Толкование Надписание книги пр. Иоиля (1. 1.) Книга пр. Иоиля начинается надписанием: „Слово Господне, еже бысть ко сыну Вауилеву“ (с евр.: „слово Господне, которое было к Иоилю, сыну Петуэля“). Отрицать происхождение этой надписи от самого пророка нет никаких оснований; напротив, ее простота и краткость ясно указывают на ее достоверность и подлинность. Слово Господне: Иоиль смотрит на свое пророчество как на Божественное ему откровение; так должен был смотреть и народ, к которому было обращено это пророчество. Оно не было поэтическим творением самого Иоиля, но было вдохновлено в него Духом Божиим, было „словом Иеговы“; пророк являлся только провозвестником воли Божественной и истолкователем ее. Слово, евр. здесь употреблено в смысле „слово Божественного Откровения“, бывшего пр. Иоилю. Так, употребляется и в других местах Библии , как в соединении со словом ( 1Пар.28:8 ; Иер.1:4, 11, 2:1, 13:8 ; Иез.3:16, 6:1, 7:1, 11:14 ; Ос.1:1 ; Ион.1:1 ; Мих.1:1 ; Соф.1:1 ; Агг.1:1 ; Зах.1:9, 10 ; Мал.1:1 ), так и без такого соединения ( Иов.4:12 ; Ам.1:1 и др.). Еже бысть ко . Имя „Иоиль“ понимают различно. Одни думают, что оно означает „крепость Господня“ 38 , т. е. сложено из и , сила. Но это едва ли верно, потому что, хотя и означает „сила“, но в именах собственных, обыкновенно, имеет значение „Бог“, напр., , „богоборец“ ( Быт.32:29 ); , „услышанный Богом“ ( 1Цар.1:20 ); „кто, как Бог“ ( Дан.10:13 ) и пр. Иные дают слову значение: αϑαρετος σχς „добровольная сила“ 39 ; но и это несправедливо, потому что непонятно, как в слове может соответствовать греческому αϑαρερος. Неудачно также объясняют как Κυρου γαπητς (см. Вюнше. S. 68), так как греческое γαπητς ничему не может соответствовать в еврейском . Бл. Иероним (р. 77) говорит: „Иоиль у нас означает „incipiens“ или „est Deus“; т. е. слово он или считает происходящим от imperf. jussiv., формы гиф. глагола – , , что и будет означать „да начнет“ 40 ; или принимает это слово за сложенное из и , „Иегова-Бог“. Из этих двух объяснений Иеронима должно отдать предпочтение последнему, потому что вероятнее, что часто встречающееся в Библии и, следовательно, любимое древними евреями имя было сложено из двух имен Божиих, нежели имело неясное значение – „начинающий“.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9     Введение Краткое сведение о св. пророке Амосе, время его пророческого служения, содержание книги. За восемь веков до рождения Христа Спасителя в Иудее, в городе Фекоа 1 , жил человек по имени Амос. До призвания своего к пророческому служению св. Амос был простым, обыкновенным пастухом. Сам он так говорил о себе идольскому жрецу города Вефиля: „я не пророк и не сын пророческий; но я пастух и возделывал сикоморы 2 . Но, Иегова взял меня от стада овец, и сказал мне Иегова: „поди, пророчествуй народу моему Израилю“. ( Ам.7:14 ). И так, св. Амос 3 был пастухом и возделывателем сикоморов, которые со стадами доставляли нужное пропитание, а избрание его самим Господом на дело пророчества само собою говорит, что св. Амос был вполне достоин сего высокого призвания, был чтитель Иеговы и святого закона Его, человек был святой и Богобоязненный. Тихо, в мирных занятиях, протекала жизнь св. пророка Амоса, как вдруг он услышал глас с неба от Господа: иди и прорцы на люди Моя Израиля ( Ам.7:15 ). Это было, говорит св. Амос, прежде двою лет труса. За неимением исторических сведений, неизвестно, в каком именно году было землетрясение; но можно думать, что это землетрясение было то самое, о котором говорит св. прор. Захария: «и побежите вы, говорит он о поражении Иудеев врагами, так, как бежали вы от землетрясения во дни Озии царя Иудина». ( Зах. 14:5 ). Св. пр. Амос говорит, что он пророчествовал в царствование Иудейского царя Озии и Израильского Иеровоама, сына Иоасова. т. е. Иеровоама 2-го. Но Иудейский царь Озия вступил на престол уже в 27 год царствования Иеровоама 2-го 4 ; потому с вероятностью можно полагать, что к пророческому служению св. Амос был призван в начале царствования Озии, и в конце царствования Иеровоама второго. Блаж. Феодорит опровергая мнение тех, которые думали, что землетрясение, упоминаемое свят. пр. Амосом, было по кончине Иудейского царя Озии, говорит: „самое время делает явным, что предречения бож. Амоса изречены в начале царствования Озии; потому что дарование пророчества Амос принял, по сказанному им еще при жизни и в царствование Иеровоама“, т.