая благоверная княгиня Иулиана Новоторжская чудотворица, преставися в лето 6900 Блаж. княгиня Иулиания – образец высокого супружеского целомудрия. Когда Витовт завладел Смоленском, последний князь Смоленский Юрий (в летописях Юрга) искал убежища в вольном Новгороде, а потом получил от в.кн. Василия Дмитриевича звание наместника в Торжке, но там запятнал себя гнусным злодейством. Друг его, разделвяший с ним изгнание, князь Симеон Вяземский имел прекрасную, добродетельную супругу, по имени Иулиению. Жестокий и сластолюбивый Юрий пылал вожделением осквернить ложе Симеона; он не успел в том ни соблазном, ни угрозами, и решился на явное злодеяние: в своем доме, среди веселого пира, он убил князя Симеона, надеясь безнаказанно насытить похоть свою насилием. Но целомудренная Иулиания, любя непорочность более всего в мире, схватила нож и ранила насильника в плечо. Тогда любострастие уступило место ярости. Юрий, обнажив меч, погнался за мужественной княгиней, изрубил ее и велел бросить тело ее в реку Тверцу. Это было 21 декабря 1406 года. Весною следующего года, тело блаж. Иулиании появилось на поверхности воды и было погребено в соборной церкви. Когда этот храм пришел в ветхость и решились разобрать его и построить новый на том же месте, в марте 1815 года, при разобрании старого собора, обнаружен был каменный гроб в недальнем расстоянии от того места, где находилась рака св. мученицы княгини Иулиании. Так как место это приходилось именно там, где должна была быть южная стена собора и при копании для этой стены рва гроб был опять обнаружен, то за невозможностию перенести его куда-нибудь далее, по неотступной просьбе граждан и потому, что гроб сей находился несколько столетий внутри прежнего собора, сделан был для гроба при той южной стене внутри же имевшего быть собора каменный склеп, в который и был переставлен гроб и закладен наглухо. В 1820 г., по благословению архиепископа Тверского (впоследствии митрополита Московского) Филарета, сделан из собора вход в этот склеп, а в 1874 году, по неудобству прохода, темноте и сырости пещеры, устроен вход снаружи и пробиты окна. Там теперь почивают под спудом мощи св. княгини-мученицы. Память ей празднуется 2 июля и 21 декабря (Твер. Епарх. Вед., 1883 г., NN 23 и 24).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

27 марта 1785 г., после перенесения епископской кафедры из Переяслава в Слуцк, И. возглавил Новгород-Северскую епархию. Заботился о развитии церковной образовательной системы, перевел семинарию из Переяслава в Новгород-Северский. После упразднения епархии 1 сент. 1797 г. И. был назначен на Могилёвскую кафедру с титулом архиепископа Мстиславского, Оршанского и Могилёвского, но отказался от этой должности. 24 сент. 1797 г. И. уволился на покой, поселился в новгород-северском в честь Преображения Господня мон-ре , где похоронен. Соч.: Слова, говоренные на чреде проповедания. М., 1779; Речь при открытии народного училища в Новгород-Северске. СПб., 1789. Арх.: ЦГИАК. Ф. 128. Оп. 1 общ. Д. 248, 260. Лит.: ИРИ. Ч. 1. С. 212; Аскоченский В. И. Киев с древнейшим его училищем Академиею. К., 1856. Ч. 2. С. 202; Филарет (Гумилевский). Обзор. Кн. 2. С. 95; Юзефович Д. Иерархия Переяславско-Полтавской епархии//Полтавские ЕВ. 1863. 15. С. 95-96; Полиевкт, игум. Сведения о Полтавско-Переяславской епархии и ее архипастырях//Там же. 1867. 21. С. 361-369; Максимович М. А. Сказание о Межигорском мон-ре//Собр. соч. К., 1877. Т. 2. С. 282-283; Строев. Списки иерархов. Стб. 26; П-ко Вл. Из истории образования на Украине//Киевская старина. 1905. Т. 90. 9. Отд. 1. С. 236-247; Акты и док-ты, относящиеся к истории Киевской Академии. К., 1906. Отд. 2. Т. 3. С. 490; Пархоменко В. А. Очерк истории Переяславско-Бориспольской епархии (1733-1785 гг.) в связи с общим ходом малорос. жизни того времени. Полтава, 19102; Покровский И. М. Рус. епархии в XVI-XIX вв., их открытие, состав и пределы. Каз., 1913. Т. 2. С. 695-697; Ластовський В. В. Православна Церква у cycniльho-noлimuчhoмy жummi Украïни XVIII ст.: (Nepeяcлabcьko-Бopucniльcьka Черкаси, 2002. С. 116, 134; Титов Ф. А. Имп. КДА в ее трехвековой жизни и деятельности (1615-1619): Ист. записка. К., 2003. С. 516; Кагамлик С. лавра: Cbim правосл. дyxobhocmi i культури. К., 2005. С. 352-354; Кузьмук О. «Козацьке благочестя»: Biйcьko Запорозьке Низове i kuïbcьki чoлobiчi мohacmupi в XVII-XVIII ст. К., 2006. С. 187; Apxib лаври та зanobiдhuka. К., 2007. Вип. 1. С. 139; Прокоп " юк О. Духовна Kohcucmopiя в cucmeмi ynpabлihhя (1721-1786). К., 2008. С. 97.

