Иисус Христос и Святой Дух были посланы Отцом в мир, это не только множество раз повторялось в Писаниях, но и Сам Христос был прямо назван «Посланником (т. е. Апостолом) исповедания нашего» ( Евр.3:1 ). И как Бог послал Его, так и Христос избрал и послал Своих апостолов. «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас… Примите Духа Святого» ( Ин.20:21–22 ), – говорит воскресший Христос ученикам Своим. И апостолы шли в мир, делаясь «фундаментом» Христианской Церкви. В этом смысле Церковь и называется Апостольской: во-первых, потому что она основана на Иисусе Христе и Святом Духе, посланных от Бога, и на апостолах, посланных Христом и исполненных Святого Духа; и во-вторых, потому что сама Церковь , в её земных членах, послана Богом, чтобы свидетельствовать о Его Царстве, хранить Его слово и исполнять Его волю и дела в этом мире.Православные христиане веруют в Церковь так же, как они веруют в Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа. Мы верим, что среди падшего и грешного мира полное и совершенное общение с Богом было бы невозможно без Церкви – без божественной, мистической и духовной жизни, без таинств. Церковь есть Божий подарок миру. Это – дар спасения, знания и просвещения, прощения грехов и победы над тьмой и смертью. Это – дар общения с Богом через Христа и Святого Духа. И дар этот даётся нам навсегда, без всяких условий со стороны Бога. Люди могут грешить и бороться против Церкви, верующие могут отпадать и отделять себя от неё, но сама Церковь – «столп и утверждение истины» ( 1Тим.3:15 ) – навеки остаётся непобедимой и несокрушимой, «и врата ада не одолеют её» ( Мф.16:18 ).Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё, чтобы освятить её, очистив банею водною, посредством слова, чтобы представить её Себе славною Церковью, не имеющею пятна или порока… Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. ( Еф.5:25–27, 32 ) … Исповедаю едино крещение во оставление грехов… В Христианскую Церковь вступают через крещение «во имя Отца и Сына и Святого Духа» ( Мф.28:19 , чтение Евангелия во время Крещения). Славянское слово «крещение» несёт в себе сугубо христианский смысл, хотя обряд «омовения» существовал уже во времена Ветхого Завета и даже в некоторых языческих религиях как символ смерти и нового рождения. Поэтому крещение было неотрывно от покаяния («покаяние» – по-гречески «метания», что значит «изменение образа мыслей», перемена жизни), поэтому и Иоанн Предтеча «крестил» в знак покаяния и новой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

Прежде всего о самарянах говорится здесь, что они не приняли Духа Святого, а были только крещены. Значит, Дух Святой не преподавался через крещение. Далее о них говорится, что апостолы возложили руки на них и они приняли Духа Святого. Значит, самаряне приняли Духа Святого через особое таинство, которое было отлично от крещения и видимым действием которого служило возложение рук. Но апостолы во всех своих действиях и словах при устроении Церкви Христовой были вдохновляемы Духом Святым, наставлявшим их на всякую истину и напоминавшим им все, что заповедал Господь. Вот почему верно то, что и таинство миропомазания, коим апостолы преподавали верующим благодать Духа Святого, есть дело и установление не апостолов, собственно, а Самого Бога. Правда, в приведенном месте говорится не о помазании миром, а о возложении рук. Но есть другие свидетельства Слова Божия, в которых говорится о принятии верующими даров Духа Святого именно через помазание миром. Так апостол Иоанн говорит о христианах: «вы имеете помазание от Святого и знаете все». Равным образом апостол Павел свидетельствует: «утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас с вами есть Бог, Который и запечатлел нас, и дал залог Духа в сердца наши». Слова: «вы имеете помазание», " помазавший нас… Бог» – ясно показывают, что внешним действием в таинстве, через которое верующим преподавался Дух Святой, служило также и помазание миром. Отсюда следует думать, что апостолы преподавали верующим Духа Святого первоначально через возложение рук, но впоследствии заменили этот видимый знак, по внушению же Духа Святого, другим священнодействием, именно помазанием крестившихся освященным миром. Итак, верно то, что миропомазание установлено Богом. Что касается благодатного невидимого действия таинства миропомазания, то на это действие указывает катехизис, когда учит, что в миропомазании подаются верующему «дары Святого Духа, возвращающие и укрепляющие в жизни духовной». В крещении мы только очищаемся от грехов и возрождаемся силою Святого Духа; через миропомазание же нам даруется Самый Дух Святой со всеми Его благодатными дарами.