В завершение всего сказанного хотелось бы вспомнить слова апостола Павла, который говорил о наших наставниках (см.: Евр.13:7 ). Наш долг – повиноваться им, исследовать их творения и пытаться учиться жить, следуя их наставлениям. В особенной степени это относится к пастырям Христовой Церкви, поскольку их функция состоит в том, чтобы учить людей добру и вести их в Царство Небесное. Раздел IV. Литургика Процесс установления Таинства Крещения в свете учения апостола Павла Священник Александр Сирин, кандидат богословия Господин! не доброе ли семя сеял ты на поле своём? откуда же на нём плевелы? – Враг человека сделал это ( Мф.13:27–28 ) Крещение – первый по времени установления и единственный христианский обряд, признание которого является непременным условием принадлежности к христианской вере. Крещение заповедано Самим Христом: Идите, научите все народы, крестя, их во имя. Отца и Сына и Святого Духа ( Мф.28:19 ) и если кто не родится, от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие ( Ин.3:5 ). Для православного христианина «крещение есть Таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается от Духа Святого и жизнь духовную, святую» 427 . Только с момента Крещения начинается подлинная духовная жизнь. Крещение совершается однажды в жизни, как это закреплено десятым членом Никео-Цареградского Символа веры : «Исповедую едино крещение во оставление грехов». Христианский апологет III века Тертуллиан писал по этому поводу: «Крещение для нас вообще одно-единственное – это ясно как из Евангелия Господа, так и из посланий апостола: Ибо, – говорит он, – един Бог , и одно крещение, и одна Церковь на небесах (ср.: Эфес.4:5). Но пусть бы кто-нибудь как следует разобрал, каких правил нужно придерживаться относительно еретиков. Ведь сказанное выше [о едином крещении] сказано для нас. У еретиков же нет ничего общего с нашим учением. Они нам чужие; об этом достаточно свидетельствует то, что они лишены общения. Я не обязан относить к ним то же, что предписано мне. Ибо у нас и у них не один и тот же Бог, и не один Христос, то есть не тот же самый. И не одно Крещение, – потому что не то же самое. Если оно у них не по установленному обряду, то его всё равно что нет. А то, чего нет, не считается. Значит, они не могут принимать Крещение, потому что не имеют его» 428 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Заканчивается молитва о Церкви. Эта молитва называется первосвященнической – в ней все описано. В этой молитве заключена вся Церковь . Понятие «Церковь» здесь максимально проявлено – это единство Троицы. Условие спасения – вера, соединенная со Христом. Как мы говорили, вторым условием спасения является соединение со Христом. Как это соединение совершается? Об этом говорит Господь: «Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» ( Ин. 3, 5 ). Пути человека, рожденного от Святого Духа непонятны и неизвестны, это тайные тропы, по которым Бог ведет людей. Именно у христиан могла возникнуть поговорка: «Хочешь рассмешить Господа Бога, расскажи ему про свои планы». Понимаете почему, потому что пути Духа они неизвестны, как дуновение ветра. Так и христиане, их путь неизвестен: сейчас он идет сюда, завтра туда. Куда ведет Дух, туда и идет Церковь . В этом путь христианина, путь рожденного от воды и Духа. Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божье – без крещения нет спасения. Ибо благодатью вы спасены через веру, и это не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять ( Еф. 2:8–9 ). Логика тут такая: добрые дела, кроме одного дела – дела веры, для спасения не нужны. Чтоб получить спасение. Но, чтобы усвоить спасение, нужны добрые дела. Так мы, крещеные уже спасены. Но в надежде, что не потеряем это. А вот сохранить спасение, не потерять, приумножить – это второй вопрос. Другое место о необходимости крещения: Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет ( Мк.16:16 ). Что значит крещение? Крещение – это крещение водное, крещение по вере, крещение воспринимаемое как новое рождение. Те люди, которые не верят в то, что крещение дает новое рождение – разве они крещеные? Нет. Если крещение не понимается как Таинство, имеющее спасающую силу, значит человек таким таинством не спасается. Так человек может искупаться в источнике во имя Отца, Сына  и Святого Духа, но при этом крещеным не будет. Крещение предполагает веру в спасение. Крещением прощаются грехи: Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа ( Деян. 2: 38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Получив после троекратного погружения с призыванием имени Божия светлые одежды и Святой Крест, христианин слушает отрывок из апостольских посланий и из Евангелия. Апостол говорит о том, что после Крещения человек, умерший для греха, должен воскреснуть для жизни с Богом, встряхнув с себя ветхого человека, должен облечься в нового, то есть стремится подражать в своей жизни Господу Иисусу Христу. Евангелие повествует о том, как Господь посылает Своих учеников на проповедь: «Итак, идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам, и вот, Я с вами есть во все дни до скончания века». Итак, перед тем как крестить людей, Господь повелевает сперва научить их, это поведение мы и исполняем сейчас. 6) Таинство Миропомазания За Таинством Крещения следует сразу же Таинство Святого Mvponoмaзahuя. Во времена святых апостолов после крещения апостолы возлагали на верующих свои руки, и через возложение рук на них нисходил Святой Дух, исполняя их благодатными дарами для святой, благочестивой, целомудренной жизни, чтобы христианин мог подвизаться, противоборствовать против диавола. Когда умножились верующие, апостолы физически не могли возлагать на всех руки, поэтому они освятили особый состав благовонных масел, который получил наименование Святое Mvpo. В Православной Церкви сохраняется преемственность от Господа и Его святых учеников – апостолов, так как не прерывается преемство рукоположений, то есть если проследить исторически, то мы увидим, что церковная иерархия законно восходит к Самому Господу и апостолам! При совершении Таинства Святого Mvponoмaзahuя у новокрещенного помазуются важнейшие органы чувств и деятельности: чело – как вместилище ума, очи, уши, ноздри, уста, грудь – как вместилище сердца, руки и ноги, как органы деятельности. При совершении Mvponoмaзahuя каждый орган помазывается со словами: «Печать Дара Духа Святого!» На каждое помазание христианин должен утвердительно отвечать «Аминь!», что означает «Да будет так!» или «Истинно так!» Человек запечатывается Божественной благодати как некий драгоценный сосуд, ибо поистине он стал драгоценным, освященным, чистым, воссозданным, прекрасным сосудом, вместилищем Духа Святого, вместилищем Бога! «Разве вы не знаете, что вы храмы Духа Святого, и Дух Божий живет в вас?!», – говорит апостол Павел. Такова высота этого Таинства! Человек из низкого, помраченного состояния возвышается через дар и благодать Святого Духа! Печать Дара Духа Святого человек должен хранить, не оскверняя и не ломая ее! В народе об этом Таинстве даже сложилась поговорка: «Все мы одним Mvpoм мазаны». Да, все православные христиане помазаны и запечатлены этой единой печатью Святого Духа! Окончание Таинства Миропомазания