http://pravenc.ru/text/389187.html

Далее участники встречи обсудили состояние российской топонимии. Депутат Государственной думы Владимир Мединский («Единая Россия») рассказал о поездке в Башкирию: «В Уфе я жил в гостинице на ул. Ленина. Практически на каждом шагу – Салават Юлаев. Я им говорю: у вас такая богатая история, но почему именно Юлаев? Он – пособник Пугачева и по сути дела смутьян и разбойник. Есть же в российской военной истории башкирская конница, которая произвела фурор в Париже. Их в отечественную войну 1812 г. и во время зарубежных походов Русской армии 1813-14 годов французы боялись не меньше, чем казаков. Наверняка были замечательные командиры — «слуги царю, отцы солдатам»! В конце концов, есть отчаянный герой Великой отечественной войны Александр Матросов. Поднимайте таких людей на щит, а не одного Салават Юлаев! В итоге, исполком Курултая (конгресса) башкир объявил меня врагом башкирского народа». Отец Владимир Силовьев рассказал о курьезах в названиях улиц: «В Богородске, который всё ещё называется Ногинск, улица Тихвинская пересекается с улицей Клары Цеткин, а Патриаршая с улицей Большевиков. А рядом на улице Рабочей стоит Богоявленский собор. Всё это, по мнению священника приводит к замешательству людей, а в итоге – к равнодушию народа к названиям: «В Богородске есть 1-ая и 2-ая Безбожные улицы. Там все дома – или спаленные, или заколоченные. И вот идет старушка, мы с ней поговорили. Выяснилось, что она верующая, ходит в храм, но о названии улицы она никогда не задумывалась!» Президент фонда «Возвращение» Юрий Бондаренко сказал, что в России свыше 8400 Советских улиц, больше 5600 улиц Ленина, свыше 7000 Октябрьских, многие тысячи Комсомольских, Социалистических, Коммунистических. И большинство этих улиц имеют свои подлинные исторические имена! Названия улиц – это не только и не столько ориентиры в пространстве, но это еще и символы нации. А национальный символ – это в первую очередь то, что объединяет людей вне зависимости от их взглядов, интересов. Такой объединяющей силой, прежде всего, обладают святыни народа, с которыми он всегда связывал свое историческое бытие. То, что люди издревле почитали святым, в отличие от политических идей и личностей, никогда не вызывало расколов и противостояний. В нынешних названиях улиц и площадей мало святого… Прославлены даже не только события и даты, но даже годовщины этих дат: 352 улицы имени 40-летия Октября, 423 улицы имени 50-летия Октября, 360 улиц имени 60-летия Октября и 334 улицы имени 70-летия Октября.

http://pravmir.ru/kontora-advokatov-na-m...