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Откровением вечности во времени нашей земной жизни суть святые Таинства Церкви. Всего святых Таинств семь: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение, Елеосвящение, Брак и Священство. «Ни менее, ни более сего числа Таинств в Церкви не имеем. Число таинств сверх седьми выдумано неразумными еретиками. Седмеричное же число Таинств утверждается на Священном Писании» (Послание Патриархов Восточно-Кафолическия Церкви о православной вере, 15. СПб., 1838). Действительно, все святые Таинства Церкви есть проявление в её жизни Апостольской веры, продолжение домостроительства нашего спасения. В Таинстве Крещения человек духовно рождается для новой святой жизни. Святыми апостолами оно совершалось по заповеди Божественного Наставника: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа ( Мф.28:19 ). Сомнений в необходимости этого Святого Таинства не было, ибо знали и помнили слова Христа Спасителя: Кто будет веровать и креститься, спасен будет ( Мк.16:16 ). Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствие Божие ( Ин.3:5 ). Родившийся духовно нуждается в дарах, которые бы помогали ему возрастать в духовной жизни. Такие дары подаются в Таинстве Миропомазания. О Божественном установлении его и благодатных дарах его святые апостолы говорят так: Вы имеете помазание от Святого и знаете все... Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте ( 1Ин.2,20,27 ). Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши ( 2Кор.1:21–22 ). Из этих слов видно, что «помазание от Святого», помазавший нас есть Бог, что подаваемые дары сообщают знание («знаете все»), «учат всему». Всё это не от человеческих измышлений. Но и после святого Миропомазания человек может грешить. Для оживления его в нравственной жизни, для прощения грехов в Церкви со времен апостольских есть Таинство Покаяния. Святые апостолы совершали это Таинство по прямому повелению Господа: Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе ( Мф.18:18 ), Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся ( Ин.20:22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Для принятия крещения необходимы вера и покаяние. Православная Церковь крестит младенцев по вере их родителей и восприемников. Для этого и бывают при крещении восприемники, чтобы поручиться перед Церковью за веру крещаемого. Когда он подрастет, они обязаны научить его вере и позаботиться о том, чтобы их крестник стал истинным христианином. Это священный долг восприемников и они тяжко грешат, если пренебрегают этим долгом. А то, что благодатные дарования даются по вере других, нам дано указание в Евангелии, при исцелении расслабленного: «Иисус видя веру их (принесших больного), говорит расслабленному: чадо, прощаются тебе грехи твои» ( Марк. 2, 5 ). Сектанты считают, что нельзя крестить младенцев и осуждают православных за совершение таинства над младенцами. Но основанием для крещения младенцев служит то, что крещение заменило ветхозаветное обрезание, которое совершалось над восьмидневными младенцами (христианское крещение названо «обрезанием нерукотворным» – ( Кол.2:11–12 ); и апостолы совершали крещение над целыми семействами, где, несомненно, были и дети. Младенцы, так же как и взрослые, причастны первородному греху и имеют нужду в очищении от него. Сам Господь сказал: «пустите детей приходить ко Мне, и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» ( Лк.18:16 ). Так как крещение есть духовное рождение, а родится человек однажды, то и таинство крещения над человеком совершается однажды. «Один Господь, одна вера, одно крещение» ( Еф.4:5 ). ТАИНСТВО МИРОПОМАЗАНИЯ Миропомазание есть таинство, в котором верующему подаются дары Святого Духа, которые укрепляют его в духовной христианской жизни. О благодатных дарах Духа Святого сказал Сам Иисус Христос: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева (т. е. из внутреннего центра, сердца) потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него , ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен» ( Ин.7:38–39 ). Апостол Павел говорит: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» ( 2Кор.1:21–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Установление таинства крещения В ряду таинств Святой Церкви на первом месте стоит таинство крещения. Оно служит дверью, вводящей в благодатное царство, или Церковь , и дает доступ к участию в других таинствах. Еще до установления таинства крещения Господь Иисус Христос в Своей беседе с Никодимом указал на безусловную необходимость его для спасения. Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Когда Никодим выразил недоумение, «как может человек родиться, будучи стар,» то Спаситель ответил, что новое рождение будет совершаться водой и Духом: Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа не может войти в Царствие Божие: Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух ( Иоан. 3:5–6 ). Установление этого благодатного таинства произошло после воскресения Христова. Явившись Своим ученикам, Господь сказал им, что Он принял от Отца всякую власть на небе и на земле, и продолжал: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века ( Матф. 28:19–20 ), – и к этому прибавил: Кто булет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет ( Марк. 16:16 ). В день сошествия Святого Духа на апостолов, когда после речи ап. Петра слушатели спрашивали: что же им делать? Ап. Петр сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, – и получите дар Святого Духа ( Деян. 2:37–38 ). Там же, в книге Деяний, записаны отдельные случаи крещения, совершенного апостолами. Так, ап. Петр крестил Корнилия (гл.10), ап. Павел – Лидию и домашних ее (гл. 16), стража темничного с домом его. Значение таинства Таинственная благодатная сторона крещения указана уже в приведенных местах Священного Писания : крещение есть «новое рождение;» оно совершается для спасения людей ( Мрк. 16:16 ). Кроме того, раскрывая благодатное значение крещения, апостолы в своих посланиях указывают, что мы в нем «омываемся, очищаемся, оправдываемся,» что в крещении умираем для греха, чтобы ходить в обновленной жизни, «спогребаемся Христу» – и воскресаем в Нем. Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив баней водной, посредством слова (крещение с произнесением установленных слов, Ефес. 5:25–26 ). Омылись... освятились... оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего ( 1Кор. 6:11 ). Погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни ( Рим. 5:4 ). Крещение названо баней пакибытия ( Тит. 3:5 ). Что касается стороны субъективной, относящейся к душевному настроению самого крещаемого, то ее указывает ап. Петр, называя крещение « обещанием Богу доброй совести» ( 1Петр. 3:21 ). Через крещение вместе с тем происходит присоединение к Церкви. Способ совершения таинства

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Путь ко Христу Учение о покаянии Господа Иисуса Христа, так же, как и у Иоанна Крестителя, предполагает полную перемену жизни человека для обращения к Богу. Принципиальное отличие Христова учения от ветхозаветного и Иоаннова в том, что пророки и Иоанн Креститель, призывая к покаянию, в качестве конечной цели верующего указывали на Бога, оставаясь при этом лишь глашатаями Божьими. Воплотившийся Сын Божий, призывая в покаянии к Богу, призывает к Себе, и именно Он дает покаявшемуся новую, вечную жизнь. Первые слова общественной проповеди Господа Иисуса Христа в передаче евангелиста Матфея звучат совершенно тождественно Иоанновым: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф.4:17 ); согласно евангелисту Марку, Господь объясняет, что покаяние необходимо, чтобы уверовать в Евангелие ( Мк.1:15 ). Подобно Иоанну Крестителю, Господь избирает в качестве внешней формы обращения к Богу погружение в воду – крещение. Но Его крещение онтологически носит принципиально иной характер, даруя верующему в Сына Божия очищение от грехов и благодать Святого Духа ( Мф.3:11 ; Лк.3:16 ; Деян.1:5, 2:38, 22:16 и др.). Поэтому крещение Иоанна святой апостол Павел назвал «крещением покаяния» ( Деян.19:4 ); Христово крещение требует покаяния лишь в качестве приготовительного этапа, само же по себе является вхождением в Царство Небесное и соединением с Богом во Христе. По Своем воскресении Господь является ученикам и дарует им власть прощать человеческие грехи силой Святого Духа: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас». Сказав это, дунул и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин.20:21–23 ; ср. Мф.16:19 ). Эти слова можно понимать не только как компетенцию апостолов совершать крещение, но и как учреждение в церковной жизни Таинства покаяния (ср. Мф.18:18 ). Апостолы в учении о покаянии, с одной стороны, вслед за Господом Иисусом Христом рассматривают покаяние как обращение, т. е. приготовительный этап ко вхождению в Церковь ( Деян.3:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

