Псалом 34. Молитва о божественном заступлении и избавлении от злобных и неблагодарных врагов В Пс.34 невинно гонимый псалмопевец усердно молит Господа восстать во всеоружии Своей правды и могущества на его защиту и покарать его жестоких гонителей, которые за его дружбу и расположение воздают ему неблагодарностью, клеветою, злорадством и насмешкою, а его избавить из беспомощно-бедственного положения, за что обещается всенародно принести Ему благодарность и прославлять Его во все дни жизни своей. Эти главные мысля в различных выражениях три раза повторяются в псалме, который таким образом распадается на три части: 1–10, 11–18 и 19–28 ст., представляющие как бы три следующие одна за другою молитвы о защите и избавлении от врагов, из коих каждая заканчивается обетом благодарного прославления Господу. – В надписании псалом приписывается Давиду и, судя по изображению врагов и отношения к ним гонимого псалмопевца, а также по сходству всего вообще псалма с Давидовыми псалмами из времен Саулова гонения, нельзя сомневаться в том, что он воспет был Давидом, и именно во время Саулова гонения, тем более, что первые три ст. его, а также ст. 23 и 24, почти буквально сходятся с словами Давида в 1Цар.24:13 и 16, которыми он в своей речи с Саулом, после встречи с ним в пещере Эн-Гадди, призывал Господа стать судьей между ним и гонителем и на Него возлагал надежду отмщения и своего спасения 142 . На слова этого Пс.: м туне (ст. 19; – которые впрочем буквально сходно читаются и в Пс.68:5 ), указывал Иисус Христос, как на пророчество о беспричинной ненависти к Нему иудеев ( Ин.15:25 ), и так как вообще Давид в своих страданиях был прообразом Мессии, неблагодарно отвергнутого своим народом; то христианская православная церковь с древних времен, вместе с историческим отношением к преследуемому Давиду, усматривала в этом псалме пророческое предызображение ненавидимого и преследуемого иудеями Христа Спасителя, а также и верующих в Него (св. Афанасий и Кирилл александрийский , Исихий, бл. Августин, Евфимий Зигабен ; ср. толкование Псалтири Иоасафа Краковского и Иринея, архиепископа Псковского), и в этом именно смысле назначила его вместе с другим подобным же мессианским Пс.108 для чтения на 3-м часе в день воспоминания крестных страданий Христовых, – в великий пяток, а 1-й и 2-й ст. его употребляет в качестве прокимна и стиха к нему пред второй паремией на вечерни того же дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Разделы портала «Азбука веры» ( 3  голоса:  5.0 из  5) Оглавление Стекаемся к стопам монастырей Раскроена душа в лоскутный плат Тем миром, что сулил ей наслажденье. Коль сердце молит в рубище заплат О милости, – ждёт новое рожденье. Восходит к небу колокольный звон. Вздохнёт душа, подраненная птица. Пусть этот покаянный, слёзный стон Под бл а говест в молитву облачится. Стекаемся к стопам монастырей, Несём сердца в пречистую обитель, Где блудных чад встречает у дверей Всеблагий, Всепрощающий Спаситель. Священномученику Илариону (Троицкому) Иларион – по-русски – радость ! Владыка ею грел в снегах Людей, с кем лагерную тягость Пришлось делить на Соловках. Миссионер, живущий верой, Талантливый апологет Архиепископским примером Спас многих от духовных бед. Он говорил, что нет спасенья Вне Церкви, без Святых Даров, Что встретят радость Воскресенья Те, кто приял её покров… Священнический путь служенья Не покидал он никогда, Был пастве духа утвержденьем В богоотступные года. В ответ – аресты и допросы… Опасен стал для власти он. – Но искушенья и угрозы Преодолел Иларион… На Соловках Христос так близко! Молитва верою сильна! Пусть тучи северные – низко, Но ввысь душа устремлена… Он мог подбодрить в час тревожный, Был ровен с каждым из людей И, разгоняя мрак безбожный, Спасал молитвой от скорбей… Трудясь на рыболовной тоне, Владыка, сеть держа в руках, Говаривал в шутливом тоне, Что богословцы – в рыбаках, Мол, было всё иначе прежде. – Апостолы – из рыбарей, А нынче снова вяжет мрежи Начитанный архиерей… За сроком – новый срок. – Три года. Этапом в Казахстан теперь… В дороге – тиф… Шептал: «Свобода», – Небесную провидя дверь… На пересылке в Ленинграде Попал в тюремный лазарет. – «Этап» к кладбищенской ограде. И в сорок три оборван след… К митрополиту Серафиму, Подумав, власти снизошли: – Архиепископа в ту зиму, Как подобает, погребли… И Новодевичья обитель Его отпела, приняла… «Восходит к Ангелам Святитель»! – Вещали всем колокола. Живил сердца путем сакральным Небесной радости «сигнал».

