И. был хиротонисан во епископа Новгородского 28 марта 1165 г. («на верьбницу»), хиротонию возглавил Киевский митр. Иоанн IV . По Ипатьевской летописи, «постави Ярослав князь (очевидно, ошибка - вместо Ростислав или, что менее вероятно, Святослав; блгв. кн. Ростислав (Михаил) Мстиславич занимал киевский стол в 1159-1167, а его сын Святослав являлся новгородским князем в 1161-1167 (с перерывами).- М. П.) епископа Илью Новугороду Великому, то бо Илья родом бе новгородець» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 525). Период кон. 40-х - нач. 70-х гг. XII в. характеризуется временным усилением власти князя в Новгороде, причем Святослав Ростиславич «своим княжением воплощал старую идею зависимости Новгорода от Киева» ( Янин В. Л. Новгородские посадники. М., 20032. С. 145, 149-150), что отмечено и в новгородской владычной летописи: И. вернулся в Новгород 11 мая 1165 г., «при князи новгородьстемь Святославе, а при посаднице Захарии» (НПЛ. С. 31, 219). В сообщении Ипатьевской летописи следует видеть утверждение киевским князем кандидатуры прибывшего из Новгорода И., возможно вопреки желанию митрополита, к-рый был прислан весной 1164 г. на митрополию из Византии при имевшемся у Ростислава своем кандидате на замещение Киевской кафедры - Клименте Смолятиче . Долгий срок между избранием и хиротонией (ок. полутора лет), вероятно, стал следствием длительного согласования кандидатуры епископа с митрополией (др. Новгородские епископы XII в.- Аркадий и Митрофан - тоже ок. 2 лет после избрания ждали хиротонии). (Следует признать необоснованной т. зр. А. Е. Мусина на обстоятельства хиротонии Илии, в соответствии с к-рой епископ не был выбран в Новгороде, являлся одним лицом с послом кн. св. Андрея Юрьевича Боголюбского в К-поль; см.: Мусин А. Е. Древнерус. общество, епископат и каноническое право в XII-XIV вв.//Miscellanea Slavica: Сб. ст. к 70-летию Б. А. Успенского. М., 2008. С. 352-356.) По мнению Г. Подскальски и А. Поппе , митрополит в 1165 г. сделал Илию «первопрестольником» (греч. πρωτθρονος) Киевской митрополии, т. е. викарием, вместо Белгородского епископа ( Подскальски. 1996. С. 310; Поппе А. В. Митрополиты и князья Киевской Руси//Там же. С. 458). Как предположил С. И. Смирнов , основываясь на свидетельстве Жития И., архиеп. Илия мог участвовать в Соборах, прошедших в Киеве в 1166-1169 гг.: «И на священнем Соборе бывшу ему всея Руси, и велика исправления показавшю, и паки возвращшуся в Великий Новгород» (ВМЧ. С. 329; Смирнов. 1912. С. 368).

http://pravenc.ru/text/468947.html

После Февральской революции, 23 марта 1917 г., был избран на Московском епархиальном съезде членом Епархиального совета при временно управляющем Московской епархией Дмитровском еп. Иоасафе (Каллистове) . Совет считал себя лишь совещательным органом при епископе, а не управляющим в отличие от позиции Синода и нек-рых епископских советов в епархиях (Документы Священного Собора Православной Российской Церкви, 1917-1918 гг. М., 2017. Т. 12. С. 422). 2 мая 1917 г. избран товарищем председателя Московского об-ва любителей духовного просвещения. В июне-июле того же года вызван Синодом в Петроград для работы в Предсоборном Совете . Как участник Предсоборного Совета стал членом Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Активно работал в соборных отделах: уставном, о высшем церковном управлении, о богослужении, проповедничестве и храме, о преподавании Закона Божия. Первоначально возражал против восстановления Патриаршества в Русской Церкви. Его речь на соборном заседании 21 окт. 1917 г. считается наиболее ярким выступлением противников Патриаршества. Аргументируя свое мнение, прот. Н. Добронравов указывал на признание Синода всеми Поместными Православными Церквами, напоминал, что в первые 3 века христ. истории Патриаршество не существовало. Он считал, что введение Патриаршества создаст для Церкви угрозу разделения (в качестве примера указал на события в Грузинской Церкви), предостерегал Собор от принятия поспешных решений: «...вы хотите дать патриарху всю полноту власти… Но тогда... укажите такого человека, которого бы эта власть не раздавила…» (Там же. 1994. Т. 2. С. 352). После избрания патриарха Московского и всея России свт. Тихона прот. Н. Добронравов полностью пересмотрел свои взгляды на институт Патриаршества и в дальнейшем стал одним из близких соратников патриарха. Во время захвата большевиками власти в Москве в кон. окт.- нач. нояб. 1917 г. прот. Н. Добронравов находился в своей квартире в Александровском военном уч-ще, ставшем штабом противостоящих красногвардейцам юнкеров и офицеров.