http://azbyka.ru/katehizacija/poyasnitel...

Церковь как богочеловеческий организм, вечна и пребудет, по обещанию Спасителя, до скончания века. О 10 ЧЛЕНЕ СИМВОЛА ВЕРЫ Исповедую одно крещение для оставления грехов Исповедую, значит верую, несомненно, признаю. Почему «едино крещение»? «Один Господь, одна вера, одно крещение» ( Еф.4:4 ), – учит апостол Павел. Это означает, что существует только одна истинная Церковь, установленная Единым истинным Богом, и в ней существуют спасительные таинства, так как благодать Божия действует в Церкви. Единственность и неповторимость Крещения внесено в Символ Веры еще потому, что во времена первых Вселенских соборов были споры по поводу того: как принимать отпадших от Церкви еретиков, нужно ли повторять над ними таинство Крещения, или нет? Поэтому второй Вселенский Собор, дополнил «Символ», словами о том, что Крещение может быть только одно. Падших было решено принимать через покаяние. В Символе веры называется таинство Крещения, но не упомянуты другие таинства. Крещение является таинством вхождения в Церковь, без него нельзя стать Христианином, последователем Христа и членом Его Церкви. Входя в Церковь через Крещение, как через некие врата, человек получает возможность приступать и к другим таинствам и священнодействиям церковным. В Церкви семь таинств: крещение, миропомазание, причащение, исповедь, елеосвящение (или соборование), венчание и священство. Итак, духовная жизнь христианина начинается с Крещения, он рождается в этом таинстве для жизни новой, жизни со Христом. Господь посылает апостолов, чтобы они проповедовали Его учение, слово Божие всем людям и крестили всех, кто уверует во Христа и захочет следовать за ним: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» ( Мф.28:19-20 ). В другом Евангелии, написанном святым евангелистом Марком, Спаситель говорит про Крещение: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк.16:16 ). Необходимым условием крещения является вера и жизнь по вере. Крещение это не только новое рождение, но и смерть для иной жизни, греховной, плотской: «Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним» ( Рим.6:8 ) – читаем мы слова апостола Павла при таинстве Крещения.