http://azbyka.ru/fiction/duhovnaja-pojez...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление По благословению Евсевия, Архиепископа Псковского и Великолукского Изречения Господи, всели в мя корень благих, Страх Твой в сердце мое Всех почитайте, братство возлюбите, Бога бойтеся, царя чтите. Раби, повинуйтеся во всяком страсе владыкам, не токмо благим и кротким, но и строптивым. 1Петр.2:17-21 Страх Божий есть начало добродетели… Умудрись положить в основание путешествия твоего страх Божий, и в немногие дни окажешься при вратах Царствия… Страх есть отеческий жезл, управляющий нами, доколе не достигнем духовного рая благ; когда достигнем туда, он оставляет нас и возвращается. Рай есть любовь Божия, в которой наслаждение всех блаженств… Св. Исаак Сирский Мы нуждаемся в смиренномудрии и страхе Божием столько же, сколько в дыхании… Начало и конец духовного пути – страх Господень. Прп. Пимен Великий Имей страх Божий и любовь к Богу и поступай со всеми по чистому свидетельству совести. Св. Максим Исповедник Как тает воск от лица огня ( Пс.67:3 ), так нечистый помысл от страха Божия. Бл. Авва Фаласий Дух страха Божия есть воздержание от злых дел. Св. Максим Исповедник Любовь к Богу и страх пред Богом По трудам Свт. Игнатия (Брянчанинова) – Епископ Игнатий говорит, что многие люди, прочитав в Священном Писании, что любовь есть возвышенная добродетель ( 1Кор.13:13 ) и что она – Бог ( 1Ин.4:16 ), сразу же пытаются развить в своем сердце это чувство, любовью они начинают растворять свои молитвы, богомыслие и все свои действия. Но Бог отвращается от этой нечистой жертвы, она не угодна Ему. Бог приемлет от человека любовь не мечтательную, плотскую, оскверненную гордостию и сладострастием, а чистую, духовную, святую. Тщетно стремление человека служить Богу любовью, которая исходит из свойств падшего человека. Истинная любовь к Богу есть дар Божий. Изливается этот дар действием Святого Духа в души тех людей, которые омылись от греховной скверны и постоянством в подвиге очищения доказали свою способность к принятию этого великого дара. Преосвященный Игнатий пишет: «Он (Бог) Свят, и почивает в одних святых. Он независим: бесплодны усилия человека принять в себя Бога, когда нет еще благоволения Божия обитать в человеке, хотя человек – богозданный храм, сотворенный с тою целью, чтоб обитал в нем Бог ( 1Кор.3:16 ). Этот храм находится в горестном запустении: прежде освящения он нуждается в обновлении».