И Корнилия удостоил Бог получить Святого Духа без возложения рук Апостольских и раньше крещения, чтобы убедить наглядно и окончательно ап. Петра, что «во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» ( Деян. 10–35 ), что и для язычников открыты двери Церкви Христовой и спасения ( Рим. 3:29; 9:24 ), что «Бог нелицеприятен» (ст. 34), и потому, чтобы ап. Петр «не почитал ни одного человека скверным или нечистым» (ст. 28), хотя бы он быль и язычник, как Корнилий. Вот почему Корнилий необычайным порядком, без возложения рук, и раньше крещения, получил Святого Духа. Это было особое чудо Божье, что подтверждается и тем, что как св. Апостолы в день Пятидесятницы, так и Корнилий, получив Духа Святого стали говорить на иных языках ( Деян. 2:4  и 10:46). Сектанты же не получают, подобно Корнилию, Духа Святого, ибо на иных языках не могут говорить. Очевидно, для них, как и для всех людей, можно получить укрепляющую благодать Святого Духа только обычным для всех порядком, то есть через таинство св. Миропомазания, которое они, вопреки слову Божию, отвергают. Сравнивать же себя с св. Апостолами и другими избранниками Божьими могут только люди, впавшие в духовную гордость, или самообольщение. 3) Правда, первоначально св. Апостолы низводили на крещающихся дары Святого Духа через возложение рук, но потом, по указанной выше причине, то есть вследствие многочисленности крещающихся, они заменили его Миропомазанием; на это есть указания не только в книгах отцов и учителей Церкви первых времен христианства, но и в Писании, говорящем о получении верующими Святого Духа через Миропомазание. «Вы имеете помазание от Святого, говорит ап. Иоанн, и знаете все... Помазание, которое получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как само сие помазание учит вас всему, и оно истинно и не ложно, то чему оно научило вас, в том пребывайте» ( 1Ин. 2:20  и 27). «Утверждающий нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» ( 2Кор. 1:21–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Апостол от крещения во оставление грехов отличает следующее за ним принятие дара Святого Духа, и оба эти священные действия представляет существенно необходимыми в деле спасения. Апостол Павел писал: «Оставивши начатки учения Христова, поспешим к совершенству и не станем снова полагать основание... учению о крещениях (Иоаннов. и Христовом), о возложении рук... Ибо невозможно однажды просвещенных и вкусивших дара небесного и сделавшихся причастниками Духа Святого опять обновлять покаянием» ( Евр.6:1–6 ). Апостол крещение и возложение рук относит к первоначальным священнодействиям, совершавшимся над верующими, и эти действия различает по их следствиям: следствием крещения является просвещение, а следствием возложения рук – причастие Святого Духа. Над самарянами, крещеными Филиппом, апостол Петр и Иоанн совершили новое священнодействие, отличное от крещения и существенно необходимое для духовно-нравственного преуспеяния самарян: «апостолы, услышавши, что самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, пришедши, помолились о них... возложили руки на них, и они приняли Духа Святого» ( Деян.8:14–17 ; ср. Деян.19:5–6 ). Образ совершения миропомазания Первоначально апостолы совершали это таинство через возложение рук ( Деян.8:14–17, 19:5–6 ), а затем, с умножением числа верующих, употребляли по внушению Святого Духа для сообщения крещаемым даров Его помазание миром. «Вы имеете помазание [χρσμα – мазь, масло, помазание (действие)] от Святого... помазание, которое вы получили от Него» ( 1Ин.2:20, 27 ). «Утверждающий же нас с вами во Христе (удостоверяющий нас в неложности обетований о Христе) и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (как бы в задаток, а прочее получим в будущей жизни – 2Кор.1:21–22 ). В приведенных местах говорится о внутреннем, просветительном действии Святого Духа на верующих; но наименование этого действия помазанием, которое верующие приняли и о котором знали, заставляет предполагать, что это благодатное действие Святого Духа было – соединено с видимым общеизвестным знаком помазания и через него было им сообщено.