См. об этом: Grabar A. Martyrium. Recherches sur le culte des reliques et l’art chretien antique. V.2: Iconographie. P., 1946, p.65–66. B православной традиции память Семи отроков Эфесских отмечается 524 22 октября и 4(7) августа (см., например, Студийский устав Благовещенского монастыря в Новгороде, XII в.//ГИМ, син. 330 л.187), а по некоторым сведениям, и в другие дни (см., например: Архимандрит Сергий. Полный месяцеслов Востока. Т.2, отд.1. M., 1876, с.204, 280). Мощи Семи отроков еще в XII в. покоились в гроте близ Эфеса, и русский паломник игумен Даниил в 1114 г. видел их там. См.: Жития святых, чтимых православной церковью, составленные Филаретом (Гумилевским) , архиепископом Черниговским. СПб., 1885, с.29. Пайкова A.B. Легенды и сказания, с.19. 525 Щепкина М.В. Миниатюры Хлудовской псалтири. M., 1977, табл.29; Walter Ch. «Latter-day» Saints and the Image of Christ in the Ninth-century Byzantine Marginal Psalters//REB. 45. 1987, p.205–222, esp.208. 526 Der Nersesian S. L’illumination des psautiers grecs du Moyen Äge. Londres, add.19 352. P., 1970, f.62, pl.22; Walter Ch. «Latter-day» Saints and the Image, p.208. 527 Walter Ch. «Latter-day» Saints in the Model for the London and Barberini Psalters//REB. 46. 1988, p.211–228. 531 См. воспроизведенный в рисунке амулет: Ducange. De imperatorum constantinopolitanorum numismatikus dissertatio. Rome, 1755, pl.3; Grabar A. Amulettes byzantines du Moyen Äge//он же. L’art paleochretien et 1’art byzantin. Requeil d’etudes 1967–1977. L., 1979, p.531–541. Об апотропеическом значении образа Сисиния и Архангела Михаила на амулетах с Семью отроками см.: Бланков Ж. О двоеверии и амулетах-змеевиках//Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа. M., 1973, с.203–210; Николаева Т.В. Икона-складень 1412 г., мастера Лукиана//СА. 1968, 1, с.89–102. Указатель многочисленных образков с изображениями Семи отроков и какого-либо святого в музейных собраниях см.: Рындина A.B. Суздальский змеевик//Древнерусское искусство. Художественная культура домонгольской Руси. M., 1972, с.217, 234; Николаева Т.В. Древнерусская мелкая пластика из камня XI–XV вв. M., 1983, табл.23 (2, 3), 24 (2, 3, 4, 5, 6) и 14(1).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

sedem - ActaSS. Mai. T. 7. P. 22). Епископы Трира стали именоваться архиепископами в 70-х или 80-х гг. VIII в. Так, в грамоте кор. Карла Великого (772) и в Лоршской хронике под 774 г. упоминается еп. Веомад Трирский (ранее 762-791). В грамоте о мон-ре Метлах (ок. 782) Веомад назван архиепископом, а его предшественники - епископами (MGH. Dipl. Kar. T. 1. P. 200-202. N 148). Об архиепископской кафедре Трира говорится в Лоршской хронике под 785 г. (MGH. SS. T. 21. P. 352). В кратком предисловии автор Жития обращается к «любезнейшим братьям», призывая их подражать М., к-рому Бог даровал способность творить чудеса. Согласно Житию, М. род. в Аквитании, «в Пиктавийской области»; его братьев звали Максенций, Максим и Иовин, сестру - Максима. Впосл. Максенций стал епископом в Пиктавии (ныне Пуатье) (по-видимому, речь идет о св. Максенции, основателе мон-ря в Пиктавийском диоцезе (ныне Сен-Мексан-л " Эколь), жившем на рубеже V и VI вв.; его имя было включено в средневек. перечни епископов Пуатье; см.: Duchesne. Fastes. T. 2. P. 81-82). Др. братом М., вероятно, был св. Иовин, основатель мон-ря Энсион (ныне Сен-Жуэн-де-Марн), время жизни к-рого трудно определить (см.: Ledain B. Notice historique et archéologique sur l " abbaye de Saint-Jouin de Marnes. Poitiers, 1884. P. 15-17). Получив образование, М. отправился в Треверы, чтобы стать учеником еп. Агриция. Во время ночного бдения в базилике св. Евхария ангел открыл Агрицию и клирику Кириаку, что М. станет следующим епископом Треверов. Когда Агриций скончался, М. был избран на епископскую кафедру (это событие датировано 27-м годом правления имп. Константина). В то время в Иллирике и др. местах получила распространение арианская ересь. Епископ активно противодействовал еретикам и за это претерпел гонения от имп. Констанция. На Соборе в Колонии М. добился осуждения еретика еп. Евфраты и утвердил правосл. учение о Христе. Через много лет, когда М. получил известность как чудотворец, он совершил паломничество в Рим вместе со св. Мартином. В пути медведь задрал их осла, но М. усмирил зверя и велел ему нести вещи паломников. После возвращения в Треверы св. Мартин поручил заботам М. своего ученика Лубенция, которого епископ назначил пресвитером в сел. Кубрун (ныне Коберн-Гондорф) (о почитании св. Лубенция известно с 841, когда его мощи были перенесены в Диткирхен (ныне в черте г. Лимбург-ан-дер-Лан); см.: Struck W.-H. Das Stift St. Lubentius in Dietkirchen. B.; N. Y., 1986. S. 52-56. (Germania Sacra. N. F.; 22)). Перед смертью М. отправился в Аквитанию, чтобы навестить братьев, скончался там и был похоронен в неназванном монастыре в Пиктавийском еп-стве.