http://azbyka.ru/o-straxe-bozhiem

Скачать epub pdf Предисловие Свято-Сергиевский Православный Богословский Институт в Париже предлагает курс толкования книг Нового Завета, принадлежащий перу покойного епископа Кассиана (Безобразова) , профессора, а затем и ректора Богословского Института. Милостью Божией, был недавно найден рукописный архив епископа Кассиана, затерявшийся после его кончины, и на его основании были пересмотрены и проверены машинописные лекции, которыми пользовались его слушатели. Естественным образом, издание начинается с лекций по Четвероевангелию. Но уместно предварить толкование Евангелий общим введением в так называемую «Евангельскую проблему». В этом введении епископ Кассиан исследует сложный и коренной вопрос взаимоотношений «синоптических» Евангелий и Евангелия от Иоанна. В заключении этого введения епископ Кассиан оправдывает порядок разбора евангелистов, начиная с Евангелия от Марка. Да благословит Господь издание жизненного труда приснопамятного епископа Кассиана. Мы убеждены, что он не потерял своей актуальности и является незаменимым вкладом в православную экзегетическую литературу. Протопресвитер Борис Бобринский , декан Свято-Сергиевского Православного Богословского Института в Париже. Евангельская проблема 1. Изучение Евангелий привело исследователей к сознанию сложного взаимоотношения, в котором они находятся. Формулировка этого взаимоотношения и есть постановка евангельской проблемы. Евангельская проблема не есть изобретение новейшей критики. Она была поставлена со всей ясностью бл. Августином в его трактате «De consensu evangelistarum» (О согласии евангелистов), но ее видели и древнейшие отцы. Предание 2-го века о происхождении четвертого Евангелия как духовного восполнения первых трех Евангелий предполагает ясное сознание евангельской проблемы, во всяком случае, в той ее части, которая касается отношения первых трех Евангелий, с одной стороны, и Ин., с другой стороны. В евангельской проблеме надо различать проблему Иоанновскую и проблему синоптическую. Синоптиками в науке условно называют первые три Евангелия в отличие от Ин.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Слово в день Святителя и Чудотворца Николая 57 Блажени плачущии ( Мф. 5:4 ). Благознаменит день сей для нас, Россияне! Как сыны православной Церкви, празднуем ныне намять Угодника Христова, Святителя и Чудотворца Николая; а как сыны Богом благословенного Отечества торжествуем ныне же тезоименитство Благочестивейшего Государя нашего Императора Николая Павловича. Среди сего сугубого торжества надлежало бы обратить внимание ваше, бл. слушатели, на блаженство празднующих день сей; но я беру в размышление блаженство плачущих. Предмет, по-видимому, не ко времени. Но он предложен церковию в чтенном ныне Евангелии Господа Иисуса Христа. Посему никогда не безвременно поучаться тому, о чем говорит нам Наш Спаситель, тем более, что и Святитель Христов прошел путь земной жизни не без слез, и Тезоименитый несет бремя великого царского служения, без сомнения, не без скорбей и огорчений. Блажени плачущии. Люди века сего найдут несообразность в том, что Христос называет блаженными плачущих. Что за радость в слезах, скажут они? Что за веселие среди скорбей? Что за блаженство в несчастии? – Так! – И мы не находим таковых приятных ощущений в противоположном состоянии духа. Дело не в существе слез, но в действии их на сердца! Дождь, падая на землю, преклоняет растения к земле; между тем он же смягчает огрубевшие из них и оживляет засохшие от зноя. Что в чувственной природе дождь, буря, гроза, то в нравственной, слезы, скорби, несчастия. Кто знает естественную связь и отношения между бурею и тишиною, между грозою и ясностию неба, тот не найдет ни малейшей несообразности в том, что плачущие блаженны. Плач не сам по себе делает нас блаженными; но все здесь зависит от того, о чем кто плачет. Если предмет плача нам полезен и Богу угоден, то рано или поздно выплачем его у милосердия Божия. Если же вреден и Богу не угоден, то хотя бы проплакали несколько дней и ночей, мы ничего не получим кроме расстройства в здоровье. На сей раз можно взять в пример малых детей: достанут ли они своим воплем блестящий нож, которым стали было играть, но который мать выхватила из рук их, убрала? И не заставят ли, напротив, тем же воплем дать им пищу, когда голодны, и одеть их в теплое платье, когда холодно? – Не подобны ли и мы сим детям в предметах нами оплакиваемых? Всегда ли скорбим о том, что нам истинно нужно и действительно полезно?