е., значит, в конце сего царствования. Сей же бл. учитель уверяет, что св. пр. „Амос жил в одно время с чудными оными Осиею и Иоилем“, а по свидетельству св. Василия Вел. „при царе Озии пророчествовали Исаия, Осия и Амос“.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Глава 1 2     Введение. Краткое сведение о Св. пророке Аггее, время его пророческого служения, содержание книги Св. пророк Аггей 1 – десятый в ряду так называемых «малых пророков» и первый с Св. пророком Захариею явившийся с пророческим словом после семидесятилетнего Вавилонского плена. О происхождении и жизни пророка Аггея ничего неизвестно. Епифаний, Епископ Кипрский 2 , и Св. Дорофей 3 уверяют, что Св. Аггей в молодости возвратился из Вавилона в Иерусалим, где побуждал строить св. храм, видел окончание его постройки, и тогда первый воспел: «аллилуиа», с честью был погребен вблизи гробниц священнических. Бл. Иероним удивляется мужеству Св. Аггея, с каким он, не смотря на козни врагов Иудейского народа, мешавших строить храм, произносил свои речи и побуждал Иудеев закончить постройку сего храма, а книга Ездры говорит, что, благодаря только убеждениям Св. пророков Аггея и Захарии, народ принялся за работы по постройке храма. 1Ездр.5:1 . Память Св. прор. Аггея 16-го декабря. Св. пророк Аггей жил и пророчествовал, когда кончился плен Вавилонский, а народ Иудейский, освобожденный от плена еще Киром, знаменитым Персидским царем (ок. 573г. до Р. X.), возвращался в свое отечество. К освобождению Иудеев Кир, в первый же год своего царствования, когда сделался единовластителем Азии, по свидетельству Иосифа Флавия, был расположен следующим пророчеством Исаии: так говорит Бог о Кире: пастырь Мой! И всю волю Мою он исполнит, и скажет Иерусалиму: «ты будешь построен», и храму: «ты будешь основан» Ис.44 . «Так говорит Господь помазаннику Своему, Киру: Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы, и сниму поясы с чресл царей, чтобы отворялись для тебя двери, и ворота не затворялись... дабы ты знал, что Я Господь, называющий тебя по имени, Бог Израилев. Ради раба Моего Иакова, и Израиля избранника Моего, Я назвал тебя по имени, почтил тебя, хотя ты не знал Меня» 4 . К освобождению Иудеев из плена, конечно, располагал Кира и славный пророк Св. Даниил своими личными беседами с царем Киром ( Дан. 6:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Глава XLII. Как понимать пророчество Даниила о мерзости запустения (гл. 9) I. Бл. Иероним Стридонский , приведши из пророчества Даниила стихи 24–27, пишет: «Я знаю, что об этом вопросе различно рассуждали ученейшие мужи и что каждый, сообразно со своими умственными дарованиями, высказал то, что думал. Поэтому, так как опасно судить о мнениях учителей церкви и отдавать предпочтение одному пред другим, то я скажу, что каждый из них думал, предоставляя читателю решить, чьему объяснению должно следовать... Евсевий Панфил: Ибо утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение – он так объясняет, что в царствование Ирода над Иудеею и Августа над римлянами родился Христос, Который в течение трех лет и шести месяцев, по евангелисту Иоанну, проповедывал евангелие и утвердил для многих служение истинному Богу, конечно, вместе с апостолами и верующими; после же страдания Господня, опять в половину седьмины, прекратилась жертва и приношение. Ибо все то, что после