http://pravenc.ru/text/2561674.html

Законодательное признание воскресенья началось при Константине и принадлежит к следующему периоду. Обращенные в христианство иудеи постепенно перестали соблюдать субботу. Однако Восточная церковь до сих пор отмечает седьмой день недели (за исключением пасхальной субботы) отсутствием поста и молитвой стоя, в то время как Латинская церковь , в противопоставление иудаизму, сделала субботу днем поста. Споры об этом начались еще в конце II века. Среда 347 и особенно пятница 348 посвящались еженедельному воспоминанию о страданиях и смерти Господа и соблюдались как дни епитимьи, или бдения 349 , и облегченного поста (продолжавшегося до трех часов дня) 350 . §61. Христианская Пасха R. Hospinianus: Festa Christ., h. e. de origine, progressu, ceremoniis et ritibus festorum dierum Christ. Tig. 1593, и многие другие издания. A. G. Pillwitz: Gesch. der heil. Zeiten in der abendländ. Kirche. Dresden 1842. M. A. Nickel (католик): Die heil. Zeiten u. Feste nach ihrrer Gesch. u. Feier in der kath. Kirche. Mainz 1825–1838. 6 vols. F. Piper: Gesch. des Osterfestes. Berl. 1845. Lisco: Das christl. Kirchenjahr. Berlin 1840, 4 th ed. 1850. Strauss (придворный капеллан короля Пруссии, умер в 1863 г.): Das evangel. Kirchenjahr. Berlin 1850. Bobertag: Das evangel. Kirchenjahr. Breslau 1857. H. Alt: Der Chrisiliche Cultus, II nd part: Das Kirchenjahr, 2 nd ed. Berlin 1860. L. Hensley: Art. Easter in Smith and Cheetham (1875), I. 586–595. F. X. Kraus (католик): Art. Feste in «R. Encykl. der Christi. Alterthümer», vol. I. (1881), pp. 486–502, и приведенная там литература. Статья написана несколькими авторами, раздел о Пасхе и Пятидесятнице – доктором Функом из Тюбингена. Первыми праздниками этого периода были Пасха, Пятидесятница и Богоявление (Епифания). Они образуют начатки церковного календаря и держатся в рамках новозаветных фактов. В строгом смысле слова доникейская церковь отмечала ежегодно два праздника, Пасху – в воспоминание о страданиях Христа, и Пятидесятницу – в воспоминание о воскресении и вознесении Христа, начиная с Пасхи и заканчивая собственно Пятидесятницей. Но Пятидесятница и Пасха были связаны между собой как один длинный праздник, начинавшийся с глубокой печали и заканчивавшийся величайшей радостью, следовательно, термин pascha (в греческом и латинском) часто использовался в более широком смысле по отношению ко всему пасхальному периоду, как произошло с французским pâque или pâques и итальянским pasqua. Иудейская пасха тоже продолжалась целую неделю, а после нее начиналась пятидесятница, или праздник седмиц. Смерть Христа принесла плод в Его воскресении, без которого не обладала бы искупительной силой. Воспоминания о смерти Христа назывались pascha staurosimon (Пасхой страдания), или собственно Пасхой 351 . Праздник в честь воскресения назывался pascha anasmasimon (Пасха воскресения) 352 . Первое соответствует мрачной пятнице, второе – радостному воскресенью, священным дням недели воспоминаний об этих великих событиях.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