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Толкование 67 псалма Псалтирь, заполняющая своими речениями наше богослужение, кажется и общеизвестной и общепонятной. Но это далеко не характерно для всех текстов ее. Уже читатели кафизм знают, как много в псалмах мест полупонятных и совсем непонятных. Лишь научно-богословское чтение псалтири открывает глаза на множество неодолимых трудностей в текстах псалмов, к тому же расходящихся в двух основных изводах — еврейском и греческом. Есть острая потребность иметь на русском языке свежее пособие к толковому чтению псалтири. Прежние русские пособия (Еп. Палладия, X. Орды и Гавриловского в «Толк. Библии»), помимо их ненаходимости, надо признать и крайне устарелыми. Новейшая филологическая экзегетика уполномочивает нас дать любознательному читателю гораздо более солидную помощь в разгадке особенно темной буквы псалмов. Для примера, берем 67-ой псалом, прославленный своей непонятностью. Читатель должен иметь пред собой и русский текст (соответствующий оригиналу еврейскому) и церковно-славянский (соответствующий своему оригиналу греческому). Не будем задерживаться на надписаниях псалма (это — задача общего введения в псалтирь). Они нанизаны в таком сочетании: «ламнаццéах ледавид мизмор шир ­­ Рус.: Начальнику хора. Псалом Давида. Песнь. LXX: «В конец, псалом песни, Давиду». Имя Давида здесь стоит, в силу местоположения псалма, в том собрании псалмов, почти сплошь обозначенном этим именем, которое заканчивается псалмом 71-ым, с примечанием в конце его: «кончились молитвы Давида, сына Иессеева». Дальнейший набор условных терминов также относится не исключительно к этому псалму. Целых 55 псалмов носят надписание: «ламнаццеах-нач. хора — в конец». Так в наших переводах. A великие знатоки еврейского оригинала — бл. Иероним, Аквила, Феодотион переводят: οο, πικν ω @ τ ι Victori ­­ победителю». Симмах уточняет: «победная песнь». Откуда эта разноголосица? Явно от непонимания термина уже в тех раввинских школьных кругах первых веков христианской эры, среди которых учились вышеупомянутые древние гебраисты. Тем более естественен хаос последующих мнений при разгадке этого надписания (Β. Никольский. «О надпис. псалмов» М. 1882 г. с. 141—153; Еп. Михаил. Учит. кн. В. 3.» Тула, 1900 г. с. 77—82). Решение не найдено. Есть лишь остроумные догадки.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2699...

Ф. Вигуру (католик) Отдел I. – История первого человека (Быт.2:4–4:26) Творение Адама, – Евы.– Земной рай.– Древо жизни и древо познания добра и зла. – Падение наших прародителей. – Исторический характер сказания о падении. – Первое мессианское пророчество. – Дети Адама. – Долголетие первых людей. Творение Адама, первый человек 1 . Человек был сотворен в завершение всего, не только после растений, рыб, пресмыкающихся, птиц, но также и после всех млекопитающих, так что он занимает самую высшую ступень в лестнице творения. Он сотворен посредством особого творческого акта. Хотя он явился на земле в тот же период, в какой и земные животные, то есть в шестой день, но он вызван к бытиго не чрез одно простое повеление Божие, как прочие твари, но после рода торжественного совещания. Сотворим человека 976 no образу нашему и no подобию, сказал Господь; тогда Он Сам, Своими руками, образовал его из персти земли, 977 и вдунул в него дыхание жизни, то есть душу, которой дуновение означает духовность, 978 и которой чувствительность, ум и деятельность служат очень, конечно, несовершенным, но тем не менее действительным, отображением божественных совершенств. „И сами мы узнаем в себе“, говорит бл. Августин, „образ Бога, то есть высочайшей Троицы, образ, правда, неравный, даже отличный, не совечный и, чтобы коротко сказать, все не той же сущности, которой Бог, хотя в вещах, Им созданных, наиболее по природе Своей к Богу приближающийся, образ, требующий пока усовершенствования, чтобы быть ближайшим к Богу и по подобию. Ибо мы существуем и знаем, что существуем и любим это наше бытие и знание“. 