http://pravenc.ru/text/2565704.html

В Спасо-Каменном мон-ре Д. Г. ввел общежительный устав по образцу афонского («устав Святыя горы»), снабдил обитель иконами и книгами, часть к-рых, возможно, была получена из К-поля или из южнослав. земель. О контактах обители с Балканами в кон. XIV в. свидетельствует запись на последних листах сборника творений свт. Григория Богослова, в к-рой сообщается о привозе ок. 1394 г. этой книги иноком Вассианом (Румянцевым) «от Сербьские земли» в Спасо-Каменный мон-рь, где «держаше старишиньство области преподобный игоумен Дионисии» (РНБ. Погод. 989. Л. 349 об.- 352, список 1435-1447 гг.). В годы настоятельства Д. Г. в Спасо-Каменном монастыре в течение долгого времени подвизались и были им пострижены в монашество преподобные Дионисий Глушицкий и Александр Куштский . 12 июля 1418 г. Д. Г. был хиротонисан во епископа Ростовского и Ярославского вместо умершего 5 мая 1416 г. свт. Григория (точная дата хиротонии приведена в Типографской летописи кон. XV в. (ПСРЛ. Т. 24. С. 180), часть летописи, в к-рой читается данное известие, восходит к московскому своду, летопись не называет святителя греком). В Софийской II и Львовской летописях известие о поставлении Д. Г. в 1418 г. сопровождается повествованием о его нежелании принимать епископский сан («бо желаше пустынное житие и труды»). Несмотря на это, Киевский митр. Фотий и вел. кн. Василий I Димитриевич «поставиша его себе нужею» (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 46-47; Т. 20. Ч. 1. С. 232). (По «Сказанию о начале Спасо-Каменного монастыря», хиротония Д. Г. во епископа Ростовского и Ярославского совершилась в 6900 (1391/92), но эта дата ошибочна, в ней недописаны цифры десятков и единиц.) Игуменом Спасо-Каменного мон-ря Д. Г. назначил «ученика своего Илариона». В Ростове новый епископ вместе с местным духовенством отслужил водосвятный молебен, после чего в городе прекратился мор. К Д. Г. в Ростов за благословением приходили ученики: прп. Дионисию Глушицкому святитель дал икону «Пречистыа Богородица со Превечным Младенцем» и церковную утварь; прп. Александр Куштский получил разрешение на основание новой пустыни, а также «вся потребнаа на устроение пустынное». Согласно древнейшим редакциям Жития прп. Дионисия (по определению Г. М. Прохорова , Основной и Минейной, XVI в.), преподобный побывал в Ростове в 6927 (1418/19) г. (Святые подвижники и обители Рус. Севера. С. 117, 154). В Основной редакции под 6928 (1419/20) г. сообщается о получении прп. Дионисием благословения от Д. Г. на освящение ц. во имя Иоанна Крестителя и на создание Глушицкого Сосновецкого во имя св. Иоанна Предтечи муж. мон-ря (Там же. С. 110, 112-113). Согласно 1-й редакции Жития прп. Григория Пельшемского (по определению С. А. Семячко, Редакция сборников), Д. Г. упросил прп. Григория стать архимандритом ростовского Спасского на Песках муж. мон-ря.