N 2. P. 259-286; eadem. Bardesane e la sua scuola, l " Apologia siriaca ascritta a Melitone e la Doctrina Addai//Aevum. Mil., 2009. Vol. 83. N 1. P. 141-168; Roesler J. Die Osterhomilie des Melito von Sardes und ihre Beziehung zur jüdischen Passafeier//Semiotica biblica. Hamburg, 1999. S. 141-154; Василик В. В. Об одном гимне в творениях св. Мелитона Сардского//ПС. 2000. 1. С. 112-119; Дунаев А. Г. Наследие Мелитона Сардского в контексте раннехрист. и визант. культуры: АКД. М., 2000; он же. Ζητματα μελιτνικα, 1: «Τ Περ το Πσχα δυο»: Разгадка «тайны Евсевия»?//ХВ. Н. с. 2001. Т. 2(8). С. 299-308; он же. Три рус. перевода гомилии св. Мелитона Сардского «О Пасхе», или Патрология в Зазеркалье//Там же. С. 472-479; он же. Ζητματα μελιτνικα, 2: Значение армянского и арабских фрагментов для реконструкции гомилии св. Мелитона Сардского «О душе и теле»//Там же. 2002. Т. 3(9). С. 374-388; Knapp H. M. Melito " s Use of Scripture in «Peri Pascha»: Second-Century Typology//VChr. 2000. Vol. 54. N 4. P. 343-374; Grant R. M. The Structure of Eucharistic Prayers//Antiquity and Humanity: Essays on Ancient Religion and Philosophy: Presented to H. D. Betz on his 70th Birthday/Ed. A. Y. Collins, M. M. Mitchell. Tüb., 2001. P. 321-332; Бумажнов Д. Ф. К истолкованию «О Пасхе» 56, 395 св. Мелитона Сардского//Hyperboreus: Studia classica. Petropoli, 2001. Vol. 7. N 1/2. P. 352-359; idem (Bumazhnov D.). Der Mensch als Gottes Bild im christlichen Ägypten: Studien z. Gen in zwei koptishen Quellen d. 4.-5. Jh. Tüb., 2006. S. 65-69; Hainsworth J. The Force of the Mystery: Anamnesis and Exegesis in Melito " s «Peri Pascha»//SVTQ. 2002. Vol. 46. N 1/2. P. 107-146; Gavrilyuk P. Melito " s Influence upon the Anaphora of «Apostolic Constitutions» 8. 12//VChr. 2005. Vol. 59. N 4. P. 355-376; Bardski K. Clavis Pseudo-Melitona z Sardem: Wczesnoredniowieczny slownik ponaddoslownej symboliki//Warszawskie Studia Teologiczne. 2007. T. 20. Cz. 1. S. 95-101; Lightfoot J. L. The Apology of. Ps.-Meliton//Studi Epigrafici e Linguistici sul Vicino Oriente Antico.