того делалось в храме, было не жертвоприношением Богу, а служением дьяволу, когда все вообще вопили: «кровь Его на нас и на чадах наших» ( Мф.27:25 ), и: не имамы царя, токмо Кесаря ( Ин.19:15 ). Более подробное объяснение этого места ревностный читатель может найти в хронике того же Евсевия, которую мы много лет тому назад перевели на латинский язык» (ч. XII, стр. 80 и 88). б) «Говорят же, что это означает тех, которые чрез два года по ограблении храма были посланы Антиохом, чтобы требовать подати с Иудеев, и уничтожить служение Богу и в храме иерусалимском поставить статуи Юпитера Олимпийского и Антиоха, называемые теперь мерзостью запустения, когда прекращены были всесожжение и ежедневная жертва» (ч. XII, стр. 122). II. Св. Иоанн Златоуст : а) «Предсказывая самое время, в продолжение которого будут тяготеть над ними (иудеями) эти бедствия, говорит: от времене пременения жертвы всегдашния. Всегдашнею называлась ежедневная жертва потому, что была постоянная и непрерывная. У иудеев был обычай приносить жертву Богу вечером и утром каждого дня: отчего и жертву ту пророк назвал всегдашнею. И так как Антиох, пришедши, уничтожил этот обычай и прекратил его, то ангел и говорил, что от времене пременения всегдашней жертвы, т. е. со времени прекращения этой жертвы, дней тысяща двести девятьдесят, то есть, три года с половиной и нисколько более. Потом, открывая, что будет конец и прекращение этим бедствиям, он присовокупил: блажен терпяй и достшнувый до дней тысящи трехсот тридесяти пяти, приложив, т. е. к тысяче двумстам и девятидесяти сорок пять дней; потому что один месяц с половиною продолжалась война, которая кончилась для иудеев блистательною победою, и вместе совершенным освобождением от тяготевших над иудеями бедствий» (т. I, стр. 695–696).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

Разделы портала «Азбука веры» Н. В. Лебедев Почитание святых является догматом Православной Церкви. Догмат этот наша Церковь всегда свято чтила и бережно хранила, защищая его в довольно упорной борьбе с протестантством и его многочисленными разветвлениями в виде так называемых рационалистических сект, отрицающих почитание святых. Святые являются нашими заступниками, ходатаями и молитвенниками пред Богом. Утверждая так, мы отличаем их от нашего «Единого Ходатая (Посредника) Христа Иисуса», о Котором говорит св. апостол Павел: «Един есть Бог, и Един Ходатай (Посредник) Бога и человеков, человек Христос Иисус, давый Себе избавление за всех» ( 1Тим.2:5-6 ). Славянское слово «ходатай», или русское «посредник» у апостола значит живой свидетель, стоящий посреди и соединяющий посредствуемых, совокупивший в себе разъединенное (Бл. Феодорит). Апостол словами: «Един Бог и Един Ходатай» имел в виду показать, что другого спасения нет, как в Господе Иисусе: как Бог один, так и Посредник между Богом и людьми один. Другого посредника нет и быть не может. Иисус Христос стал Посредником чрез вочеловечение. И Блаженный Феодорит говорит: «Апостол назвал Христа Иисуса Посредником, следовательно, состоящим в единении и с Отцом по Божеству и с нами по человечеству». «Посредничество состояло не в слове только ходатайственном, но и в деле, и требовало жертвы», – объясняет святитель Феофан Затворник , – как и говорит Апостол Павел: «Давый Себе избавление». Посему и в церковных песнопениях воспевается: «Ходатай Богу и человеком был еси, Христе Боже: Тобою бо, Владыко, и к Светоначальнику Отцу Твоему от нощи неведения (из мрака неведения) приведение имамы (мы получили доступ к источнику Света – Твоему Отцу)» (5я песнь Канона 2го гласа). Итак, по природе, по искуплению у нас один Ходатай или Посредник между Богом и человеками – Иисус Христос. По благодати же ходатаями или молитвенниками нашими пред Богом являются кроме Матери Божией и ангелов все святые, которых мы прославляем, и со своими молитвами к которым обращаемся.