http://azbyka.ru/obyasnenie-simvola-very

В день сошествия Святого Духа на апостолов, когда после речи ап. Петра слушатели спрашивали: что же им делать? Ап. Петр сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, – и получите дар Святого Духа ( Деян. 2:37–38 ). Там же, в книге Деяний, записаны отдельные случаи крещения, совершенного апостолами. Так, ап. Петр крестил Корнилия (гл.10), ап. Павел – Лидию и домашних ее (гл. 16), стража темничного с домом его. Значение таинства.Таинственная благодатная сторона крещения указана уже в приведенных местах Священного Писания: крещение есть «новое рождение;» оно совершается для спасения людей ( Мрк. 16:16 ). Кроме того, раскрывая благодатное значение крещения, апостолы в своих посланиях указывают, что мы в нем «омываемся, очищаемся, оправдываемся,» что в крещении умираем для греха, чтобы ходить в обновленной жизни, «спогребаемся Христу» – и воскресаем в Нем. Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив баней водной, посредством слова (крещение с произнесением установленных слов, Ефес. 5:25–26 ). Омылись... освятились... оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего ( 1Кор. 6:11 ). Погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни ( Рим. 5:4 ). Крещение названо баней пакибытия ( Тит. 3:5 ). Что касается стороны субъективной, относящейся к душевному настроению самого крещаемого, то ее указывает ап. Петр, называя крещение «обещанием Богу доброй совести» ( 1Петр. 3:21 ). Через крещение вместе с тем происходит присоединение к Церкви. Способ совершения таинства. – Сравнение крещения с баней водной или гробом указывают, что это таинство должно совершаться посредством погружения. Само греческое слово babtizo значит «погружаю.» О крещении евнуха Филиппом читаем в кн. Деяний: «сошли оба в воду, Филипп и евнух, и крестил его. Когда же они вышли из воды, Дух Святой сошел на евнуха» (гл. 8:38). В виде исключения Церковь признает христианский мученический подвиг некрещеных как «крещение кровью.» Крещение обливанием признается Церковью, но не одобряется, как не каноническое. Погружение в воду бывает троекратное с произнесением слов: крещается раб Божий во имя Отца и Сына и Святого Духа, согласно заповеди, данной Самим Христом ( Матф. 28:19 ). Так оно и совершалось в древней Церкви. Об этом упоминает уже послание ап. Варнавы, а Тертуллиан прямо замечает, что «образ крещения предписан,» указывая на слова Спасителя о крещении, и свидетельствует о троекратном погружении, а также отмечает одну частность – требование от крещаемого отречения от сатаны и ангелов его и затем исповедание веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

В Символе веры исповедуется «едино Крещение». Крещение есть духовное рождение и совершается только раз в жизни, так как и однажды человек рождается физически. Один Еосподь, одна вера, одно крещение (Еф. 4:5). Крещение не повторяется. Ни отречение от веры, ни великое множество грехов со всей тяжестью их не упраздняют неизгладимой Печати Божией на однажды крещеных. Проступок сына не разрывает его связи с отцом. Всегда открыт путь покаяния для христианина, отрекшегося от веры и просящего опять принять его в Церковь (о чём напоминает Господь в притче о блудном сыне). Крещение — это отречение от власти сатаны, который и после крещения нападает на душу. Поэтому жизнь настоящего христианина — непрестанная борьба во имя приобретения и сохранения плодов христианской веры, надежды и любви. Это путь духовной закалки христианина. Каким бы трудным он ни был, он увенчается успехом, если христианин усерден в своем начатом делании и укрепляется надеждой на Спасителя, сказавшего: В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16:33). Таинство Миропомазания Миропомазание есть таинство, в котором верующему при помазании освященным миром подаются дары Святого Духа, которые укрепляют его в духовной христианской жизни. Грех повсюду окружает человека. Склонность ко греху очень сильно удручает человеческую природу. Поэтому крещенному необходима особая Божественная помощь — дар Святого Духа, укрепляющий его духовные силы. Первоначально святые апостолы преподавали дары Святого Духа во утверждение новокрещеных через возложение рук: Находившиеся в Иерусалиме апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого (Деян. 8:14–17). В конце I в. по причине умножения верующих апостолы и их преемники епископы уже не успевали возлагать руки на каждого новопросвещенного христианина, поэтому таинство утверждения верующих по апостольскому благословению стало совершаться через помазание святым миром по примеру того, как помазывались миром ветхозаветные пророки, первосвященники и цари перед началом своего служения. 