979 Сказанием о творении человека, Писание научает нас, какова наша природа, и дает нам сведения о нашем непосредственно божественном происхождении; оно осуждает, таким образом, с одной стороны материализм, устанавливая различие тела, сотворенного из персти земной и души, происходящей от Бога, 980 и с другой стороны – теорию эволюции и трансформизма, которая осмеливается утверждать, что человек есть лишь усовершенствованное животное.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Часть VI. Дни седмицы Бдите убо на всяко время молящеся, да сподобитеся стати пред Сыном человеческим ( Лк.21:36 ). Упомянув о Воскресном и первом дне седмицы и о всех неделях 683 в продолжение года, теперь по порядку упомянем о Богослужении и в прочие дни седмицы. Дни седмицы, или как в Церковном уставе иногда они называются, дни седмичные, по общепринятому наименованию суть: Воскресенье, Понедельник, Вторник, Среда, Четверток, Пяток, Суббота. Но в проследовании Богослужения под именем дней седмичных разумеются преимущественно дни простые, т. е. непраздничные 684 . Они так же посвящены, как и первый день седмицы – каждый особому благоговейному воспоминанию и в каждый из них положена в Церковном Уставе особая Божественная служба. Назначение дней седмицы, – каждого для особенного священного воспоминания и Богослужения, началось в I веке христианства, при Апостолах. Веровавшии, говорит св. Евангелист Лука, по вся дни терпяще единодушно в церкви. Апостолы по всяже дни в церкви, и в домех не престаяху учаще и блаювествующе Иисуса Христа ( Деян.2:46. 5:42 ). О Богослужении общественном первых христиан во все дни седмицы свидетельствуют также писатели II, III и IV века: Тертуллиан , Ориген , Златоуст и Августин. «У нас, говорит Тертуллиан 685 , каждый день святится всенародно». Ориген говорил некоторым из своих современников: «вы, кои только в праздничные дни ходите в церковь , скажите, не праздничные ли и прочие дни? не Господни ли также дни? Христианин смотрит на все дни, как на Господни, потому что ежедневно закалается Агнец Божий и все ему причащаются; и вас приглашают ежедневно идти к водам слова Божия и предстоять кладезям его» 686 . Св. Златоуст говорит, что христиане еженедельно собирались для слушания Писания дважды и трижды 687 . «Пасха бывает трижды в неделю, и иногда и четырежды, и даже столько раз, сколько мы захотим, потому что Пасха не пост, а приношение и жертва, совершаемая всякий раз, как бывает собрание (литургия). И сегодняшнее приношение, и то, которое совершено вчера, и совершается каждый день, одинаково с бывшим в оный субботний день» 688 . Бл. Августин, свидетельствуя о ежедневном общественном Богослужении древних христиан, пишет: «одни постятся в субботу, а другие нет; инне ежедневно причащаются тела и крови Господа, а некоторые в известные только дни. Инде не проходит ни одного дня без жертвы, а инде приносится жертва только по субботам и воскресеньям» 689 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

В книге проф. Попова с заглавием: «Блаженный Диадох (V-ro века), епископ Фотики Древнего Эпира, и его творения» и в частности «т. I творения блаженном Диадоха», к удивлению нашему, мы встретили «блаженного Марка Диадоха слово против ариан» (То μακαρου Μρκου το Διαδχου κατ ρειανν λγος) (стр. 573–606), которое, и по заявлению самого издателя, «по меньшей мере (курсив подлинника) должно считать сомнительным в отношении к принадлежности его бл. Диадоху, епископу Фотики Древнего Эпира» (стр. XXXIII). И издатель, очевидно, сознавал неуместность этого слова среди творений бл. Диадоха, когда в предисловии прямо заявил, что «значение примечаний к слову бл. Марка против Ариан нуждается в некотором пояснении, оправдывающем напечатание этого слова вместе с творениями