http://azbyka.ru/pochitanie-svyatyx-lebe...

Сакра императора от 19 ноября 430 г. о созыве вселенского собора в г. Эфесе ( ρτηται) была адресована на имя „областных митрополитов“. 1315 Имена их, кроме св. Кирилла, в сохранившемся до нашего времени списке этой сакры не указаны. Но в адресе сакры, присланной императором Эфесскому собору через комита Иоанна ( σον περ τν εσβειαν) 1316 указаны 52 епископа, почти все (за исключением 2-х – 3-х) 1317 митрополиты. Так как среди этих лиц упоминается и бл. Августин, давно уже умерший, то ясно, что перечень этих епископов взят придворной канцелярией из прежних бумаг и буквально воспроизведен, за исключением св. Кирилла, Мемнона (Эфесского) и Нестория, о которых дано было особое распоряжение императора (в самой сакре). Действительно, Августину, как видно из послания Капреола Карфагенского к собору, 1318 было послано и приглашение прибыть на Эфесский собор. Если же имена епископов во второй сакре скопированы с другой сакры, то, вероятно, не с иной, как с упомянутой нами ( ρτηται) – от 19 ноября. Если так, то эта последняя была, значит, адресована тем же епископам с прибавлением св. Кирилла, Нестория и Мемнона. Сакра указывает время, место и состав будущего собора. „Преподобие твое, писал император каждому митрополиту, да озаботится после наступившей св. Пасхи прибыть в Азию в Эфес, на самый день Пятидесятницы, повелев туда же прибыть немногим, кому заблагорассудишь, святейшим епископам из подчиненного тебе округа, так, чтобы и в самом округе оставалось достаточное число (епископов) для святейших церквей, и для собора не было недостатка в способных. Мы уверены, что каждый из боголюбезнейших священнослужителей постарается прибыть и подать посильную помощь делам“. Присоединяет император и угрозу тем, кто поленится приехать на собор. „Мы, говорит, не перенесем равнодушно ничьего отсутствия. Никто не будет иметь оправдания ни перед Богом, ни перед нами, кто не поспешит к назначенному времени в указанное место“. Кто же из призываемых „не поспешит, у того, явно, совесть не чиста“, говорит император. 1319

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

свящ. Александр Соколов Прославление Христова мученика Св. Бл. Кн. Михаила Чудесные видения над телом Св. Михаила В ночь, по убиении Св. Михаила, Георгий, отрядил двух отроков своих стеречь честное тело мученика. Но страх и великий ужас обнял сердца приставленных стражей, так что они убежали в стан свой, и только рано поутру возвратились, чтобы посмотреть оставленное на доске тело. Но как велико было их изумление, когда они увидели, что телега стоит пустая с привязанной к ней доской; тело же мученика лежало на особом месте, раной к земле. Из язвы его истекало много крови; правая рука страдальца была под лицом его, а левая у язвы; одежда его была цела, как и прежде и ничем не повреждена. Изумились такому чуду все видевшие его, и поняли, что Господь прославляет верного раба своего Михаила. Дивились и тому, что, несмотря на великое множество диких зверей в том месте, целую ночь лежало тело его на земле, и ни один зверь не коснулся праведника, и вспомнили слова Пророка-Царя: «хранит Господь вся кости праведных и ни едина от них сокрушится 59 ». В ту же ночь многие из верных и из неверных видели еще славнее и изумительнее чудо: два светлых облака, в продолжение целой ночи, осеняли тело Святого, – то расступались они, то опять соединялись вместе, и сияли светом солнечным. Собравшиеся поутру рассказывали виденное, и все, как верные, так и татары, невольно убеждались и замечали во всеуслышание, что князь этот свят, и что он убиен неповинно; и явление света верные объясняли явлением Ангелов, которых Господь послал стражами св. тела, отогнавши