http://pravenc.ru/text/2562906.html

См. Sanctus Basilius Magnus.DeSpirituSancto , 67 и 26. [Там же. С. 335—336 и С. 273]. 72 См. Ibid . 25. [Там же. С. 273; также С. 352. — Прим. перев. ]. 73 «Догмат умалчивается, а проповедь обнародывается» Там же. С. 334. — Прим. перев. 74 «Ужели не дозволять нам одного речения, которое дошло к нам от Отцев» 75 Там же. С. 336. — Прим. перев. 76 Cf. Dörries Н. DeSpirituSancto, . — Göttingen: Vandenhoek & Ruprecht, 1956; Jungmann J.A. DieStellungChristiimliturgischenGebet . — 2. Auflage. — Münster I W, 1962. — S. 155 ff., S. 163 ff.; Dom Amand D. L’ascèse monastique de Saint Basile . — Éditions de Maredsous, 1949. — P. 75—85. Очень полезны и содержательны подстрочные примечания в критическом изданиях трактата " О Святом Духе» (De Spiritu Sancto), сделанные Чарльзом Ф. Джонсоном (С. F. H. Johnson, Oxford, 1892), и Бенуа Прюше (Benoit Pruche. Op. cit . in: Sources Chrétiennes. — Paris: Les Éditions du Cerf , 1945. — 17). O «тайном учении» ( disciplina arcani ) см. O. Perler O., s.v. Arkandisciplin , in: Reallexikon für Antike und Christentum. — Bd. I. — Stuttgart, 1950. — S. 671—676. Joachim Jeremias. Die Abendmahlsworte Jesu . — Göttingen: Vandenhoek & Ruprecht, 1949. — S. 59 ff., S. 78 ff., где «тайное учение» (disciplina arcani), по утверждению автора, можно обнаружить уже в структуре текста Евангелия, и даже присутствующее в иудаизме; cf. резкую критику этого положения, in: Hanson R.P.C. Tradition in the Early Church . — London: SCN Press, 1962. — P. 27 ss. 77 Псевдобиблицизм — ложное и буквальное толкование текста Библии — Прим. перев. 78 SanctusBasiliusMagnus.Epistulae ,189, 3. «Итак, человек Божий, поелику не от человек ты принял Евангелие Христово или научился ему, но сам Господь из судей сея земли возвел тебя на кафедру Апостолов, то подвизайся подвигом добрым, уврачуй недуги в людях, если коснулась кого болезнь арианского безумия; обнови древние следы отцов и продолжением непрерывных сношений старайся назидать на том основании любви к нам, которое уже положил. Ибо таким образом можем мы быть близкими между собою духом, хотя по месту жительства на земле весьма удалены друг от друга» (Письмо 189 (197). К Амвросию, епископу Медиоланскому

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3032...