http://pravenc.ru/text/178453.html

Поставление свт. Константина в митрополита Киевского патриархом Константинопольским Константином IV. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 104) На Русь К. прибыл, по-видимому, в кон. весны 1156 г. На встречу нового митрополита в Киев отправились рус. иерархи, не признавшие митр. Климента Смолятича: Новгородский архиеп. св. Нифонт , епископы Косма Полоцкий и Мануил Смоленский; архиеп. Нифонт скончался в Киеве 21 апр. 1156 г., не дождавшись приезда К. По прибытии митрополита «прият его князь с честью и людье вси» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 347; ср.: НПЛ. С. 29). К. не был признан во Владимире-Волынском, где нашел прибежище Климент Смолятич. В то же время галицкие князья были союзниками Юрия Долгорукого и противниками Изяслава Волынского и его сына Мстислава. Предположительно в связи с этим при К. (по др. версии, между 1147 и 1157) из Владимиро-Волынской епископии была выделена самостоятельная епархия в Галиче. Галицким епископом в 1156/57 г. был поставлен Косма (переведен из Полоцка?). К. пришлось решать канонические проблемы прежде всего о действительности поставления клириков его предшественником. Согласно Ипатьевской летописи, отразившей Киевский свод кон. XII в., К. и рус. епископы «испровергъши Климову службу и ставления, и створивше Божественую службу, и благословиша князя Дюргя (Юрия.- Авт .) Володимирича, а потом и дыаконом ставление отда, иже бе Клим ставил митрополит, писаше бо к нему рукописание на Клима» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 485). Т. о., все действия Климента, в т. ч. поставления в священный сан, были объявлены недействительными. Только для диаконов, подписавших «рукописание» с осуждением Климента, сан был сохранен. В 1156 г. К. лишил кафедры Ростовского еп. Нестора , который, по всей видимости, не был ставленником Климента, поскольку являлся сослужебником Новгородского архиеп. Нифонта и был близок к кн. Юрию Долгорукому. В 1156/57 г. Ростовскую епископию возглавил поставленный К. в Киеве грек Леонтий II (в рус. летописях Леон), который в 1159 г. был изгнан недовольными им ростовцами и суздальцами, «зане умножил бяше церковь, грабяи попы» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 349; ср.: Там же. Стб. 352). Причину действий Ростовского епископа можно видеть в фискальных мероприятиях, санкционированных К. Не исключено, что изгнание было согласовано с призванным ранее ростовцами и суздальцами на княжение св. кн. Андреем Юрьевичем Боголюбским, вероятно уже тогда замыслившим основание отдельной от Киева Владимирской митрополии, подчиненной К-полю.

http://pravenc.ru/text/2057012.html

Янич. «Будем людьми!»: Жизнь и слово патриарха Павла. Пер. с серб. П.Е. и Н.В. Лукиных. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2010. – 352 с. На врезке к статье: Егор Агафонов , редактор издательства ПСТГУ. Осуществимость Евангелия . О Патриархе Павле Сербском//Фома. - – ноябрь 2010. – С.30. – (раздел « Вера »). Новомученики:   Игумен Дамаскин (Орловский), член Синодальной комиссии по канонизации святых, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru . «Живое пособие». Памяти священномученика Павла (Ансимова). Фото Владимира Ештокина//Фома. - – ноябрь 2010. – С.34-35. – (раздел « Вера », рубрика « Новомученики »). 21 ноября Русская Православная Церковь отмечает память священномученика Павла (Ансимова). Родился 24 августа 1891 года в селе Четыре Бугра Астраханской губернии в семье священника Георгия Ансимова. В 1906 году окончил Астраханское епархиальное училище, в 1911-м – Астраханскую духовную семинарию, в 1918 году – Казанскую духовную академию. В 1921 году был приглашен служить в Успенский храм в станицу Ладожская на Кубани. Поехал туда с женой и детьми, пока добирались до станицы, пережили много лишений, голод, матушка просила милостыню у храмов. В 1923 году храм в Ладожской захватили обновленцы, отцу Павлу пришлось покинуть станицу. С 1924 года служил в московском храме Введения в Черкизове, в 1925 году переведен на освободившееся место священника в храме Введения на Введенской площади в Москве, но в 1929-м этот храм был закрыт, разграблен, его здание отдали под клуб. В 1930 году Павел Ансимов назначен настоятелем в храм святителя Николая в Покровском. При храме образовалась монашеская община из сестер закрытых московских монастырей. 23 июня 1930 года отец Павел был арестован по обвинению в организации сестричества и заключен в Бутырскую тюрьму. Следователь ОГПУ предложил ему оставить церковное служение, священник отказался и был жестоко избит. После месяца пребывания в тюрьме его освободили. В 1931 году храм святителя Николая в Покровском был закрыт, отец Павел вместе с сыном стали свидетелями трагического момента, когда с купола храма сбрасывали крест. С 1932 по 1935 годы Павел Ансимов служил в храме Воскресения на Семеновском кладбище (до его закрытия), а потом перешел в храм Рождества Христова в Измайловском. В 1937 году на отца Павла донесли, что его проповеди можно истолковать как антисоветские. 2 ноября 1937 года он с группой прихожан был арестован и 21 ноября расстрелян на полигоне Бутово. Погребен там же, в безвестной общей могиле.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-11-91-...