http://azbyka.ru/deti/zakon-bozhij

Почему крестят детей? Какие обязанности у крестных?Можно ли девушке стать крестной у девочки?Можно ли отказаться быть крестным?В каких случаях могут отказать в крещении? Что такое Крещение? Почему оно называется Таинством? На все эти вопросы Вы найдёте исчерпывающие ответы в данной статье, подготовленной редакцией Правмира. Таинство Крещения: ответы на вопросы читателей Сегодня хотел бы рассказать читателю о таинстве Крещения и о крестных. Для удобства восприятия предложу читателю статью в виде вопросов, наиболее часто задаваемых людьми по поводу Крещения и ответов на них. Итак, первый вопрос: Что такое Крещение? Почему оно называется Таинством? Крещение – это одно из семи таинств Православной Церкви, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием имени Пресвятой Троицы — Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни греховной, и возрождается Духом Святым для Жизни Вечной. Конечно, этому действию есть основание в Священном Писании: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). Христос говорит в Евангелии: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16, 16). Итак, крещение необходимо человеку для спасения. Крещение – это новое рождение для духовной жизни, в которой человек может достичь Царствия Небесного. А таинством оно называется потому, что через него таинственным, непостижимым для нас образом на крещаемого действует незримая спасительная сила Божия – благодать. Как и другие таинства, крещение богоустановлено. Сам Господь Иисус Христос, отправляя апостолов на евангельскую проповедь, научил их крестить людей: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19). Крестившись, человек становится членом Церкви Христовой и отныне может приступать к остальным церковным таинствам. Теперь, когда читатель познакомился с православным понятием о крещении, уместно рассмотреть один из наиболее часто задаваемых вопросов, относящихся к крещению детей. Итак: Крещение младенцев: можно ли крестить младенцев, ведь они не имеют самостоятельной веры?

http://pravmir.ru/tainstvo-kreshheniya-o...

Крещение подобно новому и сверхъестественному рождению. Рождению через смерть. Погружаясь в крещальные воды, человек символически умирает для прежней, греховной жизни и воскресает к жизни новой, святой. Как Христос три дня пробыл во гробе и вышел из него к новой прославленной жизни, так и крещаемый после троекратного погружения в купель выходит оттуда иным. Все ветхое отвергнуто, начинается новая жизнь. Для древних христиан была очевидной мысль, что Крещение это таинство абсолютного обновления. Узнав о том, что некоторые братья и сестры, некогда принявшие Христа, грешат, искажают Предание, ап. Павел недоумевающее пишет: «Ибо невозможно – однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему» ( Евр. 6:4-6 ). Вот это «невозможно» является ярким свидетельством того, что в древности принятие Крещения мыслилось совершенным обновлением, преображением. К Крещению готовились долгие годы, человек, приступающий к таинству изучал основы веры, Священное Писание… Затем над желающими принять Крещение совершался обряд заклинания. Из него изгоняли злых духов. И после всего этого совершалось Таинство. Сегодня, когда на вопрос: что нужно для того, чтобы креститься?.. в храме часто отвечают: «сто рублей и полотенце», нужно признать, что для многих это Таинство потеряло свой возвышенный мистический смысл. Крещение для многих превратилось в обременительный обряд, после которого зато разрешается носить нательный крестик. Мало кто понимает, что Крещение – это возможность реализовать себя, стать таким, какими нас хочет видеть Бог, приобщиться вечности. Крещение – дверь в Царство Небесное, почему же мы, некогда войдя в эту дверь, топчемся у входа?.. Это как обладать неким богатством, сокровищем, но спрятать его, схоронить и всю жизнь влачить полуголодное существование. И так в нищете и умереть. Если мы слышим о таком человеке, мы его осуждаем или посмеиваемся над ним. Но не такие ли и мы, дорогой читатель? Имеем небесные богатства, сокровища благодатной жизни, но избегаем Церкви, промениваем пир в Доме Отчем на сухой паек преходящих и мелких земных удовольствий.

http://azbyka.ru/kreshhenie-eto-vozmozhn...