Зато такие формальные отступники от " струвизма " как евразиец П.Н. Савицкий и национал-большевик Н.В. Устрялов сумели создать идеологемы, адекватно отвечающие на вызов времени, доказав огромные возможности национализма в качестве " суперидеолгии " . Возвращаясь к тому, с чего начали, - с сегодняшнего дня, можно поставить более вопросительных знаков, чем восклицательных. Да, нынче возродились все виды националисического дискурса, даже расизм (похлеще меньшиковского) нашел себе трибуну во внешне вполне респектабельных книжных сериях и журналах. Но, во-первых, есть ли у нового русского национализма достаточно широкая социальная база, а, во-вторых, продуктивен ли он вообще для нашей, пусть значительно уменьшившейся, но все же весьма обширной империи? Ответить на эти вопросы автор статьи пока не готов. ПРИМЕЧАНИЯ: 1. Цит. по: Руткевич А.М. Политическая доктрина Шарля Морраса//Моррас Шарль. Будущее интеллигенции. - М., 2003. - С. 147. 2. Хюбнер Курт. Нация: от забвения к возрождению. - М., 2001. - С. 9. 3. Там же. - С. 52. 4. Андерсон Бенедикт. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. - М., 2001. - С. 30. 5. Там же. - С. 31. 6. Смит Энтони Д. Национализм и историки//Нации и национализм. - М., 2002. - С. 258. 7. См.: Европейские революции 1848 года. " Принцип национальности " в политике и идеологии. - М., 2001. - С. 8; Хюбнер Курт. Указ. соч. - С. 118. 8. О шлегелевской теории нации и ее влиянии на русскую мысль пер. тр. XIX в. см.: Зорин Андрей. Кормя двуглавого орла... Литература и государственная идеология в России в посл. тр. XVIII - пер. тр. XIX в. - М., 2001. - С. 352 - 359. 9. См.: Баньковская Светлана. Воображаемые сообщества как социологический феномен//Андерсон Бенедикт. Указ соч. - С. 8. 10. Европейские революции 1848 года. - С. 47. 11. См.: Там же. - С. 76 - 77. 12. Вердери Кэтрин. Куда идут " нация " и " национализм " ?//Нации и национализм. - С. 298. 13. Миллер А.И. " Украинс кий вопрос " в политике властей и русском общественном мнении (вт. пол. XIX в.). - Спб., 2000. - С. 15. 14. Хюбнер Курт. Указ. соч. - С. 217. 15. Эвола Юлиус. Люди и руины. - М., 2002. - С. 37. 16. Лорд Актон. Принцип национального самоопределения//Нации и национализм. - С. 51. 17. Тихомиров Лев. Критика демократии. - М., 1997. - С. 627 - 628.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Б. М. Клосс предположил, что житие свв. Кирика и Улиты было написано известным писателем рубежа XIV-XV вв. Епифанием Премудрым по заказу новгородского архимандрита Варлаама. 348 Однако агиограф сообщает, что этот текст сочинил вместо жития, написанного ранее манихеями или другими еретиками. В греческом оригинале, указанном публикатором сборника Вс. И. Срезневским , имя автора названо: Иконийский епископ Феодор. 349 Таким образом, к Епифанию Премудрому ни житие свв. Кирика и Улиты, ни сам сборник 1414 г. никакого отношения не имеют. А. М. Молдован выделил в составе 3-й редакции «Слова» Илариона несколько групп списков, восходящих к отдельным протографам. Этому делению соответствуют не только определенные разночтения в тексте «Памяти и похвалы», но и сама композиция цикла. В сборнике Матвея Кусова (Мусин-Пушкинском) был использован дефектный список «Слова» Илариона, подобный тому, из которого были выписаны отдельные фрагменты. В процессе переписки текст правили не по полному списку 3й редакции, а по 2-й редакции. Лакуну, тем не менее, не восполнили. Уже в готовую рукопись позднее внесли правку по какому-то исправному списку 3-й редакции («новейшая рука», по определению Ермолаева). Во всех остальных списках цикла текст «Слова» Илариона восходит к исправному оригиналу 3-й редакции. 350 Индивидуальность сборника Матвея Кусова состоит в наличии службы на 15 июля и жития свв. Кирика и Улиты. В списках РНБ, ОР, Сол. 518/537 (1494 г.) и РГБ, ОР, МДА, Фунд. 198 (XVI в.) сохраняется та же последовательность произведений (Иаков, Иларион, Распространенное житие), но нет службы и жития свв. Кирика и Улиты. Сборник Сол. 518/537 назван «Минея новым чудотворцам». Он был переписан в 1494 г. по распоряжению Соловецкого игумена Досифея в Вологде, и принадлежит к старейшему ядру монастырской библиотеки. Не вполне понятно указание на Вологду. Н. Н. Розов полагал, что там с Соловецкой рукописи снимали копию. 351 С. А. Бугославский отмечал особую близость «Минеи новым чудотворцам» к рукописи 1414 г. Вторым источником был Сильвестровский сборник XIV в. (РГАДА, Тип. 53 (159/2)), из которого было взято «Сказание, и страсть, и похвала свв. муч. Борису и Глебу», «Сказание чудес» и «Чтение» Нестора. 352 В первой части «Минеи» собраны службы. Св. Владимиру положены стихиры, тропарь и канон. Они не совпадают с тем, что читается в сборнике 1414 г. Служба соответствует минеям сер. XIV в. РНБ, ОР, Соф. 382 (лл. 67–71 об.) и Соф. 386 (лл. 144–152 ). 353 Отличий всего два: есть уникальный тропарь, неизвестный по ранним редакциям, и отсутствует славник «Начальника благочестия и пропов дника в р ...». В Соф. 382 он относится к стихирам на стиховне, а в Соф. 386 к стихирам на хвалитех (см. раздел 9). Очевидно, что в «Минею новым чудотворцам» служба переписывалась с более древнего оригинала.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010