Виднэс М. Б. Неизвестный отрывок Псалтыри из Вестероса в Швеции//ТОДРЛ. 1971. Т 26. С. 352–356. Αn Early Slavonic Psalter from Rus. Vol. 1. Photoreproduction/Ed. by M. Altbauer, H. G. Lunt. Camb. (Mass.), 1978. Schenker A. Psalmen in den Hexapla: Erste krit. u. vollst. Ausg. der hexaplarischen Fragmenme auf dem Rande der Hs. Ottobianus graecus 398 zu den Ps. 24–32 . Città del Vaticano, 1982 (Studi e Testi; 295). 497 ρ. Норовская Псалтирь: Среднеболгарская рукопись XIV в. Ч. 1–2. София, 1989. Князевская О. А. [Рец.] Новая публикация славянской рукописи из ГИМ: Норовская псалтирь – среднеболгарская рукопись 14 в.//Археографический ежегодник за 1989 г. М., 1990. С. 329. Psalterii Sinaitici pars nova (monasterii s. Catharinae codex slavicus 2/N)/Sub red. Fr. V. Mares. Wien, 1997 (Österreichische Akademie der Wissenschaften, Phil.-hist. Klasse; Schriften der Balkan-Komision. Philologische Abteilung; 38). XXIV, 201 S. Библия 1499 года и Библия в синодальном переводе: С илл.: В 10 т. Т. 4. Псалтирь. М., 1997. 344 с. Фототипическое воспроизведение Псалтири из Геннадиевской Библии. Прозаические переводы с греческого и церковнославянского Псалтирь 1683 г. в пер. Аврамия Фирсова/Подг. текста, словоуказ. и пред. Е. А. Целуновой. München, 1989 (Slavistische Beitr.; 243). 652 с. Пер. еп. Порфирия (Успенского) : Образцы русского перевода священных книг Ветхого Завета 72 толковников: Образец второй: Псалтирь//ТКДА. 1869. 4. С. 37–70 [ Пс. 1–25 ]; Пятьдесят псалмов (26–75): Переведены с рукописной Псалтири 862 г.//ТКДА. 1873. 12. С. 173–240; Псалмы 76–118: Переведены с греческой рукописной Псалтири 862 г.//ТКДА. 1875. 8–11. С. 1–104. Отд. изд.: Порфирий, еп. [Чигиринский (Успенский К. А.)]. Псалтирь в русском переводе с греческого. 1 Киев, 1874 [ Пс. 175 ] – 1875 [ Пс. 76–150 ]; 2 СПб., 1893. 242 с.; 3 1906. 225 с. [на обложке: Изд. 2-е.]. Г. П. Федотов. Шестопсалмие: [Новый пер.]//Вестник Русского (Студенческого) Христианского Движения. Париж, 1952. 6. С. 21–23. Он же. Псалмы//Там же. 2001. 182. С. 101–112 ( Пс. 1–15 ); Он же. Перевод Псалтири//Там же. 2002–1. 183. С. 63–79 ( Пс. 16–30 );·2002-II. 184. С. 20–25 ( Пс. 32–35 ); 2003–I. 185. С. 96–107 ( Пс. 36–45 ); 2003–II. 186. С. 35–40 ( Пс. 46–50 ); 2004–II. 188. С. 93–103 ( Пс. 51–63 ); 2005–I. 189. С. (?) ( Пс. 64–79 ); 2005–II, 2006–I. 190. С. 19–31 ( Пс. 80–90 ); 2006–II. 191. С. 42–59 ( Пс. 91–105 ). [Продолжение следует.]