приставников Георгиевых. Древнему списателю повести о страданиях Св. Михаила рассказывали об этих чудесах очевидцы и рассказывали со слезами и многими клятвами, что все это действительно так было, все это – сущая правда 60 . Смутился и Георгий, при вести о чудесах над телом убиенного им мученика. Эта кровь, напояющая землю, не напоминала ли ему кровь Авелеву, вопиющую от земли к Богу? и во всех этих происшествиях не мог он не слышать голоса Самого Бога: «где брат твой?» – Чтобы удалить возмущающие душу его видения, и успокоить пробудившуюся мятущуюся совесть, Георгий приказал своим боярам, чтобы они отвезли тело Михаила в г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1. Наставление оглашенных в христианской вере Во время приготовления своего ко св. Крещению оглашенный обязан, согласно апостольскому наставлению, издревле принятому (Лаод. собора прав. 7) церковию в основание учения благочестия для вступающих в нее и указующему христианам в настоящей жизни преимущественно на веру в Бога, надежду на Него и любовь к Нему ( 1Кор. 13:13 ), изучить руководство в вере христианской – Символ, содержащий краткое изложение веры, необходимой всякому верующему; руководство к надежде христианской – молитву Господню или молитву верных и иные молитвы, особенно молитву ко Пресвятой Богородице, извлеченную из слов Архангела Гавриила, благовествовавшего Пресвятой Деве о воплощении Сына Божия; наконец, руководство к любви христианской – заповеди Божии, заключающиеся в десятословии. Начало обычая произносить пред Крещением исповедание или Символ веры вкратце указано Самим Спасителем, установившим Крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа, и апостолами, при которых крещаемый или призываемый в церковь Христову, «исповедал доброе исповедание пред многими свидетелями» (Тим. 6:12). Так произнес пред Крещением исповедание веры евнух ( Деян. 8:37 ). Впоследствии в 364 г. 7 правилом Лаодикийского собора постановлено присоединять к церкви по изучении символа веры . Первоначально Символ веры пред Крещением произносили апостольский (Постановл. Апостол. кн. 7, гл. XLII. Тертул. в прещениях против еретиков, 13), а потом никео-цареградский, составленный первым и вторым вселенскими соборами в 325 и 381 годах. Отцы первого всел. собора, изложив Символ веры , говорили: «Как приняли мы от предшествовавших нам епископов и при оглашении и при восприятии Крещения, как научились божественных писаний: так веруем и теперь и представляем вам нашу веру» (Сократ, «Церковн. истор.», кн. 1, гл. 8). Об изучении молитвы Господней верующими свидетельствуют «Постановления Апостольские» (кн. VII, гл. 25, 45). Тертуллиян в книге своей о молитве (О молитве, IX), св. Златоуст (Златоуст в XIX беседе на Мф., 5), бл. Августин (Августин в 42 слове говорит, что молитву Господню оглашенные начинали учить за неделю до Крещения).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

1 . Рече Господь Господеви Моему: седи одесную Мене. Давид, по вдохновению Божию, передает сказанное от вечности Господом Господу, т.е. Богом-Отцом Богу Сыну, как Бого-человеку и Спасителю мира, именно следующее: седи одесную Мене. Сидеть одесную – значит иметь одинаковую власть и честь с сидящим. «Видишь ли равенство чести? – говорит св. Златоуст. – Престол – знак царствования; где один престол, там одинаковая честь одного и того же царствования». И так Бог Отец сказал Богу Сыну: царствуй со Мною. Но поскольку Бог Сын есть Царь вселенной от вечности; то сказанное здесь должно относить к человечеству Его, что и подтверждает св. Ап. Петр следующими словами, непосредственно сказанными после вышеприведенных слов сего псалма: и так твердо знай весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом сего Иисуса, Которого вы распяли ( Деян. 2:36 ). Дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих. «Какие это враги, объясняет Апостол, – говорит св. Афан., – взывая: егда испразднит начала и власти и миродержителей, последний враг испразднится смерть ( 1Кор. 15:24–26 ). «Слыша слова пророка (поясняет св. Злат.), что Отец полагает врагов под ноги Его, не смущайся, это сказано не потому, будто Сын не имеет силы. Ибо Павел говорит, что Он Сам полагает врагов под ноги Свои. Подобает Ему царствовати Дóндеже положит вся враги под ногама Своима. Приписывая все Сыну, он (Давид) не отделяет от Него Отца; равно как не отделяет и Сына от Отца, потому что принадлежащее Сыну, принадлежит и Отцу; и принадлежащее Отцу, принадлежит Сыну. Но ни там, ни здесь слово: дондеже – не означает предела времени. Иначе, как стояло бы пророческое изречение: власть Его власть вечная, яже не прейдет, и царство Его не рассыплется,... и царствию Его не будет конца ( Дан. 7:14 ; Лк. 1:34 )» (Зл.). «Речение: дондеже, – говорит бл. Феод., – не время означает, но есть собственный образ выражения, свойственный Св. Писанию ( Ис. 46:4 )». «Слыша слово: подножие, – говорит св. Злат., – разумей не что-нибудь чувственное, но покорность». Слово же: положу – значит покорю, подчиню, взято с обычая восточных царей и военачальников попирать ногами врагов побежденных.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

27-го октября 1900 г. исполнилось столетие со дня воссоединения старообрядцев на правах единоверия. О причине возникновения раскола старообрядчества и о необходимости учреждения у нас на Руси единоверия – Собор российских архипастырей вот что говорит: «Св. Пр. Всероссийский Синод, обращая внимание на причины уклонения так именуемых старообрядцев от священноначалия Церкви, всегда находил начало сему единственно в том, что Россия, приняв от греческой церкви христианство , в кратком времени не могла получить везде исправных с греческого языка переводов церковных кни, тем паче, что наш язык еще не имел никакой грамматики, печати не было, а писцы не все были исправные: от чего церковные книги наполнялись погрешностями. Между тем в некоторых местах вводились по произволу разные молитвы и обряды, а когда с тех рукописных книг началось печатание, то, сколько ни было изданий при Преосвященных Митрополитах и Святейших Патриархах Российских, всегда оные были во многих местах поправляемы, что доказывают приложенные при всех изданиях извинения, если не во всем поправлены. Но от сего самого люди любопретельные, или не понимавшие причин исправления, начинали расколы, что и продолжалось до времен бл. Государя Царя Алексия Михайловича, который, опасаясь дабы разнообразие Российской Церкви с православною греческою не произвело общего соблазна, повелел приобрести на Афонской горе древние греческие книги и древние российские из домов архиерейских и монастырей: некоторые из них писаны за 500 и 700 лет, и по ним не новое, но древнее сделано исправление наших книг, для рассмотрения же правильности исправления был составлен собор, так что книги не иначе отдавались в употребление, как с утверждения собора. Собор не подвергал проклятию ни того, что простотой и неведением вошло в употребление, ни тех людей, которые сие употребляли: но предавал анафеме прекословящих, яко еретиков и непокорников. Хотя же действом возмутителей церковного мира некоторая часть православных оставалась при книгах прежней печати и при тех обрядах, коих почитала древнее, отказалась и от повиновения и подчинения матери своей церкви: однако же, всегда чувствовала тяготу своего отчуждения от оной и от святейших таинств, самим Господом нашим И.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010