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Искусственность этой теории доказывается тем фактом, что сохранившиеся от эпохи ранней Церкви описания Таинства Крещения включают и возложение рук епископа, и Миропомазание, совершаемое епископом. В «Апостольском предании» Ипполита Римского, как мы видели, указывается, что сразу же после Крещения епископ возлагает на новокрещеных руку, произнося молитву о ниспослании на них Святого Духа. После этого он наливает в руку миро (елей), снова возлагает руку на голову новокрещеного и помазывает ему лоб . Таким образом, возложение руки епископа отнюдь не заменяется Миропомазанием: совершаются оба действия, знаменующие собой схождение на новокрещеного Святого Духа. Действительно,  при жизни апостолов сошествие Святого Духа ассоциировалось с возложением рук , которое рассматривалось как дополняющее Крещение. В Деяниях повествуется о группе самарян, которые были крещены во имя Иисуса, но ни на одного из них не сходил еще Святой Дух. К ним были посланы Петр и Иоанн, которые, придя, помолились о них и возложили на них руки, после чего они «приняли Духа Святого» (Деян. 8:14–17). Этот рассказ свидетельствует о том, что Крещение не рассматривалось достаточным для дарования Святого Духа, для которого требовалось дополнительное священнодействие – молитва и возложение рук апостолов. В рассказе не упоминается помазание миром. С другой стороны, помазание неоднократно упоминается в апостольских посланиях. Обращаясь к христианам, апостол Иоанн говорит: «Вы имеете помазание от Святого… Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает» (1 Ин. 2:20, 27). Апостол Павел пишет Коринфянам: «Утверждающий нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2 Кор. 1:20–21). Здесь помазание можно понять в переносном смысле – как благословение Божие, как внутреннее воздействие Духа Божия. Однако вовсе не следует исключать того, что действие Святого Духа внешне выражалось через помазание миром. Именно так понимали слова Павла позднейшие отцы Церкви . Формула «печать дара Духа Святого» тоже основана на словах апостола Павла.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=110...

После всего сказанного ясно, что несправедливы те, которые считают недействительными таинства, совершенные священнослужителями, не выдающимися по вере и благочестию среди других христиан. Конечно, совершители таинств должны особенно заботиться о вере и благочестии, опасаясь праведного гнева Божия за беспечность и небрежность в исполнении своих священных обязанностей, но от их личного недостоинства или достоинства нисколько не зависит сила действия благодати в таинствах. Если бы действие благодати в таинствах было связано с достоинством или недостоинством совершителей таинств, тогда мы должны были бы сказать, что Иисус Христос действие таинств, от которых зависит вечное спасение верующих, поставил в зависимость от личного достоинства совершителей таинств. В таком случае никто не мог бы знать, совершено ли над ним таинство подобающим образом или нет, ибо никто не знает личных достоинств совершителя таинств. Поэтому мы должны признать, если и недостойный, по своим личным качествам, священнослужитель, но имеющий на это право и полномочие, совершает правильно таинства, то последние не теряют своей силы и значения. Совершенно иное должно сказать о принимающем таинства. От принимающего таинства требуется соответствующее приготовление и от такого или иного приготовления зависит сила благодатного действия таинств. В православной христианской Церкви семь таинств. В Слове Божием о семи таинствах более или менее ясно говорится в следующих местах: О Крещении: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие» ( Ин.3:5 ). О миропомазании: «тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого» ( Деян.8:17 ). О причащении: «И возблагодарив, преломил и сказал: примите, ядите, сие есть тело Мое, за вас ломимое, сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей крови, сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание ( 1Кор.11:24–25 ). Кроме того ясно говорится у Евангелистов: Мф.26:26–28 ; Мк.14:22–24 ; Лк.22:17–20 о покаянии: «кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся» ( Ин.20:23 ); о Священстве: «дунул, и говорит им: примите Духа Святого» ( Ин.20:22 ); «не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» ( 1Тим.4:14 ). О браке: «оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей и будут два одною плотию, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» ( Мф.19:5 –бет.); «мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее ( Еф.5:25 ). О елеосвящении: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне ( Иак.5:14 ; Мк.6:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010