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Лит.: Безсонов П. Несколько замечаний по поводу напечатанного в «Русской беседе» Слова Даниила Заточника//Москвитянин. 1856. 2/7. С. 319-349; 2/8. С. 389-416; Модестов Е. О послании Даниила Заточника//ЖМНП. 1880. Нояб. С. 165-196; Айналов Д. В. Два примечания к «Слову» Даниила Заточника//ИОРЯС. 1908. Т. 13. Кн. 1. С. 352-365; Гудзий Н. К. К какой соц. среде принадлежал Даниил Заточник?//Сб. ст. к 40-летию ученой деятельности акад. А. С. Орлова. Л., 1934. С. 481-482; История рус. лит-ры. М.; Л., 1945. Т. 2. Кн. 1. С. 35-45; Гуссов В. М. Историческая основа «Моления» Даниила Заточника//ТОДРЛ. 1949. Т. 7. С. 410-418; Будовниц И. У. Памятник ранней дворянской публицистики: («Моление» Даниила Заточника)//Там же. 1951. Т. 8. С. 138-157; Лихачёв Д. С. Социальные основы стиля «Моления» Даниила Заточника//Там же. 1954. Т. 10. С. 106-119; он же. Даниил Заточник//СККДР. Вып. 1. С. 112-115 [Библиогр.]; Скрипиль М. О. «Слово» Даниила Заточника//ТОДРЛ. 1955. Т. 11. С. 72-95; Воронин Н. Н. Даниил Заточник//Древнерус. лит-ра и ее связи с новым временем. М., 1967. С. 54-101; Ларина Т. Н. К вопросу о датировке «Моления» («Послания») Даниила Заточника//Проблемы истории СССР. М., 1973. С. 430-438; Лексика и фразеология «Моления» Даниила Заточника/Ред.: Б. Л. Богородский. Л., 1981 [Словарь]; Birnbaum H. The «Supplication of Daniel the Exile» and the Problem of Poetic Form in Old Russian Literature//Russian Poetics. Columbus (Ohio), 1983. P. 45-71; Буланин Д. М. Античные традиции в древнерус. лит-ре XI-XVI вв. Münch., 1991 (по указ.); Соколова Л. В. К характеристике «Слова» Даниила Заточника: (Реконструкция и интерпретация первоначального текста)//ТОДРЛ. 1993. Т. 46. С. 229-255; Подскальски Г. Христианство и богосл. лит-ра Киевской Руси: (988-1237). СПб., 19962. С. 420-423 [Библиогр.]; Данилевский И. Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII-XIV вв.): Курс лекций. М., 2000. С. 314-325; Романов Б. А. Люди и нравы Др. Руси: Ист.-бытовые очерки XI-XIII вв. М., 20023. С. 24-43, 210-233; Письменные памятники истории Др. Руси: Летописи, повести, хождения, поучения, жития, послания: Аннот. кат.-справ./Ред.: Я. Н. Щапов. СПб., 2003. С. 102-105 [Библиогр.].