Крещение должно совершаться через троекратное погружение, обливание и окропление в православии является практикой допустимой только в крайнем случае, когда человек тяжело болен или нет достаточного количества воды. В приходах, где есть возможность, желательно устраивать бассейны для погружательного крещения взрослых. В разговорах с инославными не следует стесняться признать, что наша практика обливательного, а, точнее, окропительного крещения получила распространение в годы гонений и, со временем, погружательное крещение снова будет общеупотребительной практикой. Название «водное крещение» применяемое сектантами относится и к православному – ведь в воде крестим, водой обливаем или окропляем! Есть секты, отвергающие крещение водой, крестящие Духом. Вышеприведенные слова Спасителя ясно указывают на необходимость крещения водой. В Писании ясно выделяются два совершенно разных момента: – крещение в воде и получение Даров Святого Духа, составляющие внешнюю и внутреннюю стороны Таинства крещения. Это подтверждают вышеприведенные цитаты, а также: «... кто может запретить креститься водою тем, которые, как и вы, получили Святаго Духа?» 179 ; «... евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься? ... и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его. Когда же вышли из воды, Дух Святый сошел на евнуха;»... 180 Особенно вторая цитата свидетельствует о двух моментах – крещении водой и схождении Святого Духа. Следует обратить внимание, что факт схождения Духа был в присутствии Апостола, который мог это подтвердить. Очень важно понимать – крещение в воде и получение Даров Святого Духа два совершено разных момента Таинственного возрождения человека. Слова Иоанна Предтечи, что за ним идет Тот, Который будет крестить Духом Святым и огнем 181 , следует понимать, как указание на отличие крещения Иоаннова от Новозаветного, которое совершается Духом Божиим при погружении в воду. Иначе будет противоречие в тексте, чего в Писании быть не может и, следовательно, трактовка, отвергающая крещение водой, не имеет основания в Писании. Предтеча говорил об отличии Новозаветного крещения водой и Духом, установленного Самим Иисусом Христом, в котором человек рождается заново, от Иоаннова, совершавшегося в покаяние и не выходившего за пределы обрядового омовения 182 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Со вторым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что крещение Иоанна было не от Бога. В самом деле, всякое таинство, которое от Бога, не нарекается именем простого человека; так, крещение Нового Закона не названо именем Петра или Павла, но – только Христа. Однако это крещение было названо именем Иоанна, согласно сказанному [в Писании]: «Крещение Иоанново откуда было – с небес или от человеков?» ( Мф. 21, 25 ). Следовательно, крещение Иоанна было не от Бога. Возражение 2. Далее, любое исходящее от Бога учение подтверждается теми или иными знамениями; так, Господь дал Моисею силу творить знамения ( Исх. 4 ); и еще сказано, что наше спасение было «сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него, при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами» ( Евр. 2, 3, 4 ). Но о Иоанне Крестителе сказано, что «Иоанн не сотворил никакого чуда» ( Ин. 10, 41 ). Следовательно, похоже, что крещение, которым он крестил, было не от Бога. Возражение 3. Далее, установленные Богом обряды содержатся в некоторых предписаниях Священного Писания. Но нет такого предписания Священного Писания, которое бы устанавливало крещение Иоанна. Следовательно, похоже, что оно было не от Бога. Этому противоречит сказанное [в Писании]: «Пославший меня крестить в воде сказал мне: «На кого увидишь Духа сходящего... " » и т. д. ( Ин. 1, 33 ). Отвечаю: в крещении Иоанна можно усматривать две вещи, а именно обряд крещения и следствие крещения. Обряд крещения был не от людей, а от Бога, пославшего Иоанна крестить посредством внутреннего откровения Святого Духа. А вот следствие этого крещения было от человека, поскольку оно не производило ничего из того, чего человек не мог бы исполнить сам. Поэтому оно было от Бога только в той мере, в какой Бог соделывает в человеке. Ответ на возражение 1. Крещением Нового Закона люди крестятся внутренне Святым Духом, и это производится Богом. Крещением же Иоанна только тело очищалось водой. В связи с этим [в Писании] сказано: «Я крещу вас в воде...; Он будет крестить вас Духом Святым» ( Мф. 3, 11 ). Поэтому крещение Иоанна и было названо его именем – ведь оно не производило ничего, чего бы не исполнил он сам. Что же касается крещения Нового Закона, то оно не называется именем служителя, поскольку тот не производит его основного следствия, а именно внутреннего очищения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010