бл. Диадоха» (стр. XXXI). Но ни эти «оправдывающие пояснения», которые нашли себе место на страницах разбираемого нами первого тома, ни интригующие читателя заманчивые обещания многообъемлющего второго тома, в котором «будет рассмотрен более подробно вопрос о подлинности творений бл. Диадоха» (стр. XXXIII), нисколько не могут поколебать «сомнительность по меньшей мере» в принадлежности бл. Диадоху данного слова, и нимало не оправдают настоятельной необходимости переиздания этого слова. Но наше удивление переходит уже в положительное недоумение, когда мы видим слово против ариан снабженным множеством схолий и притом обширных, какими сопровождает проф. Попов издание и подлинных творений бл. Диадоха. В схолиях этих проф. Попов пытается даже сопоставлять выражения и мысли слова против ариан с подобными мыслями и выражениями бл. Диадоха в его λγος σκητικς (стр. 579, прим. 1; 586, прим. 1; 591, прим. 1; 597, прим. 1 и др.). Как эти сопоставления, так равно и выражения, довольно часто встречающиеся в схолиях к данному слову, а именно: «слово бл. Диадоха» (стр. 573, 574, 576), или «блаженный Диадох говорит» (стр.· 584, прим. 1), или «блаженный Диадох указывает» (стр. 588 прим.) и др., невольно наводят читателя на мысль, что проф. Попов как бы колеблется относительно автора слова против ариан и не прочь допустить мысль, что это слово принадлежит бл. Диадоху, писателю V-ro века (стр. XXXIII, VIII).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Псалом 103 Псалом Давиду, о мирстем бытии. Т.е. о сотворении мира. В этом виде надписание находится в Комплют. издании LXX, а в Римском только: Псалом Давиду, как читает и бл. Феодорит. В Еврейском нет вовсе надписания, а потому св. Афанасий прибавил: «Не надписан у Евреев». «В настоящем псалме, – говорит последний, – пророк излагает учение о Божием во всем промышлении»; по бл. Феод. – учит, как надлежит песнословить Творца:, изображает благодеяния Божии и показывает, что Бог всяческих есть Творец и Правитель всего в совокупности. Еврейский текст сего псалма в некоторых местах очень несходен с Греческим. Псалом отличается возвышенными, поэтическими изображениями Божия промышления. 1 . Во исповедание и в велелепоту облеклся еси, т.е. «в хвалу и славословие» (Св. Афан.). «С Евр. Симмах перевел: «Облекся в песнопение и славословие»; потому что пользующиеся Твоими благами песнословят Тебя, и приносят в дар должное славословие» (Бл. Феод.). С Евр.: «Благослови, душа моя, Господа! Господи, Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием». 2 . Простираяй небо яко кожу 572 . Простер небо, как кожаный покров. С Евр.: «Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатер». «Сим пророк выразил удобство создания. Как человеку нетрудно растянуть кожу и сделать кущу: так Бог всяческих единым словом распростер великие круги небес» (Бл. Феод.). 3 . Покрываяй водами превыспренняя 573 Своя. С Евр.: «Устрояешь над водами горние чертоги Свои». Т.е. Ты покрываешь воздушное пространство облаками. «Пророк показывает, – говорит св. Афан., – что не напрасно носятся в воздухе собрания вод; потому что Бог Сам промыслом Своим устроил это, чтобы часть неба казалась покрытою стройными кучами облаков». Бл. Феодорит разумеет те воды над твердию превыше небес, о которых говорит Моисей ( Быт. 1:6–7 . Сн. Пс. 148:11 ). Полагаяй облаки на восхождение 574 Свое. С Евр.: «Делаешь облака Своею колесницею». Т.е. «облака принимающий в Свое промышление; ибо слово: восхождение, – говорит св. Афан., – употребил вместо слова: промысл. Пророк как бы яснее показывает, говорит сей отец, что Бог промышление Свое простирает на самые облака», – «что Бог властвует над ветрами и облаками, Сам распоряжается и правит ими» (Бл. Феод.). Ходяй на крилу ветреню. С Евр.: «Шествуешь на крыльях ветра». «Поскольку ветры, – говорит бл. Феод., – по природе своей быстродвижнее всех чувственных вещей: то пророк, не находя в чувственных вещах другого более точного изображения быстроты, сказал, что Бог носится на крилу ветреню, давая тем разуметь, что Он присущь повсюду».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010