http://pravenc.ru/text/171298.html

Таким образом, слово Schattierung, наряду с прямым значением, выражало и пе-реносное: «нюанс, особенность; разновидность, представляющая собою не резкий, не очень заметный переход от одного нюанса к другому». В «Словаре Академии Российской» слова оттенка и оттенок еще целиком связаны с живописным употреблением глагола оттенивать – оттенить. Слово оттенка опрелеляется так: «1) «Действие оттенивающего и оттенившего»; 2) «Качество того, что оттенено красками или чертами постепенно»» (сл. АР 1822, ч. 4, с. 693). Оттенок же объясняется как синоним слова оттенка во втором значении. Следовательно, слово оттенок обозначало лишь «качество того, что оттенено красками или чертами постепенно», но оно не выражало значения действия. Между тем, в «Словаре Академии Российской» указывается еще третье существительное с той же основой – оттень со значениями: «1) «Край тени, освещенный частью светлозарного тела». Оттень земли в затмении луны; «Различие едва приметное». В словах бывают оттени, которых объяснить не можно» (с. 693). Для обозначения действия рядом со словом оттенка употреблялись слова оттенение и оттенивание. В дальнейшем развитии русского литературного языка слово оттенка, отчасти под влиянием немецких Schattierung и Beschattung, приобретает переносное значение: «тонкое различие, едва приметная разность» (сл. 1867–1868, 3, с. 283). Ср.: «Ничто не может быть прекраснее тех картин, в которых представлен здесь фанатизм со всеми его оттенками» (Моск. журн. 1792, 8, с. 160). «Где сливается столько ощущений, где столько разных оттенок, где столько поэзии, как в любви» («Апполон». Перевод Н. М. Карамзина //Моск. журн., 1792, 8, с. 126). У Карамзина: «Жажду созерцать неподражаемые оттенки рисующихся полей» (Шишков, рассужд. о ст. и нов. слоге, 1813, с. 55). А. С. Шишков относит к числу «слишком странных новостей» «нынешние влияния, развития, оттенки, трогательности и проч.» (там же, с. 352). В пародическом письме, будто бы присланном автору «Рассуждения о старом и новом слоге», Шишков от лица карамзинистов так критикует описание соловьиного пения в «Риторике» Ломоносова: «весь этот кортеж слов, над которым бедной Ломоносов столько потел, не пришел бы никому из них в голову; они ту ж самую идею изъяснили бы двумя или тремя словами: ”как занимательно поет Филомела, сколько в голосе ее трогательных оттенок и варияций!“ Ну, не лучше ли это всего сборища глупых вербов его: урчит, свистит, щелкает, поводит, хрипит, дробит, стонет и прочее? Одно слово оттенки всех их заменяет. Драгоценное слово, изобретенное самим гением, ты ко всему пригодно! Оттенки моего сердца, оттенки моего ума, оттенки моей памяти, и даже можно сказать: оттенки моей жены, оттенки моего табаку!» (там же, с. 427–428). В пародийной «Элегии», написанной в карамзинском стиле:

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

И. следует отличать от его современника хиландарского (?) монаха-книгописца с таким же именем, участвовавшего в написании Минеи служебной на май-авг. (Sinait. Slav. 28), Триоди Постной (Ath. Chil. 258), Октоиха (ЦИАМ. 508; Л. Белешке о писарима неких српских рукописа у манастиру св. Катарине на Cuhajy//АрхПр. 1982. 4. С. 23) и серб. части Служебника (Berolin. SB. Slav. Vuk. 19; Шnaдujep. 1998). В научной литературе эти писцы не различаются, т. к. речь может идти о заметно отличающихся друг от друга (2-й почерк имеет более округлые начертания ряда букв) вариантах письма одного и того же человека. Помимо подписных кодексов в 80-90-х гг. XX в. Л. Цернич атрибутировала И. еще неск. рукописей, большинство из к-рых было переписано им вместе с др. писцами. Книгописцев, работавших с И., было ок. 10, что свидетельствует о высокой интенсивности работы хиландарского скриптория во 2-й пол. XIV в. В число этих книг (не считая отрывков) входят: 1) Псалтирь 3-й четв. XIV в. (София. НБКМ. 2); 2) Минея служебная на дек. 60-х гг. XIV в. (Ath. Chil. 143); 3) Октоих, гласы 5-8, 3-й четв. XIV в. (Там же. 127); 4) Торжественники триодный цветной в 2 томах («Златоуст»; Там же. 388-389) и постный (Там же. 392); 5) Сборник житий и слов ок. 1370 г. (Торжественник минейный (?); Хорватия. Б-ка мон-ря Крка, ныне в МСПЦ. 5); 6) Сборник с Доментиановым Житием св. Саввы Сербского посл. трети XIV в. (Vindob. Slav. 131); 7) Сборник аскетических и антилатинских сочинений посл. четв. XIV в. (Ath. Chil. 474); 8) 16 слов Григория Богослова с толкованиями Никиты, митр. Ираклийского, посл. четв. XIV в. (Белград. МСПЦ. 49). Позже И. были атрибутированы пергаменная Псалтирь (Bodl. MS e Mus. 184) и копия 70-х гг. XIV в. грамоты сербского царя Стефана Душана 1347 г. (Ath. Chil. 148/150; 1990. С. 136). Лит.: Лихачев Н. П. Палеографическое значение бумажных водяных знаков. СПб., 1899. Ч. 1. С. 80-84; Тихомиров М. Н. Описание Тихомировского собрания рукописей. М., 1966. С. 15-17, 89; Д. Каталог рукописа манастира Хиландара. Београд, 1978 (по указ.); Л. О ampuбyцuju српских рукописа//Tekcmoлoruja jyжhocлobehckux науч. скуп, Београд 14.-16. новембра 1977 г. Београд, 1981. С. 339, 352-354. 46-58. Сл. 46-53; она же. Круг писара Joba//АрхПр. 1990. 12. С. 129-180; Шnaдujep И. Joш jeдho дело хиландарског писара Joba//Там же. 1998. 20. С. 55-66; Мано-Зиси К. Хиландарски писари из времена Српског царства//Осам векова Хиландара: Ucmopuja, духовни живот, уметност и архитектура: науч. скуп, октобар 1998. Београд, 2000. С. 395.

http://pravenc.ru/text/578174.html

25 окт. 1908 г. Б. был утвержден ординарным профессором КазДА, 14 авг. 1909 г. уволен из академии согласно прошению с назначением пенсии. С 1911 г. являлся директором Тифлисских высших жен. курсов. Дальнейшая судьба неизвестна. Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 436. Д. 731. Ист.: Протоколы заседаний совета КазДА за 1889/90, 1899-1901, 1908-1910 гг. Каз., 1889-1910; Отчеты о состоянии КазДА за 1908/9, 1909/10 учебные годы. Соч.: Деятельность рус. духовенства в отношении к народному образованию в царствование имп. Александра II. Каз., 1891; Личность Петра I в ист. литературе//ИВ. 1894. 11; Характер преобразовательной деятельности Петра I//Там же. 1895. 7; Отношение современников и истории к Наказу и Большой комиссии Екатерины II//Наблюдатель. 1895. 10; Идеи Большого Наказа и практическая деятельность Екатерины II//Там же. 1896. 1; Либеральные стремления и практическая деятельность Александра I//Там же. 1897. 5; Публичная речь, произнесенная в актовом зале КазДА 22 сент. 1896 г. по случаю столетнего юбилея имп. Николая I//ПС. 1896. 3. С. 338-358; Обер-прокуроры Св. Синода в XVIII и в 1-й пол. XIX ст.: (Развитие обер-прокурорской власти в синодальном ведомстве). Каз., 1899; [То же, перераб. изд.]: (Отношения обер-прокуроров к Св. Синоду). Каз., 1900; Этюд из истории высшего образования в России в царствование имп. Александра I и Николая I. Каз., 1902; Имп. Александр II и цензурные реформы//ИВ. 1905. 3; К работам комитета министров по вопросу о веротерпимости//ПС. 1905. 1. С. 323-327; К работам комитета министров и особого совещания по вопросу о цензуре и печати//Там же. С. 640-650; К работам общественной мысли по вопросу о церковной реформе//Там же. 2. С. 142-159, 320-344, 621-640; 3. С. 346-359; XIII археол. съезд в Екатеринославле//Там же. 3. С. 644-651; Личность имп. Екатерины II в ист. лит-ре//ИВ. 1905. 8; Имп. Александр II и земская реформа//Там же. 1906. 9; К истории современного движения академического студенчества//ЦОЖ. 1906. 5, 8. Лит.: Терновский С. А. Историческая записка о состоянии Казанской ДА после ее преобразования, 1870-1892. Каз., 1892. С. 352-353, 615-616; ПБЭ. Т. 2. Стб. 615-617.

http://pravenc.ru/text/149299.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010